"Почва для размышлений", часть 38.



Почва для размышлений
Цитаты выдающихся вайшнавов Гаудия-сампрадаи
Часть 38
«Не оставляй врагов позади, потому что они достанут тебя сзади» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж. 14.08.1981г.).
«Самый здоровый человек умрёт. Это факт. Мы не хотим такой здоровой жизни. Истинное здоровье – это зависимость от Бога и вечная жизнь в Его обители» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, Лондон, 11.07.1973г.).
«Тот, кто использует слово «вайшнав» (которое применимо только к чистым преданным Господа) и приписывает к нему уничижительную критику (обращённую, даже к невайшнавам) рискует пасть, потому что постепенно (хоть и неосознанно) обидчик продвигается в сторону совершения оскорблений чистого вайшнава. Тот, кто является вайшнавом, в действительности всегда безупречен. Тот, кто имеет недостатки, не является вайшнавом» (Ш.Бхактивинода Тхакур, «Самалочана»).
«С чем бы ты ни был связан, пожертвуй этой реалией, брось её в огонь для того, чтобы утвердить на пьедестале Владыку вечной любви. Ради Его удовлетворения вся эта пышность, роскошь, богатство, – всё это может быть брошено в огонь, научись этому» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж. 14.08.1981г.).
«Знать, что наказание неминуемо, и продолжать грешить – это признак невежества» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Филадельфия, 11.07.1975г.).
«Ныне так много насекомых расселось на цветах чистой дхармы, которой учил и которую практиковал Сам Шри Шри Махапрабху. Наша цель – попытаться удалить всех этих вредных насекомых с цветов шуддха-дхармы. Все эти вредители пытаются мало-помалу уничтожить цветы святости» (Ш.Бхактивинода Тхакур. Из статьи "Саджана-тошани патрикара уддешья").
«Наш Гуру Махарадж имел обыкновение использовать следующее выражение, он говорил: «щенячьи мозги». В наши щенячьи мозги не укладывается адхокшаджа, трансцендентное, супраментальное (Бог). Но мы всё же обязаны следовать в этом направлении, насколько это возможно – нет ограничений, нет конца, предела» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж. 28.07.1983г. «О восприятии Божественного»).
«Мантра, полученная не по цепи ученической преемственности (без бхагават-парампары, не от уттама-гуру), не принесёт результата (премы)» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, Лондон, 11.09.1969г.).
«Целомудренная жена почитается в мире за её исключительную преданность мужу. Женщину, которая придерживается (даже) беспристрастной (нейтральной) позиции (по отношению к мужу), уже считается проституткой» (Ш.Бхактивинода Тхакур. «Таттва-сара». «Саджана тошани», Том 2, №6, 1885г.).
«Если необходимо, когда нужно демонстрировать роскошь и пышность людям, с тем, чтобы заставить их преклонить головы (перед Абсолютом), – то подобного рода демонстрация может быть приемлема. Однако, если внешнее богатство или пышность вызывают зависть в сердцах людей, то нам следует избегать подобного. Мы должны привлекать внимание людей к миссии, и чтобы ни помогало нам в этом деле, мы будем принимать это» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж. 10.03.1981г.).
«Не думайте, что все будут согласны с вами. Вы должны сражаться. Это проповедь» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Лос-Анджелес, 11.12.1973г.).
«Тот, кто не становится полностью отрешённым от всего, что является атат (временным) и не развив преданности по отношению к тому, что является тат (истинным), никогда не сможет прогрессировать в дхарме» (Ш.Бхактивинода Тхакур. Статья «Таттва-сара»).
«Если ты хочешь стать вайшнавом, ты должен быть готов терпеть упрёки твоих старших, ты должен быть готов не стремиться к почтению в свой адрес. Не должен быть искателем почтения в свой адрес, но ты всегда должен быть готов выслушивать критику, упрёки старших» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж. 19.01.1982г.).
«Искренний человек никогда не будет сбит с толку» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Лос-Анджелес, 11.12.1973г.).
«Желания лживых людей, поглощённых богатством и наслаждением женщинами, никогда не могут быть основой силы» (Ш.Бхактивинода Тхакур, «Нава варша»).
