?

Говардхан.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 761. Опубликовано: 26-07-2015, 14:12

Говардхан

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж

02.08.2014 г.

День первый

 

       Внешне или физически мы находимся сейчас здесь на Гирирадже Говардхане. Но так ли легко обрести с Ним взаимоотношения, принять у Него прибежище и жить рядом с Ним? Нет, это не так-то легко. Нам следует молиться, чтобы получить его подлинный даршан:

 

нирупадхи-карунена шри-шачи-нанданена

твайи капати-шатхо ’пи тват-прийенарпито ’сми

ити кхалу мама йогйайогйатам там агрихнан

ниджа-никата-нивасам дехи говардхана твам

 

«О Говардхан! Хоть я последний обманщик и негодяй, безгранично милостивый Шри Шачинандана, твой обожаемый Господь, отдал меня тебе. Не смотри на мои достоинства и недостатки, просто позволь мне поселиться у твоего склона» («Говардхана-васа-прартхана-дашака», 10).

 

К сожалению, мы даже не можем должным образом постичь кто такой Гирирадж Говардхан, как же тогда нам установить с Ним отношения? Для нас это отнюдь не легко. Но как было в случае со Шрилой Санатаной Госвамипадом? Он жил во Врадже, и каждый день совершал парикраму вокруг Гирираджа Говардхана. И вот однажды, Сам Шри Кришна в форме Гирираджа обратился к нему: «Ты уже старенький. Не нужно тебе больше совершать эти парикрамы». Однако, не смотря на это, Санатана Госвами не остановился. Он обладал очень твёрдой верой и сильным желанием совершать парикраму. Без колебаний он продолжал исполнять данный обет. Тогда Гирирадж снова явился перед Шрилой Санатаной Госвамипадом и даровал ему шилу с отпечатком Своей лотосоподобной стопы, попросив его, с этого дня совершать парикраму вокруг этой шилы.

 

      Гирирадж имеет взаимоотношения не со всеми без исключения, но только со своими возвышенными преданными. Он находится на трансцендентном уровне, а мы на материальном, поэтому для нас невозможно иметь отношения с Ним. Но те, кто так же как и он находятся в чистой трансцендентности – могут. Как подняться на этот уровень? Как развить такие отношения? Шрила Рупа Госвами в своей «Шри Упадешамрите» даёт нам совет: «Дадати пратигрихнати...»«Дарить что-то нужное преданным и принимать от них дары...». Только так можно развить любовные взаимоотношения.

 

       Есть одна лила, связанная со Шрилой Санатаной Госвамипадом. Какое-то время он жил в Чакалешваре на Манаси-Ганге, рядом с Чакалешвара Махадевом. Однажды он решил покинуть это место из-за множества комаров. Тогда сам Чакалешвара Махадев явился перед ним и стал просить: «Слушая харинаму из твоих уст, я спустя долгое время, наконец-то обрёл общение с вайшнавом. Прошу, пожалуйста, не уходи отсюда». Махадев устроил так, чтобы комары больше не прилетали в это место и не тревожили Шрилу Санатану Госвами. Таким образом, мы видим, что между Чакалешвара Махадевом и Шрилой Санатаной Госвами также были близкие взаимоотношения. Но с нами Гирирадж или Чакалешвара Махадев не имеют подобных отношений. Почему? Потому что мы живём на материальном уровне, а они на трансцендентном. Так как же пересечь этот барьер и вступить с ними в контакт?

 

«гауранга» болите хабе пулака шарира,

«хари хари» болите найане ба`бе нира

ара кабе нитай-чандер коруна хоибе

самсара-васана мора кабе туччха ха`бе

(«Прартхана», Лаласа-майи, стих 1-2)

 

Когда наконец-то садхака, благодаря своему настроению служения (севон-мукхе) обретает квалификацию и его Божество, гуру или вайшнав становятся довольны им, только тогда всё материальное или вишая-васана (желание наслаждаться объектами этого мира) уходит прочь из его сердца. Иначе это невозможно. Пока человек, посредством севы, не обретёт связь с такой личностью и не удовлетворит её, для него невозможно будет избавиться от всех этих загрязнений в сердце. А до тех пор, пока всё это не уйдёт, невозможно будет иметь истинные отношения с такими возвышенными личностями.

 

       Приезжая в эти места, совершая парикраму, предлагая пранамы, прикасаясь к шилам – мы думаем: «О да, я здесь! Я обрёл связь с этим местом и древними Божествами!» Но так ли это на самом деле? Шрила Нароттама дас Тхакур говорит в одном из своих бхаджанов («Према-бхакти-чандрика» 2.5):

 

тиртха-йатра паришрама кевала-манера-бхрама

сарва-сиддхи говинда-чарана

 дридха-вишвас хриде дхари мада-матсарйа парихари

сада кара ананйа бхаджана


«Посещение мест паломничества, включая дхаму, обретение даршанов в местах лил Господа — всё это лишь физические упражнения и способ сбить себя с толку». Кевала манера бхрама... – «это всего лишь иллюзия ума». «О! Я совершаю особые действия, находясь в таком особенном месте. Я благословлён и поэтому имею возможность посещать подобные места» — всё это только иллюзии нашего ума. «Сарва-сиддхи говинда-чарана...». Слово сиддхи можно перевести двумя различными способами. Первое внешнее значение — все виды совершенства. Но есть ещё и другой смысл слова сарва — это Бхагаван, который является первопричиной всех причин. Сарва-сиддхи — это тоже самое, что и бхагават-сиддхи, то есть совершенство в бхагават-бхакти. Под словом совершенство подразумевается истинное желание жить у лотосных стоп Господа и служить Ему. Это и есть подлинное сарва-сиддхи. Всё совершенство заключается в том, чтобы желать только служения лотосным стопам Господа. «Сарва-сиддхи говинда-чаране...»«Лотосные стопы Шри Говинды могут даровать полное совершенство». Говинда-чаран — это возвышенные преданные Господа Говинды. Они полноправно носят титулы вишнупада и прабхупада, поскольку олицетворяют собой лотосные стопы Господа. Словосочетания сарва-сиддхи и говинда-чаране означают, что бхагават-сиддхи можно обрести только приняв полное прибежище у лотосных стоп преданных. Только так и никак иначе можно обрести хоть какую-то связь с трансцендентными объектами. По-другому подобное невозможно.

 

       В мире существуют сотни и тысячи людей, не имеющих правильного понимания чего бы то ни было в жизни, и то, что их большинство, ещё не доказывает их правоты. С другой стороны, если всего лишь один человек будет обладать истинным видением, и даже если при этом никто не будет знать или воспринимать его, не смотря на это, он будет считаться личностью, которая обладает истинным богатством.

 

Мне вспоминается одна история, которая произошла в 1969 году. Однажды по радио объявили, что в Шри Майяпуре будет проходить кумбха-мела. Эта новость очень быстро разлетелась повсюду и многие стали собираться туда. Тогда несколько человек обратились ко мне с вопросом: «Так ли это?» Я удивился этому сообщению и спросил их: «От кого вы это услышали? Лично мне ничего не известно о кумбха-меле в Майяпуре». Тогда эти люди сказали: «Да! Именно так! Мы лично слышали! Так объявили по радио!» Позже выяснилось, что в действительности по радио объявили, сказав несколько по-другому: «В Майяпуре соберётся огромное количество людей, такое же, как на кумбха-мелу». По радио сказали, что будет огромное собрание людей, как во время кумбха-мелы, но не сама кумбха-мела. Люди, слушающие невнимательно, решили, что будет проходить кумбха-мела. Тогда в Майяпур съехались около сотни тысяч людей. Они заполонили собой всё. Лодочники брали неслыханные суммы за переправу, если в обычный день она стоила одну пайсу, то в тот день цена взлетела до десяти рупий с одного человека!

 

Преданные из Шри Чайтанья Гаудия Матха спрашивали меня: «На каком гхате следует принимать омовение и какое время наиболее благоприятно для него?» Я отвечал им: «Мы ничего не знаем ни о какой кумбха-меле в Майяпуре. Люди говорят что-то, но на самом деле то, о чём они говорят не верно. По радио объявили, что будет такое же столпотворение, как во время кумбха-мелы, но не сама кумбха-мела». Они не поверили мне и при этом один человек с вызовом сказал: «О, Махарадж, ты думаешь, что ты один умный, а сотни тысяч людей, которые приехали сюда — все глупцы?» Что я мог ответить ему на это? Я просто промолчал. Таким образом, даже если сто тысяч людей соберутся вместе и будут говорить что-либо, это совсем не означает что их слова и мысли истинны. Но тот, кто обладает истинным видением, является личностью, которая обладает подлинным пониманием таттвы. Только общаясь с такими личностями, которые познали Бхагавана и развили отношения с Ним, а также следуя по их стопам, мы сможем осознать что-либо из трансцендентной сферы.

 

       Однажды, во время Враджа-мандала-парикрамы, возле Говинда-кунды, когда Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами начал читать лилу о Шри Мадхавендре Пури из «Шри Чайтанья-чаритамриты», просто видя его лицо, сердца всех наполнились блаженством. Слушая катху из его лотосных уст, все очень воодушевились и почувствовали, что обрели контакт с Мадхавендрой Пурипадом. Они чувствовали, что теперь они сами являются свидетелями происходящей лилы. Такова сила великих преданных! Мы должны всегда следовать по их стопам, и особенно, когда отправляемся в дхаму, или хотим совершить парикраму.


      Есть два важных момента. Однажды, в месяц Пурушоттама вместе со Шрилой Бхактиведантой Нараяной Госвами Махараджем, Шрилой Бхактиведантой Тривикрамой Госвами Махараджем и другими преданными, мы посетили, во время парикрамы, храм Тота Гопинатхи в Джаганнатха Пури. Там собралось много паломников. Сначала заговорил Шрила Бхактиведанта Тривикрама Госвами Махарадж: «Зачем мы совершаем парикрамы? Враджа-мандала парикраму, Гаура-мандала парикраму, Кшетра-мандала парикраму? Я посещал все эти места много раз, но, в моём сердце так и не происходит абсолютно никаких изменений. Я не вижу никакого блага от всего этого. Теперь я отчетливо понимаю, почему Нароттама дас Тхакур говорит: «тиртха-йатра паришрама...» — «паломничество по святым местам — всего лишь физические упражнения...». И сейчас, я также подтверждаю это!» После его речи, все собравшиеся преданные были взбудоражены: «Как же так?! Неужели, после совершения стольких парикрам даже в сердце Шрилы Тривикрамы Махараджа ничего не изменилось?! Тогда, что уж говорить о нас?» Они потеряли энтузиазм.

 

После этого Шрила Нараяна Махарадж попросил меня также что-то сказать присутствующим вайшнавам. Я сказал: «Шрила Нароттама дас Тхакур действительно сказал так, однако другая личность, которая находится в той же линии и в том же настроении, что и он, высказала другое мнение. Шрила Бхактивинода Тхакур говорит: «Гаура амара дже-саба стхане...»«Я буду ходить по тем местам, где ступали стопы Шри Чайтаньи Махапрабху, и я буду делать это под руководством пранаи-бхакт (возлюбленных слуг Господа, према-бхактами), которые развили отношения с этими местами». Хотя внешне оба этих высказывания кажутся противоречивыми, если человек имеет правильное понимание, и он благословлён истинной милостью, тогда ему очень легко примерить эти внешне противоречивые изречения и увидеть, как они гармонично связаны между собой. Но понять это могут только те предавшиеся души, которые благословлены. Остальным же это всегда будет казаться противоречием».

 

Затем я попытался воодушевить паломников: «Описывая лилу с Амбаришей Махараджем, «Шримад-Бхагаватам» показывает нам, что необходимо делать. Нужно задействовать все свои чувства в служении Господу («Шримад-Бхагаватам» 9.4.18-19).

 

са ваи манах кришна-падаравиндайор

вачамси ваикунтха-гунануварнане

карау харер мандира-марджанадишу

шрутим чакарачйута-сат-катходайе

 

Глазами нужно созерцать мурти Господа. Ногами нужно ходить по святым местам, где проходят лилы Бхагавана и встречаться с Его преданными. И мы находимся все здесь, потому что мы следуем наставлениям «Бхагаватам». Но почему же тогда Шрила Тривикрама Махарадж сказал так? Потому что тот, кто очень сильно ждёт обретения богатства и при этом находится всего лишь в одном шаге от него, считает, что оно всё ещё очень далеко. Это другая сторона возвышенного духовного восприятия. Махарадж находится на очень высоком уровне бхакти, поэтому считает, что ничего не обрёл. Он жаждет намного больше того, что имеет сейчас. Махарадж не нищий, но из-за того, что он желает стать самым богатым из всех богачей, он говорит подобным образом. Что касается нас, то мы должны посещать эти места под руководством пранаи-бхакт. Если мы будем делать это, то огонь духовной разлуки, который горит в сердцах шуддха-вайшнавов, также коснётся и нас. Иначе, совершая паломничество в одиночку, мы не обретём никаких особых плодов».

 

      Теперь, возвратимся к нашей теме. К лиле с Шри Мадхавендрой Пури, которую я слышал от Шрилы Бхакти Прамода Пури Махараджа. Все вы, конечно тоже слышали её ни один раз, однако в этот раз я хочу открыть некоторые особые детали.

 

Однажды Мадхавендра Пурипад пришёл к подножию Гирираджа Говардхана и воспевал там святое имя. Как-то вечером к нему пришёл маленький мальчик и принёс ему немного молока. После того как мальчик ушёл, Мадхавендра Пурипад стал размышлять: «Я никогда не слышал такого прекрасного голоса, никогда не видел ни одного мальчика из этого материального мира с таким прекрасным и очаровательным обликом. Мне так не хочется, чтобы он навсегда скрылся от моего взора».

 

Этой же ночью Гопал явился ему во сне и сказал, что давно ждал его. Гопал признался, что это Он в облике мальчика приходил к нему, и что сейчас Он лежит в густых зарослях и ждёт. Гопал попросил Мадхавендру Пурипада вытащить Его оттуда и начать поклоняться Ему. Почему Гопал просит Мадхавендру Пури об этом? Почему Он просит нищего, у которого нет материальной собственности, и который к тому же никогда ничего не просит чего-либо для себя служить Ему? Этот святой принимает только то, что приходит к нему само. И тут Господь просит его о великом служении! Какое служение он может совершить? У этого садху нет даже необходимых для севы параферналий! С другой стороны, в Матхуре и в других городах живёт множество богатых людей. Почему Господь не просит их? Он не говорит им «Я хочу принять ваше служение». Внешне они имеют всё для служения у алтаря, но Господь не просит их о нём. Хотя внешне у Мадхавендры Пурипада ничего нет, Господь с огромным желанием взывает к нему: «Я хочу принять твоё служение». Почему так? Потому что то, чего Господь желает на самом деле, находится в сердце вайшнава, а не во внешних объектах поклонения.

 

Божество, обращаясь к Мадхавендра Пурипаде, заговорило. Могут ли Божества разговаривать? Да! Они разговаривают, но с кем? Со своими чистыми преданными. В форме мурти, Господь принимает обет не разговаривать, и принимать всё что Ему предлагают, не выражая Своих чувств. Но ради Своих возвышенных преданных, арча-виграха (изваяние Бога) нарушает принятый обет. Подобным образом, преданные тоже нарушают свой обет ради Всевышнего. Шрила Мадхавендра Пурипад принял обет — никогда не просить ничего для себя, но теперь ради Гопала он пошёл к местным жителям деревни и попросил их дать ему плуг. Он попросил их дать ему также ещё кое-какие вещи. Также этот святой обратился к ним за помощью, позвав их пойти вместе с ним. Таким образом, он нарушил свой обет.

 

Чистый ум Мадхавендры Пури очень отличается от нашего. Наш ум — санкалпа-викалпа. Иногда мы принимаем что-то и следуем этому, а иногда оставляем ранее принятое. Но ум святого вайшнава не такой, он не является непостоянным подобно нашему уму. Мадхавендра Пури всегда совершает какое-либо действие только ради служения Господу, и не по какой другой причине. Он действительно находится на трансцендентном уровне и Господь имеет с ним глубокие и сладостные взаимоотношения.

 

        Теперь обсудим следующий, второй момент этой лилы. Господь — сарва-шактиман (Тот, кто обладает всем могуществом). Он лично принёс молоко Мадхавендре Пури и разговаривал с ним. Господь позже показал ему то, что Он даже не может самостоятельно стоять без помощи святого. По этой причине Мадхавендре Пурипаду пришлось поставить три шилы вокруг Гопала — две по бокам и одну сзади. Они подпирали мурти с разных сторон и создавали устойчивость. Как примерить эти необычные противоречия? Верховный Господь такой могущественный — сарва-шактиман.

 

на тасйа карйам каранам ча видйате на тат-самаш чабйадхикаш ча дришйате

парасйа шактир вивидхаива шруйате свабхавики джнана-бала-крийа ча

 

«Все деяния Парабрахмана нематериальны, так как нематериальны чувства, с помощью которых Он их совершает. Никто не равен Ему и не превосходит Его. Он повелевает тремя главными божественными энергиями: гьяна-шакти, крия-шакти и бала-шакти» («Шветашватара-упанишад», 6.8).

 

Бог может всё, Он — то и это, всё и вся, и тут же с другой стороны, Он даже не может самостоятельно устоять без помощи. Противоречивое поведение Господа можно понять только благодаря особому духовному видению, через сиддханту шастр. Обычные люди никогда не смогут понять Высшую Абсолютную Истину и поэтому они приходят к выводу, что арча-виграха не является Богом.

 

        После установления Гопала, Ему каждый день проводили фестиваль аннукута. Мадхавендра Пурипад своими глазами видел как Гопал съедал все подношения, которые приносили жители деревни. Однако другие присутствующие там люди видели, что вся бхога оставалась не тронутой. Почему это было так? Есть один стих из Вед, который также цитируется в «Шри Ишопанишад» (Стих 5). Этот стих говорит о том, что Господь многогранен и непостижим в Своей полноте. Он одновременно съедает все подношения и от Его прикосновения пища становится трансцендентной. В то же время, всё, что Он принимает, остаётся таким как прежде, нисколько не уменьшившись.

 

      Теперь я хочу затронуть третий важный момент в этой лиле. Однажды Гопал попросил Мадхавендру Пури отправиться на Малай-парват и принести Ему оттуда сандал. К тому времени в собственности у Гопала было уже десять тысяч коров, огромный храм и много роскошных и дорогих вещей, но Шрила Мадхавендра Пурипад ни капли не был привязан к чему-то из этого. Услышав пожелание Господа, он немедленно отправился в путь. Почему? Потому что он не делал ничего ради корыстного накопления богатства или ради какой-либо другой цели. Он делал всё исключительно ради удовольствия Божества. Поэтому ради Его счастья он сразу же оставил всё, поскольку не был привязан к чему бы то ни было. Те, кто привык делать что-либо не ради удовлетворения Господа, привязываются к приобретённым вещам, и затем этим людям очень трудно расстаться с ними даже на мгновение. Но для тех, кто совершают деятельность только для удовольствия Господа, самым важным является служение и ничто другое.

 

      И ещё я хотел бы затронуть один немаловажный момент из жизни Пурипада. Не смотря на то, что Гопинатх совершил «неблаговидный» поступок, своровав кхир для Мадхавендры Пурипада, Он очень этим гордился: «О! Я смог своровать кхир для Моего возлюбленного преданного!» Неужели кхир приготовленный в этом мире обладает такой ценностью для Господа? Конечно же нет. Тогда возникают в этом отношении определённые вопросы. Во-первых: разве для Бога есть необходимость что-то воровать? Во-вторых: почему Он гордится воровством? Амрита-кели кхир необходимо было похитить, потому что в сердце Мадхавендры Пури появилось желание попробовать его. Что касается воровства, то Господь подумал: «Наконец-то Я стал достойным своровать что-то для Моего преданного». Вот почему Бог гордился своим поступком.

 

Нам трудно понять это, однако можно привести пример, помогающий это осознать. Если кто-либо сворует что-нибудь для блага своей страны, то с гордостью будет заявлять: «Мы сделали это!» Во времена войны за независимость Индии против британцев, два повстанца по имени Ананта дас и Локанатха Бхатта, похитили огромное количество оружия у британского правительства. Они очень гордились этим и говорили: «Мы сделали это ради свободы Индии!» Хотя они совершили что-то неподобающее с обычной точки зрения, тем не менее, они гордились этим поступком. Достойный мотив оправдывал их поведение. Подобным образом, Господь, сделав что-то для Своего возвышенного преданного, очень гордится этим. Мы станем способными понять всё это, только когда обретём общение с истинными вайшнавами.

 

Лилы Господа, слава мест, где проходят эти лилы (лила-стхали) абсолютно духовны. Обрести связь со всем этим, мы сможем только благодаря общению с чистыми преданными. По их милости свершится всё. Как мы можем обрести их милость? — Только постоянно и бескорыстно служа им. Никак иначе обрести эту милость невозможно.

 

Часто отвечая на просьбы различных преданных, которые снова и снова просят: «О Махарадж, пожалуйста благословите нас, пожалуйста благословите», я отвечаю им: «Нет нужды просить благословения. Вы можете попросить о благословении, а я в свою очередь могу сказать вам, что все мои благословения уже с вами. Формально полученное благословение абсолютно ничего не изменит и не принесёт никакого результата. Но если вы даже не просите о благословении, и я формально не благословляю, и при этом вы искренне служите вайшнавам и Господу — вся милость несомненно будет у вас». Милость гуру-варги естественным образом устремляется к тем, у кого есть желание служить преданным и Господу. Поэтому не забывайте о Всевышнем:

 

са ханис тан махач чхидрам

са мохах са ча вибхрамах

йан-мухуртам кшанам вапи

васудевам на чинтайет

 

«Если человек даже на мгновение забыл о Васудеве, Верховной Личности Бога, то для него это величайшая потеря, величайшая иллюзия и величайшее заблуждение» («Вишну Пурана).

Мы можем видеть множество примеров подтверждающих это. Только благодаря искреннему служению мы можем обрести взаимоотношения с чистыми преданными. В свою очередь, благодаря милости шуддха-бхакт мы сможем обрести связь с трансцендентными местами лил Бхагавана. Иначе это совершенно невозможно.

 

Гаура Премананде!

Перевод и набор: Кастури манджари д.д

Редакция: Радхика д.д. Ари Мардан д. Шамали д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж