?

Аюрведа: древний и современный взгляд на здоровье

 (голосов: 2)
   Журналист: kamala. Просмотров: 1218. Опубликовано: 23-12-2011, 11:05


Аюрведа: древний и современный взгляд на здоровье.

 

     Все продукты, существующие в природе, - суть лекарства. Нужно только научиться их правильно использовать. Именно так относиться к пище предлагает нам Аюрведа. Аюрведа – это часть Вед, древних текстов, возраст которых, по мнению ученых, от 3 до 5 тысяч лет. Само слово Аюрведа происходит от двух санскритских корней – “аюр” - “жизнь” и “веда” - “знание”. Получается – “знание о жизни”.

     Один из принципов ведического знания (на санскрите - “деша - кала - патра”) - “место - время - обстоятельство”. То есть знания, использованные с учетом этих категорий, будут “работать” и приносить пользу независимо от страны и эпохи. Основоположники различных медицинских школ умело адаптировали Аюрведу к современным для них условиям: Гиппократ - для Греции, Авиценна - для арабского мира. И, несмотря на то, что учение это пришло из древней Индии, при разумном подходе оно не теряет своей актуальности и в  Сибири. В чем при желании можно убедиться на собственном опыте.

     Подробнее об этом древнейшем направлении медицины рассказывает врач-фитотерапевт, старший преподаватель кафедры философии медакадемии и кафедры анатомии и физиологии педуниверситета, руководитель научно-медицинского отдела компании “Аюрведа плюс Сибирь” Михаил Альбертович Суботялов.

     Аюрведа - медицина более древняя, чем современная, она дольше проверена временем и более авторитетна. Отличия в подходах и методах аюрведической медицины и современной западной вкратце таковы: Аюрведа предполагает целостность человека с окружающим миром и целостность самого человека - его психики и тела - всех его систем и органов. Справедливости ради, отметим, что приверженцы традиционной западной медицины сегодня тоже заговорили о холистическом подходе к пациенту.

     То же можно сказать и о психосоматическом подходе, учитывающем влияние на физическое состояние человека его сознания, его эмоциональный мир. Наконец, один из основных принципов работы аюрведического врача – индивидуальный  подход к пациенту, учёт его конституциональных особенностей, определяющих питание, профилактику и способы лечения заболеваний. Диагностические методы аюрведической медицины более ранние и просты. Например, метод “пяти зеркал” - диагностика по пульсу, по кожным покровам, по глазам, ушным раковинам и языку. Также для диагностики составляется карта рождения пациента. Одним из самых важных условий здоровья Аюрведа считает правильное питание. В лечении мы используем природные средства - растения, минералы, фито-, арома-, диетотерапию.

     Согласно Аюрведе, корень большинства болезней – в психоэмоциональной сфере. Эмоциональные проблемы - первопричина страданий тела. Посему прежде тела лечить нужно ум. Негативные эмоции вызывают нарушения в нейроэндокринной системе, регулирующей деятельность организма. Классическим примером является гипертония. А то, что язва желудка - результат нервного напряжения,  уже не надо никому доказывать. Болезни печени связаны с такой эмоцией, как гнев, желчного пузыря - с ненавистью, кишечника - с приступами паники, нервозностью, желудок страдает от частого волнения, на почки губительно действует страх, на дыхательную систему - печаль, скорбь, на сердечно-сосудистую - обидчивость, склонность к созданию конфликтных ситуаций.

     Для того, чтобы бороться с эмоциональными проблемами, Аюрведа советует пойти одним из трех путей: путем философии, когда человек, изучая науки, познает истину, путем контроля над своими чувствами и умом и, наконец, путем любви, которым идет большинство духовных традиций.

     Говоря о питании, необходимо остановиться на понятии “раса”, что в переводе с санскрита значит “вкус”. Аюрведа выделяет 6 вкусов: 4 классических - сладкий, кислый, соленый, горький и 2 дополнительных - острый и вяжущий. Каждый из вкусов соотносится с определенным эмоциональным состоянием человека, может влиять как положительно, так и отрицательно, скажем при злоупотреблении или неграмотном использовании. Сладкий вкус дает такие эмоции, как удовлетворение, радость, но при чрезмерном употреблении может проявляться склонность к лени, нежелание решать проблемы; соленый вызывает склонность испытывать наслаждения, при избыточном употреблении соленого человек будет склонен к гедонизму; кислый вкус стимулирует всякого рода деятельность, но при злоупотреблении дает такие эмоции, как зависть, обида; горький - тонизирует, дает чувство легкой неудовлетворенности, стимулирующей к действию, но обратная сторона - чувство огорчения; острый при злоупотреблении может вызывать такие эмоции, как гнев; вяжущий вкус - страх. В зависимости от нашего эмоционального состояния у нас возникает желание употреблять те или иные вкусы, питаться тем или иным образом.

     Можно индивидуально определить, какие вкусы тому или иному человеку полезны, а какие – не очень. В Аюрведе рассматриваются три типа психофизиологической конституции человека. Для каждого из них разрабатывается своя система питания. Сразу оговорюсь, что в чистом виде эти типы встречаются редко. Конституция определяется по большей части телосложением и психоэмоциональными проявлениями. Выделяются два крайних полюса: люди, склонные к худобе, и люди, склонные к полноте. Первые на санскрите называются “вата” (ветер), вторые - “капха” (слизь). Промежуточный тип именуется “питта” (желчь). Кстати, эта терминология была использована Гиппократом, когда он создавал своё учение о темпераментах - холериках, флегматиках и т.д.

     Каждый тип имеет предрасположенность к развитию определенных положительных и отрицательных качеств, склонность к разным эмоциям. Например, люди вата - типа склонны испытывать страх, нервозность, но при этом обычно полны энтузиазма. Им нужно ограничивать горький, вяжущий и острый вкусы и больше включать в рацион кислое, соленое и сладкое. Представители питта - типа чаще испытывают гнев, ненависть, ревность, но при этом одна из их положительных черт - трудолюбие. Им нужно ограничивать острый, кислый и соленый вкусы. Это не значит, что нужно отказываться от каких-то продуктов, просто нужно стараться сделать рацион питания сбалансированным во вкусовом соотношении. Капха - тип более предрасположен к развитию лени, жадности и зависти, но при этом способен на сильную любовь и преданность. Людям этого типа желательно употреблять острый, горький и вяжущий вкусы, не увлекаясь сладким, кислым и солёным.

     Каждый тип больше склонен к возникновению конкретных заболеваний. Например, вата - к нервным расстройствам, болезням костно-суставного аппарата, питта - к заболеваниям тонкого кишечника, печени, желчного пузыря, капха - к заболеваниям легких. Если питание усиливает проявления данной конституции, то появляется предрасположенность к заболеваниям.

     Каким образом можно предупреждать болезни? Во-первых, улучшая эмоциональный фон. Во-вторых, посредством правильного режима дня и питания. В-третьих, используя фиторецептуры, укрепляющие иммунную систему, нормализующие деятельность нейроэндокринной, пищеварительной и других систем организма.

     Считается, что в утреннее время наиболее предпочтительны продукты, несущие больше сладкого вкуса. Это молочные продукты, обработанные овощи, фрукты, мёд. Неблагоприятно сказывается утром употребление бобовых и большинства зерновых продуктов, т.к. они начинают перевариваться не раньше 10 часов. Исключение составляет гречка. Учитывая местные особенности, завтрак должен приходиться на время с 7 до 8.30. Утром полезно поесть немного сладкого, но позже сладкое есть чаще всего вредно. Наиболее плотный прием пищи - обед - должен приходиться на полдень, с 12 до 13.30, когда намечается наибольшая активность пищеварительной системы. Рекомендуется употреблять тяжелую пищу - бобовые, зерновые культуры. Также можно кисломолочные, овощи, орехи, зелень. Но нежелательно употребление сладкого. Ужин лучше делать ранним, в идеале с 18 до 19.30. Употребление тяжелых продуктов вечером может способствовать камнеобразованию в организме и другим патологиям. Лучше, если он будет состоять из кисломолочных продуктов, тушёных овощей. От сладкого в это время старайтесь отказываться. Непосредственно перед сном на ночь можно употреблять только горячее молоко, добавляя в него немного мёда, щепотку мускатного ореха или кардамона.

     Какой человек может считаться здоровым с точки зрения Аюрведы? Наше понимание здоровья совпадает с толкованием его современной медициной. По определению ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения) здоровье - это состояние физического, психического, социального и духовного благополучия, а не просто отсутствие болезней.

     Аюрведа также считает, что, если при физическом здоровье у человека есть социальные, психические или духовные проблемы - он не здоров. Нездоров человек, плохо адаптирующийся в обществе, тот, кто не умеет справляться со своими эмоциями,  кто не может ответить себе на вопрос: “Для чего я живу?”

     Он должен, как указывают древние каноны, “досконально изучить предмет медицины во всей его полноте, иметь практический опыт, быть чистым телом, умом, помыслами и речью”. Врач не должен употреблять нечистую пищу, алкоголь, табак, не должен сквернословить, ругаться, даже мысленно желать кому-либо зла, не должен вообще иметь никаких грязных мыслей. Только такой человек достоин носить звание врача. К сожалению, медицина сегодня не может похвастаться большим количеством врачей, которые собственным примером вдохновляли бы своих пациентов и показывали, какой образ жизни нужно вести.

     Несомненно, врачу необходимо быть благополучным и в физическом, и в социальном, и в психическом, и в духовном плане - прежде, чем другим, нужно помочь самому себе. У врача должны быть хорошие взаимоотношения на работе - с пациентами и в профессиональном содружестве и дома, в семье. Это социальное благополучие. Психическое же благополучие подразумевает эмоциональную уравновешенность врача. Духовное благополучие заключается в том, что врач постигает не только практику медицины, но и ее философию.

     Вообще слово “врач” происходит от древнерусского “врать”, это тогда означало “говорить”. Это специалист, который не только лечит, но и говорит, учит своего пациента. Врач - учитель. Его задача - наставить пациента на тот путь, который необходим ему для избавления от проблем, чтобы дальше человек сам пошел по этому пути. Аюрведа как в лечении, так и в профилактике заболеваний опирается, прежде всего, на образ жизни пациента.

     Пища должна соответствовать индивидуальным особенностям каждого, его возрасту и состоянию здоровья. Очень важен и режим дня, в частности - время обеда или ужина. Для регуляции психоэмоционального состояния нужна “терапия ума”, о трех путях которой я уже говорил. Человек должен заниматься своим духовным самоосознанием, регулируя тем самым свое эмоциональное состояние.

     Людям следует понять: здоровье зависит только от них самих. Аюрведа ни в коем случае не панацея, она лишь указатель пути. Аюрведический врач может рассказать, как правильно питаться, какой режим дня вести, как регулировать эмоциональное состояние, какие фитосборы принимать для лечения, остальное - дело самого человека. Если он будет выполнять только то, что нравится, успеха он не добьется или добьется наполовину. Поэтому, в конечном счете, ответственность всегда лежит на самом человеке.

 Суботялов М.А.

.: Вайшнавизм сегодня » Аюрведа