?

Джая Шрила Гурудев! Часть 2.

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 325. Опубликовано: 25-02-2018, 18:11

Джая Шрила Гурудев!

Часть 2

Распространение книг в других вайшнавских сангах

Опровержение утверждений Шрипад Бхакти Чайтаньи Бхарати Махараджа

из русскоязычного отделения Шри Чайтанья Сарасват Матха

 

«Я здесь, чтобы бросить вызов любому, кто захочет сразиться: я готов показать, что наивысшее положение занимают мой Гурудев, Шрила Бхактивинода Тхакур и Махапрабху. Пусть кто угодно выйдет сразиться со мной, чтобы решить кто из нас прав. Я готов! Я готов бросить этот вызов всем и каждому. Пусть выйдут сразиться со мной! Я готов воздвигнуть престол моего Гурудева на самую большую высоту!» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, выступление в Аллахабаде).

 

Рассмотрение ложных обвинений Бхакти Чайтаньи Бхарати Махараджа

Утверждение №3: «Ученики Нараяны Махараджа всегда проповедуют среди существующих вайшнавских миссий. В Лондоне они стояли со своими книжками прямо у дверей нашего Матха и вручали их всем входящим и выходящим. Это их обычная практика. Это то, что наш Учитель назвал «духовной педофилией».

Опровержение: Это ложное заключение, касающееся прежде всего слова «всегда». С другой стороны, только человек, не знающий традицию Гаудий, может утверждать подобное, рассматривая негативно распространение книг вайшнавов в других миссиях. Распространение вайшнавских книг одной санги в другой не является запрещённым шастрами или этикой вайшнавизма действием. Нет ни единого запрета на подобное распространение. Скорее наоборот, это благоприятная сева. Высказывая подобное обвинение, Бхакти Чайтанья Бхарати бездумно подставляет своего духовного учителя, настраивая против него вайшнавов всех сообществ. Разберём это подробно.

Прежде всего следует заметить, что ученики Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами проповедуют среди существующих вайшнавских миссий не всегда. Тому есть масса доказательств. Например, фестивали, организованные на Алтае в 2013, 2012 и 2011 годах, проходили на туристической базе, где не было ни единого представителя бхакти-йоги из других школ. Более того, почти все проповеднические туры или хари-катха, организованные теми или иными санньяси, учениками Шрилы Б.Нараяны Госвами, проходят вне территории каких-либо групп других миссий. То же самое можно сказать и о проповеди большинства других рядовых проповедников. Они проповедуют прежде всего только в своих группах. Поэтому слова Бхакти Чайтаньи Бхарати Махараджа, касающиеся этого момента – ложь.

Теперь о книгах, распространяемых в других вайшнавских миссиях.

Только в редких случаях ученики Шрилы Б.Нараяны Госвами предлагают свои книги в тех местах, где проходит проповедь других вайшнавских школ. Одна из причин этого в том, что в линии Шрилы Б.Нараяны Госвами мало кто делает акцент на распространении книг. Именно поэтому Шрила Б.Нараяна Госвами Махарадж говорил время от времени о том, что его книги должны активно распространяться повсюду (http://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/6275-vse-knigi-dlya-vseh-lyudey.html).

Почему в некоторых случаях книги Шрилы Б.Нараяны Госвами распространяются на фестивалях ИСККОН? Шрила Нараяна Госвами получил наставление от Шрилы Бхактиведанты Свами, которое заключается в том, чтобы после его ухода Шрила Нараяна Махарадж поддерживал его учеников(1). Однако, кое-кто из политически настроенных учеников Бхактиведанты Свами Прабхупады стал препятствовать проповеди Шрилы Нараяны Госвами внутри ИСККОН. Тем не менее, задача подлинного ученика заключается в том, чтобы выполнить указания своего гуру любой ценой. Как не раз говорил Шрила Гоур Говинда Махарадж: «Сделай или умри». Поэтому Шрила Нараяна Госвами Махарадж, признающий Бхактиведанту Свами своим шикша-гуру, был не против того, чтобы его книги распространялись в ИСККОН. Было бы нелепо с его стороны бояться политиканов и не выполнять свой долг перед Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Только бездарный ученик будет искать оправдания для того, чтобы не служить своему учителю.

Шрила Б.Нараяна Госвами Махарадж ратовал также за то, чтобы его книги читали и вайшнавы других Гаудия Матхов. Почему? Потому что его книги получили высшую оценку великих ачарьев Гаудия-сампрадаи, которые понимали толк в философско-религиозной мысли гораздо более, нежели толпы неофитов, дрожащих от голоса истины. Например, нынешний ачарья Шри Гопинатх Гаудия Матха – Шрила Бхакти Вибудха Бодхаян Махарадж – говорит о высочайшей ценности книг Шрилы Нараяны Махараджа следующее: «Шрила Нараяна Госвами Махарадж физически оставил этот смертный мир, но Шрила Махарадж всегда останется с нами на духовном плане, пока мы следуем по его стопам. Мы должны воплощать в жизнь послание его хари-катхи и читать его ценные книги о преданности. Так мы сможем получить некоторое представление об учении Шести Госвами, понять его и обрести право на избавление от страданий этого смертного мира» (29.12.2010: http://sampradaya.ru/current/article/8303-priznatelnost.html).

Почему Шрила Б.В.Бодхаян Махарадж ценит книги Шрилы Нараяны Госвами? Потому что их высоко оценил его духовный учитель – Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж. Доказательство этого приведено в статье «Джая Шрила Гурудев!», Часть 1. Также их прославлял и другой маха-бхагавата-вайшнав – Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами. Он признавал своего ученика – Шрилу Бхактиведанту Нараяну Махараджа, как высокообразованную в вопросах вайшнавской сиддханты личность. Он писал: «Триданди-свами Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж, высококвалифицированный и компетентный издатель… Он досконально овладел языком и предметом изучения…. Я сердечно рад, что он искусно и точно сохранил философию, чрезвычайно глубокий анализ расы и возвышенные и утончённые настроения, … поэтому он является объектом моей особой привязанности и благословений» (http://sampradaya.ru/legacy/article1/bpkm_a/8341-serdechnye-blagosloveniya-ot-guru-vargi.html).

Почему мы должны прислушаться к словам Шрилы Б.Кешавы Госвами? Шрила Бхактипрагьяна Кешава Махарадж был принят Бхактиведантой Свами Махараджем как совершенный гуру. Именно поэтому Свами Прабхупада распорядился о том, чтобы изображение Бхактипрагьяны Кешавы Госвами было установлено на всех основных алтарях ИСККОН: «Если у вас есть какая-нибудь хорошая фотография Шрилы [Б.Кешавы] Махараджа, пожалуйста, пришлите её мне. Я закажу сделать с неё масляными красками большой портрет и распоряжусь, чтобы это изображение поставили во всех моих главных центрах [в ИСККОН], в частности в Нью-Йорке, Голливуде (Лос-Анджелесе), Лондоне и других местах, рядом с изображением Шрилы Прабхупады [Ш.Бхактисиддханты Сарасвати]» (http://sampradaya.ru/legacy/article1/bvsp_a/8339-shrila-keshava-maharadzh-byl-bezgranichno-milostiv-ko-mne.html). Поэтому оценка книг Шрилы Б.Нараяны Госвами Махараджа, которую мы получаем от Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Махараджа, гораздо весомее для большинства Гаудия-вайшнавов этого мира, чем поверхностное представление о них, которое выражает Бхакти Чайтанья Бхарати Махарадж. Тот, кто блуждает в дебрях сектантства, никогда не сможет понять великих личностей и их идей.

Таким образом, книги Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа обязаны распространяться повсюду, как можно шире, и никак иначе.

Теперь рассмотрим, как в наши дни происходит распространение книг одних школ в других школах Гаудия-вайшнавизма.

Ученики гуру ИСККОН, работая в издательстве «Философская книга», торгуют книгами как Чайтанья Сарасват Матха («Шри Прапанна-дживанамритам», «Чайтанья-Бхагавата» и т.д.), так и книгами, выпущенными учениками Шрилы Нараяны Госвами Махараджа («Гаудия-гити-гуччха», «Бхагавата-пурана. Её философия, этика и теология», «Навадвипа-дхама-махатмья» в переводе Шрилы Нараяны Госвами Махараджа, «Шлокамрита-бинду»). Любой, кто желает в этом убедиться и хочет получить каталоги прошлых лет, которые публиковало это издательство на своём официальном сайте, может обратиться ко мне, я могу их выслать любому желающему.

Когда в сентябре 2001 года в Москву приехал Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж, ачарья Шри Чайтанья Гаудия Матха, то перед входом в зал, где проходили его лекции, в вестибюле, распространял книги Шрилы Нараяны Госвами Махараджа мой духовный брат Дхаранидхара Прабху. Это заметил сам Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж. Он подошёл к столику с книгами и спросил Дхаранидхару Прабху о том, как его зовут и кто его духовный учитель. Более того, этот ачарья понимал, что перед его лекциями распространяются книги Шрилы Нараяны Госвами. Это было не трудно понять, даже не задавая вопросов, поскольку на некоторых книгах Шрилы Нараяны Госвами можно увидеть его фотографию. Распространение этих книг при таких обстоятельствах никак не повлияло отрицательно на Шрилу Бхакти Валлабху Тиртху Махараджа. Наоборот, он был приветлив, тактичен и очень уважительно относился к ученикам Шрилы Б.Нараяны Махараджа (http://sampradaya.ru/current/article/2000-vospominaniya-o-shri-shrimad-bhakti-vallabha-tirthe-gosvami-maharadzhe.html).

Шьяма дас Бабаджи Махарадж, написав десятки книг, будучи выходцем из Шри Гопинатх Гаудия Матха, а также воспитанником Шри Чайтанья Гаудия Матха, распространяет свои книги на территории Девананда Гаудия Матха, который был основан духовным учителем Шрилы Нараяны Госвами Махараджа.

В нашем городе, почти на каждой общественной программе, организованной учениками Шрилы Нараяны Госвами Махараджа для приезжих проповедников, перед входом в зал, преданные из ИСККОН ставили свой столик с книгами Бхактиведанты Свами Прабхупады. Это никогда не воспринималось учениками Шрилы Нараяны Госвами плохо. Наоборот, это прекрасно. Я до сих пор распространяю книги Бхактиведанты Свами среди преданных Гаудия Матхов, делаю это уже больше двадцати лет. Страха, что мои духовные братья или преданные других Гаудия Матхов сбегут в ИСККОН, после того, как прочитают книги гуру ИСККОН или книги Свами Прабхупады, оставив Матх нет.

В 2004 году в Волгограде организаторы фестиваля Шрилы Нараяны Госвами Махараджа выкладывали на распространение книги, изданные в Шри Чайтанья Сарасват Матхе. Например, книгу «Братья». Это никак не беспокоило ни самого Шрилу Б.Нараяну Госвами, который всё это видел, ни его приезжих со всей страны учеников. Почему? Потому что ученики Шрилы Б.Нараяны Госвами по велению своего духовного учителя каждый год чтят уход и явление Шрилы Бхакти Ракшака Шридхары Госвами Махараджа. Если какой-либо Гаудия-вайшнав является святым, то, согласно традиции, его почитают, независимо от того, в каком бы Гаудия Матхе он не проповедовал. Это практика, свободная от сектантства.

Когда у меня появлялась возможность проповедовать в Красноярске, я каждый раз посещал местного лидера Шри Чайтанья Сарасват Матха, либо его распространителей книг, порой заезжая к ним за книгами на квартиру. Мне удавалось у них приобретать книги Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Махараджа коробками. Я делал это для того, чтобы распространять книги Шри Чайтанья Сарасват Матха всем преданным своей санги в городе, а также в других городах, независимо от того, к какой бы группе вайшнавов они не принадлежали. Этому есть десятки свидетелей. Примерно за десять лет мне удалось распространить больше полутысячи книг и журналов русскоязычного Чайтанья Сарасват Матха. Если вайшнав Шри Сарасват-сампрадаи не является сектантом, он будет почитать всех великих святых, не зависимо от того, к какому Матху они принадлежат. Однако если человек болен фанатизмом, ему не обрести милости даже собственного гуру. Фанатизм и вайшнавизм – это ярко выраженные антиподы.

В 2010 году после московского тура Гурудева, Шрилы Нараяны Госвами Махараджа, я заехал в московское отделение Чайтанья Сарасват Матха вместе с несколькими своими духовными братьями и сёстрами. Мы снова приобрели коробку книг этого Матха для распространения их среди учеников Шрилы Нараяны Госвами Махараджа и даже получили от продавцов в награду скидку за оптовую покупку. Однако нас удивило то, что среди книг Чайтанья Сарасват Матха на полках мы обнаружили книги имперсоналистов! Я тут же обратился к преданным, которые торговали шастрами: «Каким образом у вас на стендах в одном ряду оказались книги нечестивцев, против которых неистово борется вся наша парампара?!» На меня посмотрели косо, с подозрением. Я понял, что имею дело с совершенно невежественными людьми.

С тем воспитанием, которое даёт вайшнавская традиция, сложно понять логику некоторых преданных из Чайтанья Сарасват Матха, когда они в своих главных центрах отвергают грантхи великих святых и при этом расставляют на своих полках книги врагов кришна-премы, да ещё размещают их в одном ряду с книгами святых вайшнавов, таких как Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж!

Однако будет интересна ещё одна история. В 2007 году во время Враджа-мандала-парикрамы возле Говардхана, на территорию Шри Гиридхари Гаудия Матха (не за воротами!), который основал Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, день за днём приходил один преданный, брахмачари. Я увидел, что он распространяет какие-то книги. Не желая пропустить новинки, я подошёл к нему и познакомился. Это был ученик Пуджьяпад Бхакти Сундар Говинды Махараджа. Он продавал книги Шрилы Бхакти Ракшак Шридхара Махараджа, находясь прямо у стен Матха, где давал свои лекции Шрила Б.Нараяна Госвами!

Не буду называть его имени, скажу лишь, что это один из основателей русскоязычного сайта «World Vaisnava Association» и участник проекта www.vina. Я разговорился с ним. Он рассказал мне, что без сожаления оставил русскоязычную сангу Чайтанья Сарасват Матха для того, чтобы получать более качественное духовное общение в санге Пуджьяпада Парамадвайти Махараджа. Именно поэтому он большую часть своего времени жил в Индии. Этот преданный смог понять, что Шрила Нараяна Госвами заслуживает уважения, он смело распространял в санге нашего духовного учителя книги Шрилы Б.Р.Шридхара Махараджа. После, через две недели, после окончания говардхана-парикрамы, я снова обнаружил этого санкиртанщика у входа в Гопинатх-бхаван, что находится на берегу Ямуны, возле Имли-тала, и принадлежит санге Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Этот преданный снова распространял книги, изданные в русскоязычном Чайтанья Сарасват Матхе, вместе с журналами «World Vaisnava Association». Это совершенно никого не беспокоило. В традиции Гаудия-вайшнавов нет места сектантам.

Итак, мы видим, что тем, кто боится «духовной педофилии», просто нужно обратиться к «духовному педиатру» и лечиться. Когда духовно несозревшие люди становятся у руля вайшнавской санги или нама-хатты, встают в положение гуру, то рано или поздно прихожане почувствуют это и покинут общество, где нет подлинного духовного развития, желая действительно продвигаться в сознании Кришны. Для Кали-юги это обычный феномен – попасть в секту. Речь не о сектах, которые наполняют религиозный рынок за пределами сознания Кришны. Мы говорим о сфере, где пытаются распространять сознание Кришны.

Многие преданные из-за малого сукрити делают порой неправильный выбор и привязываются к людям, которых никак нельзя назвать садху. Позже, одумавшись, набрав духовного благочестия, они начинают испытывать депрессию, находясь под гнётом псевдоответственности, так называемого служения и лидеров, которые твердят о «верности идеалам». Если человеку некуда податься, он будет терпеть не идущие на пользу обстоятельства и мучиться.

Не редко бывает так, что после ухода истинного духовного учителя в апракат-лилу, созданное им сообщество вырождается в секту, где вместо верности настоящим идеалам культивируют какой-то полуфабрикат бхакти-йоги. Именно тогда в подобной секте рождаются какие-то новые правила, гипертрофированное учение о некой эксклюзивности линии, лидеры, которые так и не обрели святости, трясутся над внешними достижениями и всё время бояться потерять дутую славу, воздыхателей и почести. Ради сохранения таковых, они отрезаются от всего мира, забывая об учении, изложенном в четвёртом стихе «Шикшаштаки», искажают учение и дурачат своих последователей.

Однако если появится альтернатива, где можно было бы эффективно развиваться, искренние души с радостью выберут её, примут более чистую сангу, зрелого наставника и подлинного гуру. Книги Шрилы Нараяны Госвами Махараджа или других сад-гуру приходят в помощь тем, кто оказался в подобной западне своего ума, в ловушках расставленных гуру-формалистами. Через книги великих святых многие осознали не только то, что из себя представляет подлинный Гаудия-вайшнавизм, но и куда следует идти, чтобы развиваться дальше. Те же, кто препятствует распространению таких книг – враги Бога, противники духовного развития, узколобые крамольники.

Бхакти Чайтанья Бхарати Махарадж считает, что если человек получил основы сознания Кришны в одной санге, то является преступлением привлекать его в другую сангу. Это он называет «духовной педофилией». Давайте обратимся к опыту и словам его духовного учителя - Пуджьяпад Бхакти Сундар Говинды Махараджа. Каково его мнение на этот счёт? В 1996 году в Москве, во время своего первого визита в Россию, он сказал следующее:

Сагар Махарадж: Мы получили посвящение от Вашей Божественной Милости. Если кто-то скажет нам: «Вы получили первоначальное представление о сознании Кришны из книг Прабхупады (в ИСККОН) и вы должны быть инициированы одним из учеников Прабхупады (в ИСККОН). Почему вы не сделали это?» Как нам отвечать на подобный вопрос? Таков вопрос?

Шрила Говинда Махарадж: Хороший вопрос.

(обращаясь к Сагару Махараджу): Это твой собственный случай. [Смех.]

В действительности (Бхактиведанты Свами) Прабхупады нет в этом мире. Мы должны понять, кто является подлинным, истинным представителем Прабхупады. Мы должны посмотреть на нашу гуру-парампару. Прабхупада сказал: «Шрила Шридхар Махарадж – мой шикша-гуру». В таком случае, если перед тобой представитель Шридхара Махараджа, то ты можешь принять сознание Кришны от него (т.е. в Чайтанья Сарасват Матхе). Здесь нет противоречий. … Одна семья. В семье есть мать, отец, дяди, внуки, правнуки, и мы все являемся семьёй Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура. Прабхупады нет в этом мире, но в семье есть многочисленные родственники, члены семьи. Мы все – члены семьи Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура, поэтому в зависимости от того, какова твоя удача, ты будешь идти в таком духе. Здесь нет ничего дурного (http://harekrishna.ru/2016/04/21488-duhovnyi-vzaimoobmen-semya-rukovodstvo-vaishnava.html).

Таким образом, нет ничего плохого в том, что получив основы бхакти в одной санге, человек может позже присоединиться к другой, к другому духовному учителю. Наш духовный учитель также получил от Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа указание помогать членам ИСККОН. Обратившись к ссылке в конце статьи, можно осведомиться об этом.

Также, на основании этой цитаты становится ясно, что Бхакти Чайтанья Бхарати Махарадж дискредитирует своего духовного учителя. В противном случае нам придётся признать, что Чайтанья Сарасват Матх и некоторые его лидеры живут двойными стандартами, что явно не к лицу чистым преданным, свободным от политиканства.

Напоследок хочется напомнить Бхакти Чайтанье Бхарати Махараджу наставления его духовного учителя: «Вы все – мои ученики, и это мой совет, обращённый КО ВСЕМ ВАМ: воспевайте Харе Кришна маха-мантру без оскорблений, никого не оскорбляйте, не критикуйте, будьте смиренными, оказывайте почтение другим. Воспевайте Харе Кришна маха-мантру, и вы получите результат. …

Не следует никого считать низшим по отношению к себе, не нужно думать, что кто-то ниже. Всегда следует думать: «Да, этот человек обладает особыми качествами, достоинствами. Того, что есть у меня, никому не отнять, но я могу перенять твои качества, твои достоинства. Того, что есть у меня, никому не отнять, но я могу научиться многому от тебя, тому, что есть у тебя». …

Оказывать почтение другим – наша религия. Но мы должны быть верными и искренними. Мы – многочисленные братья, живущие сейчас везде, по всему миру, но мы – одна семья, и несём ответственность за эту семью. В таком случае мы должны стараться поддерживать нашу родную семью, никого не следует оскорблять, унижать, но мы должны быть искренними по отношению к линии нашего Гурудева и пытаться увеличить, расширить нашу семью» («Духовный взаимообмен. Семья. Руководство вайшнава», Москва, 1996).

 

Ари Мардан д.

…………

1) Последняя беседа: http://sampradaya.ru/legacy/article1/bvsp_a/5956-poslednyaya-beseda.html

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи