Кто такие гопи?


Кто такие гопи?
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Лекция по «Бхакти-расаяне»
Матхура, 1991 г.
У многих людей нет и капельки премы. Даже если и есть какая-то шраддха, она ещё у них, как правило, не созрела в ништху.
Сейчас я объясню значение слова «гопи». Го означает «чувства», а па – «поддерживать или защищать», то есть гопи – это те, кто поддерживает и защищает чувства Шри Кришны. Они делают это своей премой. Гопайанти самракшанти ити гопи. Каким образом гопи защищают Кришну? Посредством своей целебной премы или махабхавы, те, с помощью кого Кришна дарит наслаждение всему миру и раздаёт удджвалу-прему квалифицированным дживам, – это гопи. Также гопи – это те, кто является проявлением хладини-шакти Кришны, и те, кто увеличивает Его наслаждение. Кришна распространяет прему в этом мире только посредством этих шакти. В противном случае в этом мире Он не может ничего испытывать, распространять или делать. Он является Шактиманом только благодаря энергии гопи.
Боль разлуки также является проявлением према-расы. Гопи являются изначальным источником этой вийога-расы. Только они распространяют и поддерживают её. Кришна совершает Свои игры, чтобы зародить (в сердце) эту вийога-расу. Сначала Он пробуждает в ком-то прему, а когда према усиливается, Он скрывается. В результате этого возникает вийога. Кришна наслаждается ею.
Слово мадхусудана имеет два значения. В целом, у этого термина значений много, но я расскажу только о двух из них. Мадхусудана означает «тот, кто вкушает мадху, мёд». Таким образом, шмеля тоже можно назвать Мадхусуданой.
Для тех, кто желает освобождения, Мадхусудана – это Тот, кто уничтожает всю привязанность к материальному миру.
Мадхусуданой называют Того, кто убил демона Мадху.
Тот, кто вкушает мадху (сладостную любовь) преданных, тоже именуется Мадхусуданой.
Есть особое значение имя Мадхусудана. Это Тот, кто вкушает нектарную любовь гопи.
Кришна подобен облаку. Он проливает четыре вида расы во Врадже и этим привлекает сердца всех. Таким образом, сердце каждого во Врадже становится местом Его игр.
Мадхурья гопи – самая высшая. Кришна явил высочайшую из всех лил – раса-лилу с гопи. Если кто-нибудь об этом услышит, и к нему придёт «болезнь», которой больны гопи, чья в том будет вина?
«Это только Mоя вина», – говорит Кришна.
Если кто-то обретает такого рода жажду, становится отрешённым от мира и всё своё сердце отдаёт только Кришне, – кто тому виной?
«Это Я виноват, – говорит Кришна. – Я это делаю специально. Боль разлуки, которую они испытывают, доставляет Мне блаженство».
Если я заставлю кого-то страдать для его же блага, буду ли я чувствовать себя от этого счастливым? Предположим, я расскажу такую хари-катху, что все начнут плакать от любви. Когда они начнут плакать, может так случиться, что и в моих глазах появятся слёзы. Но сколько там будет счастья! Именно этого и хочет Кришна.
Гопи умирают от боли разлуки с Кришной. Без этой разлуки мир не получил бы блага. Таким образом, Кришну нельзя обвинять в жестокосердии и неблагодарности. Кришна знает внутренние настроения гопи. Он хочет вернуться во Врадж. Но почему же тогда Он не делает этого? Он хочет прийти. Он говорит об этом снова и снова. Снова и снова Он плачет. И всё же Oн не приходит.
Уддхава взял послание Кришны и попытался утешить некоторых гопи. В «Бхагаватам» было мельком упомянуто, что гопи успокоились. Но наши ачарьи, такие как Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, объяснили, что огонь разлуки гопи ничем невозможно погасить. Вишванатха Чакраварти Тхакур упомянул, что Кришна, убив Дантавакру, возвращается во Вриндаван. Там Он забирает гопи и возвращается в Свою вечную обитель. В Своей сварупе Он возвращается в Двараку. По прибытии Он разжигает вражду между членами династии Яду. В действительности никакого сражения между Ядавами не было. С помощью Йога-майи Кришна отправил всех обратно в их изначальные обители. В Своей сварупе Он остаётся в Двараке. Точно так же как в одной из сваруп Он никогда не покидает Матхуру, в другой – Вриндаван, аналогичным образом в одной из Своих сваруп Он не покидает Двараку. Лилы в Двараке также вечны.
Когда Кришна забрал всех Своих парикаров из бхаума-враджи с Собой в Свою вечную обитель, Его игры стали непроявленными. Они продолжались, но были скрыты от всех. С того самого места Кришна устранил влияние Йога-майи, по милости которой каждый мог лицезреть Его игры.
Шри Кришна говорит: «Когда Я проводил раса-лилу с гопи, доля секунды казалась вечностью. Одна ночь растянулась на целую ночь Брахмы». Например, человек крепко спит. Он заснул в девять вечера, а проснулся в пять утра. После такого сна он скажет: «Я счастливо поспал».
– Ну и в чём заключается это твоё счастье?
– Я не знаю.
Аналогичным образом ночь Брахмы, состоящая из миллиардов и миллиардов лет, проходит незаметно.
Шри Рай Рамананда беседовал с Махапрабху на берегу Годавари. Вся ночь пролетела незаметно. Они удивились: «О, мы и слова не успели сказать, а ночь уже прошла».
Счастливые моменты проходят очень быстро, а вот время мучений кажется бесконечным. Например, кто-то страдает от тяжёлой болезни. Всю ночь он смотрит на часы в ожидании того, когда же пройдёт время. Но время тянется очень медленно. Ночь гопи, когда они в разлуке, такая же. Разница в том, что их ночь подобна вечности.
Гопи находятся на уровне махабхавы. Шраддха вырастает в ручи, асакти, бхаву, прему, снеху, ману, пранаю, рагу, анурагу – вплоть до махабхавы. Глубина и сила разлуки прямо пропорциональна глубине любви.
Арджуна также чувствует разлуку с Кришной. Когда Кришна ушёл в Свою божественную обитель, Арджуна вернулся в Хастинапур. Он встретил Юдхиштхиру. Каково было его состояние в разлуке? Когда у змеи, украшенной драгоценностями, забирают всё, она становится словно безумной, пытаясь отыскать свои украшения. В такой ситуации просто теряют сознание или происходит что-то подобное.
«Теперь, когда Кришна ушёл, – сокрушался Арджуна, – мы стали беспомощными. Я даже не смог поднять мой лук Гандиву, и поэтому жён Кришны забрали прямо у меня на глазах».
Арджуна смог прийти в себя, однако гопи так и не смогли успокоиться. Это уровень махабхавы. Для гопи каждый миг разлуки равен целой калпе. А когда наступает встреча, каждая калпа кажется всего лишь одним мгновением. Об этом было сказано в седьмом стихе «Шри Шикшаштаки»:
йугайитам нимешена
чакшуша правришайитам
шунйайитам джагат сарвам
говинда-вирахена ме
«О сакхи (подруга)! В разлуке с Говиндой даже мгновение кажется мне тысячелетием. Слёзы льются из моих глаз, словно потоки дождя, и весь мир кажется совершенно пустым».
Мы только слышим об этом, но нет никакого осознания этого переживания, нет изменений в сердце. Каждый дорожит своим телом. Когда болит рука или нога, мы чувствуем боль. Каждому приятно смотреть на что-то прекрасное. Кришна говорит Уддхаве: «Ты Мне дорог так же, как и любая частичка Меня Самого». Почему? Потому что все действия Уддхавы совершаются ради удовлетворения Кришны. Кто нам дорог в жизни? Тот человек, который доставляет нам радость. А человек, который действует наперекор нашим желаниям, становится нашим врагом.
Действия всех преданных направлены на то, чтобы доставить удовольствие Шри Кришне. Среди них Уддхава больше всех стремится порадовать Его. Тем не менее гопи доставляют Кришне ещё большее удовольствие. Всё, что ни делает Уддхава, предназначено для удовлетворения Кришны. Он не хочет покидать Его. Уддхава говорит Кришне, когда Tот выражает желание вернуться в Свою обитель: «Ради кого я буду жить? Ради чьего удовольствия?»
В подобное состояние впадают после обретения сварупа-сиддхи. С этого момента все действия преданных, достигших уттама-бхакти, становятся направленными на то, чтобы доставить удовольствие Кришне. Это признак уттама-бхакти: анукулйена кришнану-шиланам – доставлять наслаждение Кришне всеми усилиями тела, ума и речи. Сейчас мы – садхаки. Мы пытаемся этого достичь, но внутри нас всё ещё таится желание личного наслаждения.
Разлуку гопи невозможно ни объяснить словами, ни понять. Кто это поймёт? Тот, у кого были любовные переживания. Билвамангал Тхакур может немного понять это. Почему? Он был влюблён в Чинтамани (проститутку), и когда они разлучились, он очень сильно страдал.
Предположим, у вас есть кто-то, кто вам очень близок и дорог. Что вы испытываете в разлуке с ним? Когда Чайтанья Махапрабху покидает Шачи (мать) и Вишнуприю (жену), как только Он отходит на шаг от них, что они чувствуют? У Него была настолько глубокая любовь к Кришне, что Он смог оставить их. Сможет ли мирской человек сделать это? Никогда. Его любящая мать стояла на Его пути. Она воспитывала Его с рождения, но в тот момент она стояла, подобно безжизненной статуе. Махапрабху совершил парикраму вокруг неё, поклонился ей и ушёл.
Она потеряла сознание. Придя в себя, она стала везде Его искать. Затем она стала горько плакать. Шачи сокрушалась: «Почему я раньше Его не остановила?»
Почему это происходит? Чем больше у вас есть маматы, чувства собственности по отношению к кому-то, тем сильнее будет чувство разлуки. А если нет маматы, то откуда же придёт чувство разлуки? Возвышенные преданные испытывают разлуку, а мы нет. Почему? Потому что наша садхана ещё не на том уровне; у нас нет привязанности и чувства собственности по отношению к Кришне.
Некоторые говорят, что во время раса-лилы ночь Брахмы становится как ночь в этом мире. Это представление неверно. Например, есть 12 дневных и 12 ночных часов. Таким образом, один год равен 24 часа/365 дней. Ночь Брахмы составляет 24 часа/365 дней/4 320 000 000 лет. Ночь во время раса-лилы действительно была такой длинной [но для гопи она пронеслась как один миг]. То есть ночь не стала меньше по времени, просто казалось, что она длится всего лишь секунду. Мы должны понимать, что это относится только к этой определённой ночи, не к каким-либо другим.
................................................................
Источник: http://vedastore.blogspot.co.il/2014/01/blog-post_21.html#more
Редакция: Ари Мардан д., Шамали д.д., Латика д.д.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж