"Сокровенное о бхавах Махапрабху".
Сокровенное о бхавах Махапрабху
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Навадвипа, Индия. Март 2007 г.
Из книги «Прогулки со святым. 2007»
Шрипад Падманабха Махарадж: Когда Шри Чайтанья Махапрабху танцевал в Шриваса-ангане и совершал другие навадвипа-лилы, Он исполнил три Своих [Шри Кришны] желания: шри-радхайах пранайа-махима кидришо ванайаива (1). Значит ли это, что Его путешествие в Пури и Годавари предназначалось для того, чтобы обучить джив следовать этому пути?
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Это не так. Он предавался сладостным играм в Навадвипе и вкусил все эти настроения [исполнив Свои желания] в Пури, в Гамбхире, со Шри Раем Раманандой и Шри Сварупой Дамодарой. В Навадвипе Он наслаждался Своей балья-лилой (детскими играми), затем пауганда-лилой (играми ранней юности), связанной с учёбой. После этого Он отправился в Гайю, где с Ним произошла перемена (2), а потом Он отправился в Джаганнатха Пури.
Он особенно хорошо изучил настроение Радхи, отправившись к Годавари и приняв Рая Рамананду (который является Вишакхой-сакхи) Своим шикша-гуру. После этого Он снова отправился в Джаганнатха Пури и там вкусил все эти три настроения [Это описано в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Ади, 13.26-39.].
Шрипад Падманабха Махарадж: Если я Вас правильно понял, то благодаря всей лиле Шри Чайтаньи Махапрабху целиком, – происходившей в Навадвипе, Пури и Годавари, – Он реализовал Свои желания полностью.
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Но всегда помните, что навадвипа-лила – это ашта-калия-лила, которая не относится к Пури и Годавари. Навадвипа-лила занимает самое важное место. В Годавари Он проявил Свою расараджа-махабхава-сварупу и дал Раю Рамананде катху высочайшего уровня. Однако Годавари – это не Вриндаван. Годавари – как Курукшетра, а Джаганнатха Пури – как Дварака. К ашта-калия-лиле относятся только игры Шри Чайтаньи Махапрабху, явленные в Навадвипе. Это можно сравнить с ашта-калия-лилой Кришны, в которой нет убийства демонов, матхура-лил и дварака-лил, а присутствуют лишь вечные вриндавана-лилы.
Шрипад Мадхава Махарадж: Гурудев сказал в своей лекции, что в ашта-калия-лиле Кришны нет места Матхуре или Двараке. Точно так же в ашта-калия-лиле Шри Чайтаньи Махапрабху нет места Пури и Годавари.
Шрипад Падманабха Махарадж: Вы имеете в виду нитья-дхаму (духовный мир)?
Шрипад Мадхава Махарадж: Да.
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: В «Шриман-Махапрабхор ашта-калия-лила-смарана-мангала-стотре» и «Шри Кришна-бхаванамрите» Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур связал сладостные игры Шри Чайтаньи Махапрабху с ашта-калия-лилой Кришны. Сначала медитируют на Махапрабху, а затем на Кришну (3).
Шрипад Ашрам Махарадж: Шрила Гурудев, настроение Шри Чайтаньи Махапрабху в Навадвипе – это настроение Вришабхану-нандини [когда Шримати Радхика наслаждается ашта-калия-лилой с Кришной во Вриндаване]?
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Да.
Шрипад Ашрам Махарадж: Мой вопрос таков: Шримати Радхика вкушает маданакхья-махабхаву во Вриндаване, на Према-сароваре и на Радха-кунде. Значит, Махапрабху также вкушает маданакхья-махабхаву здесь, в Навадвипе?
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Да, но не внешне. Внутренне.
Шрипад Ашрам Махарадж: Он вкушает эти настроения в Шриваса-ангане или постоянно?
Шрипад Мадхава Махарадж: В Навадвипе.
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Преданный, медитируя на ашта-калия-лилу, постоянно будет видеть Махапрабху здесь, в Навадвипа-дхаме, в Майяпуре. Махапрабху никогда не покидает Навадвипу, как и Кришна никогда не покидает Вриндаван. Вриндаванам паритйаджйа падам экам на гаччхати. Махапрабху ни на мгновение не покидает Навадвипу.
Шрипад Ашрам Махарадж: В какой лиле Махапрабху вкушает маданакхья-махабхаву в Навадвипе?
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Настроение маданакхья-махабхавы присутствовало у Махапрабху в Навадвипе, но не было проявлено. Оно проявилось в Джаганнатха Пури и, в особенности, в Гамбхире.
Шрипад Вайкханас Махарадж: В Гамбхире Махапрабху вкусил настроение Вийогини-Радхики. Испытывает ли Он там маданакхья-бхаву?
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Да, маданакхья-махабхава присутствует там.
Шрипад Падманабха Махарадж: Махапрабху – это випраламбха-сварупа, воплощение настроения разлуки. Но самые яркие признаки разлуки Он проявил, главным образом, в Пури.
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Когда Махапрабху вернулся в Навадвипу из Гайи, Он также проявил множество признаков, которые в точности напоминали состояние Вришабхану-нандини Радхики (4).
Спасибо за ваши вопросы.
Враджанатх дас: Один из преданных спрашивает, какова квалификация для медитации на ашта-калия-лилу Шри Чайтаньи Махапрабху?
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Такая квалификация приходит после уровня ручи (5), никак не раньше. Особенно она проявляется на уровне асакти (6). В противном случае, если пытаться заняться такой медитацией преждевременно, человек станет похотливым.
Враджанатх дас: Но он говорит об ашта-калия-лиле Махапрабху.
Шрипад Мадхава Махарадж: В ашта-калия-лиле Шримана Махапрабху Махапрабху памятует об играх Радхи-Кришны; в этом суть.
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Они неотличны друг от друга.
Сита даси (из Англии): Вы сказали, что Вришабхану-нандини Радхика во Вриндаване является полной хладини-шакти Кришны. Однако когда Она отправляется в Уддхава-кьяри, то пребывает там в настроении разлуки (как Вийогини-Радха). Однако Уддхава-кьяри находится во Вриндаване. Так почему же Радхика там не является проявлением полной хладини-шакти?
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Потому что Она являет здесь Своё настроение вийогини (разлуки) (7).
Игры в Нандагаоне делятся на две части. Кришна жил в Нанда-бхаване после того, как Он и Его семья покинули Гокулу. Там Он ходил пасти коров, а гопи, переживавшие разлуку с Ним, ходили из Явата встречаться с Ним в Уддхава-кьяри (часть Нандагаона). В это время проявлялись все настроения Шримати Радхики как Вришабхану-нандини. Уддхава-кьяри, где расположены Вишакха-кунда и раса-лила-стхали, является одним из Их мест встречи.
Позже, когда Кришна покинул гопи, уехав в Матхуру, Уддхава-кьяри стало местом настроений разлуки, и Радхика стала там Вийогини-Радхой. Таким образом, Уддхава-кьяри является как местом встречи, так и местом разлуки. Там происходили и встречи, а позднее и разлука.
Шрипад Неми Махарадж: Поклонение Гаура-Гададхаре предназначено для преданных определённого уровня или только для каких-то определённых преданных, таких как Шрила Бхактивинода Тхакур?
[Шрила Нараяна Госвами Махарадж и Шрипад Мадхава Махарадж обсуждают на бенгальском, а затем Мадхава Махарадж переводит на английский.]
Шрипад Мадхава Махарадж: Гурудев говорит, что Шрила Бхактивинода Тхакур писал, что нет разницы между Гаура-Гададхарой и Радха-Кришной, как нет разницы между Навадвипа-дхамой и Вриндавана-дхамой. Шрила Бхактивинода Тхакур даже говорил, что с помощью кришна-мантры можно служить Гаура-Гададхаре, а с помощью гаура-мантры можно служить Божественной Чете.
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Гаура-премананде. Воспевайте маха-мантру.
[Киртан].
..................................................................
1) В «Чайтанья-чаритамрите», Ади, 1.6 сказано:
шри-радхайах пранайа-махима кидришо ванайаива-
свадйо йенадбхута-мадхурима кадришо ва мадийах
саукхйам часйа мад-анубхаватах кидришам вети лобхат
тад-бхавадхйах самаджани шачи-гарбха-синдхау хариндух
«Чтобы постичь величие любви Шримати Радхарани, чтобы познать, какими качествами Шри Кришны наслаждается благодаря Своей любви Она одна, а также чтобы изведать ту радость, которую Она черпает в Его любви, – Господь проникся настроением Радхарани и явился в этот мир из лона Шримати Шачи-деви, как некогда луна возникла из глубин океана»
2) Несколько безбожников-индусов жаловались Чанду Кази: «Раньше Нимай Пандит был добропорядочным юношей, но с тех пор, как Он возвратился из Гайи, Его уже не узнать. Теперь Он громко распевает песни, хлопает в ладоши, бьёт в барабаны и играет на караталах, создавая такой шум, что мы все скоро оглохнем. Мы не знаем, что Он такое ест, что лишает Его рассудка, заставляя плясать, петь, смеяться, плакать, прыгать, падать и кататься по земле. Он свёл всех людей с ума Своим постоянным пением. Целыми ночами мы не можем сомкнуть своих глаз. Нам не дают спокойно спать! Он отказался от Своего имени Нимай и называет Себя Гаурахари. Он подорвал основы индуизма и основал безбожную религию. Теперь люди низших сословий поют без конца маха-мантру Харе Кришна. За этот грех вся Навадвипа будет обречена на вымирание» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 17.206-211).
3) Подразумевается следующая цитата:
шри-гауранга-видхох сва-дхамани навадвипе 'шта-калодбхавам
бхавйам бхавйа-джанена гокула-видхор лила-смритер адитах
лилам дйотайад этад атра дашакам притйанвито йах патхет
там принати садаива йах какунайа там гаурам адхйемй ахам
«Шри Гауранга, Луна Навадвипы, ежедневно являет Себя в Своей обители в течение восьми периодов суток. Преданным в медитации следует памятовать о Его играх, прежде чем приступать к памятованию об играх Шри Кришны, Луны Гокулы. Теми, кто с любовью читает и воспевает вечные ежедневные игры Господа, освещённые в десяти стихах этой молитвы, Господь, благодаря Своему милостивому состраданию, безмерно доволен. Таким образом, я медитирую на ежедневные игры Шри Гаурачандры». («Шриман-Махапрабхор ашта-калия-лила-смарана-мангала-стотра», стих 11, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур – «Благоприятные молитвы для памятования об играх Шри Чайтаньи Махапрабху, происходящих в течение восьми периодов суток»).
4) Отрывок из утренней лекции в Алачуа (Флорида), 3.05.2008г.:
Рагхунатха Бхатта дас: Шрила Гурудев, у меня вопрос. Вчера Враджанатх Прабху сказал, что когда Кришна покидает Врадж и приходит в Матхуру, Он становится Матхуреша-Кришной, а когда приходит в Двараку, становится Дваракадхиша-Кришной. Когда Шриман Махапрабху покидает Навадвипу и отправляется в Южную Индию и другие места происходит ли нечто подобное и с Ним?
Шрипад Мадхава Махарадж: Он спрашивает, станет ли Махапрабху «Нилачала-Махапрабху» или «Гамбхира-Махапрабху».
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Нет. В форме Шри Чайтаньи Махапрабху Кришна принял красоту и внутреннее настроение Шримати Радхики, чтобы исполнить три Своих желания и вкусить настроение Радхи. Вот почему Он стал Шри Шачинанданой Гаурахари. Кто-то может сказать, что Его можно сравнить с Дваракадхиша-Кришной, который приходит в Пури. Но это не так. Махапрабху наслаждался Кришной во Вриндаване.
Более того, этот вопрос некорректен. Что-то не так в самом вопросе.
Шри Чайтанья Махапрабху – это Кришна, но Он Кришна, принявший красоту Шримати Радхики и вкусивший славу Её любви. Поэтому нам следует думать о настроении Махапрабху в связи с Радхикой. Его нельзя называть «Пури-Махапрабху» и т.п.
Шрипад Мадхава Махарадж: Его следует понимать в соответствии с настроением Радхики, а не с настроением Кришны.
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: В играх Махапрабху Кришна не является Кришной. Он полностью поглощён Шримати Радхикой, Он думает: «Я – Радхика». (В этом случае) Нет нужды думать о Шри Чайтанье Махапрабху в связи с настроениями Кришны.
Шримати Радхика не покидает Вриндаван ни на мгновение. И Кришна в Своём изначальном, совершенном облике тоже не покидает его. Её изначальная и совершенная ипостась, постоянно пребывающая во Вриндаване, – Вришабхану-нандини Радха.
Когда Радхика в Нандагаоне скорбит в разлуке с Кришной, когда Он ушёл в Двараку, Она проявляется как Вийогини-Радха. Поэтому, когда Махапрабху находится в Джаганнатха-Пури (который представляет Двараку), Он пребывает в настроении Вийогини-Радхи.
Когда Радхика встречает Кришну на Курукшетре, Она Самйогини-Радха. И когда Махапрабху находится на берегу Годавари с Раманандой Раем, Он пребывает в настроении Самйогини-Радхи.
В Навадвипе, скрытом Вриндаване, Махапрабху пребывает в настроении Вришабхану-нандини Радхи.
На самом деле, Махапрабху (в Своём сознании) никогда не покидает Навадвипу, которую в шастрах называют неотличной от Вриндавана. Двенадцать лесов Вриндавана находятся в Навадвипе. Ни Джаганнатха Пури, ни Годавари не считаются неотличными от Вриндавана.
Сугата дас: Какова внутренняя причина того, что Шри Чайтанья Махапрабху не оставался во Вриндаване долго?
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Когда Он был во Вриндаване, то видел Говардхан и Ямуну и другие побудительные причины для мыслей: «Я – Кришна» и «Я совершил здесь так много сладостных игр». Он не хотел, чтобы это настроение охватило Его, не хотел, чтобы Его настроение как Махапрабху (Радхи) исчезло. Поэтому Он быстро вернулся в Пури.
5) Ручи – вкус, шестая стадия развития лианы преданности. Она наступает после ништхи, устойчивости в бхаджане. На этой стадии, с пробуждением истинного вкуса, привязанность к духовному – к слушанию, воспеванию и другим видам практики преданного служения, – становится сильнее, чем привязанность к любому виду материальной деятельности.
6) Асакти – глубокая привязанность к Господу и Его вечным спутникам. Асакти возникает тогда, когда привязанность к бхаджану перерастает в сильную привязанность к Личности, на которую направлен этот бхаджан. Это седьмая ступень развития лианы преданности, и наступает она тогда, когда вкус (ручи) к бхаджану становится зрелым.
7) Отрывок из лекции Ш.Б.Нараяны Госвами Махараджа от 25.05.2001 года в Навадвипе (Индия):
«Шримати Радхика – высочайшее прибежище премы, и Она имеет три ипостаси. Первая является источником, а две других – Её экспансии.
Во Вриндаване, прежде всего на Говардхане, Нандагаоне, Варшане, Радха-кунде, Шьяма-кунде, и подобных местах, Она – Вришабхану-нандини. Она является источником, и также Она включает в Себя Свои экспансии. Она никогда не покидает Вриндаван.
В Нандагаоне (Уддхава-кьяри) Она – Вийогини-Радха, после отъезда Кришны в Матхуру. Поразительное безумие разлуки, которую Она испытывает как Вийогини-Радха, описано в «Бхрамара-гите».
Как Самйогини-Радха Она проводит три месяца на Курукшетре, встречаясь со Шри Кришной. Хотя это аспект Радхики, которая встречается с Кришной, Она не может исполнить на Курукшетре Своё желание (страсть), и поэтому Она хочет вернуться во Вриндаван.
На Курукшетре Кришна тот же, но в других одеждах, без флейты в руке и без короны из павлиньих перьев. Там Он не Яшода-нандана, Нанда-нандана, Радха-канта. К Нему не обращаются с этими именами. Настроение на Курукшетре совсем другое, потому что вокруг множество слонов, лошадей и огромное войско, присутствуют Васудева и Деваки, а также все их спутники. Там нет леса, подобного Вриндавану, нет Ямуны, нет павлинов, нет оленей.
Шримати Радхика говорит Шри Кришне: «Моё сердце не удовлетворено. Здесь, на Курукшетре, нет ни капли из океана расы Вриндавана. Я не хочу быть здесь».
Кришна отвечает Ей: «Медитируй, и Ты поймёшь, что всегда пребываешь вместе со Мной. Если будешь медитировать, Мои лотосные стопы появятся в Твоём сердце».
Она говорит: «Моё сердце и ум – это одно и то же, а мой ум – это Вриндаван. Поэтому Тебе следует вернуться во Вриндаван!» В этом смысл Ратха-ятры. Ратха, повозка – это колесница ума Радхики, колесница Её желания, которая везёт Шри Кришну обратно во Врадж (представленный храмом Гундичи).
Самйогини означает, что происходит самйога – встреча Радхи и Кришны, но Радхика хочет вернуться во Вриндаван. Она хочет вернуться в лес с деревьями веташи, то есть в кадамбовый лес, – в лес, благоухающий ароматом цветов бели, чамели и джухи. Она хочет забрать туда Кришну.
Итак, первая Радхика – это Вришабхану-нандини Радхика.
Вторая – Вийогини-Радхика, которая постоянно пребывает в настроении разлуки, поглощена читраджалпой, праджалпой, дивьонмадой и другими бхавами разлуки.
А на Курукшетре Она – Самйогини-Радха.
Самйогини-Радхика встречается с Кришной, но счастья не испытывает, потому что отсутствуют все сладостные стимулы Вриндавана. Курукшетра полна множеством внешних элементов, противоречащих враджа-преме. Поэтому Радхика помещает Кришну на колесницу Своего ума и вместе со всеми гопи возвращает Шри Кришну во Вриндаван. В этом смысл Ратха-ятры, и именно такие настроения Махапрабху вкушал в Джаганнатха Пури».
............................................................
Перевод: Гаятри д.д.
Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж