?

Тезисы священных писаний о различных уровнях бхакти.

 (голосов: 1)
   Журналист: kamala. Просмотров: 1859. Опубликовано: 21-12-2011, 19:33

 Тезисы  священных  писаний о  различных  уровнях  бхакти

 

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур

 

    Священные писания предоставляют массу философских определений и тезисов относительно уровней преданного служения. Те, кто желает ознакомиться с ними, могут прочитать их ниже:

Ручи:

 

тасмимс тада лабдха-ручер маха-мате
прийашравасй аскхалита матир мама
йайахам этат сад-асат сва-майайа
пашйе майи брахмани калпитам паре

(«Шримад-Бхагаватам», 1.5.27)

 

 «О великий мудрец, как только я почувствовал это влечение к Личности Бога, я стал слушать повествования о Господе с неослабным вниманием. По мере того, как мое влечение усиливалось, я начал осознавать, что только по не­вежеству отождествлял себя с грубой и тонкой оболочками, ибо и Господь, и я – трансцендентные».

 

Асакти:

 

четах кхалв асйа бандхайа муктайе чатмано матам
гунешу сактам бандхайа ратам ва пумси муктайе

(«Шримад-Бхагаватам», 3.25.15)

 

«Состояние, в котором сознание живого существа погло­щено тремя гунами материальной природы, называют обу­словленным. Но когда сознание живого существа сосредо­точено на Верховной Личности Бога, оно становится освобо­жденным».

 

Бхава:

 

татранвахам кршна-катхах прагайатам
ануграхенашринавам манохарах
max шраддхайа ме 'нупадам вишринватах
прийашравасй анга мамабхавад ручих

(«Шримад-Бхагаватам», 1.5.26)

 

«О Вьясадева, по милости этих великих ведантистов, об­щаясь с ними, я мог слышать их рассказы о привлекатель­ных деяниях Господа Кришны. Я внимательно слушал их, и с каждым разом мое желание слушать повествования о Личности Бога все возрастало».

 

Према:

 

прематибхара-нирбхинна-пулаканго 'тинирвритах
ананда-самплаве лино напашйам убхайам муне

(«Шримад-Бхагаватам», 1.6.17)

 

«О Вйасадева, в тот миг, когда все мое существо пере­полнилось ощущением счастья, все члены моего тела ожили. Погрузившись в океан экстаза, я уже больше не мог видеть ни себя, ни Господа».

Признаки  ручи:

 

тасмин махан-мукхарита мадхубхич-чаритра-
пийуша-шеша-саритах паритах шраванти
та йе пибантй авитришо нрипа гадха-карнаис
тан на спришантй ашана-трид-бхайа-шока-мохах

(«Шримад-Бхагаватам», 4.29.40)

 

«О царь, из уст преданных, описывающих славу Вер­ховного Господа Мадхусуданы, непрестанно струится река нектара. Того, кто постоянно пьет из этой реки с помощью внимательного слушания, никогда не коснутся страх, скорбь и иллюзия».

 

Признаки  асакти:

 

шринван су-бхадрани ратханга-панер
джанмани кармана ча йани локе
гитани намани тад-артхакани
гайан виладжо вичаред асангах

(«Шримад-Бхагаватам», 11.2.39)

 

«Оставив все материальные привязанности, человек должен скитаться по миру, постоянно слушая и прославляя всеблагие явление, игры и имена Господа, держащего в ру­ках колесо от колесницы».

 

Признаки  бхавы:

 

йатха бхрамйатй айо брахман свайам акарша-саннидхау
татха ме бхидйате четас чакра-панер йадриччхайа

(«Шримад-Бхагаватам», 7.5.14)

 

«О брахманы, так же как железо под действием магнит­ного притяжения само по себе тянется к магниту, так и мое сердце, измененное желанием Господа Вишну, привлекается к Господу, держащему диск. Это происходит независимо от моей воли».

 

Признаки  премы:

 

эвам-вратах сва-прийа-нама-киртйа
джатанураго друта-читта уччайх
хасатй атхо родити раути гайатй
унмада-ван нритйати лоха бахйах

(«Шримад-Бхагаватам», 11.2.40)

 

«Приняв обет повторять святое имя своего возлюблен­ного Господа, преданный приближается к стадии любви к Богу. Когда его сердце тает от проснувшейся в нем экста­тической любви, он громко смеется, плачет, иногда теряет покой, а иногда поет и танцует, словно безумный, не заботясь о том, что скажут люди».

 

Спхурти  (мимолетное  видение Господа):

 

прагайатах сва-вирйани тиртха-падах прийа-шравах
ахута ива ме шигхрам даршанам йати четаси

(«Шримад-Бхагаватам», 1.6.33)

 

«Верховный Господь Шри Кришна, рассказы о славе ко­торого радуют слух, словно по зову, тут же появляется на троне моего сердца, стоит мне начать воспевать Его святые деяния».

 

Сакшад-даршана (личное общение с Господом):

 

пашйанти те ме ручиранй амба шантах
прасанна-вактраруна-лочанани
рупани дивйани вара-прадани
шакам вачам сприханийам ваданти

(«Шримад-Бхагаватам», 3.25.35)

 

«Дорогая мать, Мои преданные всегда видят перед со­бой Мое улыбающееся лицо с глазами цвета восходящего солнца. Они с наслаждением созерцают Мои многочислен­ные трансцендентные формы, исполняющие все желания, и обращаются ко Мне с ласкающими слух речами».

 

    Состояние преданного, удостоившегося общения с Господом:

 

таир даршанийавайаваир удара-
виласа-хашекшита-вама-суктаих
хритатмано хрита-пранамш ча бхактир
аниччхато ме гатим анвим прайункте

(«Шримад-Бхагаватам», 3.25.36)

 

«Созерцая пленительный облик Господа, Его прекрас­ное улыбающееся лицо и слушая Его сладкозвучные речи, чистый преданный забывает об окружающем. Его чувства, поглощенные преданным служением, перестают заниматься чем бы то ни было еще. Так, сам того не желая, он без особых усилий обретает освобождение».

 

Действия преданного в этом состоянии:

 

дехам ча нашвара авастхитам уттхитам ва
сиддхо на пашйати йато 'дхйагамат сварупам
даивад апетам атха даива-вашад упетам
васо йатха парикритам мадира-мадандхах

(«Шримад-Бхагаватам», 11.13.36)

«Словно пьяный, который не понимает, есть на нем одежда или нет, преданный, достигший совершенства само­осознания и постигший свою вечную сущность, не понимает, что происходит с его материальным телом: сидит оно, стоит или делает что-то еще. Поистине, он не замечает даже того, как однажды, по воле Бога, его телу приходит конец и он по­лучает новое тело».

 

 

Последовательность  развития  премы

 

Кратко можно изложить, как именно выглядит поступенчатое развитие в бхакти следую­щим образом. Самоотождествление, аханкара, имеет два аспек­та: ахамта (сознание своего «я») и мамата (сознание того, что мне принадлежит). С помощью гйаны преданный избавля­ется от обоих аспектов аханкары и достигает освобождения. До тех пор пока эти два аспекта самоотождествления направлены на тело, дом и подобные материальные объекты (я есть тело, это мой дом и т.д.), душа пребывает в рабстве материальной энер­гии. «Я связан с Богом, я – слуга Бога. Я существую для того, чтобы служить Моему Господу, океану красоты и добродетели, и всем Его спутникам», – такое сознание, в котором душа ото­ждествляет себя со слугой Господа (бхакта-ахамта) и считает Господа и Его преданных объектом своей любви (мамата), называется премой. Према не имеет ничего общего ни с материальной обус­ловленностью чувственным телесным наслаждением (бхукти), ни с освобождением (мукти), и потому ее называют вен­цом всех целей человеческой жизни (пурушартха-чудамани).

Последовательность развития премы такова. Когда ма­териальные аспекты ахамты и маматы слишком сильны, преданный думает: «Я не желаю расставаться с наслаждени­ем в материальном мире, но это не мешает мне служить Гос­поду». Когда эта крохотная крупица веры зарождается в сердце человека (квалификация ваишнавабхаса), и он помышляет о том, чтобы в конце концов стать ваишнавом и служить Господу, его сознание в незначительной сте­пени одухотворяется и джива становится способной нести преданное служение. На стадии садху-санги одухотворение становится более глубоким, хотя созна­ние все еще преимущественно находится во власти ма­териальной энергии. Затем, на стадии аништхита-бхаджана-крйи, одновременно с появлением духовных качеств в личности преданного ещё сохраняются матери­альные качества, которые еще очень сильно заметны в нем. На стадии ништхи одухотворение стано­вится всеобъемлющим, а влияние материальных качеств ослабевает. С появлением ручи сознание преданного почти полностью одухотворяется, а аспекты ма­териального сознания (я и мое) отходят на второй план, становясь незаметными. На стадии асакти духовные качества проявляются в полную силу, а материальные – существуют в неактивной форме. На стадии бхавы ду­ховная природа достигает абсолютного развития, а от мате­риальных аспектов остается лишь безобидная тень (абхаса). Это состоя­ние можно сравнить с состоянием человека, только что про­будившегося ото сна. На стадии премы духовные аспекты сознания становятся необычайно сильными, а материальное осквернение исчезает без следа (в том числе нама- и ваишнава-апарадхи).

Аналогичным образом, на начальных стадиях бхаджана-крии медитация на Господа кратковременна и смешана с мирскими образами и темами. На стадии ништхи медита­ция на Господа лишь изредка прерывается материальными мыслями (абхаса). На стадии ручи медитация становится не­прерывной и свободной от материальных мыслей и образов. На стадии асакти медитация становится очень глубокой. На стадии бхавы преданный, едва начав медитировать на Госпо­да, видит Его образ в своем сердце. А обретя прему, он может не только видеть Господа, но и вступать с Ним в непосредст­венное общение.

Из «Мадхурья-кадамбини», Глава 8

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Вишванатха Чакраварти Тхакур