?

Вришабхану-нандини.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 226. Опубликовано: 14-03-2023, 17:44

Вришабхану-нандини

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Отрывок из лекции, прочитанной в г.Мервилламба, Австралия

31 декабря 1998г.

Опубликовано в журнале «Лучи Хранителя Гармонии», № 5, 1999 г.

Из книги «Шри Радха – наше высшее прибежище»

 

В вайдхи-бхакти, или преданном служении с соблюдением правил и предписаний, особое место занимает поклонение Божеству (арчана). Запишите все эти аутентичные моменты. Кто-то может служить Радхе и Кришне, совершая арчану и так далее, однако, поклоняясь в соответствии с вайдхи-маргом [путём, который обычно ведёт на Вайкунтху], человек не попадёт на Вайкунтху. Куда же он отправится?

Если он обрёл освобождение и достиг совершенства (сиддха), то отправится в ту часть Голоки, где присутствуют великолепие (благоговейное почитание) и свакия-бхава (супружеская любовь). Там нет никакой паракии (игры возлюбленных, не состоящих в браке). Это похоже на Вайкунтху, где так много великолепия и где царит свакия-бхава. В этой части Голоки преданный служит [с благоговением] вот так [Шрила Гурудев склоняет голову и складывает молитвенно ладони]. Они будут обращаться к Радхе и Кришне: «О Прабху», – именно так обращаются к Лакшми и Нараяне. Но [поскольку это всё-таки поклонение Радхе и Кришне] они находятся не на Вайкунтхе, а в той части Голоки, которая располагается на границе, по периметру Враджа-мандалы, Гокулы или Вриндавана.

Однако те, кто совершают арчану Радха-Кришне, следуя путем рагануги (спонтанной любви), отправятся во Вриндаван, в самое сердце Голоки, и будут служить Радха-Кришне, Божественной Чете, в уннатодджвала-расе (расе, являющей наивысшее сияние любви).

Те, кто поклоняются Радхе и Кришне без настроения уннатодджвала-расы, не будучи под руководством какой-либо гопи, отправятся в Матхуру или Двараку на Голоке. Что они будут там делать? Будут совершать служение подобно Сатьябхаме, которая является проявлением Радхики. Такие личности будут служить там Сатьябхаме и Кришне.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур милостиво объяснил все эти истины. Тот, кто стремится практиковать рагануга-бхакти, должен их знать.

Вы также должны знать, что Голока состоит из трёх частей: 1) Вриндавана, Гокула и Врадж – все они из одной и той же категории; 2) Дварака; 3) Курукшетра и остальные места.

Шримати Радхика также имеет три аспекта. Она одна и та же Радхика [во всех трёх Своих аспектах], но Её настроение в каждом месте иное. Эти аспекты таковы: Вришабхану-нандини, Радхика-вийогини и Радхика-самйогини.

Кто такая Вришабхану-нандини? Шримати Радхика всегда с Кришной – всегда! Они никогда не расстаются, хотя настроение разлуки иногда возникает, если Шримати Радхика находится в мане (настроении ревнивого гнева), или когда Кришна отправляется пасти коров, или когда Радхика чувствует према-вайчиттью (разлуку с Кришной, даже находясь рядом с Ним). Только в это время [иногда возникает настроение разлуки]. Но Кришна и Радхика всегда вместе. Поэтому Вришабхану-нандини разлуки никогда не чувствует. Это нитья-лила, вечные игры. Нитья-лила продолжается от утра и до утра, от нишанта-лилы (предрассветные игры в последнюю часть ночи) и до всех остальных лил, проходящих в течение суток. Понимаете? Там нет наймиттика-лилы.

 

Три дхамы

Есть три локи (проявления) дхамы. Первая – это праката-дхама, когда дхама и её игры полностью проявлены в этом мире. Вторая – апраката-лила-стхала (духовный мир), где Кришна и Радха совершают Свои нитья-лилы (вечные игры). И третья – дришьямана-дхама, то есть Вриндаван на земле, который мы видим сейчас.

В настоящее время мы не можем видеть Кришну и Радху, и не можем видеть Их игры. Что мы видим? Кого мы видим? Поскольку мы покрыты майей, мы не можем видеть никаких игр. Но мы можем услышать об Их играх, а затем понять, например, что это тот же самый Говардхан, который поднял Кришна, это та же Ямуна из игр Кришны. Это называется дришьямана, то есть нынешнее видение, то видение дхамы, которым мы обладаем сейчас.

Что такое праката-дхама? Когда Кришна вместе со всеми Своими спутниками нисходит сюда, Враджа-дхама также нисходит с Голоки Вриндаваны. Хотя обе – и праката-дхама, и апраката-дхама – неотличны друг от друга и между ними нет разницы, тем не менее, в то же время между ними разница существует.

Во время праката-лилы Кришны, когда Он пришёл в этот мир и играл здесь, Йога-майя соединила эту землю с тем трансцендентным местом игр [в духовном мире]. Тогда красота этого места, Вриндавана-дхамы, была просто великолепной! Все нитья-сиддхи (вечно освобождённые души) и садхана-сиддхи (души, которые обрели совершенство благодаря садхане), могли отправиться туда и увидеть Радху и Кришну. Все практикующие садхаки, а также те, кто достиг бхавы, могли прийти туда.

Ещё одно отличие в том, что хотя Вриндаван этого мира и неотличен от трансцендентной дхамы, – наши глаза всё же материальны и покрыты майей. Другими словами, поскольку Йога-майя покрывает дхаму, мы её увидеть не можем. С другой стороны, преданный высочайшего уровня иногда мельком может увидеть апраката-лилу.

В той  апраката-лиле нет игр с рождением Кришны. Как нет и Абхиманью, мужа Радхики, и Кришна там никогда не уезжает в Матхуру и Двараку из Вриндавана. Там существует лишь настроение, концепция (абхиман) подобных игр. К примеру, все во Вриндаване обладают пониманием, что Яшода родила сына, Кришну. Но там нет джанмы, т.е. во Вриндаване не происходит игра Его рождения. Там присутствует только Нава-кишор, натавара мурти Кришна(2) и Радхика.

Это основа и сущность апраката-вриндавана. В апраката-вриндаване существует лишь идея о том, что Кришна уехал в Матхуру и Двараку. В это время враджаваси думают: «О, эта разлука так тяжела! Мы не можем её вынести!»

Однако в праката-лиле (т.е. играх Кришны в одной из материальных вселенных) все эти концепции принимают осязаемую форму. В апраката-лиле Шримати Радхика думает: «Я замужем за Абхиманью – но это всего лишь настроение, концепция, сотворённая Йога-майей. Но в праката-лиле эта концепция обретает форму, и каждый может видеть Абхиманью, мужа Шримати Радхики.

Другими словами, в этой праката-дхаме, в праката-лиле каждый может увидеть, как Кришна рождается у Яшоды. В апракат, хотя самого по себе рождения и не происходит, все понимают, что Яшода родила ребёнка по имени Кришна. Они также считают, что Кришна уехал в Двараку, хотя на самом деле Он никуда не уезжал. Они скорбят: «О, Кришна ушёл! Он не должен был уходить. Я чувствую столь сильную разлуку с Ним!»

Точно так же, в апраката-лиле нет никакого Камсы, он остаётся лишь идеей. Враджаваси думают: «О, если Кришна отправится в Матхуру, Он сразится там с Камсой, Чанурой и Муштикой». На самом деле там нет ни Чануры, ни Муштики, есть только идея о них, созданная Йога-майей. Однако в праката-лиле эти концепции обрели осязаемую форму и стали Чанурой, Муштикой, Камсой, Джарасандхой и так далее.

Только самореализованная личность, в своём бхаджане достигшая уровня бхавы, может понять эти истины. Я рассказываю об этом в общих чертах, исключительно для тех, кто хочет продвигаться вперёд, для тех, у кого нет мирских желаний, и для тех, кто постоянно размышляет об этих темах. Я говорю обо всём этом, чтобы помочь понять эти темы. Это называется общением.

Человек, который всегда занят зарабатыванием денег, кто желает пратиштхи (т.е. имени, славы и остальных мирских достижений), кто постоянно занят поиском средств к существованию, не сможет ясно понять эти принципы. Тем не менее, я описываю их. Я знаю, что преданные высокого уровня очень редки, но всё же говорю на эти темы, для того, чтобы вы их услышали. В будущем вам может посчастливиться достичь [Голоки Вриндаваны].

Итак, нет никакой разницы между Вриндаваном, проявленном в материальной вселенной (праката), и Вриндаваном духовного мира (апраката). Однако наши глаза, покрытые маха-майей, увидеть этого не смогут. Мы не реализовали концепцию апраката-лилы, знаем только праката-лилу. Все лилы в праката-лиле, между тем, существуют и в апраката-лиле, и поэтому там также присутствует паракия-лила. Первопричина её находится там. Её извращённое отражение появляется в этом мире [в виде материальных внебрачных отношений].

 

Три аспекта Радхики

У Радхи есть три аспекта. В Своём проявлении, известном как Вришабхану-нандини, Шримати Радхика никогда не разлучается с Кришной. Мы можем думать об Их играх как о нитья-лила ашта-прахаре [вечных играх, делящихся на восемь периодов длиной по три часа]. Мы можем, например, думать, как Шри Радха встречается с Кришной и служит Ему в нишанта-лиле, об играх Радхи-Кришны, происходящих в последнюю часть ночи, перед рассветом.

За нишанта-лилой следует пратах-лила – это игры происходящие ранним утром, затем проявляется пурвахна-лила, предполуденные игры. В это время Кришна собирается пасти коров, а Шримати Радхика и остальные гопи выходят и занимают удобные места, чтобы посмотреть на Него. Затем Кришна отправляется на пастбище, а гопи идут на Радха-кунду и Кусум-саровару, чтобы там встретиться с Ним. Они совершают игры на Сурья-кунде и в других местах. Они крадут вамши у Кришны, а Он ищет её повсюду: «О! Где же Моя вамши? Где Моя вамши?! Она у тебя? У тебя? О, она у тебя? Я буду её искать и выясню, Ты её брала, или нет!» А иногда они играют в азартные игры. Шримати Радхика побеждает Кришну, и все гопи хлопают от радости в ладоши. Позже, когда Кришна возвращается домой из леса, все гопи приходят в Яват, они смотрят на Кришну и совершают ему арати краешком своих глаз, искоса бросая на Него свои взгляды.

Потом они совершают саям-калия-лилу (игры в сумерках). В это время Кришна, слегка поужинав, отправляется доить коров, а гопи наблюдают за этой прекрасной сценой. Затем Шримати Радхика в Явате что-нибудь готовит и посылает угощение в Нандагаон, а Кришна в Нандагаоне, вместе с отцом, всеми Своими дядями и друзьями принимает этот прасад. То, что остаётся, посылают обратно Шримати Радхике. Позже, когда наступает полночь, Радха и Кришна встречаются снова.

Таким образом, Они никогда не разлучаются друг с другом. За исключением тех случаев, когда Кришна идёт пасти коров и когда Шримати Радхика находится в мане, или испытывает према-вайчиттью.

Итак, Радхика, которая всегда находится вместе с Кришной – это Вришабхану-нандини. Когда же Кришна отправляется в Матхуру, Она проявляется как Вийогини. На самом деле, Вийогини Радха является проявлением той же [Вришабхану-нандини] Радхики. После Матхуры Кришна отправляется в Двараку, и Вийогини Радха переживает разлуку, Она скорбит: «Где Кришна?» Она постоянно плачет в разлуке с Ним – иногда на Уддхава-кьяри, а иногда в других местах. Но такое происходит только в праката-лиле и никогда в апраката-лиле.

В апраката-лиле существует лишь идея, представление о том, что Кришна покинул Вриндаван. Игр с отъездом Кришны там не происходит. Это связано с тем, что на Голоке Кришна не покидает Вриндаван – ни навеки, ни на 108 лет. Никогда! Это скорее похоже на сон, который видят жители Вриндавана, и в этом сне они думают: «О, Кришна уехал».

Третий аспект Радхики – Самйогини Радхика. В этом проявлении Радхика покидает Вриндаван и отправляется на Курукшетру встретиться с Кришной и привести Его назад.

Вам следует понять, что Вришабхану-нандини и Вийогини Радхика никогда не покидают Вриндаван. Никогда, никогда, никогда. Подобно тому, как Враджендра-нандана Кришна и Рохини-нандана Рама (Баларама) вечно играют во Вриндаване, не покидая его ни на мгновенье, точно так же Вришабхану-нандини и Вийогини Радхика тоже никогда не покидают Вриндаван.

Однако Самйогини Радхика чувствует такую разлуку (вийогу), что отправляется на Курукшетру, чтобы привести Кришну обратно во Вриндаван. Такова Самйогини Радхика.

 

Три аспекта Махапрабху

Теперь я хочу перейти к играм Шри Чайтаньи Махапрабху. Я объяснил то, что касается Радхарани, приводя примеры, поэтому теперь вы можете понять природу Шри Чайтаньи Махапрабху. Чайтанья Махапрабху – это Кришна, принявший на Себя красоту и настроение Радхики. Другими словами, приняв Её канти и бхаву, Кришна явился в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, Шачинанданы Гаурахари.

По этой причине у Шри Чайтаньи Махапрабху также есть три аспекта. Махапрабху всегда пребывает в Навадвипе. Всегда! Он никогда не покидает её. Вот почему Навадвипу называют Вриндаваном.

В Навадвипе есть девять островов с двенадцатью лесами Враджа: Вриндаван, Мадхуван, Талаван, Кумудаван, Бахулаван, Камьяван, Кхадираван, Бхадраван, Бхандираван, Билваван, Махаван и Лохаван. Помимо этого также на них присутствует двенадцать упаван (подлесков) и двенадцать адхиван. Эти тридцать шесть ванов, лесов, находятся в Навадвипе. Однако в Навадвипе эти леса расположены не так, как во Вриндаване. Одни из них здесь, другие – там. Вриндаван, Кумудаван, Мадхуван, Талаван и остальные располагаются иначе, чем во Врадже.

Майяпур представляет собой сочетание Гокулы и Матхуры – мест, в которых Кришна родился, либо явился. А холм Говардхан находится на Коладвипе – там же, где расположен наш Девананда Гаудия Матх. Там находится раса-стхали (место танца раса). У Говардхана раса-лила высочайшая... Радха-кунда находится на Ритудвипе, а Бхандираван – на другом берегу Ганги, на Модадрумадвипе. Итак, все леса присутствуют там. Ни одного из этих лесов нет в Пури, и поэтому [именно] Навадвипа неотлична от Вриндавана.

Все вечные игры Махапрабху, совершаемые Им в течение восьми прахар, происходят в Навадвипе, и Он никогда не покидает её.

[Ещё одна причина, по которой Навадвипа неотлична от Вриндавана, заключается в том, что] во время игр Шри Чайтаньи Махапрабху, происходящих самым ранним утром, Он памятует о нишанта-лиле Радхи и Кришны и плачет. Затем, тоже утром, но чуть позже [примерно с 6:00 до 8:30], во время пратах-лилы (игр на рассвете) Чайтанья Махапрабху медитирует на игры Кришны и Радхи, происходящие в это время. Радха находится в Явате, а Кришна – в Нандагаоне, Они принимают омовение. Махапрабху постоянно медитирует на эти игры и плачет от переполняющих Его бхав. Затем, во время пурвахна-лилы (утренних игр), Он медитирует на игры, в которых Кришна отправляется пасти коров. Вся жизнь Махапрабху проходит таким образом.

На Шветадвипе, Голоке Вриндаване, эти лилы происходят вечно.

Здесь, в Навадвипе, которая проявлена в этом мире, лила Шри Чайтаньи Махапрабху называется праката, а там [в духовном мире] – апраката. Там [в апраката-лиле] Ему не нужно уходить в Пури, в Южную Индию или куда-либо ещё. Он просто совершает Свои ежедневные игры, происходящие в течение восьми периодов суток (ашта-калия-лилу). В апраката-лиле на Шветадвипе Он не совершает санньяса-лилу. Присутствует только сама идея об этом. Но здесь, в Навадвипе в этом мире, идея принимает осязаемую форму.

С одной стороны, Чайтанья Махапрабху принимает санньясу, но с другой – не может покинуть Навадвипу, как и Кришна никогда не может покинуть Вриндаван. Итак, кто же отправляется в Пури? Лишь особое проявление Чайтаньи Махапрабху. Это проявление идёт туда и принимает санньясу. Санньяса не является частью нитья-лилы. Вы понимаете? Это напоминает наймиттика-лилу (игры, время от времени происходящие в этом мире). Как?

Например, рождение Кришны в праката-лиле – это Его наймиттика-лила, и брачные обряды в Двараке – также наймиттика-лила. Но на [Голоке] Вриндаване существует только идея о том, что Кришна родился, что Он живёт в Двараке, что Он женился. Подобно этому, на Шветадвипе, в вечной обители Голоки, расположенной недалеко от Вриндавана, нет никакой санньяса-лилы. Есть только настроение, что Он принял санньясу. В этом мире данное настроение обретает форму и Чайтанья Махапрабху реально принимает санньясу, а также покидает Навадвипу, чтобы отправиться в Пури.

Что такое Пури? Это Дварака. Как это понять?

Субхадра не может прийти во Вриндаван. Сыновья Васудевы (так же как Баладев [из Двараки] и Сам Васудева-Кришна) не могут прийти во Вриндаван. Только в Пури Махапрабху играет роль санньяси. Где? В «Двараке». Зачем Чайтанье Махапрабху идти в Пури? Эта игра происходит только в праката-лиле, когда данное настроение проявляется, обретает форму. В апраката-лиле присутствует только представление о Шри Чайтанье Махапрабху, принявшем санньясу и отправившемся в Пури. Но здесь, в праката-лиле, это настроение обретает форму. И Он действительно принимает санньясу и уходит в Пури. Из Пури Он идёт в Шри Рангам, что находится в Южной Индии. Там Он встречается с Венката Бхаттой, Гопала Бхаттой и другими, а также разыгрывает множество игр. Затем Он идёт на Годавари-тату – берег реки Годавари, и там Он встречает Рая Рамананду.

Во время всех игр, происходивших в Пури, Чайтанья Махапрабху постоянно пребывал в настроении разлуки с Кришной. Он постоянно ощущал настроения Радхики, вкушал их.

Вы должны понять – это подобно тому, что я уже объяснил насчёт Кришны во Вриндаване. Махапрабху Дварака Пури является проявлением Махапрабху Навадвипы. В Навадвипе Он постоянно пребывает в Своей кишора-лиле, играх юности, и никогда не принимает санньясу. В Навадвипе Он рождается, играет с другими мальчиками и постоянно совершает санкиртану. Там вообще нет настроения айшварьи (благоговения и почтения). В Пури же, с другой стороны, игры наполнены величием (благоговением и почитанием). Далеко не каждый может там сблизиться с Махапрабху. Нужно сначала обратиться к Раю Рамананде и Сварупе Дамодару, попросить у них дозволения, а затем уже идти к Махапрабху. Что в этом месте делает Махапрабху? Он совершает игру великой айшварьи. Никто не способен на такое. Навадвипа-лила – это место Его наравата-лилы, а Пури – место Его айшварья-лилы.

В Южной Индии Он встречает Рая Рамананду и слушает его. Есть ли о чём слушать (т.е. узнавать) в Навадвипе?  Все Его игры там – это наравата-лила.

В Пури Его тело (из-за экстаза) иногда становится похожим на тело черепахи. Иногда Его руки и ноги удлиняются, суставы расходятся и только кожа удерживает их, и Он становится очень длинным. Это айшварья. Ни один человек не способен на подобное.

Итак, ещё одна причина, по которой навадвипа-лила подобна вриндавана-лиле, заключается в том, что это наравата-лила. Поэтому Навадвипа – высочайшая из дхам Шри Чайтаньи Махапрабху. А Пури, где в Гамбхире Он вкушает настроения Радхики, – вторая по важности.

Когда Махапрабху путешествует по Южной Индии, то Его настроение сравнивается с Самйогини Радхой. Почему Чайтанья Махапрабху отправляется в Южную Индию? Чем вызвана эта необходимость? В апраката-лиле Он туда никогда не ходит, никогда не оставляет Навадвипу. Однако во время праката-лилы Он отправляется в Южную Индию, и в это время Он уподобляется Самйогини Радхе.

Итак, мы должны постараться узнать всю эту сиддханту, все эти окончательные истины, а затем воспевать их и памятовать о них. Вы не должны отвлекаться на умственные спекуляции, пытаясь понять эту сиддханту, иначе майя запутает вас и собьёт с толку. Старайтесь больше воспевать. О чём бы я ни говорил, всё это не мои личные взгляды – я представляю авторитетное мнение гуру-парампары. Это редко раскрываемые истины! Занимаясь самостоятельными поисками, вы не сможете найти эти возвышенные истины. Однако я дал вам их суть и описал в общих чертах.

Через какое-то время вы забудете всё сказанное мной. Но те, кто удачлив, не забудут. Более того, хотя то, что я вам объясняю – чисто, вы не сможете воспринять это в чистом виде, в чистом смысле. Ваши материальные представления покроют ваше понимание. Вы попытаетесь понять их с помощью разума, но, пожалуйста, не стройте никаких домыслов. Старайтесь иметь полную веру, молитесь, чтобы эти истины милостиво проявились в вашем сердце. Эти факты истинны. Вы должны попытаться запомнить эти очень важные вещи, и тогда я продолжу рассказывать о них. Я не знаю, сможете ли вы реализовать все эти темы за десять или двадцать рождений, или за сотни, сотни тысяч рождений. Тем не менее, я описал их сейчас лишь в общих чертах.

……………………………….

1) Наймиттика буквально означает «деятельность, происходящая по какой-то причине». Поскольку этой причины в духовном мире не существует – другими словами, поскольку там нет демонов, никто не выступает против союза Радхи и Кришны, и поскольку Кришна никогда не покидает это место, таких игр там нет. Они существуют лишь как идея, как настроение.

2) Нава-кишор – вечно юный; натавара мурти – воплощение лучшего из танцоров.

3) Одна прахара – это временной промежуток примерно в три часа. Каждый день состоит из 8 прахар.

 

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж