Шрила Гоур Говинда Свами Махарадж.



Шрила Гоур Говинда Свами Махарадж
Биография
Из книги «Према-юга»
Шрила Гоур Говинда Махараджа родился 2 сентября 1929 года в семье вайшнавов в деревне Джаганнатха-пура, расположенной недалеко от святого города Джаганнатха Пури (Орисса). Детство Браджабандху Гири (так называли Его Божественную милость в то время) прошло в деревне Гадай-гири, и ещё ребёнком он с любовью и преданностью служил Господу Кришне. Его дед был парамахамсой, он беспрестанно повторял святые имена Господа и плакал перед Божеством Гопал Джиу. Дед показал Браджабандху, как нужно повторять харе кришна мантру, считая мантры на пальцах. Вместе со своими дядьями Браджабандху часто ходил по деревням, они пели маха-мантру и песни Шрилы Нароттама даса Тхакура. Со времён Шьяма-нанды Прабху потомки рода Гири славились в Ориссе как самые искусные исполнители киртанов. Из книги записей, ведущейся в храме Джаганнатха Пури, мы узнаём, что 300 лет назад царь Ориссы повелел пускать исполнителей киртанов из деревни Гадай-гири в храм Господа Джаганнатхи и позволять им устраивать для Него киртаны. В Ориссе потомков рода Гири до сих пор почитают как киртана-гуру.
С шести лет Браджабандху поклонялся Божеству по имени Гопал: сплетал для Него гирлянды из цветов, а иногда, при свече, пел для Гопала священные гимны, записанные на пальмовых листьях. Он не дотрагивался до еды, если она не была предложена Гопалу.
К восьми годам Браджабанху прочёл всю «Бхагавад-гиту», «Шримад-Бхагаватам», «Шри Чайтанья-чаритамриту» и умел их толковать. По вечерам жители деревни часто собирались послушать, как Браджабандху читает переводы «Бхагавад-гиты», «Рамаяны» или «Махабхараты». Так, с ранних лет Браджабандху повторял мантру Харе Кришна, изучал священные писания вайшнавов и поклонялся своему любимому Гопалу. Друзья и родные вспоминают, что он был очень спокойным и задумчивым ребёнком. Его не привлекали ни игры, ни кино, ни театр.
После смерти отца в 1955 году Браджабандху, старшему сыну, пришлось взять на себя заботу о семье. По просьбе своей овдовевшей матери он женился, стал грихастхой. Свою жену, Шримати Вишанти-деви, он впервые увидел только на свадьбе. С деньгами в семье было трудно, поэтому Браджабандху не мог поступить учиться в университет. Он стал сам заниматься по вечерам, чтобы сдать экзамены экстерном. Так он получил степень бакалавра гуманитарных наук. Несмотря на большую занятость, Браджабандху по-прежнему с любовью и преданностью служил Гопалу: он вставал в половине четвёртого утра, повторял мантру Харе Кришна, поклонялся Туласи Деви и читал вместе с семьёй «Бхагавад-гиту».
Чтобы содержать семью, Браджабандху работал учителем в местной школе. Он не упускал возможности рассказать ученикам о Кришне и науке преданного служения. Тридцать лет спустя некоторые из учеников получили у него духовное посвящение. Во время школьных каникул Браджабандху вместе с женой отправлялся в Гималаи. Они посещали святые места: тиртхи и ашрамы, и Браджабандху не раз вступал в жаркие споры с философами-майявади, которые встречались им на пути.
В апреле 1974 года глубокая любовь, которую Браджабандху испытывал к Господу Кришне, побудила его уйти от мирской жизни. В возрасте сорока пяти лет он оставил дом и семью, чтобы посвятить себя духовному совершенствованию. С нищенской сумой и «Бхагавад-гитой» в руках Гоур Гопала-нанда дас (так он теперь себя называл) ходил по Индии и побывал во многих святых местах на берегу Ганги. Он искал духовного наставника, который помог бы ему проникнуть в глубинный смысл маха-мантры. Хотя за годы семейной жизни он повидал немало садху и гуру (в Ориссе действует много известных сект Гаудия-вайшнавов), их наставления не затронули его сердца. После целого года странствий он отправился пешком во Вриндаван, надеясь, что там, в святой обители Кришны, исполнится его заветное желание.
Через две недели после прибытия во Вриндавану Гоур Гопала-нанда увидел большой щит с надписью: «Международное общество сознания Кришны. Основатель-ачарья – Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада». Вскоре он встретил западных преданных, которые дали ему один из номеров журнала «Бэк ту годхед!». Когда Гоур Гопала-нанда прочитал журнал, прославляющий божественную любовь к Кришне, его охватило желание встретиться с основателем общества сознания Кришны – Шрилой Прабхупадой. Так он, наконец, нашёл своего вечного духовного наставника, к встрече с которым долго стремился.
Когда Гоур Гопала-нанда вошёл в комнату Шрилы Прабхупады и представился, первое, о чём спросил его Шрила Прабхупада, было: «Ты уже принял санньясу?» – «Нет», ответил Гоур Гопала-нанда. «Тогда я тебе её дам!» сказал Шрила Прабхупада. Гоур Гопала-нанда понял: Шрила Прабхупада знает, что у него на сердце. Он предался его лотосным стопам и вскоре получил у Шрилы Прабхупады духовное посвящение.
В 1975 году на церемонии открытия храма Шри Шри Кришна-Баларамы Шрила Прабхупада посвятил его в санньяси. Вскоре после этого он направил Гоур Говинду Махараджу в Ориссу проповедовать и строить храм в Бхуванешваре, где преданным ИСККОН незадолго до этого был подарен участок земли.
В то время там были джунгли, кишащие змеями, скорпионами и москитами. Участок находился далеко от центра города, и люди даже днём боялись туда ходить. Гоур Говинда Махараджа, для которого желание Шрилы Прабхупады всегда оставалось законом, был неустрашим и упорно трудился, чтобы его исполнить. Одно время он жил на складе у торговца чаем, после этого – в небольшой хижине вместе с дорожными рабочими; там он, следуя наказу Шрилы Прабхупады, начал переводить книги на язык ория.
Гоур Говинда Махараджа обошёл один за другим почти все дома, конторы и учреждения в Бхуванешваре и его окрестностях, собирая небольшие пожертвования. Затем он собственноручно построил на подаренном участке земли небольшой, крытый соломой дом.
В начале 1977 года в Бхуванешвар приехал Шрила Прабхупада. Для него сняли удобный номер в городской гостинице, но Прабхупада сказал: «Я буду жить в доме, который для меня построил мой ученик, мой дорогой сын – Гоур Говинда. Шрила Прабхупада оставался в Бхуванешваре семнадцать дней, работая над переводом Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам». В благословенный день Господа Нитьянанды он провёл церемонию закладки первого камня в основание будущего храма. Это был последний освящённый им храм.
В 1979 году Гоур Говинда Свами поехал в Майяпур. Во время одного из киртанов в храме он потерял сознание и упал. Его подняли и перенесли в комнату. Рядом с ним было несколько преданных и руководителей ИСККОН – все очень встревоженные. Позвали одного доктора, потом другого, но они не смогли поставить диагноз. Кто-то предположил даже, что Шрила Гоур Говинда Свами одержим духами. И только Акинчана Кришнадаса Бабаджи Махарадж, духовный брат Шрилы Свами Прабхупады, определил, что Гоур Говинда Свами переживает бхаву, прилив экстатической любви к Богу.
Вернувшись в Бхуванешвар, Гоур Говинда Махараджа целиком отдался исполнению приказа своего духовного учителя. Ему на помощь было послано несколько западных преданных, но многие из них не смогли вынести суровых условий жизни. Их поражало, что Шрила Гоур Говинда Свами безропотно переносил трудности, ел только раз в день и очень мало спал. Днём и ночью он либо проповедовал, либо повторял мантру, либо делал записи в своих тетрадях.
Выполняя приказание Шрилы Прабхупады, Гоур Говинда Махараджа вдохновенно проповедовал по всей Ориссе. Начатые им скромные праздники пада-ятра и программы нама-хатта помогли тысячам людей, живущим на древней земле, где совершались лилы Господа Чайтаньи, обнаружить свои духовные корни и полюбить маха-мантру: харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе / харе рама харе рама рама рама харе харе.
Шрила Прабхупада дал Гоур Говинде Свами три главных наказа: перевести его книги с английского языка на язык ория, построить храм в Бхуванешваре и проповедовать по всему миру. Эти три наказа стали для Гоур Говинды Свами смыслом жизни. У него было строгое правило: не садиться есть, не закончив перевод дневной нормы. Преданные удивлялись, когда видели, как после многочасового перелёта Гоур Говинда Свами сначала заканчивал перевод, порученный ему духовным наставником, и только потом думал о еде и сне. Он оставался верен этому обету до последнего дня жизни.
В 1985 году Шрила Гоур Говинда Свами впервые отправился с проповедью за рубеж. Его желание проповедовать кришна-катху было таким сильным, что в течение последующих одиннадцати лет он путешествовал по всему миру, несмотря на больную ногу и многочисленные неудобства.
Те, кому доводилось слушать лекции Шрилы Гоур Говинды Свами, всякий раз были поражены. Мягкий и скромный в личном общении, на лекциях по «Шримад-Бхагаватам» он ревел, как лев, круша гордыню, которая поразила сердца его учеников, и разбивая в прах их заблуждения. Порой, прочитав какое-нибудь известное философское положение из комментариев Шрилы Прабхупады, он начинал смеяться, как ребёнок, и говорил: «Здесь речь идёт о кришна-преме, но это нужно пояснить». И затем, в течение двух или трёх часов толковал одно предложение, проникая всё глубже и глубже в его смысл, чем необыкновенно поражал слушателей. На одной из таких лекций он сказал: «Смотрите, Кришна смеётся надо мной, ведь я пытаюсь объять необъятное».
Нередко во время лекции Шрила Гоур Говинда Свами вдруг начинал петь, давая слушателям возможность понять чувства радости, смирения и предания себя Богу, которыми проникнуты молитвы великих преданных – Шрилы Бхактивиноды Тхакура и других ачаръев. Кришна-катха была для него самой жизнью. Он часто говорил: «День, проведённый без кришна-катхи, – чёрный день».
Шрила Гоур Говинда Свами глубоко знал священные писания. Всё, о чём он говорил, он обосновывал цитатами из многочисленных ведических источников. Иногда он задавал ученику вопрос и, если тот, отвечая, не ссылался на шастры, он кричал: «Мошенник! Не пытайся обмануть других! Вайшнав всегда ссылается на священные писания».
Шрила Гоур Говинда Свами был бесстрашным проповедником и никогда не поступался истиной ради сиюминутной выгоды. «Тот, кто не видит Кришну, слепец, – повторял он. – Такой слепец говорит о Кришне, а сам продолжает измышлять. Поэтому его речь не будет действенной. Слово истинного садху никогда не расходится с делом».
Гоур Говинда Махараджа вёл дневник и ежедневно делал в нём записи. Каждую запись он заканчивал одинаково: «Гопал знает обо всём, что сделал сегодня этот Его слуга». Каждый день он просил Гопала: «Позволь мне быть рядом с близкими по духу преданными».
В 1991 году, после шестнадцати лет упорного труда, Шрила Гоур Говинда Свами исполнил волю своего духовного учителя: в благословенный день явления Господа Рамачандры, рама-навами, он открыл в Бхуванешваре великолепный храм Шри Шри Кришна-Баларамы, который сегодня посещают тысячи людей. Шрила Гоур Говинда Свами говорил: «Я открыл в Бхуванешваре «школу слёз»: если мы не будем плакать о Кришне, Он не прольёт на нас Свою милость». Об этом Гоур Говинда Свами неустанно проповедовал по всему миру в последние десять лет своего зримого пребывания на земле.
Гоур Говинда Махараджа всегда жил скромно и просто. До последних дней жизни он оставался в небольшом доме рядом с тем, что построил для Шрилы Прабхупады в 1977 году. Несколько раз его просили взять на себя новые обязанности по руководству ИСККОН, но он всякий раз отказывался, говоря: «Я – не руководитель. Я – проповедник». Однако, когда преданным ИСККОН был подарен участок земли в Гадай-гири, деревне, где Гоур Говинда Свами провёл свое детство, и где в скромной постройке жил его любимый Гопал, он взялся руководить строительством нового, большого храма для Гопала
В конце января 1996 года Гоур Говинда Свами как-то заметил: «Шрила Бхактисиддханта Сарасвати говорил, что материальный мир – не место для порядочного человека. Вознегодовав, он ушёл из него до срока. И я, наверное, тоже скоро уйду. Не знаю. Я во всём полагаюсь на Гопала и поступлю так, как Он пожелает». На следующий день Шрила Гоур Говинда Свами отправился в Гадай-гири, чтобы увидеться с Гопалом. Вернувшись, он, как никогда воодушевлённо, в течение следующих четырёх дней проповедовал тысячам людей, которые приехали в Бхуванешвар на празднование столетия Шрилы Свами Прабхупады. А затем отбыл в Майяпур на ежегодные заседания главного управляющего органа ИСККОН.
Девятого февраля 1996 года, в светлый день явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, двое учеников Шрилы Прабхупады попросили Шрилу Гоур Говинду Махараджу их принять. Они никогда ранее не встречались с ним, но прочли несколько его книг и горели желанием его услышать. Словно по воле провидения в шесть часов вечера они вошли в комнату Гоур Говинды Махараджи и смиренно спросили: «Почему Чайтанья Махапрабху жил в Джаганнатха Пури?» Обрадованный этим вопросом, Шрила Гоур Говинда Свами начал рассказывать о сокровенном смысле пребывания Махапрабху в Пури. Он с любовью говорил о невыносимых муках, которые Радха и Кришна терпели в разлуке друг с другом, после того, как Кришна уехал из Вриндаваны. Завораживая нектарными рассказами о Кришне всех, кто был в комнате, Шрила Гоур Говинда Свами дошёл до того места, когда Радха и Кришна, наконец, встречаются после долгой разлуки. Он сказал, что, увидев Радхарани, Кришна испытал такой восторг, что глаза у Него стали огромными и круглыми, а руки и ноги вобрались внутрь. В этом облике Господь носит имя Шри Джаганнатха. Тут преданные заметили, что на глазах Шрилы Гоур Говинды Свами заблестели слёзы. Голос его прерывался. Он сказал едва слышно: «Глаза Кришны встретились с глазами Радхарани. Союз глаз...» Не в силах продолжать, он извинился, смиренно сложив ладони: «Простите, я не могу говорить». И отдал последний приказ: «Киртан! Киртан!» Преданные запели, а их духовный наставник, невозмутимый и спокойный, лёг на кровать, дыша медленно и глубоко. Слуга дал ему изображение Гопала Джиу. С любовью глядя на Божество, которому он поклонялся всю жизнь, Шрила Гоур Говинда Свами воскликнул: «Гопал!» – и вознёсся в духовный мир, чтобы соединиться со своим возлюбленным Господом.
В это время, в 6.40 вечера, в храме Гадай-гири проходила вечерняя арати (служба). Когда пуджари предлагал Гопалу платок, из гирлянды Божества выпали две розы. Они прокатились по ступенькам алтаря и легли: одна – у портрета Его Божественной Милости Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады, а другая – у портрета Его Божественной Милости Шрилы Гоур Говинды Свами Махараджа.
Каждый день, перед тем как начать лекцию по «Шримад-Бхагаватам», Шрила Гоур Говинда Свами пел песню, которую выучил ещё ребёнком. И вот Господь услышал его молитву.
парамананда хе мадхава
падунгалучи макаранда
се-макаранда пана-кари
ананде болохари хари'
харинка наме ванда вела
пари карибе чака дола
се-чака-доланка-пайаре
мана-мо нарантаре раху
ха-кришна 'боли джива джау
ха-кришна 'боли джива джау
моте удхара радха-ава
моте удхара радха-дхава
моте удхара радха-дхава
«О всерадостный Мадхава! Нектар струится от Твоих лотосоподобных стоп. Вкушая этот чудесный нектар, я радостно пою: «Хари! Хари!» Из имени Хари я связываю плот, на котором Господь Джаганнатха перевезёт меня через океан материального бытия. Мой ум всегда устремляется к стопам Господа Джаганнатхи, Божества с огромными, круглыми глазами. И когда придёт мой последний час, я воскликну: «О Кришна!» – и расстанусь с жизнью. О супруг Радхарани, спаси меня!»
Слово садху никогда не расходится с делом.
…………………………………………………….
Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.