?

Вайшнав и его прошлое. Часть 2.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1138. Опубликовано: 26-04-2018, 08:05

Вайшнав и его прошлое

В защиту чести и божественного положения

Ом Вишнупады Шрилы Бхактивиноды Тхакура Махашайи

Ответ на обвинения последователей Адвайта-паривары

Часть 2

 

Вриндаванешвари д. Я помню, в лекциях некоторых проповедников, посвящённых вайшнавскому этикету, иногда упоминалось о том, что нельзя судить кого бы то ни было за ошибки, которые уже исправлены. 

Ари Мардан д.: Возвышенные шуддха-бхакты не имеют недостатков, поэтому они вне какой-либо мирской критики. Однако оскорбители всё же находят повод осуждать их. Такие грешники поносят вайшнавов, пользуясь тремя предлогами:

1) Они критикуют недостатки, которые присутствовали в личности до появления в её сердце шуддха-бхакти.

2) Критики пытаются ухватиться за последние склонности к греху, уже покидающие сердце вайшнава. Поскольку вайшнав борется со своими недостатками и признаёт их как греховные, всё же этого мало критикам. Они хотят зацепиться за почти искоренённые грехи и принизить статус верующего человека.

3) Хотя великий вайшнав свободен от дурных склонностей, но иногда по воле Бхагавана он может повести себя внешне недозволенным образом. И хотя подобное поведение у него никогда не превратится в привычку, всё же грешники критикуют его за это.

Цепляясь за малозначительные грехи и так называемые слабости, бессердечные люди сами роют себе могилу, совершая вайшнава-апарадхи.

 

Вриндаванешвари д.д.: Вы могли бы привести примеры того, как почитаемые вайшнавы совершали так называемые плохие поступки?

Ари Мардан д.: В истории известно много необычных случаев, которые не так просто понять новым людям. Например, Вы можете ознакомиться с жизнью Шрилы Бхакти Вилас Тиртхи Махараджа и историей его отношений со Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром. Мы недавно публиковали на «Гаудия-панджике» этот материал: https://vk.com/club156216678.

 

Вриндаванешвари д.д.: Есть ли какие-либо шлоки, говорящие об этих трёх идеях, что Вы привели выше?

Ари Мардан д.: В «Упадешамрите» Шрила Рупа Госвами пишет, опираясь на слова Шримана Махапрабху:

дриштаихсвабхава-джанитаир вапушаш ча дошаир 

на пракритатвам иха бхакта-джанасйа пашйет

гангамбхасам на кхалу будбуда-пхена-панкаир

брахма-драватвам апагаччхати нира-дхармаих

«О преданных, пребывающих в этом мире, никогда не следует судить с мирской точки зрения. Иными словами их нельзя считать обычными обусловленными душами. Несовершенства, свойственные их природе, такие как низкое происхождение, резкость, медлительность, а также телесные изъяны, такие как некрасивая внешность, болезни, физические недостатки, подобны пузырям, пене и грязи в Ганге. Хотя внешне вода Ганги кажется нечистой, она всегда сохраняет свою трансцендентную природу. И точ­но так же осознавшие себя вайшнавы всегда находятся на трансцендентном уровне, и потому не следует приписывать им какие-либо материальные недостатки» (Стих 6).

В «Нама-таттва-ратнамале» написано:

праг бхактерудйаддошах ашайавашишта эва ча
дайвотпаннашча бхактанам найвалочйах кадачана
сададдешйамрите йасту мришапавадамева ча
дошаналосайанйева са садху-ниндакохадхамаха

«Не нужно обращать внимание на недостатки бхакты – ни на те, что были у него перед появлением бхакти в сердце, ни на те, что временно остаются в нём, пока сердце очищается, благодаря процессу бхакти, ни на те, что могут проявиться в его поведении случайно по воле провидения. Тот, кто заостряет внимание на любом из таких недостатков, причём не с добрыми намерениями, но с целью оклеветать преданного, является оскорбителем праведной личности и в высшей степени падшим человеком».

В «Агастья-самхите» сказано:

адхикшипйа гурум мохат пурушам праваданти йе

шукаратвам бхавати эва тешам джанма-шатешв апи

«Те, кто под влиянием невежества считают великого духовного учителя баддха-дживой и потому осмеливаются его оскорблять, сто раз будут воплощаться в теле свиньи».

В «Бхагавад-гите», 9.30, Кришна говорит:

апи чет судурачаро бхаджате мам ананйа-бхак

садхур эва са мантавйах самйаг вйавасито хи сах

«Даже если у человека очень дурной характер, но он безраздельно поклоняется Мне, его следует считать садху, ибо он на истинном пути – на пути бхакти».

С натяжкой этот стих можно отнести к каништха-вайшнаву, переходящему с уровня анартха-нивритти на уровень ништхи. Чаще всего этот стих применим к начинающему мадхьяма-адхикари, поскольку зрелый садхак уже, как правило, наделён всеми благими качествами:

В «Чайтанья-чаритамрите» утверждается:

сарва маха-гуна-гана ваишнава-шарире
кришна-бхакте кришнера гуна сакали санчаре

«Все возвышенные добродетели обитают в теле чистого преданного. Все трансцендентные качества Кришны переходят к Его бхакте» (Мадхья, 22.75).

Что касается уттама-адхикари, то стих «Гиты», 9.30, неприменим к нему. Шрила Гауракишор дас Бабаджи и Шрила Джаганнатха дас Бабаджи наряду с великими садху нашей парампары признавали Шрилу Бхактивиноду Тхакура маха-бхагаватой, чьё вложение в развитие бхакти было тождественно по масштабам с вложением Самого Шри Чайтаньи Махапрабху! Именно поэтому Бхактивиноду Тхакура называют Седьмым Госвами, саптама госвами. Поэтому стих из «Гиты», 9.30, к нему также не относится.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Бхавануваде» к этому стиху (9.30), опираясь на комментарии Рамануджи, Шридхары Свами и Шри Мадхусуданы Сарасвати, пишет, выражая мнение Господа: «Моя привязанность к преданному естественна, и даже если он ведёт себя недостойно, Я не перестаю его любить и делаю его настоящим праведником». Такова причина, по которой Господь произносит этот стих. Слово судурачарах означает, что человеку может нравиться убивать, вступать в недозволенные отношения с женщинами или посягать на чужое богатство, но если он постоянно поклоняется Господу, его непременно следует считать праведным. Какие же признаки у его поклонения? В ответ Господь говорит: «Ананйа-бхак. "Садху – это тот, кто не поклоняется полубогам, а занят лишь поклонением Мне одному, кто не занимается ни кармой (т.е. не культивирует материальных желаний и не строит материального будущего), ни гьяной (т.е. не стремится к освобождению в брахмане или от страданий), а практикует только бхакти, и кто не стремится к собственному счастью, например, к обретению царской власти, а помышляет лишь о том, чтобы прийти ко Мне". Но как можно называть праведником (т.е. садху) того человека, который совершает дурные поступки? Верховный Господь отвечает: «Мантавйах – Его непременно нужно считать садху. В слове мантавйах содержится вывод: если кто-то отказывается признавать такого человека праведником, значит, он сам полон недостатков. Только Моё мнение может быть полностью авторитетным».

  Может быть того, кто с головой уходит в поклонение Господу и при этом иногда ведёт себя дурно, следует считать праведником лишь отчасти? Господь говорит в ответ: «Эва (без сомнений) – «Его нужно считать всецело праведным. Нельзя думать, что ему не хватает праведности, если он твёрдо решил (самйаг вйаваситах): "Пусть из-за своих грехов я отправлюсь в ад или рожусь птицей или животным, я всё равно никогда не сойду с пути безраздельного служения Шри Кришне (с пути айкантика-бхакти)"».

Другими словами, того, кто имеет признаки безраздельного и бескорыстного бхакти в своём сердце, следует считать «без пяти минут» святым, даже при наличии случайно совершаемых греховных поступков, которые продиктованы прошлыми мирскими самскарами. Если признаки айкантика-бхакти не присутствуют в сердце, тогда преданного нельзя признать садху. Последствия случайных грехов уничтожает в сердце преданного Сам Кришна:

агйане ва хайа йади папа устхита
кришна танре шуддха каре, на карайа прайашчитта

«Если же вайшнав неосознанно совершил грех, Кришна не заставляет его проходить через предписанный метод искупления. Вместо этого Он лично очищает Своего преданного» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.143).

Что касается маха-бхагавата-вайшнава, то Шри Чайтанья Махапрабху, предупреждая навадвипаваси, произнёс:

шуна випра махадхикари йева хайа

табе тана доша-гуна кичху на джанмайа

«Никакие благие или дурные качества не могут даже коснуться преданного, стоящего на уровне уттама-бхагаваты, маха-адхикари. Любой, кто продолжает плохо о нём думать, отправится в ад» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 6.26). 

Шри Кришна сказал Уддхаве в «Бхагаватам», 11.20.36:

на майй эканта-бхактанам гуна-дошодбхава гунах

садхунам сама-читтанам буддхех парам упейушам

«Нет смысла говорить о дурных или благих последствиях, к которым ведёт предписанная или запретная деятельность, если речь идёт о Моих экантика-бхактах, свободных от привязанности и злобы, одинаково расположенных к каждому и вручивших себя Бхагавану – Тому, Кто неподвластен мирскому рассудку».

Шукадева Госвами учит:

дхарма-вйатикамо дришта ишваранам ча сахасам

теджийасам на дошайа вахнех сарва бхуджо йатха

«Могущественные ишвары (маха-бхагаваты) не теряют своего положения, даже если на наш взгляд они дерзко нарушают некие нормы нравственности, ибо они подобны огню, который сжигает всё, что в него попадает, оставаясь при этом чистым» («Шримад-Бхагаватам», 10.33.29).

 

Вриндаванешвари д.д.: Этот стих о великих полубогах! Разве он подходит к гуру, вайшнавам или садху?

Ари Мардан д.: Да, поскольку лучшие из полубогов – чистые преданные, вайшнавы. Что касается уттама-вайшнавов нашей Гаудия-бхагават-парампары, то они даже могущественнее полубогов: ачарйам мам виджанийан – «Ачарья – это фактически Сам Я» («Ш.-Б.», 11.17.27). Таково мнение Самого Кришны об ачарьях. К тому же некоторые из великих полубогов являются гуру и находятся в нашей цепи ученической преемственности. Например, Брахма.

Древний комментатор «Бхагаватам» Шридхара Свами, комментируя «Шримад-Бхагаватам», 10.33.29, приводит в пример таких садху как Брахма, Сома, Вишвамитра. Также можно упомянуть Шиву, Бхригу Муни и других. Поведение этих садху может показаться с поверхностной точки зрения безнравственным, однако их не может коснуться грех. Эти садху легко справляются с последствиями «неблагочестивого поведения». Поэтому в «Чайтанья-Бхагавате», Антья-кханда, 387-388 говорится:

адхикари ваишнавера на буджхи вйавахара

йе джана ниндайе, тара нахика нистара

«Если кто-то критикует возвышенного вайшнава, не понимая его поведения, то он никогда не получит освобождения».

адхама-джанера йе ачара, йена дхарма

адхикари-ваишнавео каре сеи карма

«Порой возвышенный вайшнав может вести себя точно так же и проявлять такие же качества характера, что и материалист».

При этом следует знать, что в «Сарартха-варшини пракашика-вритти» Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами предупреждает: «Нужно всегда помнить, что так называемым дурным поступкам ананья-бхакт ни в коем случае нельзя подражать. Нельзя осуждать их за такие поступки и нельзя пытаться делать нечто подобное, что делают они». Подобную идею мы обнаруживаем также в «Бхагаватам», 10.33.30, в словах Шукадевы Госвами. Сыновья Маричи, внуки Брахмы, вынуждены были родиться демонами из-за того, что посмеялись над Брахмой, не поняв его поведения, думая, что он обычная джива, склонная совершать нелепые ошибки. Однако он не таков, его «падение» отличается от падения баддха-джив.

Любой человек, прежде чем открывать свой рот для критики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура или Шрилы Бхактивиноды Тхакура, должен продемонстрировать тождественные духовные достижения, имеющиеся у этих двух святых. Это принцип. Если критик не может привнести в мир больше, чем критикуемые им личности, тогда следует знать, что им руководит зависть и безумие. Тот, кто находится внизу, никогда не сможет понять величие того, кто выше его. Ваишнава чините наре девера шакати — «Даже полубоги не могут распознать вайшнава» («Чайтанья-чаритамрита»). Что говорить о каких-то людях, захлёбывающихся от зависти к великим святым? Всегда смотрите на свои достижения и тех, кого пытаетесь оценивать. Если вы превосходите обсуждаемую личность по вайшнавским качествам и вложениям, или если вы находитесь в равных позициях, тогда ваше мнение и критические замечания имеют вес.

 

Вриндаванешвари д.д.: «В равных»  – это значит брахман, санньяси, ачарья и тому подобное?

Ари Мардан д.: Внешнее положение часто не имеет значения. Есть брахманы, которые хуже демонов. Есть санньяси, что хуже атеистов. Только если брахман или санньяси по праву занимают брахманическое положение, имея для этого внутренние качества, тогда они могут быть признаны настоящими брахманами, ачарьями и санньяси. Если же их качества и поведение не соответствуют духовному статусу, тогда это другое дело.

 

Вриндаванешвари д.д.: Если не следует помнить о прошлых недостатках или так называемых грехах великих вайшнавов, то почему в биографиях этих преданных упоминаются так называемые изъяны? Разве не лучше было бы не упоминать о прошлых ошибках этих святых?

Ари Мардан д.: Лучше не упоминать о греховном прошлом преданных, уже освободившихся от греха. Это апарадха, которая не принесёт никаких благ завистливым критикам и его слушателям (читателям). Также нет смысла порицать так называемые грехи, совершённые садху-вайшнавами. Однако Шрила Бхактивинода Тхакур говорит о том, что существуют исключительные случаи, когда есть смысл упоминать о таком прошлом. Он пишет: «Никогда не следует вспоминать об ошибках, которые вайшнав совершил до того, как встал на путь бхакти. Единственное исключение, – если намерения самые благие» («Гаудия Патрика», год 7, выпуск 10. Переведено из журнала «Rays of the Harmonist», 2009г).

 

Вриндаванешвари д.д.: Как именно выражаются благие намерения в такой ситуации?

Ари Мардан д.: Например, биографы или проповедники хотят показать на примере великого вайшнава, что, совершая в прошлом даже самые отвратительные грехи, человек сможет оставить их и обрести святость. Наше спасение отчасти в наших руках, поэтому следует принять путь бхакти. Этот путь очищает от всех грехов. Также имеет значение настроение, с которым рассказчик говорит о вайшнаве. Это настроение должно выражать благорасположенность, а не пратикула-бхаву, негативное критиканство. Только при наличии этих двух составляющих можно упоминать о негативном прошлом святых. Хотя практика показывает, что именно прославление садху и описание их духовных подвигов больше всего вдохновляют людей.

Последователи Шри Чайтаньи Махапрабху, опираясь на священные писания, считают, что порицать вайшнава, не имея благих намерений, просто за то, что в его характере всё ещё сохраняются недостатки, которых постепенно становится всё меньше, является вайшнава-апарадхой. И даже если мы явимся свидетелями случайной ошибки вайшнава, которую он совершил по воле божественного провидения, нам всё же не следует осуждать его. Святой Карабхаджана сказал в этой связи следующее:

сва-пада-мулам бхаджатах прийасйа ейактанй абхавасйа харих парешах
викарма йач чотпатитам катханчид дхуноти сарвам риди саннивиштах

«Тот, кто оставил всё, что у него было, и занят исключительно служением (бхаджаном) лотосным стопам Шри Бхагавана, – очень дорог Ему. Даже если случайно у него появляется намерение заняться греховной, запрещённой деятельностью, Парамешвара Шри Хари, обитающий в сердце каждого, уничтожает не только подобные склонности, но также и все реакции, которые проявляются как результат совершения греха». («Шримад-Бхагаватам», 11.5.42).

Ошибочный упрёк и осуждение вайшнава за любой из только что описанных недостатков ведёт к нама-апарадхе, оскорблению святого имени. Ведь садху-нинда включена в список даша-нама-апарадх, десяти оскорблений харинамы. Тому, кто совершает вайшнава-апарадхи, никогда не получить даршана шуддха-намы. Пока человек оскорбляет садху, ему не получить доступа к мадхьяма-адхикаре. Без мадхьяма-адхикары человек так и будет пребывать в гунах материальной природы, то очищаясь с помощью нама-абхасы, то снова загрязняясь, проявляя садху-пратикула-бхаву. Практикуя подобным образом снова и снова до конца своих дней, такие люди, несомненно, остаются в самсаре. Поэтому обращать внимание на недостатки других можно исключительно с благими намерениями.

Истинные Гаудии учат: не имея благих намерений, не будучи способными помочь, или не желая помогать, нельзя обращать внимание на недостатки любого живого существа, не говоря уже о вайшнавах,  даже если мы полностью беспристрастны. Грех корить грешника, испытывая к нему ненависть. Грех корить вайшнава за прошлое, если он исправился. Грех порицать преданного, если он прилагает все усилия, желая исправиться, но не в силах пока побороть свои слабости. Ведь полноценное исправление не всегда в наших руках. Если духовный учитель или Господь прольют свою милость, то греховные тенденции уйдут. Не всё в наших руках. Начинающего каништха-адхикари вообще нет смысла осуждать за какие-либо падения, поскольку он ещё не поднимался над гунами материальной природы. Истинные вайшнавы не желают заниматься подобной греховной деятельностью.

Когда преданный признан как мадхьяма-адхикари, а позже ведёт себя как грешник, тогда он заслуживает порицания как падший. Неофиты падают много раз на дню, греша постоянно в своём уме, поэтому нет смысла тратить время, уличая их в слабостях. Порой они и так знают, что не доросли до того, чтобы считать себя настоящими садху. Однако если намерения человека благие, писания не запрещают с осторожностью осудить чьи-либо недостатки. Шрила Бхактивинода Тхакур учит в статье «Вайшнава-нинда», что существует классификация благих намерений критика:

1)      Желать блага тому, кого осуждают. Это не грех. Когда у критика есть намерение разобраться в чьих-либо грехах – это нормально, но при условии, что критик желает помочь грешнику.

2)      Желать блага для других, когда человек делает анализ чужих ошибок, тоже не грех. Возможно, что грешник не захочет получать помощь критика. Такое бывает нередко. Однако проблемная ситуация может быть рассмотрена для научения или предупреждения других. В таком случае не всегда есть смысл даже говорить о грешнике. Достаточно обсудить лишь грех или тенденцию к нему.

3)      Желая блага для самого себя, преданный может критически рассмотреть чью-либо ошибку или апарадху. Памятуя о грехах других людей и греховных последствиях, человек может получить для себя поучительный урок, наблюдая негативные последствия чьей-либо ошибки или греховного поступка. Поняв на примере грешника, к чему могут привести плохие поступки, аналитик может проявлять даже благодарность к тому, чью историю рассматривает или на чьём негативном примере учится. Именно поэтому в «Шримад-Бхагаватам» или «Чайтанья-чаритамрите» есть место описаниям различных историй, которые повествуют о грехах тех или иных людей.

Шрила Бхактивинода Тхакур пишет: «Например, если кто-то по одной из вышеперечисленных причин размышляет о недостатках таких исторических личностей как Валмики или Джагай и Мадхай, то подобные мысли не станут причиной греха. Ещё один пример: если ученик смиренно просит гуру обучить его, как распознавать вайшнавов, тогда духовный учитель, желающий блага ученику и всему миру, объяснит, что грешники не являются вайшнавами. Так с помощью антитезиса (или доказательства от противного) он обращает наше внимание на то, как отличить истинных вайшнавов от лжевайшнавов.

Если мотив осуждения – вдохновить преданного принять прибежище у лотосных стоп истинного вайшнава и оставить неискренних «проповедников религии», то нет риска совершить садху-нинду (оскорбление святой личности) или вайшнава-апарадху (оскорбление вайшнава). В подобных случаях даже критика, напрямую направленная на какую-то личность, не несёт в себе греха. Всё это примеры критики с благими намерениями».

 

Вриндаванешвари д.д.: Хорошо, эта тема ясна.

Почему всё-таки Шрила Бхактивинода Тхакур принял рождение в такой семье, где могли принимать в пищу мясо? Разве очень возвышенные вайшнавы могут родиться в семье, в которой не следуют стандартам духовной чистоты?

Ари Мардан д.: В этом мире возможно очень многое. Вы помните Шрилу Харидаса Тхакура? Некоторые кастовые брахманы не позволяли ему даже заходить в храмы, поскольку он родился в семье мусульман. Вы думаете мусульмане того времени не ели мясо? Суфии, мусульманские монахи, – вегетарианцы, однако обычные мусульмане не воздерживаются от мясной пищи. Как бы то ни было, Сам Шри Чайтанья Махапрабху принял Шрилу Харидаса Тхакура как величайшего из вайшнавов, несмотря на его происхождение из рода яванов. Гауранга признал Харидаса как великого нама-ачарью! Шри Чайтанья сказал:

ихате калира джива лабхибе мангала

нама-таттве туми хао ачарйа прбала

«О, Мой Харидас! Вели­ким благом для обусловленных душ Кали-юги является подроб­ное объяснение оскорблений святого имени, которое ты поведал. Ты истинно великая духовная личность и ачарья» («Харинама-чинтамани», 14.3).

Шрила Вриндаван дас Тхакур также подтверждает высочайшее положение Харидаса Тхакура:

сатйа сатйа харидаса-джагат-ишвара

чаитанйа-чандрера маха-мукхйа анучара

«Харидас, способный повелевать всей вселенной, был, несомненно, одним из лучших преданных Шри Чайтаньи» («Чайтанья-Бхагавата», Ади, 16.142).

Харидас Тхакур специально явился в этот мир как лучший среди вайшнавов, чтобы показать на своём примере, что низкое происхождение не должно приниматься в расчёт, если мы говорим о вайшнаве. Также нет смысла восхвалять слепо кого-то как великого святого, лишь потому, что он явился в знатном роду. Вриндаван дас Тхакур в «Чайтанья-Бхагавате», Ади-кханде, 16.237-238, 240-242:

‘джати, кула, саба-нирартхака’ буджхаите

джанмилена нича-куле прабхура аджате

«По воле Господа Харидас родился в семье из низших слоёв общества, чтобы показать, что благородное происхождение и высокое общественное положение не имеют истинной ценности».

‘адхама-кулете йади вишну-бхакта хайа

татхапи се-и се пуджйа’– сарва-шастре кайа

«Даже если преданный Господа рождается в низкой семье, всё равно он достоин почитания. Таково заключение священных писаний».

эи саба веда-вакйера шакши декхаите

джанмилена харидаса адхама-кулете

«Для подтверждения слов священных писаний Харидас родился в неблагородной семье».

прахлада йехена даитйа, капи хануман

эи-мата харидаса нича-джати нама

харидаса-спарша ванчха каре дева-гана

ганга о ванчхена харидасера маджджана

«Харидас родился в неблагородной семье точно так же, как Прахлада родился в семье демонов, а Хануман – в семье обезьян. Даже боги мечтали прикоснуться к телу Харидаса, а мать Ганга мечтала, чтобы Харидас вошёл в её воды».

Именно поэтому, даже когда Шри Харидас оставил тело, Шри Чайтанья Махапрабху обнимал его и танцевал с его телом, удерживая на Своих могучих руках. Махапрабху выражал глубочайшую любовь к Харидасу и всему тому, что с ним было связано. Обычно тело рассматривается как набор нечистот, однако тело Харидаса было неотличимо от его души, оно трансцендентно.

Шрила Джива Госвами в «Дургама-сангамани», комментарии на «Шри Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.66 пишет: «Даже если человек родился в низших слоях общества, разве могут несчастья постичь его, вступившего на путь бхакти?»

Гаруда носит на своих плечах Самого Господа Нараяну. Однако в «Махабхарате», Ади-парве, говорится о том, что Гаруда поедал не только змей, но и человекоподобных существ, нишадов! Несмотря на это, Всевышний принимает Гаруду как Своего носителя, вахану. Бог не соприкасается с низшей материей, однако Он перемещается повсюду, пребывая на спине своего чистого преданного, вовсе не являющегося лакто-вегетарианцем.

Вайшнавизм может быть разным, так же, как и вайшнавы. Если следовать логике критиков Шрилы Бхактивиноды Тхакура, тогда им следовало бы отвергнуть не только Бхактивиноду Тхакура, но и Ханумана и Гаруду. Сделав это, они утратили бы милость Господа. Однако здравый смысл говорит о том, что не всё так просто. Понимаете это?

 

Вриндаванешвари д.д.: Да. Хотя обычно нам говорят о вайшнавах как о совершенно безгрешных и чистых существах. Так нас всегда обучали и говорили о том, что мы также должны быть чисты.

Ари Мардан д.: Это так и есть. Вайшнавы всегда чисты, благодаря духовному образу жизни. Тот, кто имеет подлинную и полноценную вайшнавату (преданность), – всегда чист. Преданные Кришны ориентируются на идеал преданности гопи. Однако даже пастушек Враджи можно заподозрить с поверхностной точки зрения в нечистоте, когда мы говорим о паракия-расе и варнашрама-дхарме. Варнашрама не приемлет нарушения законов, но гопи по своей сварупе выше этих законов.

Вайшнав – это тот, кто достиг своей изначальной природы, дарованной ему Богом. Гопи и Гаруда живут сварупой, поэтому что бы они ни делали, подчиняясь своей нитья-свабхаве, они будут оставаться чистыми. Однако когда мы говорим о тех, кто не обрёл осознания своей изначальной природы, то чаще всего, чтобы они ни сделали, – это грех. Даже духовные усилия таких людей нередко оказываются нечистыми, осквернёнными саттва-гуной (мишра-саттвой), наймиттика-дхармой (временными обязанностями), кармой (мирским благочестием), викармой (грехом), аньябхиласой (инородными для бхакти желаниями). Всё, что несогласованно с чистой природой души и её вечным положением – это мала, скверна. Такова высокая этика бхакти-шастр.

 

Вриндаванешвари д.д.: То есть принимать мясо можно при условии, если мясоедение согласовано со сварупой дживы. А для садхаков это неприемлемо. Правильно?

Ари Мардан д.: Даже для садхаков есть определённые допущения. В «Веданта-сутре» есть раздел, известный как сарваннануматйадхикаранам. Он рассматривает пищевые ограничения. Например, когда жизнь находится в опасности. Об этом сказано в «Веданта-сутре», 3.4.28:

сарваннануматишка пранатйайе таддаршанат

абадхачча

апи ча смарйате

«Когда жизнь в опасности, разрешено принимать всякую пищу, так говорится в шрути. Подобное разрешение не вступает в противоречие с другими писаниями. Смрити утверждают то же самое».

Однако если садхак может жить здоровой жизнью без мяса, то ему следует однозначно отказаться от потребления такового любой ценой. Саттваты, – те, кто поклоняются Вишну, Кришне, не приемлют убойную пищу.

Тот, кто когда-то ел мясо, относительно легко может избавиться от этого греха. Не нужно думать, что мясоед навечно проклят и никогда не получит прощения от Бога или святых. В эпоху Кали на помощь приходит всемилостивое святое имя Бхагавана. В «Бхагаватам», 6.2.9-10 сказано:

стенах сура-по митра-дхруг брахма-ха гуру-талпа-гах
стри-раджа-питри-го-ханта йе ча патакино 'паре
сарвешам апй агхаватам идам эва сунишкритам
нама-вйахаранам вишнор йатас тад-вишайа матих

«Повторение святого имени Господа Вишну – самый верный способ искупить такие грехи, как кража золота и других ценностей, пристрастие к вину, предательство друга или родственника, убийство брахмана, сожительство с женой своего гуру или любого, кто достоин почитания. Это лучшее покаяние для того, кто убил женщину, царя, отца или корову, а также для всех прочих грешников. Стоит нечестивцу произнести святое имя, как Верховный Господь заметит его и подумает: «Он произнёс Моё имя, поэтому Я должен взять его под защиту».

Грех мясоедения с относительной точки зрения незначителен, гораздо опаснее нечестивая критика святых, таких как Шрила Бхактивинода Тхакур. Между папой (мирской греховностью) и апарадхой (преступлением против святости) огромная разница, такая же, как между материей и духом.

 

Конец 2 части

………………

Редакция русского языка: Ума д.д.

«Вайшнав и его прошлое», часть 1: http://sampradaya.ru/current/voprotv/8430-vayshnav-i-ego-proshloe.html

.: Вайшнавизм сегодня » Вопросы и ответы