?

Сварупа души. Противоречия нет.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1607. Опубликовано: 19-08-2017, 08:29

Сварупа души

Противоречия нет

Шьямарани д.д.

Мнение Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

 

В последние два года во время моих поездок ко мне обращаются преданные с одним и тем же вопросом. Они слышали, что мнение o сварупe дживы, которое высказывает Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж отличается от мнения нашего Шрилы Гурудева - Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа и нашей гуру-варги. Расстроенные и озадаченные, они просят помочь им разобраться в этом вопросе, чтобы ничто не мешало им в полной мере верить Шриле Махараджу (Ш.Б.Вигьяне Бхарати). Некоторые признаются, что есть преданные, которые не могут даже начать слушать его из-за наличия этого спорного вопроса. Когда же я подробно объясняла им, что взгляды Шрилы Махараджа и Шрилы Гурудева ничем не отличаются друг от друга, некоторые из этих преданных просили меня написать статью, в которой были бы сопоставлены утверждения Шрилы Махараджа и Шрилы Гурудева. Поскольку я уже несколько раз отвечала на подобные вопросы, касавшиеся единства настроения и сиддханты Шрилы Гурудева и Шрилы Прабхупады Бхактиведанты Свами Махараджа, то, желая послужить обществу вайшнавов, и в особенности Шриле Махараджу и Шриле Гурудеву, я согласилась.

 

Оба ачарьи часто приводят шлоку, где говорится, что раса, присущая сердцу дживы, вечна:

нитйа-сиддха кришна-према ‘садхйа’ кабху найа

шраванади-шуддха-читте карайе удайа

«Чистая любовь к Богу вечно обитает в сердцах живых существ. Она не относится к категории вещей, обретаемых извне. Когда сердце очищено слушанием и воспеванием, эта любовь пробуждается сама собой» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.107).

 

Оба Вайшнава придерживаются одной сиддханты

    24 и 25 июля 2015 года, в Джаганнатха Пури Шрила Бхарати Махарадж отвечал на вопросы преданных, дабы развеять их сомнения. В этой статье мы приведём выдержки из английского перевода аудиозаписи, которая была сделана 24 июля во время даршана Шрилы Махараджа на хинди.

Вопрос: «Мы слышали, что по утверждениям одних чистых вайшнавов, сварупа дживы вечна (нитья), или заложена в ней изначально. Известно, что в момент сотворения дживы Господь наделяет её служением Ему в определенной расе (индивидуальными взаимоотношениями). Именно тогда закладывается и сварупа дживы.

По мнению других чистых вайшнавов, сварупа дживы неизменна в том смысле, что её природа быть нитья-кришна-дасом; как утверждает Шриман Махапрабху: дживера ‘сварупа’ хайа - кришнера ‘нитйа-даса’   «Естественное предназначение живого существа — вечно служить Кришне» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.108). В этом их утверждения совпадают. Однако, что касается расы, когда садхака общается с преданными, которые пребывают в различных расах, он ощущает вкус различных рас и продолжает двигаться в выбранном направлении.

Как нам правильно понять и согласовать эти две точки зрения уважаемых вайшнавов? Какой квалификацией нужно обладать, чтобы понять все это?»

 

Преданные задали этот вопрос, потому что думали, что Шрила Гурудев придерживается первой точки зрения, а Шрила Махарадж — так называемой второй.

 

Шрила Махарадж: «В действительности, и те, и другие говорят об одном и том же. Между этими утверждениями нет никакой разницы. Однако понять это нелегко. Понимание этой темы будет зависеть от опыта или реализации преданного».

 

Шрила Махарадж, по сути, утверждает, что существует только одна точка зрения, а не две. Оба вайшнава говорят одно и то же. Поэтому мы можем допустить, что следующая комбинация этих так называемых двух точек зрения и есть единое мнение двух чистых вайшнавов.

Сварупа дживы вечна, или неизменна. Шриман Махапрабху утверждает: дживерасварупа’ хайакришнеранитйа-даса’. Это означает, что все дживы по своей вечной сварупе являются вечными слугами Кришны. Если, находясь в обусловленном состоянии, садхак общается с преданным, чья раса отлична от его собственной, он может временно привлечься ей и захотеть в неё погрузиться. Однако, как только его квалификация достигнет необходимого уровня, он получит такое общение, которое поможет ему в полной мере осознать его собственную расу (или сварупу).

Мы предлагаем уважаемому читателю поразмыслить над нашим предположением, используя высказывания Шрилы Гурудева и Шрилы Махараджа, которые мы приводим ниже.

Шрила Гурудев, Шрила Махарадж и все наши гаудия-ачарьи придерживаются утверждения о том, что садхак развивается под влиянием общения, и как только общение становится подходящим, он обретает возможность реализовать свою расу. В качестве примера, приведём отрывок из лекции Шрилы Гурудева по «Вилапа-кусуманджали» (13 шлока) (ноябрь, 1991 год).

 

Шрила Гурудев: Если преданный, который по своей природе является рама-бхактой, общается с преданным Кришны и его настроение служения Кришне достигает определённого уровня, Кришна организовывает всё так, что преданный попадает в Айодхью и получает рама-наму. Гопала-мантра едина, но с её помощью преданный разовьёт соответствующее своей сварупе настроение дасьи, сакхьи, ватсальи или мадхурьи. Поклонение Раме относится к категории дасья-расы. Неправильно думать, что воспевая гопала-мантру, рама-бхакта автоматически осознает Господа Раму. Напротив, как только он достигнет определённой ступени в воспевании гопала-мантры, Кришна Сам всё организует, например, пошлёт его в Айодхью, и т.д.

 

Все без исключения расы — это нитья-кришна-даса

Ответ Шрилы Махараджа говорит о том, что его взгляд на вечность расы дживы не противоречит мнению ни Шрилы Гурудева, ни нашей гуру-варги.

 

Шрила Махарадж: «Каждый является дасом, слугой. Преданный в шанта-расе — слуга, преданный в дасья-расе — слуга. Преданный в сакхья-расе — слуга, преданный в мадхурья-расе — тоже слуга. Разве отец и мать не являются слугами (дасами)? Они собирают за ребёнком разбросанную обувь, стирают его одежду, купают его. Однако, даже если они делают то же, что и слуги, между ними и слугами существует разница, а именно они отличаются расой (отношением). Любовь и привязанность матери намного глубже и насыщеннее, чем любовь и привязанность слуги. Материнское служение пронизано материнской любовью (ватсальей). Мать точно знает, сколько горячей или холодной воды использовать для купания ее ребенка, а может быть достаточно будет просто вытереть его влажным полотенцем.

Поэтому, все расы содержат дасью, или настроение служения, однако они отличаются интенсивностью или глубиной любви и привязанности — маматой, т.е. чувством собственности.

Объяснить это можно на примере молока. Молоко - это молоко, однако, в зависимости от степени приготовления или кипячения, оно становится кхиром, кхоа, рабри или другими сладостями. Поскольку изначальным и основным компонентом этих блюд является молоко, то в своей сущности эти блюда и есть молоко. Меняются только названия, но молоко остается молоком. Аналогично этому, все мы слуги, вечные слуги Кришны. Говорится: дживера ‘сварупа’ хайа — кришнера ‘нитйа-даса’. Сварупа живого существа — это вечный слуга Кришны».

 

В данной шлоке под словом "сварупа" понимается «внутренняя природа» или «конституциональная форма» в широком смысле это означает, что: по своей природе джива — вечная служанка Кришны. Шрила Махарадж обращает здесь внимание на то, что глубинным смыслом слова "сварупа" является понятие "раса". Согласно Шриле Махараджу, слово "сварупа" употребляется в книгах Шрилы Гурудева и нашего Шрилы Прабхупады во множестве различных значений, таких как "трансцендентная природа», «внутренняя природа», «конституциональная позиция», «форма», «законченная неотъемлемая природа", "особенность". Все эти слова указывают именно на расу.

Шрила Махарадж привёл аналогию с молоком не для того, чтобы показать, что подобно молоку, которое превращается из одного продукта в другой, человек может сегодня иметь одну сварупу, а завтра - другую, или в этой жизни иметь одну сварупу, а в следующей жизни - другую. Раса или сварупа дживы вечна (нитья). Он также не говорил, что сначала джива должна быть в шанта-расе, потом в дасья-расе и т.д. Напротив, аналогия с молоком объясняет, что дасья или служение является общей чертой всех рас, и что каждая раса представляет собой степень интенсивности служения (дасьи).

Наш Шрила Прабхупада (Бхактиведанта Свами) детально объясняет этот же принцип возрастающей интенсивности рас в своём переводе и комментарии к стихам 19.183-234 «Шри Чайтанья-чаритамриты», Мадхья-лилы, где в рамках наставлений Господа Чайтаньи Шриле Рупе Госвами (рупа-шикша) обсуждается идея возрастающей маматы в рамках нитья-дасьи. Шрила Гурудев говорил, что 19 глава является одной из шести глав «Чайтанья-чаритамриты», без которых невозможно продвинуться ни на йоту в бхакти.

 

Сварупу не изменить общением

В ходе объяснения, Шрила Махараджа сказал следующее:

 

Шрила Махараджа: «Истинная сварупа дживы - это та сила, которой Кришна наделил дживу в момент её появления».

 

Чтобы показать, что раса дживы никогда не меняется, Шрила Махарадж привёл пример Шьямананды Прабху, который, будучи вечным спутником Шри Шри Радха-Кришны, а именно служанкой Шри Радхи, сыграл роль обусловленной души, стремящейся к совершенству.

 

Шрила Махараджа: «В шастрах содержится история Хридой Чайтаньи и его ученика, Шьямананды Прабху. Сам Хридой Чайтанья был в сакхья-расе, а его ученик погрузился в мадхурья-расу. Опечалился ли Хридой Чайтанья? Нет. Будет ли гуру несчастлив, если его ученик превзойдёт его? Нет, не будет».

 

Шрила Махарадж не говорит здесь о том, что останься Шьямананда Прабху с Хридой Чайтаньей на более продолжительное время, он бы погрузился в сакхья-расу.

 

Шрила Гурудев говорит о том же самом в книге «Ачарья Кешари» (биографии его Гуру Махараджа Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа): «Если панчаратрика-дикша-гуру в своей сиддха-сварупе (изначальном духовном облике) находится в более низкой расе, чем его ученик, каким образом он может дать бхаджан-шикшу, относящуюся к более возвышенной расе? В таком случае человеку следует принять прибежище у вайшнава, который способен дать ему необходимые наставления. Например, Хридой Чайтанья в кришна-лиле был спутником Господа в сакхья-расе, тогда как его ученик Шри Шьямананда Прабху (Дукхи Кришнадас) был спутником Господа в мадхурья-расе. Поэтому Шри Хридой Чайтанья послал его к Шриле Дживе Госвами получить более возвышенную бхаджана-шикшу в мадхурья-расе» («Ачарья Кешари, Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами. Его жизнь и учение», Часть 4).

 

Там же (в 4 главе этой же книги) Шрила Гурудев цитирует слова своего Гуру Махараджа.

Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж: «Сокровенный смысл состоит в том, что до тех пор, пока cадхака в процессе практики не осознал свою сварупу, он совершает свой садхана-бхаджан согласно общению. Однако когда он освобождается от анартх, в нём постепенно в форме одного из вкусов (ручи) проступает изначально присущее ему настроение, и его внутренняя природа раскрывается. Заметив, к какому вкусу и т.д. склонен ученик, Шри Гурудев просто называет вид его взаимоотношений и одиннадцать типов бхавы (экадаши-бхав), давая ему возможность совершенствоваться в бхаджане.

      Иногда садхака, наделённый более высокой расой, из-за общения с преданными, находящимися в дасья- или сакхья-расах, совершает служение или поклоняется в более низкой расе. Со временем он начинает чувствовать неудовлетворённость. Обретя более возвышенное общение, он оставляет прежнее настроение и проявляет естественную для себя бхаву».

 

Для иллюстрации того, что сварупа не меняется общением, Шрила Бхарати Махарадж привёл пример с Джамбаваном, отцом Джамбавати, одной из жён Кришны. Джамбаван был рама-бхактой, и, не смотря на то, что он общался с самим Кришной (сражался с Кришной лицом к лицу и потерпел от Него поражение), он даже не узнал Его, не говоря уже о том, чтобы стать кришна-бхактой. Напротив, в конце концов, Кришна явил Себя Джамбавану в форме Господа Рамы.

Шрила Махарадж также привёл пример Мурари Гупты. 

Шрила Махараджа: «Мурари Гупта встретился с Господом Чайтаньей и Его преданными, которые поклонялись Кришне в мадхурья-расе. Он получил наставление от Махапрабху поклоняться Кришне в мадхурья-расе, но не смог выполнить его. И поскольку Мурари Гупта был преданным Господа Рамы (а именно проявлением Ханумана), Махапрабху предстал перед ним в форме Господа Рамачандры. Господь наделил Мурари Гупту преданностью Господу Рамачандре, и поэтому Мурари Гупта не смог принять ничего выше этого».

 

Вечная сварупа развивается и проявляется благодаря общению

Далее Шрила Махарадж объяснил, что в отличие от Мурари Гупты, который уже осознал свою сварупу и поэтому не мог отклониться от неё даже под влиянием Шри Чайтаньи Махапрабху, существуют преданные, которые внешне кажутся утверждёнными в какой-либо расе, либо имеют склонность к какой-либо расе и поклонению какому-то определенному Божеству под влиянием общения или семейной традиции. Обретя подходящее общение, такие преданные начинают развивать свою истинную расу или сварупу (отношения). Он объяснил, что Венката Бхатта (отец Гопал Бхатты Госвами), сам Гопала Бхатта и его дядя Прабходананда Сарасвати были преданными Лакшми-Нараяны. Встретив Шри Чайтанья Махапрабху, они начали поклоняться Радхе и Кришне. Шрила Махараджа сказал, что преданный получает возможность осознать свою сварупу благодаря всё более и более возвышенному общению.

 

Шрила Гурудев придерживается такого же мнения. Цитируя слова Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Госвами Махараджа, Шрила Гурудев пишет в книге «Ачарья Кешари»: «Заметим, что, по мнению Госвами, Шри Прабодхананда Сарасвати является Тунгавидья-сакхи во враджа-лиле, а Гопал Бхатта Госвами — Шри Гуной Манджари. Ради этой лилы оба они появились в Южной̆ Индии и совершали свой садхана-бхаджан, получив дикшу в Шри-сампрадае. Изначально они являются гопи Враджа, поэтому, хотя принадлежали к Шри-сампрадае, благодаря общению со Шриманом Махапрабху обратились к шри кришна-севе. Этот случай говорит о том, что садху-санга помогает дживе осознать свою сварупу, но садху-санга не может изменить эту сварупу».

 

Сомнения развеяны

Через четыре месяца после даршанов 24 и-25 июля, 2015 года, в Чандигархе были снова заданы эти же самые вопросы. Поэтому 15 декабря (на дневной домашней программе) Шрила Махарадж ещё раз подробно объяснил данную тему. Ниже приводится транскрипция этой лекции, составленная на основе аудиозаписи перевода, звучавшего в ходе лекции и перевода с хинди.

 

Шрила Махараджа: «Я получил множество вопросов. Один из них повторяется снова и снова. Поскольку мы не квалифицированы, мы не в состоянии понять и осмыслить услышанное. Возникает путаница.

Иногда мы слышим, что преданный, погруженный в дасья-расу, приходит к мадхурья-расе (как в случае с Гопал Бхаттой и его семьёй), а иногда, что сварупа не меняется (как в случае с Мурари Гуптой). Почему же две эти истины звучат по-разному? Потому что мы не относимся к даршану священных писаний беспристрастно. Иногда даже слушая объяснения, мы не можем понять их сущность. 

    Бхагаван вмещает в Себя пять рас. Мы видим это в Шри Кришне. Рамачандра, Нрисимхадев, Вараха и другие не содержат их все. Если Бхагаван вечен, и Его слуга вечен, значит служение слуги тоже вечно. Если слуга не вечен, то как служение может быть вечным? Таким образом, Бхагаван, слуга и его служение вечны. Поскольку Кришна является вместилищем всех рас, Он наделил разных джив различными вкусами, или расами, и поэтому дживы естественным образом привлекаются своей собственной расой и ничем больше. Бхагаван создал все расы таким образом, что имеющие вкус к одной расе, не обретут вкуса служить в какой-либо другой. Преданный будет заниматься только тем служением, которое соответствует его расе. Господь в Свою очередь, имеет вкус только к такому служению Своего преданного.

Мы видим это на примере Мурари Гупты. Чайтанья Махапрабху сказал ему: "Ты общаешься с преданными, сердца которых наполнены любовью по отношению к Радхе и Кришне (преми-бхактами), поэтому и ты должен стать Их преми-бхактой". Хотя Мурари Гупта и ответил согласием Махапрабху, всю ночью он думал: "Я отрежу себе голову. Я продал свою голову стопам Господа Рамачандры. Как я могу отдать её кому-то ещё? С другой стороны, Чайтанья Махапрабху просит меня поклоняться Кришне. Как я могу отвергнуть Его просьбу? Будет лучше, если я отрежу себе голову и оставлю это тело". Будучи Верховной Свердушой, Махапрабху знал его мысли. Он пришел в дом Мурари и сказал: "О, Мурари, у тебя есть топор. Я знаю, зачем он тебе, и знаю, где ты его прячешь. Отдай его Мне." Сказав так, Махапрабху явил Мурари Свой образ Господа Рамачандры.

    Итак, Бхагаван вечен, Его слуга вечен, служение слуги в определённой расе тоже вечно. Преданный будет стремиться именно к этому вечному служению. Он осознает свою расу и будет наслаждаться ей, как и Бхагаван, который тоже хочет наслаждаться вместе с преданным этой же расой. Бхагаван желает вкушать все расы.

    Махапрабху сказал Санатане Госвами:

йахара комала шраддха, се ‘каништха’ джана

краме краме тенхо бхакта ха-ибе ‘уттама’

"Того, чья вера ещё слаба и податлива, называют преданным-неофитом. Он постепенно достигнет уровня преданного первой категории, если будет строго следовать регулирующим принципам, установленным духовным учителем"

    Вера каништха-адхикари очень мягка и податлива. Такой преданный не устойчив в своей практике. Однако постепенно, шаг за шагом, он достигнет уровня уттама-адхикари.

    Без милости Нитьянанды Прабху мы не сможем получить даршан Вриндавана. Как нам поселиться во Вриндаване? Нитаийера каруна хабе, врадже радха-кршна пабе — тому, кто обрёл милость Баларамы, Нитьянанды, совсем не трудно достичь лотосных стоп Радхи и Кришны (Ш.Нароттама дас Тхакур, Шри Нитьянанда Ништха, «Нитай пада камала», шлока 3).

Нитьянанда Прабху находится в сакхья-расе, а Радха-Кришна - в мадхурья-расе. Как же тогда объяснить, что по милости Нитьянанды Прабху мы можем достичь мадхурья-расы? Если же это невозможно, то зачем Шрила Нароттама дас Тхакур написал эти строки? Ответ заключается в том, что Нитьянанда Прабху дарует мадхурья-расу, находясь в образе манджари. Он проявляет Себя как Ананга Манджари, младшая сестра Радхарани, и совершает служение в настроении манджари.    

    Субал — это друг Господа, сакха Кришны. Он пребывает в настроении сакхья-расы, но он тоже подпитывает мадхура-расу.

    Мы нижайшие из бедных попрошаек, однако спрашиваем о цене на корабль. Когда, следуя садхане, мы обретём квалификацию, тогда мы сможем понять все эти истины. А их не так-то просто понять. Однако по мере обретения нами всё большей квалификации (при условии, что мы следуем установленному процессу), они станут доступны нашему пониманию».

Семья бхакти, которое славят все!

    Шрила Махараджа (из беседы, состоявшейся в тот же день, 15 декабря, после домашней программы):

нитйа-сиддха кришна-према ‘садхйа’ кабху найа

шраванади-шуддха-читте карайе удайа

"Чистая любовь к Богу вечно пребывает в сердцах живых существ. Она не относится к категории того, что обретают извне. Когда сердце очищено слушанием и воспеванием, эта любовь пробуждается сама собой. Когда сердце очищено слушанием и воспеванием, эта любовь пробуждается сама собой» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.107).

    В этой шлоке говорится о том, что сварупа дживы постоянна, она не меняется. Иногда утверждается, что сварупу можно изменить общением, но это поверхностное утверждение. Оно означает, что поменяться может только влечение к определённой сварупе, но не сама вечная сварупа. Примером этому служит Шьямананда Прабху».

 

Шрила Гурудев говорит о том же самом: «Мы все — вечные слуги Шри Кришны. Душа совершенна сама по себе. Её отношения с Кришной, её имя, качества и наклонности уже присутствуют в ней. Это совершенство не привносится извне, а находится внутри души в спящем состоянии. К сожалению, душа покрыта майей, иллюзорной энергией Господа. Когда шри гуру убирает эту майю, совершенная, истинная, конституциональная форма души, её качества и служение проявляются автоматически» («Гаура-вани-прачарине», Глава 7).

 

    Признавая, что шри гуру даёт бхакти-лата-биджу и что сварупа души вечна и пребывает в ней в форме семени, Шрила Бхарати Махарадж в своём мнении о природе сварупы души неотличен от нашего Шрилы Гурудева и гуру-парампары. Далее следует хари-катха, которую Шрила Махарадж дал во время даршана в Джаганатха Пури, 17 июля, 2015 года, и которая позже была включена в его книгу «Вишуддха Чайтанья-вани».

 

«Вопрос: Мы слышали о том, что в момент дикши, шри гуру дарует семя бхакти («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 19.151-152). Мы также слышали, что джива по своей природе обладает нитья-кришна-дасьей, она вечная служанка Господа. Присутствует ли семя бхакти в дживе изначально или его на самом деле дарует шри гуру

Шрила Махарадж: Хотя утверждение, что шри гурудев дарует семя бхакти, корректно, его истинный смысл в том, что семя уже существует, однако находится в таком месте, где оно никогда не прорастёт. Например, если мы держим мешочек с семенами в шкафу, можно ли ожидать, что они прорастут? Конечно нет. Однако если кто-нибудь напомнит нам о них, мы можем достать их из шкафа, посадить в землю, обеспечить солнечным светом и водой, и тогда из них вырастут огромные деревья, которые принесут плоды. 

Аналогичным образом, шри гуру напоминает нам, что в нашем сердце есть прекрасное семя кришна-бхакти. Он учит нас, как ухаживать за этим семенем, вовлекая всё наше тело в служение. Он учит нас использовать уши для слушания хари-катхи, руки в уборке храма Господа, язык для прославления Господа, и т.д. Если мы правильно и искренне следуем процессу, которому нас учит шри гуру, семя бхакти прорастёт, окрепнет и в конце концов принесёт самый прекрасный и сладостный плод кришна-премы».

 

    То же самое говорил и Шрила Гурудев на неформальной встрече в аэропорту Гонконга, 16 апреля, 2008 года.

 

    «Вопрос: Шрила Гурудев, вы говорили, что только чистый гуру-вайшнав может даровать обусловленной душе семя бхакти. В то же время говорится, что семя бхакти уже находится в душе. Как нам понять эти высказывания?

    Шрила Гурудев: Семя бхакти присутствует в каждой душе, однако есть нечто большее, что необходимо получить. Одного семени недостаточно. Оно прорастёт только при наличии воды, воздуха, почвы и солнечного света. Вы понимаете?

    Вопрос: Я помню, вы говорили, что бхакти или чистая преданность — это проявление чувств по отношению к Радхе и Кришне, особенное чувство или любовь и привязанность по отношению к Ним. Означает ли это, что гуру дарует такое чувство? Правильно ли так думать?"

    Шрила Гурудев: Сначала он дарует семя - желание (вдохновение) служить Шри Радхе и Кришне. Хотя семя уже находится в сердце души, гуру создаёт среду, в которой это семя прорастёт. Таким образом, он действительно что-то даёт».

 

Шрила Махарадж (21.07.2015г.): «Мы застряли в материальном мире из-за нашей кармы. Поэтому, для того, чтобы освободиться, нам следует совершать садхану под руководством. Совершая садхану, мы сможем идти по направлению к цели. Достичь её можно только благодаря общению с преданными. К какой бы расе по своей конституциональной природе мы не стремились, нам следует общаться с преданными, находящимися в этой же расе. Нам следует общаться с саджатия преданными, теми, кто является океаном того настроения, к которому мы сами стремимся. Если мы будем общаться с преданными в дасья, сахья или ватсалья-расе, то обретём соответственно их настроение дасья, сакхья или ватсалья-расы».

 

Об этом же говорил и Шрила Гурудев: «Садхаке следует общаться с теми преданными, которые обладают тем же духовным настроением (саджатия). Такие преданные должны поклоняться тому же самому образу Господа и иметь такое же внутреннее духовное настроение, что и сам садхак. Садхака в настроении дасья-бхавы стремится к общению с преданными в дасья-бхаве, а садхака в настроении сакхья-бхавы — с преданными в сакхья-бхаве. Точно так же садхаке в ватсалья-бхаве или мадхурья-бхаве нужно находиться в окружении преданных, настроение которых способствует развитию его бхавы» («Шри Бхакти-расамрита-синдху-бинду», комментарий на 4.62).

 

Вопрос (комнатная беседа, 15.12.2015г.): «Вы говорили, что хотя из мангового семени может вырасти только манговое дерево, а из яблочного семени — только яблоня, иногда плоды их могут сначала оказаться кислыми. Например, мы ожидаем, что виноград на лозе будет сладким, однако поначалу он может быть кислым. Если придёт опытный садовник, то, следуя определённому процессу, он превратит такой виноград в сладкий. Что вы хотели этим сказать?

    Шрила Махарадж: Первоначальное состояние Шьямананды Прабху можно сравнить с кислым виноградом, что означает, что в общении с Шри Хридой Чайтаньей он был привлечён сакхья-расой. Позднее, та же самая личность, по своей природе предназначенная для мадхурья-расы, встретилась с преданным в мадхурья-расе, который превратил кислый виноград в сладкий».

 

Шрила Гурудев говорит об этом то же самое: «Если панчаратрика-дикша-гуру в своей сиддха-сварупе (изначальном духовном облике) находится в более низкой расе, чем его ученик, каким образом он может дать бхаджан-шикшу, относящуюся к более возвышенной расе? В таком случае человеку следует принять прибежище у вайшнава, который способен дать ему необходимые наставления. Например, Хридой Чайтанья в кришна-лиле был спутником Господа в сакхья-расе, тогда как его ученик Шри Шьямананда Прабху (Дукхи Кришнадас) был спутником Господа в мадхурья-расе. Поэтому Шри Хридой Чайтанья послал его к Шриле Дживе Госвами получить более возвышенную бхаджан-шикшу в мадхурья-расе» («Ачарья Кешари Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами. Его жизнь и учение», часть 4).

Поэтому, оба ачарьи сходятся во мнении, что:

1. сварупа является неотъемлемой частью души и

2. для того, чтобы присущая душе сварупа проявилась, необходимы квалификация и садху-санга.

 

Семя мадхурья-расы

Шрила Махараджа (из книги «Вишуддха Чайтанья-вани»): «Шрила Рупа Госвамипад молился Шриману Махапрабху («Видагдха-мадхава», 1.2): 

анарпита чарим чарат карунайаватирнах калау

самарпайитам уннатоджвала расам сва-бхакти-шриям

"Пусть же Верховный Господь, явившийся как сын Шримати Шачидеви, воцарится в самой глубине вашего сердца. Сияя великолепием расплавленного золота, Он по Своей беспричинной милости явился в этот век Кали, чтобы даровать то, что никакое воплощение до Него не давало ранее: самую высочайшую и излучающую сияние расу преданного служения, расу супружеской любви".

В этой шлоке он упоминает, что Шриман Махапрабху явился в этот мир, чтобы дать то, что никто уже давно не давал: уннатоджджвала-расу — собственность Шримати Радхики и враджа-гопи. Это очень высоко».

 

(Также из «Вишуддха Чайтанья-вани») «В первой шлоке «Шри Шикшаштаки», Шри Чайтанья Махапрабху призывает нас совершать не просто кришна-санкиртану, а шри-кришна-санкиртану. Шри кришна-санкиртана означает воспевать имена Кришны вместе с теми, кто принадлежит Шри. Здесь имя "Шри" относится к сарва-лакшмимайи Шри Радхике. Шри Кришну можно полноправно называть "Кришна" только тогда, когда Шримати Радхика находится рядом с Ним. Без Неё Он просто "Бакари", убийца демона Бакасуры. Об этом упоминает наш пурва-ачарья Шри Рагхунатха дас Госвами в «Шри Вилапа-кусуманджали» (102): "О Шримати Радхика! Я с большим трудом поддерживаю свою жизнь только ради надежды обрести нектарный океан служения Тебе и ради даршана Твоих лил. Но если Ты даже сейчас не прольёшь на меня Свою милость, то в чём смысл моей жизни, земли Враджи и даже Самого Бакари (врага Бакасуры)?

Ему вторит Шрила Бхактивинода Тхакур в «Гитавали» («Шри Радхаштака», 8.1 и 8.3): 

радха-бхаджане йади мати нахи бхела

кришна-бхаджана тава акарана гела

«Если в моём сердце нет желания служить Шримати Радхике, значит, всё моё поклонение Кришне — пустая трата времени».

кевала мадхава пуджайе, со аджнани

радха-анадара корои абхимани

«Те, кто поклоняется только Мадхаве, находятся во власти невежества. Их пренебрежение Шримати Радхикой — следствие мирской гордыни»».

 

Мнение Шрилы Гурудева по этому вопросу ничем не отличается от мнения Шрилы Махараджа. Поэтому я думаю, что нет никакой необходимости приводить здесь его утверждения. Ученики и последователи Шрилы Гурудева уже знают, насколько они многочисленны.

Я молюсь, чтобы эта статья помогла уважаемому читателю разобраться и увидеть, что учение Шрилы Махараджи и учение Шрилы Гурудева неотличны друг от друга. Пусть прольётся на нас их обоюдная милость. Я прошу прощения за возможные недочеты.

Если у вас есть какие-либо вопросы, пожалуйста, пишите мне на е-мейл: syamarani@gmail.com.

 

Благодарности: Преданные внесли свой вклад в создание этой статьи, предоставив звукозаписи, транскрипции, письменные и устные переводы, редактируя, консультируя, совершая координационные и исследовательские работы и т.д. Особая благодарность Мадхава-прийе прабху, Сундара-гопале прабху, Нава-кишоре прабху, Панчаджа Васиште прабху, Кешаве прабху, Ананга-мохане прабху, Рамачандре прабху и Вену-гопалу прабху, а также Бакуле диди, Васанти диди, Лалите диди, Джагат-мохини диди, Рагха-легхе диди и её помощнице Враджа-кишори диди, Вайджаянти-мала диди, Кришна даси диди и Нагари диди.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перевод: Джая Шри д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Савитри д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи