?

Вайшнав и его прошлое. Часть 3.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1200. Опубликовано: 1-05-2018, 14:59

Вайшнав и его прошлое

В защиту чести и божественного положения

Ом Вишнупады Шрилы Бхактивиноды Тхакура Махашайи

Ответ на обвинения последователей Адвайта-паривары

Часть 3

 

Ари Мардан д.: Энергия бхакти или даже её тень необычайно могущественны. Именно поэтому нет ничего более привлекательного, чем преданное служение. Шрила Бхактивинода Тхакур жил в Джаганнатха Пури не один год, и, находясь в дхаме, каждый раз с огромным желанием посещал Ратха-ятру. Однако он не просто появлялся перед колесницей случайно или как обычный человек, ничего толком не понимая, он по-настоящему служил Господу Джаганнатхе. Именно Бхактивинода Тхакур смог поднять стандарт поклонения Божествам в Джаганнатха Мандире, когда служители этого храма перестали быть пунктуальными в служении шри мурти. Поэтому Шрила Бхактивинода Тхакур мог бы очень легко очиститься от любых грехов своего прошлого. С другой стороны, если принять тот факт, что он является нитья-сиддха-вайшнавом, пришедшим из духовного мира, то он всегда был безгрешен. После того, сколько он сделал для Божества и паломников, приезжающих на Ратха-ятру, критиковать его за мясоедение было бы совершенно оскорбительным.

 

Вриндаванешвари д.д.: Учение утверждает, что бхакти обладает огромной силой. Насколько я понимаю, все вайшнавы всех сампрадай признают это. Это так?

Ари Мардан д.: Тот, кто не верит, что бхакти может решить любую проблему, не является верующим человеком. Это касается не только вайшнавских сампрадай, – это истина для любого верующего человека, любой истинной религии. Если кто-то считает себя религиозным, то он должен автоматически верить в очистительную силу преданного служения. Если он будет думать, что истинная религия не спасает от греха мясоедения, тогда такой человек не может быть признанным даже каништха-адхикари. Каништха-адхикари может считаться таковым, если он принимает истины бхакти-шастр безоговорочно. Если бхакти-шастры утверждают, что преданное служение может избавить от греха, а так называемый верующий не принимает этого, тогда он атеист.

Ко мне однажды обратился один преданный, который признался в очень тяжёлом грехе. Этот грех был тяжелее, чем мясоедение. Преданный хотел обрести веру в то, что бхакти действительно может уничтожить все последствия ранее совершённых грехов. Тогда для того, чтобы его успокоить, я связался с Пуджьяпад Бхактиведантой Триданди Махараджем и задал ему ряд вопросов. Один из них как раз касался обсуждаемой нами сейчас темы, об очищающей силе бхакти. Махарадж дал ответ, который успокоил моего друга. Вы можете прочитать его, зайдя по этой ссылке: http://sampradaya.ru/current/interview/5439-sadhana-i-milost.html.

 

Вриндаванешвари д.д.: Это удивительно, но я часто встречала людей в нашей традиции, которые практикуют годами, но на деле не принимают утверждений или заключений священных писаний.

Ари Мардан д.: К сожалению, эти люди пришли не для того, чтобы обрести бхакти. Они пришли за чем-то другим. Чаще всего за мирским, либо, в лучшем случае, за освобождением. Поэтому им тяжело поверить в силу бхакти. Для веры в силу бхакти нужно быть устремлённым к бхакти.

Многие не только не обладают верой в писания, сомневаясь в них, но также не знают самих писаний, игнорируя их как бесполезную гьяну. Тот, кто не верит в слова шастр, даже если утверждает, что верит своему гуру, – лжёт. Когда приходит подлинная вера в гуру, она автоматически проявляется как вера в слова шастр.

 

Вриндаванешвари д.д.: Этим людям бы стоило это услышать.

Ари Мардан д.: Мы опубликуем это.

Анги бхакти очень могущественны. Тот, кто верит в очищающую силу бхакти-шакти, никогда не станет порицать святого за то, что он в прошлом ел мясо. Если мы наблюдаем такую критику, то она ясно говорит о том, что мы имеем дело либо с полными профанами в сфере бхакти, либо с откровенными атеистами.

Я уже приводил шлоку, которая говорит о силе святого имени Бога. Подобным очищающим действием обладает любой вид преданного служения. Даже памятование о Бхагаване обладает такой очистительной мощью, о которой мы даже не подозреваем. В «Кришнамрита-махарнаве», 44, говорится:

говинда-смаранам пумсам папа-рашим махачалам

асамшайам дахатй ашу тула-рашим иваналах

«Не может быть никакого сомнения в том, что памятование о Господе Говинде очень быстро испепеляет великую гору грехов, подобно тому, как внезапно вспыхнувший огонь мгновенно сжигает кучу сухой ваты хлопка».

Парашара Муни, Вьяса прошлой чатур-юги, в «Вишну Пуране», 6.8.19 сказал:

авашенапи йан намни киртите сарва-патакаих

пуман вимучйате садаих симха-траста мрига ива

«Если человек повторит имя Бхагавана даже неосознанно, он освобождается от всех пороков. Греховные склонности быстро покидают его, словно олени, которые быстро ретируются, едва заслышав в лесу рык льва».

шаштхйенапи намаскарам курватах шарнга-панайе

шата-джанмарджитам папам нашйати эва самшайах

«В руках у Бхагавана лук Шарнга. Если кто-то предложит поклон Ему, пусть даже не от чистого сердца, – вне всяких сомнений, такой человек освободится от грехов, накопленных за сотни его прошлых жизней» («Кришнамрита-махарнава», 90).

Таким образом, благодаря этим стихам становится понятно, что не только Шрила Бхактивинода Тхакур мог очиститься от греха мясоедения, сделав для Гаудия-вайшнавизма непостижимо много, но любой из людей, где бы он ни родился и чем бы он ни занимался в прошлом. Критикуя преданного за совершённые в прошлом оплошности, плоды которых уже сожжены, человек отправляет себя в ад.

 

Вриндаванешвари д.д.: Я сейчас должна хорошо продумать эти темы, чтобы в будущем я могла хоть как-то отвечать на подобные провокационные утверждения или вопросы.

Ари Мардан д.: Шесть Госвами говорили о том, что обретение совершенства в бхакти никоим образом не зависит от происхождения. Родился человек у мясоедов или нет, – неважно. Вы можете родиться где угодно и кем угодно, лишь бы человекоподобным существом, и тогда, приняв путь бхакти, сможете легко очиститься от всего неблагоприятного. В некоторых историях прошлого, которые описаны в Пуранах, даже животные достигали успеха, обращаясь к Богу. Вам наверняка известна история слона Гаджендры из Восьмой Песни «Шримад-Бхагаватам». Он так же, как и человекоподобное существо, очистился от всех грехов и достиг бхагават-крипы.

Шри Чайтанья Махапрабху желал, чтобы бхакти распространялось на Западе. Если бы западные преданные, родившиеся в семьях мясоедов и употреблявшие мясо, были однозначно обречены, тогда не было бы смысла говорить об их спасении. Бог отправляет на Запад Шрилу Бхактиведанту Свами и других могущественных проповедников, посылает моего Гурудева (Шрилу Нараяну Госвами Махараджа) и других. Если человек встретит подлинного вайшнава, примет прибежище у его стоп, тогда ему обеспечен успех. Вайшнав может спасти любого во вселенной, кем бы он ни был и где бы он ни жил. В «Падма Пуране» сказано:

ваишнаво варна-бахйо апи пунати бхуванатрайам

йа шудра бхагавадбхактас те ту бхагавата нарах

сарваварнешу те шудра йе на бхакта джанардане

«Вайшнав очищает (освобождает от любых грехов) все три мира, находится вне варн. Бхакты Господа не являются шудрами, это люди Бхагавана. И наоборот, люди любой варны считаются шудрами, если не преданы Господу Джанардане» (Также в «Хари-бхакти-виласе», 10.164-5).

Если так всё плачевно, если мясоед не может стать вайшнавом, тогда зачем отправлять кого-то на Запад? Зачем совершать какую-то миссию, приезжать, проповедовать, если грех мясоедения такой неубиваемый? Какой смысл говорить о Боге тем, кто, якобы родившись в семье млеччх, не сможет очиститься и принять бхакти? Бестолковые проповедники, разграничивая одних людей (западных) от других (индусов), попросту сапожники, о которых говорил Аштавакра, расисты, националисты.

Расизм и национализм в вайшнавизме признаётся как анартха. Тот, кто демонстрирует её, – баддха-джива. Это то, с чем боролся Шри Чайтанья Махапрабху. Он боролся против кастовой системы. Нет никакой особой разницы, где ты родился и у кого. Махапрабху противостоял этой греховной системе мировоззрения, и поэтому Его называли социальным реформатором. Вся наша гуру-парампара ориентирована на распространение бхакти во всей вселенной, невзирая на то, ест кто-то мясо или нет. Полноценная милость для всех джив – так учат все ачарьи сампрадаи. Почему некоторые люди в Индии остались глухими к их посланию? Почему они ради своих сектантских, сахаджийских целей позволяют себе критику Шрилы Бхактивиноды Тхакура?

Родившиеся в Индии и пропагандирующие подобное отклонение в вайшнавской философии не являются хинду. Есть определение истинных хинду, которое находится в словаре «Рама-коша»:

хиндур душто на бхавати нанарйо на видушаках

саддхармапалако видван шраутадхармапарайанах 

«Хинду не бывает порочным, неблагородным или легкомысленным. Он защищает вечную дхарму, обладает знанием и следует наставлениям шрути» ("Arya Sanskriti" by Shridhar Swami. 1908-73).

Кто не подпадает под данное определение по своим признакам, – не хинду. В то же самое время хинду может стать любой, если соответствует данным критериям. Это так же, как в определении слова арья. Тот, кто следует правилам, установленным Богом, принимая шастры, – тот арья, кто не следует – анарья.

 

Вриндаванешвари д.д.: Неожиданный поворот, меняющий представление об этом термине.

Ари Мардан д.: В согласии с высокими и чистыми толкованиями мы можем понять, кто есть кто на самом деле. Подлинный взгляд на значение слов раскрывает глаза и показывает, где именно произошла подмена ценностей и кто скрывается под волчьей шкурой.

В нашей традиции бхакти-йоги везде написано, что бхакти не зависит ни от каких обстоятельств, она не терпит границ и преград, уничтожая всё греховное, она входит в сердца всех джив без исключения. Бхакти – сватантра, бхакти самодостаточна и не зависит ни от чего материального. Об этом повествует первая глава «Мадхурья-кадамбини». Поэтому даже бывший мясоед может стать святым.

 

Вриндаванешвари д.д.: То есть другими словами, как я понимаю, все эти бабаджи косвенным образом так и не изменили своих позиций и остались на уровне кастовой системы. Видимо поэтому в глубине своей души они не принимают ни Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати, ни Шри Чайтанью Махапрабху с Его реформами и других Сарасват-вайшнавов. Похоже, они всё равно остаются на своей кастовой волне, утверждая, что надо получить благоприятное рождение для достижений в бхакти и тому подобное.

Ари Мардан д.: Я не думаю, что все бабаджи настолько плохи и находятся в рамках кастовых предрассудков. Но значительная часть людей в Индии находятся под влиянием кастового мышления. Почему? Потому что в Индии до сих пор кастовая система имеет место, и она достаточно влиятельна. Об этом рассказывал и Ваш духовный учитель, Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж. Мой Гурудев, проповедуя в разных штатах Индии, тоже не раз рассказывал в хари-катхе о том, что даже принявшие от него харинаму и дикшу, выслушав от него множество наставлений, автоматически продолжают жить кастовым сознанием. Это всегда расстраивало его. Только чистая душа может не реагировать на кастовые различия.

Попробуйте только пойти против кастовой системы в Индии. Кастовые брахманы не сдадут так просто своих позиций. Даже если они не имеют качеств брахмана, которые описаны в «Бхагавад-гите», 18.42, они не откажутся от престижа, почестей и своего положения. Я лично встречался с кастовыми предрассудками в Индии. К сожалению, у меня не было времени и переводчика, чтобы разбить их ложные взгляды. Наши ачарьи уже дали все наставления на эту тему. У нас множество стихов по этому поводу. Здравый смысл и шастрическая логика опровергают кастовое сознание.

 

Вриндаванешвари д.д.: Эти критики утверждают, что якобы Бхактивинода Тхакур многое изменил в текстах Шести Госвами. Как на это реагировать?

Ари Мардан д.: Шрила Бхактивинода Тхакур не изменял работы Шести Госвами. Все основные работы Шрилы Бхактивиноды Тхакура практически уже переведены на русский язык. Что касается работ Шести Госвами, то их тоже переводят прямо с оригинала, часто не пользуясь переводами, сделанными ранее Шрилой Бхактивинодом Тхакуром. Поэтому любой может провести сверку и убедиться, что именно писал Шрила Бхактивинода Тхакур, а что писали Шесть Госвами. Другое дело, когда Бхактивинода Тхакур передавал некоторые идеи Шести Госвами, перефразируя их, но это нельзя назвать перепиской книг. Поэтому обвинители лгут.

Ачарья может доносить до публики идеи ранних святых в той форме, в какой они смогут быть приняты и осознаны в согласии с обстоятельствами. Кала-деша-патра, место, время и обстоятельства, – это три фактора, которые всегда обязаны учитывать проповедники. Даже Сам Кришна учитывает эти три момента, когда что-либо делает или говорит, деша-кала-супатрагйа. Это одно из Его качеств, которое мы обнаруживаем в списке из шестидесяти четырёх. Они упомянуты в «Бхакти-расамрита-синдху» Рупой Госвами.

Если гуру не учитывает эти три правила во время проповеди, тогда его нельзя назвать гуру, а в ряде случаев его даже следует отвергнуть за нарушение кала-деша-патры. Тот, кто говорит просто как попугай, демонстрируя свою память, которая ещё не доказывает наличия вигьяны, мудрости, бесполезен для учеников. Гуру, согласуя обстоятельства с целью, может дать часть истины или её форму, минуя глубокое содержание. Во время проповеди это приемлемо.

Мы знаем, что каждый ведический стих имеет скрытое (гухья) сокровенное значение, а также простое или буквальное (рупа). Некоторые идеи стихов можно передавать лишь языком, доступным только для каништха-адхикари, учитывая их необразованность. Можно переводить шлоки так, чтобы они раскрывали более глубокий смысл, чтобы люди, прошедшие стадию анартха-нивритти, смогли извлечь для себя больше, чем неофиты. Адаптированная мысль для блага большего количества людей очень важна, иначе она может быть отвергнута.

Также есть удивительные толкования стихов шастр, раскрывающие лилу Радхи и Кришны во Вриндаване. Подобное толкование доступно только для маха-бхагавата-вайшнавов. Они везде видят своих ишта-дэват. Не нарушая правил этимологии санскритских слов при толковании шлок, великие святые могут видеть Божественную Чету в каждой строке любой шлоки и любой шастры. Так святые могут передавать гухья-бхашу, сокрытое от всех значение разнообразных ведических произведений. Преданных, способных видеть расу везде называют сараграхи или парамахамсы. Они зрят высшую божественную суть в любых грантхах (книгах).

Порой ачарьи, перефразируя стихи смрити, агам и шрути, не передают их скрытого смысла. Как правило, это связано с широкой проповедью, когда пишут книги для большинства. Нет смысла раскрывать глубины для незрелых адептов, поскольку это может привести к апарадхам, например, к нама-апарадхе, ашраддадхане вимукхе пй ашринвати йашчопадешах шива-намапарадхах (9 нама-апарадха из «Падма Пураны») или сахаджии. Так учат бхакти-шастры и Сам Махапрабху. На основании этого можно допускать, что Шрила Бхактивинода Тхакур сознательно не погружался в раскрытие глубокого смысла некоторых стихов Шести Госвами, когда писал свои книги на основе их произведений. Но подобный подход не является искажением стихов, это подача таковых в согласии с кала-деша-патрой.

Шрила Бхактивинода Тхакур написал много книг, и часть этих книг передаёт идеи Госвами Вриндавана. Для сохранения аутентичности Бхактивинода Тхакур цитирует оригинал, оставляя в своих книгах шлоки, написанные Шести Госвами на санскрите. Подобное можно встретить в его работе «Бхаджана-дарпана-бхашья» или в «Пийуша-варшини-вритти», комментарии на «Упадешамриту». Сохранив оригинал шлок Шрилы Рагхунатхи даса Госвами или Шрилы Рупы Госвами, Шрила Бхактивинода Тхакур написал к ним свои комментарии на бенгали. Подобное он сделал и в своей работе «Бхава-вали».

Обычно тот, кто желает исказить оригиналы, не приводит шлоки на санскрите и делает просто перевод на другой язык. Однако Бхактивинода Тхакур цитировал санскритские шлоки в своих книгах. Кто-то может подумать, что он это делал, зная, что санскрит уже является мёртвым языком, и на нём никто уже не говорит и не читает, поэтому никто не сможет проверить, исказил ли переводчик санскрит или нет. Но тогда возникает вопрос: зачем Бхактивинода Тхакур писал также некоторые свои комментарии на санскрите? Например, он писал комментарии на санскрите в «Санмодана-бхашье» (Комментарий к «Шикшаштаке»), "Бхаджана-дарпана-бхашье" (Комментарий к «Манах-шикше»), «Ведарка-дидхити» (Комментарий на «Шри Ишопанишад»). Также он писал книги на санскрите: «Таттва-вивека», «Таттва-сутра», «Шри Гауранга-лила-смарана-стотра» – сто четыре стиха на санскрите, вкратце рассказывающих о деяниях и наставлениях Чайтаньи Махапрабху на основе «Чайтанья-бхагаваты» и «Чайтанья-чаритамриты». Всё это означает, что он писал для знающих санскрит людей, которые при желании смогут сверить санскритскую версию стихов в книгах Бхактивиноды Тхакура и в книгах Шести Госвами.

Как-то раз Шрила Бхактивинода Тхакур нашёл «Хари-бхакти-калпа-латику», санскритский труд о чистой преданности Богу, принадлежащий неизвестному автору. Это произведение, рукопись которого Бхактивинода Тхакур обнаружил в Джаганнатха-Пури, доступно сейчас и на английском языке и на русском. Важно отметить то, что содержание этой книги не противоречит идеям, выражаемым Шрилой Бхактивинодой Тхакуром в его книгах. По этой причине Шрила Бхактивинода Тхакур ратовал за то, чтобы эта книга была распространена по всему миру. Бхактивиноде Тхакуру не пришлось править «Хари-бхакти-калпа-латику» под себя или своё мировоззрение под эту книгу, поскольку видение автора этой книги и видение Бхактивиноды Тхакура абсолютно идентичны. Это доказывает, что Бхактивинода Тхакур не мыслит как-то по-своему. Его видение истинно и соответствует видению ранних святых.

Гаудии ориентируются не только на книги Бхактивиноды Тхакура, но и на работы других ачарьев, проповедовавших до Шрилы Бхактивиноды Тхакура, а также на классику шрути и смрити. Мы можем изучать «Падма Пурану», «Бхагавата Пурану» и другие шастры. Информация в них идентична той, которую мы находим в работах Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Сам Бхактивинода Тхакур постоянно цитирует в своих книгах классические шастры, чтобы доказать непогрешимость собственных мыслей. Всё, что мы принимаем и понимаем, должно быть всегда согласовано со словами гуру, шастр и садху.

 

Вриндаванешвари д.д.: Понятно.

Ари Мардан д.: Если возвратиться к нашей главной теме беседы, то ещё в древних шастрах сказано, что даже собакоед может стать истинным гуру. «Падма Пурана» учит:

шат-карма-нипуно випро мантра-тантра-вишарадах
аваишнаво гурур на сйад ваишнавах шва-пачо гурух

«Ученый брахман, сведущий во всех областях ведического знания, не имеет права становиться духовным учителем, если не является вайшнавом, то есть не владеет наукой сознания Кришны. Но вайшнав, будь он даже в прошлом собакоедом (или родившимся в семье собакоедов), может стать истинным гуру». 

Это означает: кем бы ни был вайшнав в прошлом, если он обретёт Сознание Кришны, то может быть признан как гуру. Шва – «собака», а пача – «готовит». Йах шван пачати сах швапачах – «Тот, кто готовит в пищу собак, тот именуется швапачей». Со стихом из «Падма Пураны» знакомы все, кто изучал гуру-таттву.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в своей работе, которая называется «Брахман и вайшнав», выступает против кастового сознания. Эта книга основана на его выступлении, которое когда-то состоялось в присутствии многочисленных брахманов в Индии. Обосновывая критику кастового мировоззрения присутствующим, он, как положено пандиту, цитировал классические шастры. Никто из слушающих его не посмел возразить, потому что образованные люди не выступают против Вед. Во время своего выступления он опирался на смрити и шрути, а не только на Бхактивиноду Тхакура. Он приводил слова из «Падма Пураны»:

арчйе вишнау шила-дхир гурушу нара-матир ваишнаве джати-буддхир

вишнор ва ваишнаванам кали-мала-матхане пада-тиртхе 'мбу-буддхих

шри-вишнор намни мантре сакала-калуша-хе шабда-саманйа-буддхир

вишнау сарвешвареше тад-итара-сама-дхир йасйа ва нараки сах

«Кто считает Божество в храме деревянным или каменным; кто видит в духовном учителе, принадлежащем ученической преемственности, обыкновенного человека; кто думает, что вайшнав из Ачьюта-готры относится к какой-то касте или вероисповеданию; кто считает воду Ганги или чаранамриту обыкновенной водой; кто полагает, что маха-мантра – это материальный звук, – тот считается обитателем ада» (стр. 90).

Слова из «Чайтанья-чаритамриты», Антья, 5.84-86:

саннйаса пандита-ганера карите гарва наша

нича-шудра-двара карена дхармера пракаша

«Чтобы уничтожить ложную гордость так называемых отшельников и учёных, Он (Махапрабху) распространяет истинные основы религии даже через низкорождённого шудру из четвёртого сословия».

'бхакти', 'према', 'таттва' кахе райе кари' 'вакта'

апани прадйумна-мишра-саха хайа 'шрота'

«Шри Чайтанья Махапрабху проповедует преданное служение, экстатическую любовь и абсолютную истину устами Рамананды Рая, низкородного грихастхи. Сам Шри Чайтанья Махапрабху, возвышенный брахман-саннъяси, и Прадьюмна Мишра, брахман, прошедший очищение, становятся слушателями Рамананды Рая».

харидаса-двара нама-махатмйа-пракаша

санатана-двара бхакти-сиддханта-виласа

«Шри Чайтанья Махапрабху явил славу святого имени Господа через Харидаса Тхакура, магометанина по рождению. Он передал суть преданного служения через Санатану Госвами, который был практически обращён в мусульманство».

Слова Шивы Махадева:

махешвара увача

стхито брахмана-дхармена брахманйам упадживати

кшатрийо ватха вайшйо ва брахма-бхуйах са гаччхати

эбхис ту кармабхир деви шубхаир ачаритаис татха

шудро брахманатам йати вайшйах кшатрийатам враджет

этаих карма-пхалаири деви нйуна-джати-кулодбхавах

 шудро 'пй агама-сампанно двиджо бхавати самскритах

кармабхих шучибхир деви шуддхатма виджитендрийах

шудро 'пи двиджа-ват севйа ити брахмабравит свайам

свабхавах карма ча шубхам йатра шудро 'пи тиштхати

вишиштах са двиджатер ваи вигйейа ити ме матих

на йонир напи самскаро на шрутам на ча сантатих

каранани двиджатвасйа  вриттам эва ту каранам

сарво 'йам брахманолоке вриттена ту видхийате

вритте стхитас ту шудро 'пи брахманатвам нийаччхати

этат те гухйам акхйатам йатха шудро бхавед джвиджах

брахмано ва чйуто дхармад йатха шудратвам апнуйат

Махешвара сказал Дурге: «Если кшатрии и вайшьи станут вести себя как брахманы и полностью посвятят свою жизнь исполнению брахманических обязанностей, то смогут взойти на уровень брахманов. О богиня, следуя этим путём, шудра может стать брахманом, а вайшья может стать кшатрием. Поступая так и следуя священным писаниям агамам, или, другими словами, получив посвящение в системе панчаратрика, низкородный шудра может стать брахманом. О богиня, Господь Брахма лично провозгласил, что обуздавший себя, совершающий чистые поступки шудра достоин того, чтобы ему поклонялись как брахману. Я же думаю, что шудра, отличающийся благочестивыми делами и покладистым характером, даже лучше брахмана. Рождение, очистительные ритуалы, изучение Вед и хорошая наследственность не делают человека брахманом. Единственным мерилом здесь служит поведение. Человек рождается в этом мире как брахман только вследствие своей природы. Шудра, утвердившийся в исполнении брахманических обязанностей, становится брахманом. Итак, я раскрыл тебе тайну, как рождённый шудрой превращается в брахмана, а рождённый брахманом, отступив от исполнения своих предписанных обязанностей, становится шудрой» («Брахман и вайшнав», «Особое свидетельство», стр. 63-64).

 

Вриндаванешвари д.д.: Мне кажется, что даже если они получат такие ответы, они всё равно не примут Шрилу Бхактивиноду Тхакура.

Ари Мардан д.: С этой точкой зрения можно согласиться. Я скажу Вам почему.

Дело в том, что часть индусов, которые рядятся в одежды так называемых святых или вайшнавов, видя, что западные люди начинают искать истину и приезжают для этого в Индию, начинают позиционировать себя, как якобы знающих пандитов, исключительных хранителей секретов шастр. Как только они видят, что на этом можно заработать деньги или славу, они начинают возвышаться и принижать тех, кто обращается к ним за помощью. Чтобы растянуть свою афёру во времени и извлечь из неё как можно больше денег и почестей, они начинают говорить о своём уникальном происхождении и напоминать о том, что родились в семьях брахманов или глубоко верующих людей.

Делая акцент на внешние достижения, так называемые садху дурачат людей, не понимающих, что судить о садху можно лишь с позиции бхакти-шастр и слов маха-бхагавата-вайшнавов. И поскольку неофиты не знают должным образом бхакти-шастр, а также, как правило, не понимают ясно слов сад-гуру, то их очень легко обмануть. Также шарлатаны приговаривают о бесперспективности западных преданных, поскольку они по внешним характеристикам, по крови, не такие, как индусы. Себя же эти люди возвышают до уровня величайших святых, подменяя критерии для идентификации личности. Естественно, всё это приводит к последующим апарадхам, совершаемым даже по отношению к таким великим святым, как Шрила Бхактивинода Тхакур.

Критики Бхактивиноды Тхакура утверждают, что совершают рагануга-бхаджан. Однако, учитывая их нелепые обвинения, становится понятно, что у них нет даже адхикары для практики ваидхи-садханы. Поскольку их модель обвинений характерна больше для невежественных каништха-адхикари. А полноценной садханой может заниматься лишь тот, кто прошёл стадию анартха-нивритти и смог избавиться от такой анартхи как таттва-бхрама (невежество в отношении базовых истин шастр). При наличии анартх в своём сердце и тенденции верить в собственную дутую адхикару, человек обманывает себя и других в том, что совершает рагануга-бхакти. Следует однозначно определить такого человека в категорию сахаджий. Именно сахаджии склонны к имитации духовной жизни.

Приведённые мною стихи из шастр говорят о том, что критики Бхактивиноды Тхакура полностью не правы: как с точки зрения таттвы (философии), так и с точки зрения сад-ачара, этикета. Их рассуждения попахивают расизмом, а чистый вайшнавизм к телесной концепции никакого отношения не имеет. Вайшнавизм – это дитя нитья-дхармы, дхармы души, а не дхармы бренного тела. Я не раз встречался с такими присказками, которые исходят от этих материалистов. Они пользуются безграмотностью западных людей, наивно думающих, что в секте их научат чему-то полезному.

Не имеет значения, кто из какого чрева появился и через что прошёл, прежде чем пришёл в традицию бхакти. Какая разница, что он ел в прошлом? Если преданный живёт чистой жизнью, если он получил милость сад-гуру, он может сам стать истинным гуру:

брихан-нарадийе йаджна-мали-упакхйананте

хари-бхакти-паранам ту сангинам санга-матратах

мучйате сарва-папебхйо маха-патакаван апи

«В «Брихан-нарадия Пуране», в истории Ягьямали, говорится: «Даже очень греховный человек может освободиться от всех грехов в общении с теми, кто общается с маха-бхагавата-вайшнавами» («Хари-бхакти-виласа», 10.252).

Нужно искать общества тех, кто принципиально и бескомпромиссно следует высшим принципам шастр, а не тех, кто радует обусловленное гунами материальной природы сердце своих учеников. В «Падма Пуране», разделе, известном как «Вайшакья-махатмья», сказано:

татраива претопакхйане претоктау

апакароши дуритам шрейах самйоджайати апи

йашо вистарайати ашу нринам ваишнава-сангамах

«Общение с величайшими вайшнавами (уттама-адхикари) немедленно уничтожает грехи человека, дарует высшее благо и приносит ему доброе имя и подлинную славу».

Оскорбители Бхактивиноды Тхакура забывают о том, что в прошлых жизнях сами были мясоедами, дикарями и животными. Все без исключения. Только нитья-сиддхи пришедшие из духовного мира вне реинкарнации и её последствий. Все цивилизованные люди, которые начали практиковать бхакти в этом рождении, в прошлых воплощениях были отъявленными грешниками. Также известно, что карма настигает мясоеда, как за то, что он ел мясо в этой жизни, так и за то, что он ел мясо в прошлых жизнях. Так сказано об этом в «Гаруда Пуране». Если это становится понятно, то какой смысл критиковать за мясоедение в этой жизни, если фактически все ели мясо в прошлых воплощениях? Главное, это то, что бхакти избавляет от этого греха достаточно легко, при условии, что человек больше не возвращается к нему. Поэтому, кто понимает эту логику, становится ясно, что критики Бхактивиноды Тхакура, должны были прежде посмотреть на торчащие брёвна в своём глазу. Забыв о реинкарнации и поторопившись осудить святого вайшнава, они продемонстрировали банальную безграмотность.

 

Вриндаванешвари д.д.: Все объяснения очень внятны и дают понимание поднятого вопроса. Я встречалась с некоторыми бывшими подругами, которые ушли из ИСККОН и так и не смогли ответить критикам, поносящим ачарьев нашей сампрадаи. Когда эти девушки видят научные объяснения и контраргументацию, то говорят: «Это сухая гьяна, в которой нет чего-либо ценного. Нужно игнорировать все эти объяснения, цитаты и высказывания и просто искать нектар».

Ари Мардан д.: Так могут думать только совершенно безграмотные люди. Они не ушли из ИСККОН, поскольку они и не были в ИСККОН. В настоящем ИСККОН даруют подлинные знания. Там, где нет шансов получить таковые, – там нет ни ИСККОН, ни Гаудия Матха. Если кто-то находится в подлинном ИСККОН или Гаудия Матхе, он получает ясное представление о ценностях этих школ, о садхье. Я докажу, что Ваши бывшие подруги не правы.

Прежде всего, следует знать кто такой Кришна. Вы утверждаете, что подругам нужен нектар, раса, бхава, эмоции любви и тому подобное. Слово «раса» означает «вкус», «нектар». Согласно «Риг-веде» («Тайттирия-упанишад», 2.7.1) Шри Кришна известен как расо ваи сах:

расо ваи сах

расам хй эвайам лабдхвананди бхавати

ко хй эванйат ках пранайати

йад эша акаша ананда на сйат

эша хй эванандайати

«Пара-таттва – это раса, и ничто иное. Обретя эту расу, джива начинает испытывать ананду. Если бы единая Абсолютная Истина (Кришна) не была воплощением ананды в форме расы, кто мог бы сколько-нибудь прожить или попытаться выжить? Только Он (Господь) дарит наслаждение каждому».

Поэтому стремление к Кришне, как к проявлению нектара и как к Тому, кто дарует блаженство, естественно для души.

Однако Кришна известен также как адвая-гьяна пара-таттва – Высшая недвойственная Абсолютная Истина. Эта Истина известна также как Чайтанья – «Чистое Сознание, свободное от любых примесей». Также Господь Кришна является олицетворением чит-шакти, это означает, что Он высший источник мудрости. Шрила Вьясадева в «Шримад-Бхагаватам», 1.1.1 называет Кришну учителем ади-кави, наставником изначального мудреца – Брахмы. Брахма является олицетворением разума вселенной, он первый философ: тене брахма хрида йа ади-кавайе. Таким образом, даже Брахма учится у олицетворения всей мудрости – Кришны, потому что Бог – чистое сознание, Высший Сознающий. «Йога-сутра» 1.26 учит: татра ниратишайам сарвагйабиджам – «Бог – учитель древних, Он вне влияния времени». Таким образом, Бог – это не только раса и нектар, но ещё и Истина, Мудрость, Знание.

Если кто-то желает принимать только блаженную природу Бхагавана, бхаву, но игнорирует Его сознание, гьяну, читту и кришна-упадешу, учение, такой человек будет обманут сахаджией, провалится в сектантство и никогда не достигнет при таком подходе совершенства. В «Пракрита-раса шата-душини», 26-28 Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада говорит:

сиддханта вихина хоиле кришне читта лаге на
самбандха-хинера кабху абхидейа хайа на

самбандха-вихина джана прайоджана пайа на
ку-сиддханте вйаста джана кришна-сева коре на

сиддханта-аласа джана анартха то чхаде на

джаде кришна бхрама кори кришна-сева коре на

«Если в сердце у человека отсутствует знание о духовной практике, данное Господом и ачарьями прошлого, то в таком сердце никогда не поселится Шри Кришна. Не понимая духовной науки, такой человек не способен на настоящее преданное служение. Не имея в сердце духовного знания, любовь к Богу становится недоступной. Кто имеет своё личное понимание и восприятие духовной жизни, отличное от того, что излагается в бхакти-шастрах, попросту одурачен. Такой человек даже если и думает, что занимается служением Богу, в действительности даже не приблизился к его совершению. Пытающийся заниматься служением Кришне, не радеющий о своём духовном образовании и желающий сохранять невежество, никогда не освободится от анартх, мешающих ему на пути к Кришне. Воспринимая Господа ограниченным образом, такой человек не сможет удовлетворить Кришну своим служением».

Таким образом, принимая Бога или Его трансцендентную природу наполовину, человек не достигнет успеха, даже если будет думать, что занимается севой, обманывая себя. Он не обретёт успеха, даже если он будет тешить себя «духовным» аутотренингом, уверяя себя и окружающих в том, что идёт по правильному пути. Сахаджии не желают следовать по стопам Брахмы, учителя нашей Брахма-сампрадаи, они не хотят принимать примера одного из главных учителей нашей школы, поэтому эти люди – сектанты. Брахма изучает философию Сознания Кришны, а сахаджиям это неинтересно. Находясь вне анугатьи, эти люди после смерти уйдут в иллюзорный Вриндаван и будут служить иллюзорному Кришне до тех пор, пока их иллюзии не будут рассеяны.

……………………..

Редакция русского языка: Ума д.д., Латика д.д.

«Вайшнав и его прошлое», часть 1: http://sampradaya.ru/current/voprotv/8430-vayshnav-i-ego-proshloe.html

«Вайшнав и его прошлое», часть 2: http://sampradaya.ru/current/voprotv/8432-vayshnav-i-ego-proshloe-chast-2.html

.: Вайшнавизм сегодня » Вопросы и ответы