?

Почва для размышлений. Часть 16.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 203. Опубликовано: 4-04-2021, 10:52

Почва для размышлений

Цитаты выдающихся вайшнавов Гаудия-сампрадаи

Часть 16

 

«Если вы поклоняетесь только вашему гурудеву, но не поклоняетесь его гурудеву или его парам-гурудеву, если вы не собираетесь слушать Рупу Госвами, Нитьянанду Прабху (акханда гуру-таттву), не хотите слушать Радхику или Рупу Манджари, – тогда кто вы? Вы бестолковый, вздорный человек и, говоря словами Шрилы Свами Махараджа, – негодяй. Негодяи – это люди, которые хотят слушать только своего гуру и не обращают внимания на тех, кому их гуру поклоняется. Они думают: «Мой Гурудев более великий, чем Рупа Госвами, Рупа Манджари, Нитьянанда Прабху, Адвайта Ачарья, Гаурачандра и даже Радхика и Кришна. Мой гуру выше всех. Я буду слушать только моего Гурудева». Такие люди глупы!» (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж, 25.04.2001г., Канада).

 

«Решим простую задачу на пропорции: рассчитаем, сколько сил нужно приложить для достижения вечного бытия, чтобы перевесить энергию, затраченную в миллионах рождений на мирские цели. Мы получим огромную цифру. А у нас только одна, такая недолгая жизнь! Ибо только человеческая жизнь позволяет нам достичь высшего блага. Если человечество сможет решить эту простую задачу, оно поймёт, что у людей нет времени на иные занятия, кроме служения Богу» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, «Вопрошайте об Истине»).

 

«Нектар можно извлечь даже из яда, хорошему уроку можно научиться даже от ребёнка, а понимание правильного поведения можно получить даже от врага подобно тому, как золото можно добыть даже в нечистом месте» («Бхавишья-пурана», 4.208).

 

«Несмотря на то, что человек мог получить посвящение от Шрилы Свами Махараджа 30 лет назад, он может всё ещё быть каништха-адхикари, не мадхьямой. Иначе не было бы столько смуты и падений. Чистый преданный никогда не может упасть. Поскольку они каништха-адхикари, то не хотят слушать никого, помимо Шрилы Свами Махараджа. Однако чтобы развиваться, они всё же обязаны слушать» (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж, 25.04.2001г., Канада).

 

«Как может увидеть Господа тот, чей ум охвачен скорбью и другими материальными беспокойствами?» (Ш.Рупа Госвами, «Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.115).

 

«Жертвуя собой, душа живёт; стяжая, – умирает. В служении мы расцветаем, в удовольствиях – засыхаем…» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, «Слово хранителя преданности»).

 

«Человек, оказавшийся во власти предрассудков, сталкивается со многими проблемами. Предрассудки приводят к необъективности, а там, где царит необъективность, не может быть уважения к истине. Ношение отличительных знаков вайшнава представляет собой один из способов развития бхакти, в котором задействовано тело. Однако мнение о том, что эти отличительные знаки представляют собой главную черту вайшнава, является предрассудком, основанным на пристрастии к своей сампрадае. Тот, кто разделяет подобные ложные взгляды, может не оказать почтения истинному вайшнаву, не имеющему соответствующих отличительных знаков. Когда преданный, руководствующийся предрассудками, не находит подобающего общения в своём кругу, ему не приходит в голову искать его в другом месте. А поскольку без общения со святыми нельзя ничего достичь, такой преданный находится в незавидном положении» (Ш.Бхактивинода Тхакур, «Чайтанья-шикшамрита»).

 

«Те, кто хотят быть счастливыми, должны быть подобны деревьям в их терпеливости и других замечательных качествах. Я никогда не видел, чтобы два дерева ссорились, но я вижу так много конфликтующих преданных. Кто мы? Неужели мы хуже животных, деревьев и растений?» (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж, «Гармония», Австралия, 19.06.2001г.).

 

«Если вы не задействуете свой ум, то он обязательно сам найдёт себе дурные занятия» (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж, «Гармония», Париж, 30.06.2009г.).

 

«В наши дни даже для устранения незначительной вещи, подобной комару, мы применяем целую бомбу. Мы думаем: «Я умру, моя семья умрёт, все жители моей деревни умрут – это не беда. Всё равно я должен использовать атомную бомбу, чтобы убить этого комара»» (Ш.Б.Нараяна Махарадж, «Гармония», Австралия, 19.01.2001г.).

 

«Всегда помните: если вы не станете жить для других, вы никогда не будете счастливы и не обретёте чистое бхакти. Не теряйте своё время, станьте такими, начиная с этого момента. Это моя просьба ко всем вам» (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж, Австралия, 19 июня 2001г.).

 

«Лень никогда не должна проникать в жизнь того, кто посвятил себя служению Господу» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, «Упакхьяне упадеша»).

 

«Если ты хочешь сделать что-то хорошее, делай это сразу же. Если ты думаешь: «Я сделаю это завтра», – начни сегодня. А если что-то наметил сделать сегодня, то нужно делать в эту же секунду, прямо сейчас. Но если захотел что-то дурное сделать, – откладывай это на завтра, на послезавтра и т.д.» (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж, 23.09.2002г.).

 

«Майя только и ждёт, когда мы загрустим, чтобы предложить свои услуги» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, «Слово хранителя преданности»).

 

«Чем ближе ты к Богу, тем больше понимаешь, насколько ты далёк от Него» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, «Слово хранителя преданности»).

 

«Обычно дети очень привязаны к своим игрушкам, и если мама попросит их: «Дай-ка мне свою игрушку», – они скажут: «Нет, нет, нет! Не отдам ни за что!» Мы в точности подобны таким маленьким невежественным детям. Мы привязаны к своим маленьким чувственным наслаждениям. Кришна приходит в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, Нитьянанды Прабху и говорит: «Эти чувственные наслаждения, к которым ты привязан, – это чистый яд! Пожалуйста, отдай мне его. Взамен Я дам тебе чистый нектар. Но мы не отдаём ему, мы цепляемся за яд, обнимаем его, не хотим отдавать, поэтому мы страдаем» (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж, 23.09.2002г.).

 

«Вера в вайшнавов – это единственное, на что может уповать душа в иллюзорном мире. Это спасательный круг в океане иллюзии» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, «Слово хранителя преданности»).

 

«Многие из нас думают, что смогут уделить достаточно времени слушанию трансцендентной проповеди святого человека, лишь когда выполнят все свои обязанности на поприще материальных дел, связанных с членами семьи, их нуждами и желаниями и т.д. Но этой запутанности нет ни конца, ни края. Мы так и не займёмся преданным служением до тех пор, пока не решим, что пора приступать к нему немедленно" (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, «Упакхьяне упадеша»).

 

««Я буду совершать шравану, киртану и другие виды бхакти во вторую очередь, а не в первую. Если после совершения служения моему гуруджи у меня останется какое-то время, то я отправлюсь слушать хари-катху, повторять харинаму, практиковать смарану и так далее. Если после моего служения гуруджи никакого времени не останется, то я все эти вещи сделаю потом, а сначала позвольте мне послужить гуруджи». Это особый вид служения шри гуру» (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж, 23 ноября 1993г., Шри Рупа-Санатана Гаудия Матх, Вриндаван).

 

«На нашем нынешнем уровне нам не рекомендуется служить только Кришне, поскольку у нас ещё не сложились с Ним серьёзные отношения (самбандха)» (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж, 23 ноября 1993г., Шри Рупа-Санатана Гаудия Матх, Вриндаван).

 

«Если ваш гуру истинный, то лишь благодаря служению ему сарвам сиддхйати (обретается всё совершенство), по его милости уходят все анартхи. Это произойдёт с помощью одной лишь гуру-севы. Тогда анартхи больше не вернутся» (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж, 23 ноября 1993г., Шри Рупа-Санатана Гаудия Матх, Вриндаван).

 

«Если, постигнув сердечное желание Гурудева, мы можем выполнять гуру-севу с великим доверием и верой согласно нашей адхикаре, даже ценой нашего жизненного воздуха, полагая, что жизненный воздух постоянно приходит и уходит [в связи с рождением и смертью], если мы можем немедленно приступить к исполнению его сердечного желания, – это и есть вишрамбхена гурох сева» (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж, 23 ноября 1993г., Шри Рупа-Санатана Гаудия Матх, Вриндаван).

 

«Самые большие неудачники – это те, кто оставляет общество чистых вайшнавов и хари-катху ради сиюминутного незначительного счастья этого мира» (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж, «Враджаваси самые удачливые», 26 августа 2003г., Вриндаван).

 

«Если гуруджи недоволен, тогда весь мир, который вы, возможно, удовлетворили, ничем не сможет вам помочь. Более того, попытки служить согласно вашей личной прихоти ничего вам не дадут. Такое служение станет просто кармой» (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж, 23 ноября 1993г., Шри Рупа-Санатана Гаудия Матх, Вриндаван).

 

«Но когда гуру высочайшего типа доступен, то остальные (не имеющие такой адхикары) не должны дерзать, осмеливаться захватывать землю. Когда брахман-ачарья доступен (уттама-садху), когда истинный преданный доступен, то преданные более низкого типа не должны осмеливаться захватывать землю и сажать семена (инициировать, давая бхакти-лата-биджу). Об этом мы всегда должны помнить. Так сказано в «Хари-бхакти-виласе»» (Ш.Б.Ракшак Шридхар Махарадж, «Умонастроение и качества ачарьи», 07.05.1982г.).

 

«В «Хари-бхакти-виласе» сказано: «Кшатрий может инициировать кшатрия, шудра может инициировать шудру». Лучше что-то, чем ничего. Соответственно способностям, согласно уровню квалификации вайшья может принимать учеников среди вайшьев, но не среди кшатриев, шудр или брахманов. Среди вайшнавов нет классификации согласно варнашраме, но существует градация в категориях вайшнавизма (бхакти-адхикарах). Поэтому когда доступен ачарья более высокого уровня, ачарья низкого уровня не должен занимать его места. Его «семя» более низкого качества, это будет оскорблением с его стороны. Что такое вайшнава-апарадха? Мы должны постараться понять, рассматривать в таком свете: это положение, занятое силой, присвоение… Должна быть совесть: какой интерес я преследую, имея дело с этим «полем» (проповеди)? Интерес Абсолюта или интерес более низкого порядка? …

Преданный: В присутствии высшего вайшнава вайшнав низшего уровня начинает инициировать…

Шрила Шридхар Махарадж: Этот вайшнав совершает оскорбление» (Ш.Б.Ракшак Шридхар Махарадж, «Градация духовных учителей», 10.05.1983г.).

 

«На церемонии открытия Шри Багх-базар Гаудия Матха Шрила Сарасвати Прабхупада сказал: «...чтобы подарить миру сокровенный хари-бхаджан, должно быть написано и издано множество книг. Храм из книг, как и храм, воплощённый в бхактах, важнее строений из кирпича и камня, поскольку явленная в таких храмах хари-катха будет звучать намного дольше"» («Жизнь и идеалы Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати», стр. 38).

 

«Пока ачарья-гурудев не совершит свой киртан, никто не сможет понять грантха-аватару, шастра-аватару, воплощение всех шастр, «Шримад-Бхагаватам». Это вани, воплощение Господа Кришны. Никто не поймёт бхагавата-таттву, комментарий шастра-аватары, пока ачарья-гурудев, являющийся ашрая-виграхой, не проведёт киртан. Шри-нама и шри-мантра явились в этом материальном мире как шабда-аватара, но пока ачарья-аватара не проведёт киртан для ушей шишьи, ученика, от них не будет никакого эффекта. Видите: мантра и святое имя написаны в шастре, грантхе. Кто-то скажет: «Да, здесь написана мантра, поэтому я буду её воспевать». Но пока маханта-гуру (уттама-вайшнав), ашрая-виграха-ачарья, не проведёт киртан для ушей шишьи, мантра вообще никогда не будет иметь эффекта. … Можно подумать: «Если я буду совершать арчану, поклонение Божествам в храме, то смогу понять всё». Нет. Вы не сможете понять адхокшаджу, того, что пребывает за пределами чувственного восприятия. Вишая-виграха никогда не проявится без киртана ашрая-виграхи, ачарья-аватары, гуру, вайшнава. Это абсолютно необходимо. Поэтому пуджа, предложенная им, – это высший вид пуджи, мад-бхакта-пуджабхйадхика» (Ш.Гоур Говинда Свами, 10 марта 1995г., Бхуванешвар, Индия).

 

«Смирение подразумевает совершенное подчинение истине и отсутствие сочувствия к неправде. Те, кто проявляют пристрастие к неправде, не способны воспевать хари-киртан. Любая попытка цепляться за неправду противоречит принципу смирения, рождённому из абсолютного подчинения истине» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, «Harmonist», 26.249-50, апрель 1929г.).

 

«Мы должны быть уверены в компетентности своего учителя. С вопросами, касающимися духовной науки, не следует обращаться к невежественному человеку. Задавать вопросы учителю, который сам не знает ответа на них, и выслушивать его измышления значит зря терять своё драгоценное время» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, комм. на «Ш.-Бхагаватам», 3.10.2).

 

«Тот, кто занимает положение гуру, должен являться им в истинном смысле, а не быть притворщиком и обманщиком. Он должен быть настоящим учителем, должен сознавать свои способности. Если я в силах поднять только одну тонну, то зачем мне поднимать груз весом в две тонны? Если вы возьмёте на себя больше, чем можете поднять, то вас раздавит, вы будете уничтожены. Таков результат зависти. Зачем развивать подобную зависть? Следует сознавать свои способности. «У меня нет таких способностей, я не могу освободить чью-либо душу, я сам ещё не получил освобождения, так зачем мне принимать учеников?» В противном случае, это просто обман и лицемерие, и ничто иное. «Я не полностью свободен от анартх, так как я могу освободить другого?»» (Ш.Гоур Говинда Махарадж).

 

«Погрязшие в невежестве правители и все, кто по их призыву слепо ступает на этот опасный путь, словно садятся на каменный корабль. Такой корабль не может держаться на плаву, он потонет вместе со всеми пассажирами. Подобно этому, те, кто уводит людей с истинного пути, идут в ад и туда же отправляются их последователи» («Шримад-Бхагаватам», 6.7.14).

 

«Преданный: Следует ли нам принимать кого-либо в качестве авторитета, если у него сохранились материальные привязанности, если он не находится на духовном уровне?

Ш.Гоур Говинда Махарадж: Мы принимаем, поскольку мы находимся в социуме. Кто-то может занимать пост в Джи-Би-Си по какому-то региону мира, и поэтому в соответствии с системой менеджмента он является авторитетом. Но в духовных координатах до тех пор, пока я не убеждён, я не могу принять его как авторитет. Тут дело за мной. У меня есть независимость, это мой выбор. Внутри системы управления я принимаю его, он представитель Джи-Би-Си. Но что касается вещей духовных, пока я не убеждён, я не могу его принять. «Пожалуйста, простите меня». Принять кого-либо в качестве духовного авторитета нельзя силой или в принудительном порядке. Таков принцип. Если я принимаю кого-то духовным авторитетом, то моё сердце должно быть убеждено, поскольку всё это основано на желании сердца. Это не поверхностные вещи, а внутренние. Действовать таким образом – не оскорбление. Я не  игнорирую его. Он – вайшнав, я предлагаю ему поклоны. Мы кланяемся всем вайшнавам, независимо от его уровня, – каништха он, мадхьяма или кто-то ещё. Таков этикет. Но принимать кого-то как духовного учителя, – это нечто совсем другое» (Вечерний даршан, Бхуванешвар, Шри Кришна Баларам мандир, 1990г.).

 

«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати сказал также, что, если человек не служит Хари, гуру и вайшнавам, его повторение большого количества мал – просто вздор. Поэтому он предписывал своим последователям всегда совершать служение и одновременно с этим повторять харинаму» («Шри Шрила Прабхупадера упадешамрита», 398).

 

«Чтобы обрести уверенность в том, что в Матхе нет места лени, глупому поведению, мелочным заботам, сплетням или низменным желаниям, вам придётся пойти в люди, где ваш хари-киртан должен будет выдержать проверку жизнью. ... Может быть, даже кто-то пожелает вытолкнуть вас вон. В таком случае, с одной стороны вы получите возможность воплотить идеи «тринад апи суничена» (быть смиреннее травинки) и «манада» (уважать каждого), а с другой – содержать себя в чистоте и безупречности с ещё большим усердием. Более того, что будет особенно полезным, предостерегая окружающих от ошибок изречениями садху, шастр и гуру-варги, вы сможете избежать их сами. ... Пожалуйста, не огорчайтесь, когда критикуют вас лично. Ведь ваши гуру-варга, шастры и махаджаны остаются совершенно безупречными, в высшей степени свободными и вечно близкими Господу. Но если кто-то по невежеству порицает их, вы должны исправить ошибку, показав настоящую точку зрения. Это может быть полезно обоим – как вам, так и невежде. ... Я не оставлю вам никакой возможности ступить на ложный путь – укрыться в тиши собственного дома» («Прабхупада Сарасвати Тхакур. Жизнь и идеалы Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати», стр.44-45).

 

«Те псевдо-либералы, что позиционируют себя стоящими выше любого класса или общины, – не более чем замаскировавшиеся анархисты. Истинный инстинкт человечества всегда был направлен на фундаментальную необходимость принадлежать к хорошему, то есть должным образом упорядоченному сообществу» (Профессор Нишиканта Саньял, «Мадхвачарья», из книги «Шри Кришна Чайтанья», Том I). 

 

«Не нужно на потеху публике демонстрировать сокровенное, уподобляясь людям столь недалёким, которые позволяют себе судить о личности по внешнему виду» (Переписка с Западом. 27.06.1933г.
«Прабхупада Сарасвати Тхакур. Жизнь и идеалы Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати», стр.47).

 

«Я говорю, что нелегко достичь цели. Мы не должны думать так: «У нас есть реальное, подлинное представление о природе этого (духовного) явления, и также у нас есть представление о том, каков Кришна, какова Его природа». Обрести Его. Это обретение может не соответствовать той картине, которую мы рисуем в настоящее время (в уме)» (Ш.Б.Ракшак Шридхар Махарадж, «Поиск Шри Кришны – сам себе награда», 05.07.1982г.).

 

«Поиск Кришны и искренность. Искренность в поиске – это лучшая квалификация (для ученичества), лучшее качество и никак по-другому. Мы должны быть правдивы сами с собой по отношению к нашему поиску. Что мы ищем? Ищу ли я что-то другое, не Кришну, или же я ищу Кришну? Мы должны ясно спрашивать себя и соответственно ответу мы будем действовать» (Ш.Б.Ракшак Шридхар Махарадж, «Искренность – лучший друг в поиске Шри Кришны»).

 

«Человек должен принять науку о Кришне как высшую форму знания, преданное служение Кришне как высшую форму поклонения и положение слуги Кришны как своё высшее изначальное, вечное положение. Всё, что существует помимо этого, – знание о безличном Брахмане или знание о теле, или то, что касается тела, – следует считать невежеством» (Ш.Вишванатха Чакраварти Тхакур, комм. на "Према-бхакти-чандрику", глава 4).

 

Определение садхана-бхакти: «Садхана-бхакти – это практика шуддха-бхакти, совершаемая под началом шуддха-бхакт после того, как преданный получил посвящение у сад-гуру (уттама-адхикари) и услышал от него определённые наставления» (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж, «Ачарья Кешари Шри Бхакти Прагьяна. Его жизнь и учение», Глава 5).

 

«Сосредоточьте внимание внутри, не оглядывайтесь по сторонам, не ищите удовлетворения чувств. Разве не должны мы изо всех сил желать служения Господу, сущему в наших сердцах? Но мы не делаем этого. От чего же появится глубина в таком бхаджане? Разве возможен совершенный бхаджан, когда мы жаждем всё больших удобств для себя или своих семей? Разве можем мы вдохновенно, самозабвенно служить своим вечным доброжелателям, Кришне и гуру, если их место занимают грабители, которых мы именуем друзьями, родственниками? Невозможно достичь Востока, двигаясь на Запад. Я не перестаю говорить об этом, но люди не расстаются с иллюзиями, продолжая считать близкими тех, кто в действительности им далёк. Быть несчастными – их судьба. Что же поделать?!» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, «Прабхупада Сарасвати Тхакур. Жизнь и идеалы Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати», стр. 102).

 

«Шрила Рагхунатха дас Госвами сказал, что слушать сплетни или пустые беседы равнозначно общению с падшей женщиной. Такие разговоры сбивают с толку разум и оскверняют сознание, создавая большие препятствия на пути. Те, кто привязаны к подобным вещам, незаметно для себя разочаруются в хари-катхе» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, «Прабхупада Сарасвати Тхакур. Жизнь и идеалы Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати», стр.100-101).

 

«Человек, не практикующий бхакти и не утвердившийся в линии преданности (гуру-ништха), может повторять десять лакхов святого имени, но изменений не произойдёт. … Повторяйте, повторяйте, а также совершайте киртану под аккомпанемент фисгармонии, мриданги, каратал и танцуйте. Но если вы ничего не знаете о дивья-гьяне, трансцендентном знании, тогда какой может быть результат? Следует хорошо понимать глубокие настроения киртана» (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж, «Непоколебимая вера в святое имя», 16.05.1996г. Радлетт).

 

«Шри гуру, вайшнавы и священные писания составляют одно целое (аикья). Если для вас что-то непонятно, то вам обязательно следует тщательно это согласовать в общении. Шастры могут утверждать одно значение, в то время как шри гуру и вайшнавы – другое (истина многогранна). Вы можете устранить возникшие у вас в сознании противоречия с помощью общения со шри гуру и вайшнавами. Если гуру говорит что-то одно, а мнение шастр и вайшнавов тождественно и противоположно мнению гуру, тогда вам необходимо согласовать это (а не делать своих выводов, не задавая вопросов). Когда гуру не способен согласовать очевидное и устранить непонимание (например, из-за своей низкой адхикары), тогда вы должны принять мнение шастр и вайшнавов, последовав за ними. Вы уже должны знать, что истинный гуру никогда не говорит что-то противоречащее шастрам и вайшнавам. Но вы можете не понимать намерений, заложенных в его словах, в таком случае следует принять точку зрения «Бхагаватам», «Бхагавад-гиты» и шастр, написанных нашими ачарьями» (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж, «Непоколебимая вера в святое имя», 16.05.1996г. Радлетт).

 

«Не торопитесь никого прославлять, иначе они станут высокомерными и падут» (Ш.Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж, «Предсказание астролога»).

 

«Если ты достаточно смел, то сразись со смертью. Сразись не столько себя ради, но ради всех. У тебя есть такое мужество, такие ресурсы, такое образование, которое позволило бы это сделать. В противном случае, возвращайся обратно» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, «Учёные лишили жизнь очарования. Преданность, чувства и поведение Махапрабху»).

……………………………………………………

Компиляция: Ари Мардан д.

Редакция: Ари Мардан д, Латика д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи