?

"Наш Шрила Прабхупада – друг всем". Часть первая. Глава 2.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 774. Опубликовано: 12-03-2018, 13:46

Наш Шрила Прабхупада – друг всем

Воспоминания современников Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады

Свидетельства близких взаимоотношений

Ш.Бхактиведанты Свами с вайшнавами Гаудия Матха 

Мулапракрити даси

 Часть первая

Годы жизни в грихастха-ашраме

Калькутта, 1920-е

Глава вторая

Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж

 

Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж был одним из первых учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады. Он основатель-ачарья «Гаудия Веданта Самити» и санньяса-гуру Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Он покинул этот мир в 1968 году.

Приведённые здесь воспоминания рассказаны нам учеником Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа Шрилой Б.Нараяной Госвами Махараджем.

***

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Мой Гурудев, Ом Вишнупад Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж, часто рассказывал мне о своём духовном брате, Пуджьяпад Шри Абхай Чаранаравинде Бхактиведанте Прабху. В то время, до принятия им санньясы, мы ласково называли его Абхай Чаранаравинда Прабху или просто Прабху. Мой Гурудев всегда рассказывал мне, как с самого начала этот духовный брат Гурудева был очень дорог их Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Госвами Тхакуру. С его слов мы узнали, что Шрила Прабхупада всегда высоко ценил Абхая Чаранаравинду Прабху и просил его писать статьи для журнала «Harmonist», а также для других изданий. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур дал ему приказ проповедовать на английском языке и широко распространять духовные знания в западных странах. Как говорил мой Гурудев, Абхай Чаранаравинда Прабху был чрезвычайно великой личностью – «юктивади» (умело приводил логические аргументы), всегда был «нирбхика» (смелый) и проповедовал сатью (истину). Он никогда и никого не боялся. Абхай Чаранаравинда Прабху был близким другом моего Гурудева с тех пор, как они встретились в Гаудия Матхе Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати в 1922 году. В те годы он ещё был грихастхой и, как говорили, был очень красив.

Те, кто знаком с нашей историей, знают, что после ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады (в 1937 году) в Гаудия Матхе воцарилось смятение. Одна из группировок хотела арестовать нескольких старших вайшнавов, и были заведены дела в Калькуттском суде.

В то время наш Гурудев (его звали тогда Винод Бихари Брахмачари) был акинчаной (ничем не владел). Он отправился в Праяг, Аллахабад. Там он несколько дней оставался в Рупа Гаудия Матхе. Потом Абхай Чаранаравинда Прабху, у которого был дом и бизнес в Аллахабаде, пригласил нашего Гурудева пожить в его доме в качестве гостя. Они жили вместе в течение следующих четырёх-пяти месяцев. За столь продолжительное время мой Гурудев и Шри Абхай Чаранаравинда Прабху стали очень близки и дороги друг другу. Они обсуждали «Бхагавад-гиту» и многие другие темы, касающиеся гуру-севы их Шриле Прабхупаде и его миссии.

Пока мой Гурудев оставался в Аллахабаде, Абхай Чаранаравинда Прабху организовал много проповеднических программ в различных частях города. У него было большое количество партнёров по фармацевтическому бизнесу. Он знал многих образованных, квалифицированных людей и устроил так, чтобы мой Гурудев смог давать лекции по «Веданте».

На этих лекциях они вместе побеждали в диспутах знаменитых майявади, а также некоторых влиятельных католиков и христиан. Их оппоненты были приятно впечатлены авторитетными аргументами и сиддхантой, которые они представляли.

Поскольку Абхай Чаранаравинда Прабху очень ценил такую проповедь, впоследствии он часто говорил мне: «Наш Гурудев ценил логику и был великим философом. Именно поэтому лучший мой друг – твой Гурудев».

В сердце моего Гурудева было желание представить «Веданта-сутру» в качестве бхакти-сутры, и он приводил слова из «Шримад-Бхагаватам» в доказательство этого. Он всегда говорил: «Если остаются хоть какие-то признаки майявады, бхакти нельзя проповедовать в полную силу. Поэтому мы должны выкорчевать майяваду». Абхаю Чаранаравинде Прабху тоже очень нравилась эта идея. «Мы должны вышвырнуть майяваду» – он всегда это повторял. У них было такое понимание, они были едины в своей проповеди.

После того, как организация Гаудия Матха Шрилы Сарасвати Тхакура развалилась, мой Гурудев вместе с Абхаем Чаранаравиндой Прабху и Нароттаманандой Брахмачари (который впоследствии стал известен как Шрила Бхакти Камал Мадхусудан Махарадж) подал документы для создания «Гаудия Веданта Самити». Это произошло 7 апреля 1940 года в арендованном доме на Босапада Лэйн, в доме номер 33/2 в Калькутте.

Несмотря на то, что они отделились от политического переворота, произошедшего в организации Гуру Махараджа (Ш.Сарасвати Тхакура), они не оставили миссию и сиддханту Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады. Они хотели заново установить его истинные идеи и наставления, но не хотели оставлять его концепцию Гаудия Матха. Поэтому Матхи, созданные обществом «Гаудия Веданта Самити», назывались Девананда Гаудия Матх, Уддхарана Гаудия Матх, Кешаваджи Гаудия Матх и так далее.

Моя личная встреча с Абхаем Чаранаравиндой Прабху произошла в 1947 году, когда я был в Калькутте в качестве личного слуги моего Гурудева.

Однажды праздновалось открытие новой ветви «Гаудия Веданта Самити». Было большое собрание, многие вайшнавы присутствовали там. Мой Гурудев давал лекцию, и в это время через заднюю дверь в комнату вошёл преданный-грихастха. Увидев его, Гурудев перестал говорить и попросил меня провести его вперёд. Этот преданный смиренно отказывался выходить, но мой Гурудев настаивал.

Гурудев выразил ему почтение и настоял, чтобы тот сел вместе с ним на возвышении. Я взглянул на Гуруджи с молчаливым вопросом: «Кто этот преданный?» Было редкостью, чтобы он кого-либо выделял подобным образом. Впоследствии он сказал мне: «Это Абхай Чаранаравинда Бабу, мой дорогой духовный брат. Он совершенно особенный ученик Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады. Он очень смиренен и очень квалифицирован. Ты должен его запомнить, внимательно его слушать и служить ему».

В 1953 году мы начали выпускать наши журналы «Гаудия-патрика» и «Бхагават-патрика». Наш Гурудев попросил Абхая Чаранаравинду Прабху: «Я хочу печатать журналы на бенгальском и других языках. И в особенности я хочу, чтобы Вы писали для них статьи».

Раньше Прабху писал статьи для журнала «Harmonist» и продолжал писать множество замечательных очерков, комментарии к «Бхагавад-гите» и т.д. Он писал замечательно, и все восхищались им.

 Он бросал вызов всем, кто выступал против чистого бхакти, особенно против «Миссии Мурги», «куриной миссии». Так он называл Миссию Рамакришны, потому что члены этой организации употребляли в пищу мурги (курятину). Они, к тому же, ели мясо, яйца и многие другие отвратительные вещи. В те дни Вивекананда и его «Миссия Рамакришны» были очень популярны. Они были известны публике, о них говорили: «О, это такие возвышенные преданные! Во всей Индии только они следуют «Веданте», а остальные – нет. Гаудия Миссия и другие – не ведантисты».

Абхай Чаранаравинда Прабху написал статью в двух частях, посвящённую этим мурги, которая удивила и убедила многих. Это было похоже на спектакль, и все просили его писать больше статей, подобных этой, – с призывом к преобразованиям религиозных обществ и самскар. Позднее Абхай Чаранаравинда Прабху написал ещё одну драматическую статью – на этот раз о некоторых лидерах Гаудия Матха.

Статья объясняла, в каком положении эта организация оказалась после ухода Шрилы Прабхупады. Грихастхи оставляли своих жён и брали себе чужих. А под предлогом развития миссии некоторые из них присваивали себе все собранные деньги. Санньяси, даже те, кто был с Прабхупадой, строили здания и посылали все деньги своим сыновьям, чтобы те могли пойти учиться в университеты, или поехать в Англию и Америку изучать право и другие науки.

Он написал об этой ситуации. Статья, её первая часть, была опубликована в наших «Бхагавата-патрике» и «Гаудия-патрике». Немедленно эта статья вызвала большую бурю в Гаудия Миссии. Хотя напечатано было всего три страницы, из многих Гаудия Матхов стали приходить письма. Это походило на революцию.

Наш Гуру Махарадж и Абхай Чаранаравинда Прабху говорили друг с другом и таинственно улыбались. Прабху сказал: «Мы должны продолжить публиковать эту статью. Почему бы нет?» Гуру Махарадж также высказался за публикацию. Однако многие его духовные братья восклицали: «О, Кешава Махарадж, что вы делаете, зачем печатаете это? Ведь люди начнут критиковать Гаудия Матх, узнав всё. Это внутренние семейные дела». Они начали спрашивать совета у Пуджьяпад Шрилы Шридхара Махараджа, уважаемого всеми. Многие из духовных братьев приезжали в Матхуру, тогда Абхай Чаранаравинда Прабху жил в нашем Матхе. Шрила Тиртха Махараджи и другие преданные говорили: «Что вы будете делать? Если напечатаете это, тогда наша организация разрушится».

Гуру Махарадж и Абхай Чаранаравинда Прабху улыбались и спрашивали друг у друга: «О, что же делать?» Но когда общее количество просьб от духовных братьев возросло, они приняли решение: «Мы можем опубликовать статью позже, а пока стоит подчиниться их просьбе» (Подобная история описана в книге «Мой шикша-гуру и дорогой друг», стр. 12-13).

Я дважды ездил к Абхай Чаранаравинде Прабху во время его проповеди в Джханси. Второй раз я был там вместе со своим Гурудевом. Каждый раз мы были в Джханси около четырёх-пяти дней. У него оставались там кое-какие связи ещё со времён частых поездок по делам бизнеса. Какие-то люди предложили ему здание, подходящее для Матха. Абхай Чаранаравинда Прабху пригласил нас посмотреть на него, но наш Гурудев не был готов открыть там Матх. Ему не хватало брахмачари. Также он предпочитал более крупный город, как, например, Матхура.

Пока он был в Джханси, Абхай Чаранаравинда Прабху лично привёз туда из Барикуры (Западная Бенгалия) большое и очень красивое мурти Шри Гауранги Махапрабху. Именно там делают Божества специально для Гаудия-вайшнавов. Сначала он заказал это Божество и через некоторое время привез Его, чтобы установить в храме. Абхай Чаранаравинда Прабху пригласил Гуpудева, и мы приехали на церемонию инсталляции. Однако никакой церемонии не произошло. Гуру Махарадж стал обсуждать с Абхаем Чаранаравиндой Прабху, на каких условиях спонсоры позволяют ему использовать этот мандир. Прабху сказал, что они вольны в любой момент попросить его оставить помещение. Тогда Гурудев сказал, что, по его мнению, было бы лучше получить от них бумагу с описанием правил, на которых действует мандир. Гурудев обсудил всё это со спонсорами и поставил им такое условие: «Если вы отдаёте этот мандир Пуджьяпад Абхаю Чаpанаpавинде Прабху, то он будет управлять всеми делами этого мандира. Он будет устраивать здесь всё согласно традициям нашей сампрадаи».

Однако они хотели, чтобы храм оставался в их распоряжении, а Абхай Чаpанаpавинда Прабху был бы просто жрецом. Тогда Прабху и Гуру Махарадж отказались от их условий. После этого они решили перевезти неустановленное Божество Махапрабху в Кешаваджи Гаудия Матх, в Матхуру. Абхай Чаpанаpавинда Пpабху совершал в Джханси регулярную пуджу, но, несмотря на это, мурти ещё не было установлено официально.

Через несколько дней он приехал вслед за нами в Матхуру, привёз с собой шри виграху Чайтаньи Махапрабху и вверил Божество заботам моего Гуpудева. Затем Гурудев установил этого прекрасного Чайтанью Махапрабху здесь, на алтаре в нашем Матхе, где Ему служат и по сей день.

Мы с Гурудевом были в нашем Матхе в Матхуре в тот самый день 1955 года, когда Абхай Чаpанаpавинда Прабху снова приехал. Мы тепло обнялись с ним. Там он начал делать множество переводов и писать статьи на английском. День и ночь он сидел в своей комнате и писал. Также он повторял много харинамы и очень красиво пел бхаджаны. Мы не видели, отдыхает ли он. Он спал лишь немного утром, а всю ночь и весь день бодрствовал. Он был очень рад тому, что может оставаться с нами. Гуру Махарадж, продолжавший свою проповедническую миссию, тоже был очень доволен, когда ему сообщили об этом.

Мой Гуру Махарадж и Абхай Чаpанаpавинда Прабху были близкими друзьями, они жили рядом и занимались служением вместе. Они оба были большими интеллектуалами, очень эрудированными людьми из родовитых семей. В Калькутте Шрила Шридхара Махарадж порекомендовал ему обратиться к нашему Гурудеву за санньясой. Я также вдохновлял его принять санньясу, в качестве подготовки к его проповеди.

Когда мой Гурудев приехал из Навадвипы, он позвал Прабху и сказал ему: «Нараяна Махарадж и другие надеются, что ты примешь санньясу. Я тоже поддерживаю эту идею. Не бойся отречься от мира. Ты вполне достоин этого. Пожалуйста, прими санньясу сейчас, не откладывай. Это будет большим благом».

Так Абхай Чаpанаpавинда Прабху согласился принять санньясу. Церемония была проведена на следующий же день. Это был день Вишваpупа-махотсавы (день принятия санньясы Вишваpупы, старшего брата Махапрабху). Он стал Шрилой Бхактиведантой Свами Махараджем. Имя санньяси, которое Абхай Чаpанаpавинда Прабху получил от моего Гурудева, – Свами. Это одно из традиционных имён санньяси. Титул «Бхактиведанта» он получил ещё до этого от своих духовных братьев в Калькутте, в 1939 году. Кроме того, этот титул мой Гуру Махарадж давал всем тем, кого посвящал в санньясу.

После обряда Гуpудев попросил Шрилу Бхактиведанту Свами Махараджа выступить перед собравшимися. Тот стал говорить по-английски, хотя почти никто из присутствовавших не понимал этого языка. Он объяснил, что как pаз в тот момент вспомнил об указании своего Гуpудева проповедовать на английском языке. Он сказал: «Я чувствую, что удостоился большой чести получить санньясу от моего духовного брата, Шрилы Бхактипpагьяны Кешавы Госвами Махараджи. Я знаю его очень давно, и он мой близкий друг. Он – истинный ученик нашего джагад-гуpу Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Он милостиво дал мне посвящение в санньясу. Шрила Нараяна Махарадж и Шрила Муни Махарадж тоже вдохновляли меня на это. Положение санньяси обязывает проповедовать повсюду миссию Шри Чайтаньи Махапрабху и Гуpудева. Мой Гурудев дал мне наставление проповедовать на английском языке в странах Запада, поэтому я пишу статьи и книги на английском. Я молю Кришну, Гуpудева и всех вайшнавов о том, чтобы они наделили меня способностью проповедовать по всему миру».

Выдержки из его речи и описание всей церемонии были опубликованы в разделе новостей в «Бхагавата- патpике». В тот день был сделан известный снимок, запечатлевший нашего Гурудева, сидящего между Шрилой Бхактиведантой Свами Махараджем и Шрилой Бхактиведантой Муни Махараджем. Кунджа-бихаpи Брахмачари, который раньше был состоятельным человеком и помог построить наш Матх, с радостью пожертвовал пять пайс, специально прибережённых для оплаты стоимости одного фотоснимка. Таким образом, сегодня мы можем почтить этот портрет, сделанный после принятия санньясы.

В 1967 году, во время своего первого возвращения в Индию, Шрила Свами Махарадж пришёл навестить моего Гуpудева, своего санньяса-гуpу. В то время Гуpудев был тяжело болен и прикован к постели в Калькутте. Их встреча была очень тёплой, они делились сокровенными мыслями. Тогда они видели друг друга в этом мире в последний pаз. Мой Гурудев был несказанно рад, узнав о том замечательном служении, которое Свами Махарадж совершил для их Шрилы Прабхупады. Он очень высоко отзывался о миссионерской деятельности Свамиджи, прославлял его и призывал всех сотрудничать в его проповеди. Они также обсуждали предложение моего Гуpудева помочь найти спонсора, который мог бы пожертвовать землю для будущего храма Свамиджи в Майяпуpе. Шрила Б.Тpивикpама Махарадж и Шрила Б.Вамана Махараджа тоже присутствовали в то время.

 

………………

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Ума д.д., Ари Мардан д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи