?

Сварупа Шрилы Прабхупады.

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 2852. Опубликовано: 18-06-2015, 10:31
Сварупа Шрилы Прабхупады

Вопрос: Харе Кришна Ари Мардан Прабху! Сейчас в интернете оживлённо обсуждается вечное положение Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады. Для того чтобы нам понять, на чьей стороне правда, нам не хватает полноты видения всех аргументов, которые могли бы нам показать, какова всё-таки его сварупа. Можете ли Вы выразить свою точку зрения на этот вопрос? Что Вам известно по этому поводу?

 

Ответ: Шрила Бхактиведанта Свами является моим первым подлинным шикша-гуру. Он очень сильно повлиял на формирование моей веры в Шри Кришну. Даже моё посвящение у Шрилы Гурудева (Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа) в первые годы в Матхе не оказало такого сильного влияния на меня, как десять лет изучения книг Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады. Только через десять лет пребывания в Гаудия Матхе, я смог увидеть, как в моём сердце эти два великих ачарьи сравнялись в силе влияния на мою душу. Сейчас, когда я даю свои лекции, я регулярно цитирую Шрилу Прабхупаду наряду с мнением ачарьев Гаудия-парампары и своего дикша-гуру.

 

Недавно, также и старшие преданные санги Шрилы Гурудева обратились ко мне из Вриндавана, чтобы я выразил свою точку зрения на ту полемику, которая происходит сейчас в отношении природы сварупы Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады. Поскольку Бхактиведанта Свами дорог мне, я с готовностью хочу поделиться своими мыслями в этом отношении, выражая благодарность тем старшим вайшнавам, что сочли мою точку зрения значимой. Благодаря благословениям Шрилы Гурудева, которые он дал мне во Вриндаване в Гопинатх-бхаване, в 2009 году на то, чтобы я писал книги о бхакти, а также редактировал и выпускал их, я могу писать и говорить сейчас. Хотя я далёк от совершенства, я хотел бы в большей степени опираться на шастры и их логику, поскольку слова шастр, гуру и садху принимают все вайшнавы без исключения.

 

Совсем недавно, в сентябре 2014 года, я уже публиковал свою статью на сайте «Сат-сампрадая» примерно на ту же самую тему. Она называется «Махабхава-гопи». В ней я недвусмысленно писал о том, что Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада испытывает это высочайшее чувство (махабхаву) и пришёл в этот мир для того, чтобы оно проявилось в сердцах баддха-джив следующих по его стопам.

 

Шрила Свами Прабхупада был достаточно прост в своей проповеди неофитам Запада. Эта духовная простота была необходима для достижения расширения традиции Гаудий в мире людей не знакомых даже с основами ведической культуры. В этом отношении иногда становится сложно понять его концепции, которые он излагает в некоторых случаях без использования санскритстких терминов. Если человек не обладает знанием базовых истин Гаудия-вайшнавов, он не сможет увидеть того, что Бхактиведанта Свами передаёт идеи средневекового вайшнавизма и древних бхакти-шастр без искажений, в полном согласии с ними. Поэтому всё то, что говорит этот великий ачарья и то, что он из себя представляет, следует понимать через призму учения великих учителей прошлого и настоящего.

 

Шрила Бхактиведанта Свами был прост для простых. Хотя он знал всё, он вёл себя как садхак, делясь своими мыслями и чувствами только с очень достойными личностями. Именно поэтому ключ к пониманию ценностей сердца одного маха-бхагаваты находится у другого маха-бхагаваты. Тот, кто не признан шуддха-вайшнавами махатмой, не может что-либо утверждать однозначно в отношении чего-либо сокровенного. Сварупа любого объекта может быть окончательно познана только той личностью, которая живёт собственной сварупой. Глупо принимать мнение о сварупе вещей от умствующих, не познавших своей собственной индивидуальной природы. Потому следует знать, что мыслить нужно всегда опираясь на слова гуру, шастр и садху. Их мнение совершенно:

 

садху-шастра-гуру-вакйа хридойе карийа аикйа

сатата бхасиба према-маджхе

 карми джнани бхакти-хина ихаке карибе бхина

нароттама эи таттва гадже


«Всем сердцем прими слова гуру, садху и шастр. Они не отличны друг от друга. Навсегда погрузись в нектар премы. Не принимай мнения и настроения карми, гьяни и тех, кто лишён шуддха-бхакти! Шри Нароттама дас Тхакур провозглашает это как таттву» («Према-бхакти-чандрика» 1.10).


Шрила Бхактиведанта Свами фактически не говорил о радха-дасье в своей проповеди новичкам, обращаясь к этому словосочетанию. Тем не менее, он обсуждал её с моим высокочтимым духовным учителем. Шрила Гурудев говорил об этом в своём выступлении (Из хари-катхи «День ухода Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа» 31.10.2000): «Я слышал, что Прабхупада сказал, что он пришёл в этот мир исключительно ради того, чтобы дать радха-дасью, но чтобы сделать это ему пришлось потратить так много сил, что вся его жизнь прошла в работе по вырубке джунглей, ибо в то время здесь царила философия майявады».

 

Какую радха-дасью желал распространить Шрила Бхактиведанта Свами? Является ли это та радха-дасья, которую имеют некоторые возвышенные сакхья-бхакты Шри Кришны или это радха-дасья гопи? Ответ мы можем получить со слов Шрилы Гурудева: «Чайтанья Махапрабху низошёл главным образом для того, чтобы даровать сва-бхакти-шриям:

 

анарпита-чарим чират карунайаватирнах калау
самарпайитум уннатоджвала-расам сва-бхакти-шрийам
харих пурата-сундара-дйути-кадамба-сандипитах
сада хридайа-кандаре спхурату вах шачи-нанданах


"Пусть же Шри Шачинандана Гаурахари, сверкающий сиянием расплавленного золота (украшенный сиянием исходящим от Шримати Радхики), будет вечно пребывать в ваших сердцах. По Своей беспричинной милости Он низошёл в век Кали, чтобы одарить мир тем, чем он был столь долгое время обделён - самым сокровенным богатством преданного служения Ему, высшим вкусом супружеской любви” («Видагдха-мадхава» 1.3).

 

Смысл этого стиха очень глубок. Махапрабху пришёл исключительно для того, чтобы даровать эту любовь, и Свамиджи пришёл с той же целью» (Из хари-катхи «День ухода Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа» 31.10.2000).

 

Согласно стиху анарпита-чарим чират становится ясно, что любовь, которую распространял Шриман Махапрабху, является премой мадхурья-расырасы супружества. Это супружество достигает высоты в паракия-бхаве. Именно эта бхава как эксклюзив распространялась Шри Чайтаньей:

 

врадже дже виласа, раса маха-раса, према паракийа таттва

гопира махима, вйабхичари сима, ка’ро авагати чхило эта (4)


«Если бы не Он, кто смог бы постичь любовные отношения в паракия-расе, которыми обмениваются акхила-расамрита-мурти Шри Кришна и махабхава-майи Шри Радха вместе с Её кайя-вьюха-сварупа-гопи? Кто бы описал величие гопи, их образ и различные духовные настроения (бхавы): вибхаву, анубхаву, саттвику и вьябхичари?» (Шри Премананда дас Тхакур «Эмон шачира нандана вине», 4).

 

Паракия-раса бывает двух видов:

 

1) самбхога иччха-майи, которую являют гопи желающие непосредственно наслаждаться с Кришной;

2) тат-тад-бхава-иччха-майи, которую являют гопи-манджари, любящие Кришну через посредничество Шримати Радхарани.

 

На какой из двух форм паракия-бхавы был сделан акцент Шри Чайтаньей в нашей парампаре? Шрила Гурудев говорит: «…что же тогда Махапрабху хотел дать? — Сва-бхакти-шриям. Шримати Радхика - это сва-бхакти - энергия хладини и энергия самвит. Слово “шри” здесь означает “манджари”. Рупа Манджари, Ананга Манджари, Туласи Манджари, Лаванга Манджари, Винода Манджари, Камала Манджари, Наяна Манджари и все остальные манджари, все они — шри Шримати Радхики.

 

Это и есть бхакти-шриям, и Чайтанья Махапрабху, Рупа Госвами, Прабхупада и Свамиджи явились исключительно с тем, чтобы даровать это — сва-бхакти-шриям, или манджари-бхаву» (31.10.2000).

 

Таким образом, Шриман Махапрабху принёс настроение гопи-манджари. Перечисленные выше манджари явились в нашей сампрадае как садхаки: Шрила Рупа Госвами, Шрила Гопал Бхатта Госвами, Шрила Бхактипрагьяна Кешава Махарадж, Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и другие. Они все находятся под руководством Шрилы Рупы Госвами (Шри Рупы Манджари), не зря наша сампрадая называется рупануга-сампрадаей.

 

Также можно заметить, что Шрила Гурудев однозначно утверждает, что Шрила Бхактиведанта Свами пришёл с той же целью, с какой приходили великие учителя бхагават-парампары до него. Разве может сакхья-бхакта Шри Кришны раздавать сва-бхакти-шриям? Нет. Это возможно только для тех гопи, которые служат Божественной Чете в самых сокровенных лилах. Мы не слышали о том, чтобы кто-либо находящийся в другой расе, мог бы сравниться с гопи-манджари и их севой в сокровенных кунджах Вриндавана.

 

Шрила Гурудев говорит, что и Махапрабху и Свами Прабхупада пришли с одной целью. Как можно иметь ту же цель, если ты в другой расе? Сакхья-садхана, сакхья-бхаджан и мадхурья-садхана, мадхурья-бхаджан – это два разных вида садханы и бхаджана. А поскольку это разные формы упасаны, то и цель у них, конечно же, разная. Единство этих двух видов нитья-севы заключено в том, чтобы служить счастью Шри Радхи и Кришны. А различие заключается в том, что каждый садхак или сиддха находится в своей бхаве (любовном настроении) и расе, и усиливает своё индивидуальное настроение ради счастья Шри Шри Радхи и Кришны, которые принимают севу каждого преданного (наяки Враджи) наслаждаясь индивидуальной природой их премы. Роль и цель каждого сиддхи служить Богу своей формой любви. Что же касается главного направления развития враджа-премы в Гаудия-сампрадае, то она ясно читается в настроении всех учителей, что движутся согласно рупанугатье.

 

Что бы понять послание и природу подлинного ученика, нужно понять послание и природу его сат-гуру. Шрила Свами Прабхупада, несомненно, был идеальным учеником своего учителя, в этом никто в мире не сомневается. Известно, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур во враджа-лиле является гопи-манджари по имени Наянамани. Вся его проповедь и жизнь пронизаны природой его сварупы. Это обычный закон: атмаван манйате джагат - любое действие сопровождается настроением деятеля. Бхава (настроение) буквально пропитывает всё то, что исходит из уст, тела или ума любого живого существа. Даже мантры, которые получает ученик от учителя, пронизаны теми же чувствами и стхаи-бхавой, которые наполняют личность дарующую их. Понимание этого должно говорить нам о природе Бхактиведанты Свами, который унаследовал всё от своего гуру.

 

Миссия Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура имела совершенно очевидное продолжение в миссии Шрилы Бхактиведанты Свами. На основании обычной логики это становится ясно. Плюс это подтверждается Шрилой Гурудевом в его хари-катхе: «Прабхупада послал Свамиджи в западные страны, поскольку знал, что это — очень великая личность, и он способен передать то, что находится в сердце самого Прабхупады (гопи-манджари-бхава)».

 

«Как и Прабхупада, Свамиджи пришёл в этот мир, чтобы выполнить миссию Чайтаньи Махапрабху — даровать паракия-бхаву Враджи» (Обе цитаты из «День ухода Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа» 31.10.2000).

 

Может ли кто-то с более низкой адхикарой или расой выполнить задачу, которая не согласуется с его силами? Нет. Поскольку низшее не дарует высшего. Меньшее не даёт большего. Это элементарный закон, который действует как в духовной, так и в мирской логике и жизни. На основании учения Шрилы Кришнадаса Кавираджи Госвами, мы имеем право разделять на низшее и высшее, когда говорим о расах. Делать это на основании своего ума или мирской двойственности не следует. Комментарий Бхактиведанты Свами на «Чайтанья-чаритамриту» Ади, 4.44 даёт нам право на это: «В духовных отношениях с Господом нет лучших и худших, ибо в абсолютном мире все равны. Но, хотя там все отношения абсолютны, между ними есть трансцендентные различия. Так, супружеские любовные отношения с Господом считаются верхом совершенства».

 

Опираясь на слова Шрилы Гурудева, можно однозначно утверждать, что паракия-бхава есть в сердце Шрилы Бхактиведанты Свами. Имеется ли она в сердцах пастушков Враджи? Никто из ачарьев нашей сампрадаи никогда не утверждал подобного.

 

Когда Кришна послал Уддхаву (Своего сакху и старшего советника - мантри) к гопи, Уддхава не смог понять всю глубину випраламбха-бхавы пастушек. И хотя сакхи (друзья Кришны) Двараки не равны сакхам Враджи, тем не менее, следует понять принцип, что запретные связи (паракия) в нашей сампрадае рассматриваются как принадлежность расы гопи, и не касаются сакхов (пастушков). Как тогда Бхактиведанта Свами мог бы дать того, чего у него нет?

 

«Я думаю, что Шри Чайтанья Махапрабху, Кришна и Свамиджи наблюдают за нами. И они очень счастливы. Свамиджи сейчас сам говорит: «Я принёс вам этот дар, и теперь вдохновляю Шрилу Нараяну Махараджа его раздать» (Без этого мир бесполезен» февраль 1997 г., Австралия).

 

Этими словами Шрила Гурудев замыкает роль Бхактиведанты Свами в отношении его миссии. Дикша-гуру Бхактиведанты Свами является в духовном мире манджари, а его высокопочитаемым учеником является наш Шрила Гурудев, который также является в нитья-лилах Вриндавана манджари, как стало такое возможным, чтобы между учителями бхагават-парампары протиснулся сакха Кришны? Как так вышло, что Кришна (вероятно по какому-то Своему недоразумению) втиснул его в общество почитателей пути Шри Рупы и Шри Рагхунатхи даса? Это слишком очевидная нелепость. Если мы принимаем тот факт, что Шрила Гурудев может раздавать мадхурья-бхаву гопи-манджари, потому что Шрила Бхактиведанта Свами принёс дух этого настроения с Голоки, тогда опять же становится очевидным, что сварупа Шрилы Свами Махараджа не может быть связана с сакхья-бхавой.

 

Если бы роль Бхактиведанты Свами в рупануга-сампрадае была в некотором смысле менее значимой, тогда бы сомнений на тему природы его сварупы было бы больше. Однако Сам Шри Чайтанья Махапрабху рассказывая о причинах Своего нисхождения, в «Чайтанья-мангале» (Лочан дас Тхакур) предсказал о нисхождении Своего очень доверенного слуги. Он предсказал явление в этот мир Шрилы Бхактиведанты Свами, утверждая то, что роль этого вайшнава не будет обычной (Глава 2): «Теперь, несмотря ни на что, каждый просто пойдёт со Мной, и мы разрушим греховную деятельность века Кали. Могущественным топором нама-санкиртаны Я разрублю крепкие узлы демонических желаний в сердце каждого. Даже если грешники отвергнут эту религию и уплывут в другие страны, все же они получат Мою милость. Я пошлю туда мор сенапати бхакту и спасу их [мор - Мой; сенапати - военачальник, бхакта – чистый преданный].

 

Известно, что некоторые вайшнавы из Гаудия Матхов приписывают роль главнокомандующего среди преданных Шримана Махапрабху - Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру. Однако можно ли считать это справедливым? Ведь Сиддханта Сарасвати Тхакур не посещал западные станы, а его доблестный ученик – Бхактиведанта Свами буквально произвёл в них мировую духовную революцию Сознания Кришны!

 

Если Шриман Махапрабху принёс такой замечательный дар миру, если Шри Рупа Манджари открыла врата своей школы в этой вселенной, то какой был смысл уполномочивать на распространение сва-бхакти-шрийам ту личность, что не даёт полноты паракия-бхавы? Какой резон посылать в качестве главнокомандующего того, кто не в силах дать это высокое настроение? Когда в духовном мире есть много достойных манджари, зачем посылать сакхья-бхакту для выполнения одной из самых ключевых задач в Гаудия-сампрадае? Это было бы довольно нелепо для Бога, имя которого Шри Чайтанья (тот, кто имеет высочайшую и непревзойдённую читту). Нерациональное мышление совершенно не свойственно Бхагавану. Поэтому приписывая сакхья-бхаву Шриле Бхактиведанте Свами, можно принизить способность Бога к практичному мышлению. Подобное уже граничит с оскорблением – сева-апараддхой. Подобные апарадхи, согласно мнению учителей парампары, характерны для каништха-адхикари, но не для чистых преданных.

 

Можно привести ещё одну цитату Шрилы Гурудева на обсуждаемую нами тему, говорящую о том, что ачарья-основатель ИСККОН не находится в сакхья-расе: «В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что Шримати Радхика - это корень лианы, а все гопи - это цветы, листья и бутоны. Когда дует ветер, на ветру раскачиваются все бутоны и листочки. Поэтому, когда Кришна и Радхика встречаются, и Радхика пребывает в очень радостном настроении, тогда все листочки и бутоны тоже испытывают радость. Если Кришна рисует какие-то изображения на Её лице или на других частях Её тела, на телах манджари появляются те же (тат-тад-бхава) рисунки. Это и есть бхакти-шриям, и Чайтанья Махапрабху, Рупа Госвами, Прабхупада и Свамиджи явились исключительно для того, чтобы даровать это - сва-бхакти-шриям, или манджари-бхаву» (31.10.2000).

 

Снова и снова возникает вопрос: как можно даровать то, чего у тебя нет? Как может сакха Кришны чувствовать на своём теле то, что чувствует в очень интимные моменты Сама Шри Радха? Шрила Гурудев говорил нам всем о том, что как духовный, так и материальный пуруша-абхиман (мужское умонастроение) не может позволить нам войти в сокровенные мадхурья-лилы Божественной Четы. Поэтому о какой сакхья-расе у джагат-гуру Шрилы Прабхупады может идти речь, когда мы говорим о развитии высочайшего настроения в мадхурья-расе?

Также Шрила Гурудев не раз рассказывал о том, что привилегия чувствовать на своём теле махабхаву Шри Радхарани имеется только у тех сиддх, которые служат в настроении манджари. Есть ли где-то описание того, как поцелуи и другие знаки интимных отношений Парама-пуруши и Ади-шакти проявляются у тех сиддх, которые пребывают в сакхья-бхаве?

Если мы будем считать, что Шрила Гурудев снова и снова рассказывал всему миру ложь о нитья-свабхаве Шрилы Бхактиведанты Свами, то этим самым мы дискредитируем всю его проповедь и его самого как великого ачарью. Мой Гурудев не однократно говорил о том, что Шрила Бхактиведанта Свами всегда служит Радхе и Мадхаве в настроении гопи-манджари. В связи с этим я приведу ещё одну цитату доказывающую это: «После приезда Свамиджи, были изданы сотни и тысячи томов “Шримад-Бхагаватам” и распространены по всему миру. Всё он совершил за очень короткий срок, но в действительности он хотел даровать манджари-бхаву» (31.10.2000).

 

Если бы Бхактиведанта Свами хотел только рассказать западному миру о манджари-бхаве, то это говорило бы о нём, лишь как о теоретике. В действительности он сам неоднократно подчёркивал истину о том, что он ачарья (тот, кто учит собственным примером), а не даёт своим ученикам лишь одно учение. Весь мир принимает его как учителя и теории и практики и того, кто может привести к конечной цели – према-прайоджане. Он воплощал и до сих пор воплощает в себе дух Шрилы Санатаны Госвами, Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Рагхунатхи даса Госвами. Вся парампара уповала на него, когда он принял решение исполнить наказ своего возлюбленного духовного учителя – Шрилы Сиддханты Сарасвати Тхакура. Шрила Свами Прабхупада, несомненно, справился со своей задачей. Тот, кто был квалифицирован, тот получил от него всё.

 

Считать Шрилу Свами Махараджа лишь философом учения о гопи-преме будет крайне ошибочным. Считать его учителем только первых ступеней бхакти также не правильно. Несомненно, он делал акцент на основы, это знают все, однако это не делает его той личностью, которая не имеет отношения к очень сокровенным сферам бхакти. Для понимания этого факта достаточно обратиться к книге Шрипад Маханидхи Махараджа «Сокровенное о Вриндавана-дхаме». В этом двухтомнике Маханидхи Махарадж собрал цитаты из учения Шрилы Прабхупады, которые повествуют о парама-вайкунтхе – Врадже, и о её жителях включая гопи. В первом томе в Главе 7 под названием «Гопи», а особенно в разделе «Следуя по стопам Гопи» (стр. 87) Шрила Прабхупада ясно выражает свои мысли по теме гопи-анугатьи. Какой смысл для практики манджари-садханы слушать слова сахья-бхакты-теоретика? Ведь в нашей традиции постоянно говорят о том, что учиться необходимо у тех учителей, которые живут тем, чему учат. Очевидно, что Бхактиведанта Свами не является просто рассказчиком славы гопи-манджари-севы. Он тот, кто учит достойных собственным примером.

 

Бхактиведанта Свами Прабхупада сам рассказывал своим ученикам с гордостью о том, что даже его отец желал того, чтобы его сын Абхай Чанан стал служанкой Радхи, а не слугой: «Мой отец обычно приглашал многих святых личностей к себе домой, и каждому, кто приходил к нему, он обычно говорил: “Пожалуйста, благословите моего сына, чтобы он мог стать СЛУЖАНКОЙ Шримати Радхарани”. Таково НАШЕ ЕДИНСТВЕННОЕ устремление» («Сокровенное о Вриндавана-дхаме», «Шрила Прабхупада  - чистый преданный Шримати Радхарани», стр. 93).

 

Также Шрила Бхактиведанта Свами обобщал своё устремление, гуру-парампары и своих подлинных учеников стать гопи-манджари: «Госвами всегда молятся, чтобы обрести прибежище у лотосных стоп Шримати Радхарани. Шрила Рупа Госвами пишет: “О Кришна! О Говинда! О Шьямасундара! Я молю тебя лишь об одном: сделай меня служанкой Шримати Радхарани. Это моя единственная просьба и молитва к Тебе”. Именно поэтому мы желаем ЛИШЬ быть СЛУЖАНКОЙ (в кришна-лиле) служанки служанки Вришабханунандини – Шримати Радхарани – и стать слугой (в гаура-лиле) слуги слуги Господа Шри Чайтаньи Махапрабху» («Сокровенное о Вриндавана-дхаме», Глава 8, стр. 93).

 

Ачарья ИСККОН говорит: «мы желаем». Если бы он имел ввиду только Гаудия-учителей, то сказал бы «они желают (желали)», а если бы он имел ввиду только своих учеников, тогда бы он сказал «вы должны желать».

 

Духовный женский абхиман это то, к чему вёл Шрила Бхактиведанта Свами. Он редко, но всё же делал на этом умонастроении акцент: «Каждый из нас должен принимать, что Кришна является единственным Пурушей (наслаждающимся). Другими словами совершенством нашей жизни станет осознание того, что мы все являемся женщинами» («Сокровенное о Вриндавана-дхаме», «Шри Рупа-манджари», стр. 83).

 

Присутствие этого абхимана у Шрилы Бхактиведанты Свами естественным образом привлекло моего Шрилу Гурудева к нему, который по зову сердца принял Шрилу Бхактиведанту Свами своим шикша-гуру: «Пуджьяпада Шридхар Махарадж и Пуджьяпада Бхактиведанта Свами Махарадж – также мои шикша-гуру» («От живого садху», стр. 70).

Так же сам Бхактиведанта Свами не отрицал факт того, что является возвышенным наставником Шрилы Нараяны Госвами Махараджа (Тамал Кришна Госвами «Дневник. Последние дни Прабхупады», стр. 205):

 

Шрила Нараяна Махарадж: Как я могу влиять на Вас? Я почитаю Вас как своего гуру.

 

Прабхупада: Да, я это знаю.

 

Что значит положение шикша-гуру? Это не тот, кто лишь даёт наставления, не реализовав их в своей жизни и не тот, кто просто проповедует преследуя обобщённую духовную цель и пользу для ученика. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет в «Шри Бхакти-расамрита-синдху-бинду» (стр. 56): «Шикша-гуру – это духовный учитель среди множества достойных шравана-гуру, который даёт наставления в бхаджане, в точности соответствующие настроению садхаки».

 

Шикша-гуру это тот, кто учитывает настроение (сварупу) ученика и считая себя полезным для шишьи становится благожелателем такового. Шикша-гуру – это сварупа Кришны, это Сам Кришна! Шикша-гуру в нашей линии это тот, кто погружает в самую суть настроения Гаудий, в суть сва-бхакти-шрийам. Именно поэтому словосочетание шикша-гуру и слово сварупа имеют своё место в стихе, данном нам Шрилой Кришнадасом Кавираджем Госвами, который определяет положение такого учителя: шикша-гуруке та’ джани кришнера сварупа («Ч.-чаритамрита», Ади, 1.47).

 

Если шикша-гуру это тот, кто даёт наставления в бхаджане, в точности соответствующие настроению садхаки, то как сакхья-бхакта мог обучать мадхурья-бхакту? И если это невозможно, то тогда зачем Бхактиведанта Свами считает Шрилу Нараяну Госвами Махараджа своим учеником, а Нараяна Махарадж в свою очередь считает своим шикша-гуру Бхактиведанту Свами? Опять мы встречаемся с некой проблемой, которая говорит о том, что у нас может быть неверное представление о сварупе Шрилы Прабхупады, если мы будем считать его пребывающим в настроении сакхья-расы.

 

Шикша-гуру следует признавать того, кто является садху (святым). Ведь если он знаток бхаджана (бхаджана-вигья) тогда он, несомненно - садху. Когда есть садху, то тогда с ним возможна садху-санга. Каковы признаки такого садху? Это описано в следующем стихе:

 

шримад-бхагаватартханам асвадо расикаих саха

саджатия ашайе снигдхе садхау сангах свато варе


Садху должен быть: 1) саджатия – находящимся в том же настроении (например, манджари-бхаве), в каком находится принимающий этого святого ученик; 2) снигдха – доброжелательным и расположенным обучать ученика, впуская его в своё сердце и раскрывая секреты своего настроения; 3) свато-варе – быть старшим в духовном опыте (а не ниже или младше) и понимании самбандха-гьяны

 

Как может быть шикша-гуру Шрилы Нараяны Госвами (Шри Раманы Манджари) тот парикар, который в более низкой расе? Как может бхакта в сакхья-расе быть старше того, кто пребывает в мадхурья-расе? Если мы будем считать что у Бхактиведанты Свами не то же настроение, что у Шрилы Нараяны Махараджа, тогда общение Гурудева с Бхактиведантой Свами нельзя называть подлинной садху-сангой. Если бы кто-то подобное осмелился сказать Шриле Гурудеву, он бы убил его своей дандой.

 

Теперь рассмотрим то, что писал Шрила Бхактиведанта Свами на «Джаладуте».

 

Внешне кажется, что он выразил свои молитвы в настроении сакхья-расы. Однако возникает несколько вопросов: кто может помешать некоторым гопи убежать из дома даже на весь день с самого утра, например под предлогом сбора плодов, цветов или ягод в лесу? Неужели они настолько не искусны, что не могут сделать этого ради Кришны? Кто вообще может остановить или ограничить любовь гопи к Кришне? Не следует думать, что понимание поведения гопи должно ограничиваться скромным знанием об их лилах.

 

Исследуя текст перевода, который представители Кришна-Баларам мандира предложили фактически не к чему придраться. Однако их расширенный перевод стиха 8 показался несколько смелым и выходящим далеко за рамки дословного перевода и опять же почему-то в пользу их концепции о сакхья-расе. Я хочу указать на предложение гочаране гхури дин бхор. Дословный перевод этой строки стиха 8 таков: гочаране - на пастбище, гхури – бродить, дин день, бхор – утро. Итак: «Ранним утром я буду бродить по пастбищу». Возникает три вопроса. Откуда взялись идеи: 1) о выпасе коров, 2) о выпасе до вечера, 3) об участии в выпасе совместно с Кришной? Я конечно не великий знаток бенгали, но вот это мне бросилось в глаза.

 

Если полагаться только на один стих написанный Шрилой Прабхупадой, то этого будет совершенно недостаточно для того чтобы однозначно утверждать какую-то истину о его вечном положении в духовном мире. Почему бы в таком случае хотя бы не предложить более мягкую версию определения природы сварупы Шрилы Бхактиведанты Свами и предположить то, что его внутренняя природа может объединять в себе сразу два вечных спутника (милита-тану), как у некоторых парикаров Шри Чайтаньи Махапрабху? Некоторые антаранга-парикары вмещали в себя сразу двух нитья-сиддх, которые при этом находятся в разных расах и даже в разных пракоштхах (измерениях) духовного мира и также являли себя как в мужском, так и в женском вечном обличии. Например, согласно «Гаура-ганнодеша дипике» (тексты 120-124) Шрилы Кави Карнапура, Шри Рамананда Рай является гопи по имени Лалита и Арджуной Пандавом одновременно. Кто может опровергнуть версию того, что Бхактиведанта Свами Прабхупада не нёс в себе сразу две души? Чтобы сделать это, необходимо иметь очень высокое положение в бхакти (жить сварупой). Это и есть упомянутое мной в самом начале статьи условие, которое лежит в основе ясного определения вечного положения Шрилы Прабхупады. Поэтому нам ничего не остаётся, как отвергнуть однозначность версии того, что он был сакхой Кришны и его сварупа не связана с манджари-севой и полагаться на мнение бхакти-сиддх, таких как Шрила Гурудев или Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж.

 

О том, что по одному бхаджану не определяют положение в духовном мире, очень ясно сказал один из самых старших вайшнавов, который проповедует ныне на планете - Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж: «Не имеет значения, какой смысл в этой молитве. Почему? Потому что, только одной молитвы не достаточно, чтобы утверждать, что Шрила Свами Махарадж находится в сакхья-расе. Если я сфокусируюсь на этом моменте, то могу легко найти в трудах Шрилы Бхактивиноды Тхакура и многих других ачарьев, что они молятся по-разному».

 

Чтобы прокомментировать вышеприведённое утверждение маха-бхагаваты из Шри Чайтанья Гаудия Матха, я приведу пример молитв до времён миссии Шри Чайтаньи и после, и покажу, что не следует делать поверхностных выводов на основе текста таковых и оценивать положение их составителей.

 

Шрила Мадхвачарья молится в «Шри Нрисимха-накха стути» обращаясь к Господу Нрисимхадеву в дасья-расе, но это не подразумевает того, что Нрисимхадэв является его единственным ишта-дэвом и что его рама-бхакти в образе Ханумана и кришна-бхакти в сакхья-расе в образе Бхимы – это выдумки. Молиться можно в одной расе, а пребывать можно в другой одновременно. Шри Вадираджа Тиртха написал молитву обращённую к девяти планетам вселенной - «Наваграха-стотру», однако это совсем не доказывает того факта, что он был политеистом. Шри Шанкарачарья молится в «Шри Лакшми-Нрисимха каруна-раса-стотре», и, тем не менее, это не означает того, что он вечно пребывает на Вайкунтхе, а в лилах Кришны у него нет нитья-севы. Господь Рамачандра возносит молитвы в «Шри Нрисимха-панчамрите» («Бхавишья Пурана», Глава 47). Он говорит: там нрисимхам шаранам гато асми – «Я предаюсь Нрисимхадеву и Его стопам», твам эва там твам сататам гато асми – «Только Тебе вечно Я поклоняюсь». Но это вовсе не значит, что Шри Нрисимхадев по расе выше Господа Рамачандры и что обитель Рамы условно говоря ниже обители Нрисимхадева. Шани-дэв (Сатурн) молится Господу Нрисимхе в «Шри Шанаишчара-крите» («Бхавишья-уттара Пурана», «Ракшобхувана-махатмья»). Изучая его молитву может показаться, что он является вишну-бхактой. В определённом смысле все полубоги – вишну-бхакты. Однако, согласно «Шани-махатмье», Шани поклоняется Калабхайраве, Шиве и его деятельность очень плотно связана с Махадевой.

 

Шри Чайтанья Махапрабху также посещал храмы Господа Нрисимхи в Южной Индии, как и Рамачандра. Когда Шри Шачинандана лицезрел Божества этой аватары, Он пел молитвы, обращённые к Человеко-льву. Те, кто могли видеть Его в этот момент могли бы легко сделать вывод о том, что Шри Чайтанья является нрисимха-бхактой в дасья-расе. Однако такая оценка Его положения была бы ошибочной. Шрила Прабодхананда Сарасвати Тхакур с лаласой (!) молится в «Навадвипа-шатаке» о том, что желает поселиться в Навадвипе (стих 61), но это не означает того, что он уже вечно пребывает там как сиддха. Также это не означает того, что его сварупа пребывает только в лилах Шримана Махапрабху, и её нет в лилах Шри Кришны в облике Тунгавидья Гопи. Шрила Джива Госвами пишет о себе в «Шри Кришнадеваштаке» как о сгорающем в огне мирских страданий (стих 1),  как о низком и недостойном почтения (стих 2), как о падшем, низшим из людей, никогда не испытывающем влечения в бхакти грешном человеке (стих 3). Но все его слова не означают того, что он татастха-джива. Шрила Бхактивинода Тхакур написал в духе глубокого раскаивания «Амара дживана» («Шаранагати», Дайнья, песня 4), но это не значит, что он являлся каништха-адхикари с неопределённой расой к моменту написания этого бхаджана. Шрила Нароттама дас Тхакур страстно (!) молится в «Горанга болите хабе» («Прартхана», Лаласа-майи, песнь 1) об обретении признаков ашта-саттвика-викара при пении хари-намы, но это не подразумевает того, что в его сердце нет враджа-премы. Шрила Рагхунатха дас Госвами в «Вилапа-кусуманджали» (стихи 102-104) в глубочайшем отчаянии (!) молится о том, чтобы нырнуть в океан лил Шримати Радхики и обрести способность созерцать Её лилы, однако это не значит, что он не достиг уровня высочайшего самадхи, когда это становится возможным. Шрила Рупа Госвами в «Уткалика-валлари» (стих 65), выражая свои жгучие (!) желания утверждает, что любовь к Радхе и Кришне, которая дарует право на личное служение Божественной Чете,  ещё не проявилось в его сердце. Неужели он действительно не обрёл того уровня в бхакти, когда желаемое станет для него возможным? Нет, его слова не должны восприниматься так, чтобы они вводили в заблуждение. Примерно о том же молится Шива Махадев с очевидной лобхой (када!), обращаясь к Шримати Радхике в «Радха-крипа-катакша-става-радже», но несмотря на это, его молитвы не доказывают того факта, что он пребывает в паракия-бхаве или танцует в раса-лиле Враджи. Подобное можно сказать и о Мирабаи. Несмотря на её слова в «Али! Мохе лаге вриндавана нико» - «О подруга! Я так люблю Вриндаван» мы знаем, что её песня вовсе не указывает на то, что она участница мадхурья-лил Враджендрананданы Кришны.

 

Завершая тему данной статьи, я хочу указать на важность того, что нам всем следует придерживаться общества подлинного гуру и пути махаджан. Следует строго держаться настроения и учения сад-гуру сампрадаи. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал:

 

гуру-махаджана-вакйе бхеда кабху хайа на

садханера патхе канта сад-гуру дейа на


«Истинный гуру не отклоняется от учения махаджан. Он не станет усыпать терниями путь преданного служения (садханы) ищущей души» («Пракрита-раса-шата-душини», стих 54).

 

наме джада-вйавадхане руподайа хайа на

наме джада-вйавадхане гунодайа хайа на


«Если ум полон ложных идей, повторение святого имени не поможет осознать духовного облика, достоинств и деяний Кришны» (74).

Итак, каждый самостоятельно может изучить аргументы, предоставленные гуру, шастрами и садху и принять решение относительно нитья-сварупы Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады. Меня радует то, что моя точка зрения совпадает с преобладающим большинством опытных вайшнавов мира.

 

нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале

шримате бхактиведанта-свамин ити намине

ванчха-калпа-тарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча

патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намах

 

Ищущий крупицу милости Бхактиведанты Свами и Шрилы Гурудева

Ари Мардан дас.

Метки: сварупаШП

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи