?

Шива-таттва. Часть 1. Причина творения.

 (голосов: 1)
   Журналист: kvikos. Просмотров: 1886. Опубликовано: 31-05-2012, 02:32
Шива-таттва. Часть 1. Причина творения.

Шива-таттва

 Причина творения

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж


Желание первой (прартхама) Пуруша-аватары, Господа Маха-Вишну, называется иччха-шакти. Творение материального мира начинается с волеизъявления Бхагавана Шри Кришны. Дабы осуществить Свое желание, Шри Кришна распространяет Себя в Маха-Санкаршану. Этот Санкаршана, носитель духа созидания, распространяет Себя в Каранодакашайи-Вишну, или Маха-Вишну. Желание Господа обращается в луч света, который исходит из межбровья Господа. Абхаса, или отблеск (отражение) этого яркого луча, называют шамбху-лингамом. Многие люди поклоняются Господу Шиве в форме шамбху-лингама. Свет Бхагавана Вишну вечен: джьотирупа санатанах. Сам свет не есть шамбху-лингам. Шамбху-лингам — это отражение божественного света.

Другое отражение называется йони — это тень Рамадеви. Рамадеви — Божественная супруга Вайкунтхапати Нараяны, известная также как Лакшмидеви. Рамадеви — это олицетворенный образ (шуддха-сварупа), изначальная трансцендентная форма духовной энергии (чит) Каранодакашайи Вишну. Тень Рамадеви — Майядеви, или ограниченная иллюзорная энергия.

Чтобы понять этот предмет более глубоко, необходимо отметить, что Маха-Вишну имеет два вида энергии. Одну называют нимитта, а другую — упадана. Первая — отдаленная причина, а вторая — непосредственная причина творения. Сущность их можно объяснить на таком примере: человек палкой убил змею. Желание человека было отдаленной причиной. Иными словами, носитель желания — человек, совершивший действие, — представляет собой отдаленную причину (нимитта-карана), тогда как палка есть непосредственная причина (упадана-карана). Можно привести другой пример: гончар изготавливает глиняный горшок. Желание (волеизъявление) гончара является отдаленной причиной, тогда как все необходимые инструменты и составляющие процесса, а именно: гончарный круг, глина, вода — непосредственной причиной.

Вечная творческая энергия Маха-Вишну (нимитта-шакти) в форме своего отражения воплощается как йони — ограниченная теневая энергия, тогда как непосредственная причина (упадана-карана) принимает отраженную форму, шамбху(шива)-лингама. Затем благодаря соединению шамбху-лингама (мужского начала) и йони (женского начала) осуществляется творение материального мира. Лингам (линга) означает «символ». В данном контексте — это символ мужского детородного органа, а йони — символическая форма женского детородного органа. Майя принимает форму йони. Йони называют ашрая-стхала — «та, кто дает прибежище всей Вселенной». Она — отдаленная причина (нимитта-карана), а шамбху — непосредственная причина (упадана-карана).

Необходимо понимать, что изначальные нимитта и упадана — это не йони и шамбху. Только благодаря семени желания Господа (кама-биджа), помещенного в ее лоно, пракрити в форме йони обретает желание творить. Кама-биджа побуждает ее к созиданию. Поскольку она желает творить, ее относят к категории отдаленной причины. Шамбху, повелитель прартханы, вносит в пракрити ингредиенты, необходимые для творения; поэтому Шамбху — это непосредственная причина. Шамбху есть отражение божественного взгляда Верховного Господа. Этот взгляд, наполненный желанием, соединяется с Майей. Однако сам Шамбху не способен осуществлять эту функцию независимо от Маха-Вишну и Его энергии.

Пракрити называют йони; это она излучает желание. Хотя в данном случае йони исполняет функции нимитта-караны, тем не менее, изначальная нимитта-карана — Господь Маха-Вишну. Стоит Ему пожелать — тотчас же Его иччха-шакти, тень Рамадеви, отражая Его желание, становится отдаленной причиной творения. Таким образом, Майя в форме йони — вторичная нимитта-карана, а Шамбху — вторичная упадана-карана.

Маха-Вишну есть олицетворенная Верховная Воля; это Он соединяет йони и Шамбху. Он — Верховный Властелин, частичная экспансия Кришны; Он — изначальный творец материального мира. Таким образом, Маха-Вишну, Шамбху и йони — все трое участвуют в процессе творения.

Итак, для создания мира необходимы две причины: отдаленная и непосредственная. И вместе с этим необходимо желание Верховного Творца, известного под именем Карта («действующий»). Желание или взгляд Маха-Вишну приводит в действие эти две причины; тогда осуществляется созидание мира. Изначальная фаза творения называется махат-таттва, совокупность двадцати четырех элементов. Она является отражением, или тенью изначальной кама-биджи (семени желания) с Голоки Вриндаваны. Это семя любовной творческой энергии Голоки является воплощением чистого сознания. Семя сексуального желания в материальном мире есть йони, тень божественной энергии Бхагавана. Хотя первое служит архетипом второго, они бесконечно далеки друг от друга. Семя мирского сексуального желания — это искаженное отражение кама-биджи, семени изначального чистого любовного влечения с Голоки Вриндаваны. В «Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила 6.14-17) говорится:

 

майа йайчхе дуи амша — ‘нимитта’, ‘упадана’ майа — ‘нимитта’-хету, упадана — ‘прадхана’

пуруша ишвара айчхе дви-мурти ха-ийа вишва-сришти каре ‘нимитта’ ‘упадана’ лана

апане пуруша — вишвера ‘нимитта’-карана адвайта-рупе ‘упадана’ хана нарайана

‘нимиттамше’ каре тенхо майате икшана ‘упадана’ адвайта карена брахманда-сриджана

 

«Точно так же, как внешняя энергия состоит из двух частей — отдаленной причины, Майи (нимитта), и непосредственной причины, прадханы (упадана), — так и Верховный Господь принимает две формы для того, чтобы творить (формы отдаленной и непосредственной причин). Сам Господь Вишну играет роль отдаленной причины (нимитта) материального мира, а Нараяна в облике Шри Адвайты — непосредственной причины (упадана): Вишну бросает взгляд на материальный мир, а Шри Адвайта творит его».
Гопишвара Махадева

На заре творения Шри Кришна хотел провести танец раса. В это время сварупа-шакти (хладини-шакти) Кришны — Шримати Радхика — проявилась из левой стороны Его тела, а Садашива, который неотличен от Гопишвары Махадевы, проявился из Его правой стороны. Садашива, который живет в Каши (Варанаси) и на горе Кайлас, — это амша, или часть части Сваям Садашивы из Шри Вриндаваны.

Шри Рагхунатха даса Госвами написал следующую молитву во «Враджа-виласа-ставе» (87):

 

муда гопендрасйатмаджа-бхуджа-паришванга-нидхайе

спхурад-гопи-вриндаир йам иха бхагавантам пранайибхих

бхаджадбхистаир бхактйа свам абхилашитам праптам ачирад-

йами-тире гопишварам анудинам там кила бхадже

 

[См. приложение к данной главе]

 

«Каждый день я поклоняюсь Гопишваре Махадеве, который живет на берегу Ямуны. Гопи с великой преданностью поклонялись ему. Гопишвара Махадева быстро исполнил их желание обрести драгоценный алмаз объятий сына Махараджи Нанды».

Шри Санатана Госвами также писал в «Шри Брихад-бхагаватамрите»:

 

вриндаванавани-пате! джайа сома сома-мауле

санака-санандана-санатана-нарадедйа

гопишвара! враджа-виласи-йугангхри-падме

према прайаччха нирупадхи намо намасте

 

«О страж Вриндаваны! О Сома! Слава тебе! О ты, чей лоб украшен Луной и кому поклоняются мудрецы во главе с Санакой, Сананданой, Санатаной и Нарадой! О Гопишвара! Я приношу тебе почтительные поклоны вновь и вновь, моля тебя даровать мне прему (божественную любовь) к лотосным стопам Шри Шри Радха-Мадхавы, которые вечно наслаждаются божественными играми на земле Враджа-дхамы».

Множество других форм Шивы, такие, как Шанкара и Рудра, которым поклоняются обычные люди, являются отражением (подобием) Садашивы и потому вторичны. Шанкара, которого местные жители почитают как Пиппалешвару Махадеву, Бхутешвару Махадеву, Рангешвару Махадеву и т.д., не может даровать высшую враджа-прему.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж