?

Абсолютна ли Майяпурская панджика?

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1227. Опубликовано: 31-10-2016, 20:59

Абсолютна ли Майяпурская панджика?

 

Появилась катха всеми уважаемого духовного наставника команды «Бхакта-бандхав» об абсолютном положении Майяпурской Панджики. Однако в этой катхе не приводится ни одного свидетельства шастр, подтверждающего авторитетность практики соблюдать экадаши в разных частях мира, будь то Америка, Россия или Китай, по календарю, рассчитанному для Майяпура. Почему не приводится? Потому что при всём желании сослаться на авторитетную праману, сослаться не на что! «Хари-бхакти-виласа» не описывает такой метод. Вряд ли мы найдём его и в каких-то других шастрах – это новация. К сожалению, эта новация не только противоречит существующим правилам расчёта и соблюдения экадаши, но также таит в себе серьёзную опасность для тех, кто ей следует: она существенно увеличивает риск садхаки поститься в экадаши, смешанный с дашами, то есть в виддха-экадаши, а зернобобовые принимать в шуддха-экадаши. Почему? Потому что только сиддха-пуруши, погружённые в манаси-севу на Голоке, способны полностью абстрагироваться от условностей материального мира и своего физического тела, как это демонстрировал Шринивас Ачарья.

До некоторой степени достигшие совершенства йоги Сатья-юги могли во время медитации утратить своё самоотождествление с телом. Но сейчас Кали-юга и такой способности ни у кого нет. Поэтому, какой бы замечательной ни была медитация на Майяпур, отождествление себя с телом ни у кого не прервётся, а трапезничать или поститься тело будет не в Майяпуре, а в том месте, где оно находится, и может оказаться, что, когда в Майяпуре будет шуддха-экадаши и пост, в том месте, где находится тело – виддха-экадаши и запрет поститься, а когда в Майяпуре нет поста и можно есть всё, в месте пребывания тела – шуддха-экадаши! Так, принимая пищу или постясь по Майяпурской Панджике, человек будет поститься в виддха-экадаши или принимать зерновые в шуддха-экадаши в том месте, где находится.

Напомню: если дашами-титхи заканчиваются всего на мгновение после брахма-мухурты и соединяются, таким образом,  с экадаши-титтхи в одном солнечном дне, такой экадаши называется смешанным или виддха-экадаши. В такой ситуации пост должен быть перенесён на следующий день. Если этого не сделать и поститься в виддха-экадаши, энергия поста пойдёт демонам, разрушит благочестие садхаки и всю его семью. По мнению Майтрэи Риши и Валмики Риши внешней причиной того, что благочестивая Гандхари потеряла в битве на Курукшетре сто своих сыновей, а Сита-дэви была разлучена с Рамой, является пост, однажды совершённый ими в виддха-экадаши. Вот цитаты из «Хари-бхакти-виласы»:

 

мухуртенапи самйукта дашамйаикадаши ту йа

там упошйа наро мохат сукхад дхармач ча хийате


«Даже если на одно мгновение экадаши смешан с дашами, человек, постящийся по невежеству в этот день, лишится счастья и дхармы» (12.207).

 

дашами-анугата йатра титхир экадаши бхавет

татрапатйа-винашам ча паретйа наракам враджет


«Экадаши, сопряжённый с дашами, грозит [постящемуся] истреблением потомства и дорогой в ад» (12.204).

 

напошйа дашами-видха садаиваикадаши титхих

мамупошйа наро джахйат пунйам варша-чатодбхавам


«Тот, кто постится в экадаши, смешанный с дашами, уничтожает своё благочестие, нажитое за сотню жизней» (12.205).

 

дашами чаива видхайам экадашйам упошитах

тасйайух кшийате нитйам нарадо ахам бравими вах

сатйам сатйам винашйета сантатис ту на чанйатха


«Человек, постящийся в экадаши, смешанный с дашами, уничтожает свою жизненную силу его жизнь сократится, он потеряет своих детей» (12.206).

 

брахме врата-кханде

упошйаикадашим мохад дашами-шеша-самйутам

на нарах сукхам адхатте иха-локе паратра ча


«В «Брахма-пуране», «Врата-кханде» сказано: “Постясь в экадаши, сопряжённый с концом дашами, человек не будет счастлив ни в этой жизни, ни в следующей”» (12.209).

 

дхритараштхена маитрейах приштах праха нарадхипам

йад-артхам те вийого абхут путранам бхарйайа саха

пурвам твайа сабхарйена дашами-шеша-самйута

крита чаикадаши раджан тасйедам каранам матам


«Майтрэя сказал Дхритараштре: “Причина, разлучившая тебя и твою жену с детьми в том, что прежде вы оба постились в экадаши, смешанный с концом дашами”» (12.210-211).

 

дашамйаикадашим пурвам самупошйа джанарданах

абхйарчитас твайа деви тасйедам карманах пхалам


«Валмики сказал Сите: “О Богиня! Ты вкушаешь плоды разлуки с Рамой в изгнании, так как прежде постилась в экадаши, сопряжённый с дашами”» (12.214).

А вот цитаты о заинтересованности демонов в том, чтобы люди постились в виддха-экадаши:

 

васарам дашами-видхам даитйанам пушти-вардханам

мадийам настии сандехах сатйам сатйам питамаха


«О дед, я говорю истину: обет соблюдения экадаши, осквернённого прикосновением дашами, питает демонов» (12. 258).

 

йавад дашамйа каришйанти динам мама

тат пунйам даитйа-джатинам сураир датам питамаха


«До тех пор, пока обет соблюдения экадаши, смешанного с дашами, будет соблюдаться, демоны будут получать благо. Это мнение полубогов» (12. 259).

 

тена пунйена сампушто хиранйакшах питамаха

нирджитйа васавам санкхйе хритам раджйам диваукасам


«Питаясь силой такого смешанного экадаши, демон Хираньякша победил Индру и захватил его царство» (12. 260).

 

Шукрачарья, гуру асуров, сумел повлиять на представителей брахманического сословия, введя их в заблуждение с тем, чтобы внедрить в обществе людей практику соблюдения поста в экадаши, сопряжённого с дашами. Об этом сказано в «Падма-пуране»:

 

падме шри-бхагавад-брахма-самваде

шукрена мохитм випра даитйанам каранена ту

пушти-атхам дашами курванти мама васарам


«Будучи сбитыми с толку иллюзией, созданной Шукрачарьей, некоторые брахманы защищали соблюдение экадаши, смешанного с дашами, для питания демонов» (12. 257).

 

шукрена мохитах сарве даитйанам виджайайа ваи

ато видхам пракурванти васарам мама манушах


«Люди, сбитые с толку иллюзией, созданной Шукрачарьей, следуют осквернённым обетам, и демоны получают силу» (12. 261).

 

марканда гаччха бхадрам те бхурлокам ту мамаджнайа

дашами-ведха-вишайе майам шукрасйа нашайа


«О Маркандэя! По Моему приказу [говорит Шри Вишну] ты должен идти на Землю. Да сопутствует тебе удача! Ты должен устранить иллюзию, созданную Шукрачарьей, о соблюдении обета в экадаши, смешанный с дашами» (12. 262).

 

марканда-вачанам шрутва ришайо наимишалайах

шукра-майа-винимукта висмайам парамам гатах

хитва шукрасйа вакйани марканвачанадж джанаих

тйакта дашами-самйукта випрадйаих пунйа-канкшибхих


«Когда мудрецы Наимишараньи услышали объяснение Маркандэи, они освободились от иллюзии, созданной Шукрачарьей... и, соблюдая экадаши-врату, перестали поститься в экадаши, смешанный с дашами» (12. 264, 266).

 

      Шукрачарья очень хитёр! Как  мы убедились, читая стихи «Хари-бхакти-виласы», он способен напускать иллюзию и инспирировать сознание людей своими идеями. И он кровно заинтересован в том, чтобы люди, особенно вайшнавы, постились в смешанные экадаши! Однако, благодаря «Хари-бхакти-виласе», его ожидания сведены к нулю. Демоны лишились фантастического источника энергии – источника настолько мощного, что Хираньякша, питаясь его силой, смог победить Индру и завоевать его царство! Их гуру, Шукрачарья, ищет всевозможные способы вернуть асурам этот источник... Идея соблюдать экадаши во всём мире по Панджике Майяпура значительно увеличивает вероятность постов в виддха-экадаши... Это наводят на мысль, что она исходит от Шукрачарьи...

 

      Каким образом «Шри Хари-бхакти-виласа» оказалась на пути Шукрачарьи? Это милость, которую проявил к вайшнавам Шри Чайтанья Махапрабху. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 24.340-342) приводятся наставления, которые Шри Гаура-хари даёт Шриле Санатане Госвами:

 

дина-критйа, пакша-критйа, экадашй-ади-виварана

маса-критйа, джанмаштамйади-видхи-вичарана


«Ты должен [говорит Махапрабху] описать ритуальные обязанности, исполняемые ежедневно, а также те, что исполняют раз в две недели, уделив особое внимание посту на экадаши. Ты должен описать обязанности, которые исполняют один раз в месяц, а также подробно объяснить, как следует отмечать Джанмаштами, Рама-навами, Нрисимха-чатурдаши и другие подобные праздники» (340).

 

экадашй, джанмаштами, вамана-двадаши

шри-рама-навамй, ара нрисимха-чатурдаши


«Экадаши, Джанмаштами, Вамана-двадаши и Нрисимха-чатурдаши — все эти особые дни должны быть описаны в твоей книге» (341).

 

эи сабе виддха-тйага, авиддха-карана

акаране доша, кайле бхактира ламбхана


«Ты должен объяснить, почему не следует поститься в смешанные экадаши, и рекомендовать соблюдение чистых экадаши. Ты должен также описать, что грозит тому, кто не соблюдает экадаши. Человек должен очень тщательно следовать этим правилам. Пренебрежение ими означает пренебрежение преданным служением» (342).

 

      Повсеместное соблюдение Экадаши по Панджике Майяпура – это настолько концептуально, что обязательно было бы отражено в этих наставлениях Шримана Махапрабху Шриле Санатане Госвами, а, значит, это было бы отражено и в «Хари-бхакти-виласе». Однако ничего подобного мы там не находим.

 

      В катхе говорится: «Мы – вечные слуги Кришны, Махапрабху, а не майи, и потому следуем Махапрабху – тому месту, где соблюдает Он».

Однако Шриман Махапрабху соблюдал Экадаши не только в Майяпуре, но и в Восточной Бенгалии, в Гайе, в Джаганнатха Пури, в различных местах южной Индии, таких, как Шри Рангам, и даже во Вриндаване! Не вызывает сомнений, что Он пользовался при этом Панджиками тех мест, в которых находился, а не носил с Собой Майяпурскую. Почему же это не вдохновляет следовать Его примеру, если «мы следуем Махапрабху!»? Тем более, что этот пример нашёл отражение в «Хари-бхакти-виласе»? Если бы Махапрабху, на самом деле, жил по Майяпурской Панджике в Пури или в Шри Рангаме в доме Венкатты Бхатты, это обязательно было бы отмечено хотя бы в одном Его жизнеописании; Шри Сварупа Дамодар не пропустил бы такую особенность Махапрабху; и Шрила Гопал Бхатта Госвами, служивший Махапрабху 4 месяца сезона дождей в Шри Рангаме, непременно отразил бы это в «Хари-бхакти-виласе»; всё окружение Махапрабху, конечно же, следовало бы этому принципу, однако ничего подобного не происходило, а потому нигде не зарегистрировано. Игнорируя наставления Махапрабху, которые Он дал Шриле Санатане Госвами, невозможно Его удовлетворить апасиддхантным служением Майяпуру. Расчёт и соблюдение Экадаши в соответствии с правилами «Хари-бхакти-виласы» – это подлинное служение Шри Чайтанье Махапрабху исполнением Его божественной воли. Эти правила не расходятся с принципами расчёта и соблюдения Экадаши, изложенными Шри Мадхвачарьей в его «Кришнамрита-махарнаве» (1). Сам Гаура-хари говорит: «Человек должен очень тщательно следовать этим правилам. Пренебрежение ими означает пренебрежение преданным служением» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 24.342).

 

В катхе говорится: «Cолнцем и Луной повелевают полубоги, но Экадаши не под контролем ни Луны, ни Солнца. Экадаши – это каруна-шакти Господа. Экадаши приходит не дожидаясь восхода солнца».

Заявляя так, автор катхи выражает недоверие астрономическим данным, используемым при вычислении Экадаши, но, тем не менее, готов следовать Майяпурской Панджике, для расчёта которой используют те же параметры – время восхода солнца и начала титхи, их продолжительность и положение в солнечных сутках, накшатры... Экадаши, действительно, не дожидаются восхода – они начинаются с брахма-мухурты, но брахма-мухурта жёстко связана с временем восхода солнца... Если автор всё это отвергает, зачем ему Майяпурская Панджика, рассчитанная по тем же самым принципам, что и любая другая? Не выбросить ли её тоже и ориентироваться на внутренние ощущения прихода каруна-шакти Господа?

Прежде, чем это сделать, задумаемся: почему шастры, составленные великими мудрецами и нашими ведущими ачарьями, не отказываются от астрономических параметров? Ответ очень простой: потому что хозяевами Солнца и Луны, как и всего космического порядка, являются всё же не полубоги, как сказано в катхе, а Кришна! Колебания Его чувственной активности, когда она достигает максимума, соответствуют экадашным циклам, проявляющим себя в точно определённом положении звёзд, Солнца и Луны – весь космос выстраивается надлежащим образом в ожидании увидеть мистерию волшебного превращения экадаши-титхи в мадхава-титхи, в Кришну, а Кришны – в экадаши-титхи...

Строгое следование наставлениям парампары – это самое лучшее из того нового, что мы можем придумать.

В заключение хочется напомнить: если в календарях, рассчитанных для одного и того же географического места, указаны разные дни экадашного поста (в одних это экадаши, а в других – двадаши), не выясняя «кто прав, а кто не прав», следует поститься в двадаши, чтобы исключить вероятность поста в виддха-экадаши. Вот подтверждения «Хари-бхакти-виласы»:

 

двайор вивадатох шрутва двадашим самупошайет

паранам ту трайодашйам эша шастра-винирнайах

двадаши дашами-йукта йатах шастре пратиштхита

на тат шастрам ахам манйе йади брахма вайам вадет

ата эва нарадине

баху вакйа-виродхена сандехо джайате йада

упошйа двадаши татра трайодашйам ту паранам

шри маркандейена чендрайумнах прати

шри-бхагавад-аджнайах пратипалане

вивадешу ча сарвешу двадашйам самупошанам

паранам хи трайодашйам аджнейам мамаки муне

хетувадо на картавйо хетуна патате нарах


«Если два человека спорят по поводу смешанного экадаши, третий человек должен вмешаться и убедить их следовать обету в двадаши с прерыванием поста в трайодаши. Я не считаю священным то писание, которое советует соблюдать двадаши, смешанный с дашами, даже если это говорит сам Господь Брахма. Поэтому в «Нарадия-пуране» сказано: “Если есть какое-то сомнение по поводу расхождения утверждений, сделанных различными мудрецами, лучше соблюдать обет в двадаши и прервать пост в трайодаши“. Если существуют сомнения по поводу какого-то экадаши, то лучше следовать обету в двадаши и прервать пост на следующий день. Это Мой приказ [говорит Шри Вишну Маркандэя Риши], и потому нет необходимости спорить об этом. Принимая уступки, люди просто деградируют» (12. 277-280).

Если же календари, рассчитанные на разные географические зоны, имеют расхождения в оценке дня экадашного поста, то это не должно вызывать удивление – это нормально, потому что каждая географическая зона имеет свои астрономические параметры.

Харе Кришна!

 

POST SCRIPTUM

к статье

 

 Итак, описанное в шастрах положение звёзд, Солнца и Луны максимально точно указывает на время нисхождения Кришны как Мадхава-титхи. Эта картина звёздного неба последовательно являет себя разным географическим зонам Земли. Подобно тому, как царь объезжает свои владения, Кришна, становясь Мадхава-титхи, зона за зоной осуществляет личный обход Своего творения и последовательно даёт Свой даршан всем обитателям планеты. Вайшнавский календарь, рассчитанный на то место, где мы находимся, подсказывает время прихода Кришны, чтобы мы могли заблаговременно подготовиться и достойно встретить Его, устроив Ему, облачённому в наряд Мадхава-титхи, экадашный праздник!

К сожалению, астрономические наблюдения и астрологические расчёты далеко не всегда выполняются такими освобождёнными душами, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада. В основном этим заняты души обусловленные, имеющие множество несовершенств, поэтому существующие системы расчётов, как и сами вычисления, могут иметь определённые погрешности.

Необходимость данного «POST SCRIPTUMа» вызвана ситуацией, когда Шрила Бхактивинода Тхакур отклонил астрологический расчёт Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, сделанный по дрик-сиддханте, отдав предпочтение расчёту издательства «PM Bagchi», выполненному по сурья-сиддханте. Вопрос «почему отклонил?» у послушных бхакт не возникает, но превзойти Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати в точности астрологических вычислений никто не мог, значит, причина отклонения была не в превосходстве календаря издательства «PM Bagchi» или сурья-сиддханты над дрик-сиддхантой, а в чём-то другом. По какой-то, известной лишь Шриле Бхактивиноде Тхакуру, причине перед Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати возникла задача принять мнение своего выдающегося наставника и отца, несмотря на то, что его собственная панджика была несравненно более совершенной, чем панджика издательства «PM Bagchi». Как же поступил Шрила Прабхупада? Он безропотно подчинился Шриле Бхактивиноде Тхакуру!

Можно искать объяснение этой лилы в том, что любые, даже самые совершенные исследования и астрологические расчёты могут содержать какую-то погрешность, в то время, как праманой (доказательством истинности) какого-либо утверждения является не только свидетельство шастр, но и свидетельство подлинного маха-бхагавата-вайшнава, непосредственно созерцающего духовную реальность и пребывающего в прямом общении с Абсолютной Истиной. Когда после тщательного изучения исторических документов и карт Шрила Бхактивинода Тхакур пришёл к заключению о месте явления Шри Чайтаньи Махапрабху, он пригласил сиддха-пурушу Шрилу Джаганнатху Даса Бабаджи Махараджа в Майяпур для окончательного подтверждения своего вывода. Какой была прамана мы все знаем: как только Шрила Джаганнатха Дас Бабаджи Махарадж, принесённый в корзине из-за неспособности ходить, оказался в йога-питхе, он тотчас выскочил из неё и стал танцевать, ощутив вишуддха-саттву и присутствие своего дорогого Господа!

Шрила Бхактивинода Тхакур – вечный спутник Бхагавана, погружённый в непосредственное служение Шри Радхе-Кришне в Свананда-сукхада-кундже Шри Радха-кунды. Он способен ощущать божественное не менее чутко, чем Шрила Джаганнатха Дас Бабаджи Махарадж, поэтому можно предположить, что по отношению к какой-то конкретной ситуации, отражённой в календарях, он почувствовал Мадхава-титхи не в расчёте, сделанном Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Прабхупадой, а в расчёте издательства «PM Bagchi». Однако Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада – тоже вечный спутник Бхагавана, погружённый в непосредственное служение Шри Радхе-Кришне в Свананда-сукхада-кундже. Он тоже способен чувствовать божественное и, скорее всего, чувствовал его, делая расчёты. Кроме того, тот факт, что Шрила Джаганнатха Дас Бабаджи Махарадж просил Сарасвати Тхакура сделать вайшнавский календарь, свидетельствует, что существующие в то время панджики, в том числе, панджика издательства «PM Bagchi», не удовлетворяли его, то есть были далеки от совершенства.

Какой же вывод?

Причина, по которой Шрила Бхактивинода Тхакур и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада явили эту лилу, 1) остаётся тайной, 2) не связана с установлением приоритета какой-то системы расчёта вайшнавских календарей по отношению к другим системам расчёта, 3) имеет чисто воспитательный (для нас) характер, потому что Сарасвати Тхакур занимал положение ученика по отношению к Шриле Бхактивиноде Тхакуру.

Проведённый анализ позволяет прийти к следующей схеме практических действий:

Расчёт вайшнавских календарей для каждой географической зоны, где живут преданные, целесообразно делать как по дрик-сиддханте, так и по сурья-сиддханте, и пользоваться как тем, так и другим календарём. При их единодушии в определении дня поста, всё просто: мы постимся в указанный ими день. Однако надо иметь в виду, что время парана этих календарей может отличаться: например, один календарь может предписывать прервать пост с 05:00 до 10:00, а другой – с 07:00 до 11:00. В этом случае прервать пост можно в общее для обоих календарей время парана, то есть с 07:00 до 10:00. Ситуации, когда общего времени парана нет (например, в соответствии с одним календарём время прерывания поста – с 05:00 до 06:00, а в соответствии с другим – с 07:00 до 08:00), не должно быть, поскольку календари рассчитаны на одно и то же географическое место. Но если, паче чаяния, такое всё же произойдёт, ничего не остаётся, как уповать на милость Шри Шри Гуру-Гауранги Гандхарвики-Гиридхари Радхи-Винода-бихариджи в ожидании Их подсказки о том, какому календарю следовать.

В том случае, когда календари, рассчитанные по дрик-сиддханте и сурья-сиддханте для одного и того же географического места, расходятся в определении дня поста (один календарь предписывает соблюдать пост в экадаши, а другой – в двадаши), надлежит следовать приказу Шри Вишну и тому календарю, который предписывает поститься в двадаши.

Календари, рассчитанные по дрик-сиддханте – это «Gaurabda Calendar», «Vaishnava Remaider», http://purebhakti.com/, http://vcalendar.ru/.

Календарь, рассчитанный по сурья-сиддханте – это панджика «Шри Чайтанья Сарасват Матха»: https://harekrishna.ru/calendar.

 

Несостоявшийся слуга (даса-абхас)

Шри Видагдхи Мадхавы

и Его Божественной Млости

Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Махараджа.

25.12.16, Вриндаван.

………………………….

«Кришнамрита-махарнава»:

Часть 1 http://sampradaya.ru/legacy/article1/madhva/244-nastavleniya-shri-madhvachari-ob-ekadashi-chast-1-vvedenie.html

Часть 2 http://sampradaya.ru/legacy/article1/madhva/245-nastavleniya-shri-madhvachari-ob-ekadashi-chast-2.html

Часть 3 http://sampradaya.ru/legacy/article1/madhva/246-nastavleniya-shri-madhvachari-ob-ekadashi-chast-3.html

Часть 4 http://sampradaya.ru/legacy/article1/madhva/247-nastavleniya-shri-madhvachari-ob-ekadashi-chast-4.html

Метки: экадаши

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи