"Шри Кришна".
Шри Кришна
Цитаты из лекций Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады
Из «Шри Кришна махима расарнавам»
«Никто не сможет понять Кришну, не став чистым преданным Кришны. Кришна говорит — бхактйа мам абхиджанати йаван йаш часми таттатах. Если человек желает понять Кришну как Он есть, ему необходимо принять процесс преданного служения, бхакти» (Лекция, «Б.-г.», 2.10. Лондон, 16.08.73г.).
***
«Кришна — Высшая Духовная Личность. Он — всепроникающий, Он присутствует всюду. Мы также всепроникающие, но только в пределах своего тела. Кришна — всепроникающий, и это означает, что Он присутствует повсюду в творении. Так же, как мы пронизываем своё тело и знаем боль и удовольствия тела, также и Кришна знает всё в Своём творении. Поэтому Он всепроникающий. Если я чувствую боль, Кришна знает об этом. Таков Кришна. Кришна знает всё» (Лекция, «Б.-г.», 2.12. Лондон, 18.08.73г.).
***
«Кришна имеет множество форм и экспансий. Каждая Его экспансия — это Сам Кришна. Адвайтам ачйутам анадим ананта рупам («Брахма-самхита», 5). Некоторые из них — личные, некоторые — Его энергии, шакти, но все они, так или иначе, принадлежат Кришне. У Кришны есть материальные формы, и какие бы формы мы ни видели в материальном мире, все они исходят из Него. Также в духовном мире существует множество разнообразных форм Кришны — Баларама, затем Васудева, Санкаршана, Анируддха, Прадьюмна, Нараяна и пуруша-аватары. Бесчисленные планеты духовного мира, и на каждой планете присутствует определённый образ Бога. Однако изначальный облик Верховного Господа — Кришна. Ахам адир хи деванам. В этом изначальном облике Господь присутствует во Вриндаване. Голока эва нивасати. Кришна живёт на Своей изначальной планете, Голоке Вриндавана. Это форма, Кришна, Радха-Кришна.
В духовном мире нет таких явлений, как убийство Камсы, Хираньякашипу. Эти игры проходят в материальном мире. Кришна вступает во взаимоотношения в различных расах, которых насчитывается двенадцать: шанта, дасья, сакхья, ватсалья, мадхурья, бхаянака, бибхатса, хасья и т.д. Кришна известен как акхила-расамрита-мурти. Все расы объединяются в Кришне. В Ведах сказано: расо ваи сах. Раса означает вкус, удовольствие. Расо ваи сах, расам хи эвайам лабдхвананди. Любой, кто отведает вкус Кришны, ощутит истинный вкус, истинное удовлетворение. Кришна — вместилище все рас» (Лекция, «Ш.-Б.», 3.26.45. Бомбей, 20.01.75г.).
***
«Камса постоянно думал о том, как убить Кришну. Это тоже своего рода сознание Кришны. Один человек думает, как убить Кришну, а другой — как служить Кришне. Мысли о служении Кришне — это бхакти, тогда как мысли Камсы, как убить Кришну, не относятся к категории бхакти. Бхакти — это благоприятная деятельность (анукул). Если вы думаете, как служить Кришне, как украсить Кришну, как построить для Кришны хороший храм, как проповедовать славу Кришны — это бхакти, истинное сознание Кришны» (Лекция, «Ш.-Б.», 3.26.46. Бомбей, 20.01.75г.).
***
«Итак, мы должны развить привязанность к Кришне. Тогда каждое мгновение мы будем видеть Кришну. Нет нужды просить кого-либо: «Покажите мне Кришну». Вы увидите Его автоматически. Но вы не можете просить Кришну, как просите слугу или вашу собаку: «Пожалуйста, приди сюда, я хочу увидеть Тебя». Кришна не является чьим-либо слугой. Он — Господин. Он выглядит как мы, но не подобен нам. Нахам пракаша сарвасйа йога-майа-самавритах. Кришна повсюду, но для непреданных Он скрыт. Если вы непреданный, вы не сможете увидеть Кришну. Необходимо бхакти, любовь, чтобы понять и увидеть Кришну. Таков путь. Ман мана бхава мад-бхакто, думайте о Кришне и прославляйте Кришну, склоняясь перед Ним. Этому вы можете обучать даже маленьких детей — видеть Кришну в форме Божества, развивая привязанность к Нему» (Лекция, «Ш.-Б.», 5.5.26. Вриндаван, 13.11.76г.).
***
«Если вы спросите: «Почему Кришна вкушает глазами?» Да, Кришна таков. Если вы что-то предложите Кришне, просто посмотрев, Кришна отведает предложенную вами пищу. Если вы снова спросите: «Почему же тарелка полна?» Таков Кришна. Пурнасйа пурнам адайа пурнам эвавашишйате. Кришна не голоден, подобно нам. Он может съесть всё, что лежит на подносе, однако пища, лежащая на подносе, остаётся и становится прасадом, Его милостью. Попытайтесь понять Кришну, как Кришна ест, как Он думает и как действует. Если вы поймёте это, вы сразу же освободитесь от влияния материи» (Лекция, «Ш.-Б.», 6.1.2. Гонолулу, 06.05.76г.).
***
«Невозможно посвятить свою жизнь Кришне, если мы не служим преданному Кришне. Приблизиться к Кришне непосредственно невозможно. Поэтому Кришна посылает Своего преданного, духовного учителя» (Лекция, «Ш.-Б.», 6.1.16. Гонолулу, 16.05.76г.).
***
«Если вы пытаетесь забыть о Кришне, тогда Кришна предоставит вам возможность забыть о Нём. Если вы пытаетесь познать Кришну, тогда Он даст вам разум понять Его. Таков процесс» (Лекция, «Ш.-Б.», 6.1.16. Сан-Франциско, 20.06.75г.).
«Кришна не играет ни с кем, кроме Своих преданных. Преданные всегда поглощены мыслями о Кришне, а Кришна всегда поглощён в мысли о Своих преданных. Гопи всегда думают о Кришне. Когда Кришна уходит в лес, гопи думают: «О, Кришна ходит по грубой земле, где множество острых камней. Стопы Кришны так нежны, эти камни могут поранить Его мягкие стопы». Думая об этом, они плачут. Поэтому Кришна никогда не уходит из Вриндавана, поскольку гопи всегда думают о Нём. Гопи никогда не прекращают думать о Кришне, поэтому Кришна не может уйти из Вриндавана, даже если Он там не присутствует физически. Аналогично, если вы также думаете о Кришне, если вы также чистый преданный, тогда Кришна всегда будет с вами» (Лекция, «Ш.-Б.», 6.3.27-28. Горакхпур, 20.02.71г.).
***
Вопрос: «Я хочу узнать, когда мы служим Кришне, у нас духовные чувства, тогда что удовлетворяет наши духовные чувства, когда мы служим Кришне на Кришналоке?»
Ш.Б.Свами Прабхупада: «Да. Вы танцуете с Кришной, вкушаете с Кришной, разговариваете с Кришной, наслаждаетесь с Кришной. Кришна будет целовать вас (смех). Кришна очень добр к каждому, любите ли вы Его как возлюбленного, — как своего сына, — как своего друга, или как своего господина. В любом случае, Кришна ответит на вашу любовь. Если кто-то любит Кришну как своего врага, тогда Кришна дарует ему освобождение» (Лекция, «Ш.-Б.», 7.6.3. Монтреаль, 16.06.68г.).
***
«Природа Кришны — сач-чид-ананда, анандамайо абхйасат, Кришна всегда в блаженстве. У Кришны нет беспокойств. Кришна убивает больших-больших демонов и при этом улыбается. Он играючи убивает Агхасуру, Бакасуру, Дхенукасуру и Кеши, и это выглядит так, словно ребёнок играет с куклами. Кришну никогда не омрачают печаль, угрюмость или тревоги. Почему? Почему Бог должен быть угрюмым?» (Лекция, «Ш.-Б.», 7.7.30-31. Момбасса, 12.09.71г.).
***
«Прахлада Махарадж говорит — швам вайур агнир аваних. Кришна — воздух. Кришна — огонь. Кришна — земля. Кришна — вода. Кришна — небо. Кришна — всё. Даже мельчайший атом также — Кришна. Если мы всегда будем помнить об этом, наше сознание Кришны будет очень и очень сильным. Преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена. Если вы разовьёте в себе любовь к Кришне, тогда каждое мгновение вы сможете видеть Кришну повсюду» (Лекция, «Ш.-Б.», 7.9.48. Вриндаван, 03.04.76г.).
***
«В материальном мире мы находимся под влиянием внешней энергии Кришны, но если мы преданные Кришны, нами управляет внутренняя энергия Кришны. Внутренняя энергия Кришны имеет три функции, и одна из них хладини-шакти — Радхарани. Радхарани — энергия наслаждения Кришны. Радха-Кришна — это Господь Чайтанья. Радха и Кришна — едины. Когда Кришна желает наслаждаться, Он проявляет Свою энергию, Радхарани. Итак, Радхарани — энергия Кришны. Если мы принимаем прибежище у внешней энергии Кришны, мы забываем Кришну, и тогда мы отдаляемся от Него. Но если мы принимаем прибежище внутренней энергии Кришны, Радхарани, поскольку Она непосредственно служит Кришне, тогда мы, также как и жители Вриндавана, которые всегда говорят о Радхарани и принимают у Неё прибежище, очень легко сможем приблизиться к Кришне. Радхарани поможет вам очень быстро приблизиться к Кришне» (Лекция, «Нектар преданности», Вриндаван, 11.11.72г.).
***
«Кришна Сам говорит, что Его очень трудно понять. Действительно, это так. Но милость Шри Чайтаньи Махапрабху так безгранична, что Он помогает не только понять Кришну, но и дарует любовь к Нему, а высочайший уровень любви, любовь гопи. Враджа-вадху, гопи, девушки Вриндавана, их поклонение Кришне находится на высочайшей платформе. Они не знают никого, кроме Кришны. Ради Кришны они пожертвовали всем — честью, добрым именем, семьёй, мужьями и детьми» (Лекция, «Ч.-ч.», Ади.1.4. Майяпур, 28.03.75г.).
***
«Кришна выше всего. Он вне правил и предписаний. Он не может делать что-либо предосудительное. Он не находится под юрисдикцией какого-либо закона, поскольку Он — Верховный Господь. Кришнас ту бхагаван свайам. «Шримад-Бхагаватам» утверждает, что Кришна — Верховный Господь. Никто не может контролировать Его, (с точки зрения таттвы) Он вне контроля. Даже Радхарани, Его самая дорогая возлюбленная, не могла контролировать Его. Радхарани и гопи считаются наиболее дорогими возлюбленными Кришны. Но когда Кришна решил оставить Вриндаван, они стали плакать. Гопи преградили путь. Несмотря на это Кришна уехал. Радхарани — самая дорогая из всех. Они словно ослепли, рыдая, рыдая и рыдая, всю жизнь. Но Кришна так и не вернулся. Он отправил Своего посланника с письмом: «Я очень сожалею, но...» Таков Бог. Его невозможно ничем контролировать. Таков Кришна. Кришнас ту бхагаван свайам. Единственный господин — Кришна, и каждый — Его слуга. А что же говорить о нас? Мы — слуга слуги-слуги. Поэтому любой, кто понимает эту философию, что «я — слуга слуги-слуги, в сотни и миллионы раз незначительный слуга» — освобождённая личность. А тот, кто думает, что «я — Бог», никто иной как — дог (собака)» (Лекция, «Ч.-ч.», Мадхья, 20.313-317, 21.12.66г.).
***
«Кришна-лила вечно продолжается в духовном мире, но по желанию Кришны этот духовный мир нисходит в материальное творение. Подобно тому, как богатый человек живёт в своём дворце, и если он пожелает, он может отправиться куда угодно и там создать те же условия богатства и роскоши. Аналогично этому, когда Кришна пришёл в этот мир, Вриндаван низошёл вместе с Ним. Этот Вриндаван также хорош, как изначальный Вриндаван. Земной Вриндаван — не обычное место, это та же самая Голока Вриндавана. Благодаря всемогуществу Кришны здесь проявилась копия Вриндавана» (Лекция, «Ч.-ч.», Мадхья, 20.395. Хайдарабад, 17.08.76г.).
***
«Человеческое тело создано по образу и подобию Бога. Мы — копия Кришны, но не наоборот. Когда мы получаем человеческое тело, оно в точности подобно телу Кришны. У Кришны две руки и у нас две руки, у Кришны две ноги и у нас две ноги. Но разница между нашим телом и телом Кришны описана в этом стихе: ангани йасйа сакалендрийа-вритти-манти. Нашими руками мы можем что-то взять, однако мы не способны ходить на руках. Но Кришна способен ходить на руках, также как на ногах. Нашими ногами мы можем только ходить, но не способны брать что-либо, однако Кришна может использовать Свои ноги вместо рук. Своими глазами мы можем только видеть, но не можем есть. Однако Кришна может глазами видеть, есть, а также слышать. Каждая часть тела Кришны обладает функцией любой другой части Его тела. Таков Абсолют. Он — независим. Например, если мы потеряем зрение, мы станем зависимыми, и не сможем больше видеть. Но Кришна может видеть руками или ногами. Поэтому Кришна — Абсолют. Попытайтесь понять это» (Лекция, «Брахма-самхита», 32, Лос-Анджелес, 14.08.72г.).
***
«Кришна — всепривлекающий. Вы можете спросить: «Почему я должен принять Кришну?» Тогда я отвечу: «Почему же вы не должны принять Его?» В Кришне есть всё: богатство, слава, красота, мудрость, сила и отречение. Всё находится в Кришне. Чтобы вы ни пожелали, всё вы найдёте в Кришне. Кришна — объединяющий центр. Без Кришны существование невозможно» (Беседа с Ален Гинсбергом, 12.05.69г., Колумбия).
***
«Что нравится Кришне? Это можно узнать из священных писаний. Кришна говорит: патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати. Он говорит определённо. «Я люблю это и это». Так мы должны предлагать Кришне то, что Ему нравится, и тогда мы получим прасад. Кришне нравится Радхарани. Поэтому все гопи подталкивают Радхарани к Кришне. «О, Кришне нравится эта гопи. Прекрасно, пусть Кришна будет с ней». Это сознание Кришны, удовлетворять чувства Кришны, не собственные. Это бхакти, према, любовь к Кришне. «О, Кришне нравится это. Я должен дать Ему это» (Беседа с Бобом Коэном, 28.02.72г. Майяпур).
***
Ш.Б.Свами Прабхупада: Когда Кришна убивает демонов за пределами Вриндавана, это не изначальный Кришна. Это Васудева. Когда Кришна действует повсюду, это Васудева. Изначальный Кришна всегда во Вриндаване.
Джаятиртха: Если изначальный Кришна всегда во Вриндаване, тогда почему гопи и Радхарани чувствовали разлуку с Ним?
Прабхупада: Это только происходит здесь, в материальном мире. В духовном мире Кришна никогда не покидает Вриндаван. И даже в материальном мире Кришна внешне отправился в Матхуру, но всегда оставался в сердцах гопи. Он не уехал. Гопи наслаждались с Кришной в разлуке (Утренняя прогулка, Сан-Франциско, 17.07.75г.).
…………………………………………
Редакция: Ари Мардан д.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактиведанта Свами Прабхупада