?

Этикет поведения в святых местах. Часть 1.

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 377. Опубликовано: 15-02-2018, 13:59

Этикет поведения в святых местах

Рекомендации и предостережения для паломников по святым местам
Составлено на основе наставлений
Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа и других вайшнавов

Часть 1

 

1. Подготовка к парикраме: Прежде чем поехать на парикраму, посоветуйтесь с преданными, уже имевшими подобный опыт. Они подскажут, что следует взять с собой из вещей. На картике может пригодиться тёплая одежда и, возможно, спальник (в ноябре ночами уже довольно прохладно). Кроме того, не помешает туристический коврик и большой кипятильник (если вы не привыкли к омовению холодной водой). Если регулярно принимаете какие-либо лекарства – не забудьте взять с собой запас на весь срок пребывания в Индии, поскольку там вы можете не найти аналогов. Возьмите средства для профилактики ОРВИ (вирусных инфекций), а также перекись водорода и бактерицидный пластырь на случай, если вы поранились или натёрли мозоль. Также не помешают дезинфицирующие салфетки для рук. Радио, фонарь, москитную сетку, средства от комаров и многое другое можно купить во Вриндаване или Навадвипе. Если же едете прямиком на Говардхан, там не так много возможностей для покупок. Лучше запастись всем заранее. Во время поездок на автобусах в салоне может быть очень много пыли. Поэтому могут пригодиться медицинские маски или марлевые повязки. Их можно купить во Вриндаване, но, опять же, лучше привезти их с собой из России.

2. Внутренний настрой в дхаме: Истинная дхама неотлична от Кришны, поскольку является проявлением Его внутренней энергии. Перед тем, как ехать в паломничество, очень важно получить некоторое философское понимание о святой дхаме, иначе посещение этих мест не принесёт заметного духовного блага. Более того, совершение паломничества в неправильном сознании может принести нам множество беспокойств. Если мы не способны контролировать свой ум, имеем негативный настрой по отношению к дхаме и её жителям, то со временем у нас может пропасть желание посещать эти места вновь.

3. Не думайте, что в дхаму можно попасть, просто купив билет на поезд или самолёт. Доступ в дхаму открывается только по милости святых вайшнавов, которые живут в ней. Они – наши проводники в трансцендентную реальность. Поэтому ехать в дхаму – это, прежде всего, ехать к святому, чтобы под его руководством посещать места игр Господа и слушать сладостные повествования об этих играх. Только тогда ваша поездка будет успешной. Если вы пока ещё не встретили такого святого, отправляйтесь в дхаму, чтобы молить её об этом. Нет никаких иных причин ехать в дхаму. По милости дхамы вы обретёте общение с садху, а по милости садху вы сможете постичь величие дхамы и сполна обрести её милость. Дхама и садху неотделимы друг от друга. Нельзя обрести милость одного, не обретя милости другого. Также не думайте, что в дхаме можно поселиться, просто купив там дом или квартиру. Если вы не обретёте покровительство гуру и вайшнавов, дхама не примет вас и очень скоро вы оставите её.

4. Мы сами не способны совершать парикраму по святым местам, поскольку не можем коснуться обители Господа своими материальными чувствами. Парикраму совершает Шри Гуру (маха-бхагавата-вайшнав), имеющий трансцендентное видение. Он путешествует по святым местам и приводит своих учеников к трансцендентным личностям, которые олицетворяют собой каждое из этих мест (такие как Радха-кунда, Шьяма-кунда, Вринда Деви, Ямуна Деви, Гирирадж Махарадж, Махадев – защитник дхамы и т.д.), устанавливая самбандху (отношения) своего ученика с Господом и всеми этими личностями. Он молит их, чтобы они явили милость его ученику, а также рассказывает о лилах (духовных играх), которые проходили в этих местах. Если мы осознанно совершаем парикраму под руководством своего гуру (даже если он уже не присутствует на физическом плане), мы получим наибольшее благо. Если же мы посещаем дхаму в настроении туриста, то есть задействовав только своё тело, но не разум или сердце, тогда обретём лишь небольшое бхакти-сукрити. Благодаря совершению парикрамы в правильном умонастроении, у нас постепенно разовьётся глубокая привязанность к местам игр Господа. В каждом святом месте мы можем искренне молиться, чтобы эти игры проявились в нашем сердце, и чтобы со временем мы сами стали бы участниками этих игр.

5. Остерегайтесь выискивать в дхаме какие-либо недостатки. Не думайте, что трансцендентную дхаму можно очистить или как-то усовершенствовать. Если у вас есть искреннее желание послужить дхаме, например, вы хотите пожертвовать деньги на реставрацию кунд или храмов, посоветуйтесь со своим гуру или старшими преданными и получите их благословения, а иначе такая деятельность будет относиться к разряду карма-канды, или мирской деятельности ради временных плодов.

6. Не следует рассуждать (или слушать чужие разговоры) о том, что дхама изменилась (в лучшую или худшую сторону), что теперь в ней стало много народу, машин, асфальтированных дорог и прочих признаков современной цивилизации. Мы не можем оценить дхаму с помощью материальных чувств и измерить её линейкой своего ума. Дхама вечна и неизменна, и её истинная слава заключается в том, что здесь постоянно проходят игры Кришны, и что вайшнавы здесь непрерывно рассказывают об этих играх.

7. Материальные нужды на период проведения парикрамы надо постараться свести к минимуму. В этом суть аскезы, которую мы принимаем во время парикрамы. На это время забудьте о своих мирских желаниях и устремлениях. Молитесь Кришне, чтобы всё в вашей жизни было благоприятным для практики бхакти.

8. Во время паломничества тщательно избегайте оскорблений: нама-апарадх, вайшнава-апарадх, сева-апарадх, а также десяти дхама-апарадх, которые перечислены ниже:

  • Оскорблять учителя, который раскрывает славу святого места.
  • Оскорблять паломников и жителей, проживающих в святом месте.
  • Считать святую дхаму не вечной.
  • Осознанно заниматься мирской деятельностью в святом месте.
  • Заниматься бизнесом или другой иной корыстной деятельностью под предлогом служения дхаме.
  • Считать святую дхаму тождественной иным мирским местам или поселениям.
  • Осознанно заниматься грехом в святом месте.
  • Считать различными Навадвипа-дхаму и Вриндавана-дхаму.
  • Поносить священные писания, раскрывающие славу святой дхамы.
  • Считать славу святой дхамы преувеличением.

9. Перед началом парикрамы: Обязательно зарегистрируйтесь у организаторов парикрамы и оплатите фестивальный взнос. Не пытайтесь бесплатно пользоваться услугами, предназначенными для зарегистрированных участников. Если у вас не хватает денег, обсудите это с организаторами до начала парикрамы. Они всегда готовы пойти вам навстречу и найдут способ, как уменьшить размер вашего фестивального взноса. Например, можно договориться, что вы будете регулярно выполнять какое-то служение или сами будете готовить себе прасад. Помните: если в сердце нет духа служения и желания сотрудничать с организаторами парикрамы и другими преданными, посещение дхамы не принесет вам пользы.

10. Составьте список вещей, которыми вы будете регулярно пользоваться в течение дня на парикраме. Это очень поможет вам ничего не забыть, когда рано утром вы идёте в храм и затем на целый день уходите (или уезжаете на автобусах) на парикраму. Обычно это: чётки, песенник, книги с описанием посещаемых мест, аптечка, деньги, радиоприёмник с наушниками, чтобы слушать перевод катхи на русский, коврик для сидения и необходимый запас воды и еды (по необходимости).

11. Имеется возможность сдать на хранение организаторам свои документы, деньги и другие вещи, которыми вы не будете пользоваться на протяжение всей парикрамы.

12. Во время парикрамы: Уходя на целый день, не оставляйте в комнате или номере гостиницы, где живёте, документы, деньги и другие ценные вещи, если не уверены в надёжности этого места, или если вместе с вами в этой комнате живут незнакомые люди, особенно индусы (даже если они в шафрановых одеждах). Лучше пользоваться своим личным навесным замком (повышенной секретности). Уходя из комнаты, тщательно проверьте, чтобы все окна были закрыты изнутри. Будьте внимательны, поскольку через окно в комнату могут пробраться обезьяны, украсть вещи и устроить погром.

13. В тот день, когда вам предстоит отправиться на автобусную парикраму, приходите утром в свой автобус заранее, не опаздывайте, чтобы вас не ждали, и не занимайте чужие места. За каждым участником парикрамы в автобусе закрепляется определённое место. В каждом автобусе есть ответственный, который следит, чтобы все преданные сели на свои места, и чтобы никто чужой не заходил в автобус. Так что, если вдруг вы обнаружили, что на вашем месте сидит бенгальская бабушка, не пытайтесь ей объяснить, что она неправа, а просто обратитесь к ответственному. Перед отъездом можно купить себе бутылку воды, что-то из фруктов, сухофруктов или пачку печенья, чтобы было чем подкрепиться в дороге.

14. Если по какой-то причине вы ещё не успели зарегистрироваться и оплатить взнос, но вам не терпится поехать со всеми на парикраму, подойдите к «русскому» автобусу (заранее узнайте его номер) и выясните у ответственного, есть ли там свободные места. Если он согласится взять вас с собой, надо будет заплатить за поездку 100 или 200 рупий.

15. Когда вы приезжаете с парикрамой в то или иное святое место, прежде всего предложите ему поклоны. Если там есть вайшнавский храм с установленными Божествами, предложите Им свои поклоны также и дайте какое-то пожертвование пуджари, служителю этого храма. Будьте всегда в анугатье, кланяйтесь только тем Божествам, которым поклонился ваш гуру и старшие вайшнавы. Когда мы кланяемся мурти, которые не были установлены должным образом согласно всем вайшнавским правилам (другими словами, идолам), наше бхакти уменьшается.

16. Нередко в святых местах наряду с Божествами Шри Шри Радхи-Кришны можно видеть также мурти полубогов (деватов), которым традиционно поклоняются простые хинду. Помните, что мы находимся в вайшнавской традиции, в которой не принято поклоняться деватам наравне с Господом. Поэтому мы не поклоняемся этим мурти, не заходим в храмы, где поклоняются деватам и не принимаем от них прасад. Даже если вам кто-то предлагает такой прасад, вежливо откажитесь или отдайте его потом корове. В то же время вайшнавы не отказываются от прасада Господа Шивы, если такая пища сперва была предложена Господу Кришне (как например, в Бхуванешваре, Джаганнатха-пури и в некоторых других местах). Сам Господь Шива и его супруга Парвати являются идеальными вайшнавами, поэтому они не принимают бхогу, а только прасад Господа. Простые хинду часто не понимают этих тонкостей, поэтому их поклонение не считается правильным. Деваты никогда не принимают такого поклонения. Вот почему мы не заходим в подобные храмы.

17. Тем не менее, вайшнавы выражают глубокое почтение деватам, почитая их как великих личностей этого мира. Преданные Кришны видят всё связанным с Господом (включая полубогов). Поэтому в божестве Дурги Деви (Маха-майи) мы можем видеть проявление Йога-майи, Пурнамаси Деви, а в шива-лингам проявление Гопешвара Махадева, охраняющего Врадж. Во время парикрамы мы всякий раз посещаем храмы Господа Шивы, но поклоняемся ему не как Бхагавану (как это принято у простых хинду), а как лучшему из вайшнавов и защитнику дхамы. Каждая дхама, такая как Вриндаван, Матхура, Навадвипа и т.д. с четырёх сторон света охраняется различными проявлениями Господа Шивы. Прежде чем войти в святую дхаму, мы молимся Махадеву, чтобы он позволил нам сделать это несмотря на все наши недостатки. И также, вслед за Шрилой Санатаной Госвами и многими нашими ачарьями мы молимся ему, чтобы он даровал нам бхакти к Шри Шри Радхе-Кришне. Если мы не научимся разбираться во всех этих тонкостях, то вынуждены будем совершать оскорбления и в нашем сердце никогда не проявится бхакти.

18. Божествам Господа принято кланяться повернувшись к Ним левым боком. Шри гуру и вайшнавам кланяются повернувшись к ним лицом. Если же вы кланяетесь деватам, то правильно это делать повернувшись к Ним правым боком. Поскольку Господь Шива принимается не только как проявление вишну-таттвы, но и как вайшнава-таттва, ему можно кланяться повернувшись к нему как левым боком, так и лицом. То же самое относится и к Говардхану. Мурти шри гурусамадхи-мандире) можно кланяться как головой вперёд, так и повернувшись к нему левым боком, поскольку в сердце духовного учителя вечно пребывают Божества Радхи и Кришны.

19. Не кланяйтесь, опираясь лишь на одну руку. Обе руки должны быть вытянуты и касаться земли. Смысл поклона заключается в том, что мы мысленно касаемся стоп той личности, которой мы кланяемся. Если вы до этого повторяли харинам на чётках, то во время поклона надо вынуть руку из мешочка. При этом чётки не должны оставаться висеть у вас на груди во избежание того, что вы на них просто ляжете. Вы можете на время убрать их в карман, сумку или рюкзак. Можно держать их в руках, но при этом они не должны касаться пола (то есть, держа их в руке, вы касаетесь пола боком ладони). В общем, вы сами должны решить для себя, что вам более удобно.

20. Поклонившись Божествам в храме, принято совершить парикраму вокруг храма. Рекомендуется обходить Божества не менее четырёх раз. Если из-за большого скопления людей сделать это трудно, обойдите меньшее число раз, однако шастры предписывают обходить Божества больше, чем один раз.

21. После того, как вы почтили чаранамриту и листья Туласи со стоп Божеств, не нужно полоскать рот и сплёвывать (как в случае с приёмом прасада). Однако, следует ополоснуть руку, с которой вы принимали чаранамриту, если вы касались её губами или языком. Вытирание руки о шикху, как это делают многие, не очистит вашу руку.

22. Если началась хари-катха, оставьте все остальные дела. Поклониться Божествам, вознести молитвы, сделать пожертвование, принять омовение в кунде или почтить прасад – всё это можно сделать потом, когда закончится хари-катха. К тому же, после того, как мы услышим о славе данного места, наши поклоны и молитвы этому месту будут гораздо более искренними, и дхама, несомненно, примет их. Если же мы ничего не знаем об этом месте и кланяемся механически, просто потому, что другие кланяются, мы не совершим заметного продвижения в бхакти. Хари-катха несомненно является самой важной составляющей парикрамы.

23. Не пользуйтесь фото- или видеосъёмкой в тех местах, где висит запрещающее объявление на английском. Даже если вы думаете, что это так необходимо для преданного служения, тем не менее уважайте требования служителей храмов. Не создавайте конфликтных ситуаций.

24. Будьте всегда внимательны и пунктуальны. Утром не опаздывайте на храмовые программы, а при посещении очередного места на парикраме не отставайте от группы, держитесь всегда рядом с другими преданными. Если это автобусная поездка, не заставляйте автобус с преданными ждать вас. Если вы решили задержаться в каком-нибудь особенно понравившемся вам месте и обратно добираться своим ходом, обязательно предупредите об этом организаторов парикрамы, чтобы вас не искали. Кроме того, в подобных случаях вы должны хорошо запомнить (лучше записать) адрес Матха или гостиницы, где вы остановились. Но лучше всегда находиться вместе с другими преданными.

25. Во время проведения огненного жертвоприношения (агнихотра-ягьи), когда вы бросаете зёрна в огонь, медитируйте на ту личность, чьё имя произносит жрец. При произношении имени святой личности, она появляется и даёт благословения тем, кто бросает в огонь подношение. По завершению агни-хотры обязательно дайте пожертвование брахману, который проводил ягью. Иначе плоды ягьи не придут к вам.

26. Если вы встречаете Гаудия-вайшнавов из других организаций или Матхов, проводящих нагар-санкиртану и поющих Харе Кришна маха-мантру, и, особенно, если впереди процессии несут паланкин с Божествами Шри Шри Радхи-Кришны или Шри Шри Гаура-Нитай, принесите им полный поклон (дандават-пранам), предварительно сняв свою обувь.

27. Ношение обуви в святой дхаме: Нельзя кланяться святому месту, Божествам, гуру и вайшнавам, находясь в обуви. Это считается оскорблением. Нельзя заходить в обуви в храм, а также заносить обувь, положив её в рюкзак. В некоторых храмах (например, Шри Радха-раман) особенно строгие порядки, поэтому туда запрещают заходить даже в носках. Перед тем как войти в храм, хорошо запомните, где вы оставили свою обувь. Перед входом в некоторые храмы есть место, предназначенное для хранения обуви.

28. В принципе, любое поклонение Господу должно совершаться без обуви. Например, когда мы возносим молитвы (или читаем их в уме), читаем аник, поём бхаджаны или почитаем прасад.

29. По святой дхаме лучше всего ходить босиком. Непосредственный контакт с трансцендентной пылью дхамы очень благоприятен для нашего бхакти. Конечно же, исходя из практических соображений мы можем пользоваться обувью. Однако, мы не обретём полного блага, если отправимся в парикраму вокруг Вриндавана или Говардхана в обуви. Её желательно совершать босиком. Также не следует ходить в обуви по холмам Варшаны, поскольку Вишну-парвата – это голова Господа Вишну, а Брахма-парвата – это четыре головы Брахмы, основоположника нашей ученической преемственности. Не подобает ставить свои тапки им на голову. Лучше оставляйте обувь в автобусе.

30. Если, выходя из храма вы обнаружили, что у вас пропала обувь, никогда не берите себе чужую. Обувь в Индии пропадает часто, поэтому берите на парикраму только ту обувь, которую вам не жалко потерять. Часто бывает так, что через некоторое время ваша обувь вновь оказывается на том же месте. Не поленитесь через некоторое время снова её поискать.

31. Не пользуйтесь во время паломничества обувью из кожи животных.

32. Пожертвования: Не забывайте давать пожертвования местным пуджари (служителям храмов) на поклонение Божествам. Имейте при себе монеты или бумажные купюры мелкого достоинства. Монеты других стран в качестве пожертвования не принимаются.

33. Как известно, в местах паломничества много попрошаек, и порой у некоторых преданных это может вызывать беспокойства. Старайтесь избегать гнева, раздражительности и чувства своего превосходства. Можете думать, что Кришна таким образом испытывает ваше терпение и смирение. Не ведите себя с ними грубо и высокомерно. Смотрите на них как на жертвы индийской действительности и почувствуйте хоть какое-то сострадание. В ответ на их настоятельные просьбы можно просто сказать: «Харе Кришна». Если они всё же не отстают, можно дать им какую-то мелкую монету. Самое лучшее – это дать им маха-прасад от Божеств.

34. В то же время на парикрамных дорогах вокруг Вриндавана, Говардхана и Радха-кунды, а также в некоторых других местах, можно встретить нищих, которые по сути приняли кшетра-санньясу, обет никогда не покидать это святое место. Они живут только подаянием и потому очень дороги Кришне. Среди них много инвалидов, которые полностью приняли прибежище у дхамы, потому что им больше не на что надеяться. Поскольку их образ жизни сильно отличается от нашего, мы не всегда можем разглядеть в них возвышенные качества. Тем не менее относитесь к ним с уважением. Хотя бы ради своего очищения пожертвуйте им какую-то монетку. В особенности, тем, у кого на лбу тилак, кто одет по-вайшнавски и кто поёт святые имена, подыгрывая себе на караталах или других музыкальных инструментах. В то же время, не стоит ничего жертвовать сумасшедшим, агрессивно настроенным людям и маленьким детям, которых взрослые учат с ранних лет заниматься попрошайничеством.

35. К счастью, гуру и вайшнавы часто сами говорят, кому нам следует дать пожертвование. Например, когда парикрама приходит в дома уважаемых враджаваси или матхураваси, или, когда, парикраму сопровождают местные панды. Без их поддержи нам вообще могли бы запретить посещать некоторые храмы. В некоторых местах, куда приходит парикрама, местные брахманы готовят какой-то незатейливый прасад для паломников. Не забывайте что-то жертвовать в подобных случаях. Любое пожертвование достойным людям, сделанное с любовью и в смиренном состоянии ума, очищает сердце.

36. Отношение к Туласи: Чётки из Туласи, на которых мы воспеваем святые имена, священны. Всегда внимательно следите за ними, чтобы они не потерялись. Лучше всегда держать мешочек с чётками на шее. Не кидайте его в сумку вместе с нечистыми вещами. Относитесь к чёткам бережно. Не берите их грязными руками. Не кладите джапа-малу на любые нечистые поверхности, в том числе пол, места для сидения (стулья, диваны, скамейки и т.д). Прежде чем касаться чёток, желательно сполоснуть правую руку водой, поскольку ранее вы могли касаться ею нечистых предметов. По возможности старайтесь не касаться чёток указательным пальцем и левой рукой. 

37. Не справляйте нужду, когда джапа-мала у вас в руке или на шее. Не заносите джапа-малу в туалет или какое-либо другое нечистое место (за исключением случаев, когда она может потеряться или пропасть).

38. Если вам нужно сходить по нужде, старайтесь не вешать джапа-малу на ветку дерева или куда-то ещё. Есть большой риск, что обезьяны попытаются стащить её или погрызть бусины. Лучше попросите подержать кого-то из преданных. Если никого нет поблизости, надёжно закрепите её на ветке, обмотав тесёмку вокруг горловины мешочка, чтобы обезьяны не смогли вытащить из него чётки.

39. Приходя на Радха-кунду, берега Ганги или Ямуны, преданные нередко моют свою джапа-малу или кантхи-малы, чтобы очистить их. В этом нет необходимости, поскольку Туласи всегда чиста, также как Ганга и Ямуна. Однако, конечно же, если чётки упали на землю или ещё как-то загрязнились, их можно промыть в чистой воде.

40. Не покупайте кремы, мыло, косметические средства, чай или даже лекарства, в состав которых входят листья Туласи. Вайшнавы используют Туласи только для поклонения Господу. Туласи не предназначена для нужд нашего тела, и, тем более, она не может быть предметом для бизнеса.

41. Мы можем съесть (почтить) только те листья Туласи или манджари (цветы), которые сперва были предложены Господу. В противном случае мы совершим оскорбление.

42. Если неподалёку растут Туласи, будьте осторожны, чтобы не наступить на её листья, упавшие на землю. Бережно соберите их и положите куда-нибудь под куст или дерево, где на них никто не наступит.

43. Оскорблением является наступить на тень Туласи. Её тень также священна, как и сама Туласи. Будьте внимательны, когда обходите Туласи на вечерней туласи-пудже где-нибудь на улице, где светят яркие прожекторы.

44. Отношение к книгам о бхакти: Эти книги (или журналы) содержат слова, произнесённые как самим Господом, так и Его чистыми преданными, прославляющими Его. Также там могут содержаться изображения Господа. Поэтому, такие книги считаются неотличными от Господа и относиться к ним надо соответствующим образом. Оказывайте им такое же уважение, как туласи-мале: не берите их нечистыми руками (например, если вы не сполоснули руки после еды или касались грязных предметов), не кладите на грязные поверхности (в том числе, на пол или места для сидения), не заносите в грязные места.

45. Обычно, если вайшнавы по неосторожности совершают подобные действия, они касаются шастрой своего лба, мысленно прося у неё прощение. Нам также было бы полезно научиться такому почтительному отношению.

46. Принципы общения в дхаме: Будьте со всеми приветливы и дружелюбны. Выражайте почтение каждому. Помните, что дхама проливает милость на всех, кто ищет у неё прибежище. Но, если вы злитесь, ругаетесь, проявляете раздражительность или недовольство (даже если, казалось бы, есть на то причина), эта милость, наверняка, обойдёт вас стороной.

47. Проповедуя славу Господа Кришны, Шри Чайтаньи Махапрабху и святых Гаудия-сампрадаи, тем не менее, не проявляйте фанатизма и агрессии по отношению к представителям других духовных школ. Ведите себя с ними уважительно, не оскорбляйте их религиозные чувства, а также их учителей и святых.

48. Почитайте всех дхама-васи, даже если они поклоняются мурти, которым гаудия-вайшнавы не кланяются.

49. Старайтесь держаться общества преданных своей санги. Не заводите знакомств с сомнительными людьми, выдающими себя за преданных или враджаваси, мирянами или представителями других вероисповеданий. Наш главный принцип – анугатья, то есть следование настроению вечных спутников Господа, духовного учителя и всей гуру-варги. Старайтесь меньше общаться с разного рода астрологами, мистиками, знатоками санскрита или кастовыми брахманами, выполняющими огненные жертвоприношения за деньги. Будьте бдительны, когда они навязывают вам свою дружбу, ибо их интересуют только ваши деньги. Помните, что единственные наши друзья в этом мире – это гуру и вайшнавы, даже если порой они нас ругают или их поведение чем-то нам не нравится.

50. Не будьте сентиментальны и доверчивы по отношению к тем, кто называет себя враджаваси, пытаясь тем самым расположить вас к себе или выпросить у вас пожертвование (бриджбаси-сева – так это у них называется). Истинные враджаваси – это не те, кто родился на земле Враджа, а лишь те, кто имеет настроение: «Кришна – единственный объект моей любви. Он – сама моя жизнь». Такие люди чрезвычайно редки в наше время.

51. Не думайте, что у вас есть право кого-то критиковать или поправлять. Оно есть только у гуру и Кришны. Однако даже они не всегда спешат воспользоваться им, поскольку оставляют за дживой свободу воли. Поразмыслив, мы можем прийти к выводу, что нам нет никакой необходимости давать кому-либо наставления, как ему следует себя вести. Такие наставления будут скорее всего продиктованы не любовью к этому человеку, а нашими эгоистическими желаниями или чувством раздражительности. Кроме того, мы не знаем, что по-настоящему является благом для этого живого существа. Это знают только гуру и Кришна. Тем не менее, если вы находитесь с кем-то в тёплых, дружеских отношениях, то можете попытаться в мягкой форме дать какой-то уместный совет. Однако если ваши слова не были услышаны, это уже не ваша проблема. Относитесь к этому проще.

52. Если простосердечные индусы искренне хотят вам послужить тем или иным способом и предлагают вам что-то с любовью, но их подношение не очень хорошо согласуется с вайшнавскими принципами, постарайтесь не обижать их своим отказом, не лишайте их возможности совершить преданное служение. Вы можете принять это подношение, а потом отдать кому-нибудь из местных жителей, скормить животным или утилизировать каким-то иным способом. Но, в любом случае, в своём милосердии вы не должны идти на компромисс с вайшнавскими принципами. Если вам предлагают чай, кофе или подобные вещи, просто вежливо откажитесь.

 

…………………………………

Составители: Ари Мардан д., Махешвар д.

Редакция русского языка: Ума д.д., Латика д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи