?

Паломничество в Нилачалу. Философский дневник паломника. Ари Мардан дас.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 258. Опубликовано: 14-12-2019, 14:14

Паломничество в Нилачалу

Философский дневник паломника

Ари Мардан дас

Джаганнатха Пури

2014г.

Часть 4

Завершение парикрамы

Вьяса-пурнима. Выживают благословлённые

Прощание

12-13 июля. Эпилог

 

Сегодня Вьяса-пурнима, последний день нашего пребывания в Нилачале. Я дописываю эту книгу, подводя итоги. Завтра нам предстоит собирать сумки и готовиться к длительному перелёту в Россию.

Вечером мы решили пойти туда, откуда началась наша парикрама, – к бхаджан-кутиру, где оставил тело Шрила Гурудев. К сожалению, придя в это место, мы обнаружили, что оно закрыто. Тогда мы пошли в алтарную комнату к Шриле Гурудеву, к Божествам. Оттуда раздавались звуки бхаджанов. Войдя в алтарную, мы поклонились и присоединились к местным преданным.

Божества Шри Джаганнатхи, Субхадры, Баладевы и Чакры были открыты и мы могли видеть Их радостный облик. Было очень приятно и несколько печально созерцать Их лица. Когда находишься в месте, которое тебе полюбилось, привыкаешь к нему. Расставаться нет желания. Всё, с чем соприкасаешься в последние дни пребывания на святой земле, видишь через призму разлуки. Только один Бог знает, доведётся ли оказаться здесь снова. Человек только предполагает, а Бог, как всегда, располагает.

Началась вечерняя программа, и она захватила наше внимание. Как всегда спели «Гаура-арати», «Нама-санкиртану», Харе Кришна маха-мантру. Обходя вокруг Туласи, спели бхаджан, посвящённый ей. Я почувствовал, что эти моменты очень важны в моей жизни и особенно в этот день, когда почитают учителя всех учителей Вьясу. Местные преданные доверили мне большой гонг, и я старался бить в него так, чтобы все получили эстетическое удовлетворение.

Как только вечерняя программа закончилась, мы, не теряя ни минуты, вместе с другими преданными Джая Шри Дамодар Гаудия Матха направились в Шри Чайтанья Гаудия Матх. Там нас ждала последняя программа Шрилы Бхарати Госвами Махараджа. Он должен был завтра улетать из этого священного места, и мы очень хотели снова увидеть его. Это был наш последний шанс видеть его в этом году. Понимая это, такие встречи ценишь особенно.

Добравшись до Матха, мы сели в ожидании Махараджа. Как правило, он был очень пунктуален. Бхарати Махарадж начинал и заканчивал программу всегда вовремя. Даже если его мысль обрывалась, и он не мог полноценно закончить в связи с регламентом тему хари-катхи, он всё равно не удерживал преданных дольше, чем было определено менеджерами. Несмотря на то, что он был главной фигурой, он, тем не менее, смиренно подчинялся своим севакам. В таких случаях он обычно делал короткое завершение своей лекции, всего одним предложением. Потом он повторял вайшнава-пранаму и, не торопясь, уходил, окружённый своими слугами и преданными. В основном его свита состояла из западных преданных. Видимо, индийские вайшнавы доверяли своим братьям с Запада и позволяли им полностью заботиться о Махарадже.

Шрила Бхарати Махарадж говорил в этот вечер о Вьясе. Он опирался на «Шримад-Бхагаватам» и «Махабхарату», рассказывая фрагменты жизни этого удивительного воплощения Бога. В конце лекции он также затронул тему жизни Шрилы Санатаны Госвами. Он сказал: «Сегодня тиробхава-махотсава Шрилы Санатаны Госвами. Если мы ничего не скажем о нём сегодня, то совершим апарадху». Это говорило о том, что в дни ухода или явления ачарьев и святых обязательно необходимо вспоминать о них и сказать хотя бы несколько слов об их жизни. Поскольку времени у Махараджа было мало, он лишь немного упомянул о том, как Шрила Санатана Госвами встретился с Махапрабху и получил от него глубокие наставления, известные ныне как санатана-шикша. Благодаря Бхактиведанте Свами Прабхупаде преданные Запада имеют возможность читать об этих наставлениях из книг «Учение Господа Чайтаньи» и «Чайтанья-чаритамрита» с его замечательными и глубокими комментариями.

Когда лекция закончилась, Шрила Бхарати Махарадж сказал очень сухо и лаконично: «Завтра я покину это место». Больше он ничего не сказал, кроме вайшнава-пранамы. Обычно садху по завершении своей катхи делают обширное заключение, но Махарадж не тратил на это время сегодня. Он желал служить лишь посланию ачарьев настолько максимально, что не позволил себе забрать даже минуту нашего внимания, отвлекая на себя. Никаких лишних слов, только сева. Потрясающе! Как же удивительны и скромны подлинные вайшнавы!

Все преданные встали, начали прощаться с этим замечательным вайшнавом. Киртания запел «Дже анило према дхана». Лидеры местных групп подходили к Махараджу и предлагали ему полный дандават. На тех, кто был близок Махараджу и имел вес в обществе преданных, он вешал гирлянду, снимая её со своей шеи. Подходя к нему, преданные одевали на него снова и снова новые гирлянды, сердечно благодаря за глубокую хари-катху, которой он вдохновлял нас всё это время. Я подумал, стоя в стороне на коленях, о своей никчёмной жизни: «Насколько нужно быть удачливым, чтобы получить от Шрилы Бхарати Махараджа настоящее признание? Наступит ли тот день, когда он будет рад видеть меня? Может быть, это произойдёт не в этой жизни. Как же много нужно ещё пройти, чтобы иметь возможность гордиться тем, что ты небезразличен великому вайшнаву, посвятившему всю свою жизнь, без остатка, Бхагавану?»

Махарадж всегда очень терпеливо и тактично, не торопясь, принимал поклоны всех преданных, кем бы они ни были. Я также поклонился ему. Он двигался медленно, шагая к своей комнате. Сзади «развивался шлейф» из идущих за ним преданных. Все понимали, что, возможно, это последняя встреча. Всё в руках Господа. Как Он решит, так всё и будет. Все мы лишь марионетки в Его всемогущих руках.

Двигаясь за ним, преданные проводили его до комнаты. Слуги Махараджа подготовили маха-прасад для всех и передали его Махараджу. Махарадж раздавал каджу – сладкий хворост, который в Пури готовят целыми горами. Его продают на каждом шагу в городе. В ИСККОН эти своего рода печенья называют Джаганнатхи. Бхарати Махарадж милостиво и со спокойным лицом раздавал его тем, кто пришёл к его комнате прощаться с ним. Некоторые, получив прасад от него, плакали. Другие пели «Джая Джаганнатх!» Кто-то был очень хмур, уже чувствуя разлуку с Махараджем. Когда очередь дошла до меня, я также подошёл к его стопам и, встав на колени, приготовился принять сладость. Взяв её, я поклонился и решил отойти, чтобы не мешать другим преданным получать маха-прасад от вайшнава. Неожиданно Махарадж снял с себя гирлянду и стал протягивать её ко мне, пытаясь одеть на шею. Я был просто на седьмом небе, и чуть не прослезился от удачи, которая буквально упала на мою голову. Такое возможно только благодаря беспричинной милости. Несомненно, всё в моей жизни вело к этому моменту. Значит всё не напрасно.

Неожиданно появился Мадхава-прия Брахмачари и оптимистично остановил нас, уже повернувших к выходу: «Примите ещё прасада! Есть ещё прасад! Возьмите его!» Мы обрадовались и снова стали ожидать милости Шри Кришны. Принесли фруктовый салат в пластиковых стаканчиках. Получив его, мы отошли в сторону, чтобы сесть на лавочку и почтить его.

На лавочке, возле бхаджан-кутира Шрилы Бхакти Дайиты Мадхавы Махараджа, сидел один старший преданный из Германии. Его звали Амала-канта Прабху. Я стал через него расспрашивать о судьбе известных мне преданных из Германии.

– «Вы знаете Према-прайоджана Прабху?»

– «Да, конечно».

– «Он духовно ещё жив или как?»

– «Нет, я его не вижу уже два года».

– «Жаль…, он так артистично танцевал во время киртана, прямо как в балете. Жизнь вымывает людей из групп».

– «Это верно» – серьёзно ответил он.

– «А Балабхадра Прабху? Вы его знаете? Он тоже ученик нашего Гурудева, раньше приезжал на парикраму. Он бывший рокер».

– «Нет, я не знаю его. Такой к нам не приходил».

– «В скольких городах Германии у вас активно действуют нама-хатты

– «У нас нама-хатты не больше чем в трёх-четырёх городах. Сейчас преданные Шрилы Гурудева не так активны, как в прошлом».

Я понял, что это очень большая удача, мочь – сохранять энтузиазм в севе шри гуру и вайшнавам годами и десятилетиями. Я надеюсь, что Кришна назначит нам награду за стойкость также особенную.

Вся слава Шриле Гурудеве и его милости! Если бы он не поддержал нас, обманутых собственным невежеством, где бы мы сейчас были?

12 июля

 

 

Утром мы подготовились к отбытию из гостиницы. Когда мы покидали её, на нас начал капать слепой дождь. Согласно шастрам такой дождь является благоприятным, поскольку является очищающим. Снова судьба благословила нас тем, что мы, пребывая в аэропорту города Бхуванешвар, встретили Мадхава-прию Брахмачари, Нароттаму Прабху и, самое главное, – Шрилу Бхакти Вигьяну Бхарати Госвами Махараджа! Оказалось, что у нас билеты на то же самое время и на один самолёт! Удивительно! Мы летели одним рейсом до Дели.

Пообщавшись с Мадхава-прией Прабху, я получил снова духовно-эстетическое удовлетворение. Насколько же он тактичен и в высшей степени адекватен! Как жаль, что такие люди редки. Если у него всё сложится в духовной жизни благополучно, то он, несомненно, как мне кажется, имеет потенциал стать возвышенным святым.

Неожиданно вокруг за окном всё потемнело и стало темно как ночью. Небо затянуло густыми тучами, которые полностью скрыли небосклон и совершенно закрыли солнечный свет. Ветер усилился. Погода была пугающей. Я никогда в жизни не видел таких ужасающих туч. Иногда в древних сказаниях или в сказках описываются такие, но я не видел, чтобы это было так реально. Сплошная чернота в буквальном смысле. В аэропорту включили дополнительный свет. Из-за туч наш рейс задержали. Вероятно местные люди привыкли к таким проявлениям погоды, но лично для меня такое природное явление было очень удивительным. Глаза снова скользнули туда, где сидел Махарадж. Мы были с ним. От одного его вида, сидящего на коляске, у меня возникла уверенность, что с нами, в любом случае, всё будет очень хорошо. Когда ты вместе с таким потрясающим вайшнавом, что может усугубить твою судьбу? И жизнь и смерть будет благоприятной в его обществе.

Внезапно я почувствовал в сердце кое-что неожиданное для себя. Когда десять дней назад я отмечал день рождения, то понял, что, ища милости Махараджа, я получил сильное желание быть вместе с Гурудевом. Однако сейчас, когда наше путешествие закончилось, я чувствую, как дорог мне стал Шрила Бхарати Махарадж! Это так удивительно. Действительно, пути Всевышнего непредсказуемы. Никогда не знаешь, что даст тебе Господь, и какими чувствами наградит. Все подлинные садху сампрадаи – едины, акханда.

Аэропорт – это море лиц, отражающих кармические заботы. В этом кажущемся бескрайним «водоёме» необычайно приятно видеть одно лицо, принадлежащее человеку с безграничным мышлением. «Тот, кто знает Меня, тот знает всё» – заключил Шри Кришна в «Бхагавад-гите». Сейчас, глядя на него, сидящего напротив нас вдалеке в коляске для пожилых людей, я дописываю эту книгу и, время от времени, вглядываюсь в его часто серьёзное лицо со слегка прищуренными задумчивыми глазами. При этих обстоятельствах я дописываю последние строки этого дневника нашего паломничества.

Пришло время чтения гаятри-мантры. Духовная жизнь ни при каких обстоятельствах не должна прекращаться!

Вся слава Шриле Гурудеву! Мы его дети.

 

P\S. Проходя в салон самолёта, пытаясь найти своё место, неожиданно для нас, мы увидели сидящих Шрилу Бхарати Махараджа и Мадхава-прию Брахмачари на первых местах. Вот это сюрприз! Только что мысленно я скорбел и попрощался с Махараджем, думая о том, что уже долго не увижу его, и тут снова встреча! По всей видимости, Господь решил утешить.

Шрила Бхарати Махарадж увидел нас. Он был так рад встрече, что, казалось, будто мы снова встретились после долгой разлуки. Сердце потонуло в радости. Как такое возможно?! Всего полчаса назад мы расстались в аэропорту, но обоюдная радость проявилась с такой силой, как будто мы не виделись долгое время. Снова мы скромно обменялись знаками почтения. Проходить в салон самолёта очень не хотелось. Было желание остаться с Махараджем, чтобы лететь вместе с ним весь рейс. Такой мимолётный сюрприз, однако сколько в нём сладости! Было очень сильное желание продлить секунды встречи, но люди, идущие сзади с сумками и чемоданами, выстроившись в очередь, напирали. Всем хотелось поскорее сесть на свои места вовремя.

Это как небольшое чудо, озарившее вдохновением сознание. По обыкновению я оцениваю его краткими мгновениями, автоматически пытаясь приложить мирскую линейку к сложившейся ситуации. Как же можно думать об этом как о малой диковине?! Слова бхакти-шастр нещадно бьют меня по щекам:

садху-санга‟, „садху-санга‟ — сарва-шастре кайа

лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа

«Как гласят все священные писания, даже мимолётного общения с чистым преданным может оказаться достаточным для достижения полного успеха» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 54).

кахара никате геле папа дуре джайа
эмона дойала прабху кеба котха пайа

 «Встреча с тобой смывает все грехи. Разве можно найти господина более милостивого, чем ты?»

гангара параша хоиле пашчате павана
даршане павитра коро — эи томара гуна

«Вода Ганги очищает, если прикоснуться к ней. Ты же столь могуществен, что один взгляд на тебя очищает от всех грехов» (Ш.Нароттама дас Тхакур. «Эи-баро каруна коро», 2-3).

Вайшнавизм – это очень удивительная культура! Это совершенно отдельная сфера существования. Если ты погружаешься в неё, то значительно расширяешь свою свободу, до немыслимого. Ты уже не плаваешь в серости окружающей тебя рутины, но всегда имеешь возможность оторваться от неё, погрузившись с головой в мир вечных отношений, в нитья-дхарму. Несомненно, мы все обязаны в ней утонуть. Это наше предназначение. Агаччха бхратар этасмин премамбудхи-нинимаджджане – «О братья! Подходите скорее сюда и погрузитесь в океан духовной любви».

Без подлинных вайшнавов мир пуст и неинтересен. Без них ты мёртв, как мертва окружающая тебя внешняя действительность. Общение с духовно немощными ослабляет жизненную силу. Необходимо решительно вырваться за пределы мирской пустоши и обрести вечное пристанище у стоп великих вайшнавов.

эмона дурлабха манава-дехо, паийа ки коро, бхавана кехо

эбе на бхаджиле йашода-сута, чараме порибе ладже

 «Вы получили редкий дар человеческой жизни. Что же вы делаете с ним? Почему пренебрегаете им? Если вы не начнёте поклоняться сыну Яшоды, вас ожидает постыдный конец».

удита тапана хоиле аста, дина гело боли’ хоибе вйаста

табе кено эбе аласа хои, на бхаджа хридойа-радже

«С каждым восходом и закатом уходит очередной день вашей жизни, и его уже не вернуть. Чего же вы ждёте? Почему не поклоняетесь Господу вашего сердца?»

дживана анитйа джанаха сара, тахе нана-видха випада бхара

намашрайа кори’ джатане туми, тхакаха апана кадже

 «Поймите одну важную истину: жизнь в теле не вечна, однажды вам придётся умереть. В этом мире вас на каждом шагу поджидают опасности и невзгоды. Поэтому постарайтесь во что бы то ни стало найти прибежище святого имени, пусть его повторение станет вашим единственным занятием» (Ш.Бхактивинода Тхакур. «Удило-аруна», 4-6).

Когда ты памятуешь о Шриле Бхарати Махарадже, то благодаришь Бога за такую необычную встречу с Его представителем. Благодаришь Его за то, что кусочек духовного мира спустился в твою обыденность и позволил увидеть себя. Получив даршан святого, невозможно остаться безразличным к нему:

васати хриди санатане ча тасминн

бхавати пуман джагат асйа саукхйа-рупах

кшити-расам атирамйам атмано антах

катхайати чарутайаива шалапотах

«Как древо шала дарует превосходный экстракт из своей мягкой коры, так и Всевышний, древнейший среди всех, пребывая в сердце Своего бхакты, делает его очень привлекательным и прославленным» (Ш.Санатана Госвами. «Хари-бхакти-виласа», 10.51).

Вся слава Шриле Бхакти Вигьяне Бхарати Госвами Махараджу! Благодаря ему наша жизнь в Боге продолжается.

13 июля

 

 

Эпилог

Наш дорогой читатель, главная идея или вывод этой книги – это то, что мы вынесли из этого путешествия – невозможно соприкоснуться с дхамой, просто посетив её физически. Святая дхама – обитель служения, царство служения. Она соткана из энергии чит – чистого божественного сознания. Поэтому она адхокшаджа – недоступна никаким материальны чувствам. Ни кармендрии (деятельные органы чувств), ни гьянендрии (познающие органы тела) не позволят приблизиться к ней. На неё нельзя ступить и её нельзя видеть и слышать. Путешествие в дхаму – это путь, совершающийся в сознании. Начинается этот путь со служения словам ачарьев – тех, кто пришёл к нам с той, обетованной земли.

Когда я первый раз приехал во Вриндаван, в 1998 году, у меня было очень сильное чувство, что некая сила удерживает меня в стороне от настоящего мира Шри Кришны. То, что я вижу, – это лишь картинка, поставленная между мной и дхамой. Из-за этого я испытал чувство огорчения. Несмотря на стремление и преодоление всевозможных препятствий, я так и не попал туда, куда хотел попасть. В то же самое время, когда мы совершали паломничество по Вриндавану, приходя в очередное святое место и слушая хари-катху, я чувствовал, как начинаю погружаться сквозь майика (иллюзорное) покрытие Враджи. Как я начинал чувствовать энергию дхамы и своё прикосновение к ней? Удивительным в этом опыте было то, что это соприкосновение с дхамой было уже знакомо моему сердцу. Я чувствовал это прежде, когда слушал рассказы паломников, вернувшихся из Враджи назад в Россию.

Вывод таков: чтобы соприкоснуться хоть как-то со святой дхамой, нужно не просто переместиться в пространстве; физических усилий недостаточно, нужно внимательно слушать сердцем славу дхамы из уст святых и молиться ей. Одно из имён Шри Кришны – Непостижимый. Шри Кришна и Его дхама со всеми Его спутниками непостижимым образом всегда присутствуют рядом с нами. И лишь наше сознание, обращённое к материи (бахирмукха), отделяет нас от этого мира блаженных существ.

Врадж переводится с санскрита как то, что постоянно движется. Врадж – живая земля. Она обладает высшим сознанием и отзывается на молитвы преданных. Врадж являет себя тем, кто нуждается в прибежище. Наш Шрила Гурудев говорил, что особенно в мадхава-титхи (экадаши и дни явления вишну-таттв) Врадж становится более доступным.

Надеюсь, что чтение этой книги Ари Мардана Прабху помогло вам проделать путешествие в сознании к земле разлуки, випраламбха-кшетре. Там наши дорогие Шри Чайтанья Махапрабху и Его близкие спутники, наши ачарьи, испытывают необычайно острое чувство разлуки со Шри Враджендрананданой Кришной. Эта земля, хотя и кажется сухой, на самом деле затоплена океаном премы, сильными чувствами Шримана Махапрабху и Его парикаров. Шрила Гоур Говинда назвал это место «берег разлуки». Он сравнивал океан с океаном премы. Океан так великодушен и безграничен, что не делит живых существ по их происхождению: собака, шудра, брахман, индус или выходец с Запада. Его бесконечные волны омывают милостью каждого. Так пусть же волны этого океана разлуки омоют сердца наших читателей. Пусть они сделают возможным их радостную встречу со святой обителью Господа, где бы они ни находились.

В завершение я хочу сказать несколько слов благодарности тем, чьей помощью я смог сделать ещё один шаг на пути. В первую очередь, я благодарю своего вечного благожелателя и покровителя, моего Шрилу Гурудева – Нитья-лила правишту Ом Вишнупада Аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанту Нараяну Госвами Махараджа. Также я очень благодарен Шриле Бхакти Вигьяне Бхарати Госвами Махараджу. Несмотря на свой очень преклонный возраст он продолжает путешествовать по Индии и делится хари-катхой наших ачарьев. Его святое общение стало целью этого путешествия для меня и моего друга. Я благодарю своего духовного брата и друга Ари Мардана Прабху согласившегося поехать со мной, что значительно облегчило для меня путешествие и сделало его более интересным и насыщенным. И, наконец, я благодарен ещё одному своему духовному брату – Анади-мохану Прабху, который, желая мне вечного блага, побуждал меня ехать ради возвышенного общения и всячески содействовал этому.

Ваш в служении Шри Гуру и вайшнавам Дхаранидхара дас.

2014г.. Джаганнатха Пури

………………………

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи