?

Почему распадаются семейные союзы.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 119. Опубликовано: 1-01-2024, 15:14

Почему распадаются семейные союзы

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж

[Ниже приводится выдержка из бхава-анувады катхи, произнесённой Шрилой Бхакти Вигьяной Бхарати Госвами Махараджем 8 июня 2016 г. и 4 декабря 2016 г. Правка редакторов: дополнительный текст был включён в квадратные скобки для облегчения понимания контекста].

 

Развод – следствие отсутствия веры в священные писания

 Люди этого мира называют свадьбу «вивахой», однако фактический [ведический] термин (этого обряда) – «шубха-виваха» (благоприятная женитьба). Среди десяти видов ведических обрядов (даша-видхи самскар) виваха первая. Проведение брачных ведических обрядов само по себе не является самим союзом. Настоящая цель состоит в том, чтобы два человека обязались жить вместе для взаимной помощи и поддержки друг друга в практике следования религиозным принципам.

 Существует различие в том, как мы объясняем [понятие] женитьбы; в нашем случае, согласно [ведам], человек принимает саха-дхармини, или того, кто сотрудничает с ним в следовании дхарме, защищая друг друга от падения [на пути праведности]. Что касается санкалпы (торжественной клятвы), то совершение пани-грахан самскары проводится в присутствии Шалаграмы, Агни [огня], брахманов и родственников.

 Почему их всех приглашают [на церемонию бракосочетания]? Чтобы в их присутствии дать торжественную клятву, которую вы будете старательно выполнять, принимая обеты. Приглашение всех их – не просто часть формального ритуала, это процесс клятвенного обещания, подразумеваещего, что человек будет выполнять свои обязательства. Это – виваха самскара.

 Прежде чем взять руку супруги, муж говорит: «Я прощаю твои сто [бесчисленных] оскорблений», а жена отвечает: йадришам хридайам тасйа, тадришам хридайам мама – «Пусть моё сердце станет единым с твоим». Затем вокруг их рук завязывается священная нить. Кто действительно желает понять значение всего этого? В наши дни священник просто формально связывает нитью молодожёнов и всё. Во время связывания рук нитью жрецу в действительности следует произнести: «Как Нараяна с Лакшми, Шива с Парвати, Равана с Мандодари …»; узел затягивается при произнесении каждого имени, а затем завязывается нить. Вместе с этим пара должна обойти священный огонь семь раз, что указывает на то, что отношения между людьми заключаются на семь жизней, а не на день.

 В наше время такое понимание уже исчезает. На церемонии бракосочетания больше внимания уделяется еде и напиткам, чем обрядовым обетам. Я видел, как люди говорили: «Пандитаджи, поторопись с обрядом, еда стынет». Так быть не должно. Это не легкомысленный вопрос.

 Пожалуйста, помните об этом, такова моя единственная просьба. По крайней мере, попытайтесь помнить свою санкалпу (обещания). Санкалпа не должна быть поверхностной. Всё это существует только для того, чтобы заставить вас правильно выполнять свой долг, только если ему следовать по-настоящему. Именно это и называется шубха-вивахой.

 

Годовщина: день памятования торжественной клятвы

 Тот, кто действительно верит в брачную церемонию, каждый год отмечает годовщину свадьбы, чтобы вспомнить данные им торжественные обещания. Благодаря памятованию об этом любовь друг к другу будет только расти. Санкалпа предназначена не только для этой жизни, но и для следующих: на ча джанма джанмантаре ва – «Мы не расстанемся друг с другом даже в следующем рождении». Такая берётся санкалпа!

 Некоторые празднуют 25, 50 или 75 лет. Я сам видел это, когда мы ездили собирать пожертвование в дом судьи Лалит Боссе. Он отмечал 50 лет годовщины своей свадьбы. В священных писаниях упоминается, что подобно тому, как вы празднуете свой день рождения, так же необходимо отмечать и ежегодно годовщину свадьбы, – это называется санкалпа дивас. Хорошо, что вы празднуете такие дни. Однако вам следует помнить своё торжественное обещание: какие обязательства я принял в день свадьбы. Каждый год [на годовщину] нужно напоминать себе о той торжественной клятве, которую вы дали в день вивахи.

 В какой степени человек напоминает себе о санкалпе, в такой он желает сохранить отношения. [В наши дни] Если [первые] отношения рушатся, то женятся вновь. Однако самбандха (связь) не возникает [даже в новых взаимоотношениях]. Если человек верит в наставления писаний, такой ситуации не возникнет. В нашем детстве мы никогда не слышали о разводе.

 Прежде чем совершать какие-либо действия, нужно дать санкалпу. Ещё до огненного жертвоприношения (ягьи) нужно принять санкалпу. Прежде чем начать совершать парикраму (вокруг огня) нужно дать клятву, а затем соблюдать её. Каждый, кто сначала принимает санкалпу, замечает, что памятование [следовательно, твёрдое намерение соблюдать обет] с каждым годом возрастает, оно будет расти всегда и никогда не уменьшится.

 

Сила следования дхарме

 Жила одна женщина по имени Дигдха. Её муж заболел проказой. Несмотря на это она посетила все святые места, нося его на спине. Целомудрие обладает такой силой. Однажды, увидев проститутку, её муж так привлёкся ей, что, в результате, он отказался даже от еды. Жена утешала мужа: «Почему ты постишься?» Тогда [понимая ситуацию] жена пошла к этой проститутке и начала служить ей, размазывая коровий навоз и подметая в её доме пол. Проститутка была потрясена, увидев уважаемую женщину [принадлежащую к касте брахманов], занимающуюся столь низким служением. Жена брахмана сказала: «Я прошу вашей милости. [Пожалуйста, удовлетворите моего мужа]». В ответ проститутка сказала: «Я принимаю только окружение царя и не занимаюсь обычными мужчинами. Однако я очень поражена вашим служением и поэтому вы можете попросить своего мужа прийти ко мне завтра. Я заранее откажусь от других клиентов, поэтому никто не помешает». Когда брахман прибыл к ней на следующий день, проститутка предложила ему два места. На одном был изысканный ковёр с тарелкой и сосудами для питья, выполненными из золота и наполненными мясом и алкогольными напитками. В другом месте она постелила коврик из травы куша, поставила сосуд с водой Ганги и тарелку с туласи, фруктами и сладостями. Затем она произнесла: «О брахман, будь милостив ко мне и прими что-нибудь». Согласно своему воспитанию, брахман сел на коврик из куша, сделал ачаман, используя воду Ганги. Он не подошёл к дорогому ковру и золотой посуде. Тогда проститутка сказала: «Брахман, ты пришёл не ко мне [указывая на дорогой ковёр, который олицетворял её]. Это моя сварупа, а это сварупа твоей жены [коврик из куша олицетворяет твою саха-дхармини]». Таким образом, брахман покинул это место.

 Когда он возвращался из дома проститутки на спине своей жены, его нога коснулась Мандуки Риши (1). [Возмущённый этим] Риши проклял его: «Тот, чья нога коснулась меня, умрёт к восходу солнца». Когда брахмани услышала это, она сказала Риши: «Это моя вина, так как я несу его. Почему он должен быть проклят вместо меня?» Например, в случае автомобильной аварии виноват водитель, а не пассажиры. На это Риши ответил: «Я не могу вернуть свои слова». Брахмани произнесла: «Если мой муж умрёт на рассвете, я провозглашаю, что солнце вообще не взойдёт». (Прошло какое-то время и все увидели, что) солнце вдруг не стало всходить. Таково было могущество этой брахмани, обретённое в результате следования своей дхарме. После чего Брахма, Вишну и Махеша подошли к Анусуе (жене Атри Риши, чтобы она попросила брахмани разрешить солнцу взойти. Однако брахмани решительно ответила: «Это невозможно. Как я могу стерпеть наказание безупречного человека?» Но Анусуя заверила её: «Слова Риши не могут быть напрасными, однако, как только ваш муж умрёт, он сразу же вернётся к жизни, так быстро, что вы даже не заметите». Как только взошло солнце, прокажённый брахман умер и сразу ожил. Более того, у него уже больше не было проказы. В целомудрии (верности мужу) женщины так много силы!

 Эта [лила] находится в бхакти-марге (линии преданности), о ней упоминается в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Антья-лиле, 20.57:

куштхи-випрера рамани, пативрата-широмани,
пати лаги’ каила вешйара сева

стамбхила сурйера гати, джийаила мрита пати,

тушта каила мукхйа тина-дева

«Жена брахмана, страдающего проказой, проявила себя как лучшая среди всех целомудренных женщин, служа проститутке, чтобы удовлетворить своего мужа. Таким образом, она остановила движение солнца, вернула своего мёртвого мужа к жизни и удовлетворила трёх главных богов [Брахму, Вишну и Махешвару]».

 

Сила ништхи

 Вы слышали о Савитри и Сатьяване?

 Савитри была принцессой (раджаканья), а Сатьяван был принцем (раджапутра). Однако по воле провидения отец Сатьявана потерял своё царство и ослеп. Таким образом, Сатьяван бродил по лесу со своими родителями.

 Савитри было предсказано, что её муж умрёт в определённую амавасью [новолуние]. Она известна как Савитри-амавасья. Она помнила об этом и в тот день получила разрешение от своей свекрови сопровождать мужа в лес. Как и было суждено, Сатьяван оставил своё тело в джунглях, и сразу же Ямарадж пришёл забрать его душу. Обычно приходят ямадуты, чтобы забрать душу, но к великим, благочестивым личностям является сам Ямарадж, чтобы забрать их. Савитри последовала за своим мужем. Ямарадж пытался отговорить её, но она была непреклонна. Савитри продолжала беседовать с ним. В конце концов, Ямарадж велел ей попросить у него благословение, и она молвила: «Благословите меня на сотню сыновей». Он согласился, дал ей благословение и продолжил двигаться дальше. Тогда Савитри сказала: «Вы известны как Дхармарадж («Повелитель дхармы», «Ревностный слуга правил»), но в действительности учите пути адхармы (безбожия)? Если моего мужа нет, как я могу родить сыновей?» Таким образом, Ямарадж оказался связанным своим благословением и наградил Сатьявана продолжительностью жизни в пятьсот лет.

 Суть этой истории в силе ништхи (непреклонной решимости, верности и стойкости) Савитри. Поэтому те, кто твёрдо верит в наставления священных писаний, обретут соответствующие плоды; в их словах есть сила, и шастры подтверждают этот бесспорный факт.

…………………………………………… 

1)  Это было сказано Шрилой Махараджем во время даршана, однако для поддержания правильной последовательности следующая выдержка была добавлена в качестве сноски.

 Мандука Риши был наказан умереть, пронзённый копьём. В результате, он проклял Ямараджа, потому что это наказание было назначено ему как реакция на грех, который он совершил, будучи пятилетним ребёнком. Он пронзил мотылька травинкой и привязал верёвку вокруг спины, чтобы тот летал вокруг неё.

 Как проявилось наказание Ямараджа? Люди пожаловались царю на частые случаи воровства в их деревне. Поэтому царь приказал своим солдатам, что, если они не смогут поймать виновных в течение недели, стоимость украденного будет вычтена из их зарплаты. Позже, чтобы спастись от солдат, воры спрятали украденные вещи в жилище Мандуки Риши и сели там, изображая из себя святых. Таким образом, солдаты схватили воров вместе с Мандукой Риши, считая его также вором, и царь приказал пронзить всех преступников копьём.

 

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж