?

Раса-лила катха для кого и когда. Часть 8.1 Оценка адхикары для рагануга-бхакти.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 885. Опубликовано: 16-05-2018, 08:43

Раса-лила катха для кого и когда

Часть 8.1

Оценка адхикары для рагануга-бхакти

Из журнала учеников

Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

«Враджа-према» №2

 

Услышав о том, что главное настроение Гаудий в достижении совершенства – это рагануга, многие торопятся быстрее начать практиковать в этом духе. Однако, такая садхана становится возможной благодаря наличию у преданного необходимой адхикары. Что это за адхикара и каковы её признаки?

Из комментария Шрилы А.Ч.Бхактиведанты Свами к «Бхагавад-гите», 4.16: «Поэтому необходимо следовать по стопам предыдущих ачарьев в линии ученической преемственности (рупануг), иначе даже самые разумные люди могут оказаться сбиты с толку относительно того, как правильно действовать в сознании Кришны».

Нельзя оспаривать обоснованность и необходимость слушания кришна-катхи от чистого вайшнава, особенно для старших преданных (как говорит Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур — кто уже 15-20 лет повторяет харинам, является достойным преданным и обрёл дух служения Господу). И Шрила Нараяна Госвами Махарадж утверждает этот принцип, ссылаясь на слова ачарьев и шастр. Он говорит: «Не оставайтесь неквалифицированными навечно». От него нельзя услышать каких-то рассказов о сокровенных лилах Радха-Кришны, раса-лиле — ведь он как истинный ачарья говорит именно то, что необходимо слышать ученикам для их постепенного развития, в соответствии с их адхикаром, — но он доказывает, что сам принцип слушания раса-катхи именно из уст чистого расика-вайшнава подтверждается в шастрах, и преданные должны понимать это. Этому и было посвящено его вступление к «Вену-гите» (которая, кстати не является описанием самбхога-расы).

Слова «расика» и «раса» не являются чем-то плохим, когда они отражают свой истинный смысл. Расика-вайшнав — это чистый преданный Шри Радха-Кришны, сведущий в науке о расе. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами пишет («Ч.-ч.», Ади, 4.232):

атаева кохи кичху корийа нигудха

буджхибе расика-бхакта на буджхибе мудха

(«...поэтому я буду говорить так, чтобы поняли только расика-бхакты, а глупцы - нет».)

В одном из первых стихов «Бхагаватам», 1.1.3 говорится: пибата бхагавата расам алайам мухур ахо расика бхуви бхавуках («О преданные расика и бхавука, пейте снова и снова нектарную расу «Шримад-Бхагаватам»!) Один из шестидесяти четырёх принципов преданного служения, описанных Шри Рупой Госвами, — это «расика-саха шри бхагавата-артха-асвадах» - «пытаться понять нектарный смысл стихов «Шримад-Бхагаватам», слушая расика-вайшнавов».

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в комментарии к «Бхакти-расамрита-синдху» пишет относительно этого принципа: «Прекрасная сладостная раса древа ведической литературы, которое исполняет все желания, — это «Шримад-Бхагаватам». Мы никак не сможем ощутить эту расу, если общаемся с теми, кто отчуждён от неё, скорее, это будет лишь апарадха. Нужно пытаться ощутить расу шлок «Бхагаватам» в общении с чистыми преданными, которые имеют глубокое понимание расы кришна-лилы. Шуддха-бхакти не появляется в результате слушания «Бхагаватам» в собрании обычных людей» («Бх.р.с.бинду», гл.4, анга 61).

Шрила Джива Госвами в комментарии «Вайшнава-тошани» на «Ш.-Б.», 10.33.36 пишет: «Даже обычные люди, слушая о нектарной раса-лиле Господа, обретут исключительную преданность Господу — в этом не может быть никаких сомнений. Этот факт будет подробно объясняться в последующих стихах, таких как викридитам враджа-вадхубхир идам (10.33.39)». Шрила Шридхар Свами (древний комментатор) в своём объяснении «Бхагаватам», «Бхавартха-дипика», пишет, что «даже материалисты, не говоря уже о преданных, освобождаются от своих материальных привязанностей, слушая о лилах Господа, и таким образом сосредотачиваются исключительно на Нём».

Некоторые считают, что даже от чистого преданного нельзя слушать о лилах Кришны, если ещё не пройден этап анартха-нивритти (очищения от анартх). Причём многие полагают, что анартха-нивритти заканчивается, когда преданный переходит на уровень ништхи. Но согласно «Мадхурья-кадамбини» Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, процесс анартха-нивритти продолжается вплоть до уровня рати (бхавы) и даже премы. Анартха-нивритти начинается уже со стадии шраддхи, когда уходят самые первые анартхи. Мриду шраддхасйа катхита свалпа кармадхикарита – «Имеющий комала-шраддху, избавляется от склонности к корыстной деятельности» («Бхакти-расамрита-синдху, Пурвабхага, 2.186). Затем процесс анартха-нивритти проходит через следующие стадии: 1) эка-деша-вартхини (частичное избавление от анартх), 2) баху-деша-вартхини (избавление от анартх в значительной мере), 3) прайики (почти полное избавление от анартх), 4) пурна (полное избавление от анартх) и 5) атйантики (абсолютное избавление от анартх).

Можно задать вопрос: на каком же уровне анартха-нивритти позволительно слушать о лилах Господа от чистого преданного? Ачарьи утверждают, что от шуддха-вайшнава можно слушать о лилах Господа, даже о раса-лиле, на любом уровне, но при условии, что есть шраддха (вера в Бхагавана и Его лилу, а также дух служения) и правильное отношение к раса-катхе. На это указывает слово «шраддханвитах» в известном стихе «викридитам враджа-вадхубхир идам ча вишнох». Шрила Джива Госвами утверждает: «Шраддханвитах означает слушать с твёрдой верой. Это слово использовано для того, чтобы предостеречь человека от оскорбления, которое можно совершить из-за недостаточного доверия (авишваса) к утверждениям шастр или пренебрежительности (авагья), то есть полной противоположности принципу слушания с верой».

Другими словами, слушателю не обязательно полностью пройти анарха-нивритти, чтобы слушать о лилах Кришны от чистого преданного, но он должен иметь твёрдую убеждённость в том, что лилы Господа настолько могущественны, что если слушать их из правильного источника, от чистого преданного, трансцендентное враджа-бхакти непременно проявится в сердце. Это мнение подтверждает и Шрила Джива Госвами, и Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур. Более того, последний говорит, что даже для того, чтобы перейти на уровень анартха-нивритти, нужно слушать раса-катху от чистых расика-вайшнавов.

Шрила А.Ч.Бхактиведанта Свами в своём известном предисловии к книге «Источник вечного наслаждения» также не упоминает о том, что слушатель лила-катхи должен быть свободен от анартх. Но он предостерегает нас от того, чтобы слушать об играх Кришны от майявади и профессиональных декламаторов, а также от тех преданных, кто ещё не освободился от вожделения. Шрила А.Ч.Бхактиведанта Свами говорит в одной лекции: «Бхактим парам бхагавати пратилабхйа кама. Таков результат. Не должно быть так, что послушав о раса-лиле, я думаю: «Дай-ка я тоже попробую. Буду танцевать с юными девушками и наслаждаться». Негодяи-майявадисахаджии) именно так и делают. Наверное, вы знаете. Есть много таких примеров. Но что должно произойти на самом деле? Хрид-рогам камам ачирена дхирах. Больше не будет вожделения». Таков результат слушания раса-катхи от тех, кто является нивритта-таршаих, чистых преданных, у которых нет никаких других желаний (нивритта-таршаир упагийаманад... «Ш.-Б.», 10.1.4).

Комментарий Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура к «Ш.-Б.», 10.47.59 гласит: «...Поэтому неправильно считать, что Бхакти Деви входит в сердце только после того, как оттуда ушли все анартхи, апарадхи, вожделение и другие «болезни». Наоборот, по милости Верховного Господа или Его преданных или благодаря совершению садхана-бхаджана с верой это редкое бхакти входит в сердце, а затем уже все анартхи сами собой исчезают. Такое понимание следует считать правильным».

В стихе 10.33.30, уже после повествования о раса-лиле, Шукадев Госвами делает предупреждение о том, что нельзя подражать этой высшей лиле Господа, что является ответом на вопрос Махараджи Парикшита относительно морали. Возникает вопрос: если бы о раса-лиле могли слушать только те, кто уже освободился от анартх, зачем нужно было делать такое предостережение? Шрила Вишванатха Чакраварти подтверждает этот момент в комментарии к «Ш.-Б.», 10.33.26-27, говоря, что когда Шукадев Госвами повествовал раса-лилу, Парикшит заметил, что в этом собрании присутствуют карми, гьяни и другие люди, которые не являются преданными Господа. Чтобы устранить их сомнения, Парикшит задал вопрос о морали как бы от их имени. Таким образом, мы видим, что Шукадев Госвами рассказывал о раса-лиле в присутствии тех, кто не прошёл анартха-нивритти, и, более того, даже не был преданным. И что произошло с этими людьми, которые послушали хари-катху великого маха-бхагаваты Шрилы Шукадевы Госвами, — они навредили себе, потеряли что-то или духовно приобрели?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж пишет во вступлении к «Вену-гите»: «Как обрести лаульям — стремление получить кришна-бхакти-раса-бхавита-матих? ...С верой слушая повествования о лилах Шри Кришны, наполненных расой, из уст расика-вайшнавов, в которых уже пробудилась кришна-бхакти-раса, или же внимательно изучая написанные ими книги, связанные с лилами Кришны. Помимо этого, другого способа нет». Тех, кто не верит в это, может обратиться к словам Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, к его комментарию к «Ш.-Б.», 10.33.39. Он называет безбожником (анастикья), глупцом (муркхатвена), оскорбителем шастр (шастра-авишвасинам) и оскорбителем святого имени (нама-апарадхинам) и утверждает, что таким людям никогда не видать кришна-премы. Высшее благо можно обрести, с верой слушая кришна-катху от истинного расика-ачарьи, чистого преданного Господа. Тава-катхамритам тапта-дживанам кавибхир идитам калмашапахам. «Гопи говорили: «Нектар повествований о Твоих играх избавляет обусловленные (анартховатые) души, горящие в огне материального существования, от страданий. Эти прекрасные повествования, которые исходят из уст великих мудрецов, уничтожают все грехи. Слушать их — великое благо, ибо они исполнены духовного могущества и высшей красоты. Святые, которые проповедуют это послание Господа, — самые милосердные люди в этом мире» («Гопи-гита», «Ш.-Б.», 10.31.9).

Шрила Нараяна Госвами Махарадж говорил (01.02.2000, Австралия): «...Если вы желаете избавиться от вожделения, гнева и прочих анартх собственными усилиями, у вас ничего не выйдет. Но если у вас есть садху-санга и вы принимаете руководство истинного гуру (уттама-адхикари), слушая от него о лилах Кришны, — это могущественный процесс». Для полного понимания этого вопроса о раса-катхе необходимо под руководством чистых вайшнавов внимательно изучать комментарии к «Бхагаватам» Шрилы Санатаны Госвами («Брихад-вайшнава-тошани»), Шрилы Дживы Госвами («Лагху-вайшнава-тошани»), Шрилы Вишванатхи Чакраварти («Сарартха-дипика») и др. Кроме того, если кто-то пытается наложить ограничения на слушание и изучение раса-таттвы на всех преданных, утверждая, что ограничения относятся ко всем и на все времена, то это означает, что ему неведом тот факт, что в вайшнавском обществе существует градация индивидуальных преданных в соответствии с их квалификацией (адхикаром). Адхикар не у всех одинаков. Другое дело, что нужно всегда честно оценивать его и не заниматься подражательством, которое наказуемо падением. Шрила Б.Р.Шридхар Госвами Махарадж говорил, что если мы совершаем какое-нибудь оскорбление возвышенной лилы Господа, хранители тех сфер примут это во внимание, и может так случиться, что оскорбитель никогда не будет допущен туда. Именно для того, чтобы уберечь неофитов от такой опасности, акцент больше делается на киртане святых имён Господа и слушании чистых вайшнавов, а не на лила-смаране (памятовании о лилах Господа), тем более что хари-киртан — это основной процесс духовного совершенствования в Кали-югу. И необходимо учесть, что без правильной шраваны (слушания) чистое воспевание святого имени невозможно. На определённом этапе духовного развития ученика, духовный учитель будет рекомендовать ему добавлять к воспеванию святого имени памятование о лилах Господа в их постепенном развитии, но продолжая делать больше акцент на киртану.

Кто-то утверждает, что если продолжать воспевать намабхасу, это «автоматически» приведёт к шуддха-наме. Однако шастры делают ясное предупреждение, что если человек не воспользуется результатом намабхасы в виде возвышенной садху-санги, эта намабхаса может привести его не к шуддха-наме, а к духовному падению, имперсонализму или различным видам бхакти-абхаса. Постепенно он будет терять веру в чистое кришна-бхакти:

баху джанме коре джоди шравана киртан

тобу то’ на пай кришна-паде према-дхан

«Такой шраваной и киртаной можно заниматься жизнь за жизнью, но так и не обрести сокровище премы к лотосным стопам Шри Кришны» («Ч.-ч.», Ади, 8.16).

Данное положение подтверждает Шрила Бхактивинода Тхакур в комментарии к «Шикшаштаке». В объяснении первого стиха он говорил, что человек может повторять харинаму, но «семи прекрасных преображений», начиная с «чето-дарпана-марджанам», не произойдёт, если он не будет регулярно слушать хари-катху из уст осознавших себя душ. «Даже когда возникает один из двух видов шраддхи, шуддха-бхакти придёт только от постоянной шуддха-хари-катхи в виде шраванам-киртанам в общении с чистыми преданными. Если он не слушает регулярно такую хари-катху от святых вайшнавов, его шраддха постепенно будет угасать, а потом вовсе исчезнет».

Шри Джагадананда Пандит говорит в «Према-виварте»:

асадху-санге бхаи кришна-нама нахи хой

намакшара бахирай бате тобу нама кобху ной

«Воспевать кришна-наму в обществе непреданных невозможно. Будет только произнесение букв имени «Кришна» (намакшара), но не настоящего имени. Человек будет просто продолжать повторение намапарадхи, и изредка — намабхасы. Если хочешь повторять шуддханам, нужно держаться садху-санги». В такой садху-санге мы неизбежно будем слышать о лилах Кришны. Такое слушание помогает садхаке развить самбандха-гьяну. Только когда в сердце благодаря садху-санге проявится глубокая самбандха-гьяна, на уста придёт шуддха-нама.

Шрила А.Ч.Бхактиведанта Свами перевёл 10-ю песнь «Бхагаваты» («Krishna Book», на русском — «Источник вечного наслаждения») и велел распространять её всем подряд на всех улицах западных стран, любому плотоядному винопийце и любострастнику. Он говорил своим ученикам: «Книга «Кришна» — это наше лекарство». Хотя у разных ачарьев мнение по поводу чтения 10-й песни может быть различным, но как можно пренебрегать мнением Шрилы А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады, который является «Нитьянанда-шактйавеша-аватарой», по мнению Шрилы Б.Р.Шридхары Госвами Махараджа?

Несомненно, все лилы Кришны — Его детские игры, Его отношения с Яшодой и Нандой, лилы в Матхуре и Двараке и лилы Его аватар Вишну — имеют равную ценность для нас, в том смысле, что мы не можем хвататься только за одну часть Его лил, полностью оставляя без внимания другую. Нельзя воображать себя исключительным знатоком и ценителем расы, будучи ещё незрелым начинающим садхакой, который борется со своими чувствами и умом. Но вместе с этим необходимо помнить, что враджа-мадхурья-лила Кришны является высшим проявлением Его лил.

джайа джайоджвала-раса сарва-раса-сар

паракийа-бхаве джаха браджете прачар

Это подтверждают все предыдущие ачарьи Гаудия-сампрадаи. Поэтому мы не относимся к враджа-мадхурья-лиле точно так же, как к остальным лилам Господа. Шрила Рупа Госвами писал толстые тома книг не о том, как Кришна убил Камсу. Шрила Шридхар Госвами Махарадж в своём глубочайшем объяснении брахма-гаятри указывает на радха-дасьям как высшую цель бхаджана. Кстати, этот комментарий не раз публиковался в изданиях Шри Чайтанья Сарасват Матха, и любой имеет возможность его прочитать.

Кроме того, Шрила Шридхар Госвами Махарадж в комментариях к «Гите» раскрыл смысл её важнейших шлок (чатур-шлока) с точки зрения гаудия-сиддханты, показав явное превосходство мадхурья-расы. Но вместе с этим он постоянно предупреждал о необходимости соблюдать предосторожность. Его неприязнь к проявлениям сахаджии всем хорошо известна. Он называл тех, кто преждевременно начинает практиковать «сиддха-пранали» и рагануга-бхакти, «воришками пруда» — пукура-чуривале (пруд нельзя украсть, а некоторые воображают, что «украли» его). Отождествление таких людей с сакхи он называл ложным или воображаемым, а их так называемые «достижения» — просто выдумками и небылицами, поскольку он мог видеть, что они не прошли ещё уровень анартха-нивритти.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж также неоднократно предупреждает: «Следуйте, но не подражайте, не имитируйте». Так в чём же разница между Шрилой Бхакти Ракшаком Шридхар Махараджем и Шрилой Бхактиведантой Нараяной Госвами? Более того, Шрила Нараяна Госвами Махарадж выступал открыто против сахаджии даже больше, чем ачарья Шри Чайтанья Сарасват Матха!

Враджа-бхакти не достигается дёшево, и нельзя через что-то перепрыгивать, с нетерпением пытаясь ухватиться сразу за гопи-бхаву. Однако, тот, кто впадает в другую крайность и упорно остаётся на одном месте, не желая предпринимать усилий для духовного продвижения, тоже рискует духовно пасть. Поэтому нужно выбрать принцип «золотой середины», то есть следовать постепенному авторитетному пути под началом гуру, садху и шастр. Шрила А.Ч.Бхактиведанта Свами в одной своей лекции (12.11.1972г., Вриндаван) сказал: «Поэтому вы должны раскрыть... Вам необходимо найти это. Процесс «раскрытия» — это преданное служение. Чем больше вы заняты преданным служением, тем больше ваши чувства очищаются или раскрываются. И когда они полностью «раскрыты», когда вы отбросили все отождествления, тогда вы уже действительно способны служить Кришне. Это предварительное обучение, подготовка. Ваидхи-бхакти — это подготовка. Настоящее бхакти, пара-бхакти — это рагануга-бхакти. После ваидхи-бхакти мы должны прийти к рагануга-бхакти ...Предписания шастр также важны. Не следуя этому процессу, указанному шастрами, мы не сможем подняться на этот уровень. Но если мы застреваем на уровне только этих предписаний и не пытаемся пойти дальше... Этот процесс следования правилам шастр предназначен для каништха-адхикари, самой низшей ступени преданного служения. Но садхана-бхакти делится на две части. Первая часть состоит из следования регулирующим принципам под руководством духовного учителя и в соответствии с авторитетными писаниями ... Это и есть ваидхи. Необходимо следовать этому без всяких возражений. А другая часть садхана-бхакти называется «рагануга». Рагануга означает тот уровень, когда благодаря исполнению регулирующих принципов преданный становится немного больше привязан к Кришне и исполняет преданное служение естественным образом, из любви».

Нам необходимо обрести лаульям (лобху), непреодолимо сильное желание, исключительное желание служить Шри Шри Радха-Кришне так же, как Их спутники на Голока Вриндаване, рагатмика-бхакты. Тех, кто развил в себе лаульям, называют раганугами. И это обретённое по великой удаче лаульям — единственная квалификация для рагануга-бхакти. Лаульям можно обрести только через слушание кришна-катхи из уст маха-бхагавата-вайшнава; это желание передаётся из его сердца в наше сердце. Оно должно прийти естественным образом, его нельзя получить как-то механически.

Возникает насущный вопрос: как узнать, есть уже лаульям или нет? Ведь кто-то может просто подражать, имитировать. Шастры объясняют, что у человека, который обрёл лаульям, постепенно начинают проявляться признаки рати (бхавы) кшантир авйартха-калатвам вирактир мана-шунйата и т.д. Он ничем не обеспокоен, он не тратит ни секунды на пустые мирские занятия и беседы, он совершенно не привязан к материальному наслаждению, он не стремится к пратиштхе (славе) и т.д. Главный среди этих признаков (сварупа-лакшана) — это то, что садхак становится необычайно привязанным к святому имени, нама-гане сада ручи, он старается повторять харинаму как можно больше. Он будет с жадностью стремиться слушать о лилах Махапрабху, о лилах Кришны и искренне служить духовному учителю, гуру-варге, Шри Гаура-Нитаю, Шри Радха-Кришне. Он будет стараться как можно быстрее оставить все анартхи и апарадхи ради возможности такого служения. И такое жадное стремление к служению будет исходить не из ума, а из сердца.

Если человек думает: «На каком уровне я нахожусь? Может мне уже пора начать рагануга-бхакти? А может ещё не стоит, может быть мне ещё рано?», это означает, что он находится на уровне ума, и у него точно нет лаульям. Преданный, который обрёл лаульям, даже не думает, ваидхи он или «уже» рагануга. Суть в том, что подлинный вайшнав даже не считает себя вайшнавом. Он просто будет спонтанно стремиться служить чистым вайшнавам всем сердцем и слушать их. Он будет желать всегда оставаться в садху-санге. Он будет стараться выполнять все правила и предписания ваидхи, для наслаждения Господа. Он будет очень внимателен, чтобы не совершить какое-нибудь оскорбление — сева-апарадху, вайшнава-апарадху и т.д. Он будет искренне укорять себя за то, что чего-то не смог сделать или сделал что-то не так. (Прабхупада Сарасвати Тхакур говорит: саралата эи ваишнавата — «качество простоты, искренности — это и есть вайшнавизм».) В нём будет всё меньше и меньше проявляться интереса к материальному миру. Он всегда будет смиренен и искренне будет укорять себя: «Я такой низкий, падший, я не достоин, но я хочу служить Господу так же, как враджаваси, я хочу служить им, и мне не нужно ничего другого... Что же мне делать?»

Настоящий преданный будет во всём полагаться на милость Гурудева и вайшнавов и думать: «О Гурудев, займи меня в служении своему Прананатху так, как ты считаешь нужным!» Он будет ощущать в сердце огромную любовь к Господу и всему, что связано с Ним. Он будет плакать - нелицемерно, - и всегда стараться скрыть от других свои слёзы, свои внутренние духовные чувства. Он даже будет бояться, что другие могут увидеть его спонтанные проявления чувств. Это и есть тот преданный, у кого действительно проявляется лаульям.

А как можно узнать подражателя, преданного из категории сахаджий? В нём будет недоставать этих признаков. Он считает: «У меня такое сильное лаульям, я несомненно квалифицирован для рагануга-бхакти, и все будут меня слушать. Адхикар у меня, конечно же, есть, я не какой-то там новичок». И чтобы всех вокруг убедить в том, что он действительно великий рагануга-вайшнав, он будет, рассказывая или слушая о Радхарани и гопи, при всех заливаться слезами и причитать: «Радха!!! Радха!!! Радха!!! Ооооо! Ааааа!» Но после такого «театрального представления» он будет также болтать, шутить, есть, спать, как и его слушатели или почитатели. Послушав лекции сахаджиев, невозможно почувствовать глубокие внутренние эмоции. Вначале человек может удивиться: «О, это, наверное, великий преданный, он так плачет и содрогается, рассказывая о Радхарани, гопи и манджари». Но послушав такую «катху», внутри не ощущаешь того, что сердце очистилось.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи