?

Паломничество в Нилачалу. Философский дневник паломника. Ари Мардан дас.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 267. Опубликовано: 6-12-2019, 13:22

Паломничество в Нилачалу

Философский дневник паломника

Ари Мардан дас

Джаганнатха Пури

 2014г.

Часть 3

Ратха-ятра

Окружение Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Махараджа

Возвращение колесниц 

6-7 июля

 

Находясь на утренней лекции Шрилы Бхарати Госвами Махараджа, я снова попытался определить, какая категория преданных окружает его. Вокруг него находилось почти девяносто процентов учеников Шрилы Гурудева! Киртании, которые регулярно пели перед лекцией и после, пришли из санги Премананды Прабху. Переводчиком был Мадхава-прия Прабху. Ещё два севака высокого роста – братья с Фиджи индийского происхождения. Они также переводили иногда катху Махараджа с хинди на английский. К ним присоединился также ученик Шрилы Гоур Говинды Махараджа – Ананта Прабху. Когда Шрила Гоур Говинда Махарадж ушёл в апракат-лилу, он направился к нашему Шриле Гурудеву. После ухода Гурудева он нашёл прибежище у Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Махараджа.

Приехали две женщины в белом, принявшие отречённый уклад жизни. Они из Америки и также ученицы Шрилы Гурудева. Они были активными слушательницами и всегда подготавливали помещение для очередной утренней встречи. К нашей группе присоединился также седой пуджари из вриндаванского Гопинатх-бхавана. Гопинатх-бхаван – это ещё один Матх. Он был освящён и организован Шрилой Гурудевом и Гопинатхом Прабху для встреч паломников со всего мира.

Почти все слушатели были учениками нашего Гурудева. Только к вечерним лекциям Бхарати Махараджа стекались преданные, не являвшиеся его (Шрилы Нараяны Махараджа) учениками. На утренних встречах было примерно двадцать пять процентов матхаваси (жителей Матха), вечером приходило много гостей-индусов. Лидер Джая Шри Дамодар Гаудия Матха Вамши-вадан Прабху снова и снова приходил на вечерние лекции и после каждой катхи подходил близко к Бхарати Махараджу, чтобы предложить ему полный дандават.

Никто здесь не озабочен тем, что Шрила Бхарати Махарадж не так много говорит о расе, как это делал Шрила Гурудев. Чаще всего Махарадж обращается с этим посланием к своим старшим ученикам. Ни западные преданные, ни индийские, совсем не обеспокоены тем, что тема расы не обсуждается Бхарати Махараджем интенсивно. Похоже, местные бхакты понимают: всё, что может дать чистый вайшнав, в равной степени важно. Ведь его слова пронизаны премой, чего не скажешь о словах тех, кто не является уттама-адхикари. Некоторые старшие ученики Гурудева говорили русским преданным, что Бхарати Махарадж не говорит о расе, поэтому нужно слушать их лекции, а не его. Однако они слукавили, спекулируя. Шрила Бхарати Махарадж иногда всё же говорил о расе. Побывав на его лекциях, я убедился в этом. В то же время важно и кое-что ещё: не говоря напрямую о расе, маха-бхагавата своей любовью к Богу приближает нас больше к расе и кришна-преме, чем те, кто, не обладая уттама-адхикарой, повествует о сокровенном. Важна не форма, а содержание. Адхикара личности решает все проблемы. Внешние действия анадхикари (человека, не имеющего должной духовной подготовки) не даруют совершенства.

Здесь все почитают старшего вайшнава и его вложения. Атмосфера чиста и не содержит даже капли политики. Это и есть подлинное Международное Общество Сознания Кришны, явленное в Нилачале для присутствующих и олицетворённое маха-бхагаватой. Он сидит перед нами на вьяса-асане (троне гуру), и все как один чувствуют защиту, как это было при Шриле Гурудеве во время общения с ним.

Наблюдая за происходящим в нашей стране, становится ясно, что те, кому за пределами Индии морочат голову политики, рядясь в вайшнавские одежды, не знают о том, что вайшнавизм в чистом виде свободен от сектантских предрассудков. Когда на планете присутствует великий вайшнав, то все проблемы в его присутствии отпадают как бесполезная шелуха. Принципы настоящего бхакти всегда основывались и будут основываться только на служении маха-бхагавате. Всё остальное, если служит этому принципу, – приемлемо, если нет – должно быть решительно отброшено в сторону как бесполезная шелуха.

Кое-кто, пристроившись к санге нашего Гурудева, утверждал, будто после ухода Гурудева не осталось садху, поэтому нет ничего дурного в том, чтобы новые люди получали посвящение у них. Кто эти люди, говорящие такое? Что они собой представляют? Обратимся за ответом к Шриле Гоур Говинде Махараджу. Он раскроет истину о тех, кто не видит садху. В книге «Парипрашна», в главе 6, он говорит: «Вы падшая душа, и ваше зрение ущербно. Вы не видите садху. Кришна здесь, вы Его видите? Нет, потому что вы не обладаете духовным видением. Когда оно у вас появится, тогда только вы увидите Кришну. Тогда вы увидите и садху. Неправда, что садху нет. … Нет садху? Вздор! Мы так гордимся собой, так много о себе мним. Мы отождествляем себя с телом, умом и ложным эго. Мы считаем себя великими. И поэтому говорим: "Садху теперь нет". Наше сознание ещё не начало очищаться от скверны».

Вывод: святые на планете присутствуют всегда, иначе для ищущих спасения не было бы никаких шансов. Те, кто соглашаются принять посвящение в бхакти, игнорирую садху и их поиск, обрекают себя на самсару. Никогда не следует думать, что маха-бхагавата-вайшнавов нет на планете, так же, как не следует думать, что садху встречаются повсеместно, часто. Это иная крайность, в которую впадают «видящие» святых. Совершенные святые очень и очень редки, о чём предупреждают все ачарьи парампары.

Весь вечер был посвящён севе на компьютере. Также удалось немного найти времени для изучения Аюр-веды. Надо повышать свою квалификацию в ведической медицине, чтобы служить преданным не только словом, но и поддерживать их тела для долгой жизни, посвящённой качественной практике бхакти.

Вся слава Шриле Гурудеву! Он даровал нам знание о качествах садху, чтобы никто из нас не был обманут негодяями.

6 июля

 

 

 Сегодня важный день. Господь Джаганнатха возвращается на Своей колеснице обратно в храм. Рассчитав благоприятное время для того, чтобы захватить празднество и движение колесниц, мы с Дхаранидхарой Прабху отправились на площадь, находившуюся перед храмом царицы Гундичи.

День выдался солнечным и жарким. По воле Провидения расчёты Дхаранидхары Прабху в отношении времени начала праздника оказались точными. Мы подошли вовремя. Буквально через тридцать минут первой двинулась колесница Шри Баладевы. Люди громко ликовали и махали руками. Кто-то вскрикивал, призывая прославить Бхагавана, а все в ответ хором кричали «Джай!!!» Повсюду, как и раньше, были установлены большие видеокамеры. Они двигались в разные стороны, чтобы люди, которые не могут покинуть свои дома или места работы, смогли видеть всё по телевизору. Некоторые преданные из нашего города также смотрели этот репортаж по телевизору, не покидая своих комнат, которые они сняли во время Ратха-ятры в Индии.

Было три часа. На небе одновременно сияли Луна и Солнце. Над колесницами и собравшейся толпой летали разные птицы. Людей, как и в прошлый раз, поливали водой из больших трансбоев с распылителями на конце. Земля повсюду была влажной. Температура земли под солнцем достигала более сорока градусов по Цельсию. Если походить босиком по песку у океана в такую погоду, то можно получить ожёг кожи ступней.

Полицейские оцепили местность, где проходил праздник, и загородили проезд к колесницам. Размахивая палками из бамбука, они разгоняли по сторонам толпу индусов, которые создавали хаос и давку, не давая проехать ратхе. Когда проезд расчищался, то колесница трогалась с места и могла проехать несколько десятков метров под синхронные удары гонгов музыкантов. Погонщик импровизированных лошадей махал длинным хлыстом, как бы погоняя их. На колесницах сидят от семидесяти до ста человек. Среди них также находятся полицейские в зелёных мундирах. Они размахивают флагами или просто созерцают всё сверху, стоя бок о бок с пандами. Тяжёлые ратхи медленно катятся, продавливая асфальт и оставляя следы глубиной до одного сантиметра. Люди восклицали то тут, то там: «Джая Джаганнатх!» Когда колесница проезжала, верующие люди тут же подходили сзади и брали пыль со следов, оставленных колёсами, помещая её себе на голову.

В этот раз людей было вдвое меньше, поэтому было не так тяжело находиться на празднике. Неделю назад было просто невозможно протолкнуться. В разных местах продавали бусы из цветного пластика. В местных лавках продавали также бусы из красного и чёрного коралла. Однако знатоки кораллов их не покупают, так как знают, что настоящие кораллы стоят бешеные деньги. Особенно чёрный коралл. Тут продают подделку, вероятно, закупленную в Китае.

Однажды я спросил жену Маноуджа Снигдху: «Почему на женщинах и девушках надеты пластиковые украшения, а также бижутерия из дешёвых сплавов, имитирующих золото, несмотря на то, что вы можете позволить себе носить золото и серебро?» Она ответила: «Сейчас в течение недели много народу, и среди них также много воров и разных бандитов. Они могут с лёгкостью сорвать дорогие украшения. Поэтому пока идёт праздник, мы не надеваем их. Но я, тем не менее, ношу золотые серёжки».

Повсюду так же, как и неделю назад, валялись потерянные сланцы, тапочки и ремешки от них. Асфальт усеян пакетами и бутылками из-под воды. Небольшие квадратные пакетики с водой на двести пятьдесят и триста грамм раздаются бесплатно в разных местах всем участникам праздника. Их бросают в толпу, и люди с готовностью их ловят, чтобы утолить жажду. Стоять под палящим солнцем часами непросто. Тела выделяют в это время много пота, одежда липнет от этого к телу. Кто-то умывается и льёт себе на голову содержимое этих пакетиков.

Скоро двинулась и колесница сестры Господа Джаганнатхи – Шри Субхадры. В этот раз мы гораздо лучше разглядели её облик и молились, чтобы Она также обратила на нас Свой милостивый взгляд. Чувствуя любовь враджаваси, стоя на Курукшетре, Она первая явила этот удивительный облик с огромными глазами. Этим самым Она привлекла к Себе внимание Шри Кришны и Баладевы. Её колесница, запряжённая четырьмя коричневыми лошадьми, приближалась под громкий ритм сотни гонгов.

Казалось, что все стали как дети. Все искренне радовались происходящему. Некоторые из индусов разбивали кокосовые орехи оземь, и пока кокосовое молочко вытекало тонкой струйкой через трещину на асфальт, они круговыми движениями предлагали его Божеству на расстоянии, совершая таким образом свою импровизированную пуджу. Пристально глядя вглубь колесниц, люди искали глаза Божеств и поклонялись Их обликам, шёпотом или громко вознося молитвы. Некоторые молодые люди, одетые в модные джинсы и рубахи, с цепями на запястьях, без всякого стеснения падали ниц на колени. Они предлагали в панчанга-дандавате на мокром и грязном асфальте свои молитвы, а также о чём-то просили Господа и Его спутников. Вокруг царила атмосфера общения с мурти Бхагавана.

Шри Чайтанья Махапрабху пятьсот лет назад также участвовал в празднике возвращения колесниц, качаясь на волнах экстатического блаженства. Оставляя храм Гундичи, Господь как бы покидает Вриндаван, это вызывает печаль у враджа-гопи. Тем не менее, Махапрабху и Его спутники ликуют. Гаудии рады тому, чему рад Господь. Все чувства враджаваси покоятся на их блаженной природе (ананда-майа), а она, в свою очередь, основывается на переживаниях Бхагавана.

Джаганнатха ныне являет Свои лилы для всех желающих их видеть. Люди счастливы. Видеокамеры телерепортёров также не оставались без внимания участников праздника. Как только, движимые на длинном кране, они приближались к народу, все поворачивались к объективу и, активно махая руками, как дети кричали: «Джая Джаганнатх!!!» Индусы очень любят фотографироваться и сниматься на видео. Ради этого они сбегаются словно дети. Возможно, так их привлекает технократия, как нечто новое в их жизни. Снова и снова нас просили позировать, встав рядом с ними. Поначалу мы соглашались на их приглашение, но позже мы уже устали от роли фотомоделей и начали отказывать им.

Вот поехала колесница Господа Вселенной. Как и семь дней назад, она тронулась последней. Божество Шри Джаганнатхи было видно лучше всех. Он долго стоял, с улыбкой разглядывая всех собравшихся немигающим взором. Его четыре белых коня, сделанных из дерева, выглядели довольно ретиво. Полицейские снова разгоняли народ, чтобы освободить пространство для движения ратхи. Его должны были занять счастливчики, тянущие колесницу за прицепленные к ней волосяные толстенные пятисантиметровые канаты. Как только колесница начинала движение, люди издавали восторженные крики, поднимая вверх руки и выражая ликование. Ратха то ехала, то снова останавливалась. Вероятно Шри Джаганнатха преследовал в этом Свою какую-то непостижимую всем цель.

Колесница Джаганнатхи не подчиняется каким-то законам или силам материального мира. Об этом говорил Шрила Бхарати Махарадж во время лекций. Он приводил примеры того, как это происходило в прошлом раз за разом. Сам Бог управляет Своей колесницей. Люди, тянущие за канаты, не управляют ею. Их усилия подобны садхане. Можно прилагать усилия сколько угодно, но это может оказаться безрезультатным. Только Бог определяет, принесут ли они результат или нет. На всё воля Всевышнего. Это закон всех религий. Воля дживы (души) вторична даже в обрядах и ягьях (жертвоприношениях), которые она совершает. Джаганнатха Сам по Себе и Сам от Себя, Он опора Себе и причина всего. Существуя для Себя, Он строит все законы под Себя во вселенной. Есть конечная цель всякого движения и существования, никто не в силах управлять Всевышним. Если кому-то Он и подчиняется, то только по собственному желанию, и желания Его подчиняются духовной любви, которой чужд эгоизм.

Время от времени появляются разношёрстные попрошайки. Одни одеты как нищие, другие рядятся в религиозные одежды. Кто-то почти без одежд, в одной набедренной повязке. Один из них, одетый в одни шорты, босиком, пристал к нам уже после того, как ратха Джаганнатхи проехала мимо нас. Он пытался что-то навязчиво нам объяснить. Дхаранидхаре Прабху он сразу не понравился, и он потянул меня подальше от этого человека. Однако этот странный парень, лет тридцати от роду, схватил меня за мизинец и пошёл за мной, как будто бы он был мне братом, сыном или близким другом. Мы прошли довольно долгий путь, но он не отставал и волочился за мной. Тогда я начал строжиться на него, и выдёргивать свой палец из его ладони. Он не сдавался просто так и что-то с виноватым видом бормотал. Я не мог быть серьёзным в этой ситуации, поскольку она была комичная. Тем не менее, я постарался наигранно разгневаться на него. Кажется, это помогло, и он, разжав ладонь, оставил мой палец и потерялся в толпе.

Люди стали расходиться постепенно по домам. Большие толпы двигались в разные стороны как реки. Кто-то безнадёжно пытался искать свою потерянную обувь, а кто-то уже наживался, присваивая найденные сандалии себе. Некоторые с изумлением смотрели на нас, как будто мы были единственными людьми, приехавшими с Запада. Особенно их внимание привлекал большой рост Дхаранидхары Прабху. Многие люди были ему по грудь, ведь его рост равен ста девяноста четырём сантиметрам. В целом, среди жителей Пури было много низкорослых людей. В Пури маленькие люди, коровы и даже комары.

По дороге домой мы встретили Тарун-Кришну Прабху из Узбекистана. Он сказал нам, что группа санкиртаны Матха Шрилы Гурудева только что пошла домой. Они так же, как и семь дней назад, пели перед колесницами Божеств и танцевали. Мы немного пообщались и разошлись, выразив друг другу почтение.

Вернувшись после жаркого праздника, мы поспешили к океану. Он бушевал, как всегда одаривая берег большими волнами, достигавшими до двух метров высотой. Неожиданно мы увидели Доял-хари Прабху. Он уже планировал погрузиться в тёплые воды, желая снять жару знойного дня. Я решил присоединиться к нему, и мы отплыли в открытый океан, как можно быстрее миновав опасную, сильно волнующуюся прибрежную зону, где волны не давали спокойно войти в воду. Я первый раз решился на заплыв при таких волнах. Скажу честно, это довольно экстремально.

Когда плаваешь вдали от берега, бросаемый большими волнами вверх-вниз, и видишь перед собой только бескрайние водяные просторы, то смирение перед природой приходит само собой, естественно. Начинаешь сильнее ценить жизнь в теле, иначе можно быстро стать кормом для рыб и крабов. Когда тебя подбрасывают большие как холмы волны, даже не возникает мысли о том, что человек царь природы. Какой дурак выдумал эту идею? Когда волны поднимают тебя вверх, а потом ты летишь с гребня очередной большой волны вниз, кажется, что ты падаешь, лишённый опоры. Иногда мне в голову приходили аналогии с мелким насекомым, которым сейчас ты являешься, вручив свою судьбу солёным волнам и Провидению. И хотя набегающие и пенящиеся волны Индийского океана могут глубоко погрузить тебя под воду, завернув в подводном водовороте, тем не менее, они ничто по сравнению с волнами океана самсары. Все души в материальном мире дрейфуют в этом океане уже бесконечно долго. Парадокс в том, что мало кто это замечает и озабочен этим феноменом. Дживы даже в пучине водоворота самсары умудряются веселиться, и многие даже считают, что они в безопасности! Это ли не удивительно? Более того, существуют даже религиозные традиции, не упоминающие этого в своих догматах. Они даже не знают о существовании этого океана рождения и смерти! Как наивно.

Значительная часть индусов не заходят в воду, боятся. Наш Гурудев также предупреждал о том, чтобы паломники не заигрывали с океаном. Это предупреждение появилось в связи с несчастным случаем, произошедшим несколько лет назад. Один преданный, купаясь в этих водах, сломал себе позвоночник. До травмы он был очень сильным и рослым. Его мощный атлетический тип телосложения создавал впечатление, что с ним ничего не может случиться. Но злой рок настиг его внезапно. Теперь он может перемещаться лишь в инвалидной коляске, и это навсегда. Его сестра решила, что посвятит свою жизнь уходу за ним и не станет заводить семью. Такова трагедия этой семьи. Представьте себе, насколько опасен этот мир. Но океан самсары ещё более опасен. В нём ты умираешь под его волнами снова и снова. Люди думают о том, что купаться в Индийском океане не стоит, но они не беспокоятся о своём пребывании в самсаре!

Выплыть из океана самсары – дело ещё более безнадёжное, чем пытаться выплыть из любого океана планеты Земля. Как же мы ничтожны в малости и глупости своей! Только благодаря истинному гуру и садху джива может обрести какую-то значимость или вес. Совершенный гуру может помочь любому преодолеть океан самсары, который заполняет всю вселенную до самых окраин, погружая в себя даже могущественных полубогов. Как же безнадёжны наши личные усилия без крипы (милости) святых вайшнавов.

Вся слава Шриле Гурудеву! Он кормчий, готовый спасти любого, вступившего в его команду на палубу спасительного корабля бхакти.

7 июля

……………………

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи