?

Слава шримати туласи деви.

 (голосов: 1)
   Журналист: kvikos. Просмотров: 2371. Опубликовано: 31-03-2021, 05:26

Йога-майя. Туласи. Вринда Деви

Три лекции Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

 

Слава Шримати Туласи Деви

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Куала-Лумпур, Малайзия, Февраль 1999г.

 

Все вайшнавы, и даже некоторые невайшнавы, молятся Туласи. Если необходимо предложить что-то Кришне, то это предлагают с листиками Туласи. Перед тем, как совершать бхаджан и садхану, приносят пранамы Вринда Деви, и лишь затем просят её о милости.

Даже те, кто не имеют отношения к духу преданности, трансцендентным настроениям, в Индии или в любом другом месте, поклоняются Туласи. Например, в Америке Туласи сажают повсеместно – в садах, на террасах… Им стало известно, что если посадить Туласи, то благодаря этому исчезнут все опасные микробы вокруг. Также, если носить бусы из Туласи на шее, будет регулироваться кровяное давление. В наше время нет лекарства от рака, однако сейчас исследования подтверждают, что, если принять Туласи с водой из Ганги и коснуться шалаграма-шилы, это понизит вероятность этого заболевания. Даже в писаниях утверждается, что все болезни можно уничтожить ароматом Туласи. Всё это мирские вещи, но, тем не менее, они чрезвычайно полезны для тела.

Если носить бусы из Туласи на шее, многие болезни автоматически исчезнут. Кроме этого даже на тонком плане можно получить много пользы. Например, если у вас много проблем, это может вызвать перевозбуждение ума. Однако благодаря могуществу и милости Туласи Деви эти проблемы сводятся на нет. Это, опять же, вопросы материального плана, но, тем не менее, Туласи полезна и в этом случае.

В отношении трансцендентного влияния Туласи даёт много знания! Она очищает сердце и речь. Присутствие Туласи вдохновляет на повторение святых имён, памятование об играх Кришны и служение Ему. Почему? Потому что Вринда Деви – одна из самых дорогих сакхи Шри Кришны во Вриндаване. Благодаря её могуществу Вриндаван так прекрасен! Поэтому лес, в котором играют Радха и Кришна, носит имя Вринды Деви.

Туласи настолько сладка и ароматна, что даже пчёлы, привлекаясь её запахом, не садятся на другие цветы, даже на лотосы! Они всегда стремятся к туласи-манджари и листикам, потому что там так много мадху, мёда. Этот мёд помогает нашему сердцу, телу, уму и душе. Такой мёд полезен на всех уровнях, поэтому Кришна не принимает ничего без листиков Туласи или  её манджари. Если вам нечего предложить Кришне, можете предложить Ему просто стакан воды с туласи-манджари. Вот почему Шри Чайтанья Махапрабху сказал Шриле Рагхунатхе дасу Госвами: «Ты в отречении, поэтому тебе нечего предложить. Ты ешь несвежий рис и поэтому не можешь предлагать его Шалаграму или Гирираджу. Но ты можешь предложить свежие листики Туласи с нежными манджари, и Кришна с радостью примет их».

Адвайта Ачарья пожелал, чтобы Кришна явился в этот мир. Он нашёл способ, как Его призвать. Какой? Он предложил листики Туласи, манджари и Ганга-джал (воду из Ганги) Шалаграму. Затем Он начал со слезами взывать к Кришне. Громко рыдая, он говорил: «Пожалуйста, будь милостив! Если Ты не явишься в ответ на Моё поклонение, я разрушу весь этот мир!» Кришна очень близко принял к сердцу такое поклонение, Ему стало очень приятно, и Он явился в облике Шри Чайтаньи Махапрабху. Явление Шри Чайтаньи Махапрабху произошло в результате поклонения Кришне с помощью Туласи, но многим это неизвестно.

Если кто-то хочет служить Шри Кришне, Шри Чайтанье Махапрабху и Шри Нитьянанде Прабху, повторять харинаму, ему обязательно нужно носить на шее Туласи. Кантхи-малы Гаудий должны быть только из Туласи (никаких рудракш и т.п.). Между ними не должно быть ничего другого. Только Туласи! Бусины не должны быть слишком мелкими. Женщины нередко предпочитают маленький размер бусин, но, всё же, они должны быть соответствующего размера. Тогда они будут обладать достаточной силой.

Иногда я вижу, как преданные смачивают бусы водой из Ганги и гхи, но Туласи сакральна, как и воды Ямуны и Ганги. Поэтому нет необходимости очищать малу водой или промасливать в гхи.

Если кто-то хочет обрести кришна-бхакти, то туласи декхийа джурао прана, мадхава тошани джани. Вы когда-нибудь слышали об этом? Туласи, или Вринда, всегда служит Божественной Чете, Радхе и Кришне на Голоке во Вриндаване. Вриндаван назван в честь Вринды Дэви. Вся эта обитель – собственность Вринды, и она предложила её лотосным стопам Шримати Радхики. Поэтому, если кто-то хочет обрести чистое бхакти, он должен растить Туласи дома, носить малы из Туласи, прославлять Туласи, совершать парикраму (обход) вокруг неё как минимум четыре раза в день, и поливать её. Если вы будете поливать слишком обильно, вы нанесёте ей оскорбление (это может спровоцировать гниение корней и последующий уход Туласи). Не поливайте её на двадаши и не срывайте с неё листики в этот день. Мы не должны прикасаться к ней ночью, чтобы не тревожить её сон. Она просыпается в брахма-мухурту, около 3-4 часов утра. Её можно касаться с этого времени до 8-9 часов вечера. Мы должны развить в себе большую веру и почтение к ней.

 

 

Вринда Деви

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

6 июня 1996г. 

 

Вринда Деви – это повелительница Вриндавана. Во Вриндаване Вринда, или Туласи, – главная. Все остальные деревья, лианы и цветы следуют по её стопам. В этом месте она во всём хозяйка. Вринда – госпожа всех лесов Вриндавана. Это она устраивает встречи гопи с Кришной. Её заботой все достойные дживы, которые обрели прему, встречаются с Ним. Когда дживы попадают во Вриндаван (в Бхаума Вриндаван), они рождаются из лона гопи, затем Вринда устраивает их встречу с Радхой и Кришной. Без помощи Вринды Деви никто не может встретить Кришну, Радху и нитья-сиддха-гопи.

Вы слышали о Йога-майе по имени Пурнамаси? Она управляет всем, что бы ни происходило на 84 крошах Враджа-мандалы. Всё устраивает именно она – Йога-майя. В её ведении находятся все игры Кришны. Йога-майя означает «прибавить» (связывающая сила): встретиться с Кришной, служить Кришне, устраивать всё, что происходит с самого рождения и последнего дня, от зари до зари. Всё без исключения! Всем этим управляет Йога-майя. Но в рощах Вриндавана лишь Вринда Деви всему хозяйка. Она устраивает всё тайное (паракия), например, встречи Шримати Радхики и всех гопи с Кришной. Без хлопот Вринды Деви не было бы никаких забав с Кришной в рощах Вриндавана.

Вы должны знать, чем отличается Йога-майя от Вринды. С одной стороны, обе тождественны друг другу. Вринда Деви – это проявление Йога-майи. Йога-майя – не кто иная, как Вринда Деви, когда она ведает всем без исключения. Когда же нужно устроить встречу гопи с Кришной или Шримати Радхики с Кришной, то этим занимается исключительно Вринда Деви. Она верховодит во Вриндаване. Вринда Деви устраивает танцы гопи с Кришной. Йога-майя тоже присутствует там, но присутствие Вринды Деви как бы преобладает. Йога-майя в образе Пурнамаси не присутствует явно там, где Шри Кришна, Радха и гопи предаются Своим лилам. Туда приходит именно Вринда Деви. У неё очень много обязанностей в этих лилах.

Чем занимается Вринда Деви в этом мире? Кришна нисходит в этот мир ради того, чтобы привлечь все обусловленные души и дать им возможность служить Ему. Но сначала они должны освободиться из пут маха-майи, и уже затем они смогут совершать служение Кришне. Когда Радха и Кришна нисходят в этот мир, вместе с Ними нисходит и Вринда Деви. Не будь в этом мире Кришны, гопи и враджа-лилы, как Вринда Деви смогла бы помочь обусловленным душам занять их в служении Кришне? Это было бы очень трудно. Но Кришна стал Шалаграмом, а Вринда Деви – Туласи.

Любой может служить Шалаграму и Туласи. Туласи растёт повсюду, и особенно в Индии. Здесь растут сотни тысяч Туласи, никто специально не сажал их и не возделывал. Однако на Западе выращивать Туласи не так просто, потому что она очень нежна, так же, как Радха и Кришна. Они явили Себя во Вриндаване, и Туласи явилась вместе с Ними (как нитья-парикар).

Во всех уголках Индии и всего мира мы можем ухаживать за Туласи и поклоняться Шалаграму. Тот, кто совершает парикраму вокруг Туласи, кто ухаживает за ней, кто поклоняется ей, возносит ей молитвы и пьёт чаранамриту с листочками Туласи, освобождается от прошлых грехов и постепенно обретает общение с настоящим вайшнавом. Благодаря ей такой преданный встречает гуру, истинного гуру (уттама-гуру). Затем приходит истинная шраддха, затем ништха, ручи, асакти, бхава и према. Если бы здесь не было Туласи, мы не могли бы поклоняться ей, а без поклонения Вринде мы не войдём во Вриндаван. Вриндаван означает «лес Вринды». Без неё мы не можем служить Божественной Чете. Кришна не примет ничего, если в подношении нет Туласи. Он не съест ни крошки. Без Туласи Он не примет от вас даже воды.

Мы не должны поливать Туласи в двадаши. Следует соблюдать это правило. Мы можем предлагать Туласи лампаду, совершая ей арати. Туласи очень милостива. Любой обусловленной душе она помогает стать достойной служения Радхе и Кришне.

В «Падма-пуране» есть история, повествующая о том, как Кришна стал Шалаграмом, а Вринда Деви – Туласи. Но не всё в этой истории чистая правда, потому что на Голоке Вриндаване нет дурных качеств. Там никто не испытывает злобы к кому-либо и никого не проклинает. Эта история дана в помощь людям, чьё знание скудно, тем, у кого нет достойных качеств, людям низшего класса. Если же вам нужны истории, вы должны брать их из «Шримад-Бхагаватам» или произведений Шрилы Дживы Госвами, Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Санатаны Госвами. Очень авторитетная книга – это «Хари-бхакти-виласа». Мы принимаем эти книги. Всё, что я говорю, идёт из этих книг. Окончательный вывод таков – без Вринды Деви мы не сможем продвигаться по пути бхакти.

 

 

Туласи-махатмья

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

12 февраля, 2000г.

Куала-Лумпур, Малайзия

Лекция дана на Шри Адвайта Ачарья авирбхава-титхи

 

Шрипад Бхактиведанта Аранья Махарадж: Сейчас мы услышали, как, видя ужасное положение мира, сердце Шри Адвайты Ачарьи растаяло, испытывая сострадание ко всем падшим дживам. Поэтому он захотел, чтобы Шри Чайтанья Махапрабху явился в этот мир. Пока он думал о том, как сделать это, ему на ум пришёл стих из «Шримад Гаутамья-тантры»:

туласи-дала-матрена

джаласйа чулукена ва
викрините свам атманам

бхактебхйо бхакта-ватсалах

 В этом стихе Всевышний Господь говорит: «Если кто-то поклоняется Мне с помощью листиков Туласи и воды, тогда свам атманам, он подкупает Меня, Мою самую суть». Свам атманам – мою душу. Кто является атмой Шри Кришны? Шримати Радхика.

Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж: Почему Она атма Шри Кришны?

Ш.Б.Аранья Махарадж: Потому что Она жизнь и душа Кришны.

Ш.Б.Нараяна Махарадж: Мы должны радовать Кришну. Он полностью отдаёт Себя в собственность.

Ш.Б.Аранья Махарадж: Он может быть обретён теми дживами, которые служат Вринде Деви, и Он может дать им служение Шримати Радхике. Наш Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур написал такие прекрасные слова:

твад аджнайа паллава-пушпа-бхринга
мригадибхир мадхава-кели-кунджах
мадхвадибхир бханти вибхушйамана
вринде! нумасте чаранаравиндам

 Мы должны знать, что все игры Кришны во Врадже подготовлены Йога-майей, Пурнамаси. Но у неё есть одна особая область (место), и её проявление в нём в форме Вринды. Вринда Деви – очень дорогая сакхи, и она отвечает за одну особую область кришна-лилы – никунджа-лилу, очень сладостные, любовные и сокровенные забавы Радхи и Кришны проявляются в рощах Вриндаваны.

Твад аджнайа паллава-пушпа-бхринга: «По воле Вринды Деви Вриндаван выглядит прекрасно, как будто его украсили всеми весенними красотами. По её воле всё цветёт, и аромат разносится повсюду, веет прохладный ветерок, пчёлы опьянены ароматом нектара цветков лотоса, и их жужжание слышно повсюду. Играют лани, танцуют павлины. По воле и милости Вринды Деви Вриндаван превратился в прекрасное место забав Шри Радхи и Шри Кришны».

Ш.Б.Нараяна Махарадж: Кришна всегда считает Себя должником Вринды. Она служит всеми параферналиями так, что Кришна считает, что Он в неоплатном долгу перед ней. Поэтому, если кто-то предлагает Кришне листья и манджари Туласи, Он смущается. Он думает: «Он покорил Меня». Вы можете проверить, и убедиться, правда это или нет. Поливайте Туласи и предлагайте её листочки лотосным стопам Шри Кришны. А если предлагаете что-нибудь иное, то кладите сверху листик Туласи. Тогда Кришна, несомненно, с радостью примет ваше подношение, тогда Он постарается осчастливить Своего преданного. Он скажет: «Что ты хочешь? Что ты хочешь?» Поэтому вы все должны стараться поклоняться Туласи. Вы должны ежедневно поливать её и предлагать дипу (лампаду) с гхи, особенно женщины. Обходите её четыре раза и пойте туласи-арати.

Ш.Б.Аранья Махарадж: Кришна всегда жаждет встречи со Шримати Радхикой. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур писал:

твадийа-дутйена никунджа-йунор
атйуткайох кели-виласа-сиддхих
тват-саубхагам кена ниручйатам тад
вринде! нумасте чаранаравиндам

Кому под силу осознать великолепие и славу Вринды Деви?! Лишь благодаря её стараниям Радха и Кришна могут встречаться. Кришна в неоплатном долгу перед ней. Поэтому, если кто-то поклоняется Шримати Вринде Деви, Кришна подумает: «Как мне отплатить ему?» Он скажет: «Ты покорил Меня своим служением Вринде Деви». Вот почему Адвайта Ачарья установил эту сиддханту и прекрасный, быстрый способ прогресса в бхакти, в преданном служении Шри Радхе и Кришне.

Ш.Б.Нараяна Махарадж: Если кто-то хочет обрести любовь и служение Божественной Чете, то он должен поклоняться Туласи, тогда он очень легко обретёт благо. Если предлагать Туласи, не будучи премика-бхактой, примет ли Кришна такое подношение? Если Ему предлагается Туласи, – это означает, что Ему предлагается всё (термин вринда означает «всё»). Тогда Кришна будет обязан это принять.

Ш.Б.Аранья Махарадж: Если предложить Туласи, не имея инициации от гуру, Кришна всё равно примет подношение?

Шьямаpани даси: Тогда Кришна будет доволен подношением и пошлёт такому человеку учителя.

Ш.Б.Нараяна Махарадж: Если предложить Туласи, Кришне придётся принять подношение, с гуру или без гуру. Поймите это. Кришна принимает шраддху, даже такое подношение принесёт благо. Это не будет напрасным. Есть гуру, или нет гуру, если вы повторяете святое имя, будет эффект или нет? Да. Это дарует очень много результатов. Вы сможете попасть на Сваргу, можете занять очень высокое положение в этом мире или даже отправиться на Вайкунтху, вы сможете много чего обрести. Если у вас нет садху-санги, но вы повторяете наму, каков будет результат?

Ш.Б.Аранья Махарадж: Благодаря такому повторению придёт садху-санга.

Ш.Б.Нараяна Махарадж: Да. В любом случае, будет много пользы. Это не пройдёт напрасно. Если вы предлагаете что-то с Туласи, даже если нет гуру, но есть шраддха (комала-шраддха), тогда благодаря ей Кришна постепенно приведёт человека в линию (ученической преемственности). Нельзя говорить, что если нет премы, то Кришна не примет подношение. В таком случае, все шастры – это чепуха. Если кто-то повторяет святое имя без любви и преданности, будет эффект, или нет?

Радханатха брахмачари: Да, он получит сукрити.

Ш.Б.Нараяна Махарадж: Не только сукрити.

Радханатха брахмачари: С этим сукрити он получит садху-сангу.

Ш.Б.Нараяна Махарадж: Рождение сукрити:

джайати джайати намананда-рупам мурарер
вирамита-ниджа-дхарма-дхйана-пуджади-йатнам
катхам апи сакрид аттам мукти-дам пранинам йат
парамам амритам экам дживанам бхушанам ме

(«Шри Брихад-Бхагаватамрита», 1.9)

«Вся слава, вся слава имени Кришны-Мурари, воплощению божественного блаженства! Оно прекращает цикл рождения и смерти и избавляет от тяжких религиозных, медитативных, благотворительных усилий, аскез и храмового поклонения. Оно награждает освобождением тех, кто произносит его даже раз. Кришна-нама является нектаром и сокровищем моей жизни».

Всё нижеследующее относится к Кришне: Туласи, Ямуна, Ганга, махапрасад, нама и так далее. Если соприкоснуться с ними, даже будучи падшим, как Джагай и Мадхай, то происходит очищение. Поэтому слава Шримати Туласи Деви просто неописуема!

(продолжение следует).

...............................................................................

Перевод: Вамшивадан д., Раса-синдху д.

Компиляция и редакция: Ари Мардан д.

Редакция русского языка: Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж