?

Раса-лила-катха. Для кого и когда. Часть 4.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 844. Опубликовано: 17-04-2017, 07:29

Раса-лила-катха. Для кого и когда

 Часть 4

 (Из журнала «Враджа-према» №2) 

Шраддха — начало бхакти и её основа

Неподдельная вера лучше искусственных, наигранных эмоций

 

Из комментария Гурудева к «Бхаджана-рахасье»: «Шраддха означает вера в наставления гуру, вайшнавов и шастры. Здесь ещё рано говорить о том, искренне человек совершает бхаджан или нет, исчезли его анартхи или ещё нет. Прежде чем говорить об этом, у преданного-неофита должна быть такая шраддха: «Я буду делать, как советуют мне гуру, вайшнавы и шастры». И тогда он будет последовательно продвигаться по ступеням преданности. Помимо садху-санги нет иного способа получить семя ростка бхакти.

Такая вера приходит исключительно от слушания садху, святого. Прежде всего должна быть такая шраддха, затем человек вступит на путь садхана-бхакти, будет совершать различную деятельность в преданности — примет прибежище у стоп сад-гуру, начнёт следовать его наставлениям, служить ему с чувством вишрамбха и следовать всем остальным составляющим бхакти. Но вначале должна быть садху-санга, и по мере того, как она усиливается в своём качестве, будет всё больше и больше проявляться шраддха в кришна-наму. Это ещё не ништха (твёрдая вера), но уже вера на определённом уровне.

Когда эта вера становится крепче, преданный понимает, что в Кали-югу нет иного способа достичь духовного совершенства, кроме воспевания кришна-намы, и что этот воспевание перенесёт его через океан материального бытия к непосредственному служению Бхагавану».

* * *

Шрила Гурудев (03.02.2000, Эллалонг, Австралия): «Шрила Рагхунатх дас Госвами говорит: са рагах. Что такое рага? Вы должны знать ответ. Адау шраддха татах садху-санго ‘тха бхаджана-крийа тато анартха-нивритти сйат тато ништха ручис татах... Сначала аништхита-бхакти, затем ништхита-бхакти, затем ручи. Вначале асакти к бхаджану — шраванам-киртанам, и затем асакти к бхаджания — к Шри Кришне, Чайтанье Махапрабху, Радха-Кришне».

* * *

Из лекции Гурудева: «Если вы не обретаете любовь к Господу, прему, в санге вайшнавов, где вы ещё сможете обрести её? Общаясь с духами и привидениями? Если вы не обретаете её в Навадвипе, Матхуре и Вриндаване, сможете ли вы обрести её в Каши (Варанаси)? Навадвипа и Вриндаван настолько могущественны, что можно обрести бхакти оставшись здесь даже на одну ночь. А мы проводим в дхаме так много дней и ночей, но не обретаем бхакти... Это потому, что у нас ЕЩЁ НЕТ КРЕПКОЙ ОСНОВЫ ДЛЯ НЕЁ. Нашта прайешв абхадрешу нитйам бхагавата севайа... («Ш.-Б.», 1.2.18) [«Благодаря регулярному слушанию «Бхагаватам» и служению чистому преданному бхагавата всё, что приносит беспокойство в сердце, почти полностью уничтожается, и человек утверждается в преданном служении Господу, которого воспевают в самых возвышенных молитвах».]

* * *

Для того, кто НЕ ПРИНЯЛ ПРОЦЕСС ШАРАНАГАТИ, доступ в царство чистого бхакти (рага-марг, бхава-бхакти и према-бхакти) БУДЕТ ЗАКРЫТ. Шаранагати — это путь полного вручения себя Господу, и он состоит из шести ступеней:

1) анукульясья-санкалпа — принимать всё, что благоприятно для преданного служения Бхагавану;

2) пратикульясья-варджанам — отвергать всё, что неблагоприятно для преданного служения;

3) ракшишьятити вишвасо — быть убеждённым в том, что Кришна всегда защитит;

4) гоптритве варанам — считать Бхагавана единственным своим Господином, который заботится обо мне;

5) атма-никшепа — полностью предаться Господу;

6) карпанье — всегда быть кротким и смиренным. Шрила Бхактивинода Тхакур поёт в «Шад-анга шаранагати»:

атйанта дурлабха према корибаре дана

шикхайа шаранагати бхакатера прана

«Чтобы даровать самое редкое сокровище, према-бхакти, Махапрабху научил всех шаранагати, которое есть жизнь и душа преданных».

шад-анга шаранагати хоибе джахар

тахара прартхана шуне шри нанда-кумар

«Нанда-кумар (Шри Кришна) услышит молитвы того, кто всем сердцем предаётся этому пути шаранагати, состоящему из шести частей».

И это, соответственно, означает, что молитвы того, кто не принимает шаранагати, Господь не услышит

* * *

Несколько важнейших стихов из «Пракрита-раса-шата-душини» («Сто разоблачений мирской псевдорасы») Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады (ноябрь 1916 г.):

джарийо вишайо-бхог бхакта кобху коре на

джара-бхог кришна-сева кобху сама хой на

«Настоящий преданный никогда не услаждает свои тело и ум чем-то материальным. Он никогда не ставит на один уровень наслаждение материей и служение Кришне».

ниджа-бхогйа каме бхакта ‘према’ кобху боле на

‘расе догомог ачхо’ шишйе гуру боле на

«Преданный никогда не спутает прему с собственным вожделением. Истинный гуру никогда не скажет недостойному ученику: «О, ты весь охвачен расой

‘расе догомог ами’ кобху гуру боле на

джарийо расеро катха шишйе гуру боле на

«Истинный гуру (перед недостойными) никогда не скажет: «Я весь погружен в расу!». Он никогда не будет говорить ученику то, что может возбудить в нём материальную псевдорасу».

нам расе бхедо ачхе гуру шикха деи на

раса лабхо кори’ шеше садхана то’ хой на

«Гуру никогда не говорит, что есть разница между намой и расой. Настоящей садханы не видать тому, кто начинает «садхану» с другого конца, с «обретения расы».

бхава-кале дже авастха садхонагре боле на

«Тому, кто не начал настоящую садхану, не открывают сокровенных тайн, касающихся бхавы».

рагануга-шраддха матре джата-рати хой на

«Иметь рагануга-шраддху — ещё не значит ощущать рати».

видхи-шодхйо джоне кобху рагануга боле на

«Не следует называть рагануга-бхактой того, для кого созданы видхи- правила и предписания».

садханеро пурве кехо бхаванкур пай на

джаре шраддха на чхадиле рати кобху хой на

«Росток бхавы не появится у того, кто не следует настоящей садхане. А рати до тех пор не придёт, пока преданный полностью не отказался от веры в материальное счастье».

джата-бхава на хоиле расика то’ хой на

джара-бхава на чхадиле расика то’ хой на

«Тот, кто не достиг бхавы, не может называться «расика-вайшнавом». И не является «расика-вайшнавом» тот, кто ещё не расстался с материальными эмоциями».

садхоне анартха ачхе расодой хой на

бхава-кале нама-гане чхоло-рас хой на

«Не уровне садханы ещё присутствуют анартхи, и на этой стадии раса не может прийти. А когда приходит бхава, пение намы проникнуто не наигранной расой, а настоящей».

сиддханта-вихина хойле кришне читто лаге на

«Тот, у кого нет знания и понимания сиддханты, ничуть не волнуется (как это волнение действительно должно проявляться) о Кришне и Его счастье».

сиддханта-аласа джон анартха то’ чхаре на

джаре кришна бхромо кори’ кришна-сева коре на

«Тот, кто ленив к изучению сиддханты, не в силах расстаться с анартхами. Он служит не Кришне, а псевдо-«Кришне», то есть чему-то материальному (выдуманному)».

анартха на геле наме рупа декха деи на

«Пока не изчезли анартхи, человек не сможет увидеть рупу Кришны в Его наме».

рупа-гуна-лила-спхурти нам чхара хой на

«Откровения рупы, гуны и лилы Кришны невозможно обрести иным путем помимо воспевания Его святого Имени».

раса аге рати пачхе рупануга боле на

раса аге шраддха пачхе гуру кобху боле на

рати аге шраддха пачхе рупануга боле на

«Рупануга-вайшнав, истинный гуру, никогда не скажет: ’’Сначала раса, а потом рати» (рати — это стадия, на которой сердце становится сияюще чистым и может воспринимать расу), и он никогда не скажет: «Сначала раса, а потом шраддха» или «Сначала рати, а потом шраддха’’».

крама-патха чхари’ сиддхи рупануга боле на

махаджана-патха чхари’ навйо-патхе дхай на

«Рупануга никогда не посоветует оставить постепенный путь развития (крама-патх), чтобы достичь совершенства. Он не отклоняется от пути махаджан, создавая новый».

кришна-рупе джара-буддхи рупануга коре на

«Истинный рупануга не считает красоту образа Кришны подобной материальной красоте».

кришна-лила джара-тулйо рупануга боле на

«Рупануга не рассказывает о кришна-лиле так же, как рассказывают мирские истории».

джарасакти-боше расе кришна гйан коре на

«Рупануга никогда не принимает псевдорасу своих материальных привязанностей за Кришну».

джара нама-рупа-гуне кришна кобху боле на

«Рупануга никогда не называет Кришной мирские предметы или понятия».

анартха-тхакар кале джара-лила бхоге

«Пока есть анартхи, преданный не пытается наслаждаться материальной «лилой». [И тем более он не пытается наслаждаться ею, когда анартхи уйдут.]

анартха тхакар кале лила-ган коре на

анартха тхакар кале рас-ган коре на

анартха тхакар кале сиддхи лабдхо боле на

«Пока в сердце пребывают анартхи, преданный не должен воспевать о лиле и о расе. Пока есть анартхи, он не будет заявлять, что достиг совершенства».

гуру тйаджи’ джаре аша кобху бхакта коре на

«Настоящий преданный никогда не оставит своего гурудева в надежде получить материальное счастье».

гуру-махаджана-вакйа бхеда кобху хой на

«Не может быть ни малейшего противоречия между словами махаджан и словами истинного гуру».

адхикара авичар рупануга коре на

анартха-анвито дасе раса шикха деи на

«Истинный рупануга всегда учитывает адхикар тех, кому говорит. Он никогда не учит расе ученика, ещё имеющего анартхи».

пракрита-сахаджа-мот апракрита боле на

«Рупануга не будет называть трансцендентными (апракрита) мнения пракрита-сахаджиев (таковыми называл Ш.Бхактиведанта Свами также каништха-адхикари)».

ашакто камала-шраддхе раса-катха боле на

«Ученику, слабому сердцем, имеющему очень мало веры (шраддхи), рупануга-гуру не будет говорить раса-катху».

ваидха-бхакта-джоне кобху рагануга джане на

камала-шраддхоке кобху расика то’ джане на

«Рупануга никогда не считает ваидхи-бхакту рагануга-вайшнавом, и человека, имеющего слабую веру (т.е. каништха-адхикари), он не будет считать расика-бхактой».

свалпа-шраддха-джоне кобху джата-рати мане на

свалпа-шраддха-джоне раса упадеш коре на

«Рупануга никогда не считает, что маловерующий (каништха-бхакта) может испытывать рати, и он не даёт такому человеку наставления о расе».

джата-рати проудха-шраддха-санга тйаг коре на

«Рупануга никогда не оставляет общения с теми, у кого есть настоящее рати (маха-бхагават) и непоколебимая шраддха (мадхьяма-бхагават)».

садхана чхариле бхава-удой то’ хой на

рагануга джанилеи садхана то’ чхаре на

«Если оставить садхану, бхава не проявится. Даже достигнув уровня рагануги, преданный не оставляет садхану».

расабхишта лобхи’ поре садхана то’ хой на

«Не может быть, что вначале человек обретает расу, которую он желает, а потом уже совершает садхану».

бхоге мон джаре шраддха чит пракаш коре на

наме шраддха на хоиле джара-буддхи чхаре на

джара-буддхи на чхариле нам крипа коре на

«Невозможно получить откровения трансцендентного, сохраняя помыслы о мирском наслаждении и веру в материю (материальное счастье). Пока не появится твёрдая вера в шри наму, разум так и останется материалистичным. А тому, кто не оставил материалистичное сознание, шри нама не даст милости».

нам крипа на кориле лила шуна джай на

«Не получив милость шри намы, невозможно по-настоящему слушать о лиле Господа».

лилаке пуриле джаре кам дур хой на

«Попытки «втиснуть» лилу Бхагавана в, пропитанную материальным наслаждением жизнь не помогут человеку избавиться от вожделения (камы)».

джара-бхога-вйавадхане лилодой хой на

«Лила Кришны не проявится перед человеком, который отгородился от Господа своим материальным наслаждением».

апарадха-вйавадхане раса-лабх хой на

«Достичь расы невозможно, если совершать апарадхи».

вйавахито лила-гане кам дур хой на

«Воспевание лилы, пронизанное собственным материальным наслаждением, не может избавить от вожделения (камы)».

севопакарон корне на шуниле хой на

джарапакарон дехе лила шуна джай на

«Если не слушать о том, как правильно совершать севу, настоящая сева невозможна (или: если слушать не ради севы, настоящее слушание невозможно). Если тело наполнено желанием наслаждаться самому, не будет настоящего слушания о лиле Господа».

севай унмукхо хо’ле джара-катха хой на

«Когда возникает глубокое желание служить Господу, исчезает стремления к мирской «катхе».

 

 

Вначале принять прибежище у Шри Нитьянанды и Шри Чайтаньи Махапрабху

и пытаться понять Их лилы.

По милости Нитай-Гауранги можно будет постепенно прийти к пониманию

лил Шри Шри Радха-Кришны

 

Шри Чайтанья Махапрабху пришёл в этот мир, чтобы Своим примером научить людей Кали-юги поклоняться Шри Шри Радха-Кришне, Их спутникам, Шри Враджа-дхаме. Поэтому для садхаков полезнее вначале углубиться в Чайтанья-лилу и попытаться понять её, усвоить наставления Махапрабху. Тогда постепенно придёт правильное понимание Кришна-лилы. Перешагивая через Чайтанья-лилу непосредственно к Радха-Кришна-лиле, мы рискуем совершить множество апарадх. Кришна-лилу нужно воспринимать через Чайтанья-лилу, ведь мы принадлежим к преемственности «Гаудия» (последователей Шри Чайтаньи).

В книге по Шри Навадвипа-дхама-парикраме Шрила Гурудев (Ш.Нараяна Госвами Махарадж) пишет: «Тому, кто желает войти в настроение Враджа, гарантирован полный успех в этом, если он примет абсолютное прибежище у Шри Навадвипа-дхамы, Шри Кришны Чайтаньи, Шри Нитьянанды Прабху и всех Их вечных спутников. Так он легко обретёт ту Любовь, которая существует во Вриндаване. В Своей Навадвипа-дхаме Господь Чайтанья не обращает внимания на возможные оскорбления преданного. Просто искренне приняв прибежище у Навадвипа-дхамы, человек обретает враджа-прему. Но такое чистое предание дхаме не является чем-то заурядным, дешёвым. Это означает принять Шри Кришну Чайтанью и Шри Нитьянанду Прабху как свою жизнь и душу и поверить, без всякой тени сомнения, что Шри Навадвипа-дхама есть наивысшее проявление сострадания и милости к обусловленным дживам.

...Лилы Шри Кришны Чайтаньи и Шри Нитьянанды Прабху в Навадвипа-дхаме — это завершение лил Кришны и Баларамы, которые Они проводили во Вриндаване.

...Если человек совершает оскорбления в Шри Вриндаван-дхаме, он фактически лишает себя шанса получить милость. Чтобы получить према-бхакти во Вриндаване, нужно вначале освободиться от всех оскорблений. Но что касается Шри Навадвипа-дхамы, то даже если человек является закоренелым оскорбителем, эти оскорбления не будут препятствием к обретению любви к Кришне. Если в Шри Вриндаван-дхаме такие оскорбители быстро и очень сурово наказываются, то в Шри Навадвипа-дхаме Господь в качестве «наказания» очищает их от всех оскорблений и дарует према-бхакти. [Примеры этого — Джагай и Мадхай, Девананда Пандит, Гопал Чапал, Гопал Чакраварти и други].

...Шрила Бхактивинода Тхакур говорит: «С преданностью, сердцем, умом и телом поклоняясь самому милостивому Господу Гауранге, человек несомненно обретёт лотосные стопы Шримати Радхики и Кришны в кунджах Вриндавана ...Чтобы даровать живым существам ту любовь, которую гопи испытывают к Кришне — самую высшую расу, Кришна Сам пришёл как Шри Чайтанья Махапрабху, сын Шачиматы ... Не получив милость Нитая и не обретя лотосные стопы Гауранги, совершенно невозможно обрести милость гопи и служение им. Поэтому всем сердцем посвятите себя преданному поклонению Нитай-Гауранге!»

...Если преданный совершает бхаджан, поклоняясь Гауранге в настроении дасья-расы, он с лёгкостью сможет обрести кришна-прему в сакхья-, ватсалья- или мадхурья-расе. И Шрила Бхактивинода Тхакур утверждает, что поклонение Нитаю и Гауранге в настроении дасьи, служения, естественным образом позволит преданному обрести квалификацию для того, чтобы вскоре почувствовать появление кришна-премы в сердце».

***

Из хари-катхи Пуджьяпад Шрилы Бхактиведанты Тривикрамы Махараджа во время Шри Навадвипа-дхама-парикрамы (2000г.): «Без милости Нитая и Гауранги мы не сможем обрести прему к Радха-Кришне, не сможем попасть на Голока Вриндавану. Если вы не поклоняетесь Навадвипе, ваше поклонение Вриндавану будет считаться пустым занятием.

арадхитам нава ванам враджа кананам те

нарадхитам нава ванам враджа эва дуре

арадхито двиджа суто враджа нагарасте

нарадхито дийа суто на тавеха кришна

(«Навадвипа-шатакам», Шри Прабодхананда Сарасватипад)

Если вы поклоняетесь Навадвипа-дхаме, вы поклоняетесь Враджу. Если вы не почитаете Гаурачандру, то всё, что вы делаете — всё ваше преданное служение — пройдёт впустую. Кришна останется далеким для вас. Но если вы поклоняетесь Гаурачандре и святой земле Навадвипы, тогда Кришна будет очень близко. Поэтому всегда помните Гаура-Нитай, потому что Они бесконечно милостивы. Кришна-нама и кришна-дхама учитывают оскорбления, но Махапрабху и Нитьянанда — нет. Поэтому поклоняйтесь Вриндавану через поклонение Господу Чайтанье и Его спутникам».

***

Из лекции Ш.Нараяны Госвами Махараджа, 21.01.01, Мурвилламба, Австралия:

«...Вы знаете о Говинде, слуге Махапрабху? Как он служил, вы знаете? Он всегда проявлял утсаху, энтузиазм в служении, всегда. Мы должны следовать его примеру. Если вы хотите бхакти, следуйте по стопам спутников Шри Чайтаньи Махапрабху. В противном случае вы не сможете следовать по стопам гопи и гопов, спутников Радхи-Кришны, и служить Божественной Чете. Вначале придите к Чайтанье Махапрабху».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада отвечает на вопрос о последовательности в бхаджане (из хари-катхи в Бакхрабаде, 5 апреля 1926г.): «Шри Гаурасундар — это Господь, которому поклоняется садхака, у которого пока сохраняются анартхи; а Шри Кришна — это Господь, которому поклоняется преданный, уже достигший совершенства (сиддхи) и свободный от анартх. Садхака обретает служение Шри Кришне как служение Гауре и в служении Гауре, а для преданного-сиддхи служение Гауре и есть поклонение Шри Кришне. Садхака, ещё не достигший совершенства и полный анартх, не в состоянии приблизиться к Кришне, а если он изображает такую близость, то Кришна руками Господа Вишну уничтожает его до времени, как уничтожил Агху, Баку и Путану. Но Шри Гаурасундар, Господь Бесконечной Милости, даже такого погрязшего в роскоши мирянина, как Пратапарудра, даже таких майявади, как Пракашананда и Сарвабхаума Бхаттачарья, даже таких грешников и мерзавцев, как Джагай и Мадхай, избавил от анартх и сделал достойными для служения Шри Кришне».

Из «Шри Чайтанья-чаритамриты»:

кришна-нама коре апарадхера вичар

кришна болиле апарадхира на хойа викар

(«Ч.-ч.», Ади, 8.24)

«При воспевании имени Шри Кришны учитываются оскорбления. Поэтому у тех, кто воспевает кришна-наму с оскорблениями, не проявляются истинные признаки духовного блаженства».

чаитанйа нитйананде нахи э саб вичар

нама лоите према дене бахе ашрудхар

(«Ч.-ч.», Ади, 8.31)

«Но при воспевании святых имён Шри Чайтаньи и Нитьянанды оскорбления не принимаются в расчёт. Тот, кто принимает у Них прибежище и с верой воспевает Их святые имена, очень быстро очищается от всех предыдущих оскорблений. Когда такой человек, очистившись, повторяет имя Кришны, Шри Чайтанья и Нитьянанда даруют ему прему, и из его глаз начинают литься слёзы».

хено нитай бине бхаи радха-кришна пайте най

дридха кори’ дхаро нитаир пай

«Не приняв в сердце Нитая (Шри Нитьянанду Прабху), невозможно обрести Радха-Кришну. Поэтому крепко держись за лотосные стопы Нитая» (Ш.Нароттама дас Тхакур, «Нитай-пада-камала»).

гоура-према-расарнаве се таранге джеба дубе

се радха-мадхава антаранга

«Гаура-према — это океан расы, и тот, кто глубоко погружается в волны этого океана, становится очень близким спутником Шри Шри Радха-Мадхавы» (Ш.Нароттама дас Тхакур, «Гаурангера дути-пада»).

йатха йатха гоура-падаравинде

виндета бхактим крита-пунйа-раших

татха татхотсарпати хридй акасмат

радха-падамбходжа-судхамбу-раших

«Насколько джива, имеющая огромное сукрити, обретает чистое желание вечно служить лотосным стопам Шри Гаурасундары, настолько в её сердце, без отдельных усилий, поднимается океан вечной сладости премы к лотосным стопам Шри Радхики» (Ш.Прабодхананда Сарасватипад, «Шри Чайтанья-чандрамрита», 88).

Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж (из «Упадешавали»): «Совершать гаура-бхаджан в настроении рупануг — это и есть настоящий випраламбха-бхаджан Шри Шри Радха-Кришне».

 

Смирение и признание того, что нет квалификации

Из лекции Ш.Нараяны Госвами Махараджа «Как освободиться от гнева и чувства обиды» (июль 1999 г., Франция): «Будьте невозмутимы и спокойны, всегда повторяйте: Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе... Вы должны думать о себе: «Я никчёмный человек. Я оскорбил многих вайшнавов и поэтому стал таким безмозглым негодяем. Хотя я повторяю святое имя, слезы не текут из моих глаз и сердце моё не тает. О Кришна! Что же мне делать?» Вспоминайте Чайтанью Махапрабху и молитесь Ему: «О Чайтанья Махапрабху, Ты беспричинно милостив. Пожалуйста, даруй мне Свою милость. В Кали-югу жизнь очень, очень коротка, в ней так много трудностей и ум всегда чем-то огорчён. Что же мне делать? В своих попытках заниматься бхакти я постоянно встречаю множество препятствий. У меня нет возможности хорошего общения, я очень слаб и не заслуживаю милости Кришны. Что же делать? О Чайтанья Махапрабху, Ты моя единственная надежда. Твоя милость беспричинна. Пожалуйста, пролей её не меня. Ты одарил ею даже Джагая и Мадхая. Неужели Ты лишишь меня Своей милости? Я считаю себя ещё большим негодяем, чем они, и потому я достоин получить её». Если вы плачете и молитесь таким образом, Кришна обязательно даст вам Свою милость. От повторения и пения святого имени ваше сердце растает и из глаз польются слёзы. Если нет слёз, нужно думать: «Я совершил множество оскорблений, поэтому я не могу плакать». Всегда раскаивайтесь так, повторяя: Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе...» Шрила А.Ч.Бхактиведанта Свами в своем изложении «Бхакти-расамрита-синдху» («Нектар преданности», 16 гл.) пишет: «Преданному, действительно достигшему высот в сознании Кришны и занятому преданным служением Господу, не следует демонстрировать этого, даже если он уже достиг совершенства. Имеется в виду, что до тех пор, пока человек остаётся в материальном теле, ему следует продолжать действовать как преданному-неофиту. Даже чистый преданный должен придерживаться всех принципов ваидхи-бхакти. Однако, когда он осознает свои истинные отношения с Господом, он может, продолжая выполнять обязанности преданного служения в ваидхи-бхакти, начать думать о Кришне, следуя руководству одного из вечных спутников Господа, и внутри развивать трансцендентные эмоции, следуя примеру этого преданного. Принимая это во внимание, нужно с осторожностью относиться к так называемому сиддха-пранали. Сиддха-пранали — это путь, избираемый определённым типом не очень компетентных людей, придумавших свою форму преданного служения. По их мнению, чтобы войти в число ближайших спутников Господа, достаточно просто вообразить себя таковым. Однако это поведение в корне противоречит регулирующим принципам. Путем сиддха-пранали следуют пракрита-сахаджии, псевдовайшнавы. По мнению Рупы Госвами, подобная деятельность — не более чем помеха на пути к настоящему преданному служению.

Шрила Рупа Госвами говорит, что авторитетные ачарьи рекомендовали не отступать от регулирующих принципов преданного служения даже после того, как мы разовьём в себе спонтанную любовь к Кришне».

шраванот киртанадини ваидха-бхактй-удитани ту

йанй ангани ча танй атра вигйейани манишибхих

«Тем, кто сведущ в трансцендентном знании, хорошо известно, что все различные анги ваидхи-бхакти, такие как шравана и киртана, должно практиковать и в рагануга-бхакти» («Бхакти-расамрита-синдху»).

Сам Господь Чайтанья Махапрабху, испытывая махабхаву, величайшую любовь к Кришне, говорил о Себе: на према-гандхо ‘сти дарапи ме харо — «Во Мне нет и самого ничтожного намёка на прему». Может ли человек, действительно достигший высот бхакти, говорить (или думать) о себе: «Я уже чего-то достиг. Я — рагануга-бхакта, и према уже гарантирована мне»? Тот, кто по- настоящему приближается к рагануга-бхакти или уже является раганугой, никогда так о себе не думает и не говорит. Он считает себя самым последним из всех, самым ничтожным и недостойным существом. Если он по беспричинной милости Господа ощущает какие-то возвышенные духовные эмоции или получает даршан божественных лил, он никогда не рассказывает об этом другим, а держит это глубоко в своём сердце.

Яркий пример такого смирения — Шрила Мадхавендра Пурипад, который получил особую милость Божества Шри Гопинатхаджи в Ремуне. Господь специально для него спрятал Свой кхир-прасад, и, получив его, в ту же ночь Мадхавендра Пури решил уйти с того места, чтобы не стать объектом внимания и прославления всех местных жителей. Почему? Потому что он боялся пратиштхи, славы и признания. А НАЧИНАЮЩИЕ ПРЕДАННЫЕ НЕ БОЯТСЯ ЕЁ и поэтому стараются рассказывать всем и каждому о своих «божественных даршанах», видениях «лилы», снах-откровениях и т.д., хотя чаще всего это на самом деле всего лишь их разыгравшаяся фантазия, возбуждённый ум. Рагануга-бхакти — это СУГУБО ВНУТРЕННИЙ ПРОЦЕСС.

Внешне рагануга-преданный продолжает следовать ваидхи-бхакти, а внутри он погружен в свои отношения с Господом и Его спутниками, в служение им, сохраняя это В ТАЙНЕ от других. Что такое настоящая раса согласно Шриле Рупе Госвами?

вйатитйа бхавана-вартма джаш чаматкара-бхара- бхух

хриди саттводжвале вадхам свадате са расо матах

(«Бхакти-расамрита-синдху», 2.5.132)

«Расой называют ощущение или переживание сердца, превосходящее всё, что только можно вообразить, — сердца, которое стало полностью чистым от всего материального осквернения и утвердилось в состоянии сияющей чистейшей трансцендентной благости (шуддха-саттва-вишеша*).

* Определение бхавы (рати) таково: шуддха-саттва-вишешатма према сурйамшу-самйабхак/ ручибхиш читтамашринйа крид-асау бхава учйате («Бхакти-расам- рита-синдху» 1.3.1). «После стадии ручи (и асакти), сердце преданного размягчается божественной любовью, и приходит бхава-бхакти. Это трансцендентный уровень, за пределами влияния гун материальной природы. Шуддха-саттва-вишешасердце такого преданного наполняется качествами шуддха-саттвы, чистейшей духовной благости. Оно начинает светиться, как солнце, поскольку бхава — этот луч солнца према-бхакти».

 

 Эта трансцендентная раса вызывает необычайное изумление и приносит неописуемое блаженство». Слово «бхара» в этой шлоке указывает на то, что это состояние не является каким-то легковесным чувством, проявлением дешёвых эмоций. «Бхара» означает «вес», «тяжёлый», «глубочайший». И такая высшая раса может проявиться только в совершенно чистом сердце, свободном от анартх и погруженным в служение Господу. Непрестанно ощущая такую расу в сердце, бхакта-расика-радж, «лучший из расика-бхакт», Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами в полном смирении говорит о себе в «Чайтанья-чаритамрите»:

пуришера кит хоите муи се лагхишта

джагаи- мадхаи хоите муи се папишта

«Я ниже червя в испражнениях, я греховнее Джагая и Мадхая... Любой, кто назовёт моё имя, осквернится...».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада (из «Упадешавали»): «Даршан Кришны можно получить только через слух, то есть слушая хари-катху от чистых вайшнавов, по-другому это невозможно».

Из «Джайва-дхармы» (гл.22): «Когда Враджанатх и Виджай-кумар услышали объяснения бхава-бхакти [от Рагхунатхи даса Бабаджи], они были совершенно поражены и какое-то время ничего не могли сказать, погруженные в размышления о бхаве. Через некоторое время они сказали Бабаджи Махараджу: «О Прабху, могучий ливень ваших подобных нектару наставлений наводнил премой наши иссохшиеся сердца. Что нам теперь делать? Куда нам идти? Мы ничего не можем понять... Нам очень трудно будет обрести эту бхаву, ведь в нашем сердце нет смирения. Мы очень гордимся своим брахманским происхождением, и единственное что может нас спасти — это ваша щедрая любовь и милость. Если вы даруете нам хоть каплю премы, мы несомненно достигнем цели. Наша единственная надежда — на то, что мы смогли установить с вами эти духовные отношения. Мы несчастные, грешные и бесполезные люди, а вы — дорогой бхакта Кришны, такой необыкновенно милостивый... Будьте сострадательны к нам и скажите, что нам делать».

Из лекции Ш.Нараяны Госвами Махараджа 07.06.2001г., Голландия:

«В одной лиле Господа Рамачандры Нарада Муни однажды оказался во власти вожделения, и причиной тому была его гордость. Конечно же, в нём нет ни вожделения, ни гордости. Он трансцендентный преданный. Вожделение не может коснуться его. Господь Рама просто хотел на его примере предостеречь обычных преданных, которые сохраняют в себе гордыню. Нужно быть очень осторожным. Если человек считает себя таким же великим, как Нарада, и даже если он действительно велик, всё равно он может попасть в такое положение. Если он горд, ему не спастись от вожделения».

Шрила Нараяна Госвами Махарадж (из «Прабандхавали», глава «Бхаджана-рахасья»): «...Должно быть глубокое осознание собственной никчёмности, низости: «Я бесполезный, беспомощный... Я не способен памятовать об играх Кришны. Я не могу избавиться от своих анартх — вожделения, гнева, жадности, иллюзии, зависти. Они живьём проглатывают меня. Желание почёта и славы губит меня. О Гурудев! О вайшнавы! О Гопинатх! Услышьте мою мольбу! Кроме Вас никто не в силах спасти меня...» Прежде всего необходимо обрести такое чувство, и сокрушаться, плача. Но плача неподдельно. Способность памятовать о лилах Кришны придёт позже, оно по-настоящему проявится на стадии бхавы. И без шраваны, киртаны и смараны Бхагавана преданный не сможет сосредотачивать свой ум в садхане... Вначале нужно совершать мантра-майи-упасану, поклоняться Кришне, повторяя мантру, полученную от гурудева. Более высокий уровень медитации (памятования) придёт позже, когда в садхане «взойдёт солнце» и полностью «рассеется тьма», причиной которой были анартхи. Чтобы достичь этого уровня, нужно совершать серьёзную садхану, проходя все её стадии, и постоянно воспевая нама-санкиртану».

Шрила Нараяна Госвами Махарадж (из «Прабандхавали», глава «Последний день Карттика-враты»): «...Мы попытались в этот месяц Карттик, проведённый во Врадже, усилить нашу лаулью (лобху), стремление к служению Шримати Радхике, и когда это лауля станет действительно зрелой, можно будет считать, что мы получили настоящий даршан Вриндавана, Враджа. Мы во всех отношениях неквалифицированы для этого [т.е. для служения Шримати Радхарани], но если в сердце у нас появилось хоть небольшое желание, мы будем молиться Лалите-деви, Вишакхе-деви, всем гуру нашей парампары, и особенно своему Гурупада-падме, чтобы по их милости это желание (лаулья) стало зрелым и полным».

Конец 4 части

Продолжение следует

Часть 1: http://sampradaya.ru/current/article/5055-rasa-lila-katha-dlya-kogo-i-kogda.html

Часть 2: http://sampradaya.ru/current/article/5056-rasa-lila-katha-dlya-kogo-i-kogda-chast-2.html

Часть 3: http://sampradaya.ru/current/article/5057-rasa-lila-katha-dlya-kogo-i-kogda-chast-3.html

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи