?

Святой или грешник? Часть 1.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 262. Опубликовано: 30-06-2020, 18:30

Святой или грешник?

Часть 1

В этом документе представлен перевод с английского публикаций и комментариев к ним, которые появились в мае-июне 2020 года на Фейсбуке, в связи с обсуждением фактов сексуальных домогательств по отношению к Гаура Прану Прабху и другим ученикам Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа. Поскольку в России есть место религиозному сентиментализму и фанатизму, русскоязычной группе практикующих бхакти-йогу будет полезно ознакомиться с ниже изложенными материалами и опытом западных преданных.

 

Предисловие

Гаура Пран дас (Гаура Харрисон) из семьи преданных, сейчас ему 30 лет. Он – ученик Шрилы Гурудева (Ш.Б.Нараяны Махараджа). Будучи брахмачари, он жил в ашраме под руководством Премананды прабху, но в какой-то момент жизни этот ашрам покинул. Как оказалось, с ним произошло нечто нехорошее. Ему было трудно о произошедшем говорить со своими. Не так давно, 5 мая 2020 года, на своей странице в Фейсбуке он опубликовал открытое признание. На это его сподвиг просмотр документального фильма о насилии над адептами йоги — новый документальный фильм, посвящённый истории Бикрама Чаудхури — основателя широко известной «викрам-йоги», «горячей йоги», десятки лет насиловавшем своих учеников. Фильм назывался «Бикрам: йог, гуру, хищник». Казалось бы, личная история Гаура Прана была совсем не похожа на этот документальный фильм, он же Харе Кришна, однако в нём сработал триггер [психологический термин, означающий событие, вызывающее у человека, пережившего насилие, внезапное сопереживание своей травмы] – насильник в фильме говорил своим жертвам «Окей-окей» и настойчиво продолжал делать что хотел, несмотря на протесты своих жертв. Психологи хорошо знают, что иногда такое простое «Окей-окей» — очень жёсткий триггер, напоминающий о случившемся. Гаура Пран написал в Фейсбуке пост, дав ссылку на этот фильм и, упомянув о том, что ему пришлось пройти через похожий болезненный опыт, он вслух произнёс имя своего насильника.

 

Пост Гаура Прана таков:

«Разоблачен ещё один сексуальный хищник. Это фильм для меня – слишком близкая тема. Герои были другие, обстановка была другой, однако сам сюжет отражает историю, которая произошла со мной. Мой хищник тоже был манипулятором — наглым бенгальским гуру. Изолированный своими несгибаемыми последователями, он не отвечает никому, его психическое заболевание под хорошей защитой. Мне жаль тех, кто привёл меня к нему — они находятся под его чарами и по-прежнему связаны с ним. Мне стыдно: меня целовал и домогался сумасшедший, проявляя ко мне свою «любовь». Я чувствую ярость — ведь мои слёзы и мольбы остановиться, перестать, не смогли стать достаточным сдерживающим фактором для него. Для меня тот опыт был шоком и ужасом, а для него – ещё одной «засечкой на поясе». Сейчас сострадание, которое он украл у моей юности, прорывается из моего сердца, обращаясь к другим жертвам, на которых напали подобным образом. Он всё ещё сидит на своей асане Гуру, а я же — молюсь о вас, чтобы вы были осторожны с Преманандой («Прабхуджи»)».

 

Сразу же после этого послания, Гаура Пран прабху получил обширное осуждение со стороны сообщества Радхе-кунджи. Нашлись «друзья», которые отвернулись от Гауры за то, что тот высказался вслух. Однако, нашлось очень много других преданных, которые выразили Гауре поддержку, написав, что он очень смелый и что его голос поможет предотвратить подобное в будущем. Несмотря на то, что одна религиозная группа его осудила, множество преданных, в том числе старшие ученики Шрилы Гурудева, выразили ему свою поддержку и понимание. Дело в том, что эти преданные были в ИСККОН и не понаслышке знают проблемы гурукулят, испытавших на себе насилие со стороны учителей и так называемого руководства. Поэтому, они не станут никого прикрывать, не желая повторить болезненный опыт ИСККОН.

Далее следует несколько комментариев поддержки, которые получил Гаура Пран прабху. Во всех этих комментариях его история обретает новые грани.

 

Мадхусмита даси:

«Я была среди женщин, которые заботились о твоей возлюбленной матери, Радхе Винодини, в Гопинатх Бхаване в последние месяцы её жизни. В то время она узнала от тебя о том насилии, которое ты перенёс и о мучениях, которым ты с тех пор подвергался. Затем она рассказала мне в деталях всё, о чём ты рассказал ей. Она неоднократно восхваляла тебя, выражая свою глубокую благодарность, что ты смог устроить для неё возможность провести последние дни её жизни во Вриндаване. Она продолжала повторять: «Я знаю своего сына, я знаю, что каждое слово, сказанное им – это правда».  Для неё было честью, что ты решил ей всё рассказать перед тем, как она покинула этот мир, она очень гордилась твоей храбростью. Самое душераздирающее это то, что когда ты набрался смелости и доверился самым старшим членам санги Гурудева, они отвергли эту проблему. Они либо ставили под сомнение сам факт того, что это произошло, либо превращали всё в банальность нелепыми комментариями типа «ну, это для бенгальской культуры совершенно нормально». Однако когда человек не может должным образом быть услышан, когда ему не верят - это тоже надругательство, и возможно это даже хуже, чем изначальное насилие. Именно это и приводит к тому, что жертвы решаются расстаться с жизнью. Гаура, уверяю тебя, что с того самого дня, как я услышала это признание из уст твоей матери, я стала следить за этой историей, и я осведомлена о злобной клевете, которую стали разносить приспешники преступника. Это классический ответ – попытаться разрушить твою репутацию. Всё тот же старый приём для контроля над разумом. Теперь другой этап для тебя – ты публично вышел и высказался. Так ты разрушил чары молчания и слухов, назвал имена. Надеюсь, что однажды другие, кто подвергся сексуальному насилию со стороны того же человека, обретут подобную смелость».

 

Манджари даси (художник):

«Дорогой Гаура Пран, твои слова глубоко затронули меня. Проведя большую часть своей жизни в Индии, с 1994 года, я понимаю общую обстановку, в которой ты оказался, и знаю, что ты говоришь правду. Я полностью поддерживаю тебя, я на твоей стороне.

Выход вперед с фактами о том, что произошло с тобой – это великое служение Шриле Гурудеву Бхактиведанте Нараяне Госвами Махараджу, целостности его миссии и всего сообщества вайшнавов. Это даёт нам возможность копнуть глубже и повзрослеть в своём понимании, как сложности человеческой природы, так и духовного опыта.

Я аплодирую твоему моральному мужеству и решению публично поделиться своим признанием так, что оно теперь записано. Мы не можем предостеречь всех (потому что многие не готовы услышать), но много других будут предупреждены и смогут избежать травмы, потери, кризиса дальнейшего своего существования – потому что всё это может возникнуть из-за веры, вложенной не туда.

Мне жаль, что в Индии я не была рядом с тобой, когда тебе была нужна моральная поддержка. Я слышу тебя. Твой дух и твоя стойкость воодушевляют, я тобой горжусь. Несмотря ни на что, ты процветаешь в жизни и в бхакти».

 

Затем Манджари перепостила сообщение Гаура Прана прабху и добавила:

«Друзья, вокруг духовного рынка джунгли, поэтому каждый покупатель должен быть предупреждён. Будьте осторожны. Берегите себя. Будьте реалистами. Будьте смелыми, ответственными. Делайте домашнее задание. Имитация правит этим миром — настоящее здесь очень редко. Я так горжусь, что мои сёстры и братья демонстрируют истинные лидерские качества и моральное мужество, говоря вслух о сексуальном хищничестве в нашем обществе столь сострадательным образом. Гаура Харрисон, Сулата, Судеви, Рамани Широмани. Молчание на руку хищникам. Встаньте и говорите вслух о сексуальном хищничестве».

 

Ей ответила Радхика Мачанда из Радхе кунджи: «Ты правда считаешь, что Прабхуджи имитирует? Действительно? Вау, Манджари диди, ты последняя от кого бы я подобного ожидала. Как печально».

 

Адвайта дас:  «Радхика Мачанда,  я очень сочувствую тебе в этом разворачивающемся ночном кошмаре. Я очень сожалею о твоей боли. Тем не менее, опыт показывает, что чем сложнее проверка, тем больше награда. Перед вами —  огромная возможность для роста. Если вы предпримете верный шаг, то будете наделены таким объёмом проницательности и сострадания, которые позволят вам совершить феноменальное служение, которое порадует нашего Гурудева.

Прошли твои подростковые годы, ты уже не ребёнок, а зрелый человек с интеллектом выше среднего. Пожалуйста, на мгновение отстранись от этого кризиса,  стань беспристрастна. Ты ничего не выиграешь, отрицая всё. Несколько случаев за 10 лет. Это хроническая проблема. Ему необходима серьёзная помощь! Но кто сможет помочь ему? Как раз те, кто любит его больше всего. Когда дети вырастают, им становятся понятны проблемы родителей, они могут помочь им. Долг зовёт вас.

Прабхуджи совершает несравнимое количество служения. Ему не нужно прекращать свою практическую деятельность. Всё что вам нужно - всем вместе пасть в ноги к Прабхуджи и умолять его измениться. Время пришло. Это проблема, которая никуда не делась. Гаура Пран заговорил первым, разобравшись со своими эмоциями. В конце концов, к нему могут присоединиться и другие, желая излечиться от боли эмоционального насилия. Это могло бы  перерасти в судебное дело с серьёзными последствиями. Но пока многолетняя дружба разрушается, а   железный кулак майи метит всех – как друга, или как врага. Всё это подрывает репутацию нашего Гурудева. Наша санга становится посмешищем в глазах вайшнавского общества в целом...: самая разделённая на фракции Гаудия-миссия, молодой санньяси, живущий с подружкой, множество наркоманов. И всё это под знамёнами чистого бхакти. А теперь и такое? Интересно, что вы предпочтете – зарыть голову  в песок для защиты своего мягкого сердца, или же быть смелыми дочерями Шрилы Гурудева? Докажите любовь к своим дикша- и шикша-гуру. По их милости вы обретёте лотосные стопы Божественной Четы. В итоге вся Радхе-кунджа будет благодарна Гаура Прану и всем, кто осмелился встать на линии огня на защите истины. Пожалуйста исправьтесь и будьте добры к нему и другим. Вы об этом не просили, но и они тоже».

 

Рамани Широмани даси:

«С огромной печалью я узнала о насилии, которое Премананда Прабху (Прабхуджи) совершил над Гаура Праном и другими парнями, которых я знала почти всю жизнь. Насколько я осведомлена, это насилие происходило, по крайней мере, в период последних десяти лет, и самый последний случай - два года назад.

В равной степени больно и тревожно осознавать, что некоторые из моих дорогих друзей настолько погрузились в глубочайшее отрицание, что неспособны и не желают взглянуть на реальность, на последствия и серьёзность совершённого насилия. Поступая так, они становятся соучастниками насилия и тем самым причиняют ещё больше боли жертвам, усугубляя эту боль. Не говоря уже о вреде и горе, которые они наносят себе.

Однако, прежде всего, я хотела попытаться выразить свою солидарность с жертвами и сделать всё возможное, чтобы поддержать их и выразить почтение истине.

Я не питаю иллюзий относительно собственной значительности в контексте возможности повлиять на общество и изменить ситуацию. Я полностью осознаю тот факт, что я практически не могу сказать, как другие будут реагировать на эту информацию. Но чего бы это ни стоило — если мой голос что-то значит, я бы хотела, чтобы он был учтен в выражении почтения к истине.

Я устала от попыток что-то спланировать и выработать некую стратегию, надеясь, что, если я продолжу молчать, то больше помогу своим друзьям. Реальность такова, что истина никогда не бывает скрытой, и требуется лишь немного стремления и усилий, чтобы увидеть её. Мы видим правду, когда открыты для неё. Факты столь же бесспорны, сколь и неумолимы. Нет никакого смысла отчаянно пытаться искажать и прикрывать их, дабы оправдать неоправдываемое. Делать так - просто безумие, а безумие - отправная точка самых худших видов преступлений и поступков.

Положение Премананды даса в качестве авторитета делает его поступки ещё более разрушительными.

Я знаю, что скорее всего потеряю несколько друзей вследствие этого поста. Но как бы это не было больно, я не могу продолжать притворяться и позволять себе запуганно молчать. Это не поможет ни вам, ни мне. Если я позволю себе молчать, я стану соучастницей, поддерживающей коллективное отрицание. Это не является мерилом любви к жертвам, к друзьям, к преступнику.

Если вы не поддерживаете со мной отношений, находите этот пост оскорбительным - то пожалуйста, окажите мне честь и удалите себя из списка моих друзей.

«Смирение подразумевает совершенное подчинение истине и отсутствие сочувствия к неправде. Те, кто проявляют пристрастие к неправде, не способны воспевать хари-киртан. Любая попытка цепляться за неправду противоречит принципу смирения, рождённому из абсолютного подчинения истине» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, «Harmonist», 26.249-50, апрель 1929г.)».

 

Преданные писали не только такие короткие письма, но и большие статьи. Одна из них — статья Вену Гопала даса (Канада, ученик Ш.Б.Нараяны Махараджа). Вену Гопал решил выразить поддержку своему духовному брату - Гаура Прану прабху и 25 мая опубликовал большую статью, в которой разобрал саму ситуацию «охоты на ведьм» в узком коллективе с харизматичным лидером на пьедестале.

 

Открытое письмо нашей санге

Допустимо ли ставить под сомнение наших учителей?

Что именно в духовных лидерах и духовных группах нас привлекает? Что касается меня, я хочу научиться жить жизнью служения и любви. Мне нужны сверстники, равные, нужны церемонии, дружба и старшие, которые могли бы вести меня. У меня есть духовные устремления, а также социальные и практические потребности, которые всегда сводили людей вместе. Мне нужны добрые друзья и должное руководство. Всем нам трудно быть одиночками, полагаясь при этом лишь на свои недостатки, на свои ошибочные выводы.

Предположим, есть духовный лидер, который вдохновляет многих. Он любящий, помогает всем самым различным образом. Такие лидеры выходят за рамки своих возможностей в служении и, показывая другим, как делать так же, привлекают последователей. Эти последователи могут быть нравственными и умными людьми, умеющими чётко различать. Однако они настолько начинают обожать своего руководителя, что перестают как-либо критически мыслить. Они видят, что всё, что говорит их лидер, исполнено сакральных, скрытых смыслов. Они не в состоянии заметить философские недостатки. Это расхождение между тем, что говорит руководитель, и тем, что принимают за истину его последователи,  может привести к тому, что последователи опровергают подлинное учение, перестают воспринимать своё внутреннее чутьё, — и всё для того, чтобы принять слова своего лидера.

Со временем лидер может дистанцироваться от своих равных и старших настолько, что его окружат одни лишь беспрекословные последователи (не склонные задавать вопросы). Порой некоторые из этих последователей могут незаметно и спокойно наблюдать анартхи, взрастающие в их руководителе. Однако, поскольку никто, кроме чужаков об этих недостатках не говорит вслух, такие последователи, опасаясь быть изгнанными из общины, хранят молчание.

Иногда бывает так, что руководитель наносит вред своему последователю: эмоционально, физически или сексуально. Пострадавший долго хранит молчание, но когда уже больше не может притворяться — зовёт на помощь. Тогда остальные последователи смыкают строй и объявляют жертву вероломным и неблагодарным аутсайдером. Полные решимости любой ценой видеть в преступнике чистого представителя Бога, даже если это означает заглушить своё внутреннее чутьё, такие последователи осуждают того, кто, наоборот, заслуживает их поддержки. Они отворачиваются от жертвы, обоснованно кричащей о помощи.

И мы часто видели, как в дальнейшем они осуждают себя за то, что каким-то образом выключили в себе умение различать эмоциональные потребности. Они сожалеют, что поддержав насильника  и осудив жертву, тем самым причинили пострадавшему глубокую боль, когда тот так  нуждался в их поддержке и понимании.

Вышеизложенное могло произойти практически в любой духовной группе или религиозной организации, в любой момент истории. Как же нам понять подобное поведение?

 

Групповые зеркала

Намного легче распознавать нездоровые тенденции в чужих группах. Я могу объективно рассматривать проблемы в семье своего соседа. Я вижу его проблемы более чётко. Такое сравнение может помочь мне ощутить подобные проблемы в своём собственном доме.

Например, католическая церковь обрела дурную славу из-за скандалов с жестоким обращением с детьми. Подобное насилие также встречается во всех направлениях йоги, и конечно в светском обществе.

 Существует душераздирающий документальный фильм «Моя величайшая вина: Тишина в Храме Божьем» (Mea Maxima Culpa: Silence in the House of God, 2012). В нём рассказывается о нескольких юношах, которые воспитывались в одной религиозной школе. В течение многих лет они боролись за то, чтобы донести свою историю до общественности. Им было это сделать тем более трудно – все они физически являются глухими. Они подвергались сексуальному насилию со стороны священника, который был их учителем.

Священники должны защищать общину и служить ей. Однако, когда один из священников причинил вред детям, находящимся под его попечением, остальные сомкнули ряды, защищая его. На самом деле они были обязаны лицом к лицу встретить трудную правду, а также проблемы, лежащие в основании самой системы. Но вместо этого они попытались спасти благородный фасад духовенства.

Кто, услышав о подобной трагедии, не сопереживал жертвам?

Выяснилось, что не только священники и сама община остались глухи, игнорируя произошедшее. Один из мальчиков рассказал своей матери о том, что с ним случилось. И она отругала сына со словами, что священники — люди Божьи, и что он никогда не должен критиковать их, чтобы не оскорбить Самого Бога!

Эта  история пробуждает в нас сочувствие и желание помочь исцелить этих мальчиков. Но когда такое же преступление совершает тот, кем мы восхищаемся, то мы уже не способны увидеть вещи объективно: если мы признаем правду, наше личное чувство безопасности разрушится.

Важно помнить, что руководитель с «недостатками» не каждый раз совершает сексуальное насилие, а также,  что взрослые в той же мере могут подвергнуться насилию, как и дети, в особенности если это молодёжь.

Истинный руководитель помогает своим последователям услышать Бога в сердце, а ложный руководитель будет действовать так, чтобы подорвать вашу внутреннюю интуицию различными изощрёнными способами. Он умеет подорвать самостоятельность в своих последователях, делая их чрезмерно зависимыми от него/неё.

Это может принимать форму эффекта газлайтинга [термин в психологии; форма психологического насилия, главная задача которого — заставить человека сомневаться в адекватности своего восприятия окружающего, психологические манипуляции, призванные выставить жертву «дефективным», ненормальным]. Газлайтер обманывает человека, заставляя думать, что тот ошибся, хотя он не ошибался. Насилие может принимать форму психологической атаки под именем духовного очищения. Или же вас, как последователей, могут искусственным образом отсекать от всех ваших сверстников (которые могут более объективно, чем вы, взглянуть на ситуацию).

 Есть много разных способов, однако конечный результат будет один: руководитель ограничивает своего последователя так, что в результате тот начинает нуждаться в руководстве для принятия даже простейших решений, которые в обычной ситуации любой взрослый человек в состоянии сделать сам. Последователь твёрдо верит, что его духовная практика будет продвигаться вперед только под руководством вот этого конкретного лидера.

Внешне это состояние может выглядеть как преданность квалифицированному наставнику, но на самом деле это лишь подобие преданности. Наши способности должны сперва устояться, а потом уже мы можем предлагать их в служении кому-либо.

 

Двойственность: из крайности в крайность

 Я думаю, что часть проблемы в том, что когда доходит дело до духовной жизни, многие из нас склонны смотреть на происходящее двойственно.

Если я слышу убедительные доказательства того, что мой духовный наставник несовершенен, я склонен думать, что передо мной стоит ужасный выбор: отказаться от веры в этого наставника или притвориться, что этих недостатков не существует. Если я чувствую, что мой лидер обманывает и причиняет кому-то боль, я могу сделать поспешный вывод, что всё, что я от этого человека получил - бессмысленно. «Я потратил всё своё время впустую. Оказывается, я сливал свою веру в глубокую яму и уже не смогу достать её обратно». А если я чувствую, что мой лидер хорош и несёт всем благо, тогда я вкладываю в него всю свою веру, убеждая других, что любой, кто как-либо моего лидера критикует —  либо лжёт, либо ошибается. Если я хочу оставаться в группе, в которой нашёл прибежище, мне нужно исповедовать ту же веру, что и все остальные. У участников группы нет безопасных условий для обсуждения возникающих у них сомнений.

Но что, если мой наставник —  не святой и не хищник, ни одна из этих крайностей? В этом случае моя задача будет не в том, чтобы смотреть на него как на хорошего или на плохого, а взглянуть именно реалистично: он во многом вдохновил меня, но ещё не достиг совершенства.

Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж написал статью под названием «Как правильно распознать Вайшнава». Там он говорит, что для того, чтобы правильно выразить Вайшнавам почтение, нужно понимать их уровень. «Будет ошибкой почитать каништха адхикари так, как того заслуживает только уттама-адхикари, или обращаться с мадхьяма-адхикари так, словно он каништха-адхикари. Только оказывая вайшнавам почтение, соответствующее их уровню, мы избавимся от осознанного или неосознанного совершения вайшнава-апарадхи».

Обожание со стороны почитателей может изолировать человека и пьянить его, если, конечно, он не достиг уровня абсолютной чистоты —  что, в свою очередь, весьма редко. И если мы станем настаивать на совершенстве своих лидеров, то можем получить лидеров, притворяющихся идеальными.

Не следует принимать наставника, руководствуясь принципом «всё или ничего».

Даже если мы замечаем вопиющие пороки в своих родителях, мы не будем отвергать всё то хорошее, что мы от них получили. Это хорошее стало частью нас благодаря им, и вырывать его — было бы очень болезненно. Нам нужно решить: какие аспекты их воспитания мы ценим и хотим развивать, а какие считаем негативными. Это часть взросления, и это имеет параллели с духовным путём.

Наша духовная вера и понимание должны расти и быть живыми. Я могу вспомнить некоторых преданных, которые помогли мне в самом начале, кого я в то время действительно уважал. Позже я обнаружил, что не могу следовать их примеру в определённых аспектах, но по сей день, я выражаю им почтение и испытываю благодарность за то, что они дали мне.

 

Для чего ты там?

Если вы находитесь вместе с каким-то конкретным лидером и его последователями, то иногда вы можете задать себе вопрос: «Почему я остаюсь здесь? Что я получаю от этого - не только с духовной точки зрения, но и на эмоциональном или социальном уровне?»

Если вы такие же, как я, то увидите, что ваши мотивы носят смешанный характер. Вам может нравиться уверенность в том, что вы —  в правильном месте. Вы будете считать, что все чужаки (находящиеся вне пределов вашей группы)  ошибаются, не присоединяясь к вашему коллективу.

Может быть, вы пробыли в своём конкретном социуме так долго, что уже понимаете: выражать сейчас вслух какие-либо возражения — означает вызвать в обществе большой шум. Или же, вам может быть трудно признать, что вы ошиблись, вкладывая свои силы в течение многих лет именно сюда. 

Даже если у вас смешанные мотивы, вы можете решить продолжать оставаться там, где вы есть. Но, пожалуйста, задайте себе вопросы: «Заставляю ли я себя подгонять ложь под контуры правды? Зависит ли моя вера от очернения тех людей, которым нанёс вред мой лидер?»  Ведь для жертв духовного лидера критика со стороны последователей может быть более болезненна, чем само совершенное лидером насилие.

Руководитель с «недостатками» может обладать множеством замечательных качеств, он может оказывать огромную помощь многим, однако это не является оправданием его оскорбительного поведения.

 

Ответственность

Духовная жизнь, насколько я её понимаю, в основном сводится к тому, чтобы предаться Богу и Его спутникам. И при этом у каждого из нас есть здравый смысл и личная ответственность. Мы имеем внутри себя дарованный Богом компас, который даёт нам понять, что правда, а что — ложь. Умение сбалансировать преданность и личную ответственность требует искренности и — зрелости.

 

Абсолютная  честность

Что, если вместо того, чтобы пытаться прикрыть все неудобные факты, мы стали бы абсолютно честны? Честны относительно своих сомнений, зависимостей, мотиваций и всего остального. Что, если того же самого мы ждём от наших наставников? Под наставниками я не имею в виду шри гуру.

Можем ли мы быть тактичными, но при этом честными? Можем ли мы выражать уважение своему наставнику, но при этом, всё же, не соглашаться с ним? Можем ли мы предаваться Богу и при этом держаться здравой дистанции в общении с некоторыми людьми?

Если мы встаём на сторону жертв и потенциальных жертв, то тем самым открываем возможность преступникам исцелиться.

Когда знаешь, что определённые факты являются правдой, то не можешь долго держать в тайне свою информированность на этот счёт. Это нормально, когда наши верования меняются со временем, наряду с нашими отношениями с наставниками.

Может быть безумно страшно, когда выплывает наружу мрачная правда, но она должна это сделать. Иногда мы просто обязаны произвести переоценку ценностей. Тебе может казаться, что ты столкнёшься с мучительным распадом всего того, во что верил, лицом к лицу с правдой, которая кажется столь болезненной и невероятной, что, может быть, лучше сделать вид, что её не существует. Если структура нашей веры строится на шатком основании, она когда-нибудь обязательно рухнет. Истина будет продолжать стучаться к нам, пока мы не выслушаем её.

И всё же, подобная катастрофа не оставит нас ни с чем. Мы сможем даже обнаружить веру, лежащую в основе всего, которая окажется гораздо более твёрдой и истинной.

 

Цель этой статьи

Я пишу это для тех, кто изо всех сил пытается действовать в соответствии с духовной группой. Вы можете больше не чувствовать себя по-прежнему приверженным данной группе или её лидеру, которых вы для себя когда-то выбрали. Либо вам может казаться, что в этой группе что-то изменилось с момента вашего присоединения. Вы можете чувствовать, что главные причины, по которым вы ступили на духовный путь, находятся под угрозой. Вы не хотите никого оскорбить, не хотите быть неблагодарными за всё то, что здесь получили, однако чувствуете потребность в росте, а также в истине.

Пожалуйста, знайте, что вы не одиноки. Бесчисленному множеству людей из века в век приходилось бороться с этим. Ваши истинные наставники останутся в вашем сердце, где бы вы ни были.

Мой смиренный совет: если выбрали остаться — будьте реалистами. Никогда не отключайте внутреннюю антенну, не спорьте с внутренним восприятием. А если решили уйти — продолжайте выражать адекватное почтение. Уйти может быть тяжело, но уважение к своим этическим нормам приносит полное освобождение.

Тем не менее, вы можете скучать по своему лидеру, своим товарищам из числа последователей, а также по той уверенности и социальной интеграции, которые вы чувствовали, находясь там.

Вы, несомненно, выживете. Выживание означает активизировать взаимоотношения с полностью чистыми, истинными наставниками, сосредоточиться на внутреннем и углубить свою практику так, чтобы стать более подлинным и более верным себе.

А теперь важное: если вы понимаете, что целостность вашего сердца и наставления ваших чистых наставников в вашей нынешней среде поставлены под угрозу, то вы не обязаны ни на миг там дальше оставаться.

Я надеюсь, что вы сочтёте эту статью полезной. Не стесняйтесь делиться ею любым удобным для вас способом. Если я сделал какие-то неверные предположения или сказал что-то обидное или гордое, то таких намерений у меня не было. Я действительно просто хотел обсудить данную актуальную тему. Спасибо всем, кто помог мне написать этот текст.

В севе, Вену Гопал дас.

******

Эту большую  и познавательную статью Вену Гопала сразу же перепостила Судеви диди. Она сопроводила её своим предисловием:

«Пожалуйста, уделите несколько минут, чтобы прочитать это. Также, я прошу вас поделиться этим текстом, так как этот вопрос очень важен как в этом, так и в любом другом религиозном обществе. Огромное спасибо, Вену Гопал прабху».

*****

Статью прочитало много людей, причём, что именно случилось - было понятно далеко не каждому. Но довольно быстро история получила продолжение: на этот раз пост написала Сулата даси – и сделала это, уже называя вслух имена.

Вот что написала Сулата даси:

«Дорогие преданные, я должна написать это трудное для меня, но необходимое письмо. Тем из вас, кто являются мне друзьями, известно, сколько во мне любви и почтения - было и есть - к Премананде прабху. Вы знаете, что он – большая часть моей сознательной жизни, ничего кроме любви я от него не видела, он вдохновлял меня всячески, и поэтому то, что я должна сказать сейчас - ещё более тяжело для меня.

Хочу прояснить, что это письмо не является нападением на Премананду прабху, Радхе-кундж или на тех, кто находится под его руководством. Также я не пытаюсь определить его адхикару, потому что у меня для этого нет квалификации. Скорее, это моя давно назревшая попытка признать и поддержать Гаура Прана прабху и других, испытавших насилие или же имевших неприятный контакт с Преманандой прабху. Кто-то может спросить: «К чему здесь публичность». Ведь я не пользовалась Фейсбуком почти четыре года, так что теперь?

По большей части, мои братья и сестры из Радхе-кунджи, как например Сита Тхакурани, ответили на эту дискуссию в корректной манере. И хотя я не согласна со всеми словами Ситы Тхакурани и также я не считаю что она ответила на все основные моменты письма Вену Гопала прабху, я понимаю её настроение. Тем не менее, нашлись некоторые люди, которые публично и в частном порядке попытались поселить в сердце Гаура Прана и других чувство вины, страха и стыда, используя манипуляторные формулировки, пытаясь заставить их замолчать. Они запугивали и позорили тех, кто, как Рамани Широмани, был достаточно смел, чтобы высказаться вслух, зная, что даже друзья могут отвернуться. Я понимаю, что такое поведение может быть результатом того, что манипуляторы втайне борются со своими собственными сомнениями и страхами. Однако всё это жестоко и непростительно. Поэтому я вынуждена высказаться.

Я больше не могу жить с молчанием, которое последние пять лет грузом лежит у меня на сердце и на моей совести. Навешивание ярлыков, демонизация, изгнание из общества не приведут никого из нас к благополучному итогу. Всё это не поможет ни жертвам сексуального насилия, ни виновным. Внутри вашей группы вас могут похвалить: ведь вы громче всех кричали, взяли на себя роль защитника коллектива, однако мира в долгосрочной перспективе это вам не принесёт. Было бы лицемерно не признавать, что в прошлом я тоже держала тот же самый меч в руке, защищая другую группу.

Я очень хорошо знаю, как это мучительно больно — столкнуться со слабостью того, в кого веришь и так оказаться перед выбором: понимая для себя, что данные вещи неправильные, всё равно отрицать их ради того, чтобы остаться в группе, а также рискнуть рассмотреть вопросы, которые задаёт тебе совесть — но это может привести к потере своей общины, своего положения, дорогих друзей, дома, поддержки и самого себя. Я уже проходила через всё это, это был наиболее трудный период моей жизни.

Это письмо не является призывом к массовому исходу из Радхе-кунджи. Я вижу, как вы вдохновлены, и большей частью это заслуга Премананды прабху. Никоим образом я не хочу игнорировать всё то хорошее, что он сделал и продолжает делать. Это — большая часть того, кем он является. Я лишь прошу хотя бы на мгновение подумать о том, что ваше жесткое отрицание совершённого им насилия наносит вред не только жертвам, но и ему самому. Такое отрицание проложит путь разнообразным злоупотреблениям должностными полномочиями. Случаи насилия будут продолжать игнорировать, они останутся незамеченными в будущем. Всё потому что мы не хотим обеспечить безопасность тех, кто просит о помощи и исцелении.

Вы возвышаете Премананду прабху до положения «чистого преданного» и хотите, чтобы он был именно таким. Но это делает для него почти невозможным двигаться вперёд, признать свои ошибки и просить помощи.

Гаура Пран был достаточно смел, чтобы подняться и рассказать всё, что с ним произошло. Но вместо того, чтобы получить любовь и поддержку, в которых он так нуждался, его обозвали «сумасшедшим», «лжецом», тем, кто хочет «уничтожить Прабхуджи». В процессе он потерял большую часть свой общины и друзей детства. Я даже не представляю, как он должен был себя чувствовать при этом. А его последний пост, касающийся произошедшего с ним насилия, был тонко классифицирован как «Сознание не-Кришны», ему давали советы лучше служить Тхакурджи, петь, распространять книги, молчать и не искать справедливости. Это то, что хотел бы и должен бы делать «хороший преданный».

Как кто-то из нас может судить о том, как именно он (или любая другая жертва) решает для себя справляться с травмой. Мы же не только преданные, мы ещё и люди с реальными эмоциями, которым необходимо уделять внимание.

Вы вините жертву в том, что её гнев, стыд и боль —  какие-то неправильные, вы утверждаете, что майей является тот естественный процесс исцеления, через который (по своему) проходит каждая жертва. Но как тогда можно ожидать, что пострадавший достигнет стадии прощения?

Если мы не предоставляем жертвам насилия безопасного пространства - как им продолжать оставаться среди преданных и продолжать путь бхакти? Я чувствую гнев и печаль из-за того, что единственной реальной опцией, открытой для них, является выход за пределы общины в поиске поддержки и помощи.

Когда вы отдаёте кому-то свою любовь и веру, будь то наставник, руководитель, муж, отец или учитель, то в случае, когда эти доверие и любовь рушатся –  рушится и что-то внутри нас.

Если этой беде не уделить внимания, если мы примем прибежище у философии – и не для того, чтобы исцелить, а чтобы избежать столкновения с нашей болью, то существует опасность отключиться от себя и своих эмоций и глубоко навредить другим своим странным поведением. Можно прятаться за философскими высказываниями, ища оправдания, желая чувствовать себя комфортно со своим нездоровьем — однако в один прекрасный день мы будем застигнуты врасплох.

 В здоровом обществе подобные открытые дискуссии ведутся на основе взаимного уважения. Как семья, мы должны иметь возможность разговаривать о наших слабостях без всякого осуждения, без отрицания и каким-то образом найти способ исцелить и в будущем предотвратить подобное насилие. Я верю, что возможен позитивный диалог без конфронтации, что мы сможем уничтожить токсичные и нездоровые привычки в нашем обществе, сможем позволить вырасти на их месте чему-то новому и прекрасному.

Я молюсь о том, чтобы до конца моего времени в материальном мире Гурудев и другие чистые вайшнавы, подобные ему, оставались моим единственным прибежищем. И чтобы любую помощь в бхакти, которая приходит ко мне со стороны тех, кто не полностью чист, я могла бы оценить правильно и как следствие выражать почтение им должным образом.

Сулата даси».

 

Судеви диди перепостила этот текст Сулаты со следующим предисловием:

«Гаура Харрисон и другие, снова и снова получавшие травмы, нуждаются в нашей поддержке, а не в осуждении и цитатах. Иначе мы проделываем всё то же самое, что было в ИСККОН, прикрывая насилие. И рано или поздно это выйдет боком. Многие из наших сверстников совершили самоубийство. Как, должно быть, безнадежно они себя чувствовали! Сулата, спасибо тебе, мои пранамы. Ты так внимательно и с любовью обратилась к этой столь печальной, но реальной теме».

В связи с громкими разоблачениями педофилов в ИСККОН, была выпущена книга «Наши тела принадлежат Кришне»: http://sampradaya.ru/current/article/8287-vazhnoe-soobschenie-ot-soveta-sannyasi.html

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи