?

Экадаши-врата. Ари Мардан дас. Часть 1.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 621. Опубликовано: 17-01-2020, 10:46

Экадаши-врата

Ари Мардан дас

Часть 1

 

Экадаши-врата очень и очень могущественна, слава о ней простирается по всей материальной вселенной.

атра вратасйа нитйатвад авашйам тад самачарет

сарва-папапахам сарвартхадам шри-кришна-тошанам

«Пост в экадаши – вечная деятельность джив. Он дарует все блага и уничтожает грехи. Соблюдай экадаши-врату с ништхой и преданностью Шри Кришне, поскольку это соблюдение удовлетворяет Его» («Хари-бхакти-виласа», 12.3).

Даже великие полубоги и риши почитают экадаши-врату, слушают о ней от великих мудрецов и вдохновляются на пост. Шакти (энергия) экадаши не ограничена одной планетой или даже временной вселенной, в которой мы живём. Поскольку Экадаши Дэви имеет высшую природу, она не ограничена ничем:

йа са вишнумайи шактир ананта вйапйа йа стхита

са тена титхи-рупена драштавйаикадаши сати

«Безграничная шакти Бхагавана, способная пронизывать всю вселенную, чиста, верна Всевышнему и целомудренна. Она явлена, как экадаши».

По этой причине экадаши-врате следуют не только в вайшнавской культуре или в Гаудия Матхе. Экадаши чтут все арьи, почитатели и поклонники Вед. Это можно понять из Пуран, где подробно описывается благо, которое получают от этого удивительного поста даже небожители райских планет. Экадаши Дэви – олицетворение экадаши, проникает своей силой во все существующие миры. О ней знают даже на Голоке. Мир вечности знает про этот особый день, атха шримад-экадаши-вратасйа нитйатвам.

Даруя способности и могущество одиннадцатому дню новой и полной луны, Господь дал дживам ещё один великий шанс на освобождение от грехов, чтобы, в конечном счёте, они смогли достичь своего изначального положения, описанного Шрилой Кришнадасом Кавираджем Госвами: дживера `сварупа` хайа – кришнера нитйа-даса («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 20.108). Кришна дал людям шастры, послал гуру, садху, явил арча-виграху, даровал маха-прасад, хари-наму и доступ в священные дхамы. Он послал столько вайшнавов в материальный мир! Кроме них к преданным и Вишну присоединилась Экадаши Дэви. Она – проявление сварупа-шакти Бхагавана, ищущего любую возможность отправить тататстха-джив в духовную обитель. Всё это говорит о бескрайнем сострадании Парамешвары к обусловленным душам. Пренебречь Его милосердием нельзя, это грех. Шрила Санатана Госвами пишет:

тач ча кришна принанатвад видхи-праптатватас татха

бходжанасйа нишадхач чакаране пратйавайатах

«Служа чувствам Шри Кришначандры, следует строго следовать правилам экадаши. Так утвердили шастры. Не соблюдающий экадаши-врату – грешник» («Хари-бхакти-виласа», 12.4).

В «Матсья Пуране» сказано:

экадашйам нирахаро йо бхункте двадаши-дине

шукла ва йади ва кришна тад вратам ваишнавам махат

«Бхакты Бхагавана соблюдают экадаши-врату как во время нарастающей, так и убывающей луны. Они не едят в пост и прерывают его в утренние часы в двадаши».

«Нарада-смрити» учит:

нитйам шакти-самайуктаир нараир вишну-паранайаих

пакше пакше ту картавйам экадашйам упошанам

«Каждый бхакта Вишну обязан следовать экадаши-врате во время нарастающей и убывающей луны».

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в комментарии на «Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.65 пишет: «Если люди, способные практиковать бхакти, будут пренебрегать необходимыми ангами, такими как соблюдение экадаши или празднование Джанмаштами, это будет серьёзной ошибкой».

Соблюдая пост в экадаши, можно обретать всё больше и больше бхакти-сукрити. Для каништха-адхикари это очень важное накопление. Без него он всегда будет слабым и не способным к служению Бхагавану. Обретая нитья-сукрити, у человека на начальном этапе духовной жизни будет формироваться вера в шастры и садху, столь необходимая, чтобы вступить на самый из великих путей – путь шуддха-бхакти. Шуддха-бхакти, как правило, достижимо только через предварительное накопление бхакти-сукрити.

Шрила Бхактивинода Тхакур в «Бхакти-таттва-вивеке» говорит: «В священных писаниях приводится много примеров бхакти-уддипака, васту-шакти, джанита, бхакти-абхасы. Деревце Туласи, маха-прасад, вайшнава-прасад, дни вайшнавских праздников и постов, такие как Экадаши, Божество Бхагавана, святые дхамы, Ганга, пыль со стоп вайшнавов и т.п. – всё это может служить бхакти-уддипакой, то есть стимулом к бхакти». Контакт с перечисленным является для баддха-дживы своего рода садху-сангой. Результат любой формы садху-сангиобретение кришна-сева васаны, устремления быть полезным для вайшнавов, гуру и Кришны.

Даже если джива неосознанно будет следовать Экадаши, всё равно она будет продвигаться вперёд, совершая бхакти-абхасу. Подобная идея приходит к нам из «Таттва-сагары»:

прасангад атхава дамбхал лобхад ва тридашадхипа

экадашйам маннах критва сарва-духкхад вимучйате

«Если баддха-джива случайно, из гордости или даже скупости соблюдает экадаши-врату, она, несомненно, освободится от всех страданий благодаря шакти экадаши».

«Хари-бхакти-виласа», 12.126 вторит:

аннабхаве йада випра экадашйам упошита

упаваса-пхалам тена самаграм сомавапйате

«Даже если нищий человек не употребляет пищи в экадаши, потому что у него попросту нечего поесть, он всё же получает благо от воздержания».

Ачарьи Гаудия-сампрадаи вдаются в подробности. В «Шри Джайва-дхарме» Шрила Бхактивинода Тхакур пишет, что совершение экадаши-враты даже без веры дарует живому существу бхакти-пошака-сукрити. Такое сукрити, накопленное за многие жизни, в определённый момент подводит человека к гьята-мриду-шраддхе – осознанной вере в Бога, проявляющей себя на первой из девяти ступеней бхакти(1). Придя в жизнь преданного, такая вера позже преисполнится стремлением к садху-санге. Осознанная садху-санга, в свою очередь, спасёт жизнь. Поэтому необходимо чтить экадаши-врату как учат не только ачарьи, но и писания, на которые они опираются. «Агни Пурана» содержит призыв:

упошйакадаши раджан йавад-айух-правриттибих

пуродашо апи вамору сампрапте хари-васаре

«Если жив – должен соблюдать экадаши-врату

Люди привыкли думать, что активные усилия приводят к результатам. Они говорят: «Под лежачий камушек вода не течёт». Хотя это так, существует и иные формы обретений благ. В экадаши не рекомендуют совершать карму, усилия, направленные на удовлетворение ума и тела. Постящийся прагматик может подумать, что воздерживаясь от пищи или материальной деятельности, он лишь теряет время и, ограниченный правилами враты, не сможет обрести что-либо бездействуя. Очевидно, он ошибается. Даже так называемое бездействие во время экадаши может наполнить дарами, которые корыстному трудяге трудно представить:

самайасйа маха-рогад духкхинам сарва-дехинам

экадашй-упавасо айам нирмитам парамаушадхам

«Всевышний наставил всех следовать экадаши-врате, чтобы даровать мир в сердце и во вне. Пост также даст избавление от самых ужасных болезней» («Таттва-сагара»).

Мудрец Васиштха в «Нарада Пуране» объявляет: сукалатра-прада хй эша шарирарогйа-дайини – «Принимающий пост в экадаши обретёт достойную жену и освободится от ста болезней».

Но стоит ли очаровываться преходящим тем людям, которые устремлены к духовному? Для тех, кто стремится к непреходящим плодам жизни, эти блага ничтожны, эфемерны, а потому не имеют реальной ценности. Известно, что с приходом смерти и других негативных факторов материального существования, мы потеряем всё и всех. Потерпев фиаско, человек не сможет должным образом оценить роль экадаши для себя. Поэтому, ищущий высших даров, будет ориентироваться на другие шлоки шастр. В «Нарада Пуране», дарованной Вьясой для саттвата-джив, говорится:

экадашим прапанна йе нара нара-вароттама

те адвандва-бахаво бхутва нагари-крита-кетанах

срагвинах пита-вастра хи прайанти хари-мандирам

«Тот, кто соблюдет пост в экадаши, обретёт форму как у Вишну, с четырьмя руками. Подобно вишнудуту, он будет одарён гирляндой и золотистыми одеяниями. Он несомненно вознесётся в обитель Бхагавана на летающем вимане, украшенном флагом с изображением Гаруды».

Обретение тела, как у Нараяны, в шастрах известно, как сарупья-мукти. Достижение локи (планеты) Бхагавана с последующей вечной жизнью на ней, определено как салокья-мукти. Хотя это обещание уже впечатляет, тем не менее, Гаудия-вайшнавы не ищут ни сарупья-мукти, ни салокья-мукти. Им вообще чужды любые желания, исходящие из сердца, если они не согласованы с планами Парамешвары. Они не принимают мукти, если его виды могут как-то ослабить дух чистой преданности. Навредить духу, которому учил Шриман Махапрабху. Капила Бхагаван учит:

салокйа-саршти-самипйа­ сарупйаикатвам апй ута

дийаманам на грихнанти вина мат-севанам джанах

«Моя дорогая мать! Даже если Моим чистым преданным предложить любой из пяти видов освобождения (салокья, саршти, сарупья, самипья и экатва), они никогда не примут его, ибо целиком посвятили себя трансцендентному любовному служению Мне» («Бхагаватам», 3.29.13).

В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.55-57) мы находим подробности. Шрила Рупа Госвами говорит:

атра тйаджйатайаивокта муктих панча-видхапи чет

салокйадис татхапй атра бхактйа нати вирудхйате

сукхаишварйоттара сейам према-севоттаретй апи

салокйадир двидха татра надйа севаджушам мата

кинту премаика-мадхурйа­ джуша экантино харау

наиванги курвате джату муктим панча-видхам апи

«Хотя преданные не принимают ни одного из пяти упомянутых выше видов освобождения, четыре из них (салокья, самипья, сарупья и саршти) не вступают в явное противоречие с принципами бхакти. В зависимости от адхикары преданного эти четыре типа мукти принимают две формы: сва-сукха-айшварья-прада-накари (освобождение, дарующее духовное счастье и богатство) и према-сева-праданакари (освобождение, дарующее трансцендентное любовное служение Бхагавану). Обретя один из этих четырех видов освобождения, душа попадает на планеты Вайкунтхи и получает право наслаждаться неземным счастьем и прочими благами духовного мира. Преданные слуги Господа ни при каких обстоятельствах не соглашаются на такое освобождение. Преми-бхакты, или преданные, исполненные чистой любви к Бхагавану, вообще не признают ни один из пяти видов мукти».

Шрила Бхактивинода Тхакур в «Бхакти-таттва вивеке» заключает: «Чистые преданные свободны даже от тени стремления к освобождению. Это относится к аньябхилашита-шунья (определению уттама-бхакти), что значит быть свободным от всех желаний, помимо желания доставлять удовольствие Кришне».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, божественный сын Шрилы Бхактивиноды, усиливает это настроение сильными словами: «Вайшнавыполностью предавшиеся Господу души, поэтому вся их деятельность предназначена для Его удовлетворения. Вайшнавы никому не завидуют, они реалисты, поскольку восстановили свои отношения с Господом. Они не стремятся иметь влияние в мире или подчинять себе других; они не жаждут славы, приобретаемой жертвоприношениями, медитацией, пением мантр, подвижничеством, похоронными обрядами, поклонением предкам, паломничествами или принесением в жертву Дурге животных; у них нет желания достичь райских планет. Более того, они не желают даже насладиться освобождением от оков рождения и смерти. Если у них есть возможность служить Господу, они не будут возражать против того, чтобы рождаться миллионы раз или даже жить в аду. Именно об этом их единственная молитва. Доставлять радость Господу – цель их жизни» («Брахман и вайшнав», «Вайшнава-вамша»).

Вот это и есть настроение, к которому нужно стремиться садхакам, его следует поддерживать во время экадаши. Что говорить об этом священном дне! Это настроение актуально на каждый день при любых усилиях. Только тогда, мы сможем говорить о себе, как о последователях Шри Брахма-Мадхва-Гаудия-Сарасват-сампрадаи. Соблюдая экадаши-врату, следует помнить о тех, по чьим стопам мы движемся к высшей цели, и не поддаваться соблазнам, исходящим из вед.

Экадаши Дэви – олицетворение экадаши, очень милостивая богиня. Она может даровать всё желаемое. Шакти (Радхарани) по своей свабхаве всегда милостивее Шактимана (Кришны). Такова женская природа, берущая своё начало в причинном мире. Именно поэтому, согласно раса-вичару, поклонение Шакти признано святыми более прагматичным, а потому приоритетным, чем поклонение Шактиману. Даже Сам Шактиман согласен с этим. Гаудии понимают это и поэтому являются совершенными шактами, пытаясь искать прежде всего Её милость. По этой причине, последователи Шри Чайтаньи Махапрабху чтут экадаши, как спасительницу, дарующую доступ к служению Кришне.

Если следовать правилам экадаши ради материальных благ, всё рано или поздно будет обретено. Если следовать ради духовных обретений, то и они несомненно придут. Таков опыт прошлых поколений. Мы не можем им пренебречь, поскольку вручили себя святым прошлого, приняв их опыт за основу для своей практики.

В Гаудия-сампрадае соблюдение поста в день экадаши является почти таким же элементом бхакти, как шравана, смарана и киртана. Шрила Рупа Госвами упоминает об этом в «Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.76, описывая разновидности преданного служения:

вйавахарешу сарвешу йавад-артханувартита
хари-васара-саммано дхатрй-ашваттхади-гауравам
 

«Следует принимать только то, что поддерживает тело в здравии; соблюдать пост в экадаши; почитать амалаки, дерево ашваттха и т.п.».

Пост в экадаши нужно стараться соблюдать, принимая прежде всего главные рекомендации традиции уттама-бхакти. Без них наше бхакти никогда не станет чистым, каким бы видом преданного служения мы не занимались. Они выражены в шлоке: анйабхилашита шунйам гйана кармадй анавритам («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11). Следует практиковать без желания чувственных наслаждений, корыстной эксплуатации плодов кармы, и без желания освобождения, которое пропитано эгоизмом даже у тех, кто не поддаётся влиянию гун материальной природы. Свобода от бхукти и мукти определит чистоту действия.

Главное в вышеупомянутой парибхаса-сутре «Бхакти-расамрита-синдху» – следовать высшему интересу Кришны. При соблюдении экадаши-враты необходимо исполнять не свои желания, а Бхагавана, которые всегда направлены на Его и наше истинное благо. Есть необходимость всегда действовать через кришна-анукул, благорасположенность к Ишта-девате Враджи. Обретаемое в связи с подобной практикой сукрити нельзя разрушить временем или даже апарадхами(2). Так мы достигнем более качественной адхикары (квалификации) для севы и сможем служить сущностью души, сварупой.

Помня о важности развития вишеш-сварупы, индивидуальной духовной позиции, с которой наше служение будет принято Богом безоговорочно и с большой радостью, нужно культивировать её также через экадаши-врату. Нет первостепенной необходимости стремиться служить Богу, лишь откинув в сторону всевозможные виды бхоги (мирских наслаждений) и мукти, следует позаботиться о том, как наше служение сможет быть более сладостным. Это становится возможным, когда мы приближаемся к сварупа-сиддхи, стадии, когда сева совершается уже не телом и умом, а сварупой. Служение бхавами, упомянутыми Шрилой Рупой Госвами при описании раса-самагри(3), даёт полный доступ в духовное измерение истинного служения. Поэтому такое служение для большинства – идеал, к которому следует стремиться. Он описан на примере гопи.

Разве можно быть более дорогим Шри Кришне, чем гопи? Разве есть какое-то служение во всех трёх мирах, которое бы превосходило по качеству служение девушек Вриндавана? Нет. Такого в шастрах не описано. Мадхурья-раса превосходит все расы. Шрила Рупа Госвами ясно говорит об этом в «Бхакти-расамрита-синдху», 2.5.115:

мукхйас ту панчадха шантах притах прейамс ча ватсалах

мадхурас чету ами джнейа йатха-пурвам ануттамах

«Существует пять основных вида бхакти-расы: шанта (нейтральное настроение), дасья (настроение слуги), сакхья (дружеское настроение), ватсалья (родительское настроение) и мадхурья (настроение супружества). Каждый последующий вид интенсивнее предыдущего».

Мадхурья-сева превосходит все виды севы. И поскольку Гаудии следуют по стопам гопи Враджи, они размышляют о том, как достичь этого настроения, через любые усилия, которые они совершают. Вот почему в линии Гаудий экадаши-врата направлена на развитие экадаши-бхавы гопи(4). Нет ничего слаще для Господа, чем вкушать мадхурья-севу Его возлюбленных подруг. Поэтому, совершая экадаши-врату, необходимо следовать по стопам таких нитья-севаков, как Шрила Нароттама дас Тхакур. Все его обеты и посты были посвящены Шриле Рупе Госвами, пребывающим в нитья-лиле в образе Шри Рупы Манджари, главной, среди манджари. В «Прартхане» (Лаласа, 16.4) Нароттама дас Тхакур пишет:

сеи врата, сеи тапа, сеи мора мантра-джапа,

сеи мора дхарама карама

«Лотосные стопы Шри Рупы Манджари (Шрилы Рупы Госвами) – цель моих обетов, постов и подвижничества, цель харинама-джапы и всей моей духовной практики. Всё это я делаю лишь для того, чтобы доставить удовольствие Шри Рупе Манджари».

Не удовлетворив Шрилу Рупу Госвами, невозможно войти в его гану, группу служения Шри Радхике. Таковы особенности настроения Гаудий во время постов и, в частности, экадаши-враты. Следует учитывать цель и настроение гуру-варги, семьи нашего духовного учителя. Без этого пост будет не полным.

Нужно также помнить при всяком усердии о цели бхакти-садханы, – бхаве, любви к Кришне, которая раскрывается параллельно процессу, известному как сварупа-сиддхи. Без раскрытия своего изначального духовного потенциала, невозможно быть по настоящему дорогим Господу, шри-кришна-каршини ча са («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва, 1.17). Практикуя чистое бхакти, все вайшнавы молятся об обретении сварупы. Без стремления к садхье, цели, усилия не могут быть обозначены как садхана. Данное личное желание не противоречит васане (желанию) Всевышнего и сопрягается с ним, поскольку суть дживера-сварупыпрема-бхакти. Имея прему (любовь), даже не соблюдая экадаши-врату, будешь принят Господом, как самый дорогой слуга. Нет ничего ценнее премы. Это парамартха, высшее достижение.

По этой причине каништха-адхикари способен будет лишь отчасти удовлетворить Бога своими постами. Ведь его практика изобилует неточностями, нестабильностью, неполнотой и анартхами. Мадхьяма-адхикари совершает пост всегда в стремлении к гопи-преме, регулярно, без анартх, апарадх и с самбандха-гьяной. Премика-бхакта (уттама-адхикари) идеально следует экадаши-врате, поскольку он служит своей сварупой Бхагавану, расой, всеми фибрами души. И хотя ему нет смысла очищаться через пост, он совершает его, чтобы показать пример другим и удовлетворить Господа Хари.

Даже если человек является каништха-адхикари, ему не нужно думать о временных обретениях, приносимых воздержанием. Следует избавиться от всего наносного, сарвападхи винирмуктам («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 19.170). Маски лицемерия исчезнут, когда разрушится влияние на душу линга-шариры (тонкого тела) и стхула-шариры (физического тела). Практикуя вне упадх (ложного самоотождествления), экадаши-врата будет чистой.

В «Бхавишья-уттара Пуране», «Брахманда Пуране», «Бхавишья Пуране», «Сканда Пуране», «Вараха Пуране», «Брахма-вайварта Пуране», «Курма Пуране» и других(5) подобных им шастрах практикующим посты в экадаши часто обещаются очень большие материальные результаты и достижения. Однако, идущим по пути бхакти-йоги не следует обольщаться подобными обещаниями, даже не смотря на то, что они исходят от Самого Бхагавана, так как соблазняясь ими и пытаясь их реализовать, мы будем вновь ввергнуты в круговорот рождения и смерти – самсару. Шуддха-бхакты не ищут обещанное корыстолюбивым карми. Почему? Потому что встречающие самсару будут автоматически прикованы к рождению, старости, болезням и смерти. Находясь в невыгодных условиях, будучи придавленным законами брахманды (вселенной), трудно служить Бхагавану, а значит совершать севу качественно. Кришна же предпочитает именно качество, а не отсутствие такового в бесконечных усилиях служить Ему. Пребывая в тисках маха-майи, джива должна стремиться избавиться от них, чтобы её служение было максимально качественным. Процесс анартха-нивритти будет являться основой мукти ради шуддха-бхакти. Бог – перфекционист. Садху знают это и именно поэтому толкают нас к улучшению качества бхакти.

………………………

1)              Девять ступеней таковы: 1) комала-шраддха, 2) садху-санга, 3) бхаджана-крия, 4) анартха-нивритти, 5) ништха, 6) ручи, 7) асакти, 8) бхава, 9) према.

2)              Лекция «Можем ли мы потерять бхакти-сукрити»: http://sampradaya.ru/current/audio/8309-ari-mardan-prabhu-2018-g.html

3)              Раса-самагри состоит из пяти бхав: стхаи-бхавы, вибхавы, анубхавы, вьябхичари-бхавы, саттвика-бхавы. Раса-самагри дарует дживе премотпатти, чистую любовь к Господу. С ней служение дживы принимается Богом безоговорочно и целиком.

4)              Экадаши-бхава – это одиннадцать составляющих духовного тела, которое развивают в Гаудия-сампрадае, следуя по пути рагануга-бхакти. Их перечень таков: самбандха (взаимоотношения), вайаса (возраст), нама (имя), рупа (личная форма и красота), йутха (группа), веша (одежда), агйа (особые наставления), васа (место пребывания), сева (личное служение), паракашта-сваса (высшие эмоции), палйа-даси-бхава (настроение служанки под покровительством Шри Радхи).

5)              Слава экадаши из Пуран: http://sampradaya.ru/legacy/veda/8267-ekadashi-mahatmya-slava-ekadashi-iz-puran.html

 

Редакция: Латика д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи