?

Ты – живое существо.

 (голосов: 3)
   Журналист: admin. Просмотров: 1642. Опубликовано: 30-04-2012, 20:55

Ты – живое существо    
    Бэджер, Калифорния, 15 июня 2005 г., (часть 2)

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж


      Есть много разновидностей свамш (полных воплощений Бхагавана), например: пуруша-аватары и лила-аватары, такие как Господь Рама. В числе пуруша-аватар первое воплощение Вишну (Каранодакашайи Вишну), второе воплощение Вишну (Гарбходакашайи Вишну) и третье воплощение Вишну (Кширодакашайи Вишну). [Каждое из этих воплощений отвечает за определенный аспект творения, поддержания и разрушения материального мира.]
    Кроме того, Господь воплощается в качестве индивидуальных живых существ (вибхинамша джив). Чтобы понять, как это происходит, обратимся к примеру философского камня (чинтамани). Чинтамани – это трансцендентный камень, исполняющий желания. Он может создать неограниченное количество золота, которого хватит, чтобы удовлетворить любые запросы. Но сколько бы золота ни появлялось из чинтамани, сам он не изменяется. (Сколько бы частиц ни изошло из Бхагавана, от этого Он не становится меньше). Золото исходит из чинтамани, но оно не является чинтамани. Точно так же в живом существе в мизерных количествах присутствуют качества Господа (но оно не является Господом).
    Пока золото пребывает в чинтамани, оно не претерпевает никаких изменений. Но как только золото проявляется из чинтамани, оно начинает изменяться. Подобным образом, если джива осознает Кришну, то ее духовные качества подобны качествам Шри Кришны. Но когда душа запутывается в майе, кажется, что эти качества искажаются и исчезают, уступая место материальным качествам.

 

эках шуддхах свайам-джйотир  ниргуно 'сау гунашрайах
    сарва-го 'навртах сакши  ниратматматманах парах

 

«Верховная душа, чистая, нематериальная и лучезарная, едина. Вездесущая и не покрытая материальной оболочкой, Она является средоточием всех положительных качеств и свидетелем всего, что происходит. Она отлична от всех остальных живых существ и трансцендентна ко всем воплощенным душам» («Шримад-Бхагаватам», 4.20.7).
     Этот стих описывает качества Парабрахмы, Верховной Души. Существуют определенные различия между Ней и индивидуальной душой. Некоторые утверждают, что мы все являемся Богом, и произносят соответствующие мантры: «тат твам аси», «сарвам калвидам брахма», «праджнанам брахма» (см. примечание) и «ахам брахмасми».
    Почему в Шрути (Ведах) содержатся эти высказывания?
    Шанкарачарья очень «хитрый». На первый взгляд, он является учителем имперсоналистов, но на самом деле он пришел, чтобы исполнить желание Господа Кришны. Кришна сказал ему: «Ступай и спрячь Меня от демонов, которые служат и поклоняются Мне (совершая арчану и пуджу) только для того, чтобы стать могучими, как Хираньякашипу или Равана. Ступай и скажи им: «Зачем вы поклоняетесь Кришне? Вы сами и есть брахма. Сарвам калвидам брахма. Мы все есть брахма».
    Запомните, мы – не брахма. Мы – не безличный Бог. Верховным Брахмой, Верховной Личностью является Шри Кришна. А мы – Его частички, вечные слуги Господа Кришны. Кришна – единственный в своем роде, а дживам нет числа. В одной капле крови находятся миллионы джив. Дживы бесчисленны. Но где бы они ни находились – здесь, на Вайкунтхе, на Голоке Вриндавана – всегда, при любых обстоятельствах, дживы остаются отличными от Господа.
    Шрила Бхактивинода Тхакур цитирует стих Ш.-Б. (4.20.7), в котором Сам Господь объясняет разницу между Ним и бесчисленными, бесконечно малыми живыми существами.
    В этом микрофоне есть джива? Как вы думаете? Нет, в нем нет дживы. А Параматма (Сверхдуша) в нем есть? Да. Ничто в этом мире не может существовать без присутствия Параматмы.
    В отличие от микрофона, в нашем теле есть как джива, так и Параматма.  В каждом теле есть две души: бесконечно малая джива и Господь, проявленный как Параматма. Первая занимается прагматической деятельностью, а вторая наблюдает за ней. Джива всегда пытается наслаждаться чувствами и плодами своих действий. Но Верховный Господь не наслаждается материальными объектами. В отличие от дживы, Он не обусловлен.
    Как утверждает приведенный выше стих, Верховная душа вечно чиста. Майя не может коснуться Господа или Его обители. Там всем управляет абсолютно чистая и трансцендентная (вишуддха) Йогамайя. Господа майя не привлекает, но джива, будучи очень маленькой, в любой момент может попасть под ее влияние. Шри Кришна всегда чист и лучезарен, в то время как джива, подверженная иллюзии, может оскверниться, отождествляя себя с материальным телом.
     Шри Кришна – ниргуна. Некоторые под этим словом понимают «не имеющий качеств». Однако Кришна обладает всеми трансцендентными качествами. Ниргуна (свободный от материальных качеств) и сагуна (обладающий всеми трансцендентными качествами) – это одно и то же. Кришна одновременно и ниргуна, и сагуна. И дживы тоже могут подняться на этот уровень.
     Итак, Кришна обладает всеми трансцендентными качествами. Он необычайно красив. Здесь, в этом мире, Он тоже присутствует  в образе четырехрукой Параматмы (в каждом сердце и в каждом атоме). Однако к тем, кто, подобно Шри Билвамангале Тхакуру, совершает кришна-бхаджан, Кришна приходит в Своем изначальном образе Враджендра-нанданы. Те, кто служит четырехрукому Нараяне на Вайкунтхе, видят Его как Господа Нараяну. А для остальных Он проявляется как очень маленькая Параматма, свидетель всех действий. Шри Кришна – вечная Абсолютная Истина, чего не скажешь о дживе.
    Джива – бесконечно малая частица духа, а Он – Высший (парам) среди всех джив. Нитйо нитйам четанас четанам. Он – Высший среди всех вечных и Высший среди всех живых существ. В приведенном выше стихе перечислены девять качеств Господа, отличающих Его от обусловленной души:
    •        эках – единственный в своем роде,
    •        шуддхах – вечно чистый,
    •        джйотиш – лучезарный,
    •        ниргунах – свободный от материальных качеств,
    •        сарва-гах – всепроникающий [1],
    •        анавритах – не покрытый материей,
    •        сакши – свидетель всего,
    •        ниратма – свободный от ложных самоотождествлений,
    •        атма-атманах парах – трансцендентный к телу и уму.
     Джива – вечно отделенная частица Кришны, но не думайте, что она навсегда разлучена с Ним. Джива не может существовать без Кришны. Она всегда зависима от Кришны как здесь, так и на Голока Вриндаване.
    Преданный: Понимает ли джива, что делает, когда решает отвернуться от Кришны и посмотреть в сторону майи?
    Шрила Нараяна Махарадж: Нет. Джива думает: «Я не прогадаю. Я буду наслаждаться». Как ребенок, который пытается схватить огонь. Ребенок не понимает, что делает. Он думает, что  огонь – это что-то вкусное.
    Преданный: Вы объяснили, что задачей Шрипад Шанкарачарьи было – увести демонов прочь от пути бхакти. Но, если бы демоны практиковали бхакти, разве это не помогло бы им очиститься?
    Шрила Нараяна Махарадж: Они хотят оставаться демонами, они хотят только материального могущества. Равана поклонялся Брахме и Шанкаре, но для чего? Чтобы обрести силу, захватить весь мир и причинять всем его жителям множество проблем. Дхрува Махарадж тоже совершал бхакти ради власти. Он поклонялся Господу Нараяне, чтобы получить царство. Итак, в любом случае необходима бхакти. Без бхакти вы ничего не добьетесь, а с бхакти – легко достигнете всего, что ни пожелаете, включая Сваргу (рай).
    Однажды Видура отправился в Бадарикашрам в Гималаях. Там жил великий мудрец Майтрея Риши, получивший особую милость Господа Кришны. До этого Кришна сказал Видуре: «Я передал все знание Уддхаве и Майтрее. Поэтому отправляйся в Бадарикашрам и получишь это знание от Майтреи».
     И вот Видура обратился к Майтрее Риши:
   

бхагаван эка эваиша  сарва-кшетрешв авастхитах
    амушйа дурбхагатвам ва  клешо ва кармабхих кутах

 

  «Господь в форме Сверхдуши пребывает в сердце каждого живого существа. Почему же тогда действия живых существ приносят им несчастья и страдания?» («Шримад-Бхагаватам», 3.7.6).
    «Меня удивляет, – сказал Видура, – что, хотя джива обладает сознанием и вечно связана с Господом Кришной (Параматмой), все же она попадает под влияние майи. Как это возможно?»
    Майтрея ответил: «Я кратко расскажу тебе об этом. Единственная причина этому – особая энергия Господа Кришны, которая делает невозможное возможным (агатан-гатан-патьяши-шакти). Эта энергия скрывает милость Кришны (Параматмы), и джива превращается в обусловленную душу».
    Будучи энергией Кришны, она не может делать что-либо против Его воли. Почему же тогда Кришна устраивает так, что множество джив испытывают страшные страдания? Ответ таков. У Кришны бесконечное разнообразие игр. Почему бы среди них не быть и такой игре? Эта игра называется шришти-лила, или лила создания материальных миров. В лилах Кришны есть все.
    Вопрос «почему?» сам по себе абсурден, ведь Кришна полностью независим. Вы не можете спрашивать Его: «Почему Ты это сделал?» Это невозможно понять с помощью логики.
    ачинта кхалу йе бхава на тамс таркена йоджайет
    «Нет смысла при помощи логических доказательств и опровержений пытаться понять то, что находится вне досягаемости материального ума». (Сканда-пурана).
    Не пытайтесь силами своего ограниченного ума осознать трансцендентное. Вместо этого, положитесь на то, что сказано в Ведах,  особенно в «Шримад-Бхагаватам», который является сутью всех Вед. Доверьтесь словам Госвами, которые извлекли суть из «Шримад-Бхагаватам».
    Лишь под воздействием непостижимой энергии Кришны джива может оказаться во власти таких заблуждений, как понятия «Я» и «Мое». Так она попадает в тиски майи. По своей изначальной природе джива вечно чиста. Несмотря на свои мизерные размеры, она исходит из чит-шакти (трансцендентной энергии Кришны). В природе дживы нет ничего материального.
    Но в данный момент мы заключены в это материальное тело из пяти элементов. После того, как Господь бросает взгляд на непроявленное творение, сначала проявляется махат-таттва, потом ложное эго, ум, разум, и, наконец, грубое тело. Все это оковы. Но эти оковы не настоящие. Они не касаются души. Не думайте, что все это – истина. Это заблуждение называется сварупа-брахма – заблуждение насчет своей природы и отождествление себя с телом.
    Все это Майтрея Риши поведал Видуре. Он объяснил, что без солнца наступает тьма. Что такое тьма? Тьмы как таковой не существует. Тьма – это просто отсутствие солнца. Там, где нет служения Кришне, появляется майя.
    Вы можете увидеть во сне, как вам отрубают голову. Но проснувшись, вы обнаружите, что с вами все в порядке. Когда в человеке, по милости гуру, пробуждается сознание Кришны, он думает: «Что это я видел? Это все был сон».
    Если к вам приходят страдания – не расстраивайтесь и не нервничайте. Вы спите, и вам кажется, что вы страдаете. Вы страдаете во сне.

 

йад артхена винамушйа
    пумса атма-випарйайах
    пратийата упадраштух
    сва-ширас чеданадиках

 

«Живое существо страдает из-за ложного самоотождествления. На самом деле оснований для беспокойства у него не больше, чем у человека, который во сне видит, как ему отрубают голову». («Шримад-Бхагаватам», 3.7.10).
    Еще один пример – луна. Луна находится в небе, но отражается в глади пруда. На берегу растет дерево. Когда дует ветерок, на воде появляется рябь, и кажется, что отраженные в воде луна и дерево  колеблются. На самом деле и дерево, и луна стоят неподвижно. Подобным образом, джива, в действительности, всегда служит Кришне. Но, кажется, будто она не служит Ему.
   

йатха джале чандрамасах
    кампадиш тат крито гунах
    дришйате сан апи драстур
    атмано натмано гунах

 

«Как луна, отраженная в воде, приобретает ее качества, и постороннему наблюдателю кажется, будто она колеблется, так и душа, соприкасающаяся с материей, как будто приобретает материальные качества» («Шримад-Бхагаватам», 3.7.11).
    Если накрыть часы тканью, вы не увидите движения стрелок. Но они, тем не менее, движутся. А душа – чит-шакти джива (духовная частица, трансцендентная энергия Господа) – в любых обстоятельствах служит Господу Кришне. Однако, находясь в обусловленном состоянии, она не осознает этого. Демон Камса служил Кришне косвенным образом. Не будь Камсы, не было бы сладостных развлечений Кришны во Врадже. Не будь Раваны, не было бы сладостных развлечений Господа Рамы. Не думайте, что вы не служите Кришне. Вы просто спите.
    Шри Кришна явился перед Шри Нарадой на одно мгновение  в образе Господа Нараяны и тут же исчез. Нарада горько заплакал, и тут раздался голос с небес: «Не расстраивайся. Я даровал тебе это мимолетное видение по Своей милости, чтобы усилить твою трансцендентную жажду. Пока ты не можешь видеть Меня, потому что в твоем сердце еще остался легкий налет майи. Теперь отправляйся по миру и прославляй Меня, играя на вине. Так ты очистишься и обретешь способность постоянно видеть Меня».
    нарада муни бхаджайа вина радхика-рамана наме
    нама амани, удита хайа, бхаката-гита-саме
    «Лучший из расика-вайшнавов, Нарада Муни, поет имена Шри Радхика-раманы, подыгрывая себе на вине. Зачарованные этой киртаной, Шри Радхика и Рамана приходят в то место и танцуют, наслаждаясь бхавой своих преданных» (Шрила Бхактивинода Тхакур, «Нарада Муни», стих 1).
    Господь Нараяна сказал Нараде: «Подожди немного и, в конце концов, сможешь общаться со Мной». Последовав наставлениям Господа, Нарада в той же жизни достиг совершенства. А в следующей жизни он сказал Шриле Вьясадеве:
   

прайуджйамане майи там
    шуддхам бхагаватим танум
    арабдха-карма-нирвано
    нйапатат пайча-бхаутиках

 

«Обретя трансцендентное тело, подобающее вечному спутнику Господа, я оставил тело, созданное из пяти материальных элементов, и все кармические последствия для меня прекратились».
    Так Нарада делится опытом из собственной жизни.
    У каждого из нас есть своя сиддха-деха – прекрасный трансцендентный образ. И в этом образе мы можем служить Кришне. Сейчас этот образ скрыт. Но по милости гуру и Кришны постепенно уйдут все анартхи (нежелательные привычки и привязанности), и мы достигнем уровня рати, бхавы. Тогда у нас в сердце проявится шуддха-сатва – преданность, выходящая за пределы гун материальной природы. И только тогда мы сможем осознать свою сиддха-деху. Эта стадия называется сварупа-сиддхи.
    К моменту беседы с Вьясадевой Нарада уже превзошел стадию сварупа-сиддхи и находился в духовном теле, свободном от бремени материальных оболочек (васту-сиддхи).
    У каждого из нас есть изумительно красивое тело (сиддха-деха), которое пока скрыто в нашем сердце. Получив милость Кришны, как Нарада, мы освободимся от этого грубого тела, ума, разума, ложного эго и оскверненного сознания. Таково общее правило. То же самое произошло и с Дхрувой Махараджем. Он тоже избавился от грубого тела, но никто этого не видел.
    Однако к Кришне это правило не относится. Не думайте, что, уходя из этого мира, Он тоже оставил материальное тело. Материалист может сказать, что там было мертвое тело, и что смарта-брахманы провели самскары (последние ритуалы). Но это только иллюзия.
    Старайтесь обрести милость Гурудева и, по его милости, совершать бхаджан так же, как это делал Нарада Риши.

 

шринван су-бхадрани ратханга-напир
    джанмани кармани ча йани локе
    гитани намани тад-артхакани
    гайан виладжо вичаред асангах

 

«Разумный человек, обуздавший ум и победивший свои страхи, должен оставить всю привязанность к материальным объектам, таким как жена,  семья и нация, и свободно скитаться, ничем не стесненный, слушая и воспевая святые имена Господа,  держащего колесо колесницы. Святые имена Кришны несут наивысшее благо, поскольку описывают Его трансцендентальные рождение и деяния, которые Он совершал в этом мире для освобождения обусловленных  душ. Поэтому святые имена Господа воспевают по всему миру» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.39).

 

эвам-вратах сва-прийа-нама-киртйа
    жжатанураго друта-чита учайх
    хасати атхо родити раути гайати
    унмада-ван нритйати лока-бахйах

 

«Воспевая святое имя Верховного Господа, преданный достигает любви к Богу. Он утверждается в положении вечного слуги Господа и постепенно развивает сильную привязанность к определенному имени и образу Верховной Личности. Когда его сердце тает от экстатической любви,  он очень громко смеется, плачет или кричит. Иногда он поет и танцует, как сумасшедший, поскольку ему безразлично общественное мнение» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.40).
    Чистый преданный не испытывает ни тени смущения. Он громко воспевает святое имя. Он не ведает, одет он или обнажен. Он всегда медитирует на развлечения Кришны. Иногда он рыдает: «Кришна, где же Ты?» Иногда катается по земле, заливаясь смехом. Обычные люди думают, что он безумен, но это не так.
    Это состояние – цель и смысл нашей жизни. Стремитесь к этому. Всегда занимайте ум слушанием (шраваной), поклонением Божествам (арчаной) и, в особенности, воспеванием святого имени Господа (нама-санкиртаной). Если вы всегда будете заняты этим, майя не сможет завлечь вас. А если нет – она вас поглотит.
    Гаура-премананде!


    Перевод на русский: Таруни даси
    Над текстом работали: Ананда-према даси, Махабала дас.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж