?

Там где садху – там утсава. Часть 2.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 725. Опубликовано: 6-09-2017, 18:15

Там где садху – там утсава

Интервью с Мадан Гопалом Прабху

20.07.2017г.

Часть 2

 

Ари Мардан д.: Вы знаете, простите, что перебиваю Вас, время от времени я пытаюсь понять историческую роль ачарьев прошлого и в том числе роль Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Махараджа. Если задуматься, то можно увидеть определённую специфику усилий и индивидуальность хари-катхи каждого сад-гуру с учётом того времени и места, где они проповедовали. Например, у Бхактиведанты Свами Прабхупады был свой стиль, индивидуальные акценты и своеобразный подход к подаче учения. Почему? Потому что он идеальным образом, как Кришна, учитывал обстоятельства, в которых проповедовал учение Гаудий. Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами пишет о Кришне: деша-кала-супатрагйа, Он знает, что и как делать, с учётом места, времени и обстоятельств. Также каждый ачарья, все они мам виджанийан – неотличны от Бхагавана («Ш.-Б.», 11.17.27).

Так вот, я размышляю об индивидуальной роли Шрилы Б.В.Бхарати Махараджа в контексте влияния моего духовного учителя. Ведь известно, что немало учеников Шрилы Гурудева теперь пребывают возле лотосных стоп Шрилы Б.В.Бхарати Махараджа. Например, приятно было видеть, как этим летом в Джаганнатха Пури, почти месяц назад, те, кто непосредственно служили моему Гурудеву в одном тандеме, теперь слушали катху Бхарати Махараджа, сидя у его стоп. Я имею в виду Шрипада Мадхаву Махараджа и Шримана Враджанатху Прабху. Также приятно было видеть Шрипад Саджджана Махараджа и других санньяси санги Шрилы Гурудева. Это очень позитивное объединение, которое говорит о проявлении подлинного вайшнавизма, лишённого духа сектантства. Кстати Шрипад Саджджан Махарадж через «Фэйсбук» устраивает даршаны Ш.Б.В.Бхарати Махараджа для преданных Флориды. Но это проходит на английском языке.

Честно скажу, было очень неприятно видеть, как после ухода Шрилы Гурудева его старшие ученики рассорились и начали конструировать собственную историю, выдавая её за историю мирового Гаудия-вайшнавизма. Однако есть и позитивные герои. Например, я очень ценю усилия Шримана Враджанатхи Прабху, направленные на объединение учеников Гурудева возле стоп совершенного вайшнава. Считаю, что он один из редких преданных, который сумел глубоко понять вайшнавизм со всеми его составляющими, не выбрасывая из контекста учения Гаудий ключевые принципы ради личного интереса.

Я вернусь к теме. Каждый ачарья является неким дополнением других учителей, частью акханда-гуру-таттвы. Каждый гуру своеобразен, и учитывая современные условия и дух, проповедует так, чтобы внести что-то недостающее с учётом кала-деша-патры. Именно для этого и существует проговорённый издревле принцип акханда-гуру-таттвы. Если бы его не было, тогда не было бы и понятия об индивидуальной роли конкретного садху в контексте деятельности предыдущих ачарьев, что, естественно, ущемило бы принципы парампары, где каждое звено выполняет соединяющую роль в цепи. Например, непонимание этого принципа некогда породило изолированную и искусственную доктрину прабхупаданугатьи в ИСККОН.

Мы знаем, что мой Гурудев действовал в связке со Шрилой Бхактиведантой Свами, основателем миссии мирового масштаба. По многим признакам можно видеть эту связку. Шрила Прабхупада давал основы и лишь слегка касался глубин традиции. Он рассказывал с исключительной талантливостью просто и доступно, создавая впечатление, что сознание Кришны проще простого. В связи с этим, он стал гуру для очень многих. И многим ещё он будет полезен в будущем, в этом нет никаких сомнений. Хотя он мог дать больше, он видел, что у тех, кто его слушал, было очень мало сукрити. Поэтому он говорил ученикам: «У вас нет благочестия. Я – основа вашего сукрити (духовной удачи)». Этим самым он говорил, что большинству людей, которым он проповедовал, недостаёт духовного опыта, который обретается в прошлых жизнях.

Но пришло время проповеди Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа и его хари-катха и книги буквально взорвали сознание масс, его катха породила явное ощущение глобальных перспектив в бхакти. Ученики Бхактиведанты Свами и различных падших гуру устремились к стопам Шрилы Гурудева. Жаждущим настоящего бхакти нужна была истинная духовная перспектива. Гурудев давал то, что хотел дать Шрила Бхактиведанта Свами все одиннадцать лет своей проповеди на Западе. Сколько было людей, идущих за Гурудевом, с ложными надеждами на то, что рагануга станет их явью! Но пришло время, и, несмотря на эйфорию, которая сопровождалась у некоторых бурной сахаджией, рагануга так и осталась для подавляющего большинства недостижимой. Наряду с обретённой пандитьей (ученостью) в сердце многих последователей так и продолжают корениться всё те же анартхи, грехи и материальные желания. Почему так произошло?

На место Шрилы Гурудева на сцену мирового вайшнавизма пришёл Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж. Он ответил на поставленный выше вопрос: «Что-то упущено в шаранагати и понимании базовых принципов вайшнавизма». Лозунги «Бхакти-гьяна ки – джай! Враджа-према ки – джай! Рупанугатья ки – джай!» не сработали. Почему? Не утвердившись в основах бхакти, нельзя идти дальше. Что же это за основа? Это вайшнава-сева в духе шаранагати. Именно этому настоятельно учит ныне Шрила Б.В.Бхарати Махарадж, напоминая о том, чем ни в коем случае нельзя пренебрегать. Он снова и снова утверждает – не вложив свою жизнь в руки вайшнавов, нельзя обрести Кришну.

Вроде бы Ш.Б.В.Бхарати Махарадж говорит то же самое, что говорили все ачарьи до него, но в условиях сложившейся действительности и эволюции сознания нынешних садхаков есть нужда откорректировать акценты и усилить их. Это подобно тому, как не контролирующий себя человек, снова и снова присаживаясь за стол, где стоят все виды блюд, начинает налегать в первую очередь на сладкое, а также преимущественно безмерно поглощает именно его. Но приходят болезни и тогда приходится возвращаться к классике, к основам, понимая, что нужна последовательность, сбалансированность и контроль себя. Развиваться нужно правильно, а не так, как нравится.

Садху приходят дополнить друг друга. В этом есть нужда. Дополнения выражаются, как правило, не в плане сказанного, поскольку объективно сказано уже почти всё, что нужно для успешного развития. В действительности, в дополнениях нуждаются конкретные люди, которые склонны пропускать мимо ушей то, что необходимо. Эти пробелы естественны, они согласуются с личной адхикарой. Или, в таком случае, даже можно сказать анадхикарой (неспособностью). Люди с жадностью кидаются на то, что им хочется, пренебрегая тем, чего им действительно не хватает. Садху в свою очередь видят недостатки, так же, как и достоинства. Они видят всё. Оценивая ситуацию, они начинают понимать свою миссию, которая связана не только со стандартным для многих ачарьев служением Шриману Махапрабху и Его миссии, но и с тем, чтобы отрихтовать понимание, акценты и практику современных преданных.

Не всё то, что давал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, дав посвящение 60 000 ученикам, было усвоено ими. Многие продолжили своё существование в самсаре. Шрила Бхактиведанта Свами дал очень многое и был готов одарить враджа-премой (читай – уттама-адхикарой), но 99.9% его учеников даже не протянули руки к своему учителю ради обретения высочайшего дара. Также не всё то, что давал мой Шрила Гурудев, было понято и принято его последователями.

Теперь пришёл новый духовный лидер, который напомнит всем об абсолютной необходимости базовых принципов, без которых раса-лила и раса-катха не может быть осознана. Тем самым проявленный садху проводит работу над ошибками с теми, кто невнимателен, и с теми, кто слишком увлекается движениями собственного ума. Однако для тех новичков, кто не обучался должным образом у предыдущих ачарьев, сейчас также есть возможность сделать всё правильно, находясь под руководством Шрилы Бхарати Махараджа. Таким образом, он помогает и новым людям и тем, кто имеет за спиной уже по 20-40 лет практики. Порой даже на осознание базовых принципов духовной жизни могут уходить жизни.

Так я вижу один из фрагментов исторической роли Ш.Б.В.Бхарати Махараджа.

Мадан Гопал д.: Спасибо за обзор. Интересно.

Ари Мардан д.: Что ещё Вас впечатлило в Шриле Б.В.Бхарати Махарадже?

Мадан Гопал д.: Также отмечу, что мой Шрила Гурудев всегда очень бескомпромиссен и твёрд в своих позициях. Его ништхита (постоянство и устойчивость) даёт ясное ощущение того, что если он взял кого-то в ученики, то он, несомненно, приведёт к Господу. В его присутствии рассеиваются все сомнения, находясь рядом с ним, страх и беспокойства уходят.

Я видел, как люди, находясь в пожилом возрасте и испытывая немощь, начинают подстраиваться под тех, от кого зависит их существование. Но это не про моего Гурудева. Даже передвигаясь с трудом, он всегда сохраняет внутреннюю независимость от всего временного, что его окружает. Что бы ни случилось, он не оставляет своих идеалов. Гурудев не подстраивается под тех, кто не гармоничен с Абсолютом. Даже если его друзья-санньяси начинают совершать какие-то ошибки, а он видит их, тем не менее, он бескомпромиссно остаётся твёрд в своей позиции защитника истины и сиддханты. Он не подыгрывает интересам несовершенных душ. Даже если его кто-то в связи с этим по недоразумению перестаёт уважать, он не беспокоится об этом. Он при любых обстоятельствах остаётся на стороне истины. Это не говорит о его вздорности или упрямстве, нет. Просто он никогда не отступает от учения своего Гурудева и всей ученической преемственности.

Ари Мардан д.: Можете привести примеры его бескомпромиссности?

Мадан Гопал д.: Например, это было, когда полтора года назад активно обсуждался вопрос со сварупой Шрилы Прабхупады. В Кришна-Баларам мандире, что на Сева-кундже (Далее КБМ) некоторые санньяси утверждали, что мой Гурудев якобы ранее говорил, что Шрила Бхактиведанта Свами является пастушком в играх Кришны. Однако когда Гурудев узнал о том, что его слова передёргивают, искажая, он выразил свой решительный протест, поскольку имел по этому поводу прямо противоположное мнение. Несомненно, он упоминал в своих лекциях о том, что Шрила Бхактиведанта Свами написал стих на борту «Джаладуты», используя настроение мальчика-пастушка. Но Гурудев не утверждал этими словами, что придерживается теории, будто Шрила Свами Махарадж является пастушком в играх Кришны. В КБМ же решили сослаться на моего Гурудева, как на того, кто придерживается их точки зрения. Они хотели этим самым утвердить свой авторитет в понимании данного вопроса, но не тут-то было. При этом лидеры КБМ не предоставили в доказательство ни единой ссылки на катху моего Гурудева. Они совсем не поняли настроения моего учителя и тем самым подставили его, говоря о том, что он сторонник их ложных представлений. Когда же моему Гурудеву пришло время выразить свой протест, он выразил его очень радикально и недвусмысленно, подобно льву. Его речь можно прочитать на сайте, посвящённом моему учителю, а также на Вашем сайте.

Также Махарадж принципиально не разделяет позиций людей из Шри Чайтанья Гаудия Матха, которые пошли на поводу некомпетентного руководства в отношении инициаций и в некоторых других вопросах. Он не стал выполнять требования лидеров Матха, которые отклонились от выполнения наказов Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Махараджа и гуру-парампары. Он открыто выразил свой протест в письме этим людям, заслужив этим ещё больше уважения со стороны известных вайшнавов мира. Гурудев никогда не старается кому-то угодить ради корысти. Все усилия он направляет на удовлетворение своих учителей и Кришны.

Ари Мардан д.: Да, я полностью согласен с Вами в оценке этой позиции Шрилы Б.В.Бхарати Махараджа.

Мадан Гопал д.: Мой Гурудев необычайно заботлив. Он как отец и мать, вместе взятые. Являя лилу старости и болезни, он очень сердечно настроен ко всем, не только к своим ученикам. Он заботлив просто бесконечно. Порой можно видеть на его теле и лице все признаки усталости и недомогания, однако он даже в этом состоянии активно заботится обо всех. Он понимает, что мы все зависим от маха-прасада, и поскольку многие не в силах понять сердце святого, он следит за тем, чтобы все получили освящённую пищу. Порой не в силах даже поднять свою руку, он всё же сам раздаёт маха-прасад всем нуждающимся.

Ари Мардан д.:

чатур-видха-шри-бхагават-прасада-
свадв-анна-триптан хари-бхакта-сангхан
критваива триптим бхаджатах садаива

ванде гурох шри-чаранаравиндам

«Я возношу молитвы лотосным стопам шри гурудева, который с удовлетворением наблюдает, как преданные Шри Кришны наслаждаются четырьмя видами пищи, предложенной Господу. Поэтому преданные, вкушая маха-прасад, тоже испытывают полное удовлетворение» («Гурв-аштака», 4).

Этот стих Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура сейчас пришёл мне на память.

Мадан Гопал д: Да, это про него.

У Гурудева просто потрясающая память, несмотря на то, что он, как рассказывает сам о своём прошлом, очень мало читал книг. Возникает тогда вопрос: откуда у него так много знания? Ответ таков: он святой! Этим всё сказано. Благодаря святости, любое знание открывается ему автоматически. Тот, кто предаётся Богу, тот обретает всё понимание истины.

Также важно отметить, что он очень много общался со знаменитыми учениками Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и очень внимательно слушал их хари-катху. Честно говоря, я почти не видел таких вайшнавов, которые были бы так открыты к садху-санге без политических границ. Он действует как подлинный Гаудия-вайшнав, который способен без зависти в сердце служить старшим независимо от того, в какой Гаудия-вайшнавской организации они находятся. Его видение единства на сегодняшний день мало кому доступно, и поэтому у него явно есть, чему поучиться.

Ари Мардан д.: Когда санга моего Гурудева стала разваливаться буквально на глазах усилиями его некоторых старших учеников и санньяси, то многие их почитатели переняли подобное настроение – «разделяй и властвуй». Так укоренялось сектантство. Однако Шрила Б.В.Бхарати Махарадж показал иной пример. Своим поведением и словами, он стремился всех объединить, дав прибежище всем тем, кто почитает Гаудия-вайшнавизм. Действительно, в этом заключается ещё одна важная заслуга Вашего учителя, способного помогать в этот трудный период, насыщенный сектантством.

Мадан Гопал д.: В те далёкие времена, когда духовная жизнь Гурудева находилась в процессе развития, было почти невозможно достать книги по бхакти. В те времена развитие понимания приходило по схеме, указанной Кришной в «Гите» (18.55) бхактйа мам абхиджанати, – хочешь понять Бога – служи. Однако сейчас другие времена. Те, кто желают получить знание, просто открывают писания и технически получают ответы на многие вопросы, однако преданность таких людей часто невелика. Ведь научиться читать священные писания, запоминая их, ещё не значит научиться служить Богу. Так мы видим – в наше время есть немало преданных, которые обладают большим объёмом духовной информации, которая не реализована ими на практике. В их случае знание начинает превосходить их реальные возможности служить сердцем. Однако у Шрилы Бхарати Махараджа бхагават-сева всегда была основой его духовного понимания.

Теперь я хочу сказать о необыкновенном смирении Гурудева.

Однажды мне удалось коснуться его святых стоп. Я получил как-то возможность сделать ему массаж стоп. Я очень желал послужить ему таким образом, и по милости старших преданных, удача улыбнулась мне. Когда Шрила Гурудев позволил начать массировать стопы, то я обратил внимание на выражение его лица. Я почувствовал, что эта сева не приносит ему какого-то удовольствия. Казалось, что он принимает это служение лишь для моего блага.

Однажды преданные запланировали сделать абхишеку Гурудеву. Это было в Джаганнатха Пури, недалеко от See Palase («Морского дворца»). Это там, где находится Джая Шри Дамодар Гаудия Матх, место, где Ваш духовный учитель установил поклонение Божествам Господа Джаганнатхи. Грихастхи, живущие неподалёку, подарили моему Гуру Махараджу трёхэтажное здание для проведения его программ и для того, чтобы там жили его севаки и ученики. Сначала был организован киртан, потом Гурудев дал замечательную хари-катху. После этого сообщили о том, что планируется абхишека.

Гурудев, узнав о том, что ему желают омыть стопы, очень обеспокоился. Движимый неподдельным смирением, он категорически не желал получать подобные почести. Будучи выдающимся вайшнавом, он, тем не менее, никогда не считает себя достойным поклонения. Когда видишь подобное своими глазами, понимаешь, что ты необычайно удачлив, поскольку тебе действительно есть, у кого учиться кротости. Однако Мадхава-прия Брахмачари также естественно заметил это настроение у Гурудева. Нужно было как-то выходить из создавшейся ситуации. Тогда Мадхава-прия Прабху начал успокаивать Гурудева, поглаживая его по спине и уговаривая принять служение. Он объяснил Гурудеву, что в этой абхишеке прежде всего, нуждаются его ученики и последователи. Без неё они не смогут должным образом почувствовать удовлетворение в своём сердце.

Скрепя сердце Гуру Махарадж согласился на омовение стоп. Отстраняясь, не желая принимать почестей и поклонения, в своём сердце он передавал эту пада-севану своему возлюбленному учителю – Шри Шримад Бхакти Дайита Мадхаве Госвами Махараджу. Так поступают все подлинные гуру во время этой церемонии, никогда не подпуская даже близко к своему сердцу мерзавку пратиштху.

Ари Мардан д.: Если бы люди понимали, что омовение стоп – это сокровенное служение, которое должно быть направлено только на тех, кто является маха-бхагавата-вайшнавом, они никогда бы не касались стоп грешников. Ведь омывая стопы людям, не освободившимся от грехов, наивные преданные попросту забирают себе грехи тех, чьих стоп касаются. Что касается чистых преданных, коими уже являются мадхьяма-адхикари, то даже они не столь совершенны в своём служении величайшим святым, поэтому могут принять почести при омовении стоп в свой адрес. А это приводит к пратиштхе и впоследствии даже к падению. Не зря ведь Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада писал в комментарии к «Нектару наставлений» (стих 5): «Не следует становиться духовным учителем, не достигнув уровня уттама-адхикари». Если бы к его словам прислушались, тогда бы в мире было больше веры в Гаудий. Очевидно, что учителей стало бы значительно меньше, но зато они были бы по-настоящему уважаемы, и не только обычными людьми, но, прежде всего, вайшнавами.

Мадан Гопал д.: Да, это факт. Репутация движения напрямую зависит от адхикары лидеров.

Также я хочу сказать, что Гурудев необычайно устремлён в самозабвенном служении. Он от всего сердца служит кришна-катхе, несмотря ни на возраст, ни на предписания врачей. Однако порой, приезжая к нему, мы не слышим его катху, потому что Мадхава-прия Прабхуджи, служа Гурудеву и беспокоясь о его здоровье, не даёт ему выступать слишком много, когда видит в этом опасность для здоровья Гурудева. Некоторые в связи с этим считают, что Мадхава-прия манипулирует Гуру Махараджем, но в действительности это вовсе не так. Он как настоящий ученик заботится о Гурудеве должным образом. Если бы это было не так, тогда бы Гурудев перестал принимать служение Мадхава-прии Прабху. Ведь у Гурудева столько есть замечательных слуг, которые могли бы служить ему непосредственно, однако с Мадхава-прией Брахмачари моего Гурудева связывают особые чувства.

Ари Мардан д.: Я помню, когда ещё наш Гурудев (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж) являл свою лилу рядом с нами (пракат), некоторые санньяси и грихастхи тоже очень хотели привлечь внимание Гурудева к себе. Это естественная склонность, проявляющаяся у любого ученика, желающего не только внутренне, но и внешне выстроить свои отношения с духовным учителем. Они задавали вопросы или просто хотели рассказать о себе. Однако Шрипад Бхактиведанта Мадхава Махарадж и Шриман Враджанатха Прабху, активно заботясь о здоровье Гурудева и о его литературной миссии, которая имеет мировую значимость, не особенно были настроены пускать к нему всех подряд на даршан. Некоторые преданные часами могли ждать даршана и так и не получить разрешения на него. Севаки даже ограничивали время его официальных выступлений, заботясь о нём, так же, как это делают севаки Шрилы Б.В.Бхарати Махараджа. Это расстраивало большинство преданных, включая санньяси. Одни из них обижались на севаков Гурудева, а другие обвиняли их в узурпации власти и самоуправстве. Однако Шрила Гурудев прекрасно знал о деятельности Шрипад Мадхавы Махараджи и Враджанатхи Прабху, не только потому, что видел, как они это делают, но и потому что он был сарва-гья, всеведущим. Он не ругал их за это. И, к тому же, я сам был свидетелем того, что если ему хотелось дать лекцию и его при этом ограничивали, то он ломал барьеры заботы своих севаков, и делал то, что считал нужным. Если он желал с кем-то общаться дольше, он делал это, и никто не мог его остановить. Мне самому не очень-то удалось много времени быть с Гурудевом непосредственно, сидя у его стоп. Но это не главное. Главное – принять в сердце его наставления и жить ими. Каждый раз в крупных сообществах всё происходит по одной и той же схеме.

Вы планируете приехать к своему духовному учителю ещё раз в ближайшее время?

Мадан Гопал д.: Да, конечно. В этом году я хочу побыть с ним ещё дольше, почти год, если на то будет его милость. Планирую провести с ним Картику, Гаура-пурниму, Ратха-ятру и другие священные дни. В действительности, для меня все дни с ним станут священными! Надеюсь, что свыше всё будет устроено именно так. Хотя я это не очень глубоко понимаю, тем не менее, я планирую быть с Гурудевом, чтобы осознать это идеальным образом. Там, где садху, там и утсава (праздник), там проявляется святое место.

Ари Мардан д.: Прекрасное завершение нашей беседы. Спасибо большое Прабхуджи за ваши впечатления. Было снова приятно вместе с вами вспомнить о таком замечательном святом, как Шрила Махарадж. Успехов Вам и серьёзного духовного прогресса!

Мадан Гопал д.: Спасибо большое. Харе Кришна!

Ари Мардан д.: Харе Кришна!

 

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Интервью