?

Устойчивость в бхакти (Ништха).

 (голосов: 1)
   Журналист: kamala. Просмотров: 1403. Опубликовано: 20-12-2011, 16:40

Устойчивость в бхакти (Ништха)

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур

 

В предыдущей главе были описаны шесть стадий аништхита-бхаджана-крийи. Минуя стадию ништхита-бхаджана-крийи, мы обсуждаем анартха-ниврити. Причина такой последовательности объясняется в «Шримад-Бхагаватам», где говорится:

 

шринватам сва-катхах кришнах пунйа-шравана-киртанах
хридй антах стхо хй абхадрани видхуноти сухрит сатам

наста прайешв абхадрешу нитйам бхагавата-севайа
бхагаватй уттама-шлоке бхактир бхавати наиштики

 

(«Шримад-Бхагаватам», 1.2.17-18)

 

«Господь Кришна, благодетель Своих преданных, нахо­дясь в их сердцах, очищает их от всех неблагоприятных ка­честв, так что в преданном просыпается сильное желание слу­шать послание Господа, которое при должном изложении и правильном слушании, является самой благодетелью. Благодаря регулярному слушанию лекций по «Шримад-Бхагаватам» и служению чистым ваишнавам преданный почти полностью очищает свое сердце от всей материальной скверны и раз и навсегда достигает любовного служения Личности Бога, воспетого в изысканных стихах».

Первый стих, начинающийся со слов шринватам сва-катхах, описывает неустойчивое преданное служение, аништхита-бхакти. Что же касается наиштика-бхакти, по­стоянства в преданном служении, то его появление описано во 2-м стихе. Процесс очищения сердца от неблагоприятных качеств (абхадрани видхуноти), предшествующий появле­нию наиштика-бхакти, относится к стадии анартха-нивритти. Слова нашта-прайешв абхадрешу («почти полно­стью освобождается от неблагоприятных качеств») указыва­ют на то, что единичные анартхи все еще продолжают суще­ствовать в сердце такого преданного. Таким образом, «Шримад-Бхагаватам» определяет правильную последователь­ность развития бхакти как: бхаджана-крийа, анартха-нивритти, ништха. Согласно такой последовательности, сле­дующей темой для обсуждения должна стать ништхита-бхакти.

Слово ништха указывает на то, что обладает качеством устойчивости или постоянства. Несмотря на ежедневные попытки преданного достичь постоянства в преданном слу­жении, он не сможет сделать этого до тех пор, пока у него сохраняются анартхи. Препятствием для стабильного преданного служения являются лайа (сонливость), викшепа (склон­ность к беспокойству), апратипатти (безразличие или от­сутствие вкуса ко всему духовному), кашайа (греховные привычки) и расасвада (вкус к материальным наслаждени­ям). Пройдя стадию анартха-нивритти и почти полностью преодолев эти препятствия, преданный достигает уровня ништхита-бхакти. Иначе говоря, признаком устойчивого преданного служения является отсутствие вышеупомя­нутых пяти недостатков.

Лайей называется тенденция засыпать во время киртанам, шраванам и смаранам (джапа), викшепой – склонность переключаться на мирские темы во время со­вершения преданного служения (например, легкомыслен­ные разговоры во время джапы и т.д.). Апратипатти оз­начает возникающее время от времени нежелание совер­шать киртанам и другое служение даже несмотря на от­сутствие лайи и викшепы. Кашайа относится к внутрен­ней тенденции впадать в гнев, испытывать жадность и гордость. Расасвада означает неспособность сосредо­точить внимание на киртане или любом другом виде слу­жения при появлении возможности материальных чувст­венных удовольствий. Ништхита-бхакти достигается после освобождения от этих пяти пороков.

 

тада раджас-тамо-бхавах кама-лобхадайас ча йе

чета этаир анавиддхам стхитам саттве прасидати

 

(«Шримад-Бхагаватам», 1.2.19)

 

«Как только бесскорыстное любовное служение пробужда­ется в сердце преданного, он тотчас выходит из-под влияния гун страсти и невежества, проявляющихся в таких качествах, как похоть и жадность. Тогда преданный достигает уровня саттва-гуны и становится счастлив».

Слово ча в этом стихе употреблено в собирательном значении и относится к присутствующим в сердце страсти и невежеству. Однако слова этаир анавидхам («не затрагивает его») указывают на то, что материальное осквернение, хотя его следы все еще могут сохраняться в сердце преданного вплоть до достижения им уровня бхавы, не является препятствием на пути его преданного служения.

Ништха имеет две разновидности: первая относится непосредственно к процессу преданного служения Господу (сакшат-бхактир-вартини), а вторая – к саттвическим качествам, благоприятным для развития бхакти (бхактйанувартини). Сакшат-бхакти имеет бесконечное множество форм, но в основном де­лится на три вида в соответствии с тремя уровнями: уров­нем тела (кармана), речи (гира) и ума (манаса). Некоторые мудрецы (муни) считают, что вначале преданный достигает постоянства в преданном слу­жении на уровне физической деятельности, затем на уровне речи (киртанам) и, наконец, на уровне ума (постоянное памятование, медитация). Другие, однако, не согласны с та­кой последовательностью, утверждая, что сильное жела­ние служить Господу в той или иной роли развивается преж­де всего благодаря индивидуальной природе преданных, чьи физические, речевые и умственные способности могут раз­личаться.

К пограничным (татастха) саттвическим качествам, которыми могут обладать даже атеисты, находящиеся под влиянием саттва-гуны, и которые благоприятны для преданного служе­ния Господу, относятся смирение, терпение, доброта, почтительное отношение к дру­гим, доброжелательность, сострадание и т.п. Эти качест­ва нередко можно наблюдать в преданном, который обрел власть над своими чувствами, но еще не достиг постоянства в предан­ном служении. С другой стороны, иногда можно заметить отсутствие смирения и сострадания у того, кто достиг посто­янства в преданном служении. Несмотря на это, ученые муд­рецы считают критерием развития или отсутствия ништхи не постоянство саттвических, пограничных качеств преданного, а постоянство в совершении преданного служения Господу (сакшат-бхакти). Не имею­щие опыта духовной жизни не способны понять эту истину. Подтверждением этому служит приведенный выше стих, где говорится бхактир бхавати наиштики: «с появлением наиштики-бхакти преданный выходит из-под власти раджа и тама-гуны, даже если следы качеств, порожденных этими гунами, до сих пор присутствуют в нем».

Обобщая все вышесказанное, можно прийти к выводу, что слабое или сильное стремление (энтузиазм) и вкус к выполнению преданного служения (слушанию и повторению святого име­ни и т.д.) являются критериями соответственно двух типов преданного служения – неустойчивого и устойчивого.

Из «Мадхурья-кадамбини», Глава 4

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Вишванатха Чакраварти Тхакур