?

Четыре особых качества Бхагавана.

 (голосов: 3)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 887. Опубликовано: 7-07-2015, 15:10

Четыре особых качества Бхагавана

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж

г.Пури, февраль 2013 г.

 

Когда Махапрабху давал наставления Шриле Санатане Госвами, Он рассказал ему о четырёх особых качествах Бхагавана («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, глава 21): бхакта-ватсала (Господь имеет любовь и привязанность к Своим преданным), ваданья (великодушие), три-кала-гья (знает прошлое, настоящие и будущее), самарт (всемогущ).

 

В этом мире никто не знает всего прошлого, настоящего и будущего какой-либо личности, но Господь знает всё обо всех, он три-кала-гья. Он говорит об этом в «Бхагавад-гите» 7.26:

 

ведахам саматитани

вартаманани чарджуна

бхавишйани ча бхутани

мам ту веда на кашчана

 

«Как Бог, Я знаю всё, что происходило в прошлом, происходит сейчас и произойдёт в будущем. Я знаю всех джив и их судьбы, Меня же не знает никто».

Если вы совершите плохой поступок, невозможно будет скрыть это от Господа, и, если вы сделаете что-то хорошее, Он всегда это оценит должным образом. Бхагаван знает всё о каждом в этом мире. Особенностью обусловленных душ является то, что они забывают всё хорошее, но помнят плохое и незначительное. Природа Господа иная: даже если мы делаем для Него совсем немного, Он это примет и никогда не забудет.

 

Драупади однажды дала Шри Кришне маленький кусочек своего сари, когда Он порезал палец. Как же Кришна отблагодарил её? Позже Он превратился в бесконечное сари, чтобы защитить её честь, когда её при всех пытался опозорить Духшасана, брат Дурьодханы. Так Господь проявляет Свою ваданью.

Как проявляется бхакта-ватсалья Всевышнего? Какую степень привязанности имеет Господь к Своим преданным? Индрадьюмна Махарадж был проклят Агастьей Риши и стал слоном по имени Гаджендра. Даже несмотря на то, что он родился слоном, его тело было красивым и сильным, так как он совершал бхагават-бхаджан в прошлой жизни. Гаджендра имел жену и детей, в лесу его все уважали. Львы и тигры, как только чувствовали запах его тела, сторонились его. Обычно слоны боятся львов, но Гаджендру обходили стороной даже они, так как понимали, что он более могущественный.

 

В лесу был один водоём – Ритумарт-саровара, там росло множество лилий и цветов лотоса. В этом прекрасном месте Гаджендра любил принимать омовение, играясь в его водах. Однако крокодил, который обитал в этом озере, не был доволен тем, что его постоянно беспокоят, и решил жестоко расправиться с Гаджендрой. Он схватил Гаджендру за ногу и начал тянуть в воду всё больше и больше. Они сражались десять тысяч лет! Слон Гаджендра становился всё слабее и слабее. Однако это был не просто могущественный слон, в прошлой жизни он совершал преданное служение Бхагавану. Гаджендра имел глубокие духовные самскары, которые невозможно разрушить чем-либо. Благодаря сукрити из прошлой жизни Гаджендра понял, что никто, кроме Господа, не сможет его спасти. Он предложил прекрасный цветок лотоса Бхагавану в своём хоботе и стал возносить искренние молитвы из глубины сердца:

 

нарайанакхила-гуро бхагаван намас те

 

«О Господь, пожалуйста, прими мои поклоны, спаси меня, прими меня!» («Шримад-Бхагаватам», 8.3.32).

 

Тем временем на Вайкунтхе Господь Нараяна собирался принять пищу, Он был очень голодный и попросил Лакшми Его накормить. Когда всё уже было готово, и Господь собирался вкусить подношение, Он услышал молитвенный зов Гаджендры. Шриман Нараяна сразу же отправился к Своему преданному на помощь. Богиня Лакшми, наблюдая за всем происходящим, была несказанно удивлена, поскольку знала, что Её Господин был очень голоден. Но, услышав зов Своего бхакты, Он забыл даже о собственном голоде. Господь Нараяна в Своём сердце думал так: «Я смогу вкусить ещё много пищи. Кто как ни Я откликнется на просьбу Моего преданного и спасёт его от гибели?» Господь подобен матери - кришна мата, кришна пита, кришна дхана-пран («Надия-годруме», стих 3). Когда мать знает, что её ребёнку грозит опасность, она тут же побежит к нему, не думая о себе.

Господь Нараяна вскочил на спину Своего преданного Гаруды, который способен летать очень быстро и далеко. Однако Нараяна не был удовлетворён им, так как хотел двигаться ещё быстрее. Поэтому Он спрыгнул с Гаруды и моментально появился перед погибающим Гаджендрой. Шри Бхагаван – мангала-майи, всё благоприятное присутствует в Нём во всей полноте, каждый Его поступок приносит высшее благо. Обезглавив крокодила, Всеблагой Господь даровал ему тело гандхарва. В прошлой жизни на него обрушилось проклятие, из-за которого он стал крокодилом. Одним действием Всевышний Господь спас Своего дорогого преданного и даровал благо ужасному крокодилу. Благодаря этой истории, которая произошла в райском месте, принадлежащему Варуне, мы можем понять, как много в Господе бхакта-ватсальи. Он никогда не забудет вашего служения. Если вы что-то делаете для Него, то навечно сохраните в себе то, что придёт от Всевышего как награда. Ваши отношения с Господом вечны, а отношения в материальной жизни, даже такие близкие как в семье, – временны.

 

кас трипнуйат тиртха-падо 'бхидханат
сатрешу вах сурибхир идйаманат
йах карна-надим пурушасйа йато
бхава-прадам геха-ратим чхинатти

 

«Разве может обрести полное удовлетворение тот, кто не наслушался трансцендентных рассказов о Господе, чьи стопы подобны лотосам? Едва войдя в уши, эти чудесные повествования тотчас разрывают узы семейных привязанностей» («Шримад-Бхагаватам», 3.5.11).


В этой связи, я бы хотел рассказать одну интересную историю. После смерти душа одного человека явилась во сне к своему сыну и сказала ему, что получила тело собаки. Причиной этого было то, что эта душа, находясь в человеческом теле, заняла десять тысяч рупий у другого человека и не отдала до своей смерти. Отец попросил сына помочь ему, заплатив десять тысяч рупий заёмщику. Сын отправился в дом человека, у которого отец занимал деньги и хотел отдать долг, однако тот не захотел брать, сказав, что его отец уже умер, и в этом нет смысла. Сын умершего спросил: «Сколько был должен мой отец?» Когда он услышал, что тот был должен десять тысяч рупий, то был поражён, так как именно о такой сумме говорил во сне ему отец. Сын всё-таки настоял на своём и отдал деньги. Вскоре он узнал, что собака, жившая в доме этого человека, умерла. Так этот человек смог помочь своему отцу. Важно отметить, что, хотя сын и помог душе своего отца, между ними больше не было каких-либо отношений. Бхагаван же никогда не отвергал Индрадьюмну Махараджа, даже несмотря на то, что его тело изменилось. Всевышний всегда признавал его как Своего преданного. Чистые преданные Господа также видят не наше тело, они видят то, что недоступно для баддха-джив. Это более глубокое видение. Настоящие преданные видят всё в истинном свете, потому что их сознание лишено корысти, вожделения, гнева и зависти. Эти чувства ослепляют джив.

 

Четвёртое качество Господа – самарт. Господь способен делать всё, что пожелает. Обычные люди даже не всегда способны отблагодарить, когда что-то получают от других. Бхагаван не таков и способен дать всё всем.

 

В начале «Бхагавад-гиты» Арджуна говорит, что не может сражаться со своими родственниками: «Я не хочу никакой войны с ними, лучше пойти в лес и поддерживать своё существование тем, что он даёт». Кришна сказал: «Арджуна, это просто сентименты, наш долг – выполнять обязанности, поэтому решение, которое ты принял в данной ситуации, не является лучшим». Когда же Бхагаван показал своему другу вселенскую форму, Арджуна взмолился, понимая, что Кришна – Его Господь, а он – Его слуга:

 

нашто мохах смритир лабдха

тват-прасадан майачйута

стхито 'сми гата-сандехах

каришйе вачанам тава

 

«О Ачьюта, по Твоей милости моё заблуждение развеялось, и я снова стал сознавать свое истинное «я». Я избавился от сомнений и прочно утвердился в подлинном знании. Теперь я исполню Твою волю» («Бхагавад-гита», 18.73).

 

Таким образом, Всевышний смог изменить его решение. Господь – самард, нет ничего невозможного для него. Он знает всё, что было в нашем сердце, что есть сейчас, и что будет в будущем.

 

Согласно ведическим правилам битвы один воин может сражаться только против одного воина, если кто-то нарушает правила, соответственно, он нарушает дхарму, в воинском искусстве существует соответствующий этикет. Когда воины возвращались с битвы, их встречали гирляндами и издавали благоприятные звуки. В один из дней Арджуна с другими воинами вернулся с поля боя, но почему-то никто их не встретил. Тогда Арджуна спросил: «Случилось что-то плохое?» Ему сообщили, что его возлюбленного сына Абхиманью убили восемь могучих воинов, нарушив воинский этикет и дхарму кшатриев. Бхима хотел защитить Абхиманью, но Джаядратха не позволил ему это сделать. Несправедливым образом Абхиманью был убит. Услышав это, Арджуна твёрдо поклялся, что на следующий день до захода солнца убьёт подлого Джаядратху, и если он не выполнит свою клятву, то войдет в огонь и сожжёт себя.

 

После того как Арджуна дал эту клятву, Кришна забеспокоился об Арджуне. Даже если преданный не волнуется о себе и своей судьбе, тем не менее, Господь всегда думает о нём. Кришна понимал, что убить Джаядратху очень трудно, так как после этого случая тот намеренно спрятался и никто уже не мог найти его. Когда солнце село, Арджуна решительно готов был сжечь себя в костре. И тут Джаядратха вышел из своего укрытия, чтобы посмотреть на смерть великого война. Однако Кришна остановил Арджуну, сказав, что у него ещё есть немного времени, потому что солнце ещё не зашло. Арджуна не мог понять – как это возможно? Тогда Шри Кришна объяснил ему: «Сегодня особый астрологический день, когда заход солнца происходит позже». Когда Арджуна выслушал доводы Кришны, он быстро схватил своё оружие и, не медля ни секунды, убил Джаядратху. Всевышний Господь способен знать обо всём. Шрила Вьясадева говорит об этом так:

 

джанмадй асйа йато `нвайад

итараташ чартхешв абхиджнах сварат

тене брахма хрида йа ади-кавайе

 

«Прямо и косвенно Бхагаван сознаёт все проявления. Он независим, ибо не существует иной причины, кроме Него. Именно Он вначале вложил ведическое знание в сердце изначального мудреца вселенной - Брахмаджи» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.1).

 

Всевышний знает каждую мысль и поступок, поэтому Он смог уберечь Своего близкого преданного и друга Арджуну.

Затем Кришна посоветовал отправить голову Джаядратхи прямо в руки его отцу. Джаядратха имел тайные дурные мысли в голове: «Когда же мой старый отец умрёт, и я получу его трон, когда же это случится?» Когда отец понял желание своего сына, то сам ушёл в лес, никому ничего не сказав. Даже его жена не знала об этом решении и от того пребывала в большом горе от потери мужа. В итоге царица приняла яд и оставила этот бренный мир. Отец Джаядратхи, находясь в лесу, не хотел, чтобы его сын был побеждён в бою Пандавами. Чтобы помочь своему сыну, он совершал аскезы, а плоды аскез целенаправленно посвящал победе своего сына. Он хотел, чтобы даже такие великие воины как Арджуна или Бхима не смогли победить Джаядратху.

 

Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж в одной из своих статей упоминает об учениках, настроение которых подобно мыслям Джаядратхи. Такие ученики думают: «Когда наш Гурудев оставит этот мир, тогда мы сможем стать гуру». Они торопятся принять положение ачарьев. Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, почему гуру уходит из этого мира. Одна из причин – то, что его ученики не хотят слушаться и следовать его наставлениям. Когда гуру видит, что его ученики очень обеспокоены тем, чтобы поскорее занять его положения, он оставляет этот мир.

Господь и Его чистые вайшнавы – самарт. Они способны знать всё, способны от всего защитить и сделать всё возможное ради своих искренних преданных.

 

Перевод и набор текста: Манохари д.д.

Редакция: Шамали д.д., Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж