Вайшнава-самбандха. Связь с чистым преданным.



Вайшнава-самбандха
Связь с чистым преданным
Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж
Пурушоттама-кшетра. Февраль, 2013 г.
Преданный: Когда мы долго остаёмся с вайшнавами, то постепенно чувство благоговения и понимания величия вайшнава ослабевает, мы начинаем воспринимать их как обычных людей. Как избежать подобного состояния сознания?
Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Когда находишься рядом с вайшнавами, нужно быть полностью занятым в служении. Если мы без остатка заняты служением, то плохие настроения не придут. Также нужно знать, что такое випраламбха — это то, что существует между встречами, в это время можно ощутить истинную разлуку.
Когда Джагадананда Пандит собирался отправиться во Вриндаван, Шриман Махапрабху дал ему наставление: «Не оставайся во Вриндаване и Матхуре на долгое время». Он знал, что если Джагадананда увидит враджаваси и их поведение, то будет недоволен ими. Он не сможет понять их, поскольку у них настроение рага-марга. Подобным образом, если вы не способны понять настроение вайшнава, то лучше оставаться на почтительном расстоянии от него, это будет лучше для вас. Когда возвышенный гуру проявляет свои лилы, каништха-адхикари, как правило, не способен их понять, и поэтому, по своему невежеству, он неизбежно будет совершать оскорбления. Шрила Рупа Госвами говорит:
дриштаих свабхава-джанитаир вапушаш ча дошаир
на пракритатвам иха бхакта-джанасйа пашйет
гангамбхасам на кхалу будбуда-пхена-панкаир
брахма-драватвам апагаччхати нира-дхармаих
«О чистых преданных, пребывающих в этом мире, никогда не следует судить с мирской точки зрения, иными словами, их нельзя считать обычными, обусловленными душами. Несовершенства, свойственные их природе, такие как низкое происхождение, резкость, медлительность, а также телесные изъяны, например, некрасивая внешность, болезни, физические недостатки, подобны пузырям, пене и грязи в Ганге. Хотя внешне вода Ганги кажется нечистой, она всегда сохраняет свою трансцендентную природу и чистоту. И точно так же осознавшие себя вайшнавы, всегда находятся на трансцендентном уровне, и потому не следует приписывать им какие-либо материальные недостатки» («Упадешамрита», 6).
Нельзя судить о вайшнаве по внешним недостаткам, даже если мы видим так называемые изъяны, мы не должны думать, что вайшнав является обычным человеком. Несмотря на то, что в Ганге плавает какая-то грязь, пена и пузыри, её трансцендентная природа не утрачивается. Ганга всё равно продолжает очищать всех и вся. Ни в коем случае мы не должны думать, что Ганга может быть грязной, — это оскорбление священной реки. Подобно этому видение внешних недостатков чистого преданного указывает на наше несовершенное, обусловленное видение. Если мы считаем, что шуддха-вайшнавы несовершенны, – это вайшнава-апарадха. Когда в течение долгого времени мы остаёмся с чистым преданным, мы можем неправильно истолковать его физическую слабость, либо можем не понять проявления его характера в связи с его наравата-лилой. Нам тяжело воспринимать его личность правильно, потому что мы баддха-дживы, то есть обусловленные души. Поэтому Рупа Госвами милостиво предостерегает нас от этого.
Во времена моего Гуру Махараджа (Шрилы Бхакти Дайиты Мадхавы Госвами Махараджа) в Калькуттском Матхе было очень мало денег. Не хватало даже посуды для всех живущих там, поэтому рис приходилось варить по три-четыре раза. В это время, один духовный брат нашего Гурудева из Вриндавана, написал ему письмо о том, что ему не хватает денег для покупки лекарств. Когда Гурудеву выпадала возможность послужить своим духовным братьям, он никогда не просил помощи у кого-то ещё. Вечером Гуру Махарадж продал немного риса, для того, чтобы помочь своему духовному брату. Шри Кришна и вайшнавы заботятся о каждом, они хотят использовать нас для служения другим преданным. Гуру Махарадж хотел помочь своему духовному брату, но у него не было для этого денег, и поэтому он продал рис. Если бы кто-нибудь увидел его в тот момент, то не смог бы понять его намерения правильно, так как мало кто знал, какой внутренний мотив руководил Гурудевом. Он продал вечером рис, чтобы этого никто не видел, потому что жители храма могли, узнав об этом, начать критиковать его: «Мы сами пребываем в нужде, какой смысл во всём этом? Почему мы должны помогать другим матхам?» Но, так или иначе, Гурудев собрал втайне от всех пятьдесят рупий, в то время это были очень большие деньги, и отправил их в помощь нуждающемуся духовному брату.
Кто является нашим Божеством? Шри Кришна и шуддха-вайшнавы. И прежде всего, именно святые вайшнавы:
арадхананам сарвешам вишнор арадханам парам
тасмат паратарам деви тадийанам самарчанам
«Высшей формой поклонения является поклонение Вишну, однако наивысшим является поклонение и преданное служение тадие – вайшнавам» («Падма-пурана»).
Если мы воспринимаем близкого слугу Кришны, как нашего прабху, то тогда мы должны понимать, что рядом с прабху может находиться только дас. У нас должно быть такое понимание: «Этот вайшнав мой прабху». Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж в одной из своих статей написал: «Я считал раньше своих духовных братьев своими друзьями, но я ошибался, все они мои прабху, они мои Божества, которым я поклоняюсь! Как же они могут быть моими друзьями?!» Мать всегда заботится о благе своих детей. Великие преданные подобны любящим матерям – они наши подлинные духовные защитники и покровители. Так как же они могут иметь какие-то недостатки?
Однажды я был в матхе, в котором у всех были очень близкие отношения, все были очень привязаны друг к другу и дружили. Я сказал им, что было бы лучше для их вечного блага, развивать привязанность по отношению к шуддха-вайшнавам, а не друг к другу, но они не прислушались к моему доброму совету. Спустя какое-то время они переругались, даже перестали разговаривать друг с другом, закрывшись в своих комнатах на замки. Позже, собрав пожертвования, я вернулся в Матх. Там я увидел, что уже восемь часов утра, но никто не проводит никакой пуджи для Божеств, никто ничего так и не подготовил. Я немедленно принял омовение и начал проводить арчану. Ничего, никому не сказав, я приготовил бхогу и предложил её Божествам, — мне было очень понятно, что произошло. Позже я позвал всех почтить прасад, но они, затаив обиду друг на друга, не захотели спускаться и приняли прасад у себя в комнатах. Несколько дней я сам готовил и проводил арчану, я никого ни о чём не просил. В это время в Матх приехал ещё один Махарадж. Увидев, что я всё делаю один, он решил мне помочь. Спустя какое-то время, один из жителей Матха пришёл ко мне и сказал: «Махарадж, в моём сердце нет покоя, я не чувствую себя счастливым». Я спросил: «Почему?» — Он ответил: «Я не совершаю никакого служения». Я сказал ему, что он может повторять харинаму, это лучшее служение Бхагавану, однако он не мог делать даже этого. Тогда я напомнил ему о том, что, прежде всего, необходимо сконцентрироваться на самбандхе с садху, отношениях с великими вайшнавами и садху-санге:
кришна-бхакти-джанма-мула хайа `садху-санга`
кришна-према джанме, тенхо пунах мукхйа анга
«Общение с вайшнавами – коренная причина кришна-бхакти. Садху-санга питает бхакти-лата-биджу, пока это семя преданности не принесёт плод – кришна-прему. Даже с проявлением премы, садху-санга останется для сиддха-вайшнава самой важной ангой бхакти» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.83).
Мадхава-прия Прабху: В нашем Рупа-Санатана Гаудия Матхе, который организовал Шрила Гурудев (Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж), один брахмачари обращался к одной пожилой женщине, говоря ей: «Ты моя мать». Однажды он отдал собранные пожертвования этой женщине, хотя должен был отдать их на служение вайшнавам. Со своей стороны, эта матаджи тоже думала: «Этот брахмачари такой хороший, так много служит, я буду приносить ему пищу». Глядя на эту ситуацию, Шрила Гурудев сказал: «Зачем вы приходите ко мне?! Чтобы находить себе новых матерей, братьев, отцов? Вы уже оставили своих близких и стали брахмачари. Зачем вы вновь возвращаетесь к этим отношениям?! Не приходите ко мне за подобными отношениями! Прежде всего, необходимо установить свои отношения с вайшнавами». Также очень часто Гурудев говорил, во время картика-враты: «Я знаю, что многие девушки приезжают с западных стран, чтобы украсть моих брахмачари, не делайте этого! Обязанностью каждого преданного является вдохновлять тех, кто хотя бы немного стремится совершать бхаджан. Вы не должны беспокоить их и отвлекать от духовной практики»*.
Перевод: Манохари д.д.
Редакция: Радхика д.д., Ари Мардан д., Ума д.д.
*Дхарма Ма или «духовная мать» Чхоты Харидаса
«Махапрабху отверг одного из Своих возвышенных преданных, Чхоту Харидаса. Чхота Харидас всегда был с Чайтаньей Махапрабху, но Махапрабху заметил, что у того появились какие-то отношения с сестрой Шикхи Махити, Мадхави деви, хотя она была в весьма преклонном возрасте. Чхота Харидас думал: «Она моя «Дхарма Ма», она для меня как мать, моя духовная мать». Он когда-то оставил свою мать, отца и родных, но теперь завязал отношения с этой женщиной, это очень плохо. Не делайте никого вашей «духовной» сестрой, матерью, братом или отцом. Ваши отец и мать – это ваш Гуру. Он – всё для вас. Кто вам ещё нужен? Новые отношения погубят вас. Будьте всегда с этим осторожны» (Ш.Б.Нараяна Махарадж. Сан Франциско, США, 3 мая 2001 г. Также «Враджа-према» №3, стр. 174).
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж