?

Очищение от скверны материальных качеств. Часть 2.

 (голосов: 1)
   Журналист: admin. Просмотров: 1859. Опубликовано: 20-12-2011, 14:38

 

Очищение  от  скверны  материальных  качеств. Часть 2

 

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур


    Шрути шастра нинда:  непочтение к священным писаниям

 

Четвертое оскорбление заключается в пренебрежении авторитетом шрути.  Оно основанно на мнении о том, что в них ничего не говорится о бхакти и потому они предназначены для людей с мирским складом ума. Совершивший это оскорбление может искупить его, если начнет использовать свой язык, который некогда хулил писания, описывающие процессы кармы и гйаны, для того, чтобы неустанно прославлять их, и тех, кто им следует (карми и гйани) и вместе с тем громко повторять святое имя. Иначе говоря, человек, совершивший четвертое оскорбление, получает прощение, если ему посчастливится понять величие шрути, слушая объяснения сведующего преданного. Ибо шрути существуют для блага людей себялюбивых, непокорных и совершенно ослепленных материальными желаниями, которые не способны принять преданное служение. Шрути милостиво помогают таким людям возвысить их сознание и тем самым дают им возможность со временем принять авторитет шастр.
    Аналогичным образом следует понимать причину и способ искупления остальных шести оскорблений.


    Анартхи, возникающие
    в процессе преданного служения

 

Подобно тому как рядом с посаженным в землю культурным растением вырастают сорняки, так и вместе с преданным служением к человеку приходит материальное процветание, почет, признание, добрая слава и т.д. (лабха, пуджа, пратиштха). Укоренившись в сердце преданного, эти сорняки могут одолеть его своим влиянием, заслонив собой нежный росток бхакти.

 

Анартха-нивритти – уничтожение апарадх

 

Уничтожение четырех типов апарадх происходит на пяти последовательных стадиях анартха-нивритти: 1) единичное или частичное уничтожение (ека-деша-вартини); 2) массированное уничтожение (баху-деша-вартини); 3) общее (прайаики); 4) полное (пурна) и 5) абсолютное (атйантики). Более подробно процесс устранения анартх, возникающих в результате апарадх, можно описать следующим образом.
    Согласно философии нйайа на начальной стадии преданного служения (бхаджана-крийа) происходит лишь частичное или поверхностное уничтожение анартх: в пример приводится сгоревший город или разорванная ткань. Когда благодаря постоянной практике преданный достигает стадии ништхи, стабильности в преданном служении, уничтожение анартх становится массированным. С появлением рати или бхавы анартхи почти полностью исчезают. С появлением премы анартхи уничтожаются полностью. Однако их абсолютное, бесследное уничтожение происходит только тогда, когда преданный достигает лотосных стоп Господа и входит в личное общение с Ним.
    Поэтому если кто-то считает, что все же есть редкие случаи, показывающие, что анартхи могут проявляться даже после того, как преданный достиг лотосных стоп Господа, ему следует очистить свой ум от подобных неправильных мыслей, прибегнув к помощи разума.
    В случае с Читракету, который достиг лотосных стоп Господа, его случайная маха-апарадха по отношению к Господу Шиве не имела для него никаких плохих последствий и потому, по сути, не была реальной. Из описания «Шримад-Бхагаватам» становится очевидно, что и в теле спутника Господа, и в теле демона Вритрасуры он оставался обладателем сокровища премы.
    Причиной кажущегося оскорбления Джая и Виджая было их личное желание, возникшее в результате премы. Они выразили свое желание таким образом: «О Прабху! О Бог богов! О Нараяна! Ты жаждешь насладиться битвой, но мы не видим того, кто может быть Твоим достойным противником. Все, кого мы знаем, слишком слабы, чтобы сразиться с Тобой. А мы, хотя и обладаем огромной силой, не способны проникнуться к Тебе ненавистью. Поэтому соблаговоли сделать нас Своими врагами и удовлетвори Свое желание сражаться. Нам, Твоим верным слугам, нестерпимо видеть малейший недостаток в Твоем совершенстве. Умоляем Тебя, выполни нашу просьбу, пожертвовав любовью к Своим верным слугам».
    Уничтожение анартх, порожденных прошлой греховной деятельностью, происходит следующим образом.
    В процессе бхаджана-крийи происходит общее уничтожение, на уровне ништхи – полное, а с достижением стадии асакти (любовной привязанности к Богу) – абсолютное.
    Что же касается анартх, возникающих в процессе преданного служения, то их частичное уничтожение происходит на стадии бхаджана-крийи, полное – на стадии ништхи, а абсолютное – на стадии ручи.
    Таково заключение мудрецов, к которому пришли они, в совершенстве изучивших данный предмет.
    На все вышесказанное можно возразить, что стадии уничтожения анартх не имеют никакого отношения к преданным, процитировав в доказательство сотни стихов из шастр. Например:

 

амшах самхарад акхилам сакрид
    удайад эва сакала-локасйа
    таранир ива тимира-джаладхим
    джайати джаган-мангалам харер нама

(Шри Шридхара Свами, «Падйавали», стих 16)

 

«Подобно тому, как восходящее солнце рассеивает густую тьму, окутавшую весь мир, так и святое имя, стоит лишь раз произнести его, разрушает все грехи. Слава святому имени, благословляющему своей милостью всю вселенную!»

 

на хи бхагаван агхатитам идам
    твад-даршанан нринам акхила-папа-кшайах
     йан-нама сакрич чхраванат
    пуккашо 'пи вимучйате самсарат

(«Шримад-Бхагаватам», 6.16.44)

 

«О мой Господь, увидев Тебя, человек немедленно освобождается от всей материальной скверны. Но Ты приумножил шансы обусловленных душ, неспособных видеть Тебя воочию, ибо всего лишь раз услышав Твое святое имя, даже чандала способен обрести освобождение из этого материального мира».
    В этой связи также уместен пример Аджамилы, который всего лишь раз произнеся имя Господа в намабхасе, очистился от всех анартх вплоть до авидйи (невежества, которое является изначальной причиной материального рабства) и достиг лотосных стоп Господа.
    Все это так. Не может быть ни малейших сомнений в том, что святое имя Господа обладает безграничным могуществом. Но если преданный совершает оскорбления святого имени, оно, чувствуя досаду, не проявляет своего могущества в полной мере. Именно в этом следует видеть причину, по которой человек, повторяющий святое имя, не способен полностью избавиться от своих греховных наклонностей. Но даже несмотря на то, что семена греха продолжают существовать, слуги повелителя смерти никогда не смогут подступиться к такому человеку (как в случае с Аджамилой).

 

сакрин манах кришна-падаравиндайор
    нивешитам тад-гуна-раги йаир иха
    на те йамам паша-бхриташ ча тад-бхатан
    свапне 'пи пашйанти хи чирна-нишкритах

(«Шримад-Бхагаватам», 6.1.19)

 

«О Кришна! Тот, кто однажды вручил себя Твоим лотосным стопам, привлекшись Твоим именем, формой, качествами и играми, даже если не осознав в полной мере Твоего величия, получает прощение всех своих грехов. Яма и его слуги с арканами в руках не приходят к такому человеку даже во сне».
    Однако даже несмотря на это единственным средством очищения оскорбителя святого имени является прекращение нама-апарадхи. В одном из разделов «Падма Пураны», описывающем десять оскорблений святого имени Бога, говорится:

 

намно балад йасйа хи папа-буддхир
    на видйате тасйа йамаир хи шуддхих

(«Падма Пурана», «Брахма-кханда», 25.16)

 

«Человек, который совершает грехи в расчете на могущество святого имени, не очистится, даже если будет следовать всем правилам и предписаниям йоги на протяжении тысяч лет».
    В этом стихе слово йама (йамаир) означает «правила и предписания» (йама, нийама), содержащиеся в йога-шастрах. Иначе говоря, хотя апарадхи (оскорбитель) освобождается из-под власти Ямы, повелителя смерти, ни йама, ни какие иные методы очищения не способны освободить его от анартх.
    Преданного, который в результате оскорблений лишает себя милости святого имени, можно сравнить со слугой, дерзко ведущим себя по отношению к своему богатому и могущественному хозяину. Такому слуге отказывают в привилегиях, понижают жалование и лишают его заботы и внимания. В результате своих оскорблений он попадает в немилость к своему господину и обрекает себя на прозябание в нищете и всевозможные страдания. Но если провинившийся слуга всецело отдает себя на милость своего хозяина, тот со временем может забыть об оскорблениях, снова взяв его под свою опеку. Тогда страдания слуги прекращаются. Точно так же преданного, который совершает оскорбления, могут вначале постичь несчастья и разочарование, но если он продолжает искренне служить ваишнавам, духовному учителю, священным писаниям и т.д., святое имя снова прольет на него Свою милость и постепенно устранит последствия его оскорблений. Таким образом, факт постепенного уничтожения анартх является бесспорным.
    Не прав тот, кто заявляет: «Я никогда не совершал оскорблений. Почему же я не получил полной милости святого имени?» Вполне возможно, что такой человек не совершал оскорблений в последнее время. Но где гарантия,  что он совершал их в прошлом? О существовании оскорблений можно судить по их последствиям, которые состоят в том, что, повторяя святое имя Господа, такой человек не проявляет никаких признаков премы.

 

тад ашма-сарам хридайам батедам
    йад грихйаманаир хари-нама-дхейаих
    на викрийетатха йада викаро
    нетре джалам гатра-рухешу харшах

(«Шримад-Бхагаватам», 2.3.24)

 

«Тот, кто при чтении святого имени не испытывает волнения в сердце, не заливается слезами и не чувствует, как волосы на его теле встают дыбом, должен знать, что его сердце заковано в железо».
    Однако при чтении стиха из «Бхакти-расамрита-синдху», где также говорится об апарадхе, может возникнуть еще одно сомнение:

 

ке те 'парадха випрендра намно бхагаватах критах
    винигхнанти нринам критйам пракритам хйанайанти хи

(«Падма Пурана», «Брахма-кханда», 25.14)

 

«О лучшие из брахманов, как же тяжки оскорбления Имени Господа, если они способны разрушить все результаты благочестивых поступков и свести даже духовные предметы до материального уровня?».
    Другими словами, постоянно слушая и повторяя святое имя Господа и совершая другие виды служения, человек может обрести прему. Служа святым тиртхам, он может обрести совершенство. Испытывая же вкус предложенных Господу молочных продуктов, гхи и других видов пищи, может полностью освободиться от желаний чувственных наслаждений. Так какими же тяжкими должны быть оскорбления, в результате которых все плоды его преданного служения сходят на нет, и вся его духовная деятельность превращается в обыденную мирскую суету? Где найти ответ на этот приводящий в волнение вопрос? Если нама-апарадха действительно так могущественна, значит ли это, что совершая ее, человек теряет всякий интерес к Господу и становится неспособен даже принять прибежище гуру и заниматься преданным служением?
    Это действительно так. Подобно тому, как больной лихорадкой теряет вкус к пище и потому не может ничего есть, человек, совершающий серьезное оскорбление, теряет интерес к слушанию, повторению и другим видам преданного служения. В этом не может быть никаких сомнений.
    Тем не менее, если со временем лихорадка проходит, больной становится способен до некоторой степени ощущать вкус. Но даже тогда организм человека, страдающего хронической лихорадкой, не способен усвоить такие питательные продукты, как молоко и рис. Эти продукты хоть и окажут на него благотворное действие, но быстро не вернут ему прежние силы. Только перейдя на особую диету и принимая лекарство, человек со временем может восстановить свое здоровье. Тогда его организм снова сможет прекрасно усваивать обычную пищу и извлекать из нее пользу.
    Точно так же преданный после долгих страданий в результате своих апарадх со временем может почувствовать облегчение и снова развить небольшой вкус к духовной жизни. Тогда он снова получает возможность заниматься преданным служением. Регулярные дозы слушания и повторения имени Господа и выполнение остальных видов преданного служения, позволят ему постепенно пройти все стадии бхакти и достичь премы.
    Святые так описывают этот постепенный путь:

 

адау шраддха татах садху-санго 'тха бхаджана-крийа
    тато 'нартха-нивриттих сйат тато ништха ручистатах
    атхасактистато бхавастатах премабхйуданчати
    садхаканамайам премнах прадурбхаве бхавет крамах

(«Бхакти-расамрита-синдху», 1.4.15-16)

 

«Бхакти проходит последовательные стадии развития, начиная с веры (шраддха), за которой следуют общение с преданными (садху-санга), выполнение преданного служения (бхаджана-крийа), избавление от нежелательных качеств (анартха-нивритти), обретение постоянства (ништха), появление вкуса (ручи), привязанность (асакти), стадия, предшествующая любви к Богу (бхава) и, наконец, чистая любовь к Богу (према)».
    Отсутствие признаков премы и следы греховных желаний у преданного, который совершает киртанам и другие виды преданного служения, не всегда являются следствием нама-апарадхи. Подобно этому материальные страдания преданного не обязательно вызваны последствиями его прошлой кармической деятельности (прарабдха). К примеру, Аджамила, хотя и повторял святое имя без оскорблений много раз в день, окликая своего сына Нараяну, все-таки не проявлял признаков премы. Напротив, он сохранял желание грешить и наслаждаться близостью с проституткой. А Юдхиштхира и его братья Пандавы, хотя и достигли личного общения с Господом и, безусловно, были свободны от прошлых кармических реакций, тем не менее были вынуждены пройти через множество материальных страданий, на первый взгляд похожих на страдания обычных людей.
    Подобно тому как плодоносное дерево приносит плоды только в положенный срок, так и святое имя Бога, удовлетворенное неоскорбительным отношением преданного к хари-наме, в свой срок непременно явит ему свою милость.
    Последствия прошлых грехов никогда не тревожат преданного, словно укусы змеи, у которой вырвали ядовитые зубы. Таким образом, болезни, скорбь и другие страдания преданных нельзя считать следствием его прошлых греховных поступков. Ибо Сам Господь говорит:

 

йасйахам анугрихнами харишйе тад-дханам шанаих
    тато 'дханам тйаджантй асйа сваджана духкха-духкхитам

(«Шримад-Бхагаватам», 10.88.8)

 

«Оказывая преданному особую милость, Я забираю у него все его богатство. Тогда он оказывается в положении жалкого нищего, все его друзья и родные отворачиваются от него, и несчастья обрушиваются на него одно за другим».

 

нирдхнанатва маха-рого мад-ануграха лантанам

 

 «Человек, свободный от болезни материальных приобретений, является объектом милости Господа».
    Так всемилостивый Господь, который всегда заботится о благе Своего преданного, желая увеличить его смирение и привязанность к Нему, проливает на него Свою милость (крипу) в виде всевозможных страданий. Поскольку преданный свободен от плодов своей прошлой кармы, эти страдания нельзя считать результатом совершенных им в прошлом грехов.


    Из «Мадхурья-кадамбини», Глава 3

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Вишванатха Чакраварти Тхакур