«Наше стремление состоит в том, чтобы стать слугами вайшнавов. Но мы не осмеливаемся, не дерзаем утверждать, что мы являемся вайшнавами. Я хочу быть лишь слугой вайшнава» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, 26.01.1982г.).
«Мы не боремся со скотобойнями. Мы даём людям знания» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Лос-Анджелес, 11.12.1973г.).
«Прабхупад Гуру Махарадж (Ш.Б.Сарасвати Тхакур) говорил, что каждая буква «Чайтанья-чаритамриты» апракрита – состоит из высшей и лучшей субстанции. Ничто в этом писании не является менее ценным по сравнению с другими частями, всё обладает одинаковой ценностью. В иных книгах есть нечто существенное, другое же призвано помочь раскрыть суть истории и так далее. Даже в «Бхагаватам» для нас нет настоятельной необходимости во многих историях. Но в «Чайтанья-чаритамрите» присутствует лишь изначальная линия мысли. Всё, что есть там, обладает высочайшей ценностью, это не есть нечто невозможное. Вся «Чайтанья-чаритамрита» от начала до конца – это золотой храм.
Благодаря «Чайтанья-чаритамрите» человек может обрести всё. Для всего остального, для «Бхагаватам» и для других шастр – центр находится здесь. Человек благодаря «Чайтанья-чаритамрите» может обрести самую суть [всего], обрести ключ, который открывает врата в царство теологической мысли. В грубом или тонком смысле все концепции теологического мира были представлены в «Чайтанья-чаритамрите» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж. 23.02.1982г.).
«Праздный ум – кузница дьявола» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Майяпур, 12.03.1974г.).
«Трудности будут всегда, и они появятся в будущем. … Но чистые преданные всегда ставят свои стопы на голову всем трудностям. Я поступаю так же. Трудности приходят, но я всегда выше их (буквально – мои стопы на их головах)» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Госвами, 29.10.2007г. Вриндаван).
«Умереть или сделать, сделать или умереть. Таков лозунг Гаудия Матха. Совершить или умереть, предпринимать крайние усилия, стремясь к тому, что является нашим подлинным счастьем. Никаких компромиссов.
Не только без компромиссов, но стремление достичь вершины во чтобы то ни стало. Вот о чём говорят ачарьи Гаудия Матха. Отсутствие компромиссов и стремление стоять до конца, даже в одиночку против всего мира» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж. «Мгновения прекрасной реальности», Ч.5.2).
«Душевнобольной танцует голым на публике, и люди бьют его. Он бродит, страдая от голода и жажды, но всем заявляет: «Я – Царь!» или «Я – Премьер министр!», и думает при этом, что счастлив. Мы находимся в таком же положении. Мы считаем себя очень счастливыми, но, в действительности, наша ситуация плачевна» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Госвами, 12.02.2004г. Адвайта-саптами).
«Первый признак бхакти – отвращение к материальным (не связанным с Богом) вещам». (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бомбей, 12.04.1974г.).
«Не думайте, что вы достигли этой стадии раги. Всегда пытайтесь, занимая низшее положение, почитать стадию, уровень раги. Не думайте, что достигли этой стадии. Если вы будете думать, что обрели положение в том высшем измерении, – то тогда вы упустите его» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, 05.11.1983г.).
«Разум – это извлекать выгоду из невыгодной сделки» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бомбей, 12.04.1974г.).
«Гаудия Матху присущ подобный темперамент: готовность принимать любой вызов с целью утвердить положение Шри Рупы, Шри Санатаны и положение божественной любви. Насколько высоко, насколько благородно это явление! Последователи Гаудия Матха готовы принять смерть в попытках распространения этой вести. Но до тех пор, пока ты, будучи последователем Гаудия Матха, жив, ты будешь продолжать эту миссию, утверждая благородство, величие положения Рупы, Санатаны и Махапрабху» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж. 17.06.1982г.).
«Мы не придаём значения мнению народа. Меняются времена – меняются люди (а значит и их мнение)» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Париж, 12.06.1974г.).
«Принципы современной цивилизации – эксплуатация, попытка тотальной эксплуатации. Какова в действительности сила этой цивилизации? Я сокрушу её искрой сознания Кришны! Я сокрушу, сожгу дотла! Это нынешняя современная цивилизация, что за ней стоит? Какой силой она обладает? Каким могуществом? Я сокрушу их всех до основания, дотла сожгу сознанием Кришны. Перспектива современной цивилизации, казалось бы, столь широка, всеобъемлюща» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, 19.11.1983г.).
«Оставайтесь в сознании Кришны, и всё будет решено» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Париж, 12.06.1974г.).
«Индийцы, вы очарованы блеском европейской цивилизации. Европа должна быть покорена, внимание европейцев должно быть завоёвано. И когда это произойдёт, вы также примете вероучение Махапрабху. Вы очарованы блеском европейской цивилизации. Вы все стали рабами европейской цивилизации. Всё ваше внимание обращено в сторону Запада, поэтому Запад должен быть покорён» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж. 17.02.1982г.).
«Бог не мёртв, это ваш разум мёртв. Ваше тело также мертво, но вы настолько глупы, что продолжаете украшать этот труп» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Париж, 12.06.1974г.).
«Ты хочешь почувствовать (божественное), но то, к чему ты стремишься, не такого рода, чтобы его можно было почувствовать. Все эти видения и переживания отвергаются. Они пусты. Только тогда, когда всё становится пустым, только тогда Он захочет, пожелает коснуться тебя. В этом случае ты почувствуешь, что есть нечто. Нечто чарующее, нечто такой природы, что мы никогда и не надеялись на переживания такого нечто» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, 10.11.1982г.).
«Современные технологии не освобождают. Это иллюзия. Они ещё больше связывают». (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Париж, 12.06.1974г.).
«Тех, кто поддерживает ценности этого мира, их сила очень мала, очень ограничена. Они обманщики. Так называемые учителя, в действительности они, по сути, – обманщики. Какой силой они обладают? Какой мощью? Так резко, с подобной силой, мощью, наш Гуру Махарадж (Ш.Сарасвати Тхакур) начал свою кампанию, тоталитарную войну, стремясь сокрушить так называемую научную цивилизацию, которая стремится одарить нас «благом». «Боже, спаси меня от моих друзей». Как это говорится в Библии. Боже, спаси меня от моих друзей. Да спасёт нас Господь от наших так называемых друзей, от наших «доброжелателей» в этом бренном мире» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, 27.06.1983г.).
«Величайшим врагом преданного является он сам (если позволяет анартхам править умом)» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Париж, 12.06.1974г.).
«Мы не сможем обрести бхакти, если нам недостаёт терпения. Надо терпеть поведение других. Кто-то может подумать: «Лучше я уйду в лес. Там меня никто не будет беспокоить». Но на самом деле трудности ждут нас повсюду» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Госвами, «Секреты бхаджаны», стр. 53).
«Нам присущи ментальные, сентиментальные узлы. Если нечто удовлетворяет эти узлы, то мы очарованы, они вызывают наше искреннее одобрение. Но это явление имеет мирской характер. Мирские реалии, вожделение проникают в царство Божественной Любви, в этом состоит трудность: принимать любовь этого мира за Божественную Любовь. Имитация нереальна» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, 23.05.1983г.).
«Университеты, научный прогресс, нобелевские лауреаты, доктора наук – все они мошенники. Это рай для дураков» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Лос-Анджелес, 13.05.1973г.).
«Религия означает знать и любить Бога. Если никто не знает Бога, то нет и речи о любви к Нему» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Филадельфия, 13.07.1975г.).
«Подобно тому, как университеты предназначены для первоклассных студентов, сознание Кришны предназначено для первоклассных людей» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Филадельфия, 1975.07.13).
«Мы не сможем обрести бхакти, если нам не достаёт терпения. Надо терпеть поведение других.
Кто-то может подумать: «Лучше я уйду в лес. Там меня никто не будет беспокоить». Но на самом деле трудности ждут нас повсюду» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Госвами, «Секреты бхаджаны», стр. 34).
«Так называемая независимость женщин – это их согласие быть обманутыми недобросовестными мужчинами» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Филадельфия, 13.07.1975г.).
«Когда человек достигает Кришны, то ему не нужно больше стремиться к какой-либо выгоде. Потому что Кришна – это высшая выгода» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Париж, 13.08.1973г.).
«Для того, кто (действительно) пытается достичь успеха, неудача тоже успех» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Париж, 14.06.1974г.).
«Негодяя очень просто узнать: «Если человек не прислушивается к наставлениям Кришны – он и есть негодяй. Это наш критерий» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Париж, 14.06.1974г.).
«Кто-то думает: «Я очень хороший слуга, но окружающие меня преданные причиняют мне массу беспокойств. Я прав, а они лишь создают помехи. Поэтому я не хочу находиться в их обществе. Я не хочу их больше видеть». Это неправильное умонастроение. Если вы сталкиваетесь с трудностями в жизни или в бхаджане, вы должны думать: «Это не вина других, а моя собственная». Или: «Это последствия моих прошлых грехов» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Госвами, «Секреты бхаджаны», стр. 53).
«В чём уверяют нас другие с незапамятных времён? «Я дам тебе это, я дам тебе то, я дам тебе…» – так они прельщают. Но сознание Кришны войдёт и скажет: «Моё обещание таково: всё принадлежит Мне! Вы все – посягатели на чужие права!» И тогда начнётся битва, и всё чуждое, несомненно, уйдёт, отступит, убежит. Тогда сознание Кришны захватит сердце целиком» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж «Позволить Кришне высадить десант в сердце». «Шримад-Бхагаватам», 2.8.5).
«Люди в современном мире научились очень быстро передвигаться. Но это лишь означает, что они двигаются к смерти семимильными шагами. Вот и всё» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Лос-Анджелес, 14.12.1973г.).
««Религия означает занять верное положение» – таким было выражение нашего Гуру Махараджа. … Если Вы исполняете свой долг совершенным образом, тогда соответственно придёт и достижение высшей цели – према, в этом случае, она не может не прийти» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар, 21.02.1982г.).
«Шастры говорят, что, хотя мы можем пытаться медитировать во время повторения мантры и хари-намы, если мы не понимаем значение мантр и молитв, которые они содержат, то всё это будет впустую. Конечно, не совсем впустую. Какой-то результат будет, например освобождение из круговорота рождения и смерти (самсара-мукти), но кришна-премы мы не получим» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Госвами, «Секреты бхаджаны», стр. 34).
«Духовный мир – это совершенство эволюции» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Лос-Анджелес, 14.12.1973г.).
«Любое интеллектуальное достижение – это совсем не достижение, это ненастоящее достижение» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, 28.02.1981г.).
«Говоря о фундаментальном принципе Гурудева или Ачарьядева, мы имеем в виду нечто, выходящее за рамки каких бы то ни было ограничений. Не может быть и речи о проведении различий между моим гуру, вашим гуру или чьим-либо ещё гуру. Существует только один гуру, являющийся в бесчисленном множестве форм, чтобы учить вас, меня и всех остальных» (Ш.Бхактиведанта Свами, «Акханда-гуру-таттва», 1936г.).
«Хотя преданный не стремится к ананде, тем не менее ананда приходит к нему, и это блаженство в сотни и тысячи раз больше, чем он может вообразить» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Госвами, «Секреты бхаджаны», стр. 28).
«Если же мы думаем, что находимся на вершине, то мы – нигде» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, 05.11.1983г.).
«Безусловно, принимать лжегуру за истинного гуру – не меньшая апарадха, чем считать истинного гуру притворщиком. Человек, причастный к такому унижению истинных учителей, как бы он ни изощрялся в служении, доступа к гуру-севе или бхагават-севе лишён. Его “сева” – парад самонадеянности и гордыни» (Ш.Бхакти Прамод Пури Махарадж. Статья «Гуру-сева»).
«В движении сознания Кришны есть много завистников, рядящихся в одежды вайшнавов. На них не следует обращать никакого внимания. Незачем служить завистнику в одежде вайшнава» (Ш.Бхактиведанта Свами, «Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 1.218, комм.).
«Когда вы поймёте и осознаете все наставления Шри Чайтаньи Махапрабху и духовных учителей в нашей парампаре, тогда вы сможете (действительно, по-настоящему) проповедовать» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Госвами, «Секреты бхаджаны», стр. 25).
«Различные проявления сентиментальности и чувственности могут осквернить начинающих преданных и свести на нет их искренние попытки жить подлинно духовной жизнью» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Из «Пракрита-раса-шата-душани» или «Сто предостережений против воображаемой преданности»).
.......................................
Компиляция: Ари Мардан д.
Редакция: Латика д.д.