?

Зов Шри Гуру.

 (голосов: 2)
   Журналист: kamala. Просмотров: 1927. Опубликовано: 31-08-2012, 13:53


Зов Шри Гуру

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж


 

 

Вопрос: Говорится, что душа связана вечными взаимоотношениями с Кришной, даже когда находится в иллюзии, в обусловленном состоянии. Можно ли узнать о своих отношениях с Кришной, не избавившись от заблуждений, будучи в майе?

Шридхар Махарадж: Нет, солнце засияет во всем великолепии, только когда туман рассеется. Сейчас душа находится в тумане иллюзии, которая выражается в виде анйабхиласы, кармы, гйаны и т.п. По мере того, как туман рассеивается, появляются очертания наших вечных отношений с Кришной.

Вопрос: Эти отношения всегда одни и те же или их можно менять,  как, например, родительскую любовь (ватсалью) на супружескую (мадхуру), а ее — на отношения слуги и господина (дасью)?

Шридхар Махарадж: Они открываются постепенно. По мере того, как пелена иллюзии рассеивается, отношения с божественным вырисовываются отчетливей. С духовным ростом стена, которая отделяет нас от Кришны, становится более прозрачной и на определенном этапе через нее можно увидеть образы духовного мира и свое место в нем. Но это происходит постепенно. Первое смутное понимание приходит только на уровне сердечной преданности (бхава-бхакти).

Прежде чем обрести бхава-бхакти, душа минует такие стадии как анартха-ниврити, ништха, ручи и асакти. До этого о своих взаимоотношениях с Кришной знать невозможно. Только ощутив бхаву, начинаешь смутно догадываться, в каком образе Кришна привлекает тебя больше всего. Пребывая в иллюзии, душа отделена от Господа барьером кармы, гйаны — склонностью к корыстной деятельности, отречению и анйабхиласы — других желаний. Постепенно, преодолевая эти барьеры, душа начинает различать свою расу и чувствовать ее глубину, которая со временем увеличивается. Наша связь с Кришной  — не плод воображения, а явление более очевидное и яркое, чем солнце.

Вопрос: Когда гуру рядом, он помогает ученику заниматься тем служением, которого хочет Кришна. Но когда гуру нет, ученику приходится выбирать служение по собственному усмотрению. Как узнать, хочет ли Кришна этого служения или нет?

Шридхар Махарадж: Лучше всего обратиться к шикша-гуру, но если его нет, попытайтесь заглянуть в себя и узнать мнение внутреннего гуру. Спросите у него, что от вас требуется в данную минуту. Наставления внутреннего чайтья-гуру необычайно важны. Им следует повиноваться, но их нужно уметь понимать — нахи калйана-крит кашчид дургатим тат гаччхати («Бхагавад-гита», 6.40). Господь всегда придет на помощь искренней душе. Кто честен по отношению к себе, тот слышит голос сердца, голос внутреннего гуру, который поддерживает его в духовной жизни. Нужно просить: «О Господь, я хочу доставить радость Гурудеву и считаю, что должен поступать так, а не иначе». Обращаясь к внутреннему наставнику нельзя лукавить. Кто лукавит с самим собой, тот лишается последней надежды. Но если шикша-гуру рядом, необходимо обращаться к нему.

Преданный: Но у разных шикша-гуру бывают разные мнения.

Шридхар Махарадж: В таких случаях следует просить внутреннего гуру, чтобы он подсказал, как правильно поступить. Если мнения советчиков расходятся, нужно прислушаться к голосу совести и поступить сообразно ему. Можно обратиться к третьему шикша-гуру, которому мы доверяем, и узнать его мнение относительно советов двух предыдущих. Но если и это не удастся, предайтесь внутреннему гуру. Другого выхода нет.

Вопрос: Я готов спрашивать внутреннего наставника (чайтья-гуру), но где уверенность, что ответит он, а не мой собственный ум?

Шридхар Махарадж: То, что мы слышим, зависит от нашего духовного развития. Голос совести не всегда отчетлив, но выбора нет. Многие души встречаются с великим вайшнавом, но принимают его в качестве гуру лишь те, кому велит голос сердца. Если человек отказывается от прежней жизни и предается гуру, значит, что-то изнутри подталкивает его на этот шаг. Если некогда внутренний голос подсказал мне принять эту личность как Гурудева, то почему сейчас он откажется помочь мне, когда Гурудева рядом нет? Если чайтья-гуру помог мне при выборе истинного гуру, у меня нет оснований не доверять ему и в дальнейшем.

Преданный: Но начинающие преданные не настолько чисты, чтобы общаться с чайтья-гуру.

Шридхар Махарадж: Верно, поэтому лучше, надежнее, полезнее и легче прислушиваться к шикша-гуругуру-наставнику. Но в особых случаях, когда это невозможно, обращайтесь к внутреннему чайтья-гуру.

Например, если мой божественный учитель поручает мне служение вдали от него, иногда приходится принимать решения, не спрашивая его совета. Но прежде, чем совершить какой-то поступок, нужно спросить себя, будет ли доволен учитель.

Говорится, что предавшаяся душа не способна ослушаться. Кто по-настоящему предан, тот не может ошибиться, потому что любой свой поступок он внутренне согласует с волей учителя. Поэтому, даже ошибаясь, он не несет за это ответственности. Непреднамеренный проступок не огорчит духовного учителя, поскольку совершается с желанием угодить ему и Кришне. Гуру понимает, что мы не совершенны, и рад любому нашему искреннему служению. Гуру всеведущ и видит, что ученик делает то, что в его силах.

Господь награждает преданного за верность, а не карает за непослушание. Главное, остерегаться быть лукавым, лицемерным и нечестным с собой, так как это смертельно для духовной жизни. Кто действительно ищет духовное благо, тот не будет обманут — нахи калйана крит кашчид дургатим тата гаччхати («Бхагавад-гита», 6.40). Какое бы духовное положение ты ни занимал, нужно быть честным по отношению к себе и своей совести. Кто поднялся выше — с того спрос больше. Быть искренним — значит, по мере возможности, выполнять требования согласно твоему уровню. То, что удовлетворительно на низших ступенях, неприемлемо на высших. Это нужно понимать, и не лгать себе ни при каких обстоятельствах.

Шри Гуру не требует того, что не под силу ученику. Милость учителя в том, что он соизмеряет свои требования с наклонностями, возможностями и верой ученика. Требования увеличиваются постепенно, иначе духовное развитие невозможно. В зависимости от духовного положения, на разных преданных возлагаются разные обязанности, но и плоды они пожинают разные. На того, кто не может поднять десяти килограммов, не нагрузят сто.

Преданный: Иногда мы кажемся себе искренними, а потом выясняется, что эта искренность была не настоящей.

Шридхар Махарадж: Это бывает даже чаще, чем кажется, почти всегда. Но обитатели высших сфер относятся к нам с учетом наших возможностей. То, что под силу взрослому, не под силу ребенку, поэтому с них разный спрос. С первоклассников не спрашивают того, что проходят в старших классах. Но мы каждый раз, справляясь с заданием,  переходим на ступень выше.

 

парокша-вадо ведо ‘йам, баланам анушасанам

 

                                                                      («Шримад-Бхагаватам», 11.3.44)

 

Для маленьких детей существуют особые, поощрительные методы воспитания. Подобными методами пользуются и для обучения начинающих преданных.

Вопрос: Что делать, если гуру ставит ученику непосильную задачу?

Шридхар Махарадж: Если чувствуете, что не справляетесь с обязанностями, скажите об этом гуру. Попросите у него другое служение. Но если гуру настаивает, нужно делать то, что он вам поручил, насколько это в ваших силах. Кто верит, что идет за настоящим гуру, тот, как может, старается служить ему. Нужно понимать, что у гуру есть своя сверхзадача, которая не всегда очевидна ученику, но, служа, ученик помогает гуру осуществить его сверхзадачу.

Вопрос: Сознание Кришны необычайно привлекательно. Учение Чайтаньи Махапрабху притягивает огромное количество людей. Почему многие из тех, кто принимает Кришну и Господа Чайтанью, потом теряют веру и уходят?

Шридхар Махарадж: Во-первых, вера во многом зависит от величины прошлых духовных заслуг (сукрити). Во-вторых — существует свобода воли, ее никто не забирал у живого существа. Большую роль играют и различные обстоятельства. У любого явления или поступка много причин. В «Бхагавад-гите» говорится:

 

панчатани маха-бахо, каранани нибодха ме

санкхйе кританте проктани, сиддхайе сарва-карманам

 

(«Бхагавад-гита», 18.13)

 

Разобрав любое событие, обнаруживаешь, что оно есть стечение многих обстоятельств совершенно разного порядка. Что касается преданного, то его духовная жизнь, в основном, зависит от прежних заслуг (сукрити), его воли, окружения и милости Господа.

Одни по доброй воле совершают вайшнава-апарадху, другие по доброй воле находят круг общения, где получают милость. Сукрити помогает удержаться на плаву и не растерять некогда накопленное. На духовную жизнь влияют многие обстоятельства.

Вопрос: Я слышал от духовных братьев, что при повторении махамантры, следует произносить не харе рама, а харе рам. Это правильно?

Шридхар Махарадж: Правильно повторять рама, но если кто-то произносит рам, в этом нет ничего страшного. Произношение не влияет на преданность. Кришну называют по-разному, например, Канаи. Главное, в каком духе произносишь, а это зависит от отношения к самому понятию и от проникновения в его суть.

У ребенка есть официальное имя, которое записано в свидетельстве о рождении, и ласкательное, которым зовут его родители. Когда мать зовет ребенка не так, как написано в документах, это не значит, что она его не любит.  Поэтому, важно не как мы говорим — Рама или Рам, а что при этом чувствуем.

Вопрос: Мы призываем людей повторять махамантру, но часто они не знают, кто такие Рама и Кришна. Как им нужно говорить — Рама или Рам?

Шридхар Махарадж: Естественно Рама, поскольку это грамматически правильнее. Но Рам тоже хорошо. Важно быть искренним и помнить, что это Святое Имя. Ребенок называет родителей папа и мама, хотя правильнее говорить отец и мать. Имя Господа произносят не языком, а сердцем.

Вопрос: Часто у людей искаженное представление о махамантре харе кришна. Можно их просить петь другую мантру, например, говинда джайа джайа?

Шридхар Махарадж: Это зависит от вида их преданности. Есть такая группа людей, которые поют говинда джайа джайа и с неохотой относятся к мантре харе кришна.

 Вопрос: Наш Гуру-махарадж велел нам повторять, по крайней мере, шестнадцать кругов мантры каждый день. Мы, как начинающие преданные, не испытываем вкуса к Святому Имени. Что нужно делать, чтобы почувствовать этот вкус?

Шридхар Махарадж: Главное находиться в служении. Служить Святому Имени и гуру-вайшнаву одинаково важно, но служению вайшнаву отдается первостепенное значение. Ваш Гуру-махарадж велел вам читать на четках минимум шестнадцать кругов в день, а наш Гуру-махарадж — четыре круга. Разница несущественная. Наш Гуру-махарадж настаивал, чтобы мы занимались служением, но и не позволяли четкам поститься. Он говорил, что четкам нужно служить, читая на них хотя бы четыре круга в день а, при возможности, и больше.

На самом деле норма, которую установил Махапрабху, не шестнадцать, а четыре раза по шестнадцать кругов, что равно ста тысячам Имен. Но это относится к тем, кто живет вне общества преданных и почти не общается с ними. Домохозяевам, живущим вне общины преданных, Махапрабху и наш Гуру-махарадж велели читать на четках сто тысяч Имен ежедневно. Тем, кто живет в храмах и служит под руководством старших, разрешается повторять меньше. Тем, кто служит в Миссии, иногда не хватает времени, даже чтобы как следует выспаться, поэтому им позволено читать не шестьдесят четыре, а четыре круга, но не меньше.

Душам нашей эпохи Махапрабху советовал избавляться от иллюзии с помощью Божественного звука. Но этот звук должен быть подлинным сознанием Кришны. Для нас, родившихся в  кали-югу, требования сведены до минимума. Кали происходит от слова калах, что значит «ссора» или «разногласие». В этот век мы не верим ничему и никому без доказательств. В кали-югу люди не склонны друг другу доверять.

От нас требуется самая малость — воспевать Имя Господа, но ум терзается сомнениями. Чтобы войти в духовный мир достаточно поверить, что попасть туда можно с помощью совместного воспевания Имен Господа (санкиртаны). Чтобы вернуться домой, достаточно веры. Чтобы обрести сознание Кришны, достаточно иметь сердце, открытое для помощи. Тому, кто готов сотрудничать и принять помощь, милость свыше придет непременно. В данном случае сотрудничать — означает сотрудничать с Божественным Звуком, звуковым образом Всевышнего. Новичкам легче воспринимать Безграничного Господа через Его звуковой образ, и только потом Он являет Себя в других ипостасях.

Сначала Господь предстает в образе звука, затем открывает другие Свои образы и качества. Но для этого нужно искренне признаться себе, что мы оказались в бедственном положении, и единственная надежда — Священное Имя Господа. Только Он в образе Своего Имени, поможет мне в настоящих и будущих бедах. Если я действительно желаю себе добра, то должен честно сознаться: «Мне тяжело в этом мире, мой дом не здесь. Если я действительно хочу вернуться домой, Господь укажет мне путь. Он уже сделал это, придя ко мне в образе Имени. Величайшая Реальность Сама низошла ко мне в виде Божественного Звука. Имя Бога не выдумано человеком. Имя Господа существует независимо от меня. Даже если сейчас Оно приходит и потом исчезает, я уверен, что это не плод воображения, а настоящая Реальность.

Для начинающего преданного слуховой опыт гораздо важнее зрительного. Ухо способно уловить то, что недоступно глазу. Звуковая волна, исходящая из духовного мира, приходит к нам в виде Имени Бога.

______________________________________________________________________________

(глава из книги «Слово Хранителя Преданности»)

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж