?

"Йога, отвергнутая Арджуной".

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 77. Опубликовано: 27-05-2024, 08:44

Йога, отвергнутая Арджуной

А.Ч.Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада

Из книги «Совершенство йоги», Глава 1

 

На Западе, особенно в нынешний век, широко известны многие системы йоги, однако, по сути дела, ни одна из них не даёт ясного представления о том, как достичь совершенства. В "Бхагавад-гите" же Шри Кришна, Верховная Личность Бога, учит Арджуну именно тому, как достичь совершенства йоги. Если мы действительно хотим достичь совершенства йоги, то должны обратиться к "Бхагавад-гите", которая содержит авторитетные наставления Верховной Личности Бога.

Следует особо отметить, что о совершенстве йоги было поведано на поле битвы. Кришна рассказал о нём воину Арджуне, которому вскоре предстояло принять участие в братоубийственной войне. Охваченный жалостью к своим близким, Арджуна думал: "Ради чего я должен сражаться с родственниками?" Его нежелание сражаться было вызвано иллюзией, и, чтобы рассеять её, Шри Кришна поведал Арджуне "Бхагавад-гиту". Трудно даже представить себе, за какое короткое время была рассказана "Бхагавад-гита". Воины выстроились по обеим сторонам поля боя, ожидая сражения, до начала которого оставалось немногим более часа. В течение этого часа Шри Кришна и рассказал своему другу Арджуне "Бхагавад-гиту", объяснив ему, в чём заключается совершенство всех систем йоги. В конце этого великого диалога Арджуна отбросил свои сомнения и решительно вступил в бой.

В ходе этой беседы Арджуна узнал, что для занятий медитационной йогой следует удалиться в уединённое место, сесть, выпрямив корпус, и, не отвлекаясь ни на что другое, сосредоточить взгляд на кончике носа. Выслушав это описание, он сказал:

йо 'йам йогас твайа проктах

самйена мадхусудана

этасйахам на пашйами

чанчалатват стхитим стхирам

"О Мадхусудана, мне кажется, что никто не в силах заниматься йогой, которую Ты сейчас описал, ибо ум человека беспокоен и неустойчив" (Б.-г., 6.33). Это очень важный момент. Следует всегда помнить, что мы находимся в материальном мире, где наш ум постоянно пребывает в беспокойстве. Наше существование в материальном мире никак не назовёшь безмятежным. Тем не менее нам всегда кажется, что, изменив каким-либо образом свою жизнь, мы избавимся от беспокойств и наступит момент, когда все наши тревоги и волнения рассеются. Однако природа материального мира такова, что мы не в силах избавиться от волнений и беспокойств. Таким образом, мы находимся в весьма затруднительном положении: мы вновь и вновь пытаемся решить свои проблемы, но этот мир устроен так, что, несмотря на все наши старания, эти проблемы остаются неразрешёнными.

Чуждый лицемерия, Арджуна честно признался Кришне, что система йоги, которую описал Господь, для него неприемлема. Примечательно, что в приведённом выше стихе Арджуна называет Кришну Мадхусуданой. Это имя означает "убийца демона Мадху". Следует отметить, что у Бога бесчисленное множество имён, которые часто даются Ему в соответствии с Его деяниями. Именам Господа нет числа, как нет числа и Его деяниям. Даже мы, крохотные частицы Бога, не в состоянии вспомнить всего, чем занимались на протяжении жизни, с детства и до настоящего времени. Вечный Господь безграничен, и, поскольку Его деяниям нет числа, Он имеет бесчисленное множество имён, главным из которых является имя Кришна. Почему же тогда Арджуна, вместо того чтобы, как подобает другу, назвать Господа Кришной, называет Его Мадхусуданой? Дело в том, что Арджуна сравнивает ум с великим демоном, подобным демону Мадху. Только если Кришне удастся убить демона по имени "Ум", Арджуна сможет достичь совершенства йоги. "Мой ум гораздо сильнее демона Мадху, – говорит Арджуна, – но если Ты одолеешь его, я смогу практиковать этот вид йоги ". Даже такая великая личность, как Арджуна, признаёт, что его ум пребывает в постоянном беспокойстве:

чанчалам хи манах кришна

праматхи балавад дридхам

тасйахам ниграхам манйе

вайор ива су-душкарам

"Ум беспокоен, неистов, упрям и очень силён, о Кришна, и мне кажется, легче остановить ветер, нежели обуздать ум" (Б.-г., 6.34).

Фактически, ум руководит каждым нашим поступком, указывая нам, куда идти и что делать. Поэтому смысл занятий йогой заключается в том, чтобы обуздать беспокойный ум. В процессе медитации йог подчиняет ум своей власти, сосредоточивая его на Сверхдуше, и так достигает цели йоги. Однако Арджуна говорит, что обуздать ум труднее, чем остановить ветер. Представьте себе человека, который, раскинув руки, пытается остановить ураган. Означает ли это, что Арджуна просто не обладал качествами, необходимыми для того, чтобы овладеть своим умом? На самом деле мы не способны даже представить себе, какими замечательными качествами обладал Арджуна. Он был близким другом Верховной Личности Бога, а это очень высокое положение, достичь которого может только человек, наделённый поистине выдающимися качествами. К тому же Арджуна был прославленным воином и правителем. Он обладал таким сильным умом, что сумел постичь "Бхагавад-гиту" всего за один час, тогда как в наше время великие учёные не могут сделать это за всю жизнь. И всё же Арджуна считал себя неспособным обуздать ум. Можем ли мы после этого считать, что для нас, живущих в век деградации, возможно то, что было не под силу Арджуне, который жил в куда более благоприятную для духовной практики эпоху? Мы не должны даже допускать мысли о том, что находимся на одном уровне с Арджуной. Мы в тысячи раз ниже его.

Более того, мы нигде не найдём упоминания о том, что Арджуна когда-либо занимался йогой. И всё же Кришна счёл его единственным человеком, способным понять смысл "Бхагавад-гиты". Чем же отличался Арджуна от всех остальных людей? Обращаясь к Арджуне, Шри Кришна говорит: "Ты – Мой преданный и Мой самый близкий друг". Тем не менее Арджуна отверг медитационную йогу, описанную Шри Кришной. Что же в таком случае делать нам? Должны ли мы оставить всякую надежду на то, что нам когда-нибудь удастся обуздать свой ум? Нет, ум можно обуздать, для этого нужно воспользоваться методом сознания Кришны. Следует сосредоточить ум на Кришне, ибо, постоянно размышляя о Кришне, человек достигает совершенства йоги.

Из беседы Шукадевы Госвами и Махараджи Парикшита, изложенной в Двенадцатой Песни "Шримад-Бхагаватам", мы узнаём, что в золотой век, Сатья-югу, люди жили по сто тысяч лет. Благодаря такой продолжительности жизни высокоразвитые живые существа этой эпохи могли заниматься медитационной йогой. Но то, чего в Сатья-югу можно было достичь, занимаясь медитацией, в Трета-югу – совершая жертвоприношения, а в Двапара-югу – поклоняясь Господу в храме, в нынешний век, Кали-югу, можно достичь с помощью хари-киртаны, или повторения имён Бога. По словам авторитетов, повторение Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе в нынешний век является воплощением совершенства йоги.

Люди в нынешний век живут максимум восемьдесят-сто лет, однако большинству удаётся дожить лишь до пятидесяти или шестидесяти лет. И даже в этой короткой жизни у них так много тревог и проблем, причиной которых являются войны, эпидемии, голод и множество других бедствий. К тому же люди этого века не отличаются большим разумом и, как правило, неудачливы. Таковы отличительные признаки человека, живущего в Кали-югу, век деградации. Строго говоря, у нас нет никаких шансов достичь успеха в медитационной йоге, о которой Кришна рассказал Арджуне. Самое большее, на что мы способны, – это изобрести некое подобие данной системы, приспособленное к нашим нуждам, и удовлетворять с его помощью свои мелочные желания и амбиции. Именно поэтому многие люди посещают платные курсы йоги, где их обучают различным гимнастическим и дыхательным упражнениям, и надежда на то, что они смогут на несколько лет продлить свою жизнь или получить больше удовольствия от секса, делает их счастливыми. Но мы должны понять, что всё это не имеет никакого отношения к настоящей йоге. Сейчас практически никто не способен заниматься медитационной йогой. Однако в нынешний век всего, чего человек добивается, практикуя медитационную йогу, можно достичь с помощью бхакти-йоги – возвышенного метода сознания Кришны, в основе которого лежит практика мантра-йоги – прославление Шри Кришны через повторение мантры Харе Кришна. Данный метод рекомендован в ведических писаниях, и его ввёл в практику такой великий авторитет, как Чайтанья Махапрабху. "Бхагавад-гита" также утверждает, что махатмы, великие души, постоянно поют славу Господу. Для того, чтобы заслужить право называться махатмой (каким его описывают Веды, "Бхагавад-гита" и великие авторитеты), необходимо обратиться к методу сознания Кришны и повторять мантру Харе Кришна. Но те, кто предпочитает заниматься показной медитацией, демонстрируя своё умение сидеть в позе лотоса и имитируя погружение в транс, не имеют ничего общего с махатмами. Следует понять, что подобные представления лишь жалкая имитация, весьма далёкая от истинного совершенства йоги. Никакие искусственные средства не помогут нам излечиться от болезни материализма. Мы должны воспользоваться настоящим методом лечения, который предлагает нам Сам Кришна.

………………………………………….

Редакция: Латика д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактиведанта Свами Прабхупада