?

«Качества бхакты» - Часть 1.

 (голосов: 1)
   Журналист: kvikos. Просмотров: 1278. Опубликовано: 9-11-2011, 10:09

Шрила БВ Нарайана Махарадж

 Лекция по 12-й главе 11-й песни «Шримад Бхагаватам» – «Уддхава-самвад», прочитанная в день перед Вьяса-пуджей 6 февраля 2008 года в г. Мурвиллумба, Австралия.

 Часть 1 – «Качества бхакты»

 

Аудиозапись этой части лекции можно прослушать на сайте Радио Кришна:
http://www.radiokrishna.ru/radiopodkastyi/ezhenedelnaya-programma-9.html

 

Прежде всего, я хочу отдать миллионы дандават-пранати-пушпанджали лотосным стопам моего духовного учителя Нитья-лила-правишта Ом Вишнупад Аштоттарашата Шри Шримад Бхакти Прагьяне Кешаве Госвами Махараджу, а также моему шикша-гуру Нитья-лила-правишта Ом Вишнупад Аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанте Свами Махараджу.

Мы обсуждаем «Уддхава-самвад».

Кришна перед своим уходом давал наставления Уддхаве. Каковы реалии этого мира? Что значит принять прибежище у стоп чистых преданных? Как стать чистым преданным? Как обрести шуддха бхакти, уттама бхакти?

В этой связи Кришна говорит: «Вот признаки, по которым можно распознать Моих преданных»:

 

крипалур акрита-дрохас
титикшух сарва-дехинам
сатйа-саро 'навадйатма
самах сарвопакараках

 

11-я песня «Бхагаватам», 11-я глава, 29-я шлока.

 

«Мой дорогой Уддхава, мой бхакта так милостив, что не может терпеть страдания баддха-джив. Вот почему, как Нарада, он проповедует по всему миру без приглашения».

Никто не приглашал Бхактиведанту Свами Махараджа: «Приходи сюда и обучай нас». Он делал это естественным образом, из милости, следуя наставлению своего Гурудева. А Его Гурудев, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, был воплощением всей милости, Он послал его проповедовать. Он очень и очень милостив.

Они ходят от двери к двери, как Нитьянанда Прабху. Даже когда во время проповеди их оскорбляют, так или иначе они все равно говорят: «Повторяйте Харе Кришна, пойте святые Имена».

Вы знаете, как поступили Джагай и Мадхай? Они ударили Нитьянанду Прабху! У него пошла кровь. Махапрабху очень разгневался и хотел убить их своей чакрой, но Нитьянанда Прабху остановил его: «Не поступай так. В другом воплощении Ты так делал, но в этом не надо».

С Прабхупадой было тоже самое. На него нападали. Но он не оставлял своей склонности проповедовать.

Акрита-дрохас – они не считают, что кто-то в этом мире является врагом.

Как, например, Махарадж Юдхиштхира. Хотя Дурьодхана совершал столько оскорблений, доставлял ему столько беспокойств, он никогда не считал его своим врагом. Если кто-то хочет совершать бхаджан – ему следует быть таким же. Он не должен думать, что кто-то его оскорбляет, даже если кто-то действует против него.

Есть одна история про то, как двое святых шли по берегу реки. Они шли и вдруг увидели, что скорпиона унесло потоком воды. Один из них вошел в воду и коснулся скорпиона, чтобы спасти его, а… тот ужалил его. И вновь он попытался вынуть его из воды, и снова скорпион ужалил его. Его друг спрашивает: «Почему ты так делаешь? Выйди из воды, не пытайся его спасти. Пусть умирает». Но второй святой ответил: «Если скорпион не оставляет своей склонности кусаться, то почему я должен оставить свою склонность помогать другим? Я должен его спасти». И он снова попытался его спасти.

Юдхиштхира Махарадж никогда не называл Дурьодхану Дурьодханой. Он всегда называл его Сурьодханой. Если кто-то делает что-то против преданного, то преданный не должен мстить ему или отвечать тем же.

Титикшух. Даже если приходит какое-то страдание или что-то ужасное – преданный терпит. Терпение – это очень возвышенное качество преданного. Мы должны стараться быть терпеливыми.

Знаете, в чем абсолютная истина? Кришна есть абсолютная истина. И его преданные такие же. Даже из глубины сердца они не хотят причинять кому-либо беспокойств. Их жизнь, их богатство, их могущество, их сила – все существует только ради других, чтобы им помогать. Вайшнав должен помогать всем. Что бы не случилось, их разум никогда не замутняется.

Преданный всегда – тринад апи суничена, тарор апи сахишнуна, аманена манадена, киртаниях сада харих.

Старайтесь следовать этим наставлениям Чайтаньи Махапрабху. Тринад апи суничена, тарор апи сахишнуна, аманена манадена, киртаниях сада харих. Если вы хотите повторять святое имя, то следуйте этой шлоке.

Встречи преданных очень сладостны, потому что они никому не причиняют беспокойств, никогда не используют грубых слов по отношению к кому-либо. У них очень сладкий характер, очень сладкая речь. Как у Дамодара Махараджа :)

Они не накапливают много вещей, богатства. Они поддерживают свою жизнь, свою семью, делая только то, что необходимо. Не более того. Они питаются просто, не едят роскошной пищи. Они принимают только то, что необходимо для поддержания жизни. Не более того. Иначе можно располнеть, а если располнеешь, то что будет? Тогда придет много болезней, могут начаться проблемы с сердцем. А если им будет грозить опасность, они не смогут убежать. :) (все смеются). Поэтому, позаботьтесь о своём здоровье.

Разум тех, кто не переедает, становится очень острым. Никакие болезни не приходят. Такие ученики просыпаются утром раньше, чем их Гуру. И после того, как Гурудев лег спать, они служат ему, а ложатся спать только после того, как он уснул. Они не принимают прасад, пока Гурудев не примет его. Сначала предлагают ему, служат ему, а затем садятся сами.

Они никогда не попадают под влияние голода и жажды. Любой вид страданий может придти, но они все терпеливо переносят и всегда повторяют святые Имена Кришны. Они не хотят занять место других, они почитают других согласно их уровню. Такие личности, такие преданные знают меня, и према-бхакти приходит в их сердце.

«О, мой дорогой Уддхава, служи вайшнавам – моим преданным. Будь севаком вайшнавов, служи им даже больше, чем мне», – говорит Кришна. «Если кто-либо служит мне, я не буду так счастлив, как если он будет служить маме Яшоде. Это меня обрадует больше, чем служение мне. Я буду более счастлив, если кто-либо сможет служить гопи или другим бхактам».

Преданные всегда счастливы. Почему? Потому что они всегда слушают хари-катху. Если они обретают бхаву, то признаки следующие:

 

кшантир авйартха-калатвам
вирактир мана-шунйата
аша-бандхах самуткантха
нама-гане сада ручих
асактис тад-гунакхйане
притис тад-васати-стхале
итй-адайо 'нубхавах сйур
джата-бхаванкуре джане

 

Шрила Гурудев просит Шрипад Падманабху Махараджа объяснить этот стих.

 

Падманабха Махарадж: – Шрила Гурудев объясняет 26 качеств чистого вайшнава, которые упомянуты в 11-й песне Шримад Бхагаватам. А также Шрила Гурудев ссылается на шлоку из «Бхакти-расамрита-синдху» Шрилы Рупы Госвами, где объясняются 9 признаков вайшнава, который достиг уровня бхавы, бхава-бхакти, бхава-авастхи.

На этом уровне чистый преданный проявляет в полной степени все трансцендентные качества, которые упомянуты среди этих 26-ти. Особенно 9 признаков проявляются в том, кто достиг уровня бхавы. Если у кого-то есть эти качества, мы можем увидеть это в их характере и поступках. Если они проявляют эти качества, то мы можем понять, что они уже достигли уровня бхавы.

Итак, стих, в котором Шрила Рупа Госвами написал:

 

кшантир авйартха-калатвам
вирактир мана-шунйата
аша-бандхах самуткантха
нама-гане сада ручих
асактис тад-гунакхйане
притис тад-васати-стхале
итй-адайо 'нубхавах сйур
джата-бхаванкуре джане

 

Если в ком-то проклюнулся росток бхава-бхакти, то в нем проявятся эти качества.

Первое – это кшантир. Кшанти значит, что в любой ситуации он никогда не обеспокоен, всегда очень терпелив и умиротворен.

Авйартха-калатвам – он никогда не хочет тратить ни мгновения своего времени, он всегда поглощен слушанием, повторением, памятованием и всеми составляющими бхакти.

Вирактир – виракти значит, что он полностью отрешен от любых видов материальных привязанностей в этом мире, от любых привязанностей к материальному наслаждению. Он может принимать наслаждения, которые приходят сами собой. Как Шрила Гурудев объяснил, что небольшое количество пищи, которое необходимо для поддержания жизни в теле, он принимает. Но не более того. То есть, он полностью отрешен от любых материальных привязанностей в этом мире – вирактир.

Затем мана-шунйата. Шрила Гурудев объяснил нам, что в первой шлоке «Шикшаштаки» Шри Чайтанья Махапрабху описывает, как человек может повторять шуддха-нам: при этом он чувствует себя смиренней травинки, терпеливее дерева.

 

тринад апи суничена
тарор ива сахишнуна
аманина мана-дена
киртанийах сада харих

 

Он не желает ничего для себя, никакого почтения к себе. С другой стороны он совершает манадена – почитает всех живых существ, особенно вайшнавов согласно их уровню – каништха, мадхьяма или уттама. Он почитает всех вайшнавов согласно их уровню и относится ко всем живым существам как к частичкам Кришны. Но сам он не ожидает уважения к себе. И это качество называется мана-шуньята.

Затем, аша-бандхах самуткантха. Аша-бандха означает, что чистый преданный всегда поддерживает в себе очень сильное и горячее стремление быть способным служить Кришне в трансцендентном мире. И он стремится к этому каждое мгновенье – аша-бандха, надеясь, что милость Кришны придет к нему.

В учении Чайтаньи Махапрабху, в 6-й шлоке «Шикшаштаки» говорится:

 

найанам галад-ашру-дхарайа
ваданам гадгада-руддхайа гира
пулакаир ничитам вапух када
тава нама-грахане бхавишйати

 

Здесь Махапрабху показывает, как преданный, который достиг уровня бхавы, всегда молится Кришне: «О мой дорогой Господь, найанам галад-ашру-дхарайа, когда же мои глаза будут наполнены слезами любви во время повторения Твоего святого имени? Когда же мой голос будет прерываться при повторении Твоего святого имени? Когда же волосы на моем теле встанут дыбом при произнесении Твоего святого имени?».

Таким образом, чистый преданный полностью устремлен к обретению трансцендентной Кришна-премы.

Аша-бандха самукантха – он очень горячо устремлен, все время, каждую минуту эта жажда переполняет его сердце. Каждое мгновение он устремлен к этой цели. «Когда же это придет? Когда же это придет?»

Нама-гане сада ручих – это первостепенный и главный признак бхава-бхакты – означает, что он очень привязан к шуддха-наму, к повторению святого Имени. Нама-гане сада ручи – у него есть вкус. Сегодня мы были на утренней прогулке, и Шрила Гурудев объяснял, что если у кого-то есть ручи, вкус к повторению святого Имени пришел в сердце преданного, то естественным образом, не ожидая наставлений повторять определенное количество кругов, он будет повторять сам, всё больше и больше. И преданный на уровне совершенства воспевает постоянно – нама-гане садаа ручи, как Чайтанья Махапрабху говорит – киртанийа садаа харих. Сада – значит всегда, постоянно. Нама постоянно находится на его языке и в его уме. Все его существо полностью пропитано вкусом нектара Кришна-намы.

Асактис тад-гунакхйане притис тад-васати-стхале. Асактис тад-гунакхйане – значит, что чистый вайшнав, уттама-бхагавата, всецело привязан к описанию имен, качеств, образа и игр Кришны. Он хочет наслаждаться этим 24 часа в сутки, ежедневно. И притис тад-васати-стхале – у него есть прити, любовь, нежность и привязанность к святой Дхаме, которая проявлена Верховным Господом в этом мире.

Подобно тому, как Шрила Рагхунатха Дас Госвами в первой шлоке «Манах-шикши» говорит: гурау гоштхе гоштхалаишу суджане бхусура гане. Он говорит: «О, мой дорогой ум, пожалуйста, развивай рати, трансцендентную любовь и привязанность к Шри Гуру, к святой Дхаме, Шри Вриндавану, где Шри Кришна совершал свои трансцендентные игры».

И поэтому мы видим, что Шрила Гурудев созывает вайшнавов со всего мира, чтобы они приехали в Шри Навадвипа-дхаму на Навадвипа-парикраму и прошли по всем трансцендентным девяти островам Навадвипа-дхамы, где Шрила Гурудев постоянно прославляет игры Гауранги Махапрабху. И во время Картики он созывает вайшнавов со всего мира, чтобы они приехали в Шри Вриндаван-дхаму и прошли по всем двенадцати лесам Вриндавана во время месяца Картика, таким образом Шрила Гурудев постоянно прославляет имя, качества, образ и игры Радхи и Кришны.

Чистый преданный не хочет жить где-либо еще помимо святой Дхамы Кришны и поэтому он всегда живет во Врадже, даже если кажется, что он оставляет святую дхаму для проповеди, путешествуя по всему миру. На самом деле это не так, потому что Вриндаван в его сердце. Он постоянно живет во Врадже, 24 часа в сутки.

Итак, притис тад-васати-стхале, итй-адайо 'нубхавах сйур, джата-бхаванкуре джане. Таким образом эти 9 качеств будут полностью проявлены в чистом вайшнаве, который достиг уровня бхава-бхакти.

Так мы можем рассмотреть и понять, что обычному преданному неофиту невозможно проявить эти божественные трансцендентные качества. Поэтому Шрила Рупа Госвами очень ясно объяснил эти 9 признаков чистого уттама-бхагаватты.

(конец речи Падманабхи Махараджа)

--------------------------------------------

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж