?

В чем разница между творческими функциями Брахмы Дурги и Шивы.

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1249. Опубликовано: 10-11-2017, 11:27

В чём разница между творческими функциями Брахмы, Шивы и Дурги
   Ари Мардан дас

Вопросы и ответы

 

Санкаршана д.: В чём разница между творческими функциями Брахмы, Шивы и Дурги?

 

Ари Мардан д.: Мы рассмотрим эти функции в согласии с адхикарой этой троицы и с учётом времени.

Положения Дурги и Шивы первичны. Не смотря на то, что Брахма, как кажется, первый вступает в процесс творения, и создаётся представление, что он – первое живое существо в материальной вселенной, несущее творческое начало, тем не менее, это не так. Хотя изначальным творцом признан Вишну, однако в контексте вопроса следует признать первенство за Шивой и Дургой. Именно через них появляется основа для дальнейшего творчества, в котором активно участен Брахмаджи.

Дурга создаёт мир и трансформации в нём. Это подтверждает Кришна («Бхагавад-гита», 9.10):

майадхйакшена пракритих суйате са-чарачарам

хетунанена каунтейа джагад випариварттате

«О Каунтея, майя-шакти, действуя под Моим надзором, порождает проявленный материальный мир и все движущиеся и неподвижные существа. Так этот мир создаётся вновь и вновь».

Хотя мы слышали неоднократно, что существует два творца – Вишну и Брахма, тем не менее, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Бхавануваде» комментирует этот стих «Бхагавад-гиты» так: «Причиной возникновения этого мира и всех движущихся и неподвижных его обитателей является материальная природа (Дурга)». Шрила Гурудев (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж) в «Пракашика-вритти» к «Гите», 9.10 пишет: «Кришна – источник материальной природы, и по Его воле она создаёт материальный мир и совершает все прочие действия. Именно Господь Своим взглядом побуждает материальную природу снова и снова создавать этот мир со всеми его движущимися и неподвижными обитателями. Только от Верховного Господа подвластная Ему материальная природа получает способность творить. Сама по себе мёртвая материя ничего создать не может».

Сотворение материального мира происходит до того, как в него войдут дживы, поэтому созидательная функция супруги Шивы проявляется раньше, чем созидательные способности господа Брахмы. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада приводил следующую аналогию: подобно тому, как правительство, заселяя город и предполагая, что среди населения будут нарушители законов, выделяет средства на строительство тюрьмы, также и Бог, формирует материальный мир, ещё до того, как в него попадут дживы. Поэтому созидательная функция Дурги проявляется раньше созидательной функции Брахмы.

Шива также проявляет творческий потенциал раньше Брахмы, заселяющего материальные вселенные, поскольку именно через него дживы приходят в материальный мир, проявляясь благодаря взгляду Вишну. Это описано в «Брахма-самхите», 5.8:

нийатих са рама деви тат-прийа тад-вашам тада

тал-лингам бхагаван шамбхур джйоти-рупах санатанах

йа йоних сапара-шактих камо биджам махад дхарех

«Духовная энергия Бога (Маха-Вишну) в образе Его дорогой супруги Рамы-деви (Лакшми) – это богиня провидения. Она всегда послушна Верховному Господу и преданно служит Ему. На заре творения сияние трансцендентного тела Маха-Вишну, являющегося частью полной части Шри Кришны, принимает образ Шамбху (Шивы). Иначе Шамбху называют лингамом Бога, или проявленным символом Его порождающей способности. Он появляется для того, чтобы подготовить космическое проявление материальных вселенных. Лингам в образе Шамбху – это отражение вечного духовного света, или сияния. Материнская принимающая способность проявляется из Рамы-деви, или богини провидения. Энергия, которая непосредственно рождает материальное творение, – это низшая энергия майя (Дурга) с присущей ей формой йони, чрева вселенского творения. Соединение йони (Дурги) и лингама (Шивы) – это отражение семени желания Верховного Господа Шри Хари в форме непроявленной материальной энергии (махат-таттвы)».

По этой причине, Шиву также называют отцом всех живых существ, поскольку его жену называют матерью, Амбой, или Джагадамбой, Джагадйони. Поскольку Дурга является женой Шивы, то значит Шива признан, как отец для джив. Глядя на разные этапы творения, можно сказать, что у джив есть несколько отцов. Подобно тому, как Веды учат, что у людей есть семь матерей, также можно сказать и про отцов. Есть разные классификации таковых, в согласии с разными контекстами.

В творении имеется три основных плоскости, и на каждой плоскости мы имеем своего отца. Вишну – первый отец. Он проявляется как отец всех отцов на уровне Вайкунтхи. Шива – второй отец, проявляется в татастха-свабхаве (пограничном мире) как Шамбху. Брахма – третий отец, проявляется на третьей – тонкоматериальной плоскости. И наконец, есть и четвёртый – наш физический отец, который вводит души в грубоматериальную плоскость.

Творение Дурги и Шивы согласовано с их адхикарой, их положением по отношению к Вишну. Оно значимо и не сравнится с положением Брахмы. Почему? Потому что Шива и Дурга – чистые вайшнавы, шуддха-бхакты, махаджаны, ваишнаванам йатха шамбхух («Бхагаватам», 12.13.16), тогда как джива может встать на пост Брахмы, даже не обладая маха-адхикарой, то есть, не будучи уттама-адхикари. Поэтому Вишну даёт Брахме меньшую задачу, которая ему будет по силам. По сути, Брахма творит что-либо в материальном мире по проекту, который уже организован свыше и воплощается Шивой и его супругой, хотя высшим проектировщиком является конечно же Господь Вишну, берущий Своё начало от Шри Кришны (http://sampradaya.ru/current/voprotv/1746-kto-pervichen-krishna-ili-maha-vishnu-chast-1.html  и http://sampradaya.ru/current/voprotv/1745-kto-pervichen-krishna-ili-maha-vishnu.html).

Творческая функция Дурги отличается от подобной функции Шивы так же, как обязанности жены отличаются от обязанностей мужа. Брахма скорее должен рассматриваться как их дитя. В то же время Брахма признаёт своим высшим отцом Господа Нараяну. Хотя Брахма велик, тем не менее, его творческий потенциал напрямую зависит от творческого потенциала Шивы и Дурги. Божественная семья позволяет начать Брахме творить и останавливает его творчество в конце творения, уничтожая даже его самого. Так сказать: «Я тебя породил, я тебя и убью». Поэтому творчество Брахмы зависит от воли Дурги и Шивы.

Творческое шакти Брахмы, хотя и проявляется 311 триллионов 40 биллионов лет по земному летоисчислению и кажется нам чуть ли не вечным, тем не менее, – временно. Когда Брахма (как правило, джива-таттва) достигает в процессе духовной эволюции васту-сиддхи (уходит домой к Богу, обретя прему), достигнув сварупы, то оставляет свою творческую потенцию, которой временно наделяет его Сам Вишну (Кришна). Что касается творческой шакти, проявленной у Шивы и Дурги, то она вечна и проявляется с такой же периодичностью, с какой проявляется материальное творение.

Шива возглавляет всех полубогов, которые участвуют в процессе сотворчества вместе с Брахмой, в некотором роде помогая Брахме. По сути, все остальные полубоги перенимают творческие навыки у Шивы, Шакти и Вишну. Все они – гуру полубогов.

Поскольку Шива более велик по таттве, чем его жена, то и его творческие процессы важнее, чем у его жены. Именно он санкционирует её творчество, не смотря на то, что Кришна в «Бхагавад-гите», 9.10 утверждает, что Он, прежде всего участен в санкционировании действий Дурги. Как же Дурга не путается в указаниях вышестоящих руководителей? Шива входит как Параматма в элементы творения и поэтому фактически является вторым «я» Вишну. Поэтому указания Вишну и Шивы согласованы между собой. Они имеют определённое единство между собой. Это доказывает стих из «Бхагаватам», 2.1.35:

виджнана-шактим махим амананти

сарватмано 'нтах-каранам гиритрам

«Как утверждают знатоки, первооснова материи (махат-таттва) – это сознание вездесущего Господа, а Рудрадева – Его эго (т.е. «я»)».

Этот стих утверждает вездесущность Шивы, которого на полном основании можно сравнить с Кширодакашайи-Вишну. Шива пронизывает все кармендрии и гьянендрии. Если подумать, то именно кармендрии и гьянендрии любых живых существ участны в процессе сотворчества, когда таковым занимается кто-либо во вселенной. А это в свою очередь означает, что Шива уже пребывает в любых творческих начинаниях, пронизывая собою деятельные органы и органы познания живых существ материальной вселенной. Поэтому функции Шивы не ограничиваются лишь уничтожением, как можно подумать, когда о нём говорят, как о тама-гуна-аватаре.

Из чего же формируется или творится всё сущее в материальном мире? Это восемь материальных элементов, перечисленных мною выше. В них также присутствует Шива. Проявив Шиву и играя роль его отца, Брахма сказал («Ш.-Б.», 3.12.11):

хрид индрийанй асур вйома вайур агнир джалам махи

сурйаш чандрас тапаш чаива стхананй агре критани те

«Сын мой, я уже определил места твоего будущего пребывания, ими станут сердце, чувства, жизненный воздух, небо, воздух, огонь, вода, земля, солнце, луна и аскезы».

эбхих сриджа праджа бахвих праджанам аси йат патих

«Поскольку теперь ты – один из повелителей живых существ, тебе надлежит вместе со своими жёнами значительно увеличить население вселенной» (очередная функция творца).

итй адиштах сва-гуруна бхагаван нила-лохитах

саттвакрити-свабхавена сасарджатма-самах праджах

«Безгранично могущественный Шива, тело которого было сине-красного цвета, произвёл на свет многочисленное потомство, и все его отпрыски были точь-в-точь похожи на него – внешностью, силой и неистовым нравом».

Первый стих, хрид индрийани, утверждает, что Шива вхож даже в фундаментальные элементы, из которых творят все те, кто имеет отношение к любому процессу творчества в материальном мире. Шива, пребывая в сердце каждой дживы, не только входит в творимые объекты и является соучастником всех творцов, но и непосредственно участен в проявлении основ материального мира. Очевидно, что даже Брахма, как вторичный творец, наделённый сришти-шакти, не обладает такой глубиной участия в процессах космического творения, в то время как Шива обладает схожей функцией творчества с Самим Вишну, хотя и не полностью идентичной, бхеда-абхеда. Об этом я расскажу ниже, ссылаясь на Шри Мадхву.

Также можно усилить этот момент, говоря о том, как Шива проявляется в деятельности Мукхья-праны. Мукхья-прана – это вечный спутник Бхагавана, приходящий в этот мир как Хануман, Вайу, Мурари Гупта, Пандав Бхима, Мадхва-ачарья и др. Его положение очень значимо и воспевается в «Шат-прашна упанишаде». Мукхья-прана, частичное проявление Шивы, и он входит вместе с Параматмой в сердце каждого живого существа в этом мире. В связи с этим его называют дживоттама, высочайшим среди джив. В «Шат-прашна упанишад» о творческих функциях Мукхья-праны сказано следующее:

са тапас таптва

митхунам упадайате райим ча пранам чети

этау ме бахудха праджах каришйата ити

«Создав первую супружескую пару небожителей, Райи и Прану (Бхарати и Мукхья-прану, его жену), Господь Вишну подумал: "Эти двое, несомненно, помогут Мне сотворить множество других живых существ"».

чамуртам ча тасманмуртир эварайих

«Пребывающий в Солнце Прана является источником жизненной энергии во всех телах. Эта энергия не имеет видимой для глаза формы и поэтому называется амурта».

атха адитйа удайан йат прочим дишам npaeuthamu 

 тена прачйан пранан рашмишу саннидхате

 йад-дакшинам йат-пратичим йад-удичим дишам

йад-адхо йад-урдхвам йад-антара дишо йат-сарвам

пракашайати тена сарван пранан рашмишу саннидхате

«Солнце движется по круговой орбите в средней части вселенной вокруг горы Сумеру. Солнце начало своё движение с востока, через его лучи Прана вложил жизненную энергию (прану) в полубогов, повелевающих восточной стороной вселенной. Затем, подобным же образом, по мере движения Солнца по орбите, Мукхья-прана вложил жизненные силы в полубогов, повелевающих югом, западом, севером, верхом и низом – всеми направлениями вселенной. Благодаря энергии, полученной от Мукхья-праны, все полубоги получили способность выполнять свои божественные функции, связанные с управлением мирозданьем».

са эша ваишванаро вишва-рупах прано

'гнир удайате тад этад рча 'бхйуктам

«Мукхья-прана – это Ваишванара, огонь пищеварения и тепло жизни в телах всех живых существ во всей вселенной. Он проявился ради сотворения всех их. Об этом говорится в гимне из «Риг-веды» («Маитраяния-араньяка», 6.8).

праджа-патиш чараси гарбхе   швам эва пратиджайасе

тубхйам прана праджасв ими   йат пранаих прати-тиштхаси

«О Мукхья-прана, ты повелитель прародителей, таких как Дакша. Ты сам входишь в зародыш и обеспечиваешь его рождение. Все рождённые существа находятся в твоей власти. Вместе с полубогами, которые управляют чувствами, ты пребываешь во всех телах и обеспечиваешь их жизнедеятельность!»

са пранам асриджата пранан шраддхам кхам вайух джотир

апах притхивиндрийам мано 'ннам аннад вирйам mono мантрах

 карма лока локешу нами ча

«Господь выбрал Мукхья-прану и первым создал его (по Своему подобию). Далее из Мукхья-праны были сотворены остальные пятнадцать компонентов творения: шраддха – вера; кхам – эфир; вайу – воздух; джйотир – огонь; апах – вода; притхиви – земля; индрии – внешние чувства; манах – ум (внутреннее чувство); анна – пища; вирья – жизненная сила; тапас – сила аскезы; мантры – дар речи или чтение ведических гимнов; карма – способность к деятельности или предписанная в Ведах деятельность; локах – места расположения; нама – имена и обозначения объектов мира».

Таким образом, Шива, проявляясь в теле Мукхья-праны, является сотворцом Вишну. Однако, видя такое участие в творении, может показаться, что Шива практически равен Вишну в отношении творческого потенциала. Это не так, и подобное представление опровергается Шрилой Мадхвачарьей («Мадхва-виджая», Сарга 15): «Изначальным Творцом является только Бог. Он вечен и Сам никем не сотворён, без Его верховного вмешательства обусловленная деятельность (карма) всех сотворённых существ не может даже начаться. Любая деятельность проходит под полным контролем всезнающего Творца. Пашупати, Господь Шива не может быть признан Творцом мироздания из-за видимых несовершенств в его личности. Например, одно из имён Шивы – Рудра. Оно означает, что Шива «ревел» во время своего рождения. Это указывает на его определённую ущербность, тогда как Верховный Господь по определению лишён каких-либо недостатков. Если даже Шива не может быть признан Всевышним, то, что уж говорить о Ганеше, боге Солнца и прочих нижестоящих полубогах».

Таким образом, становится понятно, что творить может только Вишну, а все остальные лишь сотворцы.

Возвращаясь к различиям творческих функций Брахмы, Шивы и Дурги, можно сказать, что эти функции различаются по глубине. У Брахмы творчество более поверхностно и касаемо только внутривселенских процессов. У Шивы и Дурги творческий потенциал глубже, он берёт своё начало вне времени и пространства. Это также можно понять, выстраивая иерархию между Дургой, Шивой и Брахмой. Иерархия такова, оценивая её по нисходящей:

1)      Шива – (как правило) шива-таттва.

2)      Дурга – шакти-таттва.

3)      Брахма – (как правило) джива-таттва.

Точно так же можно структурировать и превосходство творческих способностей этой троицы, а также их творческую силу. Шива-таттва наделена большей способностью сотворчествовать Господу Вишну, шакти-таттва подчинена шива-таттве, а следовательно потенциал Дурги не может превосходить потенциала Шивы. Что касается джива-таттвы, то джива наделяется силой помогать в творении Бхагавану Вишну лишь в незначительной степени. В то же время, поскольку шакти-шактиматор абхедах – «Между шакти Шивы и самим Шивой нет различия», то можно сказать, что Шива сотворчествует Господу Вишну в образе своей божественной супруги – Шакти. Шива и Шакти (Дурга) едины, как едины Шри Кришна и Его энергия – Радхарани. Без Радхи, Кришна – безличный Брахман.

Итак, различия между творческим потенциалом и функциями у Дурги, Шивы и Брахмы очевидны. Я представил лишь краткий анализ этих функций. Глубже понять эту тему можно изучая священные Пураны, особенно их первую часть, поскольку все Пураны начинаются преимущественно с описания сарги (первичного творения) и висарги (вторичного творения).

……..

Редакция: Латика д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Вопросы и ответы