Наставления Шри Мадхвачарьи об экадаши. Часть 4.
Наставления Шри Мадхвачарьи об экадаши
(Фрагменты из книги «Кришнамрита-махарнава» с примечаниями Гададхара Пандит даса)
Часть 4
159
на каши на гайа ганга на вени на ча гаутами
на чапи кауравам кшетрам тулйам бхупа харер динат
О царь! Экадаши – это день Господа Хари, и в отношении величия с ним не могут соперничать ни святые места, такие как Каши, Гая или Курукшетра, ни священные реки, такие как Ганга, Нармада или Годавари!
(Примечание редакторов: Те святые места, что связаны с Голокой легко могут соперничать по силе с Экадаши. Непревзойдённая по милости Навадвипа вне всякого сравнения. Однако данное утверждение (т.е. 159) призвано особо акцентировать сознание на милости Экадаши. В Мадхва-сампрадае не распространяется наука о мадхурйа-бхаве и её таттве. Если бы таттва-вади знали о славе Вриндавана и Навадвипы, то тогда бы они приняли учение и практику Гаудия-сампрадаи, что автоматически дезориентировало их в отношении обретения индивидуальной сварупы.
Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху», описывая 64 анги бхакти, ставит мадхура-васу – проживание в Матхуре – более эффективным средством позволяющим обрести прогресс в духовной жизни, чем Экадаши. В мадхурйа-бхакти главными могут быть одни анги, а в айшварйа-бхакти другие. Так устроено йога-майей, соответственно, это не значит, что учение Мадхвачарьи или Рупы Госвами ошибочно).
Примечание: Кто-то может предположить, что благо от совершения жертвоприношений сопоставимо с благом, обретаемым в процессе соблюдения Экадаши. Ответ даётся в следующем стихе.
160
ашвамедха-сахасрани ваджапейа-шатани ча
экадашй-упавасасйа калам нарханти шодашим
Тысячи жертвоприношений коня – ашвамедха, сотни императорских жертвоприношений – ваджапейа, взятые вместе, не идут ни в какое сравнение даже с одной шестнадцатой того блага, которое обретают постящиеся в Экадаши!
Вопрос: В предыдущих стихах были представлены высказывания, со всей очевидностью демонстрирующие превосходство поста Экадаши над другими священными ритуалами. С чем это связано, и каково особое и неповторимое достоинство экадаши-враты? Ответ предлагается ниже.
161
экадаши-самуттхена вахнина патакендханам
бхасми бхавати раджендра апи джанма-шатодбхавам
О, лучший из царей, пост в Экадаши – это священный огонь, дотла сжигающий «дрова» грехов человека, накопленных им в течение ста рождений!
Вопрос: Однако существует ли иной настолько же могущественный, но более лёгкий по сравнению с Экадаши, метод духовного очищения? Ответ следует далее.
162
недришам паванам кинчин наранам бхуви видйате
йадришам падма-набхасйа динам патака-ханидам
Для человека, живущего на Земле, нет ничего столь же благотворного, как сжигающий грехи пост Экадаши, совершаемый в день Господа Падманабхи!
(Примечание редакторов: С этим утверждением, говоря объективно, может поспорить учение Гаудийа-сампрадайи, тоже основанное на шастрах и мнении Самого Бога. Шри Чайтанья Махапрабху сказал:
садху-санга, нама-киртана, бхагавата-шравана
мадхура-васа, шри муртира шраддхайа севана
сакала-садхана-шрештха эи панча анга
кришна-према джанмайа эи панчера алпа санга
«Следует общаться с садху, петь хари-наму, слушать «Бхагаватам», жить в Матхуре и поклоняться Божеству с верой. Эти пять видов бхакти лучшие из всех. Даже кратковременное соприкосновение с ними пробуждает в человеке любовь к Кришне» («Чайтанья-Чаритамрита», «Мадхья», глава 22, 128–129).
Даже с точки зрения логики можно понять что эти пять анг бхакти обладают более милостивой природой. С ними можно соприкоснуться каждый день, особенно со святым именем Кришны, через маха-мантру, которая неотлична от Него Самого. А с Экадаши – только два раза в месяц.
Цель 162 стиха – просто привлечь к Экадаши, так как пренебрежение этой вратой ведёт к падению в садхане. Иногда в шастрах во имя блага обусловленных джив кое-что может быть выражено особыми словами иногда даже с использованием преувеличения).
Вопрос: Пост Экадаши освобождает человека от грехов, но будет ли очищение полным или же нет? Возможно, наиболее тяжкие грехи так и останутся за душой человека, ведь быстро избавиться от них, наверняка, очень трудно? Следующий стих рассеивает данное сомнение.
163
тават папани дехе 'смин тиштханти мануджадхипа
йаван нопошайед джантух падманабха-динам шубхам
О царь, грехи останутся в теле рождённого на Земле человека лишь до тех пор, пока он не начнёт поститься в Экадаши – священный день Господа Падманабхи.
Вопрос: Однако грехи различаются по степени тяжести и, соответственно, искупление за них может варьироваться. Неужели лишь один пост в Экадаши может очистить от всех грехов? В это трудно поверить!
164
экадашендрийаих папам йат-критам бхавати прабхо
экадашй-упавасена тат сарвам вилайам враджет
Человек совершает грехи посредством одиннадцати чувств, однако пост на одиннадцатый лунный день (Экадаши) уничтожает все эти грехи.
Вопрос: Если человек способен полностью удерживать чувства от соприкосновения с объектами их наслаждения, вполне вероятно, что посредством совершения такого аскетического подвига он освободится от множества прошлых грехов. Однако трудность заключается в том, что по своей природе чувства человека очень беспокойны и обычный человек едва ли способен контролировать их в полной мере. При малейшем ослаблении внимания чувства немедленно активизируются и отвлекают разум йога от объекта его духовного сосредоточения, подобно тому как ветер уносит прочь непривязанную крепко лодку. В таком случае, не обладая огромной силой сосредоточения, как можно возлагать большие надежды на очистительное воздействие Экадаши?
165 «Нарадия Пурана» (2.1.14-15)
экадаши-самам кинчит павирам на хи видйате
вйадженапи крита раджан на даршайати бхаскарим
Нет ничего столь же священного, как день Экадаши! О царь, даже если кто-то совершил пост на Экадаши шутки ради или без должного почтения, после смерти ему более не грозит страшный суд перед ликом Ямараджи.
Примечание: Таким образом, если человек недостаточно твёрд в соблюдении аскезы и у него остаётся склонность к греху, ему необходимо с искренним упованием положиться на великую очищающую силу Экадаши и тем самым встать на путь исправления. Пускай кто-то не может избежать некоторых отклонений в соблюдении Экадаши, несмотря на это, ему гарантированно духовное благо.
Вопрос: Кто-нибудь может возразить. Даже если невоздержанный человек окажется в состоянии искусственно удерживать свои внешние чувства от плотских наслаждений, он, несомненно, будет продолжать грешить на уровне ума. Есть ли в этом какой-то толк? По словам Господа Кришны, такое воздержание не более чем обман («Бхагавад-гита», 3.6).
Ответ: Тот, кто нарушает Экадаши, не просто отказывается от чего-то позитивного и благоприятного, такой человек рискует угодить в списки великих грешников, совершающих маха-папу, самые отвратительные поступки, перечисленные Вьясадевой в следующем стихе.
166
шри веда-вйаса увача
са брахмаха са гогхнаш ча са стено гуру-талпагах
экадашйам ту бхунджанах пакшайор убхайор апи
Шри Вьясадева сказал: «Экадаши наступает дважды в месяц, на одиннадцатый день как возрастающей, так и убывающей Луны. Тот, кто ест в такой день, столь же греховен, как убийца брахмана или коровы, как вор или соблазнитель жены учителя!»
Вопрос: В тексте 35 упоминалось, что грешник заслуживает искупление, прайашчитту, просто с преданностью памятуя о Господе Кришне. Нельзя ли тогда заменить экадаши-врату более лёгким методом очищения, памятованием о Боге?
Ответ: Здесь перечислены лишь некоторые тяжкие грехи, и если человек неосознанно совершил какой-либо из них, молясь и памятуя о Господе, он может со временем надеяться искупить их, однако у грешника, сознательно пренебрегающего постом в Экадаши, нет никакой надежды на искупление.
167
варам сва-матри-гаманам варам го-мамса-бхакшанам
варам хатйа-сура-панам экадашй-анна-бходжанат
Лучше испытывать вожделение к собственной матери, лучше есть плоть коровы, лучше пьянствовать и убивать, чем вкушать злаковую пищу и бобовые в день Экадаши!
Примечание: Согласно священным писаниям вышеуказанные грехи всё же можно устранить с помощь метода памятования о Господе, но нарушение Экадаши вовсе не предполагается как возможное. Здесь Господь Вьясадева сопоставляет несоблюдение поста в Экадаши со страшными грехами, которые совершенно недопустимы. Таким образом, используя метод «от противного», Он всячески подчеркивает исключительную важность поста в Экадаши.
Вопрос: В повседневной жизни мы постоянно соприкасаемся с множеством людей, которые не постятся в Экадаши. Некоторые из них наделены религиозностью и прочими достоинствами. Как же следует к ним относиться?
168
экадаши-дине пунйе бхунджанте йе нарадхамах
авалокйа мукхам тешам адитйам авалокайет
Лишённые духовной культуры люди едят в Экадаши. Даже мельком увидев их лица, следует с целью очищения взглянуть на лучезарное Солнце.
Примечание: Нормы ведической культуры предписывают, что, увидев труп или нечто явно отвратительное, нужно тут же для очищения посмотреть на Солнце.
Вопрос: Как можно лишь за несоблюдение Экадаши считать нецивилизованными хороших и добрых людей своего социума? Разве это не преувеличение? Разве в подобном упущении заключены подлинные проблемы человечества?
169 «Нарадия Пурана» (2.22.8)
притхивйам йани папани брахма-хатйадикани ча
аннам ашритйа тиштханти сампрапте хари-васаре
Все виды ужасных грехов, совершаемых на Земле, такие как убийство брахмана и прочие, покоятся в злаках и бобовых. Они не приемлемы для пищи в Экадаши – день Господа Хари.
Примечание: Если хорошие и благородные люди не соблюдают Экадаши, как следствие, они лишаются плодов собственного благочестия, их благонравие угасает, а негативные качества характера усиливаются. Поэтому если человек не соприкасается с благодатной очищающей силой Экадаши, ему придётся неизбежно пожинать горькие плоды собственных греховных поступков.
Сейчас можно нередко видеть, что «хорошие» люди творят плохие дела и что в современном обществе резко снижаются стандарты нравственности. Поэтому Господь милостиво даровал нам очень действенное средство духовного совершенствования и очищения от грехов. Если бы многие люди приняли на вооружение пост в Экадаши, стольких проблем в обществе можно было избежать...
Вопрос: Даже если пост в Экадаши приносит такую пользу, как можно ожидать, что его будут соблюдать все – и стар, и млад? Должны же существовать хоть какие-то ограничения в соответствии с возрастом постящихся?
170 «Нарадия Пурана» (2.22.8)
ашта-варшадхико йас ту ашитир на хи пурйате
йо бхункте манавах папи вишнор ахани чагате
Царь Ругмангада сказал: Любой, кто старше восьми лет от роду и моложе восьмидесяти, если он ест в Экадаши – день Господа Вишну, вне всякого сомнения, является грешником.
Вопрос: Если исключение дано в отношении детей и стариков, быть может, оно действует и в отношении других? Например, как быть, если кто-либо из близких нарушает Экадаши. Допустимо ли это?
171 «Нарадия Пурана» (2.3.18)
пита ва йади ва путро бхарйа вапи сухрид-джанах
падманабха-дине бхункте ниграхйо дасйувад бхавет
Неважно, делает это отец или сын, жена или близкий друг, за нарушение поста в Экадаши, день Падманабхи, нужно порицать со всей строгостью.
Примечание: Неверно думать, что если чьи-то близкие нарушают Экадаши, и человек не способен повлиять на них, тогда ему можно не поститься самому. (Также следует заметить, что в этом стихе перечислены те, кого мужчина может порицать за нерадивость в посте. Однако сыну и жене следует быть очень осторожными в порицании мужа или отца, чтобы не совершить оскорблений).
Вопрос: А как следует готовиться к Экадаши?
172–173
пратар хари-дине локас тиштхадхвам чаика-бходжанах
акшара-лаванах сарве хавишйанна-нишевинах
авани-талпа-шайанах прийа-санга-виварджитах
смарадхвам дева-девешам пурана-пурушоттамам
Дхарма-вибхушана сказал: О люди, вставайте в Экадаши рано утром! Перед его наступлением кушайте один раз в день, принимая лишь освященную пищу без соли и перца. Мужчины в ночь на Экадаши не должны спать с женами, им следует отказаться от удобных постелей и ложиться отдыхать на твёрдую поверхность (пол, землю и т.п.). А главное, в Экадаши все вы должны помнить Изначального, Верховного Господа – Пурушоттаму!
174
сакрид-бходжана-самйукта хй упавасе бхавишйатха
акрита-шраддха-ничайа-джала-пиндодака-крийах
Соблюдайте пост, вкушая зерновую пищу лишь один раз в день перед Экадаши и один раз в день после него. Не следует в Экадаши совершать памятные обряды по усопшим предкам. В этот постный день предкам не подносится вода и пища.
Вопрос: Как относиться к тем, кто иногда пропускает Экадаши, но соблюдает пост на Двадаши, не нарушая указанных выше правил?
175
упошйа двадаши пунйа сарва-пара-кшайа-прада
на пашйанти йамам вапи наракани на йатанам
Брахма сказал: «Тому, кто постится в священный Двадаши, не грозит встреча с Ямараджой, и они не отправятся страдать в аду».
Вопрос: Важность поста в Экадаши очевидна, но нужно ли было говорить об этом так много и столько раз повторять одно и то же?
176 «Нарадия Пурана» (2.3.30)
ратантиха пуранани бхуйо бхуйо варанане
на бхоктавйам на бхоктавйам сампрапте хари-васаре
О светлоликая богиня! Пураны твердят вновь и вновь: когда наступает день Господа Хари – наслаждаться пищей нельзя!
Примечание: В системе ведического образования считается, что многократное повторение предмета способствует его глубокому усвоению и, в конечном счете, запоминанию. Так как тема, касающаяся Экадаши очень важна, её необходимо тщательно изучать и усвоить во всей полноте. Следует помнить, что относительно дня Экадаши подробно говорит не только автор книги - Шрипада Мадхвачарья, священные тексты Пуран вновь и вновь воспевают его славу.
Вопрос: Да, Пураны постоянно говорят о важности Экадаши, но так как возможность исключений все же подразумевается (для детей и стариков), быть может, не обязательно поститься на Экадаши в течение всей жизни? Ответ следует далее.
177
двадаши на прамоктавйа йавад айух правартате
арчанийо хришикешо вишуддхенантаратмана
От соблюдения поста в Экадаши или Двадаши не следует отказываться до конца жизни! Так, с чистым сердцем нужно поклоняться Властелину чувств – Господу Хришикеше.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шри Мадхвачарья