Коротко о самом главном.
Коротко о самом главном
Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж
Пури, январь 2012 г.
Вы должны предлагать прасад преданным и принимать его от них. Есть шесть видов взаимоотношений с преданными:
дадати пратигрихнати
гухйам акхйати приччхати
бхункте бходжайате чаива
шад-видхам прити-лакшанам
«Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом - таковы шесть проявлений любви, которые преданные испытывают друг к другу» («Упадешамрита», стих 3).
Если вы будете следовать этим наставлениям, тогда вы сможете стать сат-санги. Сат-санги – это тот, кто пребывает в садху-санге. Истинное общение с чистыми преданными приведёт вас к лотосным стопам Господа. Нет другой садханы, есть только одна садхана – садху-санга*. Кто является истинным садху? Первое качество настоящего преданного это терпение. Каким оно должно быть? Как у дерева! Даже если вы захотите срубить его, оно не лишит вас своей тени, своих плодов и цветов. Оно даст вам всё, даже если вы срубите его. Дерево никогда не попросит воды, даже если высыхает, но вы сможете получить от дерева цветы, плоды и тень, чтобы укрыться от солнца. Чтобы спастись от обжигающих солнечных лучей, нужно укрыться под деревом. У вас же есть просьбы и требования уважения к себе, но ваша обязанность – самим уважать каждого. Таково первое качество садху.
Каруника означает, что садху является другом всех людей, даже грешников, охотников и т.д. Он также друг всех животных и прежде всего – коров. Он равно относится ко всем, ни в ком не видит врагов. Как это возможно?
(Обращается к преданной) У тебя есть враги? Как научится ни в ком не видеть врагов? Если ты всё предлагаешь Господу, тогда ты понимаешь, что Он Господин всего. Всё человечество, все сотворённые живые существа – это дети Всевышнего. Можешь ли ты, понимая это, навредить кому-то? Это невозможно, если ты осознал, что все – дети твоего Господина, твоего Господа. Например, Нарада, когда увидел охотника, подумал: «Он сын моего Господина, я должен служить ему». Так он решил изменить умонастроение охотника, чтобы тот прекратил убивать. Нарада постарался и преуспел в этом. С тех пор охотник больше никогда не убивал никаких животных и стал преданным. Спустя год Нарада вместе с Парватой Муни вернулись в те же джунгли. Они увидели того же самого охотника, который сразу начал кланяться Нараде. Перед тем как предложить дандават-пранамы своему Гурудеву, охотник очистил место, чтобы там не осталось никаких муравьев или любых других насекомых. Он боялся раздавить их весом своего тела. Парвата Муни, увидев это, сказал: «Нарада, ты изменил сердце подобное камню, подобно тому, как философский камень превращает железо в золото». Так жестокий охотник изменился по милости Нарады через общение с ним. Вместе с Нарадой к охотнику пришло бхакти. Там где бхакти, там и дух ахимсы:
гйана-ваирагйади — бхактира кабху нахе 'анга'
ахимса-йама-нийамади буле кришна-бхакта-санга
«Путь эмпирического познания и отречение от мира не важны для преданного служения. На самом деле все хорошие качества, такие как непричинение вреда другим живым существам, владение чувствами и умом, сами следуют за преданным Господа Кришны» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.145).
От общения с сад-гуру характер меняется, человек становится очень добр ко всем живым существам. Отношение ко всему полностью зависит от самбандхи (отношений) с Господом и Его преданными.
Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: У тебя есть любовь к своему сыну?
Преданная: Да.
Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Если ты знаешь, что какой-то ребёнок – сын твоего друга, сын твоего Господина, будет ли у тебя благорасположенность к этому ребёнку?
Преданная: Да, будет.
Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Если ты связана с Всевышним, то понимаешь, что всё человечество, все животные, коровы, птицы очень дороги Господу. Как же ты сможешь причинить им вред? Поэтому необходимо взращивать понимание того, кто ты, какова твоя сварупа! Вы понимаете?
Преданная: Вечная служанка Кришны.
Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Мы все – слуги Кришны, дживера сварупа хайа - кришнера нитйа-даса. Слуга – это тот, кто служит Господину. Слугами могут быть друзья, отец, мать, муж и жена. В соответствии с видом взаимоотношений их привязанность будет разной. Отец и мать могут бить вас, но это также служение. Если друг подерётся с вами, это также служение. Есть разные виды служения. Служение друга лучше, чем служение слуги, служение отца и матери лучше служения друга. Друзья играют, могут кушать вместе из одной тарелки и спать в одной кровати, друг может оттянуть за ухо. Мама и папа не только могут оттянуть за уши, но и побить палкой для блага ребёнка, воспитывая его. Это служение выше дружеского, поэтому ребёнок должен подчиняться им. Жена может контролировать своего мужа, так как она служит лучше всех, поэтому муж покоряется её совету. Практично это или нет?! Чьё служение лучше – махиши (цариц Двараки) или гопи Вриндавана?
Преданная: Служение гопи.
Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Вы знаете почему? Они пожертвовали всем ради Шри Кришны, даже отношениями с сыновьями и дочерьми.
йанра саубхагйа-гуна ванчхе сатйабхама
йанра тхани кала-виласа шикхе враджа-рама
«Сатьябхама и другие царицы Шри Кришны вечно мечтают обрести удачу и превосходные качества Шримати Радхики, обучившей всех гопи различным искусствам» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 8.183).
Кришна также оставляет всё ради гопи. Гопи не просто дороги Кришне, они для Него – самое дорогое, что только есть. Гопи – Его служанки, гопи – Его гуру, гопи – Его друзья, гопи – для Него отец и мать. Гопи жертвуют всем для Кришны, а Кришна оставляет все Свои отношения с другими ради гопи. Кришна идёт с друзьями-пастушками пасти коров, но в полдень он покидает папу, маму и друзей ради гопи и идёт на сурабхи-кунду. Он готов оставить всех, так как знает, что туда пришла Шримати Радхарани. Служение Кришне для Неё – суть жизни. Такое служение очень интенсивно, но не все достойны так служить. Совершая садхану, мы сможем достичь способности так служить. Один месяц в году мы совершаем ашта-калия-лила-киртан, потому что мысли о мире прекрасной реальности способны привести нас туда.
Все дживы в этом мире скитаются по вселенной, но удачливая душа по милости гуру и Кришны получает семя лианы бхакти. Подобно садовнику она поливает семя и делает всё необходимое для того, чтобы семя проросло. Если поливать постоянно, тогда появится росток. Лиане нужна опора, без опоры лиана не сможет стоять, это не дерево. Она сможет пройти через все райские планеты, а также через Джаналоку, Тапалоку, Махарлоку, Сатьялоку, пересечь реку Вираджа и достичь Голоки, приняв прибежище у лотосных стоп Кришны. Там лиана преданности начинает плодоносить и даёт так много плодов, что садовник становится неспособным их съесть. Что ему делать?! Он начинает их раздавать другим. Этим плодом является према.
тахан вистарита хана пхале према-пхала
ихан малй сече нитйа шраванади джала
«Лиана бхакти разрастается и приносит плод – кришна-прему. Однако даже в этом случае садовник, всё ещё пребывая в материальном мире, регулярно орошает лиану водой шраваны и киртаны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 19.155).
Когда садовник начинает раздавать плоды лианы преданности всем, он становиться гуру.
В соответствии с учением «Чайтанья-чаритамриты» прежде необходимо самому утвердиться в бхакти, и только тогда вы сможете проповедовать достойно. Любой человек может учить вас в соответствии со своей адхикарой, иначе никак. Если вы просто читаете писания и пересказываете их, это не даст должного эффекта, но если вы практикуете, тогда будет результат. Сакхи не готовят для Кришны, для Него готовит только Радхарани. Все остальные лишь помогают в соответствии с Её желанием и советами. Вы проводите бхога-арати? Там говорится, что Радхика приготовила для Шри Кришны разные блюда, не так как Радха-канти (смеётся, смотря на Радха-канти д.д.). Всё, что готовит Радхика, очень нравится Кришне. Почему? Потому что любовь Радхики может покорить Кришну. Кришна всегда идёт к Радхарани, а не к нам. Вы знаете историю раса-лилы? Кришна оставил всех гопи ради Радхарани. Кришна – анвая, он идёт за Радхарани, а Радхарани – итара**, Она Сама по Себе.
В служение могут вовлекаться даже животные. Вы знаете историю об Индраклише? Индраклиша был рабом, купленным слугой. Поскольку его хозяин купил его, он обязан был всегда служить ему. Хозяин был таким жестоким человеком! Он всегда бил его, не давая ему отдыхать. Если Индраклиша неправильно подавал еду, то хозяин жестоко наказывал его. Индраклиша не выдержал этого и сбежал, но, к несчастью, была ужасная погода: дождь, ветер, снег. Он решил укрыться в горной пещере, в которой жил лев. Индраклиша размышлял, что если он не спрячется в пещере, то замёрзнет под снегом, а если останется, то лев его съест. Тут он увидел, как лев страдает – колючка впилась в его лапу, но он не может выдернуть эту колючку. Индраклиша выдернул колючку и выкинул её. Лев почувствовал некое облегчение. Но, увы, хозяин Индраклиша догнал своего раба, поймал льва и посадил обоих в клетки. В одной клетке его слуги приковали льва, а в другой – Индраклишу. Хозяин объявил: «Мой слуга сбежал от меня, поэтому в наказание я организую ему битву с диким львом. Он будет полностью безоружным, у него не будет даже палки. Кто желает посмотреть – покупайте скорее билеты». Собралось много людей, и, когда подошло время, открыли клетку со львом. Лев выскочил и прыгнул на Индраклишу. Пятнадцать дней ему не давали пищи, и он был очень голодным. Однако по запаху лев понял, что это его друг, Индраклиша, который спас его от боли. Лев коснулся языком стоп Индраклиша и начал их лизать. Все были очень удивлены. Как это возможно для дикого льва? Люди спросили Индраклишу: «Что за чудеса ты творишь?» Индраклиша ответил: «Этот лев был рождён животным, но всё же он может чувствовать благодарность в отличие от человека». Почему лев не стал есть Индраклишу, несмотря на то что был очень голоден? Лев помнил, что Индраклиша спас его от боли в лапе и думал: «Как же я могу съесть того, кто освободил меня от боли?»
В шастрах говорится, что львы, коровы, буйволы – все эти животные очень благодарные, но люди не обладают и каплей благодарности. Если у вас будет собака, то собака жизнью пожертвует ради вас. Собака может спасти вас, корова может служить вам. Вы можете поверить, что корова будет кормить вас? В Гокула-Махаване коровы служили одному бабаджи, они собирали для него пожертвования: муку, рис и другие продукты у деревенских жителей. Как они это делали? Они мотали головой, и на их шеях звонил колокольчик, а деревенские жители складывали муку в мешочек на их шеях. Коровы приносили всё это бабаджи, а бабаджи делал роти, ел сам и служил коровам. До самой смерти коровы служили бабаджи. Перед тем как бабаджи оставил этот мир, он отправил коров в другую деревню. Коровы пришли туда и начали мотать головами, звеня в колокольчики. Бабаджи попросил Баласена позаботиться об этих коровах, а коровам сказал служить Баласену своим молоком. Затем бабаджи оставил этот мир. Баласена пожертвовал землю нашему Гуруджи, по просьбе бабаджи, который сказал, что землю нужно отдать махатме.
Ты служишь коровам? (улыбаясь, обращается к преданной). Я служил коровам. Есть коровы, которые хоть и бодаются, тем не менее, имеют мягкий характер! У нас в матхе была такая корова, она очень хорошо служила, родила восемь или девять телят. Эта корова всех облизывала, она так шалила. Из-за её игривого нрава Неми Махарадж не был доволен этой коровой. Этот преданный постоянно служил матхаваси и коровам и умер у нас в Матхе.
Вы можете связаться с Господом только через служение. Шри Кришна сказал:
бхактйа тв ананйайа шакйа
ахам эвам-видхо 'рджуна
джнатум драштум ча таттвена
правештум ча парантапа
«По-настоящему постичь и воочию увидеть Меня в том образе, который видишь ты, можно, лишь занимаясь безраздельным преданным служением. Только так можно проникнуть в тайну Моего бытия» («Бхагавад-гита», 11.54).
Господь будет доволен вами в соответствии с вашим служением. Есть четыре качества Господа: бхакта-ватсала (любящий Своих преданных), три-кала-гья (всеведущий), самрат (властелин всего), ваданья (возвращает гораздо больше, чем вы даёте Ему). Драупади дала кусочек своего сари, чтобы послужить Кришне. Когда Кришна порезал палец, она тут же оторвала небольшую часть сари и завязала Ему рану. Взамен Бхагаван дал ей бесконечное сари, когда Духшасана попытался раздеть её. Духшасана не смог опозорить её, потому что Бхагаван – ваданья. Он отблагодарил Драупади за её служение. Самартхья Бхагавана проявлена в том, что никто не может препятствовать Ему. Поэтому, если вы действительно служите Господу, чего вам бояться? Он – сарва-шактиман, всемогущ. Он может спасти от всего неблагоприятного, нет никого в этом мире, кто мог бы противостоять Богу. Даже Равана и Хираньякашипу не смогли противостоять Господу. Ни Брахма, ни Шива, ни Деви (Дурга), ни любой другой полубог не смогли спасти Прахладу от Хираньякашипу, но Нрисимха Бхагаван убил этого демона. Он сделал это не для полубогов, Он сделал это только ради Своего преданного – Прахлады. Будьте бесстрашными и служите Господу – это мой совет вам и моя смиренная молитва.
…………………………………………………….
*Известно, что главной садханой в Кали-югу является повторение святого имени Радхи и Кришны. Об этом сказано в «Калисантарана-упанишад». Также в традиции подразумевается, что повторение святого имени нуждается в культивации через садху-сангу. Именно от садху можно получить подлинное святое имя Господа, которое может даровать прему. Именно садху может явить подлинную славу святого имени так, чтобы практикующий нама-садхану мог осознать неотличие святого имени от его носителя – Шри Кришны. Без осознания нама-таттвы, которую получают в садху-санге, джива не сможет быстро добиться успеха в повторении харинамы, поскольку не сможет повторять святое имя чисто. Шрила Харидас Тхакур утверждает это в «Харинама-чинтамани» (Глава 3).
**Слово итара означает «иная», «другая» [примечание редактора].
Перевод: Манохари д.д.
Редакция: Шамали д.д., Ари Мардан д.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж