?

Прославление месяца Картика.

 (голосов: 2)
   Журналист: kvikos. Просмотров: 1654. Опубликовано: 28-03-2013, 18:09

Шрила Б.В. Нараяна Махарадж

Прославление месяца Картика

Шри Рупа-Санатана Гаудия Матх, Вриндаван, 28 октября 2002 г.

[Перед самым началом Враджа-мандала-парикрамы мы предлагаем вашему вниманию хари-катху Шрилы Гурудева во время парикрамы 2002 года. Далее следует предисловие Шримати Шьямарани диди.

В 6 утра, с первыми лучами солнца, около пятисот преданных из Индии и со всего мира собрались в алтарной прекрасного Шри Рупа-Санатана Гаудия Матха во Вриндаване. Алтарная украшена колоннами и арками в стиле Раджастана, цветными барельефами и прекрасными изображениями игр Кришны на стенах, окрашенных в розовый, шафрановый и бежевый тона. С балкона второго этажа спускаются зелёные лианы и обрамляют изящные росписи санскритскими буквами — стихи, которые прославляют враджа-бхакти. Преданные только что закончили пение утренних бхаджанов. Теперь они ожидали услышать голос (по телефону, через громкоговоритель) Парамарадхьи Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, который находился в это время в Дели, в доме одного из учеников. Шрила Гурудев отдыхал после недавней операции на сердце. Так же как маленький Кришна освободил Своих преданных Налакувару и Манигриву, когда Его собственный живот был обвит верёвкой матери, так же и Шрила Гурудев теперь «оперировал» сердца своих учеников и последователей, хотя в своей нарават-лиле он сам только что перенёс операцию.

Шрила Гурудев начал эту хари-катху по телефону на английском, но затем перешёл на хинди. Доктора рекомендовали ему не говорить больше десяти минут, и на своем родном языке хинди Шрила Гурудев мог раскрыть значительно больше, чем на английском. По окончании хари-катхи Шрипад Бхактиведанта Аранья Махарадж перевел её на английский.]

Очень живо, с огромным вдохновением Шрила Гурудев прославлял Картика-врату [духовный обет в месяц Картика]. Шрила Гурудев объяснил множество предметов, и я постараюсь повторить всё сказанное им от начала до конца.

Прежде всего, Шрила Гурудев хотел, чтобы мы поняли, как удачливы мы, что находимся в Святой Дхаме. Он сказал: «Сам я неудачлив, так как я нахожусь в Дели — так близко к Вриндавану, и, в то же время, так далеко. Но вы так удачливы, поскольку находитесь во Вриндаване в этот месяц Картика, и вы следуете Картика-врате здесь».

В чём значение месяца Картика и Дамодара-враты? Этот месяц называется месяцем Дамодары. Дамодара — это Кришна, чей живот обвила верёвкой мама Яшода. На самом деле, она связала Его не верёвкой, но своей премой, чистой материнской любовью, ватсалья-бхавой. Хотя Кришна — безначальный (анади), безграничный (ананта) Господь, Парабрахма, но, тем не менее, Его покоряет чистая любовь (према). Поэтому в этот месяц Дамодары те, кто соблюдает Дамодара-врату, смогут обрести такую прему, которой они смогут связать самого Парабрахму, Верховного Господа. Те, кто соблюдают эту врату, очень и очень удачливы.

Этот месяц также называется Урджа-врата. Урджа — значит шакти, и это в особенности относится к внутренней энергии Кришны, антаранга-шакти, Шримати Радхике. «Урджа-врата» означает «Радха-врата», обет, принятый ради того, чтобы принести счастье Шримати Радхике. Если кому-то в этот месяц доведётся услышать прославление Радхики, то плодом этого будет — гопи-према.

Этот месяц также называется Картика. Главенствующим божеством, адхиштатри-деватой, месяца Картика является Киртика-кумари — Шримати Радхика, юная дочь Киртики. Те, кто почитают этот месяц Шримати Радхики, отправляясь в места игр Радхи и Кришны, обязательно, вне всяких сомнений, достигнут исполнения всех своих желаний. Они будут служить Радхе и Кришне в анугатье (под руководством) гопи Враджа.

Сатьяврата Риши написал «Шри Дамодара-аштаку», желая прославить месяц Дамодара: намамишварам сат-чит-ананда-рупам ласат-кундалам гокуле враджаманам.

Рудантам мухур нетрам-йугмам мриджантам. Рудантам означает, что Кришна плачет и бросает испуганные взгляды на Свою маму, в руках у которой хворостина. Кришна умоляет: «Не бей меня, не надо!» — мама Яшода замахнулась хворостиной, как будто хотела отлупить Кришну. Кришна убегал от неё, а она гналась за Ним и схватила, наконец. Мама Яшода так удачлива, ведь ей удалось схватить Кришну и затем связать Его своей чистой любовью!

 

немам виринчо на бхаво
на шрир апй анга-самшрайа
прасадам лебхире гопи
йат тат прапа вимуктидат

 

[«Ни Господь Брахма, ни Господь Шива, ни даже Богиня Удачи, прекрасная половина Верховного Господа, не в состоянии обрести такую же милость Верховной Личности Бога, защитника всего мира, какую обрела мама Яшода». (Ш.-Б., 10.9.20)]

Даже Брахма, сын Самого Бхагавана, не столь удачлив, чтобы иметь такую любовь, как у мамы Яшоды. Даже Шанкара, известный как Хари-Хара-экатма, кто чувствует единство с Бхагаваном, не может иметь такой любви. И даже Лакшми-деви, полная айшварья-шакти Бхагавана, никогда не сможет связать Своего Господина. Для всех них это невозможно. Но мама Яшода связывает Кришну, и потому Шрила Шукадева Госвами прославляет её:

 

найам сукхапо бхагаван
дехинам гопика-сутах
гйанинам чатма-бхутанам
йатха бхактиматам иха

(Ш.-Б., 10.9.21)

 

Кришну нельзя связать, не имея такой любви, как у мамы Яшоды. Не дано связать Его тем, кто находится в телесной концепции (дехинам). Эта милость очень далека от них. Те, кто достигли освобождения (гйанинам), и даже личные спутники Господа, проникнутые настроением айшварья-гьяны, знанием о богатствах Шри Кришны, не могут связать Его. Достигшие мистического совершенства йоги (атма-бхутанам) не могут даже и мечтать о такой милости. Только мама Яшода могла связать Кришну, потому что Кришну можно связать только чистой любовью — и никак иначе.

В этот месяц, когда Кришна вышел из младенческого возраста, Он впервые отправился пасти телят. Он был ещё маленьким, и поначалу Ему доверили пасти маленьких телят. Тот день, когда это впервые случилось, называется Гопаштами. Когда Кришна подрос и достиг возраста кайшора, был ещё один Гопаштами — когда Он впервые вышел пасти коров. Зачем Кришне пасти телят и коров? Ведь Он — сын царя, какие у Него могут быть обязанности? Но под этим предлогом Кришна может покидать Свой дом и ускользать из-под опеки Своих родителей и старших. Он отправляется в лес и там встречается с Шримати Радхикой и гопи. Гопаштами — это день, когда Радхика и Кришна впервые встретились, и эта сокровенная лила также происходила в месяц Картика.

Этот месяц также славен тем, что именно в Картику, когда Кришна покидал деревню, отправляясь пасти коров, гопи пели о сладостных играх Кришны — в Вену-гите («Шримад-Бхагаватам», Десятая Песнь, глава 21).

 

шри-шука увача
иттхам шарат-сваччха-джалам
падмакара-сугандхина
нйавишад вайуна ватам
са-го-гопалако ’чйутах

 

[«Шукадева Госвами сказал: “Осенью в лесу Вриндавана нежный ветерок повсюду разносит аромат цветов лотоса, распускающихся в прудах, наполненных кристально чистыми осенними водами. Безупречный Господь, сопровождаемый Своими друзьями и коровами, вошёл в лес Вриндавана”». (Ш.-Б., 10.21.1)]

Это было осенью, в сезон шарад, когда Ачьюта-Кришна и Его друзья вошли в лес. Шарадия-пурнима приходится на первую ночь Картики, в полнолуние. Как прекрасен Вриндаван в это время! Все озёра и реки летом были наполнены мутными водами, но с началом сезона шарад все озёра, такие, как Манаси-Ганга и Кусума-саровара, становятся чистыми и привлекательными. На водах этих водоёмов распускается множество цветов лотоса, и они источают удивительный аромат; дует приятный ветерок и разносит этот аромат повсюду. Всё в природе оживает. Лес Вриндаван словно приглашает Кришну и Его друзей приходить сюда пасти коров и беззаботно проводить весь день в развлечениях.

 

кусумита-ванараджи-шушми-бхринга
двиджа-кула-гхушта-сарах-сарин-махидхрам
мадхупатир авагахйа чарайан гах
саха-пашу-пала-балаш чукуджа венум

 

[«Озёра, реки и холмы Вриндавана были наполнены жужжанием опьянённых мёдом пчёл и пением множества птиц. Стайками они сновали повсюду, перелетая с одного цветущего дерева на другое. В этот лес вошёл Мадхупати Шри Кришна в компании мальчиков-пастушков и Баларамы, ведя стада коров на пастбища. Кришна поднёс к губам Свою флейту, и по лесу полилась чарующая мелодия». (Ш.-Б., 10.21.2)]

Во Вриндаване есть такое множество покрытых цветами деревьев. Аромат этих цветов привлекает пчёл, которые как будто опьянели от обилия нектара. Различные виды птиц поют каждая свою мелодию, и они также любят собираться на склонах гор, таких, как Гири Говардхан. Повелитель Нектара, Мадхупати-Кришна, исполнен изумительных медоносных качеств. Окружённый Своими друзьями Он вошёл в лес Вриндавана.

В этом месяце гопи остаются дома и чувствуют сильную разлуку с Кришной. Однако их глаза, наполненные беспримерной любовью к Кришне, способны видеть, как Кришна входит в лес.

 

бархапидам ната-вара-вапух карнайох карникарам
бибхрад васах канака-капишам ваиджайантим ча малам
рандхран венор адхара-судхайапурайан гопа-вриндаир
вриндаранйам сва-пада-раманам правишад гита-киртих

 

[«С украшением из павлиньих перьев во вьющихся волосах, с жёлтыми цветами карникара за ушами, в сияющих золотом жёлтых одеяниях, с гирляндой вайджаянти на шее Натавара Шри Кришна, лучший из танцоров, вошёл в лес Вринда-деви, украсив его отпечатками Своих лотосных стоп. Он наполнил дырочки флейты нектаром Своих губ, в то время как пастушки воспевали Его славу». (Ш.-Б., 10.21.5)]

Все эти стихи прославляют месяц Картика. В этот месяц гопи оставались у себя дома и говорили друг другу:

 

акшанватам пхалам идам на парам видамах
сакхйах пашун анувивешайатор вайасйаих
вактрам враджеша-сутайор анавену-джуштам
йаир ва нипитам ануракта-катакша-мокшам

 

[Одна гопи сказала: «О подруги, глаза, которые видят прекрасные лица сыновей Махараджи Нанды, необычайно удачливы. Когда эти двое сыновей входят в лес, окружённые Своими друзьями, гоня коров впереди Себя, Они держат Свои флейты у губ и бросают любящие взгляды на жителей Вриндавана. Можно ли найти для глаз более достойное зрелище?» (Ш.-Б., 10.21.7)]

О сакхи, для того, кто имеет глаза, найдётся ли во всём мире картина прекраснее этой? Кришна движется очень плавно, не торопясь, оставаясь немного позади Своих друзей и позволяя Балараме уйти вперёд. Кришна надеется хотя бы на секунду увидать образ Своей возлюбленной и украдкой смотрит по сторонам.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж