?

Истории от Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 416. Опубликовано: 2-01-2019, 17:01

Истории от Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

 

Шрила Б.Нараяна Махарадж: Я был личным слугой моего Гурудева, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа, и повсюду путешествовал с ним. Мы тогда находились в Гаудия Веданта Самити Матхе (проповеднический центр и ашрам) в Калькутте. Именно там в 1946 или 1947 году я впервые встретил Свамиджи*. (*По традиции в Гаудия Матхе ко всем ачарьям и санньяси обращаются по именам, полученным во время принятия санньясы. Имя Шрилы Прабхупады было Свами. Шрила Нараяна Махарадж добавляет суффикс "джи", так как он  выражает большое уважение, а также близкие отношения и любовь. До поездки Шрилы Прабхупады на Запад они вместе жили во Вриндаване и относились друг к другу как близкие  друзья. Иногда Шрила Нараяна Махарадж называет Шрилу Прабхупаду Свамиджи или Свами  Махарадж, иногда Прабхупада или Шрила Прабхупада. Кроме того, поскольку оба они приняли санньясу у одного и того же гуру, они были духовными братьями).           

 Когда бы Гуруджи ни приехал в Калькутту, Свамиджи приходил увидеть его. Свамиджи встретил Шрилу Прабхупаду в 1922 году, а четырьмя годами раньше, в 1918, мой Гуру Махарадж принял у него  посвящение, поэтому мой Гуру Махарадж был старшим духовным братом Шрилы Бхактиведанты Свамиджи. С самого начала они были близкими друзьями.

В 1939-40 годах в миссии Гаудия начались проблемы, и мой Гуру Махарадж отправился в Праяг, Аллахабад, и поселился в доме у Свамиджи. В это время у Свамиджи был хороший фармацевтический магазин, он был очень известен. Мой Гуру Махарадж провёл с ним пять или шесть месяцев, они много беседовали.  В 1941 году мой Гурудев вместе с Бхактиведантой Свамиджи основал в Калькутте Гаудия Веданта Самити. В это время Свамиджи ещё звали Абхай Бабу. Я пришёл в Матх в 1946 году, и, возможно, сразу или месяцем позже приехал в Калькутту. Свамиджи тоже снова прибыл туда. Я был личным слугой моего Гурудева, а также служил Свамиджи. Он был счастлив видеть моё служение Гурудеву. Он задал мне несколько вопросов и был очень доволен ответами. Он спросил: "Как твоё имя? Где ты присоединился к нам?»

В 1953 году наш Гуру Махарадж начал издавать два журнала – "Шри Бхагават Патрика" и "Гаудия Патрика". "Гаудия Патрика" был на бенгали, а "Бхагават Патрика" на хинди. Гуру Махарадж попросил Свамиджи быть главным редактором обоих журналов. Свамиджи согласился и начал писать статьи. Так много хороших статей, особенно по "Бхагавад-гите"! Он написал одну статью о миссии мурги. Мурги значит "курица", миссия "курицы". Они называют себя религиозными людьми, но питаются мясом мурги (кур) и даже коров. У них ни к кому нет милости, и всё же они считают себя религиозными людьми и знатоками "Веданты". Это миссия мурги. Свамиджи Махарадж писал так прекрасно, что все хвалили его, и наш Гуру Махарадж попросил его писать больше подобных статей, чтобы реформировать религиозные самскары и правила.  Те, кто не следуют Кришне и Веданте, не являются по-настоящему религиозными людьми. Именно об этом Свамиджи писал в комментариях по "Бхагавад-гите", имея в виду майявади. Вайшнавы считают, что Обладатель и всё, что связано с Ним, – суть одно, и это Кришна. Но майявади считают, что тело Кришны и Кришни (душа Кришны) различны, они не понимают смысла "Гиты".

Д-р Сарвапалли Радхакришнан, президент Индии, широко прославился в западных странах своей философией, но он написал, что тело Кришны – это одно, а душа Кришны – другое. Свамиджи выступил против д-ра Радхакришнана. Он был очень строг во всём, что касалось "Веданты" и особенно "Гиты" и "Шримад-Бхагаватам". Он написал, что Кришна, тело Кришны, атрибуты и всё, что имеет к Нему отношение, – одной природы, сат-чит-ананда.  Одну копию из Матхуры послали д-ру Радхакришнану и всем учёным из самсад (парламента). Д-р Радхакришнан не ответил. Они не могли ответить, потому что майявада против пути бхакти. Есть очень много аргументов, но описание их займёт время. Свамиджи дал мне свои статьи на бенгали, и я перевёл их на хинди. Мы были в очень близких отношениях. Я знал его как хорошего и непоколебимого философа. Он не посещал колледжей по изучению санскрита, "Бхагавад-гиты" или "Веданты". Он родился философом, чистым преданным. Свамиджи был маха-бхагаватой, но играл роль мадхьяма-адхикари, чтобы помогать другим и давать посвящения. Уттама-адхикари никому не даёт посвящения, он всех считает маха-бхагаватами, постоянно служащими Кришне. Свамиджи играл роль мадхьяма-адхикари, но, слушая его, общаясь с ним, я понял, кем он был на самом деле.

В 1955 году Свамиджи жил в Матхуре более пяти месяцев, ежедневно давая лекции. Он читал "Шримад-Бхагаватам", рассказывал и комментировал игры Прахлады, Читракету, Капилы и Девахути, дамодара-лилу. Слово за словом он переводил стихи и объяснял их смысл. Это очень привлекало самых образованных жителей Матхуры. Перед лекцией он обычно просил меня петь киртан. Тогда у меня был очень хороший голос, и я пел красивые киртаны. На всю Гаудия миссию я славился своими киртанами и танцами, поэтому он просил меня петь и подыгрывал на мриданге. Я готовил для него и помогал, чем мог, – давал ему много книг из своей библиотеки, помогал в переводе "Шримад-Бхагаватам". Через некоторое время он поехал в Дели и опубликовал три тома первой Песни.

Свамиджи очень любил пера – сладость, которую делают в Матхуре, и обычно говорил мне: "О, принеси пера". Я приносил, и мы начинали обсуждать многие темы. Я думаю, что мы обсуждали в те дни всё то, что впоследствии он заложил в ИСККОН. В течение многих лет я был с ним в Матхуре, а затем во Вриндаване. Я проводил с ним каждый день.  Без гроша в кармане он приехал на Запад. Живя в Нью-Йорке, в 1965 году он попросил меня: "Ты должен поехать со мной. Я один, но я хочу здесь кое-что сделать, поэтому ты должен приехать". Я ответил: "Здесь мой Гуру, и я служу ему. Когда он вернётся в Бенгалию, я смогу приехать". Свамиджи сказал: "Хорошо, ты должен служить своему Гурудеву, но, как только у тебя появится возможность, непременно приезжай и присоединись ко мне". Я сказал: "Да, я приеду". После этого я послал ему в Нью-Йорк все его книги: "Гиту", бхашью Рамануджи («Шри бхашья»), бхашью Шанкары («Шарирака бхашья») и другие бхашьи (комментарии). Несколько дней назад я видел эти книги в Лос-Анжелесе. Не все, но некоторые там остались. Я посылал ему мриданги, караталы и виграхи Шри Радха-Кришны, а также каждый месяц по десять килограммов сладких пера. Я привёз с собой немного, но их уже нет.

 

Навина Кришна Прабху (слуга Шрилы Махараджа): Они остались в Хьюстоне.

Шрила Б.Нараяна Махарадж: У меня было пять или шесть килограмм, я хотел угостить каждого в память о Свамиджи, но не смог.  В 1967 году Свамиджи вернулся в Индию с Киртананандой. Я был единственным, кто встретил их в Дели в аэропорту. Мы приехали в храм Радха-Кришны в Дели, и по просьбе Свамиджи я остался жить там и оказывал ему разные виды служения. Затем приехал Ачьютананда.  Свамиджи сказал: "Я не очень хорошо себя чувствую, я устал, и поэтому вместе с Киртананандой и Ачьютанандой ты пойдёшь в дом к одним людям и проведёшь там лекцию". Я сделал это. Затем Свамиджи уехал во Вриндаван, в храм Радха-Дамодары, и я часто приезжал из Матхуры навестить его. Мы обсуждали много тем из "Веданты", и особенно из "Шримад-Бхагаватам". Он говорил о принципах и объяснял, что Шри Чайтанья Махапрабху пришёл в этот мир, чтобы проповедовать наму и дхарму. Он говорил также, что Шри Чайтанья Махапрабху пришёл насладиться настроением Шримати Радхики.

анарпита чарим чират карунайававатирнах калау

самарпайтум уннатоджава-расам сва-бхакти-шрийам

 Он дал такое высокое понимание, такое глубокое общение! Он очень любил меня.  Позже, в 1968 году, наш Гурудев ушёл из этого мира. Я послал сообщение Свамиджи, он в это время был в Сиэттле. Только получив моё письмо, он сразу ответил. Казалось, он писал и плакал. Свамиджи писал мне: "Я так скорблю". Он привёл шлоку и написал: "Я чувствую себя подобно Шриле Рагхунатхе дасу Госвами, который оплакивал своего Гурудева, Шрилу Санатану Госвами. Ваирагйа-видйа ниджа-бхакти-йогам, апайайан мам анабхипшу андхам шри-кешава-бхакти-праджнана-нама. Я не настроен был принимать отречённый образ жизни, я так этого боялся. Моя семья отвергла меня, у меня не осталось денег, и всё же я не готов был принять санньясу и исполнить волю моего Гурудева – отправиться в западные страны и проповедовать его миссию. Но Пуджьяпад Кешава Махарадж дал мне санньясу, отречение от мира: «Ты должен принять», сказал он». Свамиджи написал мне, что это было его шраддханджали стопам Гурудева.  Отречённый образ жизни – это не игра, он меняет всю жизнь человека. Это означает, что человек стремится к гопи-бхаве. Некоторые говорят, что Свамиджи был лишь другом Кришны. Но я строго возражаю против этого. Его (санньяса) мантра была гопи-мантра. Он получил также гопала-мантру. Те, кто имеют второе посвящение, знают, что такое гопала-мантра. Без гопала-мантры никто не может развить настроение, которое хотел дать Шри Чайтанья Махапрабху. Я слышал это непосредственно от самого Свамиджи. Слушая его лекции, я понимал, что он пришёл в линии Шри Чайтаньи Махапрабху – дать миссию Шри Чайтаньи Махапрабху. Это была также миссия Шри Бхактивиноды Тхакура и Шри Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Оба они являются спутниками Кришны и Махапрабху, они не из этого мира, значит Свамиджи пришёл не только для того, чтобы дать дхарму. Он пришёл не только для того, чтобы дать юга-дхарму, хари-наму. Это не является миссией Махапрабху, это миссия Маха-Вишну или Адвайты Ачарьи.

йуга-дхарма-пра вартана хайа амша хаите ама

вина анйе наре враджа-према дите 

"Мои полные экспансии могут установить законы религии для каждого века. Однако никто, кроме Меня, не может даровать исполненное любви преданное служение, которое совершают жители Враджа" («Ч.-ч.», Ади, 3.26).  Когда приходит Шри Чайтанья Махапрабху, охваченный настроением Шримати Радхики, Он учит преме. Это и есть та према, которую Он хотел дать дживам»

према-раса-нирйаса карите асвадана

рага-марга бхакти локе карите прачарана

расика-шекхара кришна парама-каруна

эи дуи хету хаите иччара удгама 

"Желание Господа снизойти было вызвано двумя причинами: Он хотел вкусить сладость любви к Богу, а также проповедовать в мире преданное служение на основе спонтанной любви. Поэтому Он известен как самый радостный и самый милостивый" («Ч.-ч.», Ади, 4.15-16).  Это миссия Шри Чайтаньи Махапрабху, миссия Шри Рупы и Рагхунатхи Госвами, миссия Шрилы Дживы Госвами, Шрилы Кришнадаса Кавираджа, а впоследствии Шрилы Шьямананды Прабху, Шрилы Нароттамы даса Тхакура, Шрилы Шриниваса даса Тхакура, затем Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, затем Шрилы Гаура Кишоры даса Бабаджи и Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

Свамиджи пришёл на Запад только для того, чтобы дать их миссию. Ничего нового, только их миссия. Он не написал каких-то новых книг. Он перевёл "Бхагават-гиту" и дал свои комментарии, прокомментировал также "Шримад-Бхагаватам", "Шри Ишопанишад" и другие книги. Он назвал имена в парампаре, начиная с Нарады Муни и до Шри Чайтаньи Махапрабху, затем до Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Таким образом, он был в нашей линии Гаудия-вайшнавов, был Гаудия-вайшнавом. Первую миссию Гаудий представлял Гаудия Матх в нашей линии ученической преемственности. Мы не должны пытаться разрезать эту линию. Если кто-то делает это, виной тому невежество. Никто не должен пытаться отрезать Свамиджи от нашей линии, обрекая тем самым себя на разрыв с сампрадаей и падение. Свамиджи не создал ничего нового. Я расскажу кое-что о его миссии на Западе. Он всегда был связан с сампрадаей.

Сначала он вспахал бесплодную почву и, удобрив её, превратил в плодородную. Он посадил семена, и эти семена не могут оставаться в прежнем состоянии. Они должны дать побеги, взойти, вырасти и принести сладкие плоды. Мы должны взращивать нашу преданность, наше сознание Кришны. Мы не можем оставаться вайшнавами третьего класса. Путь сознания Кришны принесли Шри Чайтанья Махапрабху и Шрила Рупа Госвами. Это не означает, что в течение ста лет мы должны оставаться на уровне семени. Мы должны обрести квалификацию, а иначе останемся в невежестве. Нужно всё глубже проникать в философию Шри Чайтаньи Махапрабху, а иначе мы не увидим Шрилу Бхактиведанту Свами Махараджа.  Свамиджи всё написал в своих книгах, в том числе и то, о чём он не мог подробно говорить в то время.

Те, кто думают, что Свамиджи мёртв, сами мертвы. Он всегда остаётся источником вдохновения для всего мира. Мы должны знать, что он до сих пор жив и вдохновляет нас. Продолжая служить ему, мы будем открывать в его книгах всё новый и новый смысл, будем читать его книги и становиться всё более и более квалифицированными. Я узнал от него, что мы должны общаться с более возвышенными преданными, чем сами. Мы должны почитать их, должны видеть, что все преданные – это одна семья, семья Господа Чайтаньи. Если мы не будем так думать, то не сможем быть бхактами (преданными). Нужно думать, что мы находимся в одной семье, и что есть много рук. Кришна, Шри Чайтанья Махапрабху или Свамиджи имеют тысячи и тысячи рук, и мы должны почитать все эти руки, почитать всех, кто повторяет Имя. Я слышал от него, что всякий, повторяющий Имя, пусть даже он не имеет посвящения, достоин уважения. Те, кто приняли посвящение и повторяют (мантру) достойны ещё большего уважения, а преданному маха-бхагавате нужно служить всеми возможными способами.

Обо всём этом Свамиджи написал в своих переводах. *(*Человек должен мысленно выражать почтение преданному, повторяющему святое имя Господа Кришны. Он должен смиренно кланяться преданному, принявшему духовное посвящение (дикшу) и поклоняющемуся Божествам. Человек должен общаться и с верой служить чистому преданному, который возвысился в чистом преданном служении, и чьё сердце полностью свободно от желания осуждать других («Упадешамрита», 5). Следует знать, что такое раса-сиддханта, бхакти, бхакти-раса. Сначала мы должны прочесть "Гиту", где в комментариях Свамиджи ясно утверждает, что мы не тело. В этом теле есть эго. "О, я такой прекрасный. Я bona fide вайшнав". В этом теле мы испытываем гнев и зависть, оскорбляем других, не можем себя хорошо вести и не уважаем наших старших братьев. Мы забыли о них. Мы должны забыть телесную концепцию жизни и оставить эго, вожделение, анартхи и оскорбления. Тогда мы станем возвышенными преданными. Если мы привязаны к таким мирским вещам, как апартаменты, богатство, женщины, пратиштха и слава, тогда нужно понять, что у нас нет надежды – мы не вайшнавы. Мы должны стать вайшнавами.  Я молю, чтобы последователи Свамиджи обрели широту мышления и поняли, что я в действительности первый ученик Свамиджи, ещё до основания ИСККОН. Есть два вида учеников – шикша и дикша, и оба они на одном уровне. Иногда шикша-гуру может занимать более высокое положение, а иногда дикша-гуру. Отношения с шикша-гуру очень дружеские, как у близких друзей. Дикша-гуру нужно выражать почтение, и мы испытываем некоторый страх перед ним. Но шикша-гуру подобно другу сидит с нами рядом. Я сидел со Свамиджи на одной кровати и на асане. В его последние дни я приехал во Вриндаван увидеться с ним. Взяв меня за руки, он сказал мне сесть на его кровать, но я предложил ему пранаму и сел на стул. Он сказал: "У меня так много учеников, но они мало знают. Постарайся помочь им. В особенности, в самадхи положи меня своими руками. Я этого хочу". Слёзы катились из его глаз, когда он говорил всё это. Я сказал ему: "Вы мой шикша-гуру. Хотя мы с вами друзья, я всегда считал вас моим шикша-гуру. Я всегда буду следовать вашим наставлениям, слово за словом, буква за буквой". И я следовал. Затем я сказал всем присутствовавшим ученикам, особенно старшим из них: "Не думайте, что Свамиджи собирается умереть. Вы должны думать, что у него есть миссия помочь странам Запада. После его ухода вы должны объединиться и постараться уважать друг друга. Несите его миссию в те страны, где он ещё не был. Не обманывайте его миссию. Это самый высокий уровень следования его наставлениям. Постарайтесь быть широкомыслящими людьми и не пытайтесь никого контролировать. Вы не сможете обрести снеху, прему, любовь и привязанность, контролируя и аккумулируя деньги. Вы не можете контролировать, отдавая приказы. Не пытайтесь контролировать кого-либо".  Свами Махарадж сказал им: "Идите, идите, слушайте Нараяну Махараджа. Слушайте, что он говорит".

После ухода Свамиджи из Матхуры во Вриндаван, пришло много преданных, и мы совершили нагара-санкиртану. Я вёл киртану, затем положил Свамиджи в самадхи со всеми ведическими мантрами и ритуалами. Туда пришли все знаменитые люди Вриндавана, включая бабаджи из всех четырех сампрадай. Я всё организовал – кто будет говорить, и в каком порядке. Я всем выразил  почтение, как просил меня об этом Свамиджи в своих последних словах, обращённых ко мне. Он сказал: "Распорядись, как хочешь. Ты должен дать возможность выступить храму Радха-Дамодар, всем другим храмам и всем моим духовным братьям". Мы пронесли его трансцендентное тело по Вриндавану, посетив храм Радха-Дамодары, Радха-Говинды, Радха-Гопинатхи, Радха-Модана-Мохана, Радха-Шьямасундары, Радха-Гокулананды и другие храмы, и, в конце концов, пришли в его обитель. Его главный офис был в Бомбее, его садхана-бхуми, место практики, было в Навадвипе, Майяпуре, а его вечная обитель была во Вриндаване. Поэтому там мы положили его в самадхи. Я смиренно прошу преданных любить друг друга. Свамиджи всех людей занял в своей севе, и мы также должны постараться любить всех и распространять миссию Чайтаньи Махапрабху, Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и Свамиджи.

………………………..

Редакция русского языка: Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев