?

Вайшнав и его прошлое. Часть 1.

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 659. Опубликовано: 22-04-2018, 09:07

Вайшнав и его прошлое

В защиту чести и божественного положения

Ом Вишнупада Шрилы Бхактивиноды Тхакура Махашайи

Ответ на обвинения последователей Адвайта-паривары

 Беседа между Вриндаванешвари даси и Ари Марданом Прабху

Часть 1

 

Вриндаванешвари д.д.: Моя знакомая обучалась в Индии, в ИСККОН, у Бхакти Видья Пурны Махараджа. Она изучила очень много, находясь под его руководством. Недавно я узнала от неё о мнении преданных из Адвайта-паривары о том, что Шрила Бхактивинода Тхакур не может быть признан авторитетным представителем парампары, так как в детстве он ел мясо. Они утверждают, что тот, кто когда-либо употреблял в пищу мясо, не может быть признан совершенным вайшнавом. Теперь моя подруга в растерянности и не знает, как им возразить. Как быть в отношении этого аргумента? Также они сказали, что якобы Шрила Бхактивинода Тхакур исказил слова Шести Госвами и передал их послание неверным образом.

Ари Мардан дас: Проблема понятна. Давайте разберём эти наивные аргументы.

Когда-то подобное утверждение о мясе, но уже применительно к западным преданным, я слышал от одного индийского санньяси в санге нашего Шрилы Гурудева (Ш.Б.Нараяны Госвами Махараджа). Было время, когда между западными и индийскими санньяси нашей санги проявлялось откровенное противостояние. Делили власть над учениками Шрилы Гурудева. Некоторое противостояние наблюдается даже до сих пор. Это можно было заметить на алтайском фестивале 2013 года. Часть лекций, которые давали западные санньяси, были направлены на разрушение телесных стереотипов, сформированных санньяси из Индии, тихонько набивающих себе цену среди претендентов на ученичество. Последние утверждали: «Гуру, родившиеся в Индии и никогда не употреблявшие мясо, – лучше, чем те учителя или монахи, которые ели мясо до своего знакомства с сознанием Кришны». Индийские санньяси, родившиеся в Индии, использовали тот же самый аргумент, что Вы упоминаете в своём вопросе, но только делали это по отношению к своим духовным братьям и тем западным ученикам Шрилы Гурудева, которых они хотели покорить своим индийским происхождением, чтобы наивные преданные, нуждающиеся в проводниках, выбирали себе шикша- или дикша-гуру только из Индии. Однако в «Харинама-чинтамани», 2.4 Господь Шри Чайтанья говорит:

нича-куле аватари декхале сакали

дхане мане куле шиле кришна нахи миле

«О, Харидас, редко найдётся такой преданный, как ты. … Родившись в низкой семье и касте, ты доказал миру, что Господа Кришну не достичь накоплением богатств, высоким положением в обществе, благородным происхождением или самосовершенствованием через собственные усилия».

Не следуя словам Шри Чайтаньи, эти люди надеются на лёгкую наживу. То же самое можно сказать и про гуру других школ в Индии, набивающих себе цену среди неофитов, приезжающих с Запада. Неважно, где эти «гуру» обосновались: на Радха-кунде, в Гаудия Матхах или ещё где-либо. Для приезжающих в Индию наивных людей почти каждый индус – источник очарования, гуру, идеальный муж или родственник Кришны. Однако нужно смотреть не на происхождение тела, а на наличие шуддха-бхакти-адхикары. Тогда можно будет избежать проблем, оскорблений и разочарований.

Также сам подход – оценивать вайшнава по дурным поступкам прошлого, от которых искренняя душа уже отказалась или почти отказалась, считается оскорблением. В «Харинама-чинтамани», 4.41-42 сказано:

се папа декхийа джеи садху-нинда каре

пурва-папа лакши пунах авагйа ачаре

сеи та пашанди ваишнавера нинда доше

нама апарадха маджи паде кришна-роше

«Разумеется, обычный человек видит эти сохраняющиеся остатки греха, но если он порицает святого за следы почти искоренённых грехов в его характере, то это тяжёлое оскорбление. Если садху порицают за его грехи, совершённые до его предания себя Кришне, то это ещё одно серьёзное оскорбление. Критикующий таким образом, несомненно, навлечёт на себя гнев Господа Кришны».

В связи с этим становится понятно, что пренебрегающие этим элементом этикета и вышеупомянутыми идеями Шри Чайтаньи Махапрабху о незначительности роли телесного происхождения являются каништха-адхикари. Когда не хватает внутренних достояний (бхакти-адхикары), человек начинает бахвалиться тем, сколько раз он съездил в дхаму, сколько лет он практикует бхакти, с каким количеством садху общался, сколько кругов джапы он повторяет, сколько лет был брахмачари, какие внешние стандарты в экадаши он держит, в какой части Индии он родился, кто в его роду практиковал бхакти, сколько храмов он построил и т.п.

Кстати, общаясь с некоторыми преданными, в основном практикующими не более десяти лет, я обнаружил в их головах некоторые забавные идеи. Они считают, что служить Богу должным образом возможно, если сначала дожить эту жизнь до конца, а потом родиться в Индии, индусом, и с кровью впитать настроение преданного служения Кришне. Почему-то они поставили обретение милости Господа в зависимость от телесного происхождения. В глазах у них буквально читается какая-то влюблённость в людей с индийской внешностью. И уж тем более они считают, что великим святым может быть только человек с телом индуса.

Всё это очень наивно. Скорее всего, они наслушались особой «проповеди» тех «преданных», кто желает поднять свой статус за счёт своего индийского происхождения. Наверняка влюблённые в индийскую нацию люди не знают утверждений ачарьев о том, что перед Бхакти Дэви и Богом все равны. Шрила Бхактиведанта Свами неоднократно говорил, что совершенным гуру может стать человек с Запада, русский, американец, неважно. Он говорил об этом: «Даже познавшего себя и утвердившегося в Абсолютной Истине духовного учителя мы должны испытать, задавая ему разумные вопросы о тонкостях духовной жизни. И кем бы он ни был — брахманом, шудрой, американцем, индусом, – если он действительно может ответить на все вопросы, касающиеся науки о Кришне, значит, он на самом деле (настоящий) духовный учитель» (стр. 78).

В действительности, бхакти вне телесных представлений, вне расы, нации и т.п.

Теперь давайте вернёмся к Вашему вопросу.

Когда мы обсуждаем положение подлинного гуру, то говорим о представителе Самого Кришны. Как может быть иначе? Ведь именно так утверждают эту истину святые: сакшад-дхаритвена самаста шастраир (Ш.Вишванатха Чакраварти Тхакур, «Гурв-аштака», 7). Говоря о значимой для всех бхакт личности, мы говорим о шакти-авеша-аватаре. Кто такой шакти-авеша-аватара? Это непосредственно уполномоченный Господом Его представитель. Это означает: стоит Бог напротив души и прямо уполномочивает её на сверхчеловеческую деятельность, которая не по силам обычным людям. Не через кого-то, а непосредственно, лицом к лицу. Как это возможно? Это возможно, если гуру являет маха-бхагавата-адхикару. Подобный сад-гуру необычен, он не относится к категории татастха-джив. Про такого гуру говорят:

гуру брахма гурур вишну гуру дево махешвара

гуру сакшат парамбрахма тасмаи шри гураве намах

Гуру подобен самому Брахме, тождественен Господу Вишну, самому Шиве и, конечно же, всем полубогам вместе взятым! Шри гуру – представитель Парабрахмана, неотличный от него, поскольку Сам Парабрахман возвысил этого гуру до Своего уровня. А теперь вопрос: разве сложно какому-то полубогу сделать так, чтобы немой заговорил? Конечно, нет. Например, от полубогини по имени Вак зависит речь, и она может любого сделать немым, заикающимся или красноречивым. Что касается Шивы и Брахмы, то скромно помолчим о них. Конечно же, у них огромное количество шакти, чтобы сделать подобное. Они маха-сиддхи, великие души, совершенные махаджаны, владеющие ашта-сиддхами в достаточной полноте. Они наделены всеми основными мистическими совершенствами с самого начала.

Как Брахму, так и Шиву называют Бхагаван. Представьте, Шива и Брахма обладают сверхъестественным могуществом, а подлинный гуру, шри-гуру, является их совокупным проявлением! Если Вы не обнаруживаете подобных качеств у Вашего гуру, тогда Вы должны переосмыслить своё духовное посвящение у него. Подлинный гуру очень могущественен, он обладает сверхъестественными способностями, благодаря которым может не только сотворить вселенную, но и разрушить её. Если Вы не верите в это и не можете это обосновать, значит, у Вас нет подлинной веры в шри гуру.

Шри гуру прославляется в шастрах как чудотворец:

мукам кароти вачалам пангум лангхайате гирим

йат крипа там ахам ванде шри-гурум дина-тарине

«Я с почтением склоняюсь перед духовным учителем, по милости которого немой может стать красноречивым оратором, а хромой – преодолеть горы».

Это не сложно для Брахмы или Шивы. Для них подобное маленькое чудо не просто по плечу, – они одной бровью слегка поведут и мгновенно немого сделают красноречивым, а хромого – чемпионом мира по бегу. Это элементарно просто для них! Даже йоги-мистики могут делать подобное. Но все они гораздо ниже Брахмы и Шивы, поскольку ищут милости этих полубогов. Однако кто такой шри гуру? Это тот, кто подобен одновременно и Брахме, и Шиве, и Кришне в одном лице! Стих гуру брахма, гуру вишну, гуру дево махешвара утверждает именно это. Этот стих знают многие не только в нашей традиции, он известен во многих эзотерических школах.

Сам Кришна в «Шримад-Бхагаватам» говорит: ачарйам мам виджанийан, сарва-дева-майо гурух – «Гуру неотличен от Кришны, он представитель и проявление всех полубогов». Кришна – Бог, а слова Бога не могут быть ложью. Он говорит: сарва-дева-майо гурух. Это означает, что гуру исполнен шакти всех богов и Бхагавана. Вы можете найти этот стих в 11 Песни «Шримад-Бхагаватам» (17.27). Если мы верим Кришне, значит, мы верующие люди. Те, кто не верят словам Кришны, не являются даже каништха-адхикари. Если кто-то не верит в слова шастр, значит он не шраддхаван. Стих мукам кароти вачалам содержится в мангалачаране, которой молятся Гаудии. Более того, его повторяют не только в нашей сампрадае, прославляя истинных духовных учителей. Поэтому в аутентичности этого стиха, в его значении можно не сомневаться.

Обладающий верой в слова Шри Кришны должен так же полноценно верить в тех великих гуру, которые являются воплощениями всех богов вместе взятых. Необходимо верить не только в существование этих феноменальных личностей, но и в то, что они даже сейчас присутствуют планете, хотя и очень, очень редки.

Истинный гуру наделён духовным могуществом, он – проявление сварупа-шакти. Если его именуют шри гуру, значит, он посланник Шримати Радхарани. Какова же тогда его адхикара? Он могущественнее, чем все (татастха) Брахмы вместе взятые!

Итак, духовная философия обсуждаемого нами момента заключается в следующем: тот, кто по-настоящему верит в шри гуру, соответственно, верит в него на основании бхакти-шастр, на основании явленных слов Господа. Только такой человек признаётся вайшнавами как верующий. Истинный гуру способен привести ученика в духовный мир. Это, извините, сложнее, чем отрастить язык или даже голову. Это сложнее, чем перестроить чей-либо характер. Обретение дара в форме премы встречается реже, чем трансплантация головы Дакши*. Хотя кому-то может показаться наоборот. Если не верить в эти слова, тогда голова козла на человеческих плечах – большее чудо, чем дар Господа в форме любви.

Итак, кто-то из Адвайта-паривары утверждает, что якобы Шрила Бхактивинода Тхакур ел мясо. Однако мой Гурудев не признаёт этого факта. Я слышал в его хари-катхе, что он не согласен с ним, несмотря на то, что в ИСККОН выпустили биографию Ш.Бхактивиноды Тхакура «Седьмой Госвами», где упоминается об этом дважды. Но даже если мы примем тот факт, что Ш.Бхактивинода Тхакур всё же ел в детстве мясо, и что мой Гурудев, как полагается вайшнавам, просто желает поддержать высокий статус Шрилы Бхактивиноды Тхакура ради служения его личности и его хари-катхе, то это не проблема. Тот, кто оставил грехи в прошлом, уже вне критики. Я доказал это, ссылаясь на этикет вайшнавов.

Глупо считать, что человек, употреблявший когда-то в пищу мясо, не сможет достичь совершенства или не сможет стать садху. Почему? Сейчас я объясню это, основываясь на утверждениях о могуществе сад-гуру, что привёл выше.

У Шрилы Бхактивиноды Тхакура были очень могущественные шикша-гуру. Он получал их милость, и поэтому показал пример высокодуховной жизни, погрузившись в конце её в подлинное самадхи. Это описывается в той же книге, в которой упоминается о его мясоедении. Несправедливо брать из истории только одну её часть, пренебрегая другой. Если мы верим той части книги «Седьмой Госвами», которая повествует о мясоедении Тхакура Бхактивиноды, то не должны и игнорировать ту часть, которая повествует о сверхъестественных духовных подвигах этого ачарьи и о его славном уходе. Так покидают этот мир только святые высшего уровня.

Возвышенные гуру, как Шрила Гауракишор дас Бабаджи, Шрила Джаганатха дас Бабаджи, Шрила Вамшидас Бабаджи или любой другой сад-гуру, способны дать сарва-сиддхи, то есть все совершенства:

садху-санга садху-санга сарва-шастре кайа

лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа

«Как гласят все священные писания, даже мимолетного общения с чистым преданным может оказаться достаточным для достижения полного успеха» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.54).

Почему настоящая садху-санга так могущественна? Потому что могущественны садху. Их влияние подобно влиянию Самого Бхагавана, сакшад-дхаритвена самаста-шастраир (Ш.Вишванатха Чакраварти, «Гурв-аштака», 7). Оно спасает от всех последствий греха без исключения. Очищение от греховных реакций – это меньшее, что может дать настоящая садху-санга. Даже обычная собака может обрести клеша-гхни, мукти и даже шуддха-бхакти по милости святых, чьи имена мы находим в бхагават-парампаре. Даже десятая доля секунды общения с подлинным садху может даровать очищение и высшее совершенство. Нужно быть лишь готовым принять их.

Был когда-то щенок у Шри Чайтаньи Махапрабху, Он принёс его домой. Это известная многим история из детских лил Спасителя. Она описана в «Чайтанья-мангале» (Ади, 2) Шрилой Лочаном дас Тхакуром.

Все собаки едят всякие отбросы, мясо, некоторые из них едят падаль, особенно в Индии. Когда Шри Чайтанья Махапрабху одарил щенка Своей милостью, являя манушья-лилу (роль человека), то что произошло с ним? Он стал повторять святые имена! Тогда вся Навадвипа узнала об этом чуде. Проявляя признаки духовного экстаза, щенок пел и танцевал на задних лапах. Подняв вверх передние лапы, он пел «Гауранга!» Обретя любовь к Богу, душа сбросила тело собаки и ушла в духовный мир. А теперь вопрос: объясните мне, почему даже собака, родившись у тех, кто всю жизнь ел мясо, употребляя падаль сама, не имея человеческого тела, по милости такого гуру, как Шри Чайтанья, смогла уйти в духовный мир?

 

Вриндаванешвари д.: То был Сам Махапрабху!

Ари Марадн д.: Истинный гуру подобен Шри Чайтанье Махапрабху. Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж в своей хари-катхе говорит: «Какой Махапрабху, такой и настоящий садху. Каковы признаки настоящего гуру? Это признаки, которые показал Махапрабху. Нет нужды искать пример где-то ещё. Придя как садху, как гуру, Махапрабху показал всем идеальный пример» («Чакшу дан дило джей», Часть 4).

Шри Чайтанья Махапрабху пришёл в этот мир явить Свою милость. Он решил проявить её в манушья-лиле и показал пример истинного духовного учителя, способного дать всю полноту милости. Тот, кто становится истинным духовным учителем, становится подобен Шри Чайтанье Махапрабху. Чайтанья Махапрабху мог изменить сознание собаки, и он это сделал.

Шри Расикананда Прабху – ещё один пример совершенного учителя. Будучи грихастха-вайшнавом, он был истинным гуру. Он инициировал слонов, которые, согласно его биографии, могли практиковать бхаджан. Каждое животное пребывает под влиянием глубокой кармы. У многих из них угра-карма (ужасная карма), поскольку в диких условиях мало кто умирает естественной смертью. Большую часть животных, птиц или рыб убивают другие хищные существа.

Под влиянием Расикананды Прабху слоны могли избавляться от грехов, что погрузили их в тело с примитивным интеллектом. Некоторые из них начали даже проповедовать своим собратьям в джунглях, другим слонам. Слоны, получившие милость Расикананды Прабху, приходили слушать его хари-катху. Каким образом это возможно? Дело в том, что для гуру, который является сарва-сиддхи, обладающим премой, нет преград в том, чтобы изменить сознание даже дикого животного! Что тогда говорить о людях, у которых как известно, гораздо больше шансов на успех в духовной практике. Кем бы они ни были, даже если они мясоеды. Разве сложно мясоеду обрести совершенство? Если вы мне скажете «да», тогда я приведу в доказательство обратного цитату из «Падма Пураны».

В «Падма Пуране» сказано:

шат-карма-нипуно випро мантра-тантра-вишарадах
аваишнаво гурур на сйад ваишнавах шва-пачо гурух

«Учёный брахман, сведущий во всех областях ведического знания, не имеет права становиться духовным учителем, если не является вайшнавом, то есть не владеет наукой сознания Кришны. Но вайшнав, будь он даже самого низкого происхождения, неприкасаемым, может стать гуру».

Даже если человек родился в семье собакоеда, то, обретя сознание Кришны, он может стать не просто личностью, освобождённой от всех грехов всех прошлых жизней, но даже совершенным духовным учителем!

В этом стихе говорится: шва-пачо гурух. Шва пачо означает «тот, кто ел мясо вместе со своими родителями», стих упоминает о мясе собак. Санскритское слово шва, переводится как «собака». Даже если человек с рождения не ел мяса, но его мать, вынашивая плод, употребляла его, то плоть зародыша будет формироваться из плоти животных, птиц или рыб, которых она поедала. В этом случае он не может считаться чистым вегетарианцем, даже если после рождения он никогда не ел мяса. Однако если кто-то, не понимая основ сознания Кришны и не практикуя их, ел мясо, но позже оставил эту греховную привычку, то впоследствии, обретя сознание Кришны, он может стать совершенным вайшнавом и даже истинным гуру.

Это знание приходит к нам благодаря «Падма Пуране». «Падма Пурана» была написана за 4,5 тысячи лет до прихода Гаудия-вайшнавов. Мы говорим об очень простом, фактически базовом знании. Если кто-то в Адвайта-париваре не обладает знанием Пуран, то он слепой на один глаз. В «Махабхарате», Анушасана-парве, главе 143 сказано:

шрути-смрити убхе нетре випранам парикиртите
екена викалах кано двабхйам андхах пракиртитах

«Писания шрути и смрити — вот два глаза брахманов. Незнание одних делает брахмана наполовину слепым, а незнание обоих делает его слепым полностью»

Кое-кто из обсуждаемой нами линии вайшнавов приписывает несовершенство Шриле Бхактивиноде Тхакуру, но при этом они попросту не понимают ведической литературы. Какова же их участь?

йо 'дхитйа видхи-вад ведам ведартхам на вичарает
са чандах шудра-калпас ту падартхам на прападйате

«Следует помнить, что человек, изучивший Веды, но так и не понявший их смысла, подобен слепцу или шудре; он никогда не достигнет высшей цели жизни» («Курма Пурана»).

Слепцы ограничены в доступе к информации, поэтому не следует прислушиваться к их мнению. По милости Господа кого угодно можно наделить гуру-шакти – слона, собаку, человека-собакоеда, философа, шудру, вайшью, кшатрия, женщину и т.д. Духовная жизнь выше примитивных представлений ограниченных людей.

киба випра, киба нйаси, шудра кене найа
йеи кришна-таттва-ветта, сеи гуру хайа

«Кем бы ни был человек – брахманом, санньяси или шудрой, если он сведущ в науке о Кришне, его следует принять как гуру» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 8.127).

Некоторые шудры, вайшьи и даже кшатрии в ведические времена ели мясо. Ритуалистическое мясоедение предписано в «Ману-самхите». Тем не менее, предавшись Бхагавану, они могли очиститься и стать гуру.

киба варни, киба шрами, киба варнашрама хина
кришна таттва йеи, сеи ачарйа правина
асала катха чхайи бха иварне йе каре ара
асад-гуру кари та ире винайта пурвапара

«Того, кто сведущ в сознании Кришны, следует принять как ачарью, независимо от его положения в варнашраме. Человек, который отвергает этот принцип и судит о гуру лишь по его положению в обществе, примет ложного гуру и тем самым будет обречён на прозябание в невежестве» (Ш.Джагадананда Пандит, «Према-виварта», глава 11.16-17).

Шри Кришна в «Бхагавад-гите», 9.32 сказал:

мам хи партха вйапашритйа йе 'пи сйух папа-йонайах

стрийо ваишйас татха шудрасте 'пи йанти парам гатим

«О Партха, любой, кто вручил себя Мне, – будь он человек низкого происхождения, женщина, торговец, шудра или кто-то ещё, – непременно достигнет высшей цели».

Если эта тема непонятна, тогда мы обращаемся к работе «Брахман и вайшнав». Эта книга принадлежит Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру. В ней он ссылается на классические шастры, где ясно сказано, что чистым вайшнавом может стать любой человек независимо от своего происхождения, независимо от того, насколько грешен он был в прошлом. Обретя в должном объёме сознание Кришны, этот вайшнав будет выше любого представителя любой касты.

Неважно, какая у кого родословная. Даже если кто-то родится из чрева собаки, для духовного прогресса и Всевышнего это не имеет значения. Бхакти-шактиапратихата, её невозможно ограничить мирскими рамками или любыми грехами. Даже оскорбления не могут победить бхакти-шакти. Если кто-то наделён бхакти-шакти, он может творить чудеса, выходящие за рамки мирского представления.

 

Вриндаванешвари д.д.: Но некоторые представители Адвайта-паривары также не желают принимать слова Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

Ари Мардан д.: Они могут не принимать слова этого великого ачарьи. Важно понять, что он говорит не от себя, а всегда ссылается на священные писания. Если же они не принимают также и слова шастр, тогда эти последователи данной паривары вообще не могут быть признаны последователями Панча-таттвы. Слова Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура идентичны словам шастр, а значит он должен рассматриваться как истинный гуру. Таково заключение Вед. При обсуждении подобных тем Шрила Сарасвати Тхакур ссылается на определённые стихи. Я приведу их.

В «Шримад-Бхагаватам», 2.4.18:

кирата-хунандхра-пулинда-пулкаша

абхира-шумбха йаванах кхасадайах

йе 'нйе ча папа йад-апашрайашрайах

шудхйанти тасмаи прабхавишнаве намах

«Кираты, хуны, андхры, пулинды, пулкаши, абхиры, шумбхи, йаваны, представители племён кхасов и даже те, кто погряз во всех грехах, благодаря безграничному могуществу Господа, могут очиститься, приняв покровительство Его преданных. Я склоняюсь перед Ним в глубоком почтении».

В «Нарадия Пуране» сказано:

швапачо'пимахипала вишнор бхакто двиджадхиках

«О царь, чистый преданный Господа Вишну, даже если он был рождён в семье собакоеда, всё же выше брахмана».

Вриндаванешвари д.: Некоторые представители Адвайта-паривары утверждают, что якобы Шрила Бхактивинода Тхакур исказил слова Шести Госвами, и передал своим последователям уже искажённую версию их наставлений.

Ари Мардан д.: Они могут думать, что им хочется. Наше дело сравнить переданные нам наставления и идеи Госвами Вриндавана с теми шастрами, которые мы имеем, которые были известны миру до появления Шести Госвами. Если идеи доставшегося нам перевода «Хари-бхакти-виласы» созвучны идеям «Бхагаватам», Самхит, Пуран и Итихас, тогда мы докажем аутентичность перевода грантх Шести Госвами, которые к нам пришли благодаря гуру-парампаре. Тогда тень подозрений, падающая на имена ачарьев нашей линии, будет рассеяна.

В «Хари-бхакти-виласе» мы находим стих из «Итихаса-самуччайи», передающий слова Господа:

на ме 'бхакташ чатур-веди мад-бхактах шва-пачах прийах

тасмаи дейам тато грахйам са ча пуджйо йатха хй ахам

«Человек, изучивший все четыре Веды, не будет считаться Моим преданным, пока не станет чист в преданном служении. Однако человек, рождённый в семье собакоедов, будет очень дорог Мне, если он – чистый преданный, не имеющий желания наслаждаться кармой или философскими измышлениями. Он достоин всемерного уважения, и всё, что он предлагает, следует принимать. Такие преданные достойны того же поклонения, что и Я Сам».

Как видите, эти слова созвучны словам «Падма Пураны» и другим шастрам, приведённым выше. Таким образом, мы не видим никаких искажений, и те, кто желает опорочить имя Шрилы Бхактивиноды Тхакура, будут иметь дело с самсарой, пока не очистят свой ум.

Если мы хотим реально понять, каково положение Шрилы Бхактивиноды Тхакура, тогда следует заглянуть вглубь истории и оценить его отношения с Шрилой Гауракишором дас Бабаджи. Важно отметить, что Шрилу Гауракишора дас Бабаджи почитают в париварах.

Шрила Гауракишор дас Бабаджи не миловал тех, кто приходил и лицемерно выпрашивал у него посвящение. Есть много историй, которые это иллюстрируют. Он отметал всех, кто не готов был принять отречение и практику шуддха-бхакти. Известно, как он бескомпромиссно говорил лицедеям правду, раскрывая, что в действительности находится у них в сердце.

Ш.Бхактивинода Тхакур пожелал принять бабаджи-вешу от Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи в 1908 году. Поскольку Гауракишор дас Бабаджи принимал Бхактивиноду Тхакура как старшего, то не сразу отреагировал положительно на просьбу Бхактивиноды Тхакура. Однако, проведя несколько дней в доме у Бхактивиноды Тхакура, он согласился дать ему посвящение. Таким образом, Шрила Бхактивинода Тхакур был признан Шрилой Гауракишорой дасом Бабаджи достойным. Гауракишор дас Бабаджи не думал: «Он был в детстве мясоедом, поэтому он не может получить посвящение».

Попытка оценивать преданного за то, как он вёл себя в детстве или какие ошибки совершал в прошлом, крайне наивна. Это иллюстрирует история из «Упакхьяне-упадеше». Это произведение почитаемо в Сарасват-сампрадае.

 

Голый Пеньчо

В одной деревне жил мальчик по имени Паньчанан. Обычно в жарких странах маленькие дети даже на улице ходят голыми, и Паньчанан, которому в то время было всего пять лет, тоже бегал повсюду голышом. Вот почему соседи в шутку прозвали его "голый Пеньчо".

Однако Пеньчо был очень прилежным мальчиком: он серьёзно относился к учёбе, и его каждый год признавали лучшим учеником в школе. Он вёл себя очень хорошо, и поэтому многие соседи очень любили его.

Однако другие люди, у которых были довольно-таки натянутые отношения с отцом Пеньчо, вовсе не радовались успехам мальчика. Всякий раз, слыша похвалы в его адрес, они вне себя от зависти говорили: «Да провалитесь вы со своим голым Пеньчо! Все уши прожужжали его учёбой!»

Через несколько лет Паньчанан закончил учёбу, получил диплом юриста и стал работать адвокатом в суде. Когда об этом узнали соседи-завистники, они не могли удержаться от ядовитых замечаний: «Пеньчо, должно быть, просто подкупил экзаменаторов». Тем временем Паньчанан Бабу постепенно продвигался по служебной лестнице. Через пару лет он был назначен на пост окружного судьи и стал очень известным и почтенным человеком. Сердца недоброжелателей сжигала ужасная зависть. С перекошенными от злобы лицами они кричали: «Ну, конечно, рассказывайте сказки! Да разве мог этот мальчишка, это ничтожество стать окружным судьёй?!»

Когда же им показывали официальные бумаги, на которых красовалось: «Достопочтенный господин Паньчанан, окружной судья», они вопили во всё горло, выпучив глаза: «Даём голову на отсечение, что Пеньчо держат в суде как подсадную утку, и платят гроши!»

Таким образом, из этой истории становится ясно, что завистливые стараются низвергнуть уважаемых ныне людей или даже преданных. Поскольку у завистников нет должных аргументов, они вынуждены прибегать к таким «доказательствам», которые иначе как смешными не назовёшь. Злопыхатели, за неимением каких-либо достойных внимания аргументов, предпочтут говорить о прошлом великого или почитаемого человека, чем о его настоящем. Недоброжелатели скорее будут сосредоточены на ошибках, которые уже исправлены, тем самым демонстрируя признаки наличия зависти в сердце по отношению к преданному. Даже если преданный будет приносить благо сообществу, своей санге, или даже самим завистникам, они предпочтут продолжать клеймить его за прошлые ошибки или даже за то, чего никогда не было. Зависть – это страшный враг души.

Вайшнав может совершать ошибки в прошлом по тем или иным причинам, однако важно не прошлое, а то, каков он в настоящее время. Актуально думать не о том, что и кто делал, пока не обрёл мудрость и милость свыше, а о том, что собой представляет человек на сегодняшний день. Если же вайшнав уходит, обретя перед смертью прему, его ценят именно за это великое достижение. Важно не как человек прожил, имеет значение то, какие достижения он имеет перед уходом из этого мира. Что говорить о поступках тех людей, которые совершали ошибки в детстве! Это вообще не может быть принято, как нечто значимое.

Если пользоваться бестолковой логикой некоторых представителей Адвайта-паривары, позволивших себе критику в сторону уважаемого нами Шрилы Бхактивиноды Тхакура, то можно, в таком случае, обвинить их самих. Поскольку они в детстве испражнялись прямо в штаны, то, без сомнения, на данный момент их следовало бы считать даунами, слабоумными. А по этой причине их слова вообще не могут быть приняты к рассмотрению. Однако подобная ущербная критика не применяется настоящими вайшнавами, и если мы видим, что кто-то пользуется ею, значит, такие люди вообще не имеют отношения к вайшнавизму.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в связи с этим, комментируя поучительные истории «Упакхьяне-упадеши», пишет в отношении «Голого Пеньчо»: «Все девочки в детстве ходят голышом. Но когда они вырастают, крайне непорядочно и оскорбительно вспоминать эту особенность их детских лет, вводя их в краску».

Также уважаемый всеми Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж подтвердил высокое положение Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Духовное видение Шрилы Бхактивиноды Тхакура позволило ему открыть в начале 1888 года место явления Шри Чайтаньи Махапрабху! Теперь оно является местом паломничества для всех Гаудий, независимо от их паривары. Шрила Джаганнатха дас Бабаджи признал, что Бхактивинода Тхакур действительно обладает духовным прозрением. Это произошло, когда Бхактивиноде Тхакуру было пятьдесят лет. Так трансцендентная сила Шрилы Бхактивиноды Тхакура была подтверждена святыми, его современниками.

 

Конец 1 части

………………

Редакция: Ума д.д., Латика д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Вопросы и ответы