?

Основы вероучения Гаудия-вайшнавов (Символ веры). Часть 1.

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 764. Опубликовано: 7-02-2019, 14:02

Основы вероучения Гаудия-вайшнавов

(Символ веры)

Часть 1

 

1. Об истории Гаудия-вайшнавизма.

2. Об истории развития Гаудия-вайшнавизма в России.

3. Об учении.

4. О формах и методах деятельности.

5. О миссии.

6. Об отношении к семье и браку.

7. Об отношении к образованию.

8. Об особенностях отношения к здоровью.

9. Об ограничениях для последователей Гаудия-вайшнавизма в отношении их гражданских прав и обязанностей.

 

1. Об истории Гаудия-вайшнавизма.

 

Гаудия-вайшнавизм – одно из основных направлений традиционного индуизма, представляющее собой ветвь вайшнавизма. Последователей Гаудия-вайшнавизма называют вайшнавами или кришнаитами. Гаудия-вайшнавизм является одним из монотеистических ([1]) течений в индуизме. Философия Гаудия-вайшнавизма, в первую очередь, базируется на «Бхагавад-гите» и «Бхагавата Пуране», а также на таких писаниях, как Упанишады. Религиозная практика Гаудия-вайшнавизма основана на поклонении Кришне и Радхе (далее Шри Кришна и Шримати Радхарани) как мужской и женской ипостасям Бога. В Гаудия-вайшнавском богословии Радха и Кришна выступают как источники всех других форм и проявлений Бога, которые рассматриваются как их аватары или экспансии ([2]).

Общество, обозначая деятельность нашей группы, использует прилагательное «религиозная». Таким образом, деятельность нашей группы относят к религиозной сфере жизни человечества. История нашей «религии» – это часть истории всей религии мира. Но слово «религия» не отражает полностью то, чем занята группа и лишь отчасти передаёт суть природы действий группы. Мы используем это слово в определении нашей группы потому, что широким массам людей неизвестно слово «дхарма» и его понятие. Слово «дхарма» часто переводится как «религия». Но слово «религия» отражает лишь часть смысла слова «дхарма». Слово «дхарма» обозначает надрелигиозное понятие.

Википедия определяет слово «религия» следующим образом: Рели́гия (лат. religare – связывать, соединять)  –  определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община).

В то время, как понятие дхарма определяется Шрилой Бхактивинодой Тхакуром (19-20 век, Индия) в его «Джайва-дхарме» следующим образом (1-я глава):

« – Я часто слышал о важности дхармы, – начал Санньяси Тхакур.

– Многим я задавал вопрос: «Что такое дхарма?» – и, к сожалению, получал самые противоречивые ответы. Поэтому прошу тебя, скажи, каковы истинные обязанности живого существа, присущие ему от природы? Если дхарма у всех одна, то почему все наставники не учат этой единой вселенской дхарме, превыше которой ничего нет, и дают ей различные толкования?

Сосредоточив свой ум на лотосных стопах Господа Шри Кришны Чайтаньи, Парамахамса Бабаджи начал говорить:

– О самая удачливая душа, я опишу тебе всё, что мне известно о принципах дхармы. Объект на санскрите называется васту, а его вечная природа – нитья-дхарма. Природа объекта определяется его изначальной структурой (гхатана). Когда по воле Кришны формируется объект, его структуре уже присуще вечно сопутствующее ей свойство, которое и является природой объекта, его нитья-дхармой».

То есть «дхарма» – это важнейшее свойства объекта или его главное качество – природа. В нашем случае, объектом выступает живое существо, человек. Согласно учению Шри Кришна Чайтаньи, нитья-дхармой каждого живого существа является служение Шри Кришне: «Естественное предназначение живого существа – вечно служить Кришне, ибо живое существо относится к пограничной энергии Кришны и представляет собой проявление Господа, которое тождественно Ему и в то же время отлично от Него, как луч солнечного света или искра огня тождественны своему источнику и одновременно отличны от него. У Кришны есть три вида энергии» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 20.108-109).

В процитированном тексте для обозначения дхармы использован синоним – «сварупа» – «природа». Из чего получается, что религию как систему взглядов индивид может поменять, а вот дхарму (природу) – нет. Религия присуща разумным существам, таким, как люди, а дхарма – всему что существует.

Так же «дхарма» переводится с санскрита как то, что поддерживает. Это значение вытекает из корня «дхара» – «держать», «поддерживать» и вторая часть слова «ма» – «меня». То есть, знающий свою дхарму и следующий ей занимает в мире своё естественное место, и сами законы природы позаботятся о нём. Это самое гармоничное положение. Поэтому знание о дхарме является самым важным для нас.

Дхарма бывает разной: дхарма человека, дхарма сына или дочери, дхарма родителей, дхарма гражданина, и так далее. Всё это примеры временной дхармы, которая меняется вместе со сменой тела, возраста, переменами в жизни. Но нитья-дхарма неизменна, она присуща вечной душе – это природа самого индивида.

Так как дхарма живого существа вечна, то говорить об её истории в рамках времени нашего мира можно весьма условно. Согласно Ведам, время во вселенной имеет цикличную природу. Внутренняя структура вселенной создана вторичным творцом, господом Брахмой. Продолжительность его жизнь равна 311 040 000 000 000 земных лет. Это время отведено на существование вселенной, в которой мы находимся. Психологически, Господь Брахма живёт свои сто лет. Один раз в его сутки, когда он просыпается, и начинается день, Сам Шри Кришна (не аватары, а Их первоисточник) нисходит в наш мир как Шри Кришна Чайтанья Махапрабху, о чём свидетельствует «Чайтанья Упанишада» (фрагмент «Атхарва-веды») и «Видагдха-мадхава» (1.2) Шрилы Рупы Госвами: «Да проникнет Верховный Господь, божественный сын Шримати Шачи-деви, в самую глубину вашего сердца. Сияя, как расплавленное золото, Он по Своей беспричинной милости низошёл на землю в эпоху Кали, чтобы даровать миру то, чего ещё не давало ни одно из воплощений Господа: высочайшую, лучезарную расу преданного служения – расу супружеской любви».

В санскрите процитированного отрывка для определения того, как часто нисходит Шри Кришна Чайтанья, используется слово «чират» – «долго». Наши учителя, объясняя этот момент, говорят, что Кришна является в этот мир раз в сутки Брахмы.

История Гаудия-вайшнавизма, как ветви школы Мадхвачарьи, повторяется. Так что ниже описана история сегодняшнего дня Брахмы.

Вайшнавы – это верные слуги Шри Вишну. Вишну – одно из имён Шри Кришны. В нашей вселенной с незапамятных времён существуют четыре школы вайшнавов (сампрадаи), в которых обучают истине о Верховном Господе и помогают достичь своего высшего предназначения. «Падма Пурана» говорит об этом так: «Любая мантра, полученная вне ученической преемственности (сампрадаи), не принесёт никаких плодов. Вот почему в этот век Кали явятся четыре великих личности, которые станут учителями (ачарьями) четырёх вайшнавских школ (сампрадай), основанных Шри Лакшми, Брахмой, Рудрой и Санакой. Их учения распространятся из Пурушоттама-кшетры (город Джаганнатха Пури, штат Орисса). Шри-сампрадая ведёт начало от Шри Лакшми-деви, её ачарья – Рамануджа. Брахма-сампрадая ведёт начало от господа Брахмы, который передал сокровенное знание Шри Мадхвачарье. Основоположником Рудра-сампрадаи является Господь Шива, а её ачарьей – Вишнусвами. Четыре Кумара основали Санака (Чатух-сана)-сампрадаю, ачарьей которой является Нимбадитья».

Гаудия-вайшнавы принадлежат Брахма-сампрадае. Сампрадая – это школа или традиция, в которой поток духовных концепций бережно передаётся совершенными учителями, пришедшими из духовного мира в материальный. Ещё на заре творения Господь Шри Кришна одарил трансцендентным (духовным) знанием и силой созидания Брахму, творца вселенной. Ученическая преемственность Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадаи нисходит из духовного мира в материальный, бережно храня живой поток чистой преданности Господу от Брахмы к Нараде, Ведавьясе, Мадхвачарье ([3]) и Шри Ишваре Пури, а также к Нитьянанде Прабху и Адвайте Ачарье.

Желая показать пример важности ученической преемственности, Сам Господь Шри Чайтанья Махапрабху (начало 16 века) пролил на Шри Ишвару Пури великую милость, приняв у него посвящение. От Шри Чайтаньи Махапрабху линия идёт к Шри Сварупе Дамодаре и Шести Госвами (Шри Рупе, Шри Санатане, Бхатте Рагхунатхе, Шри Дживе, Гопалу Бхатте и Рагхунатхе дасу).

От них – к Шри Кришнадасу Кавирадже Госвами, Шри Нароттаме дасу Тхакуру, Шри Вишванатхе Чакраварти Тхакуру, Шри Баладеве Видьябхушане, Шри Джаганнатхе дасу Бабаджи, Шриле Бхактивиноде Тхакуру, Шри Гауракишоре дасу Бабаджи и Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру Прабхупаде, наполнившему мир чистой преданностью Богу (бхакти), которую практиковал и которой учил Шри Чайтанья Махапрабху. Среди многочисленных возлюбленных учеников Сарасвати Тхакура Прабхупады двое являются выдающимися – Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж и Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж. Главными учениками Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа стали Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж и Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж.

Начиная с 1960-х годов учение Гаудия-вайшнавов распространилось по всему миру благодаря проповеди Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, основавшего Международное общество сознания Кришны (ИСККОН). Перед своим уходом из этого мира Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада позвал своего близкого друга и последователя Шрилу Бхактиведанту Нараяну Госвами Махараджа и попросил его позаботиться о его учениках. Объясняя это тем, что он не успел закончить их обучение. Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж обещал, что будет заботиться о его учениках до последнего вздоха. По этой причине в 1996 году он начал путешествовать по всему миру, поддерживая учеников и последователей Шрилы Прабхупады. Для этого он приезжал в Россию в 2000-м, в 2001-м, в 2004-м и в 2010-м году, почти перед своим уходом из этого мира. Ради духовной поддержки учеников и последователей Шрилы Прабхупады, а также своих учеников и последователей, он основал «Международное общество чистой бхакти-йоги» (IPBYS).

 

 

2. Об истории развития Гаудия-вайшнавизма в России.

 

Гаудия-вайшнавизм в России развивается с 1971 года, когда один из величайших учителей нашей школы – Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада посетил столицу нашей страны с пятидневным визитом. Из-за тотального контроля жизни людей в СССР государством у Шрилы Прабхупады не было шанса проповедовать учение Гаудия-вайшнавов в Москве. Поэтому он сидел в своём номере в гостинице, если не считать его тайной встречи с советским индологом Г. Г. Котовским (1923-2001). Но волей проведения всё же было уготовлено зародить семя этого учения на русской земле, поэтому к нему в гостиницу пришёл один студент Анатолий Пиняев (1948-2013). Даже из общения, которое длилось всего несколько дней, Анатолий принял учение всей душой и стал первыми и единственным инициированным учеником Шрилы, Прабхупады в СССР. Благодаря его талантливой проповеди всё больше людей из интеллигенции серьёзно принимали учение Гаудия-вайшнавов. Вскоре их серьёзность была проверена карательным аппаратом СССР. Около шестидесяти последователей оказались в тюрьмах и психиатрических больницах, где их пытали и умерщвляли, из-за чего некоторые из них умерли. В 1988 году, с приходом перестройки, Советом по делам религий последователи Гаудия-вайшнавизма зарегистрировали первую и новую религиозную конфессию – известную как ИСККОН (международное название), Центр обществ сознания Кришны в России.

Чтобы продолжить развитие миссии Гаудия-вайшнавов, в 2000 году по воле Шрилы Прабхупады (4) – основателя ачарьи Международного Общества Сознания Кришны – в Россию приехал его близкий друг и ученик Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж.

Чтобы объединить усилия и успешно продолжить миссию Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, те, кто вдохновлён его идеальным примером жизни святого, а также его боговдохновенными книгами, решили создать данное религиозное объединение.

Наша группа, как объединение единомышленников, действует в разных городах. Сначала мы практиковали бхакти-йогу под руководством Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа. А после его ухода из этого мира, под руководством его старших учеников.

Деятельность группы выражается в:

1) регулярном богослужении;

2) изучении учения Гаудия-вайшнавов;

3) организации праздников и фестивалей;

4) печати и распространении книг учителей школы, а также священных текстов ведического канона;

5) проведении традиционной уличной санкиртаны;

6) организации и участии в паломничествах;

7) обучении методам богослужения.

 

 

3. Об учении, которому следует наше религиозное объединение.

 

Прежде всего необходимо указать учителей, чьё влияние на историю школы было наиболее значительным.

Брахма – творец вселенной. Появившись первым, он совершал аскезу в течение тысячи лет, прежде, чем встретился с Верховным Господом Шри Кришной лицом к лицу. Результатом этой встречи стало явление четырёх Вед и «Брахма-самхиты». В «Брахма-самхите» родоначальник нашей школы свидетельствует о высочайшем положении Шри Кришны (5.1):

Среди владык Кришна высший

Вечно счастьем Он сияет

Говинда первый без начала -

И есть причина всех причин.

Став обладателем духовного знания, четырёхликий Брахма передал его своему сыну Нараде. Нарада – лучший среди учителей в нашей вселенной. Он обучает живых существ духовной науке с незапамятных времён. У него множество прославленных на весь мир учеников, таких как царевич Дхрува, царевич Прахлада, сыновья прародителя Дакши и многие другие. Наиболее выдающимися среди них в наше время стал Шрила Ведавьяса.

Шрила Ведавьяса – прославленный сын великого мудреца Парашары Муни. Полное имя Вьясы – Шри Кришна Двайпаяна Ведавьяса – означает, что Он – Сам Шри Кришна, рождённый на острове (двипа), поэтому в его имени значится – Двайпаяна. Из сострадания к людям, он, видя их будущую деградацию и потерю памяти, записал Веду, разделив её на четыре части: Риг Веду, Яджур Веду, Сама Веду и Атхарва Веду. Также в дополнение он записал 18 маха-пуран. По шесть Пуран для людей в благости, страсти и невежестве. Кроме того, чтобы облегчить понимание сути Упанишад, он записал «Веданта-сутру». И, наконец, по наставлению своего учителя, святого Нарады, он записал суть всех Вед – «Шримад-Бхагаватам». Послание «Шримад-Бхагаватам» настолько важно, что даже если мы потеряем все Веды, кроме «Шримад-Бхагаватам», мы ничего не потеряем.

В эпоху Кали, которая началась чуть более 5000 лет назад, главным учеником Ведавьясы стал Мадхвачарья. Его имя навечно украсило название нашей школы – Шри Брахма-Мадхава-Сарасват-Гаудия-вайшнава-сампрадаи.

Он проповедовал чистое послание Вед в Индии в 13-м веке. Его учение имеет несколько названий. Шуддха-двайта-вада. «Шуддха» означает «чистое», «двайта» – двойственность, а «вада» – учение. То есть учение о чистой двойственности. В этом учении он утверждал вечное различие между Богом и живыми существами, между самими живыми существами, между живыми существами и материальным миром, между разными видами материи (то есть он утвердил реальность разнообразия материального мира) и, наконец, между материей и Богом. Его учение именуется «Нава-прамея» – девять истин. В этом учении он показал, как Веды утверждают девять основополагающих истин (Выражено в «Шри Вайшнава-сиддханта-мале» Шрилы Бхактивинода Тхакура):

1. Бхагаван (Бог-личность) – единственная Абсолютная Истина, и нет иной.

2. Бхагаван – цель познания всех Вед.

3. Мироздание реально.

4. Кардинальное различие (между Богом, душой и материей) реально.

5. Души по изначальному естеству – слуги Господа Хари.

6. Души различаются согласно их индивидуальному положению.

7. Освобождением может именоваться достижение лотосных стоп Бхагавана.

8. Непрерывное поклонение (амала бхаджан) Богу – единственный путь к подлинному освобождению.

9. Непосредственное восприятие (пратьякша), логическое рассуждение (анумана) и принятие духовного звука (шабда) – три аспекта доказательства истинности знания.

Среди прославленных последователей Шри Мадхвачарьи особенно выделяется Шри Мадхавендра Пури (15-й век) – ученик Шри Лакшмипати Тиртхи. Он явил миру божественную экстатическую любовь к Богу и стал основой ветви Гаудия-вайшнавов на древе школы Шри Мадхвачарьи. Его прославленными учениками стали Шри Адвайта Ачарья, Шри Нитьянанда Прабху и Шри Ишвара Пури. Ишваре Пури было дано право принять своим учеником самого Шри Кришну в облике Шри Чайтаньи Махапрабху (16-й век), который совершил духовное возрождение по всей Индии, распространив повсюду учение о божественной любви к Шри Кришне, и простейшем методе её достижения через повторение и воспевание Харе Кришна маха-мантры.

Главными последователями Шри Чайтаньи Махапрабху стали Шесть Госвами, а среди них Шри Рупа Госвами и Шри Рагхунатха дас Госвами. Впоследствии путь Гаудия-вайшнавов начал называться в честь этих двух великих учителей – «Путь Рупы-Рагхунатхи» (рупа-рагхунатха-патх).

В 19-м веке, когда Гаудия-вайшнавизм почти исчез с лица земли, в мир пришёл Седьмой Госвами – Шрила Бхактивинода Тхакур, известный в миру под именем Кедаранатха Датта. Он систематизировал всё учение Шри Чайтаньи Махапрабху в виде десяти истин (даша-мула), которые стали символом веры Гаудия-вайшнавов. По сути, это та же «Нава-прамея» Мадхвачарьи, также доказывающая, что Гаудия-вайшнавы не только формально по принципу посвящения (дикши) принадлежат к Шри Брахма-Мадхва-сампрадае, но и по своей сути – учению. Эти десять основополагающих истин таковы («Шри Джайва-дхарма», 13 глава):

1. Свидетельство (прамана): Учение Вед, полученное через учителей сампрадаи (гуру-парампары) известно, как амная. Это безупречное свидетельство Вед, смрити-шастр, возглавляемых «Шримад-Бхагаватам», также как и свидетельство прямого восприятия чувств (пратьякша), которые согласуются с руководством Вед, принимаются как прамана или доказательство. Через праману устанавливаются следующие основополагающие истины (известные как прамеи).

2. Шри Хари (Кришна) – единственная Высшая и Абсолютная Истина (харим иха парамам).

3. Шри Кришна – обладатель всей силы (сарва-шактиман).

4 Он – океан полных сладостного нектара божественных настроений любовной преданности (расабхдим).

5. Освобождённые (мукта) и обусловленные (бадха) живые существа являются Его неотъемлемыми частицами, вечно существующими как отдельные индивидуумы (тад `бхиннамшамш ча дживан).

6. Обусловленные души – это живые существа, которые попали во власть материальной энергии, и, будучи пограничной энергией Господа, казалось бы, утратили свою независимость (пракрити-викалитам).

7. Освобождённые души свободны от материальных иллюзий (тад-вимуктамш ча бхавад).

8. Вся вселенная, состоящая из сознания (чит) и бессознательного (ачит) является ачинтья-бхедабхеда-пракаша, то есть это Его проявление, которое одновременно непостижимо отлично и не отлично от Него (бхедабхеда пракашам сакалам апи харех).

9. Чистое преданное служение – единственная практика (садхана) для достижения совершенства (садханам шуддха бхактим).

10. Трансцендентная любовь и преданность Шри Кришне – это высшая и единственная цель жизни дживы, садхья-васту (садхйам тад-притим)

Сам Верховный Бог – Шри Гаурангадева (Шри Чайтанья) посвятил всех верующих людей мира в тайну знания об этих десяти аспектах Абсолютной Истины.

Кроме того, предшественник Шрилы Бхактивиноды Тхакура – Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур (17-й век) выразил суть учения Шри Чайтаньи Махапрабху в одном четверостишии:

«Всевышний Господь, сын царя Враджи (Враджендранандана) – Шри Кришна и Его трансцендентная обитель Шри Вриндаван – объекты моего поклонения. Наилучший метод поклонения Кришне тот, которому следуют гопа-рамани, юные жёны пастухов Враджа, особенно Шримати Радхика. «Шримад-Бхагаватам» – безупречное и подлинное писание, а кришна-према (любовь к Кришне) – пятая и наивысшая цель человеческой жизни, помимо дхармы, артхи, камы и мокши. Таково учение Шри Чайтаньи Махапрабху (гаура-вани), и оно для меня наиболее важно» («Чайтанья-манджуша»).

Среди всех учителей нашей школы Шри Чайтанья Махапрабху – главный, потому что Он Сам Шри Кришна – объект поклонения вайшнавов всех школ Гаудия-сампрадаи. Своим учением Он объединил все школы вайшнавов. Прежде, ачарьи четырёх школ выступали с опровержением имперсонального учения Шри Шанкарачарьи (8-9-й века): Шри Рамануджа (12-й век) в своём учении вишишта-адвайта-вада (учение о тождестве в различиях), Шри Мадхвачарья (13-й век) в шуддха-двайта-ваде (учение о чистой двойственности), Шри Нимбадитья (11-12-й века) в двайтадвайта-ваде (учение о двойственности в недвойственности) и Шри Вишнусвами (3-й век) в вишуддхадвайта-ваде (учение о чистой недвойственности). Шрила Бхактивинода Тхакур в «Навадвипа-дхама-махатмье» пишет, что все эти великие ачарьи прошлого получили свои миссии от Шри Чайтаньи Махапрабху. Они открыли истину в той степени, в которой им было позволено. Полностью истина была открыта Самим Шри Чайтаньей в Его учении – ачинтья бхедабхеда таттве (истина об одновременном и непостижимом различии и единстве всего со всем).

Шри Шанкарачарья в своём учении кевала-адвайта-вада провозглашал, что истинен лишь неизменный брахман (дух), в то время как мир ложен. Он утверждал, что окружающий нас материальный мир лишь плод иллюзии. В то время как четверо великих ачарьев утверждали, что мир реален, так как происходит из реального Брахмана. Обе стороны ссылались на Веды. Этот спор длился веками, пока не пришёл Шри Чайтанья со Своим учением шакти-паринана-вада – учение о трансформации энергии Брахмана (шакти). Согласно этому учению Брахман неизменен, как и утверждал это Шанкарачарья, однако Брахман обладает неотличной от Него энергией (шакти), которая превращается в материальный мир. Таким образом, он поставил точку в этом вековом споре, объединив тезис и антитезис в синтез (сиддханту – совершенный и окончательный вывод).

Хотя Шри Чайтанья особенно благословил школу Шри Мадхвачарьи, став её последователем, тем не менее, Он не забыл и другие школы вайшнавов, взяв в Своё учение по два важнейших принципа из каждой школы:

1) от Мадхвачарьи – отрицание имперсонального учения Шанкарачарьи и поклонение Божеству Шри Кришны как вечному образу Господа;

2) от Рамануджачарьи – чистую преданность Богу (ананья-бхакти) и важность служения вайшнавам (вайшава-сева);

3) от Нимбадитьи – принятие полного прибежища у лотосных стоп Шримати Радахарани (шри радха-ништха) и служение Шри Кришне в настроении девушек Враджа (гопи-бхава);

4) от Вишнусвами – настроение «Кришна – всё для меня» (твадия-сарвасва) и путь спонтанной преданности (пушти-марг).

Чтобы исполнить древнее предсказание, говорящее о том, что под знамёнами миссии Шри Чайтаньи объединятся все вайшнавы всех школ, Шрила Бхактивинода Тхакур попросил своего сына и следующего великого ачарью нашей школы – Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Прабхупаду – строить все храмы Гаудия-вайшнавов как храмы четырёх сампрадай. По этой причине во всех традиционных храмах вокруг алтаря главных Божеств Гаудия-вайшнавов расположены четыре алтаря ачарьев главных вайшнавских школ.

Вершина учения Шри Чайтаньи как и всех Его последователей выражена в следующем стихе (из «Чайтанья-чаритамриты», Ади, 1.4): «Пусть Верховный Господь, божественный сын Шримати Шачи-деви, Своим появлением озарит самую глубину вашего сердца. Сияя, как расплавленное золото, Он по Своей беспричинной милости низошёл на Землю в эпоху Кали, чтобы даровать миру то, что ещё не давало ни одно из воплощений Господа, – самый возвышенный и сладостный вкус служения Шримати Радхарани в качестве Её доверенной служанки, манджари-бхаву». 

Ради достижения этой высшей цели Гаудия-вайшнавы принимают прибежище у лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху, помня, что Он и есть Шри Кришна, возлюбленный Шримати Радхарани – шачи-сунум нандишвара-пати-сутатве («Манах-шикша», 2) и поклоняются Ему, сознавая три сокровенные причины Его явления в этом мире («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 1.6): «Чтобы постичь величие любви Шримати Радхарани, чтобы познать, какими качествами Шри Кришны наслаждается благодаря Своей любви Она одна, а также, чтобы изведать ту радость, которую Она черпает в Его любви,  –  Господь проникся настроением Радхарани и явился в этот мир из лона Шримати Шачи-деви, как некогда луна возникла из глубин океана».

Такова суть учения Гаудия-вайшнавов. И хотя это учение очень эзотерично и уводит далеко за пределы материального мира, тем не менее, вайшнавы не отвергают материальный мир, в котором живут.

…………………………

Над статьей работали:

Дхаранидхара дас, Мадан-мохини деви даси, Индумукхи деви даси,

Ари Мардан дас, Латика деви даси.



[1]) На основе Вед, школа (сампрадая) Гаудия-вайшнавов учит тому, что Кришна – единственный Бог богов. Это краеугольная часть учения. Не правильным будет на основе таких фраз, как: «Господь Брахма, Господь Шива, Господь Индра» и так далее считать, что Гаудия-вайшнавы признают многобожие. На санскрите все эти личности относятся к категории девов, что в уже сложившейся в России переводческой традиции переводится как «бог» с маленькой буквы. В то время как Кришна – Бог с большой буквы. Слово «Господь» – это тоже вариант перевода слова «дева» или «бхагаван», в особенности когда это касается тех, кто находится на вершине божественной иерархии. Слово «бхагаван» обычно относится к Кришне и переводится словом «Бог» или «Господь». Но так как это слово обозначает того, кто во всей полноте обладает шестью достояниями (красота, богатство, сила, слава, знание и отречение) и наделяет ими других, то есть указывает на великую личность, поэтому в Ведах этим словом иногда обозначают таких великих личностей, как Брахма, Шива и так далее и переводят это слово на русский как «Господь». То есть, это вариант перевода слова «бхагаван».

[2] Всё разнообразие обликов Бхагавана Шри Кришны, в переводческой традиции Гаудия-вайшнавов, называют экспансиями, что с латинского означает расширение. Шри Кришна, расширяя Свои игры, принимает новые обличья, которые существуют одновременно с Его изначальным образом. То есть, экспансии, в которых Он нисходит в материальный мир, обозначаются санскритским словом «аватара», что означает «нисхождение». Количество аватар не счесть, как волн в океане. Но среди них выделяют основные десять аватар: Матсья, Курма, Вараха, Нрисимха, Вамана, Парашурама, Рама, Баларама (или Кришна с другой точки зрения), Будда (вишну-будда, явился на тысячу лет раньше Гаутама Будды), Калки. О них пишет великий поэт Шрила Джаядева Госвами в «Даша-аватара-стотре». Важно также отметить, что Шрила Бхакти Хридой Бон Махарадж пишет, что в Сатья-югу была традиция поклонения десяти аватарам.

[3]) Этот список умышленно сокращён ради облегчения восприятия данной статьи. Далее идёт перечень имён учителей после Мадхвачарьи и до Шри Ишвары Пури: Падманабха, Нрихари, Мадхава, Акшобхья, Джая Тиртха, Гьяна-синдху, Даянидхи, Видьянидхи, Раджендра, Джаядхарма, Пурушоттама Тиртха, Брахманья Тиртха Вьяса Тиртха, Лакшмипати Тиртха.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи