?

Шива-таттва. Часть 1. Причина творения.

 (голосов: 1)
   Журналист: kvikos. Просмотров: 2417. Опубликовано: 5-02-2025, 16:04

Причина творения

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Из книги «Шива-таттва»

 

Желание первой (прартхама) Пуруша-аватары, Господа Маха-Вишну, называется иччха-шакти. Творение материального мира начинается с волеизъявления Бхагавана Шри Кришны. Дабы осуществить Своё желание, Шри Кришна распространяет Себя в Маха-Санкаршану. Этот Санкаршана, носитель духа созидания, распространяет Себя в Каранодакашайи-Вишну, или Маха-Вишну. Желание Господа обращается в луч света, который исходит из межбровья Господа. Абхаса, или отблеск (отражение) этого яркого луча, называют шамбху-лингамом. Многие люди поклоняются Господу Шиве в форме шамбху-лингама. Свет Бхагавана Вишну вечен: джйотирупа санатанах. Сам свет не есть шамбху-лингам. Шамбху-лингам — это отражение божественного света.

Другое отражение называется йони — это тень Рамадеви. Рамадеви — Божественная супруга Вайкунтхапати Нараяны, известная также как Лакшмидеви. Рамадеви — это олицетворенный образ (шуддха-сварупа), изначальная трансцендентная форма духовной энергии (чит) Каранодакашайи Вишну. Тень Рамадеви — Майядеви, или ограниченная иллюзорная энергия.

Чтобы понять этот предмет более глубоко, необходимо отметить, что Маха-Вишну имеет два вида энергии. Одну называют нимитта, а другую — упадана. Первая — отдалённая причина, а вторая — непосредственная причина творения. Сущность их можно объяснить на таком примере: человек палкой убил змею. Желание человека было отдалённой причиной. Иными словами, носитель желания — человек, совершивший действие, — представляет собой отдалённую причину (нимитта-карана), тогда как палка есть непосредственная причина (упадана-карана). Можно привести другой пример: гончар изготавливает глиняный горшок. Желание (волеизъявление) гончара является отдалённой причиной, тогда как все необходимые инструменты и составляющие процесса, а именно: гончарный круг, глина, вода — непосредственной причиной.

Вечная творческая энергия Маха-Вишну (нимитта-шакти) в форме своего отражения воплощается как йони — ограниченная теневая энергия, тогда как непосредственная причина (упадана-карана) принимает отражённую форму, шамбху(шива)-лингама. Затем благодаря соединению шамбху-лингама (мужского начала) и йони (женского начала) осуществляется творение материального мира. Лингам (линга) означает «символ». В данном контексте — это символ мужского детородного органа, а йони — символическая форма женского детородного органа. Майя принимает форму йони. Йони называют ашрая-стхала — «та, кто даёт прибежище всей Вселенной». Она — отдалённая причина (нимитта-карана), а шамбху — непосредственная причина (упадана-карана).

Необходимо понимать, что изначальные нимитта и упадана — это не йони и шамбху. Только благодаря семени желания Господа (кама-биджа), помещенного в её лоно, пракрити в форме йони обретает желание творить. Кама-биджа побуждает её к созиданию. Поскольку она желает творить, её относят к категории отдалённой причины. Шамбху, повелитель прадханы, вносит в пракрити ингредиенты, необходимые для творения; поэтому Шамбху — это непосредственная причина. Шамбху есть отражение божественного взгляда Верховного Господа. Этот взгляд, наполненный желанием, соединяется с Майей. Однако сам Шамбху не способен осуществлять эту функцию независимо от Маха-Вишну и Его энергии.

Пракрити называют йони; это она излучает желание. Хотя в данном случае йони исполняет функции нимитта-караны, тем не менее, изначальная нимитта-карана — Господь Маха-Вишну. Стоит Ему пожелать — тотчас же Его иччха-шакти, тень Рамадеви, отражая Его желание, становится отдалённой причиной творения. Таким образом, Майя в форме йони — вторичная нимитта-карана, а Шамбху — вторичная упадана-карана.

Маха-Вишну есть олицетворённая Верховная Воля; это Он соединяет йони и Шамбху. Он — Верховный Властелин, частичная экспансия Кришны; Он — изначальный творец материального мира. Таким образом, Маха-Вишну, Шамбху и йони — все трое участвуют в процессе творения.

Итак, для создания мира необходимы две причины: отдалённая и непосредственная. И вместе с этим необходимо желание Верховного Творца, известного под именем Карта («действующий»). Желание или взгляд Маха-Вишну приводит в действие эти две причины; тогда осуществляется созидание мира. Изначальная фаза творения называется махат-таттва, совокупность двадцати четырёх элементов. Она является отражением, или тенью изначальной кама-биджи (семени желания) с Голоки Вриндаваны. Это семя любовной творческой энергии Голоки является воплощением чистого сознания. Семя сексуального желания в материальном мире есть йони, тень божественной энергии Бхагавана. Хотя первое служит архетипом второго, они бесконечно далеки друг от друга. Семя мирского сексуального желания — это искажённое отражение кама-биджи, семени изначального чистого любовного влечения с Голоки Вриндаваны. В «Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила 6.14-17) говорится:

майа йаичхе дуи амша — `нимитта', `упадана'
майа — `нимитта'-хету, упадана — `прадхана'
пуруша ишвара аичхе дви-мурти ха-ийа
вишва-сришти каре `нимитта' `упадана' лана

апане пуруша — вишвера `нимитта'-карана
адваита-рупе `упадана' хана нарайана

`нимиттамше' каре тенхо майате икшана
`упадана' адваита карена брахманда-сриджана

«Точно так же, как внешняя энергия состоит из двух частей — отдалённой причины, Майи (нимитта), и непосредственной причины, прадханы (упадана), — так и Верховный Господь принимает две формы для того, чтобы творить (формы отдалённой и непосредственной причин). Сам Господь Вишну играет роль отдалённой причины (нимитта) материального мира, а Нараяна в облике Шри Адвайты — непосредственной причины (упадана): Вишну бросает взгляд на материальный мир, а Шри Адвайта творит его».


Гопишвар Махадев

На заре творения Шри Кришна хотел провести танец раса. В это время сварупа-шакти (хладини-шакти) Кришны — Шримати Радхика — проявилась из левой стороны Его тела, а Садашива, который неотличен от Гопишвары Махадевы, проявился из Его правой стороны. Садашива, который живёт в Каши (Варанаси) и на горе Кайлас, — это амша, или часть части Сваям Садашивы из Шри Вриндаваны.

Шри Рагхунатха даса Госвами написал следующую молитву во «Враджа-виласа-ставе» (87):

муда гопендрасйатмаджа-бхуджа-паришванга-нидхайе

спхурад-гопи-вриндаир йам иха бхагавантам пранайибхих

бхаджадбхистаир бхактйа свам абхилашитам праптам ачирад-

йами-тире гопишварам анудинам там кила бхадже

«Каждый день я поклоняюсь Гопишваре Махадеве, который живёт на берегу Ямуны. Гопи с великой преданностью поклонялись ему. Гопишвар Махадева быстро исполнил их желание обрести драгоценный алмаз объятий сына Махараджи Нанды».

Шри Санатана Госвами также писал в «Шри Брихад-бхагаватамрите»:

вриндаванавани-пате! джайа сома сома-мауле

санака-санандана-санатана-нарадедйа

гопишвара! враджа-виласи-йугангхри-падме

према прайаччха нирупадхи намо намасте

«О страж Вриндаваны! О Сома! Слава тебе! О ты, чей лоб украшен Луной и кому поклоняются мудрецы во главе с Санакой, Сананданой, Санатаной и Нарадой! О Гопишвар! Я приношу тебе почтительные поклоны вновь и вновь, моля тебя даровать мне прему (божественную любовь) к лотосным стопам Шри Шри Радха-Мадхавы, которые вечно наслаждаются божественными играми на земле Враджа-дхамы».

Множество других форм Шивы, такие, как Шанкара и Рудра, которым поклоняются обычные люди, являются отражением (подобием) Садашивы и потому вторичны. Шанкара, которого местные жители почитают как Пиппалешвару Махадеву, Бхутешвару Махадеву, Рангешвару Махадеву и так далее, не может даровать высшую форму враджа-премы.

…………………………………………………………………..

Перевод: А.Куницын, С.Бойденко.

Редакция: С.Бойденко, Н.Кунакова,

Г.Ледякин, Ари Мардан д.,

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж