?

Паломничество в Нилачалу. Философский дневник паломника. Ари Мардан дас.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 289. Опубликовано: 11-12-2019, 13:51

Паломничество в Нилачалу

Философский дневник паломника

Ари Мардан дас

Джаганнатха Пури

2014г.

Часть 4

Завершение парикрамы

День явления Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Махараджа

Конфликты в духовной жизни

8-9 июля

 

Сегодня день явления Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа! Это наша большая удача, что мы можем присутствовать сейчас здесь. Махарадж пришёл в этот мир в Падма-экадаши. Сейчас он одна из главных сенсаций в вайшнавском сообществе. Он возник как будто внезапно. Со стороны многим даже кажется, что вся его жизнь прошла в тени. Однако ныне он одна из самых заметных звёзд небосклона Враджи. Смирение делает преданного незаметным, но Господь любит прославлять Своих преданных, поэтому по воле Всевышнего мы наконец-то узнали о личности Шрилы Бхарати Махараджа. Кто знает, какую роль Махарадж сыграет для нашей сампрадаи? Что он привнесёт для нашего лучшего понимания духовной реальности? Но уже сейчас можно сказать, что Махарадж делает акценты на почитание вайшнавского календаря и вайшнава-севу. До него мало кто так явно на этом сосредотачивался. Все садху имеют свою миссию, одни святые дополняют других, Махарадж так же по-своему уникален. Он так много знает о спутниках Шрилы Сарасвати Тхакура! Он кладезь этого знания.

Натья-мандир, где обычно проходили лекции Махараджа, был заполнен гостями. В основном пришли индусы, они ожидали прихода виновника торжества. Мы также стали ждать Махараджа возле бхаджан-кутира Шрилы Бхакти Дайиты Мадхавы Махараджа. Неожиданно появился Шрила Бхарати Махарадж, и мы поклонились ему. Заняв быстро место перед алтарём, мы приготовились петь бхаджаны, посвящённые вайшнава- и гуру-таттве. Люди постепенно заполняли всю площадь перед алтарём.

Местные брахмачари и грихастхи пели по очереди бхаджаны, которые у нас содержатся в «Гаудия гити-гуччхе». Поскольку мы давно поём их, нам несложно было подпевать. Микрофон передали ученику нашего Гурудева – Уттаме Прабху. Он также спел красивым и приятным голосом бхаджан Шрилы Нароттамы даса Тхакура «Эи-баро каруна коро». Матхаваси в этот момент готовились к омовению лотосных стоп именинника. Принесли параферналии для пуджи. Через некоторое время трое старших вайшнавов Матха склонились перед Шрилой Бхарати Махараджем, чтобы омыть его стопы. Все собравшиеся сидели вокруг и громко пели. Все преданные Джая Шри Дамодар Гаудия Матха, который организовал наш Шрила Гурудев, также пришли на праздник. Они собрались выразить своё почтение вайшнаву тхакуру.

После омовения стоп Шрила Бхарати Махарадж дал небольшую лекцию. Дхаранидхара Прабху снял её на свою видеокамеру. Когда выступление Махараджа закончилась, все стали предлагать ему свои пожертвования и поклоны. Каждый нёс небольшой цветочек, чтобы предложить его стопам Шрилы Бхарати Махараджа. Первыми почтили его санньяси и брахмачари Матхов. Также пришёл и Яшоданандана Прабху. Он предложил Махараджу красивую гирлянду. Махарадж в ответ на такой дар повесил на шею Яшоданандане такую же. Махарадж очень чётко чтит этикет вайшнавов. Потом пушпанджали стали совершать гости. Специально для этого дня я берёг те пожертвования, которые должен был передать Шриле Бхарати Махараджу от преданных Волгограда, Кемерово и Норильска. Они доверили мне свои средства, и я с радостью предложил их все Махараджу.

Шрила Бхарати Махарадж, несмотря на очень преклонный возраст, не бывает рассеянным. Его сознание очень ясное, а реакция достойна человека средних лет. Он принимал поклоны от всех собравшихся преданных. Лидеров и старших преданных он одаривал собственноручно цветочными гирляндами. Нам с Дхаранидхарой Прабху Шрила Бхарати Госвами Махарадж одел по цветочной гирлянде на шею. Это милость. Опять, как и в день своего рождения, я почувствовал себя очень счастливым. Его подношение выражало признание наших более чем скромных заслуг. Признание мирян не так важно для вайшнавов. Гораздо важнее получить признательность от старших преданных и, конечно же, от маха-бхагавата-вайшнава! Шрила Бхактивинода Тхакур указывал на это в своих бхаджанах, посвящённых вайшнава-таттве и гуру-таттве неоднократно. Также Шрила Нароттам дас Тхакур писал:

прати-джанме кори аша чаранера дхули

нароттаме коро дойа апанара боли

«О вайшнав Тхакур! Я хочу жизнь за жизнью осыпать себя пылью с твоих лотосных стоп. Будь милостив ко мне, скажи, что я твой» («Эи-баро коруна кори», 6).

Когда пушпанджали стопам Махараджа закончилось, мы отправились поклониться большому изображению Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Махараджа. Это изображение стояло на вьяса-асане в просторной чистой комнате. В ней останавливался этот ачарья Шри Чайтанья Гаудия Матха, когда приезжал в Нилачалу для проповеди. Она располагалась напротив главного алтаря так, чтобы из неё всегда можно было видеть Божества Матха.

Когда всё закончилось, Шрила Бхарати Госвами Махарадж встал и медленно, степенно, сопровождаемый слугами, отправился в свою комнату, находящуюся в глубине Матха. Не торопясь, Его сопровождали все западные преданные и брахмачари Матха. Следовать за вайшнавом значит обретать его силу и милость. В тех местах, где он проходил, преданные брали пыль и помещали её себе на голову. Это древняя традиция имеет как внешнее, так и внутреннее значение. Обычай нанесения пыли святых на голову известен тысячи и тысячи лет. В древние времена Прахлада Махарадж говорил: «До тех пор пока пыль со стоп чистых преданных не благословит человека, он не может даже прикоснуться к преданному служению, которое является решением всех проблем материальной жизни» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.32). Без милости подлинного садху духовная жизнь бесполезна. Желать практиковать бхакти значит желать обрести благорасположение и поддержку святых. Без этого кришна-сева не принесёт блага человеку.

Когда бы я ни кланялся Махараджу, я повторял прежде пранама-мантру своему духовному учителю. Если бы не он, я бы не смог встретиться с таким выдающимся преданным Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. Когда-то, более пятнадцати лет назад, я узнал о Шриле Нараяне Госвами Махарадже и начал читать его книги. Его хари-катха поддержала меня, указав на дальнейший путь духовного развития. Находясь в некотором застое, я нуждался в каком-то мощном толчке. Этот толчок я получил от Шрилы Гурудева благодаря помощи Пуджьяпада Неми Махараджа и некоторых других преданных. Если бы не Шрила Гурудев, я не смог бы идти дальше. Его санга спасла меня, и я смог открыть для себя бесконечные перспективы в бхакти. Благодаря Гурудеву я снова и снова отправлялся в Индию для того, чтобы послушать его хари-катху и увидеть его в окружении его преданных. Теперь, получая милость и маха-прасад уже от другого великого вайшнава, я понимал, что это стало возможным благодаря моему духовному учителю. Всё происходящее вокруг и приносящее духовное благо – это был его дар, даже после его ухода. Даже некоторые преданные ИСККОН помогли мне в том, чтобы быть ближе ко Шриле Бхактиведанте Нараяне Госвами Махараджу. Они открыто выразили сомнение в его квалификации, заставили меня усомниться. После этого, я должен был осознанно подойти к этому вопросу, позже успешно разрешив его для себя и своих друзей.

Как только Бхарати Махарадж зашёл в свою комнату, уже через пять минут она снова открылась, и он начал раздавать преданным маха-прасад. Они знали, что Махарадж обязательно выйдет и поток милости из его лотосных ладоней снова возобновится. Каждый получил из его рук банан. Однако все были настроены также получить чаранамриту с его стоп. Бхакти-шастры говорят:

бхакта-пада-дхули ара бхакта-пада-джала

бхакта-бхукта-авашеша – еи тина маха-бала

«Пыль с лотосных стоп чистых преданных, вода, которой омыли их стопы, и их маха-маха-прасад (остатки трапезы и хари-катха) – эти три субстанции обладают очень большим могуществом» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 16.60).

Мы с Дхаранидхарой Прабху решили прочитать гаятри-мантры возле его комнаты и ожидали, когда кто-нибудь из преданных вынесет чаранамриту Махараджа. Пока мы повторяли мантры, все преданные, не дождавшись, постепенно разошлись. Однако в самый последний момент, когда гаятри-мантра уже была прочитана, появился наш духовный брат Амритананда Прабху. В его руках был небольшой глиняный горшочек с чаранамритой! Он с радостью дал нам её почтить, налив в ладонь правой руки. Казалось, что мы получили всё, что можно было получить в этот день согласно нашей адхикаре. Каким-то образом Господь всё неожиданным образом устраивал. Замечательный выдался сегодня день! Это день, когда даже падшим можно обрести милость. Нужно не забывать чтить дни святых.

Слава Шриле Бхакти Вигьяне Бхарати Махараджу!

Слава Шриле Гурудеву, дарующему вечно свою милость! Он ведёт нас от садху к садху и знакомит с огромной семьёй Господа.

8 июля

 

 

Сегодня снова встреча со Шрилой Бхарати Махараджем. День за днём мы можем получать его строгие наставления. У него очень серьёзный стиль проповеди, это следствие его общения с учениками Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады. Его настроение замечательным образом удерживает душу от праздности и поверхностного отношения к бхакти. Через его подход можно понять настроение предыдущих ачарьев. Это совсем не то же самое, что можно видеть у многих проповедников, заигрывающих со своей свитой и слушателями во время лекции. Подобный цирк привлекает в бхакти поверхностных людей, но не даёт правильных результатов. Все эмоции Шрилы Бхарати Махараджа сосредоточены на темах сиддханты и шастр. Когда он даёт лекцию, он сосредоточен на своём отношении к словам священных писаний. Что бы ни происходило в аудитории, его это совсем не беспокоит. Он просто несёт божественную мудрость тем, кто его слушает, выполняя свой долг перед парампарой.

Однажды произошёл курьёзный случай. Какой-то сумасшедший дед прошёл на территорию Матха. Он так же, как и все, перед лекцией пел киртан. Его излишняя артистичность выдавала в нём неадекватную личность. Его одежда тоже была странноватой. Бёдра были обёрнуты ярко-красной парчой, и он выглядел как петух, желающий привлечь к себе внимание посторонних. Вайшнавы нашей сампрадаи так не одеваются. Непонятно, как он прошёл в Матх. Тело было до пояса голым, а борода с усами были как у именитого садху. На глазах у него красовались солнцезащитные очки как у Сильвестра Сталлоне. Скорее всего, неискушённого человека такой вид заставил бы его уважать, но его поведение….

Когда Шрила Бхарати Махарадж уже прошёл внутрь натья-мандира и сел, киртан уже заканчивался. Неожиданно для всех пришлый дедуля встал и вышел на середину. Встав перед всеми, он поднял руки вверх, как будто являлся центром кришна-киртана, и начал дирижировать ими. В этот момент он находился между преданными и столом, за которым сидел Шрила Бхарати Махарадж. Естественно, этот странный человек стоял, нагло повернувшись спиной ко Шриле Бхарати Махараджу. Это вызвало бурю негодования и протест со стороны находящихся на киртане преданных, а кто-то просто смеялся над нелепым поведением чудака. Несмотря на такое поведение, Шрила Бхарати Махарадж сохранял абсолютное спокойствие. Было такое ощущение, что ничего особенного не происходит, и всё так и должно быть. Однако как только санньяси Матха увидели такое представление, они немедленно осадили безумца резкими выкриками и выдворили его за ворота Матха. Шрила Бхарати Махарадж и после этого ничего не сказал. Он просто невозмутимо продолжал служить словам «Шри Чайтанья-чаритамриты» и парампаре.

Не нужно думать, что даже тут, в Матхе, всё идёт как по маслу и только русские преданные постоянно совершают ошибки во время севы. Каждый день можно было заметить что-то такое, что не позволяло матхаваси выполнить севу идеальным образом. Нужно понимать, что мы пребываем в мире, где душа должна совершенствоваться  в своих усилиях служить Шри Кришне. Идеальные усилия проявляются в этом мире только у сиддх (совершенных святых) и в духовном мире. Бхагаван знает лучше нас о наших несовершенствах и, тем не менее, готов принимать от Своих несовершенных преданных всё, что они делают искренне ради Его блага, действуя от сердца.

Многие преданные бояться прилагать усилия в бхакти, думая, что могут ошибиться, и поэтому их усилия неприемлемы и порицаемы. В действительности, чистота деятельности приходит только через множество проб и ошибок. Подобное проходят все без исключения. Ошибки имеют место даже у тех, кто живёт в Индии и постоянно служит в Матхе не один год. Даже во время празднования дня явления Шрилы Бхарати Госвами Махараджа один из певцов, прославляющих парампару, почему-то позабыл после этого прославить самого виновника торжества – Бхарати Махараджа. Он очень сконфузился, остановившись на несколько секунд, и пропел чуть позже также и имя Махараджа. Подобные недочёты естественны для несовершенных душ, среди которых много лидеров-каништха-адхикари. Избегать прилагать усилия в служении Богу лишь из-за того, что они кажутся несовершенными, – апарадха (оскорбление). Нужно бояться не ошибок, а их повторения. Человек склонен ошибаться.

К сожалению, сегодня катха Махараджа не состоялась. В это утро он прощался с некоторыми уезжающими преданными из России. Пришлось потратить на это время ради развития личностных отношений с шикша-учениками. Тем не менее, мы пришли в этот день в Матх и читали в глубине натья-мандира джапу. Сев на небольшой парапет возле комнаты Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Махараджа, мы, глядя на Божества, повторяли Харе Кришна маха-мантру. Повсюду рядом с нами лежали приезжие индусы. Возле них, а также у стены лежали какие-то сумки, пакеты и другая поклажа. Кажется, они отдыхали, утомлённые жарой приближающегося обеденного времени. Вероятно, они прибыли в Матх для празднования Вьяса-пуджи Бхарати Махараджа, либо они собрались в Матхе для предстоящего паломничества по святым местам Нилачалы. Алтарь Божеств был открыт.

Видя нарушение этикета поведения по отношению к арча-виграхе (Божествам), я намеренно спросил Дхаранидхару Прабху, насколько поведение индийских преданных приемлемо? Согласно этикету не следует лежать перед открытым алтарём и справлять любые телесные потребности перед мурти. Этикет не поощряет тех, кто спит, ест, совокупляется или даже просто ведёт праздные разговоры перед открытым алтарём. Когда занавес алтаря открыт, следует заниматься только бхакти. Можно ли оправдать тех женщин, мужчин и даже стариков, которые лежали сейчас и дремали? Некоторые из них даже спали, вытянув ноги в сторону Джаганнатхи, Субхадры, Баладева, парампары, Шри Радхи и Кришны. Ни мне, ни Прабхуджи не хотелось обвинять приезжих в том, что они делали. Хотелось только понять, как их поведение состыковать с вайшнавским этикетом.

Учитывая тот факт, что их никто не тревожил, мы предположили, что, вероятно, в этикете есть, как и во всём, некие исключения, поскольку никто не реагировал в Матхе на подобное. Мы подумали, что нет ничего зазорного в том, что сейчас они лежат на полу, как будто устав после утренней парикрамы. Может быть, у них нет места, где бы они могли остановиться? Или, возможно, в Матхе все комнаты заняты, и теперь этим людям надо где-то остановиться и отдохнуть. Вероятно, нет ничего вызывающего в том, что они делают, поскольку они являются приезжими и пребывают в преклонном возрасте.

Мы вспомнили о том, что подобные лежбища не раз видели в Шри Рупа-Санатане Гаудия Матхе. Приезжие индусы позволяли себе громко разговаривать во время хари-катхи, богослужения и спать во время любого священнодействия. Это были бенгальцы, которых негде было расположить, и поэтому они переполняли храм на всех этажах и во всех комнатах. Гурудев позволил им там жить во время враджа-мандала-парикрамы. Они где жили, там и спали и ели. Среди них было много бабушек и их мужей. Для приезжих в это время подготавливали Гопинатх-бхаван – храм, в котором было очень много места. Хотя было не совсем понятно поведение местных жителей, которое, мягко говоря, было нетактичным по отношению к святыням, всё же мы внутри себя пытались их оправдать.

Мы отнесли возникшую ситуацию к временной, а потому приемлемой. Мы вспомнили о том, что даже сон в Пурушоттама-дхаме принимается Господом как дандават. Может быть, по этой причине их никто не беспокоил? Мы размышляли о том, что людей нужно понимать, никто из нас не железный и тому подобное. Я же хотел поднять вопрос в таком ключе: «Насколько эти люди дороги Бхагавану, если им позволяется так вести себя перед Божествами? Ведь так могут вести себя лишь рагануга-бхакты» Я по некоторым признакам и благодаря вайшнавской логике понимал, что лежащие перед открытым алтарём люди не рагануга-вайшнавы и что они не горят по отношению к Господу спонтанной преданностью. Но как же тогда их воспринимать? Может быть, эти люди находятся в каком-то привилегированном положении, подобно индусам, которых пускают в храм Шри Джаганнатхи, а нас, западных людей – нет. Дилемма захватила наше сознание.

Вероятно, Параматма, услышав нас, приняла решение внести некоторые коррективы в нашем понимании, и на этот раз произошло нечто особенное. Уже через минуты две-три в натья-мандир забежал с криком какой-то грихастха в дхоти (нижней вайшнавской одежде). Скорее всего, он был организатором этой группы паломников. Он неистово громко стал кричать на всех и очень громко хлопать в ладоши. Его речь была нам непонятна, возможно, он говорил на хинди или каком-то другом диалекте. Некоторые из его группы просто подскочили словно ошпаренные. По его жестикуляции можно было догадаться, о чём он пытается сказать. Он кричал им примерно следующее: «Вы что тут себе устроили?! Почему лежите как животные перед открытым алтарём?! Вы что, не можете подняться на второй этаж, чтобы спать там?! Спать перед мурти запрещено! На втором этаже так же есть вентиляторы и свободное место на полу. Почему вы так себя ведёте?! Посмотрите на них…», – показывая рукой на нас с Дхаранидхарой Прабху, – «Какой пример вы им показываете?! Что они будут думать о вас, видя ваше непочтение к Богу!? Даже люди Запада себе не позволяют того, что делаете вы!»

Один из мужчин возраста примерно тридцати пяти лет так и не проснулся от криков. Тогда их лидер подбежал к нему и оглушительно хлопнул в ладоши прямо у него над ухом. «Эй, баба (брат)! Вставай давай! Ну-ка быстро поднялся, хватит валяться!» Тот вздрогнул от неожиданности и сел как ошарашенный. После того, как их лидер ушёл, все сразу приняли пристойное положение перед алтарём. Мне стало как-то жалко всех, хотя я понимал, что они заслужили такое отношение к себе своим пренебрежением к Божественной Чете и сампрадае. В комнате воцарилась такая напряжённая атмосфера, что Дхаранидхаре Прабху даже джапу в этом месте уже не хотелось повторять. Тем не менее, все должны были даже после этого божественного пинка провести обеденную службу Божествам.

Рядом стояли два преданных. Один из них был санньяси, а другой брахмачари. Они наблюдали за всем происходящим и ничего не говорили. Не исключено, что именно они направили лидера группы паломников восстановить порядок перед алтарём. Это правильное поведение.

Подобная ситуация была уже знакома нам, поскольку подобное было в нашей практике в России. Обычно изнеженные неофиты после таких скандалов убегают прочь из группы (нама-хатты) и после этого считают своего лидера жесткосердечным вандалом. Однако бхакти есть бхакти. Человек должен быть в высшей степени внимателен, находясь в духовной традиции. Как бы ни было, приятно ложному эго или неприятно, следует продолжать развиваться несмотря ни на что. Уроки Господа суровы, но явно необходимы тем, кто не знает этикета духовной жизни. Если стремишься идти вперёд, но не обладаешь культурой вайшнавов, готовься к трансформации, которая нередко сопряжена с перегрузками и дискомфортом.

Всё-таки вайшнава-сад-ачар нужно строго соблюдать даже тем, кто приехал издалека, в каком бы возрасте ни находилось тело. Устал ты или нет, индус ты или китаец, стар или млад, помни о правилах и предписаниях. Все без исключения обязаны следовать дисциплине, установленной в шастрах. Даже рагануга-вайшнавы ради проповеди другим следуют правилам для ваидхи-садхаков. Очевидно, что проблемы с этикетом существуют не только у западных преданных, но также и у наших индийских собратьев. Авидья в высшей степени интернациональна! Бороться с ней следует нещадно, иначе успех в бхакти никогда не придёт.

Также следует понять, что если в храме не успевают доглядеть за поведением нарушителей, это не значит, что то, что они делают – приемлемо. Подобные картины, когда люди, включая служителей храма, валяются перед открытым алтарём, не должны становиться иллюстрацией для приезжих преданных. В разных местах Индии подобное зрелище не редкость. Нужно больше изучать писания и стараться понять этикет, изложенный ачарьями. Ликвидировать безграмотность нам поможет «Хари-бхакти-виласа». Не нужно слепо повторять поведение большинства несведущих людей, у которых нет ни совести, ни руководства. Многие живут сами по себе.

Сложно сказать, какие будут у этих людей отношения с их лидером-грихастхой после этого, но зато его урок они наверняка усвоят. К сожалению, в духовной жизни всё приходит постепенно, и поэтому на месте этих паломников мог бы оказаться любой. Главное – это двигаться вперёд, несмотря ни на что, видя во всём благо. Так учил нас Шрила Бхарати Махарадж. Важно уважать подлинную школу, даже если кому-то и неприятно в ней обучаться. Нужно понять, что служение Богу не всегда проходит гладко, даже у опытных лидеров.

В этой истории наставник индийских паломников защищал вайшнава-дхарму, чувства бхагават-парампары (ачарьев) и Господа. Так уж вышло, что в этом мире вайшнава-дхарма нуждается в защите, поскольку ею могут пренебречь. Порой дхарма уходит, как гласит «Бхагавад-гита», поэтому необходимо, чтобы у неё были стражи и защитники. Тот, кто защищает невежд, пренебрегая вайшнава-дхармой и вайшнава-сиддхантой, будет жить с невеждами жизнь за жизнью. Тот, кто защищает истину, будет жить с Истиной. Разумный выбирает последнее.

Иногда проповеднику приходится встать перед выбором. Любить людей – это очень важно. Но любить их по-настоящему значит беспокоиться об их душе. Беспокоясь о душе, приходится иногда создавать дискомфорт телу, уму и ложному эго. В то же время, всякая забота о душе возможна только через служение высоким идеалам. Только служа Богу, можно по-настоящему служить людям, но не наоборот. Сколько последним ни служи, Бог сравняет их тела с землёй. Таков исход воплощённых. Естество происходящего делает очевидными некоторые истины. Имеющий глаза – узрит. Заботясь о временных теле и уме, Богу не угодишь.

Общаясь с разными людьми в Пури, я увидел, что многие больны альтруизмом. Когда я спросил одного молодого человека о сути «Бхагавад-гиты», он сказал, что сутью является стать хорошим человеком – честным, заботливым, любящим родителей и добрым. Другой мужчина, примерно пятидесяти пяти лет, сказал, что самое главное – любить людей, потому что в этом заключается служение Богу. Третьему предложили повторять мантру на чётках. В ответ он сказал: «Зачем мне это нужно? Разве я плохой человек? Я же не краду, не желаю никому зла, остаюсь верным своей жене. Я не нуждаюсь в джапе, поскольку я добропорядочный». Вот такие заблуждения. Люди элементарно не в силах отличить мишрита-саттву (мирскую благость) от шуддха-саттвы (духовной, чистой благости).

Данные примеры иллюстрируют нынешнее понимание религии и священных писаний в Индии. Скоро таких «верующих» будут называть святыми. Да что говорить, их уже считают таковыми. Главное, чтобы людям было комфортно жить на планете, чтобы любить друг друга и никого не ругать. Не так важно выполнять духовные указания, прописанные в бхакти-шастрах. Пусть Бог живёт Сам по Себе, а всех нас, саттвических безбожников, оставит в покое и благоденствии. Наш хлеб – карма, благочестивая материальная деятельность. Иного нам и не надо. Понимание подлинной духовности утрачивается даже в цитаделях бхакти. Теперь оно только в сердцах подлинных святых. Вот за ними нам и следует идти.

Когда мирская религиозность (каитава-дхарма) проявляется в среде преданных, её следует безоговорочно искоренять. Иначе не будет анугатьи (следования по стопам садху). Материалистично настроенные преданные (пракрита-бхакты) позволяют себе хулить серьёзных вайшнавов, заботящихся с большим рвением о вайшнава-дхарме. Нерадивым каништха-адхикари некомфортно рядом с теми, кто не гладит их по головке. Ищущим гармонии с мирским тошно жить с теми, кто осознал суть учения Гаудий. Ищущие любвеобилия, к которому привыкли люди самсары, себялюбы испытывают негодование, когда их чувства не берут в расчёт. Спросите недовольных своими духовными лидерами: «Что вы понимаете под чистыми взаимоотношениями?» Чаще всего они не смогут ответить на этот вопрос так, чтобы их ответ совпадал с мнением великих вайшнавов. И если так, то тогда какой смысл плодить эгоистов, собирая их в нама-хаттах или ятрах и поддерживая их чуждые для шуддха-бхакти представления?

Качественное общество всегда отличалось малым количеством единомышленников. В связи с этим, не следует беспокоиться о том, что кто-то в негодовании, жалуясь на принципиальность старших вайшнавов, разбежится. Разумные всё поймут, а безумцы пусть бегут, куда хотят. Гаудии готовы терпеть неразумных, если неразумные искренни и послушны воле представителей парампары и Бхагавана. Искренние и смиренные души рано или поздно по воле Всевышнего обретут чистое понимание всего и осознают природу подлинного сострадания.

Вечером Шрила Бхарати Госвами Махарадж открыл «Шри Чайтанья-чаритамриту» и читал снова о том, как проходила Ратха-ятра во времена Шри Чайтаньи Махапрабху. Махарадж читал, как Махапрабху толкал Своей головой колесницу Господа Джаганнатхи, и она благодаря этому ехала вперёд, несмотря на то, что даже слоны не могли её сдвинуть с места. Это доказывает, что Шриман Махапрабху является Самим Джаганнатхой, поскольку, как уже указывалось выше, только Джаганнатха управляет Своей колесницей и позволяет ей двигаться. Согласно универсальному закону всех истинных религий, Бог является причиной всех движений в мироздании.

Наш Шрила Гурудев в последние годы перед своим уходом так же, как и Бхарати Махарадж, просто читал преданным писания и почти не объяснял их. В связи с этим Он говорил, обращаясь к ним: «Я же говорил вам всем, что нужно читать бхакти-шастры, но вы не хотите этого делать. Что тут поделать?…, тогда я сам буду их вам читать».

Многие гости уже разъехались по своим домам, они отправились в свои страны. Натья-мандир выглядел как будто немного осиротевшим, от этого стало немного тоскливо. Пустое место перед алтарём создавало некий дискомфорт. По-прежнему лидеры Джая Шри Дамодар Гаудия Матха были на лекции и внимали словам Махараджа.

Вся слава Шриле Гурудеву! Он был львом в бхакти и учил нас всех быть сильными и принципиальными. Он говорил: «Не будьте слабыми!»

9 июля

..............................

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи