?

"Наш Шрила Прабхупада – друг всем". Часть первая. Глава первая.

 (голосов: 3)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 370. Опубликовано: 9-03-2018, 08:05

Наш Шрила Прабхупада – друг всем

Воспоминания современников Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады

Свидетельства близких взаимоотношений

Ш.Бхактиведанты Свами с вайшнавами Гаудия Матха 

Мулапракрити даси

Часть первая

Годы жизни в грихастха-ашраме

Калькутта, 1920-е

Глава первая

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

 

 Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж присоединился к миссии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в 1927 году и принял санньясу в 1930-м году. Он является ачарьей-основателем Шри Чайтанья Сарасват Матха. Шрила Прабхупада считал Шрилу Шридхару Махараджа своим близким другом. Данное интервью состоялось в Шри Чайтанья Сарасват Матхе в Навадвипе, в марте 1978 года. Мы дополнили его выдержками из записанных на плёнку лекций и даршанов.

***

Я посетила Матх Шрилы Шридхары Махараджа вместе со своей дочерью, Нама-прачарини даси. Нам любезно разрешили там немного пожить. За время нашего недельного пребывания нас пригласили на встречу со Шрилой Б.Р.Шридхарой Махараджем в его комнате наверху. Он был очень добр к нам и великодушно одарил своим общением. Когда я спросила о его дружбе с нашим Шрилой Прабхупадой, он был рад поделиться несколькими особыми воспоминаниями. У меня не было с собой магнитофона, и теперь невозможно проверить точность его слов, поэтому я молю всех собравшихся преданных воспринять суть нектара в представленном мной рассказе.

 Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж рассказал мне о том, что с нашим Шрилой Прабхупадой (которого в те времена звали Абхай Бабу Прабху) их связывали очень крепкие дружеские взаимоотношения с давних пор, примерно с 1920-х годов – со времён калькуттского Матха их Гурудева, в Багх Базаре. Семья Шрилы Прабхупады, Маллики и Де, жили рядом с этим мандиром. Таким образом, у обоих духовных братьев близкие отношения были в течение многих лет.

Сначала Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж вспомнил о времени, когда он встречался со Шрилой Прабхупадой в доме на Сита-Канта Банарджи-Лейн и в Сарасват Матхе. Шрила Прабхупада тогда арендовал два рядом стоящих дома. В одном он жил, а в другом вёл бизнес. Он пожертвовал комнаты на верхнем этаже этого второго дома для небольшого храма. Он вдохновлял Шрилу Шридхара Махараджа приехать из Навадвипы и проповедовать здесь. Шрила Шридхара Махарадж регулярно приезжал и оставался, а Шрила Прабхупада всё организовывал – и для местных преданных, и для друзей, и для родственников и для деловых партнёров.

Шрила Шридхара Махарадж рассказал, что уже тогда всем хорошо был известен горячий энтузиазм Шрилы Прабхупады распространять сознание Кришны и утверждать сиддханту. Он вспомнил множество писем, которые Шрила Прабхупада постоянно писал всем индийским лидерам и высокопоставленным лицам. Рассказал, как много искренних людей, благодаря Шриле Прабхупаде, нашли прибежище у их Гурудева (Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады). О том, как он совершал садхану: воспевал, изучал писания, писал статьи и распространял их.

Шрила Шридхар Махарадж сказал, что у него нет склонности появляться на людях, тем не менее, в то время Шрила Прабхупада в одиночку убеждал его широко проповедовать.

Также он вспомнил, как Ганди посетил Калькутту в то время, когда они жили в доме 66 на Сита-Канта Банарджи Лейн: «Прабху (Ш.Прабхупада) пришёл в тот дом и сказал: «Пойдём, Ганди здесь, в Калькутте. Мы должны пойти к нему прямо сейчас. Мы должны сказать, что он должен давать людям сознание Кришны. Мы с тобой пойдём и скажем ему».

Очень яркие воспоминания были у Шрилы Б.Р.Шридхары Махараджа о его роли в том, чтобы Шрила Прабхупада покинул свой дом в Калькутте и принял ванапрастху. Это было в самом начале 1950-х.

Однажды ночью, около часа или двух, раздался сильный стук в дверь Матха. Это был Шрила Прабхупада. Сильно волнуясь, он рассказал, что только что ему приснился очень чёткий сон. Их Гуру Махарадж, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада, явился к нему и решительно приказал отречься от семейной жизни и принять санньясу. Шрила Прабхупада дрожал от волнения, объясняя, что у него много ответственности перед семьёй и дхармой. Так как же ему осуществить приказ Гурудева?

Шрила Шридхар Махарадж вспоминал, что Абхай Бабу, тем не менее, искренне попросил его немедленно даровать ему санньясу. Шрила Махарадж сказал Прабхупаде, что он положительно смотрит на это, однако у него есть связь с семьёй Маллик и Де. И что они будут, вероятно, обеспокоены, если именно он выступит посредником в этом. Он чувствовал, что, возможно, лучше делать всё постепенно. Подготовиться самому, и потом сказать об этом им. И затем некоторое время подождать, посмотреть на результаты.

Шрила Прабхупада с неохотой принял это предложение. Прошло несколько месяцев, они продолжали общаться и устраивать проповеднические программы всякий раз, когда Шрила Шридхара Махарадж приезжал в калькуттский Матх.

Прошло какое-то время. И снова ночью, когда Шрила Шридхар Махарадж спал, раздался громкий стук в дверь. Это был Шрила Прабхупада. Всё повторилось. Их Гурудев снова явился во сне к Прабхупаде. На этот раз с ещё большей решительностью Шрила Бхактисиддханта Прабхупада потребовал, чтобы его ученик оставил свою жизнь дома и принял отречение. И вновь Шрила Прабхупада попросил Шрилу Махараджа дать ему санньясу. Он сказал, что на этот раз уже готов, без оговорок, и что очень хочет выполнить приказ своего гуру.

Шрила Шридхара Махарадж рассказывал мне: «Я снова попросил его подождать ещё. Я предложил ему принять бахудака-санньясу, когда разрешается жить на небольшом расстоянии от дома с целью постепенного отречения. Я беспокоился о мнении его большой семьи, предполагая, что многие из них из-за этого могут настроиться против Гаудия Матха. Поэтому я говорил об осторожности. Однако на этот раз он не поддался. Он выслушал моё предложение и ответил, что санньяса – не его личное желание. Это наставление пришло сверху, от их духовного учителя, поэтому выполнить его необходимо.

На следующее утро, проснувшись, мы увидели сумятицу в соседнем доме: ночью он покинул то место, где жил. Он просто исчез. Никто не знал, куда он отправился. Он ничего с собой не взял – ни чемодана, ни одежды, ни прасада, ни лакшми. Это была тяжёлая утрата для меня».

Близкие отношения между нашим Шрилой Прабхупадой и Шрилой Б.Р.Шридхарой Махараджем продолжались в течение всей их жизни. Сохранились бесчисленные записи и цитаты, где они оба говорят об их дружбе и преклонении друг перед другом.

Мы приведём в этой книге лишь один важный разговор между Шрилой Прабхупадой и Шрилой Шридхарой Махараджем, в котором они вспоминают свои ранние годы. Этот разговор показывает преданное служение и их близость. Но этого недостаточно, чтобы полностью описать их взаимоотношения. Мы надеемся, что в будущем историки-вайшнавы исследуют эту тему и напишут о ней.

 

Далее – транскрипция лекции, которая состоялась в 1973 году на открытии Шри Чайтанья Чандродая Мандира в Майяпуре, в Западной Бенгалии. Во время этой лекции Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада и Шрила Шридхара Махарадж сидели вместе на одной вьясасане и беседовали, вспоминая своё ранее общение.

 

Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж: Итак, наш Свами Махарадж совершил чудо! Тхакур Бхактивинод задумал, а Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур начал воплощать эту концепцию в жизнь. И теперь, через Свами Махараджа, в его почтенном возрасте всё это исполнилось в значительной степени. Мы счастливы. Мы рады. Мы горды!

Шрила Б.С.Прабхупада: По милости гуру и вайшнавов. Какое бы положение я не занял, всё это по милости гуру и благодаря благословениям вайшнавов. Иначе как я смог бы это сделать? ... И по возрасту, и по опыту – он [Шрила Шридхара Махарадж] старше меня. Также мне очень повезло, что в течение долгого времени я имел возможность общаться с ним. Возможно, с 1930 года. В то время он ещё не принял санньясу. Шрила Шридхар Махарадж только что покинул дом и как ванапрастха, в белом, приехал в Аллахабад. Махарадж, я думаю, вы помните тот случай, когда вы прибыли в Аллахабад?

Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж: Да, я помню. Спасибо.

Шрила Б.С.Прабхупада: Мы взяли прасад и сели на крыше. О да, именно с того благоприятного случая мы связаны с ним. До этого, в 1922 году, я был менеджером в лаборатории доктора Бозе в Калькутте. Будучи молодым человеком, я был националистом в партии Конгресса, преданным Махатмы Ганди и Ч.Р.Даса. Это было связано с Конгрессом, как раз тогда Анни Безант стала президентом Конгресса [*знаменитая ирландка, принимала активное участие в политической жизни Индии, стала президентом Индийского национального конгресса в конце 1917 года – Прим.пер.].

Но позже я стал более серьёзно к этому относиться и в 1920 году оставил своё обучение. Через некоторое время один из моих друзей... я думаю, вы помните его, это Нарендра Маллик, он был моим близким другом… В то время почтенный Махарадж, Бхакти Прадип Махарадж, пришёл в его дом просить пожертвование. Нарендра Маллик был очень богатым. Он сообщил мне, что один очень хороший пожилой санньяси пришёл к нему в дом и пригласил его отправиться в Ульта Данга [район Калькутты], где тогда находился Гаудия Матх. Он сказал, что хочет поехать туда, и почему бы мне тоже не составить ему компанию. «Давай поедем вместе». Он был моим самым близким другом. В то время я был немного пессимистичным. Я думал: «Знаю я всех этих садху». Поэтому ответил: «Не пойду». Но он стал говорить: «Почему нет? Давай». И, наконец, я согласился: «Пошли». Итак, я отправился на встречу с Его Божественной Милостью Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром в 1922 году, в этот дом в Ульта Данге.

Шрила Прабхупада сидел тогда на крыше в маленькой комнате. Нас провели туда, потому что Нарендра Маллик был знаком с преданными, и, как богатый человек, жертвовал деньги. Мы прошли к Прабхупаде и поклонились. Сразу же Прабхупада сказал мне: «Вы образованный молодой человек, так почему бы вам не проповедовать послание Шри Чайтаньи Махапрабху по всему миру?» Я ответил ему: «Сэр, мы зависимая нация. Кто услышит наше послание? Мы сможем говорить обо всём этом после обретения независимости». Я был настроен в то время политически, но он опроверг все мои аргументы. Безусловно, я потерпел поражение, и серьёзно воспринял его слова. Я оценил его. Затем нам подали прасад и мы спустились вниз.

Мой друг Нарендра Маллик спросил меня: «Как тебе этот садху, понравился?» Я ответил: «Да. Он садху, в его руках находится послание Чайтаньи Махапрабху. Оно будет распространено, проповедь будет успешной. Думаю, это очень хорошо». Такова была моя оценка. Затем, в 1923 году я оставил свою должность [управляющего] в лаборатории Бозе, и занялся [фармацевтическим бизнесом], который охватывал весь Уттар-Прадеш, от Магал Сарая до Нью-Дели. Свой главный офис я открыл в Аллахабаде.

И я постоянно думал, что да, я встретил потрясающего садху. С самого начала я получил такое впечатление, что встретил настоящего садху. Я действительно почувствовал истинность слов – лава-матра садху-санга сарва сиддхи хайа, - «Мгновение общения с чистым преданным дарует всё совершенство». Я почувствовал это. Я был очень впечатлён Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром. И это впечатление осталось со мной.

Потом в 1928 году праздновали Кумбха Мелу. Махарадж, когда вы присоединились к Гаудия Матху?

Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж: В 1927 году.

Шрила Б.С.Прабхупада: Во время той Кумбха Мелы внезапно в мой магазин, аптеку Праяг Фармаси в Аллахабаде пришёл почтенный Тиртха Махарадж с группой преданных. Я подумал: «О, это же люди, которых я видел в Гаудия Матхе. Да, заходите». Я был так рад! Тиртха Махарадж спросил меня: «Мы только что приехали и хотим открыть новый храм в Аллахабаде. Мы услышали ваше имя и поэтому пришли к вам. Пожалуйста, помогите нам». Я ответил: «Да, я вам помогу». Я сделал пожертвование, мой врач и некоторые мои друзья тоже внесли свой вклад.

Так мы подружились, и Тиртха Махараджа устроил первое собрание в моём доме, с ним пришли Сарвасва Брахмачари и Дхира Кришна Брахмачари.

Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж: Потом они стали Джаджаваром Махараджей и Парватой Махараджем.

Шрила Б.С.Прабхупада: Да.

Мой отец был вайшнавом. Когда я пригласил этих садху, то отец сначала подумал, что это какие-то садху из Миссии Рамакришны. И не заинтересовался ими. Когда Махарадж стал говорить, я позвал отца спуститься вниз. В те времена он уже был инвалидом. Я сказал, что у нас встреча с представителями Гаудия Матха. И он не смог отказаться. Он спустился вниз, но не понял, что пришли преданные. Он думал, что это какие-то негодяи из Миссии Рамакришны. Он был не очень доволен. Я сказал ему, кто они. Но он не понимал, пока не услышал речи почтенного Тиртхи Махараджа, нашего старшего духовного брата. И тогда он осознал: «О, они настоящие вайшнавы». И сразу после встречи он пал к его стопам. «Я всё неправильно понял, сэр. Я думал, что Вы из Миссии Рамакришны. Я рад встретиться с Вами».

Это было началом моих близких отношений с Гаудия Матхом. Всякий раз, когда кто-нибудь приезжал, я приглашал их дать лекцию в моем доме. Так и Шридхар Махарадж, которого тогда звали Рамендра Сундара Бхаттачарья, был приглашён в мой дом. Я думаю, что, возможно, я пригласил Бхарати Махараджа, и вы, скорей всего, были с ним.

Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж: Да.

Шрила Б.С.Прабхупада: Да, таким образом стала развиваться моя связь с Гаудия Матхом. Затем постепенно начался процесс: харишйе тад-дханам шанаих («Ш.-Б.», 10.88.8). [«Постепенно я заберу всё его богатство»] Но в то время я хотел стать большим бизнесменом, у меня были хорошие возможности. Я был связан с фармацевтической промышленностью Индии, лабораторией доктора Бозе, «Бенгал Кэмикал», «Пи Ар Пол», всеми этими людьми. Им нравилось, как я организовываю бизнес. Затем я открыл большую лабораторию в Лакхнау [столица штата Уттар-Прадеш]. Это была золотая пора. Но постепенно всё пошло на спад, и, наконец, мой бизнес в Аллахабаде погиб.

После этого я сидел дома, а Джаджавар Махарадж (который тогда был ещё Сарвасвой Брахмачари) вместе с Атуланандой Брахмачари приехали за пожертвованиями. Они спросили меня: «Почему вы не приходите в наш Матх? Вы ведь теперь свободны». Так я начал ходить в их храм на программы. Это было недалеко от моего дома, в Маратхе. Тогда наши близкие отношения с Гаудия Матхом стали расти. Так я продолжал.

В 1933 году сэр Уильям Малколм Хейли [*барон, в 1921-1936 был британским пэром и администратором в британской Индии – Прим.пер.] приехал на церемонию закладки первого камня Матха в Аллахабаде. Шрила Махарадж, я думаю, вы помните это.

Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж: Да. Преданные, присутствовавшие на этой церемонии, приехали со Вриндавана-парикрамы.

Шрила Б.С.Прабхупада: Та парикрама – это ещё одна история. В то время я не был ещё инициирован, но уже очень любил преданных из Гаудия Матха.

Поскольку до 1933 года я встречался со Шридхарой Махараджем, Тиртхой Махараджем и другими преданными, и они были очень добры ко мне, то во время этой парикрамы я подумал: «Чем они занимаются на этой парикраме? Мне надо посмотреть».

Итак, я встретился с ними в Коши. Махарадж, Вы, возможно, помните. Все собирались увидеть это место, Шешашайи. Их вёл Бон Махарадж и Неми Махарадж. Тогда Винод Бхай (позднее Шрила Кешава Махарадж), сообщил нам, что Прабхупада завтра утром едет в Матхуру, и сегодня вечером будет давать хари-катху. «Все, кто хочет, может остаться, а другие могут отправиться на даршан Шешашайи». В тот вечер осталось всего 10-12 человек. И Шридхар Махарадж был одним из них. Я также подумал, что разумнее остаться: «Что там будет? Я хочу послушать, что говорит Прабхупада. Позвольте мне его послушать». И Прабхупада говорил об этом.

Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж: Лучше было бы слушать Прабхупаду, чем тратить время на упражнения для глаз. Поскольку Прабхупада – с Вайкунтхи, он смог понять, что «этот мальчик жаждет слушать». Он оценил это.

Шрила Б.С.Прабхупада: Когда он вернулся в Аллахабад, Ганеш Бапу представил меня ему (Ш.Сарасвати Тхакуру): «Он хороший преданный». Прабхупада сразу ответил: «Да, я заметил это. Он не уйдёт прочь. Он слушает». Он сказал эти слова. Он сказал: «Да, я приму его». И он дал мне посвящение.

Таким образом, мои отношения с Гаудия Матхом развивались всё больше и больше, и в процессе этого развития другая сторона жизни – бизнес – уменьшался. Это долгая история, её долго рассказывать, но у меня была возможность общаться с Его Святейшеством Шрилой Шридхарой Махараджем в течение нескольких лет. У меня была эта возможность. Кришна и Шрила Прабхупада хотели, чтобы он (Ш.Б.Р.Шридхар Махарадж) подготовил меня к будущей проповеди. Шридхара Махарадж жил в моём доме несколько лет, поэтому, естественным образом, мы очень близко общались. Он был моим хорошим советником. Я серьёзно относился к его советам и наставлениям, потому что с самого начала знал, что он – чистый вайшнав, настоящий преданный, и я хотел общаться с ним. Также я хотел всячески ему помогать. И он тоже старался помочь мне. Наши отношения – очень близкие.

После распада Гаудия Матха я хотел сделать другую организацию, поставив Шридхару Махараджа во главе. У одного из моих друзей был дом в Силде, и он пригласил туда Бхакти Сарангу Госвами Махараджа. У меня возникла идея что-нибудь создать. Шридхара Махарадж, возможно, вы это помните. Я много раз пытался что-нибудь организовать, но так или иначе ...

Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж: Да, в то время у меня тоже был один дом, на Харрисон-роуд. Очень маленький.

Шрила Б.С.Прабхупада: Да, и был дом в Силде. Мой друг хотел сдать его в аренду всего за 90 рупий. Сначала он хотел 125, но я сказал: «Уступи мне». Поскольку я был его другом, он сказал: «Хорошо, я отдам вам его за 90 рупий». Но этого так и не случилось. Таким образом, уже тогда, сразу после ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати я пытался что-нибудь организовать.

Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж: Когда появился журнал «Обратно к Богу»?

Шрила Б.С.Прабхупада: Это было в 1944 году. Думаю, Махарадж, Вы были в то время в моём доме. Так или иначе, моё намерение проповедовать культуру Шри Чайтаньи Махапрабху увеличивалось, в то время как бизнес уменьшался. Не то, чтобы я не имел желания. У меня всё ещё была идея о том, что бизнес надо продолжать. Но Кришна заставил меня: «Откажись от этого».

Шридхар Махарадж хорошо знает, как эта сторона моей жизни становилась всё меньше, и меньше, и меньше. Затем она почти исчезла, и я покинул дом. Это случилось примерно в 1950 году. «Хорошо, мой Господь, делай со мной всё, что захочешь». Затем в 1950-1959 годах я жил как ванапрастха.

Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж: А пока Вы ещё жили семейной жизнью, был Бомбей, жизнь в Бомбее.

Шрила Б.С.Прабхупада: Жизнь в Бомбее, да. Фактически Гаудия Матх там был открыт нами. Я был там и Шридхар Махарадж. Мы устроили две группы для сбора пожертвований. Шридхар Махарадж, я, Бхакти Саранга Госвами Махарадж (в то время он был Атуланандой Брахмачари). Мы собрали группу. Я водил их по друзьям своих друзей по бизнесу и по друзьям-докторам. Мы собрали около 500 рупий. Шридхар Махарадж обычно говорил, я брал вступительное слово, а Госвами Махарадж заканчивал. Таким образом, мы вместе собрали за 1-2 дня 500 рупий. В то время 500 рупий были большой суммой.

Госвами Махарадж очень ценил меня, он начал говорить обо мне возвышенные вещи. Он говорил, что Абхай Бабу очень опытен. Что у него так много друзей, и он собрал так много. Так почему бы ему не стать во главе Матха? Он говорил подобное. Почему он не с нами? Почему он живёт отдельно?

Но Прабхупада (Ш.Сарасвати Тхакур) говорил мне – Шридхар Махарадж может помнить это: «Лучше сейчас жить от них отдельно. Ты сделаешь всё необходимое, когда придёт время». Я не мог понять, что Шрила Прабхупада имел в виду, но его благословения всегда были со мной, хотя я и никуда не годился. Он был так добр.

Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж: А я боялся, что не соберу достаточно средств на строительство Матха в Бомбее, поэтому он попросил Вас.

Шрила Б.С.Прабхупада: Да, Шрила Прабхупада дал мне немного денег. И по этому поводу сказал: «Держи эти деньги, и когда в них будет необходимость, отдай их».

Так что всё это милость гуру и вайшнавов, какое бы положение я не получил, всё это по милости гуру и благословениям вайшнавов. Поэтому я хочу, чтобы Шридхар Махарадж продолжал проливать свои благословения, как он делал это всегда, и пусть Гуру Махарадж поможет мне, чтобы я мог совершать какое-либо служение ещё долгое время».

Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж: Вы переводили «Шримад-Бхагаватам» в Радха-Дамодара Мандире. Вдохновение, которое Вы получили в Мандире Шрилы Дживы Госвами и которым Вас одарили Божества, предназначалось для путешествия в дальние страны».

Шрила Б.С.Прабхупада: Да, Гуру Махарадж хотел, чтобы послание Махапрабху распространилось за границей, а люди Гаудия Матха ничего не делали. Поэтому я подумал, что надо попытаться на старости лет. Пришло вдохновение ехать на Запад, и я поехал. По его милости это было немного успешным. Вот и всё. Это не моя заслуга. Это всё благословения гуру и вайшнавов. Я не знаю, как это происходит. Это не моя заслуга. Всё благодаря чадийа ваишнава-сева, нистара плачече кеба («как, не служа истинному вайшнаву, можно вырваться из тисков майи?»).

Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж: Бросая себя в поток вечности.

Шрила Б.С.Прабхупада: Да, Харе Кришна.

Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж: Этот поток несёт к Божественному. Несёт к золотой земле, к Золотой Аватаре. Золотая Аватара – золотого цвета.

Шрила Б.С.Прабхупада: Да, я всегда говорю своим американским ученикам: о вас так хорошо заботятся в вашей стране. У вас есть все материальные возможности. Ваше положение очень хорошее. И теперь вы примете сознание Кришны и станете совершенной страной. Я всегда проповедую так. По милости Кришны у вас есть всё, все материальные богатства. Теперь добавьте к этому Кришну, и будет очень хорошо. Всегда держите Лакшми рядом с Нараяной. Эти мальчики искренне и серьёзно стараются, и я надеюсь, хотя я не проживу долго, они выполнят это наставление.

Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж: Это нисходит, это нисходящая милость. Прабхупада обычно цитировал Шрилу Бхактивиноду: «дхара кахо хе руддха хабе най». Божественный поток никогда не остановится. Если поток этой милости идёт на нас, мы все оказываемся в этом потоке.

Шрила Б.С.Прабхупада: Да, этим потоком смывается другая сторона, майар боше, джаччхо бхесе, находимся в океане [материальной жизни], в плену майи (из песни «Радха-кришна бол бол») [Шрилы Бхактивиноды Тхакура], и мы очищаемся, всё смывает эта волна – бхакти-таранга.

***

В заключение необходимо сказать, что мы представили лишь крохотные примеры высказываний Шрилы Шридхары Махараджа, в которых он прославляет нашего Шрилу Прабхупаду и его проповедь. Однажды, когда Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж приводил определение ИСККОН, он процитировал Рагхунатху даса Госвами: нама-шрештхам манум апи шачи-путрам атра сварупам* («Шри Мукта-чарита», 4) «Это ИСККОН», – сказал он.

Много раз из смирения он говорил: «Мы сделаны из одной и той же земли, но он [Шрила Прабхупада] настолько более значителен и велик! Подобно океану, он затопил мир сознанием Кришны. А я просто человек, сидящий в углу, который пытается подать лишь один стакан воды».

Однажды после ухода Шрилы Прабхупады некоторые из его учеников пришли к Шриле Б.Р.Шридхаре Махараджу в Навадвипу. Они обсуждали проповедь святого имени около часа, а затем почтили прасад. Когда они уже уходили, Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж окликнул их. Он сказал: «Я думал о том, насколько же искренняя ваша [ИСККОН] проповедь, что Сам Махапрабху дарует вам прасад. Поэтому я попросил Говинду Махараджа отложить и мне порцию этого прасада, чтобы я тоже мог почтить его». Кто-то ответил: «Спасибо Вам за всё». А Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж сказал на это: «Слово «спасибо» мне не очень нравится. Оно подразумевает наличие двух сторон». И добавил с любовью: «Все мы – семья Махапрабху».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*Примечание

нама-шрештхам манум апи шачи-путрам атра сварупам,

рупам тасйаграджам уру-пурим матхурим гоштхаватим

радха-кундам гири-варам ахо радхика-мадхавашам,

прапто йасйа пратхита-крипайа шри-гурум там нато ’сми

«Я в неоплатном долгу перед Шри Гурудевом, потому что он дал мне столь многое. Он даровал мне святое имя, высшую форму звука, которая содержит высшую форму мысли, стремления, идеала, он даровал мне служение великому спасителю – сыну Матери Шачи, Шри Чайтанье Махапрабху, который подобен золотой горе, указывающей путь к кришна-лиле

Шри Гурудев привёл меня к Сварупе Дамодаре, который является Лалитой деви, ближайшей подругой Шримати Радхики. Затем он привёл меня к Шри Рупе, получившему указание распространять высочайшие виды любовной преданности, раса-таттву. А затем он привёл меня к Шри Санатане Госвами, который определяет наше положение по отношению к рагануга-бхакти

Гурудев дал мне Матхура-мандалу, где проходят игры Радхи и Говинды, где лес, холмы, каждый росток, куст, каждая песчинка, — всё знакомо с лилой Радхи и Кришны, и, куда бы я ни бросил свой взгляд, всё это является уддипанами и будет способствовать моему памятованию о Радхе и Говинде. Всё это я получил от моего Гурудева.

По милости Гурудева я узнал о Радха-кунде и о Гирирадже Говардхане. И, наконец, он даровал мне убеждённость во всём этом. Поэтому я склоняю голову в великом почтении к его лотосным стопам».

………………

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Ума д.д., Ари Мардан д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи