Три даршана.



Три даршана
Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махараджа
Шри Чайтанья Гаудия Матх
Маяпур, 29 февраля 2012 года
Преданный: Как нам воспринимать то, что нам запрещают слушать маха-бхагавата вайшнавов?
Ш.Б.В Бхарати Махарадж: Я никогда не видел такого, чтобы сат-гуру или настоящие вайшнавы запрещали общаться с другими настоящими вайшнавами.
Преданная: Как мне понимать слова «Шримад Бхагаватам» - тат те’ нукампам су-самикшамано – значит ли это, что если я заболела, то мне надо пренебречь лекарствами и докторами и полностью положиться на Кришну в этой ситуации?
Ш.Б.В Бхарати Махарадж: Тебе лучше принимать лекарства, предписанные докторами. Это подтверждают шастры. Там говорится, что если есть нужда в принятии лекарств даже в экадаши, то можно их принять, они не прервут врату или бхакти и не вызовут неудовольствие Господа. Также если гуру даст наставление использовать в приготовлении прасада какие-то не экадашные овощи, то силой его приказа такие овощи не прервут врату или бхакти. Кроме того, лекарства изначально даны Самим Господом.
Преданный: Как развить искренность и что это такое?
Ш.Б.В Бхарати Махарадж: Искренность – это когда действия полностью совпадают с внутренними чувствами. Вы сможете стать по-настоящему искренними только общаясь с чистыми преданными. Но преданные бывают разных категорий. Читайте «Шри Брихад-бхагаватамриту», там описаны градации бхакти. В этой книге описано как Нарада Муни, встретив Ханумана, прославил его, но Хануман сказал: «Нет, я не преданный». Мы, конечно, понимаем, что он возвышенный преданный, но он сравнивает себя с Пандавами и особенно с Арджуной. Особенно с тем Арджуной, который связан с Враджей.
Шри Чайтанья Гаудия Матх
Маяпур, 1 марта 2012 года
Дхаранидхара дас: Что такое прапанчика-вайкунтха? Какова её функция? Разрушается ли она с уничтожением вселенной? Дхрувалока – это прапанчика-вайкунтха?
Ш.Б.В Бхарати Махарадж: Прапанчика-вайкунтха – это тень Вайкунтхи. Когда Господь нисходит в этот материальный мир, тут появляется обитель для Него – Шветадвипа. Это место необходимо для того, чтобы Брахмаджи и другие полубоги могли прийти к Всевышнему и попросить помощи, если вдруг в управлении вселенной появились неразрешимые для них сложности.
Во время разрушения вселенной она возвращается обратно в мир Вайкунтхи. Дхрувалока не является прапанчика-вайкунтхой. Это одна из частей (chamber) Вайкунтхи.
Шрипад Б.В. Неми Махарадж: В близком окружении Кришны никто не думает, что Он является Всевышним Господом. Но в окружении Шри Чайтаньи Махапрабху в Навадвипе, Его близкие спутники знают о том, что Он Бог и всё же их близкие отношения (вишрамбха) сохраняются, как это возможно?
Ш.Б.В Бхарати Махарадж: Да, это возможно. Например, есть министр. Он сам выбирает кого-либо для близкого общения, так и Шри Чайтанья Махапрабху. Это в Его власти.
Чтобы министр стал премьер-министром, он должен набрать определённое количество голосов. Так и в преданном служении, чтобы получить определённое положение в служении Господу, нужна способность выполнить эту севу. Если кто-то достиг способности Дхрувы Махараджа в служении, то есть тоже стал очень решителен в медитации на лотосные стопы Бога и, в то же самое время, отречён от материального, то Верховный Господь переместит его на Дхрувалоку. И если там его способность увеличится, то в соответствии с адхикарой Господь перенесёт его в место, соответствующее его способностям. Таким образом, все вы можете стать Дхрувой. То есть, обретя его уровень способностей в служении, вы будете перенесены на Дхрувалоку.
Вначале Шри Рамануджачарья не понимал, что такое вишрамбха-сева, близкое служение. Однажды он увидел, как его гуру-брат Говинда, слуга его возвышенного учителя, лежит на постели своего гуру. Он подумал: «Говинда совершил гуру-апарадху, так как пытается использовать имущество учителя для себя». Когда там появился учитель Говинды, он произнёс: «Говинда, ты знаешь о последствиях твоего поступка?» Говинда ответил: «Да, я знаю и готов пойти за это в ад, всё, что я хотел, так это просто проверить на себе, достаточно ли удобна эта кровать для моего возлюбленного учителя». После этих слов Шри Рамануджа понял, что Говинда как слуга выше, чем он думал о нём раньше.
Рамануджа также не мог представить или понять близкое служение слуг Джаганнатхи. Поэтому Джаганнатха перенёс его в Курма-кшетру. Он не отверг ачарью и его служение, но переместил его в соответствии с его способностью служить. Так и Шри Чайтанья Махапрабху не отверг линию Мадхвы, а принял этого ачарью и его учение о вечности Господа, которое он раскрыл детально в своих работах. В то время как имперсоналисты могут служить Божеству Кришны и повторять Его имя, но делают это временно, рассматривая хари-нама-садхану как средство а не цель. Они думают, что это поможет им достичь сияния Господа, брахмаджйоти. Шри Чайтанья Махапрабху также принимал Рамануджачарью, так как его учение посвящено чистому бхакти.
Шанкарачарья приходил проповедовать своё учение в Навадвипу, но Шри Чайтанья Махапрабху запретил ему здесь это делать.
Однажды Шива дал благословение Врикасуре, что любой, кого коснётся его рука, сгорит дотла. И Врикасура тут же потянул руку к голове Шивы. И Шива вынужден был убегать. Он убегал, преследуемый Врикой. Пока Господь Кришна в облике мальчика-брахмана не остановил Врикасуру, спросив его о том, зачем он бегает за головой Шивы, ведь у него и своя есть. Стоит только притронуться к ней, и он тут же убедится в том, что благословение не работает, и в том, что Шиве нельзя доверять. Врика поверил словам Господа и притронулся рукой к своей голове, как следствие, она тут же превратилась в пепел.
Почему Врика поверил и убил себя? Потому что он глупец. А почему Шива убегал от Врики? Потому что тоже глупец. Он дал очень опасное благословение не обладающему возвышенным разумом демону, который не мог им правильно воспользоваться. И ещё он убегал потому, что он мог дать благословение, но эта шакти не принадлежит ему, эта энергия является собственностью Кришны. Поэтому Шива не имел полной власти над своим благословением и, как следствие, вынужден был убегать. Об этом написано в «Бхагавад-гите», где Кришна говорит, что люди могут поклоняться различным богам ради определённых благословений, но в действительности все благословения раздаёт только Сам Кришна.
Мудрые люди, есть у них низменные желания (кама) или нет, поклоняются только Кришне. Почему? Потому что Он мудр и Его благословения никогда никому не навредят. Об этом написано в «Чайтанья-чаритамрите», где Шри Кришна говорит, что некоторые мои необразованные бхакты просят у Меня часто что-то такое, что им может навредить в духовной жизни. Но Я-то не глупец! Поэтому Я не стану выполнять такие их желания. Такие желания подобны яду. И даже если Шри Кришна выполняет какие-то материальные желания обусловленных душ, то делает это таким образом, что это избавляет их от яда вожделения. Ведь Кришна по отношению к нам как мать, а мать никогда не навредит своему ребёнку. Мы, как атмы, вышли из Брахмана – Его сияния. Ум и тело тоже вышли из Его энергии (апара-шакти), то есть всё, что у нас есть, связано с Ним. Потому Он не станет вредить ни душам, ни нашим телам, ни умам (причиной всех наших страданий является душа).
Постепенно, по мере возвышения в бхакти, Господь будет давать нам соответствующее положение.
Однажды в Двараке Кришна явил лилу болезни – у Него сильно болела голова. Нарада, обеспокоенный этим, спросил у Него: «Какое лекарство может помочь?» Господь ответил ему, что есть только одно лекарство – пыль со стоп Его бхакт, её надо поместить Ему на голову. Нарада тут же пошёл к 16 108 царицам, но все они отказались дать ему пыль, потому что это апарадха по отношению к Бхагавану – помещать свои стопы или пыль с них Ему на голову. За это идут в ад.
Расстроенный, Нарада вернулся к Кришне. Кришна сказал ему: «Попробуй сходить во Вриндаван». Как написано в комментарии Шри Натха к «Шримад Бхагаватам»: «арадхйа бхагаван враджеша танайас…» - любовь гопи к Кришне – высочайшая.
Стоило гопи увидеть Нараду, они тут же спросили у него: «Что с Кришной?» Нарада ответил им, что Господь сильно болен.
- И ты оставил Его в тот момент, когда Он нуждается в помощи?!
- Он послал меня за лекарством.
- Каким?
- Я ищу пыль со стоп его преданных.
- На-а-а, бери с наших стоп и как можно больше и быстрее возвращайся к Нему!
Нарада, даже не успел предупредить, что за это можно пойти в ад. Но пастушек это не остановило бы. Они готовы сколько угодно страдать ради счастья Кришны.
А теперь вспомним историю с Пайта-грам. Шри Радхика своей любовью сделала то, что не может ни одна другая гопи. Полностью покорила Его. Вы можете только представить себе, насколько высока према Шри Радхики!
Шри Чайтанья Гаудия Матх
Маяпур, 4 марта 2012 года
Ш.Б.В Бхарати Махарадж: Сегодня экадаши. Очень благоприятный день, когда надо занять себя преданным служением. Хотя бы одной из девяти анг, а лучше несколькими. Как следовать экадаши? На это указывает одно слово - «упавас». Что значит упавас? «Вас» значит жить, а «упа» - возле (вместе с) Хари. Обычное значение этого слова – пост. Но следование внешним принципам поста не достаточно, чтобы экадаши прошёл благоприятно. Важно занять чувства в служении Шри Кришне. Ведь эти чувства так или иначе принадлежат Ему. Если вы захотите поменять почку, вам нужно будет заплатить 5 лакхов (1 лакх равен 100 000) рупий и при этом нужно будет ждать долгое время своей очереди в больнице. А вам Господь дал бесплатно уже две здоровые почки. Если вам надо будет вылечить глаз, вам придётся заплатить 50 000 рупий. Это цена одного глаза. А вам Господь дал уже два, дал совершенно бесплатно. Господь всё дал, и причём больше, чем необходимо. Ведь можно жить и с одним глазом, и с одной почкой. У вас уже есть руки и ноги, которые также дал Он. Так почему же не служить Ему хотя бы из благодарности?! Такой неблагодарный человек плох, он подобен вору. Вор – это тот, кто берёт чужое и использует для себя.
Однажды один домохозяин, узнав, что Вамшидас Бабаджи Махарадж прячется от обычных людей в туалете (чтобы избежать асат-санги), пришёл к нему и попросил его перейти в построенную для него комнату, Бабаджи Махарадж отказался.
Как-то он со своим слугой – Ганагадас Бабаджи Махараджем – жили рядом с этой комнатой и держали там запас бхоги для Божеств. Вамшидас Бабаджи Махарадж ушёл на Гангу совершать бхаджан и вернулся поздно вечером в одиннадцать часов. Его слуга сообщил ему, что их обокрали и вынесли все запасы из комнаты. Но Вамшидас Бабаджи не расстроился: «Какая проблема, один вор дал, другой забрал?! Если по милости Кришны вы что-то получили, то нужно это вернуть Ему же, а потом принять снова как прасад».
В данном случае Кришна подобен полному сосуду молока, и, если мы что-то предлагаем Ему, то это подобно воде, которая вливается в полный до краёв сосуд с молоком, она естественно будет выливаться наружу. То есть то, что мы предлагаем Кришне, обязательно вернётся обратно, ведь Он – пурнам, совершенно полон. При этом то, что вернётся от Него, будет отмечено Его качествами – это прасад. А если вы что-то готовите и сразу съедаете или покупаете и съедаете, то тогда вы принимаете только грех. То есть вы воры. А вы (Шрила Бхарати Махарадж обращается к диди) воровка?
Диди: Да.
Ш.Б.В Бхарати Махарадж: А вы?
- Да.
Ш.Б.В Бхарати Махарадж: Почему?! Разве Господь не наделил вас разумом, чтобы понимать, что благоприятно, а что нет, и каковы последствия греха?! Даже слон и тот старается выбрать благоприятное. Однажды шла процессия, во главе которой был слон с Божествами, на пути появился деревянный мост. И слон хоботом проверил – выдержит ли мост его. Убедившись, что нет, он предпочёл его обойти. Слоны глупые животные, а вы люди, и у вас есть Богом данный разум, так почему же вы не пользуетесь им.
«Упавас» означает следовать двум правилам: 1) не грешить; 2) проявлять лучшее качество преданного – хари-бхакти, и лучшая среди всех анг бхакти – это воспевать святое имя весь день. Таково правильное следование экадаши.
Мадхумати диди: В комментарии к «Чайтанья-бхагавате» Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада написал, что преданный каништха-адхикари может служить только вайшнаву мадхйама-адхикари, а мадхйама-адхикари может служить вайшнаву уттама-адхикари. Но мы видим, как у уттама-адхикари гуру столько севаков. И что же они все мадхйама-адхикари?
Ш.Б.В Бхарати Махарадж: Нет конечно. Каништха-адхикари даже если служит уттама-адхикари, не может понять его действия (т.е. он не служит уттама-адхикари, как это может мадхьяма-адхикари, а выполняет это служение почти полностью формально). По этой причине Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада не пускал большинство своих учеников к Вамшидас Бабаджи Махараджу. Ибо поведение последнего было не обычным, а потому не понятным для большинства. Например, он мог чистить пойманную рыбу. Но зачем? Для того, чтобы обычные люди думали: «Ну что это за садху!» Так он создавал себе спокойные условия для бхаджаны, поскольку поверхностно настроенные люди из-за этого уже не беспокоили его.
Но иногда садху уттама-адхикари получает приказ Господа проповедовать. Он нисходит до образа действий и мышления мадхйама-адхикари. Вот тогда каништха-адхикари могут служить, потому что признают в нём чистого преданного.
(Обращаясь к Мадан Гопалу Прабху) Обычно чистые преданные не интересуются мирскими делами, такими как чтение газет и новостей. Но одно и то же действие может совершаться с разным сознанием. Так как нам понять то, что садху тоже могут читать газеты и следить за новостями?
Мадан Гопал Прабху: Однажды один человек, поражённый тем, что у Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады несколько периодических изданий, в том числе еженедельных и даже ежедневных, спросил у него: «Откуда Вы берёте столько новостей?!» Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада ответил, что Кришна безграничен, и прославлять Его можно без конца. Поэтому у нас нет дефицита в информации. В то время как в этом мире есть одна единственная новость. Это описано в «Махабхарате», в четырёх самых главных ответах из ста на вопросы якши. Среди этих вопросов был и такой: «Какова новость этого мира?» Юдхиштхира Махарадж ответил, что постоянная новость этого мира такова: существует некий казан на огне. В нём, в масле, Ямарадж поджаривает джив. То есть в этом мире все непрерывно страдают.
Что люди ищут в газетах? Они смотрят из страха – не угрожает ли им что-либо или кто-либо. Так же пытаются убить время занимательными историями. Однако чистый преданный не страдает, он вне юрисдикции этого мира, но он проповедует баддха-дживам, а для этого надо понять, чем они живут сейчас. То есть проповедь должна быть в соответствии с деша-кала-патрой (местом, временем и обстоятельствами). Примеры в комментариях к «Шримад Бхагаватам» должны апеллировать к сегодняшней жизни живых существ.
Например «Шримад Бхагаватам» описывает принцип простой жизни: «Зачем нужна подушка, если есть мягкие руки?! Зачем строить дом, если есть пещеры в горах?! Зачем водопровод, когда есть реки?! Если это не объяснить дживам в соответствии с их условиями, то как они смогут принять этот принцип в свою жизнь?!»
Пересказ даршана: Мадан Гопал д.
Перевод с английского: Дхаранидхара д.
Редактор: Ари Мардан д. Шамали д.д.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж