?

"Любовь к Богу – это единственная религия", часть 1.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 108. Опубликовано: 4-05-2023, 10:27

Любовь к Богу – это единственная религия

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Рэдлетт, Англия

17 мая 1996 г.

Часть 1

 

Прежде всего, я предлагаю смиренные молитвы своему святому духовному учителю, нитья-лила-правиште ом вишнупаду аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешаве Госвами Махараджу, который был очень близким другом Свамиджи (Ш.Бхактиведанты Свами Прабхупады) и который даровал Свамиджи санньясу. Прежде всего, я предлагаю своё искреннее подношение в наполненных цветами ладонях (пушпанджали) лотосным стопам моего Гурудева.

Я выражаю такое же почтение моему шикша-гуру, нитья-лила-правиште ом вишнупаду аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанте Свами Махараджу. Он много лет прожил рядом со мной и любезно позволял мне служить ему. Тогда ИСККОН ещё не существовал. Эта организация в то время ещё не родилась. В то время Свамиджи был подобен уличному нищему, бросившему весь свой бизнес. Оставив всё, он пришёл в Матхуру, в Шри Кешаваджи Гаудия Матх. Мне посчастливилось служить ему на протяжении всего времени, пока он жил в Шри Кешаваджи Гаудия Матхе. В те времена он переводил «Бхагавад-гиту», «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамриту». В частности, он писал тогда свои комментарии к первым трём Песням «Шримад-Бхагаватам». Позднее он забрал с собой эти переводы, вместе с переводом «Бхагавад-гиты», когда отправился в страны Запада.

В то время, он сказал мне: «Когда я поеду на Запад, я постараюсь организовать там что-то вроде пансионата или гостиницы для молодых людей. Я буду обеспечивать постояльцев всем, чего они захотят. Даже если они захотят яиц, мяса или вина, они смогут всё это получить. Но люди смогут воспользоваться этим только при одном условии — все они должны будут ежедневно повторять: харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе / харе рама харе рама рама рама харе харе.

Преданные: Гаура премананде! Харибол!

Шрила Гурудев: Свамиджи продолжал: «… Я уверен, что в кратчайшие сроки они обязательно изменятся. Я непоколебимо верю в это». И действительно, он изменил миллионы сердец.

Он сказал мне тогда отправиться в страны Запада вместе с ним, чтобы сопровождать его, но в то время, я служил своему святому духовному учителю. Я и до сих пор верно служу ему. Поэтому, я ответил Свамиджи, что присоединюсь к нему позднее, через некоторое время. Я сказал ему: «Пожалуйста, прости меня». Так, он поехал в западные страны один.

Однако, даже когда он прибыл на Запад, я продолжал служить ему, во многих отношениях. Я помогал отправлять на Запад все его книги, шри виграхи, мриданги, караталы, различные принадлежности для служения, посуду. Он часто писал мне. Он написал мне очень много писем. Я думаю, что Свамиджи писал мне каждый раз, когда переезжал из одного города в другой, и из одной страны в другую в ходе своей проповеди. Он постоянно присылал мне письма из разных мест, где проповедовал. Поэтому я — самый счастливый из людей, ибо мне очень повезло служить его лотосным стопам.

В последние дни своего пребывания в этом мире, находясь во Вриндаване, Свамиджи однажды позвал меня. Он дал мне тогда ещё одну возможность служить ему. Он сказал мне: «Ты должен давать свою сангу (общение) моим ученикам и стараться помогать им. Я знаю, что они ещё не созрели. Им ещё предстоит научиться многому. Им ещё только предстоит научиться чистому преданному служению, которое описано Шрилой Рупой Госвами в знаменитой шлоке «Бхакти-расамрита-синдху» (1.1.11):

анйабхилашита шунйам джнана кармадй анавритам
анукулйена кришнану-шиланам бхактир уттама

«Развитие и совершенствование деятельности, предназначенной исключительно для удовольствия Шри Кришны или, другими словами, непрерывный поток служения Шри Кришне, совершаемого посредством всех усилий тела, ума и речи, а также посредством выражения различных духовных чувств (бхав), не покрытого гьяной (знанием, направленным на достижение безличного освобождения) и кармой (деятельностью ради наслаждения её результатами), и лишённого всех желаний, кроме стремления доставить счастье Шри Кришне, называется уттама-бхакти, или чистым преданным служением».

Свамиджи сказал мне: «Они (его ученики) пока не достигли этого уровня чистой бхакти. Поэтому я прошу тебя помогать им». Я ответил Свамиджи: «Я никогда не забуду ваш приказ. Я буду помогать вашим ученикам всегда, без всякой корысти, от всего сердца. Я буду делать всё возможное, чтобы помочь им».

Затем я сказал ему: «Я хочу сказать вашим ученикам несколько слов о глубоких, сокровенных истинах». Свамиджи подозвал их к себе, и они тут же собрались вокруг нас. Пришли все старшие ученики Свамиджи, там были Тамал Кришна Махарадж, Джаяпатака Махарадж, Брахмананда, Бхагаван дас и все остальные. Свамиджи созвал всех кого смог и сказал им: «Садитесь и слушайте».

Я сказал собравшимся преданным: «Свами Махарадж пришёл, чтобы выполнить величайшую миссию. Он не обычный человек. Он явился в ученической преемственности Шри Чайтаньи Махапрабху, Шри Рупы Госвами, Шри Санатаны Госвами. Он пришёл только для того, чтобы передать послание Шри Чайтаньи Махапрабху:

анарпита-чарим чират карунайаватирнах калау
самарпайитум уннатоджджвала-расам сва-бхакти-шрийам
харих пурата-сундара-дйути-кадамба-сандипитах
сада хридайа-кандаре спхурату вах шачи-нанданах

"Пусть же Господь, ставший сыном Шачидеви, озарит Своим божественным явлением самые сокровенные глубины ваших сердец! Сияющий, как расплавленное золото, Он по Своей непостижимой милости низошёл на Землю в век Кали и принёс дар, который до Него не приносило ни одно воплощение Господа: самое возвышенное и лучезарное духовное знание о сладостном вкусе служения Ему".

Свамиджи явился только для того, чтобы раздавать эту божественную любовь».

Не существует нескольких религий, есть только одна религия. Обязанности всех живых существ и высшее благо для них описаны в «Бхагавад-гите», «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамрите». Наставления Шри Чайтаньи Махапрабху и особенно Шрилы Бхактивинода Тхакура воплощают в себе всё трансцендентное знание и чистую преданность. Они говорят нам, что мы являемся неотъемлемыми частицами Кришны, Его слугами. Взращивание божественной любви к Кришне — вот единственная религия всех живых существ.

Мы видим, что не все люди являются индуистами. Очевидно, что не все являются христианами. Не все являются буддистами. Если буддист поменяет свою религию и станет индуистом, или индуист станет христианином, неважно — их вечная дхарма, любовь к Кришне (Богу) сохранится при любых обстоятельствах, они будут жить в этой связи вечно.

Практики спасения своей жизни, основанные на представлении о себе как о теле, на самом деле не являются религиозными. Истинная религия не может быть отделена от живого существа, от души. Не будучи религиозными, невозможно прожить ни мгновения. Мы можем жить без воздуха, без воды, без ума. Мы можем жить без чего угодно. Но без премы (любви) мы жить не можем. Мы должны осознать, что према — это сущность нашей жизни.

Любовь пребывает во всех существах. Любовь проявляется даже среди животных. Любовь свойственна даже свирепым тиграм и львам. Тигры и львы поедают людей и других животных, но при этом испытывают любовь к своим детёнышам и партнёрам. Если свирепый лев пьёт кровь своей жертвы и рвёт её зубами, а в это время подходят его детеныши и прижимаются к нему, то, увидев своих львят, лев воздержится от крови своей добычи. Вместо этого, он отзовётся на ласку своих отпрысков и станет играть с ними. Они никогда не нападают на своих партнеров или детёнышей. Подобное настроение любви есть даже у муравьёв.

Итак, в том или ином проявлении, любовь проявляется повсюду. Обусловленные души предаются извращённой любви. Если на горящее полено лить воду, появляется дым, и огонь теряет свою силу. Подобно этому, можно видеть признаки любви, которая направлена не на тот объект.

Дживера сварупа хайа кришнера нитйа-даса. Шри Кришна — это бескрайний океан любви. Никто не может измерить глубину Его любви, однако любовь гопи, и особенно любовь Шримати Радхики, ещё больше и глубже любви Кришны. Их любовь превосходит любовь Самого Кришны!

Мы не должны стремиться к тому, чтобы Кришна любил нас, потому что Он – главный объект любви. Мы не являемся центральными объектами любви, мы не можем быть им. По своей природе, мы — слуги Кришны. Мы являемся служанками (даси) Шримати Радхики.

В Шримати Радхике и других гопи присутствует любовь более высокого качества. Шри Чайтанья Махапрабху низошёл в этот мир для того, чтобы раздавать прему и привязанность гопи всем живым существам.

Есть два вида душ: освобождённые и обусловленные. Освобождённые души служат Шри Кришне во Вриндаване, они служат Дваракадхиша-Кришне в Двараке, некоторые из них служат Шри Раме в Айодхье. Кто-то служит Господу Нараяне на Вайкунтхе. Эти души никогда не приходят в этот мир, потому что об этом говорится во всех шастрах, таких как «Бхагавад-гита», «Шримад-Бхагаватам», «Чайтанья-чаритамрита» (1).

йад гатва на нивартанте
тад дхама парамам мама

«Те, кто достигает Моей высшей обители (дхамы), никогда не возвращаются в материальный мир» («Бхагавад-гита», 15.6).

Йад гатва — однажды достигнув обители Кришны, душа никогда не падает. Она не может упасть, потому что в обители Кришны нет майи. И на Вайкунтхе, и в высшей области духовного царства, на Голоке Вриндаване, майа полностью отсутствует (2). Там есть только йога-майа. Маха-майи там нет. Поэтому в духовном небе нет влияния майи. Майа влияет только на обусловленные души в материальном мире.

кришна бхули сеи джива анади-бахирмукха
атаева майа таре дейа самсара-духкха

«Живое существо, забывшее о Кришне, с незапамятных времен притягивается внешней стороной бытия. Поэтому иллюзорная энергия (майя) причиняет живому существу различные материальные страдания» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 20.117).

Обусловленные души называются "анади-бахирмукха". Они являются обусловленными с незапамятных времён. Такие души никогда не падали из духовного царства (3). Иногда, чтобы упростить эту философию, Свамиджи говорил о "падении" обусловленных душ (4). Все шастры говорят об обусловленном временном пребывании душ в материальном мире. Нам придётся глубоко изучить смысл шастр и комментариев Свамиджи, чтобы понять, почему обусловленные души никогда не падали из духовного царства. Есть много утверждений Свамиджи, в которых объясняется, что джива никогда не падала из царства Абсолюта.

Но для того, чтобы заставить неофитов понять глубокую философию, другого способа (как упростить) нет. Например, маленький ребёнок плачет, обращаясь к матери: «Посмотри! Вон там, на ветке дерева, висит Луна. Луна зацепилась очень близко, поэтому ты должна принести мне её!» Так говорит маленький ребёнок. Но Луны на ветке дерева нет, она находится очень далеко. Таким образом, аналогия с Луной на ветке может быть применена к определённым утверждениям шастр и Свамиджи.

Кришна бхули сеи джива анади-бахирмукха. Божественная любовь обусловленных душ претерпела трансформацию, и её место в сознании джив заняло чувственное наслаждение. Это искажённая, извращённая трансформация божественной любви. Люди всегда стремятся любить друг друга. Без любви мы не сможем прожить ни минуты. Поэтому в наставлениях Шри Чайтаньи Махапрабху, которые Он дал Шриле Рупе Госвами в Праяге и Шриле Санатане Госвами в Каши, эта любовь описана чудесным образом. Когда Чайтанья Махапрабху и Рай Рамананда Прабху встретились на берегу Годавари, они обсудили сущность всех форм любви.

Как божественная любовь может быть дана всем живым существам? Божественная любовь - есть сварупа-дхарма, она присуща природе всех душ. Поэтому, Шри Чайтанья Махапрабху низошёл в этот мир, чтобы распространять эту любовь всем, без разбора. Он раздавал её всем желающим, не принимая во внимание их касту или вероисповедание. Человеку достаточно просто было сказать: «Я — Твой» (5), этого хватило бы, чтобы получить милость Махапрабху.

Шри Чайтанья Махапрабху не давал ученикам инициаций. Шрила Санатана Госвами и Шрила Джива Госвами тоже не принимали учеников. У Шрилы Рупы Госвами был только один ученик, и им был Джива Госвами. Однако Джива Госвами не был инициирован так, как мы (т.е. формально). Когда преданный получает обычную инициацию (анустаника-дикшу), проводится огненное жертвоприношение, и ученику (истинным гуру) в правое ухо вдувается воздух (вайкунтха-вайю), то есть ему в правое ухо произносится мантра. Джива Госвами не был инициирован таким образом.

Истинный ученик — это тот, кто принимает именно наставления своего гурудева, его внутренние и внешние настроения, его характер и всё остальное. Шрила Рупа Госвами и Санатана Госвами утверждают: «Шри Чайтанья Махапрабху — наш святой духовный учитель, Он наш гуру». Они полностью приняли Шри Чайтанью Махапрабху. Что значит "полностью"? Рупа Госвами объяснял природу чистой бхакти во всех своих книгах. Определение чистой бхакти он дал, главным образом, в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.1.11). Вы должны стараться углубиться в смысл следующей шлоки, понять её глубинное значение:

анйабхилашита шунйам джнана кармади анавритам
анукулйена кришнанушиланам бхактир уттама

«Развитие и совершенствование деятельности, предназначенной исключительно для удовольствия Шри Кришны или, другими словами, непрерывный поток служения Шри Кришне, совершаемого посредством всех усилий тела, ума и речи, а также посредством выражения различных духовных чувств (бхав), не покрытого гьяной (знанием, направленным на достижение безличного освобождения) и кармой (деятельностью ради наслаждения её результатами), и лишённого всех желаний, кроме стремления доставить счастье Шри Кришне, называется уттама-бхакти, или чистым преданным служением».

Сравните приведённую выше шлоку с другой шлокой:

анарпита чарим чират карунйаватирнау калау
самарпайитум уннатоджвала-расам сва-бхакти-шрийам
харих пурата-сундара-дйути-кадамба сандипитах
 сада хридайа-кандаре спхурату вах шачи-нанданах

«Пусть Господь, известный как сын Шримати Шачидеви, трансцендентно пребывает в самых сокровенных уголках твоего сердца! Блистающий сиянием цвета расплавленного золота, Он явился в век Кали по Своей беспричинной милости, чтобы даровать то, что не давалось очень долгое время, а именно манджари-бхаву, служение Шримати Радхике в настроении Её сокровенной служанки» ("Видагдха Мадхава", Шри Рупа Госвами).

Вы должны знать, что существует много видов бхакти, очень много видов бхакти. Есть бхакти по отношению к отцу, к матери, к стране, к множеству других личностей и объектов. Есть бхакти к Господу Шиве, к Дурге, к Ганеше (6). Бхакти на Вайкунтхе и в Двараке характеризуются поклонением Вишну и Дваракадхише. Существует бхакти, направленная на Нанда-нандану, и эта выдающаяся преданность характеризуется служением Кришне, которое совершают Нанда и Яшода. Бхакти друзей Кришны, таких как Шридама и Субала, также является выдающейся. Кульминацией бхакти является любовный обмен между Гопи-кантой (Кришной) и гопи. Более того, Кришна это Радха-канта, возлюбленный Шримати Радхики. Любовь между Шри Радхой и Кришной является вершиной всех трансцендентных любовных отношений. Кришна описан как Радха-канта в следующей шлоке:

хе кришна! каруна-синдхо! дина-бандхо! джагат-пате!
гопеша! гопика-канта! радха-канта! намо ’сту те

«Я предлагаю свои бесчисленные пранамы Тебе, о Кришна! Ты — океан милосердия, друг падших, владыка всего творения и повелитель общины пастухов! Ты — Гопи-канта, возлюбленный гопи, и более того, Ты — Радха-канта, возлюбленный Шримати Радхики».

Радха-канта намо ’сту те — «Я предлагаю свои смиренные поклоны Кришне, возлюбленному Шримати Радхики». Шри Чайтанья Махапрабху низошёл в этот мир не только как Сам Кришна, Он низошёл как объединённая форма Шри Радхи и Кришны. Кришна явился как Шри Чайтанья Махапрабху, приняв настроение, могущество и красоту Шримати Радхики.

В Своём облике Шри Чайтаньи Махапрабху, Кришна обладает гораздо большим могуществом и милостью. Эти качества Махапрабху перевешивают даже качества Кришны. В Своих играх во Вриндаване Кришна является сыном Нанды и Яшоды. Но здесь Шримати Радхика и Кришна объединяются и проявляются как Чайтанья Махапрабху.

В Своих лилах Кришна может дать только ту прему, которая есть у Него. В Своих проявленных играх Кришна только наслаждался вкусом премы, но не объяснял никому, как эту прему можно обрести. Шримати Радхика и Её сакхи, служанки, известные как палья-даси, знают, как служить Кришне. Но Сам Кришна не знает, как служить Себе (7). Он — верховный наслаждающийся, и мы все должны дарить Ему наслаждение. Высшее олицетворение обители любви к Кришне — это Шримати Радхика, Она является проявлением Его высшего наслаждения. Если мы хотим служить Кришне и доставлять Ему радость, то должны научиться всему (начиная с азов преданности) у даси, служанок Шримати Радхики, а также у Самой Шримати Радхики. В противном случае мы не сможем достойным образом удовлетворить Кришну.

Анарпита-чарим чират карунайаватирнах калау. Кришна не приносил такой редкой формы любви ни в одном из Своих предыдущих воплощений или проявлений.

[Обрыв аудиозаписи].

анйабхилашита шунйам джнана кармадй анавритам
анукулйена кришнанушиланам бхактир уттама

Анукулйена-кришна-анушиланам — это чистое бхакти. Это памятование о Шри Кришне в благоприятном к Нему настроении. Различные виды служения, которые мы совершаем ради того, чтобы доставить удовольствие Кришне посредством нашего тела, ума и речи, следует практиковать постоянно, не прерываясь. Мы должны служить Кришне благоприятным образом, а не неблагоприятным. Говориться, что во фразе "анукулйена-кришна-анушиланам" слово "ану" означает "совершать преданное служение под руководством истинного гуру, который является осознавшей себя душой". Такой гуру не только знает шастры, он также осознал эзотерические истины о чистом преданном служении Кришне.

Одного лишь знания шастр (шастра-гьяна) недостаточно. Если человек знает Веды, Упанишады, исторические эпосы, «Бхагавад-гиту» и другие писания и способен давать витиеватые лекции, наполненные философскими рассуждениями о природе премы, то его репутация как лектора будет очень высокой. Однако, если он не осознал природу служения Кришне, то его не следует принимать своим гуру, потому что из-за этого недостатка все остальные его достижения теряют ценность.

Определение истинного гуру даётся в Ведах, в частности в «Шримад-Бхагаватам» (11.3.21) сказано:

тасмад гурум прападйета джиджнасух шрейа уттамам
шабде паре ча нишнатам брахманй-упасамашрайам

«Поэтому любой человек, серьёзно стремящийся обрести настоящее счастье, должен найти истинного духовного учителя и принять у него прибежище, получив у него духовное посвящение. Квалификация истинного гуру состоит в том, что посредством размышлений, он осознал выводы священных писаний и способен убедить других в правильности этих выводов. Таких великих личностей, принявших прибежище у Верховного Господа и отбросивших все материальные соображения, следует считать истинными духовными учителями».

Можно знать наизусть множество шлок из «Бхагавад-гиты», Вед и Упанишад, но такая учёность будет носить лишь внешний, поверхностный характер.

Существует ещё одно важное обстоятельство, которое следует принимать во внимание — гуру должен быть полностью равнодушным к чувственным наслаждениям. Он не должен заниматься удовлетворением своих мирских желаний. Он должен быть отстранённым от всех чувственных наслаждений, от всех мирских желаний.

В-третьих, и это самое главное — гуру должен осознавать, что такое служение Кришне. Если у него нет этого осознания, то он может быть крайне отречённым, например, как Шанкарачарья и шанкариты, которые в высшей степени могут быть отстранены от материального мира, но при этом они не квалифицированы обрести даже крупицу бхакти (шраддху). Поэтому такой человек тоже будет считаться майявади, ввиду отсутствия у него преданности Господу.

…………………………………………...

1) Нисхождение нитья-сиддха-джив всё же возможно по воле Господа ради поддержания и развития Его лил в материальном мире. В связи с этим нисходят шакти-авеша-аватары, нитья-парикары, обучающие баддха-джив любовному преданному служению Всевышнему.

2) Маха-майя уже не проявляет себя за пределами оболочек материальной вселенной, её нет даже в зонах Вираджи и Причинного океана, а также в брахмаджйоти. Что говорить о Вайкунтхалоках или Голоке.

3) Говоря «духовное царство» Ш.Б.Нараяна Госвами подразумевает локи, где живут вечные спутники Господа (Вайкунтхалоки, Голоку). Тататстха-дживы не пали из этих миров. Они явились из духовных сфер брахмаджйоти, куда попали из тела Маха-Вишну. Об этом сказано в «Джайва-дхарме».

4)  Шрила Бхактиведанта Свами во многих своих комментариях к грантхам святых Гаудий утверждал, что падение из духовного мира невозможно. О том, что падения джив не было и что оно лишь кажущееся, он говорит в книге «В поисках просветления» (ББТ), глава «Падение души», стр. 77-80.

5) Данное утверждение не является формальностью и не должно быть воспринимаемо поверхностно. «Я - Твой» - означает полную преданность воле Господа, проявление шаранагати. Тот, кто лишь говорит «Я – Твой», а по сути, не предаётся Богу – обманывает Его, а поэтому, такая личность не сможет принять дара Всевышнего. У неё не будет для этого сил и честности. Двуличие не приводит к любви к Всевышнему.

6) Шрила Бхактиведанта Свами утверждал: «Шива-бхакти не бывает». Что же имеет ввиду Ш.Б.Нараяна Госвами, говоря, что существует шива-бхакти? Это означает, что существует много людей, которые совершают служение Шиве. Они поклоняются ему согласно традиции панча-упасаны или в шиваитских сампрадаях. Однако стандарт бхакти, который описан Шрилой Рупой Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11 поддерживается своей бескорыстной формой только кришна-бхактами линии Шримана Махапрабху.

7) Когда мы говорим о лиле, то Кришна являет некоторую форму невежества. Вследствие этого, Он предоставляет Своим спутникам возможность служить Ему и также этим Он поддерживает дух Своей наравата-лилы. Однако с точки зрения концепции единства между Шакти и Шактиманом, становится понятно, что Кришна знает всё и умеет всё.

 

Перевод: Рамана Манджари д.д.

Редакция: Ари Мардан д.

Сноски и пояснения: Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж