?

Взгляд изнутри.

 (голосов: 3)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1448. Опубликовано: 29-01-2018, 17:01

Взгляд изнутри

Интервью-переписка с Шриманом Иша-прией Прабху

28.01.2018г.

Часть 1

 

Шриман Иша-прия Прабху является одним из уважаемых рядом преданных представителей русскоязычного Шри Чайтанья Сарасват Матха. Он помогает не только своим духовным братьям, но и ученикам из разных Гаудия Матхов. Он является учеником Пуджьяпад Бхакти Сундар Говинды Махараджа и активным проповедником Гаудия-сампрадаи. Поскольку Иша-прия Прабху уже давно показал себя человеком, свободным от сектантства (1), мы обратились за ответами на вопросы, возникшими у нас, к нему.

 

Ари Мардан д.: Харе Кришна уважаемый Иша-прия Прабху, примите моё почтение. Недавно, примерно два месяца назад, в интернете появилось выступление некоего Шрипад Бхакти Чайтаньи Бхарати Махараджа, санньяси и ученика Пуджьяпад Бхакти Сундар Говинды Махараджа. Этот санньяси утверждает, что Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, а также Ваш Парам-гурудев, якобы не признавали Шрилу Бхактиведанту Нараяну Махараджа и не рекомендовали общаться с ним. Поскольку Вы являетесь одним из представителей своего Гурудева и Парам-гурудева в русскоязычной санге, то я, зная о том, что Вы, принимая Шрилу Бхактиведанту Нараяну Махараджа своим шикша-гуру, не отрицаете его значимую роль в мировой проповеди. Исходя из наличия этого внешнего противоречия, хотелось бы понять, как Вы разрешаете его для себя? Как на Ваш взгляд следует относиться к такого рода конфликтам, согласно учению нашей традиции?

Иша-прия Прабху: Дандават уважаемый Ари Мардан Прабху. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж не мог признать многих вайшнавов как маха-багавата-вайшнавов в то время, когда он являл свою лилу на земле по ряду понятных причин. Я говорю о тех знаменитых ачарьях, которые позднее получили высокую оценку со стороны других великих вайшнавов. Эти ачарьи были признаны позже, как обладатели высшей квалификацией.

Во времена Шрилы Б.Р.Шридхара Махараджа многие именитые ачарьи могли быть признаны в своих Матхах, однако в то время они ещё не имели широкого мирового признания, поскольку были достаточно молоды и не проявили всего своего духовного могущества. Поэтому, ни Шрила Гоур Говинда Махарадж, ни Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж, ни Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, ни Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж и даже ряд учеников первого поколения сарасват-паривары не признавались Шрилой Б.Р.Шридхаром Махараджем как уттама-вайшнавы. Даже когда Бхактиведанте Свами Прабхупаде было 70 лет, почти все его духовные братья не верили в него как в маха-бхагавату. Только время изменило их оценку, когда вайшнавский мир смог оценить всю ту работу, которую проделал Свами Махарадж.

Следует также заметить, что не смотря на то, Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж не демонстрировал свою веру в известных ныне могущественных вайшнавов, тем не менее, нельзя найти ничего из того, что с его слов бросало бы тень на вайшнавов, которых я перечислил выше. Безусловно, Шрила Б.Нараяна Госвами Махарадж – один из великих ачарьев 20-21 столетия, действующий на мировой арене бхакти и помогающий десяткам тысяч людей встать на путь шуддха-бхакти.

Теперь я хотел бы рассмотреть то, что говорит наша традиция в отношении подобных «конфликтов».

Если мы рассмотрим ситуацию конфликта между некоторыми представителями наших Матхов и прежде всего между возвышенными вайшнавами, то давайте обратимся к «Шри Чайтанья-Бхагавате» Шрилы Вриндавана даса Тхакура. В этой книге очень ёмко раскрывается данная тема. Объяснения этой шастры очень важны для нас в сложившейся ситуации, так как они проливают свет истины на природу так называемых конфликтов:

В «Ади-кханде», 9.226-227 мы находим важные стихи:

кона чаитанйера лока нитйананда-прати

`манда` боле, хена декха, – се кевала `стути`

«Если вам приходится слышать, как какой-то последователь Господа Чайтаньи говорит что-то плохое о Нитьянанде, знайте наверняка: в этих словах скрывается прославление».

нитйа шуддха джнанаванта ваишнава-сакале

тебе йе калаха декха, саба кутухала

«Вайшнавы всегда чисты и полны знания. Если же вам приходится наблюдать разногласия между ними, знайте – это всего лишь часть их игр».

В комментарии к этому стиху Шрила Сарасвати Тхакур пишет: «… все преданные Шри Гауры вечно чисты и обладают совершенным трансцендентным знанием. Никакие формы невежества, такие как двойственность, враждебность или противостояние Вишну и вайшнавам, ни в коей мере не свойственны их характеру».

Также существует ещё один важный момент и комментарий из «Ади-кханды», 9.228:

итхе эка-джанера хаийа пакша йеи

анйа-джаненинда каре, кшайа йайа сеи

«Если человек принимает сторону одного из вайшнавов и начинает критиковать другого, то он погубит себя».

Шрила Сарасвати Тхакур в комментарии писал: «Ссоры обусловленных душ возникают из двойственности материального мира, не позволяющей им наслаждаться чувственными удовольствиями. Если кто-то, находясь под влиянием материальных представлений, думает, будто любовные ссоры вечно освобождённых преданных, всегда стремящихся доставить удовольствие Кришне, не отличаются от ссор обычных людей и в следствие этого принимает сторону одного из них и критикует другого, он, несомненно, погубит себя. Он не способен видеть, как трансцендентное соперничество наполняет особым блаженством игры Гаура-Кришны. Критикуя одного вайшнава и защищая другого, неудачник, охваченный духом наслаждения и стремящийся к плодам своего труда, готовит почву для скорого падения, встаёт на путь ведущий к гибели».

 

Ари Мардан д.: Прабхуджи, современному вайшнавскому сообществу даже нет смысла осуждать Бхакти Чайтанью Бхарати Махараджа. Это хорошо уже сделано ачарьями. Благодаря их высказываниям, мы теперь прекрасно понимаем, кто он такой. Этот санньяси пытается свалить вину на своего духовного учителя и Шрилу Бхакти Ракшака Шридхара Махараджа. Однако отвечать за свои слова и поступки придётся именно ему, а не тем, на кого он ссылается.

Иша-прия Прабху: Но это ещё не всё. Также в «Чайтанья-Бхагавате», Мадхья-кханде, 23.528 и 529 мы находим подобные по смыслу высказывания:

табе йе декхаха анйо`нйе двандва бадже

ранга каре кришначандра кеха нахи буджхе

«Любые ссоры, возникающие между преданными, это всецело игры Кришны и их не понять непосвящённым».

ихате йе эка ваишнавера пакша лайа

анйа ваишнавере нинде, се-и йайа кшайа

«Однако, если кто-то принимает сторону одного вайшнава и оскорбляет другого, то он погибнет».

Это очень важные заключения Вриндавана дас Тхакура. Каждый раз, когда мы рассматриваем лилы ссор великих душ, мы должны применить данного рода концепцию и видение.

Известно, что конфликты были всегда, не только между спутниками Махапрабху и учениками Шрилы Сарасвати Тхакура, но подобные лилы являли Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Бхакти Вилас Тиртха Махарадж; Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада и Шрила Бхакти Дайита Мадхава Махарадж и так далее. Конечно, у нынешней ситуации, с которой мы столкнулись, есть разные грани. Одна из них такова: мы не должны общаться с оскорбителями истинных гуру и немедленно должны порвать всякие отношения с ними. Однако, в свете того о чём говорит Шрила Вриндаван дас Тхакур, мы должны обрести гармонию и примерить различные точки зрения, на некой общей платформе. Так действуют подлинные ученики. Именно поэтому в том же произведении мы находим следующий вывод (Мадхья, 23.530):

сарва-бхаве бхадже кришна, кар найе нинде

сеи се ганана-пайа ваишнавера вринде

«Вайшнав – это тот, кто служит Кришне без отклонений и никого не оскорбляет».

Возможно после того конфликта в 1968 году ученики двух гуру могли прекратить отношения, но это не может длиться вечно. Мы не должны вечно оставаться в состоянии вражды, даже при наличии по-настоящему серьёзных конфликтов великих вайшнавов.

Была история о неком конфликте между Адвайтой Ачарьей и Шриманом Махапрабху. Но всё это была лишь лила, даже когда Махапрабху пинал его в наказание, не учитывая, что он старик.

 

Ари Мардан д.: В связи с тем, как «презентует» своего духовного учителя и Вашего Парам-гурудева Бхакти Чайтанья Бхарати Махарадж, язык не поворачивается называть его этим именем, оба духовного учителя Чайтанья Сарасват Матха предстают в свете наглых оскорбителей. Поэтому было бы не лишне доказать для всех наблюдателей этого конфликта, что Ваш Гурудев является маха-бхагавата-вайшнавом. Ведь ссылки, что Вы приводите выше из «Чайтанья-Бхагаваты» направлены только на святых высочайшего уровня, поэтому преданным есть смысл убедиться в маха-адхикаре Пуджьяпад Бхакти Сундар Говинды Махараджа.

Мы спрашивали о наличии подобных доказательств Бхакти Чайтанью Бхарати Махараджа, но он не смог ничего доказать, продемонстрировав свою полную слепоту в вере. Теперь, я хотел бы попросить Вас ответить на тот же самый вопрос, поскольку Вы уже давно признаны человеком, который стремиться к объективности, а не к сектантской вере.

Иша-прия Прабху: Дандават-пранамы Гурудеву и всей гуру-варге и нашим ишта-деватам Шри Шри Гуру Гауранге и Шри Шри Радха Мадхаве.

Прежде всего, я хотел бы сказать, что в нарават-лиле, играм подобным человеческим, два чистых преданных могут выступать оппонентами. В рассмотрении их противостояния, хотя важно знать их адхикару, но не всегда уместна попытка её учитывать. Например, известно, что произошёл конфликт между Бхактиведантой Свами Махараджем и Бхакти Дайита Мадхавой Махараджем. Это событие произошло после того, как Свами Махарадж написал письмо, критикующее Шрилу Шридхара Махараджа. Шрила Б.Д.Мадхава Махарадж в ответ на это сказал: «Даже Вы, Махарадж, добившись такого успеха в исполнении желания Прабхупады, не имеете право на какую-либо критику в адрес Шрилы Шридхара Махараджа, того, на кого указал Прабхупада Сарасвати Тхакур, указав на его особое положение».

В этом исследовании, как говорит Шрила Шридхар Махарадж, мы должны придерживаться концепции татастха-вичара, беспристрастного анализа в отношении «конфликтующих» Гуру. Несмотря на то, что я не вижу большой необходимости доказывать квалификацию своего Гурудева, я это сделаю, но достаточно коротко.

 

Ари Мардан д.: Это важно для тех, кто следит за данным конфликтом.

Иша-прия Прабху: В скором времени я напишу статью, где всесторонне опишу этот предмет во славу Гурудева и всей гуру-варги. Это будет не маленькая работа.

Теперь, что касается вашего вопроса.

Давайте посмотрим, что мы имеем, какие доказательства. «Вишва-вайшнава-раджа сабха» признаёт пятьдесят одного маха-бхагавата-вайшнава из группы учеников Шрилы Сарасвати Тхакура. У меня есть несколько журналов, изданных на английском и бенгали. Они называются «Прабхупада Сарасвати Тхакур» и «Мировая вайшнавская ассоциация». В этих журналах отмечены имена выдающихся учеников первого поколения. Я считаю, что если положение ачарьи второго поколения подтверждено хотя бы одним ачарьей первого поколения, тогда этого вайшнава можно признать преданным высшего уровня. Однако пойдём по порядку.

В определении адхикары того или иного вайшнава мы используем схему, данную парампарой. Эти критерии таковы:

1) Нужно учитывать, что об этой личности сказал его духовный учитель.

2) Что говорили другие общепризнанные святые о нём.

3) Как в этой личности проявлены божественные качества, описанные в шастрах.

Это главные показатели. Далее мы можем рассмотреть схему на основе стиха из «Шримад-Бхагаватам», 11.3.21:

тасмад гурум прападйета джиджнасух шрейа уттамам

шабде паре ча нишнатам брахманй упашамашрайам

Этот стих определяет три качества маха-бхагавата-вайшнава, а именно:

1)     Шабда паре ча нишнатам. Он во всей полноте постиг суть всех ведических писаний и способен рассеять сомнения учеников. Говоря об этом, мы также можем говорить о нескольких уровнях пандитьи (учёности того или иного вайшнава). Он таттва-гья – знаток шастры. Но какого уровня? Есть уровни осознания шастры:

           а) упадешака пандит;

           б) махопадешака пандит;

           в) маха-махопадешака пандит;

           г) парама-упадешака пандит. Таковыми называли величайших ачарьев бхагавата-парампары.

2)               Сварупа-лакшана, главный критерий в определении уттама-адхикары. Это наличие непосредственного духовного опыта созерцания Высшей Абсолютной Истины, брахма-нишнатам. Такой садху находится в ашта-калия-лиле, созерцая в своём бхаджане игры Кришны.

3)     Упашама-ашрайам, не имеющий материальных привязанностей и желаний.

Кроме этого угла зрения, мы можем учесть стандарты, описанные Шриманом Махапрабху. Опираясь на них становится ясно, кто на самом деле достоин носить титул Госвами. Это конечно не главные критерии, однако они применяются нашей парампарой:

        1) шри виграха пракаш,

        2) лубдха тиртха удхара,

        3) шри бакти грантха парайана,

       4) вайшнава садачара стхапана,

Кроме этого, адхикара определяется также некоторыми внешними признаками, также описанными в шастрах:

      1) гороскоп;

      2) 32 признака маха-пуруши описанные в «Самудрика-шастре», трактате по священным символам на ладонях, ступнях и теле.

Теперь, отвечая на Ваш вопрос, я начну с внешних признаков, позже дойдя до главных. Всемирно известный астролог Доктор Рао был близким другом моего Гурудева. Он не раз приезжал с Гурудевом в Россию. Доктор Рао происходит из потомственной линии вайшнавов, он из адвайта-паривары. Доктор Рао сказал, что признаки маха-пуруши можно обнаружить в гороскопе человека. Лично мне, отвечая на мой вопрос о личности Гурудева, он сказал: «Говинда Махарадж – маха-пуруша. Это видно по его гороскопу, знаках на ладонях и признакам на теле. У Говинды Махараджа необыкновенной длинны руки и огромные ушные раковины (что было свойственно аватарам Господа Вишну или, например, таким личностям как Господь Будда)». Для того, чтобы удостовериться в этом, Вы можете написать письмо самому Доктору Рао, и тогда Вы получите подтверждение от него.

Также из описаний шастр мы знаем, что только мадхьяма-вайшнав самостоятельно может видеть адхикару могущественных садху. Конечно, при условии, если у него был ранее опыт общения с уттама-адхикари. Гурудев и сам Шрила Шридхар Махарадж признавали ряд вайшнавов как мадхьяма-адхикари. Например, Бхакти Кусум Ашрам Махарадж, Бхакти Павана Джанардан Махарадж, Госвами Махарадж и другие. Все они были учениками Прабхупады и позже пришли к Шридхарадеву. Мы можем сделать заключение с их слов, что Ш.Б.С.Говинда Махарадж – это уттама-вайшнав.

Ш.Б.Б.Бодхаян Махарадж в 2009 году, отвечая на вопрос: «Почему Вы не очень активно принимаете учеников?» сказал: «Пока в этом мире сияет божественная луна Шрилы Бхакти Сундар Говинды Махараджа, я не могу этого делать активно». А ведь это было то время, когда на планете пребывали ещё некоторые великие ачарьи, такие как Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж и Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж и некоторые другие.

Шрипад Бхакти Вигьяна Махарадж написал даже письмо скорби по случаю ухода нашего Шрилы Гурудева. Также известно, что половина учителей миссии ИСККОН ходили время от времени на даршаны к нашему Гурудеву и обучались у него таттва-сидханте. Я сам видел, как ряд учеников Свами Прабхупады, такие как Гопал Кришна Махарадж, Локанатха Махарадж, Радханатха Махарадж, Джаяпатака Махарадж и многие другие, вопрошали Гурудева о послании шастр.

Гурудев всегда являл необыкновенные откровения. Он хранил сокровища сиддханты, переданные Ему Шрилой Шридхаром Махараджем. Гурудев говорил иногда о таких концепциях, о которых не говорил ни один ачарья, проповедовавший на западе. Иногда, задавая вопросы другим ачарьям и ожидая их ответов, я видел, что они даже не слышали о том, что рассказывал наш Гурудев.

Известно, что Гурудев исполнил также все четыре миссии Махапрабху, о которых я упомянул выше.

Он установил сотни виграх, призвав в Них Господа, построил более полусотни храмов, воздвигнув их в святых местах, почитаемых Гаудия-вайшнавами. Это было в Экачакре, Вриндаване, Навадвипе и Пури. Проявив тиртхи, он написал около полусотни книг и комментариев к бхакти-шастрам. Гурудев был Кави – трансцендентным поэтом. Зная в совершенстве санскрит и разные его формы, он писал поэмы о бхакти, Бхагаване и вайшнавах.

Он составлял пранама-мантры не только во славу Шрилы Шридхара Махараджа, но и других знаменитых учеников Сарасвати Тхакура, которые были признаны как парамахамса-вайшнавы. Среди них были Ш.Бхакти Шаранга Госвами Махарадж, Ш.Кришнадас Бабаджи Махарадж, Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада и ряд других известных учеников. Сегодня многие его поэмы и прославления можно прочитать в русском переводе. Прославить парамахамса-вайшнава по-настоящему сможет только другой парамахамса-вайшнав. У других нет на это санкций Господа.

Гурудев явил образец жизни, полностью отданной служению миссии Махапрабху. Его смирение и кротость были неподражаемыми. Его речь была изящна, красива и совершенна. В 1968 году он даже не пытался ввязываться в споры на тему Ратха-ятры. Он находил это недопустимым для себя.

Шрила Наянанда дас Бабаджи Махарадж, один из 51 великих учеников Сарасвати Тхакура, назвал Говинду Махараджа вак-сидха, что значит «человек без изъянов в речи», «человек, обладающий совершенной речью и ораторским искусством».

В прошлом были провокации и выдумки со стороны недоброжелателей нашего Гурудева. Например, некоторые вайшнавы не поняли одного случая из жизни Шрилы Гурудева и пустили слух о том, что Говинда Махарадж, Гауренду Брахмачари (духовное имя Гурудева до санньясы), приняв санньясу, позже оставил её. В распространении этих сплетен был замешан некий Бхадри Нараяна Прабху, один из младших учеников Шрилы Сарасвати Тхакура, живший в Матхе Шридхара Махараджа. Объясняя происходящее, Гурудев рассказал о том, что в то время, в Бенгалии существовала традиция принимать шива-санньясу. Она принималась на один месяц. Это не классическая, но скорее бенгальская традиция. Он принял её в начале 60-х годов. Не разобравшись в деталях, некоторые стали по невежеству распространителями сплетен. На самом деле Гурудев не оставлял санньясу, поскольку она, по традиции Гаудий, была принята лишь в 1985 году. Поэтому Гурудев явил совершенную жизнь во всех отношениях.

Гурудев никак не мог поносить даже недругов. То, о чём сегодня говорят, будто он сказал то или это, – всё это чепуха и ложь. Прочтите хорошее письмо, которое написал Бхакти Вигьяна Махарадж (ИСККОН) по случаю ухода нашего Гурудева.

Гурудев необычно явился в этот мир и также ушёл мистическим образом в день тиробхава-махотсвавы (ухода) Шрилы Рупы Госвами. Согласно нашей традиции, это говорит об особой связи Гурудева с рупанугами. Его уход был явлен в 4 часа, 25 минут.

Гурудева называли энциклопедией духовного знания. Сам он говорил: «Я прочёл и изучил все шастры, а также все писания мира». Если Вы исследуете некоторые из его статей, то увидите, что они написаны в классическом стиле, высоким ведантическим языком. Гурудев описывает концепции и рассматривает различные вопросы, применяя термины, которые используют учёные только высшего уровня.

К сожалению, на Западе Гурудев проповедовал не очень много и его английский ограничивал его, но ученики Прабхупады Свами Махараджа, знающие санскрит и бенгали, были ошеломлены его познаниями, читая то, что он писал на близком для него языке. Выдающиеся ученики Ш.Б.Р.Шридхар Махараджа – Шрила Бхагават Махарадж и Бхакти Прапанна Тиртха Махарадж – говорят о том, что Гурудев является учёным высочайшего уровня. Гурудев в совершенстве знал раса-шастры, родившись в Нитьянанда-париваре. Ещё до встречи со Шридхарой Махараджем, в шестнадцать лет, он уже знал все грантхи Шести Госвами, около сотни песен ачарьев и был превосходным киртанией. Придя в Матх, желая проявить дух истинного ученика, он пообещал Гурудеву (Ш.Б.Ракшак Шридхар Махараджу) на время все это "забыть".

Таким образом, критерий шабде паре ча нишнатам доказан.

Гурудев в узком кругу преданных рассказал о том, что Шрила Гуру Махарадж раскрыл ему все детали его вечного образа имени и севы (т.е. сварупы) и также рассказал о том, как Шрила Шридхар Махарадж учил его сокровенной бхава-майя-севе (которую практикуют только парамахамса-вайшнавы). Бхава-майи-сева заключается в служении Божественной Чете в своём внутреннем сознании в ашта-калия-лиле. То есть, Гурудев непосредственно созерцал высшую реальность. Я своими ушами слышал от него, что он видит сварупу учеников и способен привести их на Голоку. Но в основном он был очень сдержан в этом.

Гурудев был Госвами и полностью проявлял качество упашама-ашраям. Он был не подвержен гневу, вожделению и тому подобному. Всю жизнь он провёл в служении. Будучи учеником и ачарьей, он ложился в 11 вечера и вставал в 1.30 утра, повторяя лакх святых имён. После этого он весь день совершал севу.

Что касается критериев гуру садху и шастры, то Шрила Шридхара Махарадж сказал: «Говинда Махарадж – парамахамса по самой своей природе». Также Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Я часто убеждался в том, что Говинда Махарадж даже более квалифицирован, чем я». Также Парам-гурудев говорил об особой схожести Говинды Махараджа с Сарасвати Тхакуром. Шрила Шридхар Махарадж подчеркнул тот факт, что Гурудев блестяще знает Гаудия-вайшнавскую сиддханту и поэтому ему легко быть общепризнанным. Это выражено им в последней воле.

Также я хочу сказать о вообще беспрецедентном случае. Шрила Шридхара Махарадж за три года до своего ухода стал ритвиком и давал посвящение от лица Шрилы Говинды Махараджа!

Известно, что Шрила Шридхар Махарадж сам составил его пранама-мантру и прославил Гурудева в ней. Позже, Шри Расабдхи Брахмачари окончательно оформил эту пранаму, которую сегодня вы можете найти в песеннике Шри Чайтанья Сарасват Матха. В 4-ом стихе сказано:

гоура-кришне джани тава абхинна сварупа

самсара тарите ебе шуддха-бхакта-рупа

«Мы убежденны, что ты неотличен от Кришны и Гауранги, но сейчас, чтобы спасти мир, ты принял облик чистого преданного».

Стих 6-ой говорит:

шуддха бхакти прачарите тома сама наи

акаланка инду йена дойала нитаи

«В проповеди чистой преданности тебе нет равных. Ты подобен безупречной луне и также милостив, как Господь Нитьянанда».

Стих 9-ый:

чинтйачинтйа веда-джнане туми адхикари

сакала самшайа четтва сусидхантадхари

«Ты повелеваешь всем знанием Вед, как постижимым так и непостижимым. Ты – хранитель истин разрушающих все сомнения».

Подобные прославления мы находим во всех шестнадцати стихах. Почитайте их. Так видит нашего Гурудева Шрила Шридхар Махарадж, имеющий высочайшее положение. Лично я уверен: это не слепая вера. Только одно мнение Шрилы Шридхара Махараджа для нас, учеников Ш.Б.Сундар Говинды Махараджа, весомее мнения миллионов других садху.

Один из учеников Шрилы Прабхупады – Бхакти Ананда Сагар Махарадж – сказал в своих стихах, обращённых к Гурудеву: суджана судхира ганатава гуна гайа дурбхага ванчита апарадхе море хайа – «Истинные преданные с верой прославляют тебя, но потерянные, введённые в заблуждение души — наносят оскорбление тебе и погибают!»

Что касается высказываний других учеников Шрилы Сарасвати Тхакура и других ачарьев – современников Гурудева, то они находятся в хрониках, архивах Шри Чайтанья Сарасват Матха в Индии. У меня есть копии. Я их скоро опубликую. Там есть ссылки на имена Шрилы Прабхупады, Шрилы Бхакти Дайита Мадхавы Госвами Махараджа, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Махараджа, Шрилы Бхакти Прамод Пури Махараджа, Шрилы Бхакти Тапасви Махараджа, Шрилы Бхакти Шаранги Госвами Махараджа, Кунджа Бабы, Шрилы Кришнадаса Бабаджи Махараджа, Шрилы Джаджавара Махараджа, Шрилы Бон Махараджа, Шрилы Свами Яти Махараджа и других учеников Сарасвати Тхакура.

Гурудева признавали не только как выдающегося приемника, но и как великого вайшнава. Также известны высказывания Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Махараджа, Шрилы Бхакти Кирана Гири Махараджа (приемника Ш.Бхакти Саранги Госвами), Шрилы Араньи Махараджа – первого ученика Парам-Гурудева, и многих других признанных вайшнавов, которые также разглядели выдающиеся качества Шрилы Бхакти Сундар Говинды Дев Госвами Махараджа. Вечная Ему Слава!

Гурудев был явно сверхчеловеческим существом, о чём свидетельствуют многие чудесные истории его жизни: его божественные даршаны существ высших миров, или, например, история оживления утонувшего мальчика, сына вайшнавов, которые приехали на фестиваль в Америку. Тогда эта история потрясла всю вайшнавскую общественность. Даже простые люди узнали о ней и были изумлены.

К сожалению, те, кто пытаются выступать от имени Гурудева, даже находясь в прошлом рядом с ним, так и не смогли представить его миру достойным образом. Это обусловлено тем, что они не поняли настроения своего духовного учителя.

 

Ари Мардан д.: Спасибо за развёрнутый ответ. Вы помогли своим духовным братьям и сёстрам. Поскольку преданные Вашей санги были несколько взволнованы предыдущей публикацией, теперь, после Вашего выступления, они смогут обрести полное удовлетворение. 

Вернёмся к обсуждению дальнейших моментов.

Поскольку Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж признан величайшим святым, в его адхикаре никто не сомневается. Однако стоит правильно понять его слова, чтобы ни у кого не возникало какого-либо недоразумения. Нам следовало бы разобраться в словах Шрилы Бхакти Ракшака Шридхары Махараджа и Вашего духовного учителя.

Бхакти Чайтанья Бхарати Махарадж утверждает, что Ваш Парам-гурудев назвал Шрилу Бхакти Прамода Пури Госвами Махараджа «каништха-адхикари». Действительно ли было такое? Я не смог добиться от Бхакти Чайтанья Бхарати Махараджа каких-либо цитат, доказывающих это. Поскольку Ваш Парам-гурудев – это Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, Вы наверняка знаете, что именно он говорил и когда.

Иша-прия Прабху: С этим вопросом в своё время разбирался Шрила Бхакти Вибудха Бодхаян Махарадж. Он обсуждал этот момент вместе с моим Гурудевом. Поскольку данное заявление тоже взбудоражило его сознание. Мой Гурудев объяснил ему, как следует понимать эти слова Шрилы Шридхара Махараджа. Поняв в чём дело, Ш.Б.В.Бодхаян Махарадж остался дружественно настроенным по отношению к нашему Матху. Но есть люди, которые не поняли настроения Парам-гурудева и ныне пытаются сеять смуту.

Существует одна история. Однажды в кругу близких учеников Шрила Шридхар Махарадж говорил об уровнях вайшнавов и особенностях их поклонения. Он сказал: «Наш Шрила Пури Махарадж, продолжая заботиться о Божествах, ведёт себя так, как будто он каништха-адхикари». При этом он улыбался и продолжил: «Шрила Сарасвати Тхакур нам говорил: „Намаива парама даивам – высшее Божество это святое имя“ («Сатвата-тантра», 7.4), но наш Пури Махарадж, словно каништха-вайшнав, не оставляет поклонение Божествам» (2).

Это был просто пример, своего рода шутка. Оба ачарьи были очень близки и их связывала любовная дружба уже многие годы. Шрила Б.П.Пури Махарадж, когда узнал о высказывании Шрилы Шридхар Махараджа, сказал: «Надо же, если сам Шрила Шридхар Махарадж дал мне положение каништхи, то это очень, очень высокая оценка!» Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж был и является подлинным святым вайшнавом. С великим смирением он принял эти слова моего Парам-гурудева. Шрила Б.П.Пури Махарадж всегда почитал его, Вашего Парам-гурудева – Шрилу Бхактипрагьяну Кешаву Махараджа – и других, как не просто своих духовных братьев, но как своих Гуру. Именно Шрилу Б.П.Пури Махараджа пригласил Шрила Шридхар Махарадж на церемонию санньясы, которая в 1985 году проводилась по случаю передачи полномочий ачарьи Шри Чайтанья Сарасват Матха от Шрилы Шридхары Махараджа к моему Шриле Гурудеву.

 

Ари Мардан д.: Наш духовный учитель также приглашал Шрилу Бхакти Прамод Пури Махараджа к себе в Матх для установления Божеств. Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж учил, что Божества должны быть установлены маха-бхагавата-вайшнавом. Наш Гурудев это признавал, поэтому знал, что если Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж установит мурти, то Кришна обязательно явит Себя в изваянии во всей полноте.

Прабху, я хотел бы рассмотреть вместе с Вами некоторые утверждения, которые сделал Шрипад Бхакти Чайтанья Бхарати Махарадж. Надеюсь, Ваше участие поможет разобраться нам в том, что всё-таки стало причиной конфликта. Также многим показались крайне странными его утверждения, которые он сделал в своём видео-выступлении.

Шрипад Бхакти Чайтанья Бхарати Махарадж утверждает, что он, и судя по его словам его последователи, стараются не общаться не только с учениками Шрилы Нараяны Махараджа, но и с теми, кто симпатизирует моему Гурудеву. Когда ушёл Шрила Нараяна Госвами Махарадж, то много вайшнавов всевозможных вайшнавских сообществ выразили ему своё почтение. Их сердечные высказывания можно прочитать в журнале «Лучи хранителя гармонии» (Вьяса-пуджа, 2011г.: http://sampradaya.ru/current/book/1988-pisma-iz-ameriki.html). Также сторонние наблюдатели заметили, что некоторые санньяси не выражали Шриле Нараяне Махараджу своего почтения, однако русскоязычные лидеры Чайтанья Сарасват Матха всё равно не очень-то заинтересованы в общении и с теми, кто равнодушен к Шриле Нараяне Махараджу или вовсе не знают его. Не кажется ли Вам, что некоторые лидеры Чайтанья Сарасват Матха избрали сектантскую политику?

Иша-прия Прабху: Я думаю, что причиной конфликта стала та история, случившаяся в 1968 году по случаю проведения Ратха-ятры в Навадвипе, когда Шрила Шридхар Махарадж сделал замечание по поводу этого фестиваля. Позже было якобы выяснено, что статью с замечанием написал не сам Шрила Шридхар Махарадж, а один из его старших учеников. Однако Гурудев, то есть Шрила Бхакти Сундар Говинда Махарадж подтвердил, что именно Шрила Шридхар Махарадж написал статью.

В действительности, Ратха-ятра была организована целой коалицией Матхов и благословлена рядом учеников Шрилы Сарасвати Тхакура. Однако Шрила Шридхар Махарадж не одобрил этой идеи и достаточно критично высказался о ней. Это очень сокровенная тема традиции Гаудий и будучи признанным хранителем этой традиции Рупы Госвами, Шрила Шридхар Махарадж не мог не отреагировать. Он сказал, что смысл Ратха-ятры в том, что Шримати Радхарани увозит Кришну из Курукшетры во Врадж. Но Майяпур – это место рождения Шримана Махапрабху, который неотличен от Кришны. Так куда же они увозят Махапрабху из Майяпура? Кришну нельзя увезти из Вриндавана, а Гаурангу из Майяпура. Это понимание и настроение рупануг.

 

Ари Мардан д.: Является ли попытка некоторых лидеров Чайтанья Сарасват Матха ограничить общение с другими Гаудия-вайшнавскими сообществами, быть вызванной страхом потери каких-либо мирских благ? Я говорю о зданиях, пратиштхе, деньгах и последователях?

Иша-прия Прабху: Я думаю в какой-то степени это так. Особо остро этот вопрос стоит в России, где получившие положение духовных учителей, теперь очень боятся его потерять. Это касается не только ситуаций, когда проповедники из других вайшнавских миссий приезжают в Россию, но даже когда Россию посещают проповедники из Индии, из той же самой миссии.

Подобное происходило пару раз, когда в Россию приезжал очень возвышенный вайшнав – ученик Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Махараджа – Шрила Бхакти Прапанна Тиртха Махарадж. Несмотря на то, что он является духовным братом Шрилы Бхакти Сундар Говинды Дев Госвами Махараджа, его должны принимать ученики Говинды Махараджа как Гуру, но его даже не удосужились пригласить в центры Шри Чайтанья Сарасват Матха, как этого требует вайшнавская этика. Совершенно ясно, что на фоне этого вайшнава российские гуру-вайшнавы явно проигрывают. Они просто побоялись его приглашать, чтобы прихожане не увидели более возвышенную личность и не потеряли интерес к своим гуру, к тем, кто управляет миссией сейчас в России.

Однако, официально для всех обозначается другая причина: Бхакти Прапанна Тиртха Махарадж всегда имел близкие отношения и дружбу с вайшнавами из линии Шрилы Бхакти Дайита Мадхавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхакти Прамод Пури Махараджа! Этим самым, он якобы отступил от чистоты учения Шрилы Бхакти Ракшака Шридхары Махараджа.

 

Ари Мардан д.: Как такое возможно, чтобы дружба между вайшнавами одной сампрадаи порицалась? Это же ничем не прикрытое сектантство!

Иша-прия Прабху: Теперь похожая ситуация складывается вокруг приемника Шрилы Говинды Махараджа Шрилы Бхакти Нирмал Ачарьи Махараджа, которого также не особо принимают и не желают видеть в России, что известно от его учеников. Что касается других миссий, то я думаю взаимодействие с ними ограниченно из-за того, что в русскоязычной санге нашего Гурудева распространяется мнение, будто понимание сознания Кришны у представителей других школ Гаудий не столь тонкое и глубокое, как в линии Шрилы Б.Р.Шридхара Махараджа.

 

Ари Мардан д.: Какое потрясающее самомнение! Кстати, подобное мнение я уже слышал недавно и меня оно удивило, однако сейчас Вы это подтвердили. Но теперь мы уже убедились до некоторой степени в «тонкости» и «глубине» подхода у некоторых лиц, являющих свою «учёность». Как раз эту «глубину» я сегодня и хотел бы с Вами обсудить. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж как-то сказал: «Считая себя великим, не увидишь подлинно великое» («Проповеди хранителя преданности»). Как, имея такого гуру, как Шрила Шридхар Махарадж, эти люди остаются в неведении и поднимают себя на пьедестал?! Они переводят его книги, а сами не внемлют тому, что в них написано! Это же чудо!

 

Конец 1 части.

………………

1) Интервью с Ш.Б.Б.Бодхаян Махараджем. Интервью №2:

http://sampradaya.ru/current/interview/2768-sektantstvo-intervyu-so-shripad-bhakti-vibudha-bodhayan-maharadzhem.html

2) Среди великих Гаудий, не смотря на наличие маха-бхагавата-адхикары, Божествам поклонялись регулярно и другие святые: Шесть Госвами, Вишнуприя Деви и др. Однако подобное поклонение не отменяет того, что поклонение харинаме – это самое высшее поклонение, юга-дхарма, элемент бхагаватта-видхи. Арчана – это элемент панчаратрика-видхи, рекомендованный преимущественно для каништха-адхикари.

.: Вайшнавизм сегодня » Интервью