?

Шрила Гоур Говинда Свами Махарадж.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 51. Опубликовано: 10-02-2024, 09:07

Шрила Гоур Говинда Свами Махарадж

Биография

Из книги «Према-юга»

 

Шрила Гоур Говинда Махараджа родился 2 сентября 1929 года в семье вайшнавов в деревне Джаганнатха-пура, расположенной недалеко от святого города Джаганнатха Пури (Орисса). Детство Браджабандху Гири (так называли Его Божественную милость в то время) прошло в деревне Гадай-гири, и ещё ребёнком он с любовью и преданностью служил Господу Кришне. Его дед был парамахамсой, он беспрестанно повторял святые имена Господа и плакал перед Боже­ством Гопал Джиу. Дед показал Браджабандху, как нужно повто­рять харе кришна мантру, считая мантры на пальцах. Вместе со своими дядьями Браджабандху часто ходил по деревням, они пели маха-мантру и песни Шрилы Нароттама даса Тхакура. Со времён Шьяма-нанды Прабху потомки рода Гири славились в Ориссе как самые искусные исполнители киртанов. Из книги записей, ведущейся в храме Джаганнатха Пури, мы узнаём, что 300 лет назад царь Орис­сы повелел пускать исполнителей киртанов из деревни Гадай-гири в храм Господа Джаганнатхи и позволять им устраивать для Него киртаны. В Ориссе потомков рода Гири до сих пор почитают как киртана-гуру.

С шести лет Браджабандху поклонялся Божеству по имени Го­пал: сплетал для Него гирлянды из цветов, а иногда, при свече, пел для Гопала священные гимны, записанные на пальмовых листьях. Он не дотрагивался до еды, если она не была предложена Гопалу.

К восьми годам Браджабанху прочёл всю «Бхагавад-гиту», «Шримад-Бхагаватам», «Шри Чайтанья-чаритамриту» и умел их толковать. По вечерам жители деревни часто собирались послушать, как Браджабандху читает переводы «Бхагавад-гиты», «Рамаяны» или «Махабхараты». Так, с ранних лет Браджабандху повторял мантру Харе Кришна, изучал священные писания вайшнавов и покло­нялся своему любимому Гопалу. Друзья и родные вспоминают, что он был очень спокойным и задумчивым ребёнком. Его не привлека­ли ни игры, ни кино, ни театр.

После смерти отца в 1955 году Браджабандху, старшему сыну, пришлось взять на себя заботу о семье. По просьбе своей овдовев­шей матери он женился, стал грихастхой. Свою жену, Шримати Вишанти-деви, он впервые увидел только на свадьбе. С деньгами в семье было трудно, поэтому Браджабандху не мог поступить учить­ся в университет. Он стал сам заниматься по вечерам, чтобы сдать экзамены экстерном. Так он получил степень бакалавра гуманитар­ных наук. Несмотря на большую занятость, Браджабандху по-прежнему с любовью и преданностью служил Гопалу: он вставал в половине четвёртого утра, повторял мантру Харе Кришна, покло­нялся Туласи Деви и читал вместе с семьёй «Бхагавад-гиту».

Чтобы содержать семью, Браджабандху работал учителем в ме­стной школе. Он не упускал возможности рассказать ученикам о Кришне и науке преданного служения. Тридцать лет спустя неко­торые из учеников получили у него духовное посвящение. Во время школьных каникул Браджабандху вместе с женой отправлялся в Ги­малаи. Они посещали святые места: тиртхи и ашрамы, и Браджа­бандху не раз вступал в жаркие споры с философами-майявади, ко­торые встречались им на пути.

В апреле 1974 года глубокая любовь, которую Браджабандху испытывал к Господу Кришне, побудила его уйти от мирской жиз­ни. В возрасте сорока пяти лет он оставил дом и семью, чтобы по­святить себя духовному совершенствованию. С нищенской сумой и «Бхагавад-гитой» в руках Гоур Гопала-нанда дас (так он теперь себя называл) ходил по Индии и побывал во многих святых местах на бе­регу Ганги. Он искал духовного наставника, который помог бы ему проникнуть в глубинный смысл маха-мантры. Хотя за годы семей­ной жизни он повидал немало садху и гуру (в Ориссе действует мно­го известных сект Гаудия-вайшнавов), их наставления не затронули его сердца. После целого года странствий он отправился пешком во Вриндаван, надеясь, что там, в святой обители Кришны, исполнит­ся его заветное желание.

Через две недели после прибытия во Вриндавану Гоур Гопала-нанда увидел большой щит с надписью: «Международное общество сознания Кришны. Основатель-ачарья – Его Божественная Ми­лость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада». Вскоре он встретил западных преданных, которые дали ему один из номеров журнала «Бэк ту годхед!». Когда Гоур Гопала-нанда прочитал журнал, про­славляющий божественную любовь к Кришне, его охватило жела­ние встретиться с основателем общества сознания Кришны – Шрилой Прабхупадой. Так он, наконец, нашёл своего вечного ду­ховного наставника, к встрече с которым долго стремился.

Когда Гоур Гопала-нанда вошёл в комнату Шрилы Прабхупады и представился, первое, о чём спросил его Шрила Прабхупада, бы­ло: «Ты уже принял санньясу – «Нет», ответил Гоур Гопала-нанда. «Тогда я тебе её дам!» сказал Шрила Прабхупада. Гоур Гопала-нанда понял: Шрила Прабхупада знает, что у него на сердце. Он предался его лотосным стопам и вскоре получил у Шрилы Прабхупады ду­ховное посвящение.

В 1975 году на церемонии открытия храма Шри Шри Кришна-Баларамы Шрила Прабхупада посвятил его в санньяси. Вскоре после этого он направил Гоур Говинду Махараджу в Ориссу пропо­ведовать и строить храм в Бхуванешваре, где преданным ИСККОН незадолго до этого был подарен участок земли.

В то время там были джунгли, кишащие змеями, скорпионами и москитами. Участок находился далеко от центра города, и люди даже днём боялись туда ходить. Гоур Говинда Махараджа, для кото­рого желание Шрилы Прабхупады всегда оставалось законом, был неустрашим и упорно трудился, чтобы его исполнить. Одно время он жил на складе у торговца чаем, после этого – в небольшой хижи­не вместе с дорожными рабочими; там он, следуя наказу Шрилы Прабхупады, начал переводить книги на язык ория.

Гоур Говинда Махараджа обошёл один за другим почти все до­ма, конторы и учреждения в Бхуванешваре и его окрестностях, собирая небольшие пожертвования. Затем он собственноручно пост­роил на подаренном участке земли небольшой, крытый соломой дом.

В начале 1977 года в Бхуванешвар приехал Шрила Прабхупада. Для него сняли удобный номер в городской гостинице, но Прабху­пада сказал: «Я буду жить в доме, который для меня построил мой ученик, мой дорогой сын – Гоур Говинда. Шрила Прабхупада оста­вался в Бхуванешваре семнадцать дней, работая над переводом Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам». В благословенный день Господа Нитьянанды он провёл церемонию закладки первого камня в осно­вание будущего храма. Это был последний освящённый им храм.

В 1979 году Гоур Говинда Свами поехал в Майяпур. Во время одного из киртанов в храме он потерял сознание и упал. Его подня­ли и перенесли в комнату. Рядом с ним было несколько преданных и руководителей ИСККОН – все очень встревоженные. Позвали одного доктора, потом другого, но они не смогли поставить диагноз. Кто-то предположил даже, что Шрила Гоур Говинда Свами одержим духа­ми. И только Акинчана Кришнадаса Бабаджи Махарадж, духов­ный брат Шрилы Свами Прабхупады, определил, что Гоур Говинда Свами переживает бхаву, прилив экстатической любви к Богу.

Вернувшись в Бхуванешвар, Гоур Говинда Махараджа целиком отдался исполнению приказа своего духовного учителя. Ему на по­мощь было послано несколько западных преданных, но многие из них не смогли вынести суровых условий жизни. Их поражало, что Шрила Гоур Говинда Свами безропотно переносил трудности, ел только раз в день и очень мало спал. Днём и ночью он либо проповедовал, либо повторял мантру, либо делал записи в своих тетрадях.

Выполняя приказание Шрилы Прабхупады, Гоур Говинда Ма­хараджа вдохновенно проповедовал по всей Ориссе. Начатые им скромные праздники пада-ятра и программы нама-хатта помог­ли тысячам людей, живущим на древней земле, где совершались ли­лы Господа Чайтаньи, обнаружить свои духовные корни и полю­бить маха-мантру: харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе / харе рама харе рама рама рама харе харе.

Шрила Прабхупада дал Гоур Говинде Свами три главных нака­за: перевести его книги с английского языка на язык ория, построить храм в Бхуванешваре и проповедовать по всему миру. Эти три наказа стали для Гоур Говинды Свами смыслом жизни. У него было строгое правило: не садиться есть, не закончив перевод дневной нормы. Преданные удивлялись, когда видели, как после многочасо­вого перелёта Гоур Говинда Свами сначала заканчивал перевод, по­рученный ему духовным наставником, и только потом думал о еде и сне. Он оставался верен этому обету до последнего дня жизни.

В 1985 году Шрила Гоур Говинда Свами впервые отправился с проповедью за рубеж. Его желание проповедовать кришна-катху было таким сильным, что в течение последующих одиннадцати лет он путешествовал по всему миру, несмотря на больную ногу и мно­гочисленные неудобства.

Те, кому доводилось слушать лекции Шрилы Гоур Говинды Свами, всякий раз были поражены. Мягкий и скромный в личном общении, на лекциях по «Шримад-Бхагаватам» он ревел, как лев, круша гордыню, которая поразила сердца его учеников, и разбивая в прах их заблуждения. Порой, прочитав какое-нибудь известное философское положение из комментариев Шрилы Прабхупады, он начинал смеяться, как ребёнок, и говорил: «Здесь речь идёт о кришна-преме, но это нужно пояснить». И затем, в течение двух или трёх часов толковал одно предложение, проникая всё глубже и глубже в его смысл, чем необыкновенно поражал слушателей. На одной из таких лекций он сказал: «Смотрите, Кришна смеётся надо мной, ведь я пытаюсь объять необъятное».

Нередко во время лекции Шрила Гоур Говинда Свами вдруг на­чинал петь, давая слушателям возможность понять чувства радости, смирения и предания себя Богу, которыми проникнуты молитвы великих преданных – Шрилы Бхактивиноды Тхакура и других ачаръев. Кришна-катха была для него самой жизнью. Он часто гово­рил: «День, проведённый без кришна-катхи, – чёрный день».

Шрила Гоур Говинда Свами глубоко знал священные писания. Всё, о чём он говорил, он обосновывал цитатами из многочислен­ных ведических источников. Иногда он задавал ученику вопрос и, если тот, отвечая, не ссылался на шастры, он кричал: «Мошенник! Не пытайся обмануть других! Вайшнав всегда ссылается на священ­ные писания».

Шрила Гоур Говинда Свами был бесстрашным проповедником и никогда не поступался истиной ради сиюминутной выгоды. «Тот, кто не видит Кришну, слепец, – повторял он. – Такой слепец гово­рит о Кришне, а сам продолжает измышлять. Поэтому его речь не будет действенной. Слово истинного садху никогда не расходится с делом».

Гоур Говинда Махараджа вёл дневник и ежедневно делал в нём записи. Каждую запись он заканчивал одинаково: «Гопал знает обо всём, что сделал сегодня этот Его слуга». Каждый день он просил Го­пала: «Позволь мне быть рядом с близкими по духу преданными».

В 1991 году, после шестнадцати лет упорного труда, Шрила Го­ур Говинда Свами исполнил волю своего духовного учителя: в благо­словенный день явления Господа Рамачандры, рама-навами, он от­крыл в Бхуванешваре великолепный храм Шри Шри Кришна-Баларамы, который сегодня посещают тысячи людей. Шрила Гоур Го­винда Свами говорил: «Я открыл в Бхуванешваре «школу слёз»: если мы не будем плакать о Кришне, Он не прольёт на нас Свою ми­лость». Об этом Гоур Говинда Свами неустанно проповедовал по всему миру в последние десять лет своего зримого пребывания на земле.

Гоур Говинда Махараджа всегда жил скромно и просто. До по­следних дней жизни он оставался в небольшом доме рядом с тем, что построил для Шрилы Прабхупады в 1977 году. Несколько раз его просили взять на себя новые обязанности по руководству ИСККОН, но он всякий раз отказывался, говоря: «Я – не руководитель. Я – проповедник». Однако, когда преданным ИСККОН был подарен участок земли в Гадай-гири, деревне, где Гоур Говинда Свами провёл свое детство, и где в скромной постройке жил его любимый Го­пал, он взялся руководить строительством нового, большого храма для Гопала

В конце января 1996 года Гоур Говинда Свами как-то заметил: «Шрила Бхактисиддханта Сарасвати говорил, что материальный мир – не место для порядочного человека. Вознегодовав, он ушёл из него до срока. И я, наверное, тоже скоро уйду. Не знаю. Я во всём полагаюсь на Гопала и поступлю так, как Он пожелает». На следующий день Шрила Гоур Говинда Свами отправился в Гадай-гири, что­бы увидеться с Гопалом. Вернувшись, он, как никогда воодушевлённо, в течение следующих четы­рёх дней проповедовал тысячам людей, которые приехали в Бхуванешвар на празднование столетия Шрилы Свами Прабхупады. А затем отбыл в Майяпур на ежегодные заседания главного управляющего органа ИСККОН.

Девятого февраля 1996 года, в светлый день явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, двое учеников Шрилы Прабхупады попросили Шрилу Гоур Говинду Махараджу их принять. Они ни­когда ранее не встречались с ним, но прочли несколько его книг и горели желанием его услышать. Словно по воле провидения в шесть часов вечера они вошли в комнату Гоур Говинды Махараджи и смиренно спросили: «Почему Чайтанья Махапрабху жил в Джаганнатха Пури?» Обрадованный этим вопросом, Шрила Гоур Го­винда Свами начал рассказывать о сокровенном смысле пребыва­ния Махапрабху в Пури. Он с любовью говорил о невыносимых му­ках, которые Радха и Кришна терпели в разлуке друг с другом, по­сле того, как Кришна уехал из Вриндаваны. Завораживая нектарными рассказами о Кришне всех, кто был в комнате, Шрила Гоур Го­винда Свами дошёл до того места, когда Радха и Кришна, наконец, встречаются после долгой разлуки. Он сказал, что, увидев Радхарани, Кришна испытал такой восторг, что глаза у Него стали огром­ными и круглыми, а руки и ноги вобрались внутрь. В этом облике Господь носит имя Шри Джаганнатха. Тут преданные заметили, что на глазах Шрилы Гоур Говинды Свами заблестели слёзы. Голос его прерывался. Он сказал едва слышно: «Глаза Кришны встрети­лись с глазами Радхарани. Союз глаз...» Не в силах продолжать, он извинился, смиренно сложив ладони: «Простите, я не могу гово­рить». И отдал последний приказ: «Киртан! Киртан!» Преданные запели, а их духовный наставник, невозмутимый и спокойный, лёг на кровать, дыша медленно и глубоко. Слуга дал ему изображение Гопала Джиу. С любовью глядя на Божество, которому он покло­нялся всю жизнь, Шрила Гоур Говинда Свами воскликнул: «Гопал!» –     и вознёсся в духовный мир, чтобы соединиться со своим возлюбленным Господом.

В это время, в 6.40 вечера, в храме Гадай-гири проходила вечер­няя арати (служба). Когда пуджари предлагал Гопалу платок, из гирлянды Божества выпали две розы. Они прокатились по ступень­кам алтаря и легли: одна – у портрета Его Божественной Милости Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады, а другая – у портрета Его Божественной Милости Шрилы Гоур Говинды Свами Махараджа.

Каждый день, перед тем как начать лекцию по «Шримад-Бхагаватам», Шрила Гоур Говинда Свами пел песню, которую выучил ещё ребёнком. И вот Господь услышал его молитву.

парамананда хе мадхава

падунгалучи макаранда

се-макаранда пана-кари

ананде болохари хари'

харинка наме ванда вела

пари карибе чака дола

се-чака-доланка-пайаре

мана-мо нарантаре раху

ха-кришна 'боли джива джау

ха-кришна 'боли джива джау

моте удхара радха-ава

моте удхара радха-дхава

моте удхара радха-дхава

«О всерадостный Мадхава! Нектар струится от Твоих лотосоподобных стоп. Вкушая этот чудесный нектар, я радостно пою: «Ха­ри! Хари!» Из имени Хари я связываю плот, на котором Господь Джаганнатха перевезёт меня через океан материального бытия. Мой ум всегда устремляется к стопам Господа Джаганнатхи, Божества с огромными, круглыми глазами. И когда придёт мой послед­ний час, я воскликну: «О Кришна!» – и расстанусь с жизнью. О су­пруг Радхарани, спаси меня!»

Слово садху никогда не расходится с делом.

…………………………………………………….

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

.: Наследие сампрадаи » Биография Ачарьев