?

Ш.Б.Прамод Пури Госвами, как Он явился мне Шри Ниранджан Винод Рай.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 418. Опубликовано: 9-01-2020, 14:57

Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами, как Он явился мне

Шри Ниранджан Винод Рай Бхакти-шастри, Бхактикамал

Из журнала «Бхагавата-дхарма», спецвыпуск 2010г.

 

Предлагая дандават-пранамы лотосным стопам Шри Шри Гуру и вайшнавов, самый ничтожный, бедный и невежественный слуга из Гайешпура Шри Шри Радха-Маданмохан Тхакурбари пытается сделать это подношение Шриле Бхакти Прамоду Пури Госвами Махараджу.

Это случилось в 1983 году. После Шри Гаура-пурнимы я сопровождал Ачарьяпаду в Калькутту. Я жил тогда в Шри Чайтанья Гаудия Матхе в Калигхате. Доехав до станции Сеалдаха, мы пересели в такси с множественным багажом, поскольку возвращались с Навадвипа-парикрамы.

Ко мне подошёл молодой человек и сказал: «Позвольте мне понести эти две сумки, что у вас в руках?» Я удивился: «Зачем?» Он ответил: «Не бойтесь. Я просто хочу понести эти сумки, потому что они принадлежат ему». Я спросил: «Ты знаешь его?» Он ответил: «Кто же не знает Пури Махараджа?»

Это сверхсовершенство Его Божественной Милости Шрилы Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджа. На самом деле обладая внутренними трансцендентными качествами и преданностью, эта воплощённая душа со смиренным самосознанием относилась с большим вниманием к каждому, будучи истинным доброжелателем всех и всегда.

Шрила Махарадж – вечный спутник Шримана Махапрабху, по желанию которого он явился в деревне под названием Ганганандапур округа Джессор в Бангладеше в четвёртый лунный день месяца Ашвин, 1305 году по бенгальскому летоисчислению (1898г.). Преданные знают о его жизни, полностью посвящённой служению Господу. В этой статье ваш слуга желает преподнести дар лотосным рукам преданных, поделившись опытом общения со Шрилой Бхакти Прамодом Пури Госвами Махараджем по его беспричинной милости.

В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 22.78-80) описываются следующие качества достойного преданного:

крипалу, акрита-дроха, сатйа-сара, сама
нидоша, ваданйа, мриду,
 шучи, акинчана

сарвопакарака, шанта, кришнаика-шарана
акама, аниха, стхира, виджита-шад-гуна

мита-бхук, апраматта, манада, амани
гамбхира, каруна, маитра, кави, дакша, мауни

«Преданные всегда милосердны, смиренны, правдивы, равно относятся ко всем, безгрешны, великодушны, мягки и чисты. У них нет материальных желаний, вся их деятельность направлена на благо других. Они умиротворены, преданы Кришне и не имеют желаний. Они безразличны к материальным достижениям и сосредоточены на преданном служении. Они полностью контролируют шесть плохих качеств: вожделение, гнев, жадность, и т.д. Они едят ровно столько, сколько необходимо, и свободны от иллюзии. Они почтительны, серьёзны, сострадательны и лишены тщеславия. Они дружелюбны, поэтичны, опытны и молчаливы».

Из всего вышеперечисленного только кришнаика-шарана («преданость Кришне») – истинное определение или сварупа-лакшана, все остальные качества вторичны и именуются татастха-лакшанами.

Все эти качества в полной мере были проявлены в Шриле Бхакти Прамоде Пури Махарадже через множество поступков и лил всей его жизни в обществе преданных. Некоторые подобные случаи описываются следующим образом. Сварупа-лакшана или кришна-бхакти, относящаяся к слову кришнаика-шарана. Эта лакшана проявилась в одной из его лил. В юности он поклонялся Шри Шри Радха-Маданмохану Джиу, Божествам Шрилы Бхакти Ратны Тхакура. Однажды ночью, перед тем, как уложить Божества спать, он забыл одеть Их в зимнюю одежду. В ту же ночь он был наказан Господом, у него начался жар и лихорадка. На следующее утро он понёс ещё большее наказание и по приказу Шрилы Бхакти Ратны Тхакура принял омовение в илистом и холодном пруду. Удивительным образом после этого наказания он полностью выздоровел. Но кого Господь наказывает? Только Своего личного слугу, полностью преданного Ему, которым, без сомнения, является Шрила Махарадж – вечно совершенная душа, полностью преданная Кришне (кришнаика-шарана) и спутник Шри Гауры (гаура-паршад).

Однажды в Ванаграме после программы один неофит сказал, что Шрила Махарадж – каништха-адхикари. Мы очень расстроились. Но Шрила Махарадж проявил такое качество как амани, не желающий личных почестей, но всегда готовый оказать почтение другим (манада), сказав, что этот человек прав. Он сказал: «Мне оказывают большую честь, называя каништха-адхикари, потому что каништха-адхикар – это всё же адхикар» (1).

У него никогда не было желаний, он воплощал в себе все шесть качеств, таких как энтузиазм в служении Господу при любых обстоятельствах, терпение в служении Господу, постоянство в преданном служении, отказ от общества непреданных и следование стопам предыдущих ачарьев. Он не желал ничего материального, ни вещей, ни удовлетворения чувств. В этой связи я вспоминаю один случай.

Однажды зимой мы с Махараджем на поезде выехали из Баллигунджа, места в южной Калькутте. Поскольку было холодно, лотосные стопы Махараджа потрескались. Я попросил его носить носки, чтобы защитить его лотосные стопы. Шрила Махарадж мягко ответил: «Баба! Я – санньяси, отречённый, нехорошо мне носить носки».

В Калне, в пятидесяти километрах от Навадвипа-дхамы в сторону Ховры, есть храм, Ананта Васудева Мандир. Во время ежегодного фестиваля Ананта Васудева Мандира в Магхи Пурниму (полнолуние в бенгальский месяц Магх), посвящённого дню явления Шрилы Нароттама даса Тхакура, Шрила Махарадж несмотря на очень холодную погоду жил на веранде Храма – большом открытом пространстве. Он никогда не думал о том, чтобы перейти во внутренние комнаты, чтобы чувствовать себя более комфортно, хотя преданные неоднократно просили его об этом. Шрила Махарадж всегда был погружён в слушание святого имени Господа, воспевая харе кришна маха-мантру и служа Верховному Господу. Когда он служил, никакое материальное желание не могло привлечь его чувства.

Однажды я отправился навестить Шрилу Махараджа в Шри Чайтанья Гаудия Матх в Калигхате. Я увидел Шрилу Махараджа, держащего на своих коленях Божество Махапрабху и поклоняющегося Ему в глубокой медитации. Я встал неподалёку, ожидая, когда он обратит на меня внимание, но другие дела заставили меня уйти, не дождавшись окончания поклонения. В тот же день после обеда я снова пришёл повидать его. Как только он услышал, что я был здесь утром, надеясь встретиться с ним, он сразу же стал сокрушаться о том, что не смог оказать мне внимания. То есть во время поклонения Божеству его внимание было настолько сосредоточено, что он не воспринимал происходящее вокруг него.

В 1973 году в месяц Ашвина (бенгальский месяц), я узнал его истинную природу – мягкую, как цветок петала, чистую и любящую. Однажды после ежегодного фестиваля в нашем доме в Шантипуре я сопровождал Шрилу Махараджа в Калькутту, в Шри Чайтанья Гаудия Матх. Когда мы добрались до храма, была почти полночь. Сопроводив его до комнаты на третьем этаже, я пошёл в зал санкиртаны, чтобы отдохнуть. Там был брахмачари Гуру Махараджа, он организовал мне спальное место. После целого дня работы я устал и сразу же заснул. Вскоре после этого меня разбудил брахмачари. Я спросил, зачем. Он предложил пойти в комнату, а не спать здесь, в зале санкиртаны, иначе мне придётся проснуться раньше всех. Махарадж узнал об этом и был очень огорчён, поэтому он попросил дать мне комнату. Я последовал за брахмачари в отведённую мне комнату, где смог хорошо отдохнуть. На самом деле Шрила Махарадж работал намного больше меня, но, несмотря на это, он подумал обо мне.

Иногда я видел твёрдость характера Шрилы Махараджа, которая была подобна удару молнии. Однажды я отправился на фестиваль, не помню точное название этого места. Шрила Махарадж тоже был там. Во время праздника проходило совместное воспевание. Однако больше внимания уделялось ритму и мелодии, чем самой маха-мантре. Услышав это, Шрила Махарадж немедленно ушёл оттуда, несмотря на просьбы уважаемых людей и неудовольствие всех остальных. Где и когда бы ни происходило умаление славы святого имени, харе кришна маха-мантры, Шрила Махарадж держался от того места на расстоянии, будто там был яд.

Когда бы чистые преданные ни совершали нама-ягью (совместное воспевание харе кришна маха-мантры), прославляя наму и место, где она проходила, Шрила Махарадж являл трансцендентный экстаз со всеми саттвическими признаками, такими как ромахарша (волосы на теле встают дыбом), он чувствовал дрожь во всём теле, или ашра-кампа, блаженство, и так далее. Иногда он терял связь с внешним миром и впадал в транс. Видя это собственными глазами, мы ощущали себя удачливыми. Получить даршан такого возвышенного чистого преданного Господа – результат благочестивой духовной деятельности во многих предыдущих жизнях.

Много людей говорили о двух качествах Шрилы Махараджа. Если мы внимательно рассмотрим их, то увидим, что это качества его чистейшей преданности Кришне без всякого лицемерия. Главным в его поведении было две обязанности Гаудия-вайшнавов – сострадание к живым существам и воспевание имени Кришны, харе кришна маха-мантры.

Многие критиковали Шрилу Махараджа за его строгое следование ритуалам вайшнава-дхармы. Что стояло за этой строгостью? Будучи возвышенным вайшнавом, он имел право менять материальные правила и предписания, но он считал, что материально обусловленные люди должны поддерживать правила варнашрамы. Шри Рай Рамананда говорит в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 8.57):

прабху кахе, - «пада шлока садхйера нирнайа»

рай кахе, - «свадхармачаране вишну-бхакти хайа»

Шри Чайтанья Махапрабху приказал Рамананде Раю: «Процитируй шлоку из явленных писаний, относящуюся к конечной цели жизни». Рамананда ответил: «Если человек выполняет предписанные ему его социальным положением обязанности, он пробудит своё изначальное сознание Кришны».

варнашрамачаравата пурушена пуман

вишнур арадхйате пантха нанйат тат-тоша-каранам

«Верховной Личности Бога Вишну поклоняются должным образом в системе варн и ашрамов. Нет иного пути удовлетворить Господа. Нужно быть в системе четырёх варн и четырёх ашрамов» («Вишну-пурана»).

«Варна-видхи – это социальная дхарма, в этом нет сомнений» («Шри Чайтанья-шикшамрита»). Хотя Шрила Махарадж как шуддха-вайшнав был вне варнашрама-видхи, он поддерживал её ради спасения других, поскольку другие преданные следовали его примеру. В этой связи Шрила Бхактивинод Тхакур написал в «Бхагаватарка-маричи-мале»: «Есть много видов видхи (предписанных обязанностей). Например, есть материальные регулирующие принципы в связи с материальным телом (джада-видхи), манаса-видхи, относящиеся к тонкому телу и чид-видхи, предписанные чистому сознанию. По воле Кришны люди должны следовать всем общим регулирующим принципам. Практикующий йогу согласно своему уровню продвижения в садхане может не следовать всем принципам, предназначенным материальным людям. Адвайта-вади согласно своему уровню в гьяна-марге находится вне социальных правил и предписаний. Несмотря на свою духовную развитость они придерживаются материальных правил и предписаний, только чтобы помочь тем, кто хочет совершенствоваться в духовной практике гьяна-марга. Чистые преданные, пребывающие в чид-виласе, или в чистом сознании, находятся вне материальных и социальных правил и предписаний. Это относится и к йога-видхи и к гьяна-видхи, на которых также пролил милость Господь Шри Кришна. Но они не отказываются от их выполнения ради блага начинающих садхаков».

Второе качество Шрилы Махараджа – это безграничная любовь к братьям в его пурвашраме. Здесь мы можем видеть, что он испытывал истинно сильную любовь к ним. Но это тоже согласовывается с указанием Господа, как это описано в «Шримад-Бхагаватам».

Шрила Махарадж оставил свой дом и принял санньясу в юности. Он чувствовал, что не выполнил свои обязанности по отношению к матери, вместо него о матери искренне заботился его брат. В этом и была причина его сильной привязанности к брату, к которому он испытывал огромную благодарность. Из благодарности он проявлял сильную любовь к брату. Здесь я хотел бы процитировать шлоку из «Шримад-Бхагаватам», данную Шрилой Бхактивинодой Тхакуром: «Кто-то оказал вам услугу, а вы не сделали ничего взамен. Это неблагодарно. Неблагодарность и враждебность по отношению к Гурудеву – оба этих качества греховны» («Шримад Бхагаватарка-маричи-мала», 20.73).

Есть два настроения Гаудия-вайшнава согласно Шриману Махапрабху:

вахйа абхйантара иxap дуи то садхана

вахйе садхака дехе каре шравана киртана

мане ниджа сиддха-деха корийа бхавана

ратри-дине радха-кришнер манаса севана

«Есть два процесса практики рагануга-бхакти – внутренний и внешний. Будучи самореализованным, продвинутый преданный внешне остаётся неофитом и выполняет все наставления шастр, особенно те, что касаются слушания и воспевания. Но в уме, в его изначальном положении чистого самоосознания он служит Кришне во Вриндаване особым образом. Он служит Кришне и днём и ночью».

Шрила Махарадж был привязан к слушанию и воспеванию, составляющим бхакти, пребывая в своей экадаша-бхаве (как манджари), поглощённый полным преданием наме, как бхавапанадаш или согласно своему настроению в севе. В уме служа Божественной Чете, он снова стал сампатти-дасом, что означает, что он достиг своей вечной духовной индивидуальности. Слово «снова» здесь подчёркивает, что, будучи вечным спутником Шри Бхагавана, он всегда был и будет сокровищем Шри Бхагавана. В этой связи следует упомянуть, что он получил свою духовную совершенную форму (сиддха-доша) экадаши-бхавы из чистой линии преемственности Шрилы Бхактивиноды Тхакура. И линия Бхактивиноды (дхара), и его совершенное положение вечны в данном аспекте.

В заключение этот ничтожный слуга предлагает свои полные поклоны лотосным стопам Шрилы Махараджа, молясь о том, чтобы обрести непоколебимую преданность его лотосным стопам в любых обстоятельствах и в любом рождении, которое придёт согласно судьбе.

………………………

1)      Подобное оскорбление наносят до сих пор некоторые неофиты-санньяси русскоязычного отделения Шри Чайтанья-Сарасват Матха, позоря тем самым своего духовного учителя и Парам-гурудева – Шрилу Бхакти Ракшака Шридхара Госвами Махараджа.

 

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи