?

"Учение Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады". Часть 2.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 110. Опубликовано: 8-03-2023, 16:19

Учение Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Нью-Джерси, 16 июля 1996 г.

Часть 2

 

Шрила Гурудев (Ш.Б.Нараяна Госвами): [Обращаясь к преданному]: Вы можете прочитать перевод и комментарий.

Преданный [читает]: «Суть всех наставлений состоит в том, что следует использовать всё своё время, двадцать четыре часа в сутки, для воспевания и памятования божественного имени Господа, Его трансцендентной формы, качеств и вечных игр, тем самым постепенно занимая свои язык и ум. Следует жить во Вриндавана-дхаме и служить Кришне под руководством преданных таким образом. Следует идти по стопам возлюбленных преданных Господа, глубоко привязанных к преданному служению Ему.

Комментарий: Поскольку ум может быть как нашим врагом, так и другом, следует тренировать свой ум, чтобы он стал нашим другом. Движение Сознания Кришны предназначено для тренировки ума, чтобы ум всегда был занят служением Кришне.

Шрила Гурудев: Каково значение этой шлоки?

Преданный: Шрила Рупа Госвами говорит здесь, что суть садханы или практики сознания Кришны состоит в том, чтобы всегда думать о Кришне и никогда Его не забывать. В этом заключён смысл движения сознания Кришны.

Шрила Гурудев: Всегда помнить о Кришне, двадцать четыре часа в сутки!

Преданный: В течение двадцати четырёх часов.

Шрила Гурудев: Когда преданный будет занят служением Кришне двадцать четыре часа в сутки, у него не будет времени на критику. У него не будет времени думать о мирских вещах, не будет за что бороться, он не будет думать, чем ему управлять, при условии, если он постоянно будет занят бхаджаном, как Шрила Харидас Тхакур, Шрила Сварупа Дамодар Госвами, Шри Рай Рамананда Прабху или как Шрила Рупа Госвами.

хе радхе! враджа-девике! ча лалите! хе нанда-суно! кутах
шри-говардхана-калпа-падапа-тале калинди-ванйе кутах
гхошантав ити сарвато враджа-пуре кхедаир маха-вихвалау
ванде рупа-санатанау рагху-йугау шри-джива-гопалакау

«Я совершаю вандану (молитву) Шести Госвами, которые плача, непрестанно взывают: "Хе Радхе! О царица Вриндавана! Где Ты? О Лалита! О сын Махараджи Нанды! Где же Ты? Сидите ли вы под деревьями калпа-врикша у Шри Говардхана? Или бродите по рощам вдоль мягких песчаных берегов Калинди?" Шесть Госвами постоянно рыдали, были подавлены и страдали от чувства величайшей разлуки, когда бродили по Врадже» («Шри Шад-госвами-аштака», 8).

Если человек молится таким образом, он никогда не будет обязан что-либо делать постороннее. Его ум сразу же будет находиться под контролем. Он не будет чувствовать в своём уме, что должен тяжело работать день и ночь, он не будет думать ни о чём, кроме кришна-катхи. Он никогда не бросит слушание кришна-катхи и воспевание кришна-намы. Что же он будет воспевать?

агхадамана-йашода-нанданау нанда-суно
камала-найана-гопи-чандра-вриндаванендрах
праната-каруна-кришнав итй анека-сварупе
твайи мама ратир уччаир вардхатам намадхейа

«О Нама (святое имя)! Пусть моя любовь к Тебе во множестве Твоих форм, таких как Агха-дамана, Яшода-нандана, Нанда-суна, Камала-наяна, Гопи-чандра, Вриндаванендра и Праната-каруна, всегда возрастает» («Шри Кришна-намаштака», 5).

Он будет думать только о Шри Радхе-Кришне: «Хе Кришна!» В то же время он не будет удовлетворён тем, что зовёт Кришну, просто произнося Его имя «Кришна». Он не будет удовлетворён даже тем, что призывает Кришну со словами: "хе кришна, каруна-синдху" (океан милости), затем "дина-бандху" (друг страдающих), а затем "джагат-пате" (О Джаганнатха!). Так, взывая к Кришне, он остаётся неудовлетворённым. Даже когда он говорит: "Гопеша", он по-прежнему не удовлетворён. Ему чего-то не хватает. Затем, когда он произносит: "Гопеша гопика-канта", он становится удовлетворённым, но не полностью. И только когда, наконец, он говорит: "Гопеша, гопика-канта, радха-канта намо 'сту те", только тогда он полностью удовлетворяется – радха-канта намо 'сту те.

Радха-канта, Радха-рамана, Радха-валлабха, Радха-Говинда, Радха-Мадана-мохан, Радха-Гопинатх, Радха-Шьямасундар, Радха-Расабихари, Радха-Мадхава – эти имена удовлетворят живое существо больше всего. Мы должны воспевать эти имена. Но кто будет их воспевать? Воспевать будет тот, у кого есть милость Шри Чайтаньи Махапрабху, милость Шри Рупы и Санатаны. Такой человек не позволит своему уму заниматься чем-либо посторонним, он откажется от всего этого. В этом мире нечем управлять, нечего контролировать, нечего, нечего. Таким был Свамиджи! Мы должны стараться принять его наставления, его учение.

[Обращаясь к преданному]: Продолжай.

Преданный [продолжает читать]: «Ум содержит сотни и тысячи впечатлений, полученных не только в этой жизни, но и во многих, многих жизнях в прошлом».

Шрила Гурудев: Вы должны постараться глубоко проникнуть в эти наставления. Эти наставления являются сутью всех Вед, Упанишад, «Бхагавад-гиты», «Шримад-Бхагаватам» и всех остальных священных писаний. Однако, мы не пытаемся погрузиться в эти наставления. Мы должны стараться следовать им и практиковать на их основе.

[Обращаясь к преданному]: Продолжай.

Преданный [продолжает читать]: «Эти впечатления иногда сливаются с другими впечатлениями, тем самым создавая противоречивые картины. Таким образом, деятельность ума может стать опасной для обусловленной души. Студенты, изучающие психологию, знают о различных трансформациях ума.

В «Бхагавад-гите» (8.6) сказано:

йам йам вапи смаран бхавам
тйаджатй анте калеварам
там там эваити каунтейа
сада тад-бхава-бхавитах

«О сын Кунти! О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, такого состояния он непременно достигнет в следующей жизни».

Шрила Гурудев: Это очень хорошая шлока. Вы должны стараться понять смысл и суть «Бхагавад-гиты». Примером, иллюстрирующим эту шлоку, является Бхарата Махарадж, который в момент смерти думал об олене и вследствие этого родился оленем. Если мы всегда повторяем имена Кришны, всегда думаем о Кришне, Вриндаване, гопи и гопах, Нанде, Яшоде, сакхах, таких как Субал, Шридам и Мадхумангал, если мы всегда думаем о них, то почему мы не станем такими, как они? Как гопы и гопи? Если Бхарата Махарадж, помня об олене, стал оленем, то почему мы не станем как гопы и гопи, если всегда будем думать о них? Несомненно, это произойдёт. Такое памятование называется ашта-калия-лила-смарана.

Мы не знаем всех этих вещей, но высокомерно считаем себя уттама-вайшнавами, даже маха-уттама-вайшнавами. Мы должны постараться осознать, что на самом деле мы ничего из себя не представляем, мы просто никто. Мы должны думать, что не достигли уровня даже каништха-вайшнава. Я говорю о себе, а не о других.

Мы должны знать, что у нас нет такой ништхи, как у Шрилы Харидаса Тхакура. Нас преследует множество страхов и грядущих опасностей. Шрила Харидас Тхакур сказал своим палачам: «Даже если вы разрубите моё тело на тысячи кусков, я не смогу отказаться от воспевания харинамы». Видя непоколебимую решимость Шрилы Харидаса Тхакура, его мучители избивали его на двадцати двух рынках, и казалось, что Шрила Харидас Тхакур должен был уже умереть. Однако, он продолжал воспевать, и все его кости громко резонировали в такт повторения, издавая звук харинамы. Через некоторое время мучители Шрилы Харидаса Тхакура взмолились ему: «Ты должен умереть». Шрила Харидас Тхакур сказал: «О да, я должен умереть».

Тогда Шрила Харидас Тхакур вошёл в состояние самадхи, и палачи взяли его, казалось бы, безжизненное тело, и бросили его в воды Ганги. Однако чуть позже Шрила Харидас Тхакур вышел из Ганги, преисполнившись энергии, и продолжил громко воспевать Харе Кришна маха-мантру. Тогда его мучители провозгласили Шрилу Харидаса Тхакура "богоподобной, божественной личностью".

Вот это называется ништха. Но, к сожалению, у нас нет даже ништхи, поэтому мы поступаем в университеты, чтобы чему-то там научиться. Я знаю, что если человек читает книги Свамиджи, у него не будет необходимости ходить в колледж, университет или куда-то ещё. В "колледже Свамиджи" есть всё. Я думаю, что только те, у кого нет веры в наставления Свамиджи, и кто хочет побольше заработать денег, пытаясь удовлетворить свои скрытые мотивы, только такие люди идут учиться в колледжи. Это значит, что они даже не прикоснулись к наставлениям Свамиджи(1). Шри Чайтанья Махапрабху сказал: парам виджайате шри кришна санкиртанам. Он также сказал:

харер нама харер нама харер нама эва кевалам
калау насти эва насти эва насти эва гатир анйатха

«Имя Хари, имя Хари, имя Хари – вот единственный путь. В век Кали нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути для достижения конечной, высшей цели» («Брихад-нарадия Пурана»).

Мы знаем, что кришна-према – это прайоджана. Гопи-према, вираха-према – это тоже прайоджана. Мы это хорошо знаем. В университетах и колледжах преподаватели не могут дать подобное, потому что их настроения диаметрально противоположные. Они атеисты. Мы не можем получить таких настроений также в обществе майявади. Мы не можем получить таких устремлений в обществе Шри Пракашананды Сарасвати или Шри Сарвабхаумы Бхаттачарьи, они не могут даровать таких настроений. Они дадут это только тогда, когда приходят в соприкосновение с лотосными стопами Шри Чайтаньи Махапрабху, а иначе никак.

Шри Чайтанья Махапрабху сказал Шри Пракашананде Сарасвати: «Мой гуру дал Мне одну шлоку: харер нама харер нама. Он сказал Мне, что Я большой глупец и неуч. Он сказал Мне помнить эту шлоку и воспевать харинаму. Он также дал Мне гопала-мантру, и велел помнить её всегда. Помятуя об этих мантрах (харе кришна маха-мантру и гопала-мантру), Я схожу с ума, падая на землю. Я смеюсь и катаюсь по ней, как безумный».

Вот в чём состоит миссия Шри Чайтаньи Махапрабху. Мы должны иметь твёрдую веру в то, что святое имя может дать всё, но общение (садху-санга) также необходимо каждому. Свамиджи пришёл для того, чтобы дать всё это. Он написал обо всём этом в своих книгах.

Преданный: Я прочитаю перевод стиха: йам йам вапи смаран бхавам: «О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, такого состояния он непременно достигнет».

Комментарий: В момент смерти ум и чувства живого существа создают тонкую форму определённого типа тела для его следующей жизни. Ум может внезапно думать о чём-то не очень подходящем, и тогда живое существо должно принять соответствующее рождение в следующей жизни. С другой стороны, если живое существо может думать о Кришне в момент смерти, оно будет перенесено в духовный мир, на Шри Голоку, во Вриндаван.

Шрила Гурудев: Вот это самое важное. Мы никогда не читаем про это. Мы упускаем эту мысль. Мы должны стараться погружаться в смысл прочитанной шлоки, пытаясь понять её суть.

[Обращаясь к преданному]: Продолжай.

Преданный [продолжает читать]: «Этот процесс трансмиграции (переселения) души очень тонкий. Поэтому Шрила Рупа Госвами советует преданным тренировать свой ум, чтобы он стал неспособным помнить ни о чём, кроме Кришны. Язык нужно приучать говорить только о Кришне и вкушать только кришна-прасад. Шрила Рупа Госвами советует далее: тиштхан врадже, нужно жить во Вриндаване или в любой части Враджи. Враджа, или земля Вриндавана, занимает площадь восемьдесят четыре коши. Одна коша равна двум квадратным милям. Когда человек поселяется во Вриндаване, он должен найти там прибежище у продвинутого преданного».

Шрила Гурудев: Это тоже очень важный момент! Одно лишь воспевание имени Кришны ничего не даст. Воспевание и памятование будут истинными, только если у человека есть общение с вайшнавами, которые более возвышены, чем он сам, и если он живёт в их окружении под их руководством, практикуя воспевание и памятование. Только тогда воспевание и памятование этого человека будут истинными, а иначе нет.

Если мы не находимся в обществе истинного вайшнава, то мы можем стать майявади, тогда к нам может прийти освобождение. Мы можем быть счастливыми в этом мире, веселясь и занимаясь всякими другими делами. Можем получить здесь множество больших, огромных зданий (храмов). Можем даже попасть на Сваргу, в рай. Но не во Врадж. Мы можем попасть на Вайкунтху и обрести там четыре вида освобождения, но мы не сможем попасть во Врадж! Не сможем также попасть и в Навадвипу-Шветадвипу. Итак, Свамиджи объясняет эти тонкости.

Преданный [продолжает читать]: «Нужно всегда таким образом думать о Кришне и Его играх. Шрила Рупа Госвами объясняет это более подробно в «Шри Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.294):

кришнам смаран джанам часйа
прештхам ниджа-самихитам
тат-тат-катха-ратас часау
курйад васам врадже сада

«Преданный должен постоянно помнить о Шри Кришне вместе с Его самыми дорогими спутниками, за которыми он решил следовать. Неизменно живя во Врадже, он должен привязаться к постоянному слушанию о них. Если человек не может жить во Врадже телом, ему следует жить во Врадже умом».

Преданный должен всегда проживать в трансцендентной обители Враджа и постоянно заниматься кришнам смаран джанам часйа прештха, то есть памятованием о Шри Кришне и Его возлюбленных спутниках. Согласившись идти по стопам Его спутников и отдав себя под их вечное руководство, можно обрести сильное желание (лобху) служить Верховной Личности Бога.

Далее в «Шри Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.295) Шрила Рупа Госвами говорит:

сева садхака-рупена сиддха-рупена чатра хи
тад бхава липсуна карйа враджа локанусаратах

«Желая обрести определённую бхаву вечных спутников Кришны, следует вплотную следовать по стопам определённого спутника Кришны, живущего во Врадже. Под его руководством следует всегда быть занятым служением, как в своём внешнем теле садхаки, так и внутренне, посредством своего совершенного духовного тела (сиддха-деха)».

В трансцендентной обители Враджи живое существо должно служить Верховному Господу, Шри Кришне, с настроением, подобным настроению одного из Его вечных спутников. Живое существо должно встать под прямое руководство конкретного спутника Кришны и следовать по его стопам. Этот метод применим как на стадии садханы (духовной практики), так и на стадии сиддхи (духовного совершенства)».

Шрила Гурудев: Мы не должны думать: «Мы сейчас не квалифицированы действовать таким образом, и только когда мы выйдем из-под влияния иллюзорной энергии, майи, и освободимся, только тогда мы сможем так действовать». Нет. Шрила Рупа Госвами даёт эти наставления для тех, кто находится на стадии садханы. Какой садханы? Садханы-бхакти, которая является результатом практики шраванам киртанам вишнох смаранам. Мы должны практиковать это с первого дня своего духовного посвящения, с самого начала, но, к сожалению, нас это не интересует.

Мы должны стараться развивать своё сознание Кришны – это и есть миссия. Мы должны следовать всему этому. Если мы будем следовать этим указаниям, то не сможем оставаться на начальных уровнях бхакти. У нас будет потребность развивать своё подлинное сознание Кришны, от каништхи к мадхьяме, от мадхьямы к уттаме. В чём же состоит наша цель? Наша цель – это кришна-према – служить Кришне, служить Нитьянанде Прабху и Шри Гаурачандре.

[Обращаясь к преданному]: Продолжай.

Преданный [продолжает читать]: «Этот метод применим как на стадии садханы, так и на стадии сиддхи».

Шрила Гурудев: Что означает «стадия рабства»?

Преданный: Это означает «пока мы остаёмся обусловленными душами».

Шрила Гурудев: Это написано для обусловленных душ. Мы должны знать эти факты. Это написано не для освобождённых душ. Освобождённые души уже освобождены, у них уже есть все эти добродетели. Тогда зачем им практиковать? У них нет необходимости развиваться в садхане. Их практика предназначена только для нас – от самого начала и до уровня бхава-авастха. Шрила Рупа Госвами не даёт наставления тем, кто находится на уровне бхава-авастха, он говорит это для низших классов, практикующих садхану (садхана-абхасу), которые находятся пока на стадии материального рабства.

Независимо от того, есть ли у нас гнев, вожделение или что-то ещё, что у нас может быть на этой стадии, по мере продвижения в бхакти наши ум и сердце будут очищаться. В противном случае нам сначала придётся очистить своё сердце, отказаться от всех нежелательных вещей, а затем ждать, пока бхакти не озарит нас. Такой менталитет никогда не приведёт к бхакти, даже после тысячи тысяч рождений. К нам будет приходить столько бхакти, сколько мы будем воспевать харинаму, сколько мы будем общаться с вайшнавами, более возвышенными, чем мы. Сколько мы будем помнить об играх Кришны, всегда читая шастры, почитая вайшнавов, всегда служа святому духовному учителю и стараясь прикоснуться к наставлениям и сердцу своего возлюбленного гурудева, ровно столько бхакти и будет приходить к нам. Бхакти изгонит из нашего сердца всю грязь, всё дурное, кришна-пратикул. Так, мы будем квалифицированными. В этом состоит миссия.

Вероятно, время, отведённое для нашей лекции, подошло к концу. Я очень рад, что приехал сюда, чтобы выразить своё почтение и предложить пушпанджали лотосным стопам моего шикша-гуру, Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа. Я очень рад, что побывал на Второй авеню, 26, где раньше жил Свамиджи, где он давал лекции, где присоединились первые преданные, где действительно был основан ИСККОН. Иногда он сидел там и давал дикшу или харинаму. Теперь, я тоже побывал в этом месте и увидел места игр Свамиджи. Там я выразил ему своё почтение.

Я так счастлив! Свамиджи очень рад встретить меня здесь. Свамиджи всегда находится здесь, не только в Индии, не только во Вриндаване. Он может проявить своё тело в тысячах тысяч форм повсюду, он может быть в сердце каждого ученика, в сердце каждого чистого последователя. Свамиджи может проявить своё тело во Вриндаване, Навадвипе и многих других местах, потому что его тело не материально, а духовно (2). Я молюсь у его лотосных стоп, чтобы однажды я смог коснуться их пыли, чтобы я смог осознать все его наставления и применить их в своей жизни. Я также молюсь, чтобы он даровал свою милость всем, чтобы каждый смог узнать, в чём заключаются его слава и величие.

Я знаю, что он пребывает со мной в дружеских отношениях и всегда одаривает меня своей милостью. Это он призвал меня сюда, в западные страны, которых он коснулся своими лотосными стопами и тем самым благословил. Это он привёл меня на Вторую авеню, 26, где сознание Кришны впервые коснулось берегов стран Запада.

Гаура премананде! Хари харибол! 

Также я встретил здесь своего старого друга, Шри Дханурдхару Махараджа (из ИСККОН). Он очень милостив ко мне. Он всегда помогал мне, особенно когда я посещал храм ИСККОН Шри Кришны-Баларамы во Вриндаване. Иногда он приходил встретиться со мной, вместе с Тамал Кришной Свами, Гирираджем Махараджем и другими преданными. Я помню те дни. Я думаю, что они мои вечные друзья, что они всегда окажут мне милость и всегда помогут в развитии моей бхакти.

Гаура премананде! Хари харибол! 

Преданный: Мы благодарим Шри Шримад Бхактиведанту Нараяну Махараджа за то, что он посетил нас и увидел наши любимые Божества, а также за его рассказ о славе нашего Шрилы Прабхупады.

Шрила Гурудев: Я в долгу перед всеми вами за то, что вы меня пригласили. Я очень горжусь тем, что увидел места, которые посетил Свамиджи. Если я сделал что-то не так, вы можете простить меня в соответствии со своей квалификацией.

……………………………………………….

1) Речь идёт о тех санньяси ИСККОН, которые, получив санньясу, пошли учиться в кармические образовательные учреждения.

2) Духовное тело – признак уттама-адхикары.

 

Перевод: Рамана Манджари д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж